Аудио-трансляция

Не­мощ­ны мы. Ни­че­го не мо­жем сде­лать сво­и­ми си­ла­ми. Ка­кое бы ни бы­ло ве­ли­кое де­ло, все это – внеш­нее, зем­ное. Все по во­ле Бо­жи­ей и по не­ис­по­ве­ди­мым судь­бам Его об­ра­ща­ет­ся в нич­то. Все – вре­мен­но, и до­ро­жить им мы долж­ны, пос­коль­ку оно слу­жит нам для спа­се­ния на­шей ду­ши. Од­но толь­ко это на­до не­из­мен­но пом­нить и об од­ном толь­ко этом, спа­се­нии сво­ей ду­ши, за­бо­тить­ся, а все ос­таль­ное пре­дать в во­лю Бо­жию. Сми­рять­ся долж­но.

преп. Никон

Спо­рить не нуж­но, так как че­рез спор вы­хо­дят иног­да боль­шие неп­ри­ят­нос­ти. Ска­за­но: тот ве­лик пред Бо­гом, кто сми­рен­но ус­ту­па­ет ближ­не­му, и сми­рен­ных Бог воз­но­сит, а гор­дых и спор­ли­вых Бог сми­ря­ет. Уко­рять на­до толь­ко се­бя, а не ближ­не­го, за свои не­дос­тат­ки.

преп. Иосиф

Со спор­ли­вым ха­рак­те­ром ед­ва ли мож­но ожи­дать, что­бы был толк. В ду­хов­ной жиз­ни нет ни­че­го ху­же и вред­нее спор­ли­вос­ти. На вре­мя она иног­да и при­та­и­ва­ет­ся, а пос­ле опять об­на­ру­жи­ва­ет­ся в преж­ней си­ле.

преп. Амвросий

Искушения недоумениями и снами

Прошу вас и молю не смущаться, но всячески благодушествовать, благодарить Премилосердаго Господа, удостоившего вас быть во святой нашей обители, лично видеть чиноположение церковнослужений. Не раскаиваетесь в том, что и со мной, скудоумным, мало побеседовали о благоназидании душевном и приняли таинство исповеди, коею и чрез недостойных благодать Божия действует и облегчает наши греховные бремена! 

Что же касается всеобщего врага-диавола, который, по Писанию, яко «лев рыкая ищет кого поглотити» (Пс. 21 ,14) – и чрез орудие не понимающих его козней действовал и внушил плевелы смущения в душу вашу, дабы тем оглушить ваши чувства и охладить теплоту веры к принятию душевных назиданий. Да обратится болезнь на главу душетлителя-диавола.

Искушения недоумениями и снамиА мы с тобою да уповаем на Господа, и Господь Премилостивый да вразумит вас, и да просветит к познанию истины, и да умиротворит душу вашу, волнующуюся в смущении помыслов и недоумеренностях, и да покрыет вас от всех козней и наветов диавольских, и да простит вам вся согрешения ваша вольные и невольные.

Пишешь, что супруге вашей в сонном видении как бы дух сделал некоторою насмешку, – каковой случай попускает Господь грех наших ради, к смирению нашему. Что она спросила, что к худу или к добру, – таковое мудрование есть самых глупых, непросвещенных, деревенских баб, а вам уже стыдно последовать оным. Что может сделать злой дух, он и зла нам не может какого причинить, ежели Господь не попустит, а если Господь попускает ему пакости нам делать, – то за гордыню нашу, к смирению нашему. Слава Богу, что в этом раскаялась. Господь Бог да простит ей всемогущею своею благодатию и да справит жизнь ее в преуспеянии животворящих Его заповедей, чего как себе, так и вам, и ей, и всем от сердца желаю.

Из писем прп. Льва Оптинского