Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Спа­се­ние на­ше и по­ги­бель на­ша – в ближ­нем на­шем. Спа­се­ние за­ви­сит от то­го, как мы от­но­сим­ся к сво­е­му ближ­не­му. Не за­бы­вай­те в сво­ем ближ­нем ви­деть об­раз Бо­жий.

преп. Никон

Кто ус­ту­па­ет, тот по­лу­ча­ет три ось­муш­ки с по­ло­ви­ной, а кто мнит­ся и пра­во нас­та­и­вать, тот по­лу­ча­ет толь­ко од­ну ось­муш­ку, а иног­да и од­ной не по­лу­ча­ет, ког­да сам расстро­ит­ся и дру­го­го расстро­ит.

преп. Амвросий

Про­ти­во­дей­ство­вать и бо­роть­ся с людь­ми, при­чи­ня­ю­щи­ми зло, не на­до, не толь­ко де­лом или сло­вом, но да­же в по­мыс­лах сво­их. Ина­че бе­сы бу­дут по­беж­дать. За та­ких лю­дей на­до мо­лить­ся. Тог­да Гос­подь по­мо­жет и бе­сы отс­ту­пят. Мо­нах дол­жен к смер­ти го­то­вить­ся, по­э­то­му на­до всег­да ду­мать о том, что­бы встре­тить смерть в ми­ре со все­ми.

преп. Никон

Из письма прп. Амвросия Оптинского на новолетие

Поздравляю тебя с Новым годом и сердечно желаю тебе вступить в оный с новыми силами духовными, а вместе и телесными, чтобы иметь возможность, с помощью Божией, провести наступающее новое дело в мирном устроении, по сказанному в псалмах: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118: 165). Другого средства для получения мирного устроения душевного, кроме исполнения Евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно. Евангельские же заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений, по сказанному: в терпении вашем стяжите душы вашя (Лк. 21: 19), и претерпевши... до конца, той спасен будет (Мф. 10: 22); чтобы никого не судить и никого не осуждать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле. Так как только один и есть Судия живых и мертвых, пред Которым каждый из нас от своих дел или прославится или постыдится.

Из письма прп. Амвросия Оптинского на новолетиеНа земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано Самим Господом (Ин. 16: 33): в мире скорбны будете. Слова эти ясно показывают, что хотя все места целого мира исходи, а бесскорбного положения нигде не обрящешь; везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению и долготерпению и неосуждению других. Ежели дозволявшие, или присвояющие себе право судить, находили недостатки и неправильности в Самом Господе, Источнике всякой истины, называя Его льстецом, самарянином, и хуже того (см. Мф. 27: 63; Ин. 8: 48), то какого заключения не сделают относительно обыкновенных людей?

Всего лучше и спасительнее для нас последовать заповеди апостола, глаголющаго: Темже прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя; и тогда похвала будет комуждо от Бога (1 Кор. 4: 5).

И еще в Ветхом Завете предписано было внимать себе, и своему спасению, и исправлению собственной своей души. Об этом и следует нам более всего заботиться. Есть два рода благотворения: первое благотворение — собственной своей душе делами благочестия со смирением и неосуждением других, чтобы не подвергнуться тому, чему подвергся фарисей; второе благотворение внешнее, внешними средствами, которые также приносят пользу нашей душе, если не судим и не доверяем своему помыслу, что будто бы средства эти не так употребляются. Полезнее всего благотворить и веровать несомненно, что получим за это от Господа воздаяние, по сказанному у пророка Даниила: «избавление мужу свое ему богатство». И в другом месте: «милостынею и верой очищаются грехи».

Из писем прп. Амвросия Оптинского