Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Да умуд­рит нас Гос­подь без дво­е­ду­шия вес­ти борь­бу с вра­гом на­ше­го спа­се­ния и гре­хом: без умуд­ре­ния от Гос­по­да и по­мо­щи Его по­бе­да не­воз­мож­на; мы не­мощ­ны и сла­бы без по­мо­щи Бо­жи­ей, а с Бо­жи­ей по­мощью все воз­мож­но, как ска­зал Апос­тол: Вся мо­гу о ук­реп­ля­ю­щем мя Ии­су­се Хрис­те (Флп. 4, 13).

преп. Никон

Чи­тая пи­са­ния свя­тых отец, мы ви­дим, что же­ла­ю­ще­му очис­тить серд­це от страс­тей нуж­но при­зы­вать Гос­по­да на по­мощь. — Это так, но мы не мо­жем тво­рить мо­лит­ву Ии­су­со­ву без рас­хи­ще­ния мыс­лей. С но­во­на­чаль­ных не взыс­ки­ва­ет Бог не­рас­хи­ща­е­мой мо­лит­вы, она при­об­ре­та­ет­ся мно­гим вре­ме­нем и тру­да­ми; как пи­са­ние свя­тых отец го­во­рит: „Бог да­ет мо­лит­ву мо­ля­ще­му­ся“, а мо­лить­ся все-та­ки про­дол­жать на­до, ус­та­ми и умом.

преп. Иларион

Ко­ли­кие бы ни восс­та­ли вол­ны на ду­шу, всег­да при­бе­гай ко Хрис­ту. Спа­си­тель, Он при­дет на по­мощь и ук­ро­тит вол­ны. Ве­руй, что Гос­подь смот­ри­тель­но уст­ро­ил та­ко­вую жизнь к ис­це­ле­нию, не от­вер­гай ее и не ищи те­лес­но­го спо­кой­ствия и мни­мо­го ми­ру, преж­де по­до­ба­ет мно­го пот­ряс­ти­ся и по­тер­пе­ти: еже­ли бу­дешь иметь отк­ро­ве­ние, то оно мно­го об­лег­чит твою брань и бу­дешь боль­ше иметь спо­кой­ствия, не­же­ли са­ма со­бою.

преп. Лев

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6]

 

Новомученики. Оптина ПустыньВ середине 1940-х годов, когда в Козельске появился о. Рафаил (Шейченко), из г. Белева приехал иеросхимонах Мелетий (Бармин), многими почитаемый как старец. Отец Мелетий поступил в Оптину еще при жизни прп. Амвросия в 1890 году, нес послушание старшего келейника настоятеля архимандрита Ксенофонта (Клюкина), исполнял обязанности благочинного, затем духовника сестер женского монастыря в Шамордине. В 1930 году был приговорен к пяти годам ссылки [1]. После ссылки жил г. Белёве, где ему удалось пережить аресты 1937-1938 годов (см. дело иг. Софрония (Сорокина)). Переехав в Козельск, отец Мелетий в храме не служил, занимался лишь духовничеством, исповедью монахинь и мирян. Скончался 12 ноября 1959 года, в возрасте 97 лет, был похоронен на старом городском кладбище, а в 2005 году перезахоронен на некрополь Оптиной Пустыни. 

Игумен Иннокентий (Павлов), родившийся в Витебской губернии, пришел в Оптину Пустынь в 1909 году, где проходил клиросное послушание. После закрытия монастыря он эмигрировал в Германию и руководил хором в Архангельском храме г. Зальцбурга. В конце 1940-х годов игумен переехал в Бразилию, где служил в Алпинской церкви Св.Троицы, затем в Св. Никольском кафедральном соборе в г. Сан-Паоло. Скончался 16 сентября 1961 года в Бразилии [2].

Последний год своей жизни провел в Троице-Сергиевой Лавре иеросхимонах Паисий (Гришкин). В Оптину Пустынь Павел Дмитриевич Гришкин поступил в 1911 году. Было ему в то время 30 лет, послушание он нес в рухольной. Известно, что в конце 1920-х годов он жил в Козельске [3]. Также известно, что отец Полиевкт (так его звали в монашестве) был в числе братии Глинской пустыни до её закрытия в 1961 году [4]. Он скончался 12 мая 1969 года, похоронен на северном кладбище г. Загорска (ныне Сергиев Посад). Документальных сведений о репрессиях отца Паисия пока обнаружить не удалось.

Остался в живых после репрессий и иеромонах Макарий (Харьков). В Оптиной Пустыне он был келейником скитоначальника и пасечником. После закрытия монастыря служил на приходе в Иоанно-Предтеченской церкви села Губина, а в 1930 году был арестован. На следствии никого не оговорил, ложную вину не признал и был сослан в ссылку [5]. Через шесть лет он уехал на родину в Белоруссию, в Гомель[6], где и скончался 17 мая 1970 года [7]. Предположительно о. Макарий имел сан игумена.

Игумен Феодосий (Степанов) в Оптиной Пустыни был келейником настоятеля архимандрита Ксенофонта (Клюкин;†1914) и затем прмч. Исаакия (Бобракова). Скончался, по предположению И.М. Беляева, в Омске в советское время [8]. Сведений о репрессиях пока не обнаружено.

Иеромонах Иоанн (Жирнов), бывший оптинский послушник Илья. Известно, что в 1937 году он находился в одной из московских тюрем [9], в послевоенное время скончался в Ташкенте [10].

Новомученики. Оптина ПустыньИеросхимонах Макарий (в монашестве Ермоген), в миру Евгений Иноземцев, сын помещика из Козельска, в оптинской братии не числился, но называл себя оптинцем, был духовным сыном оптинского иеромонаха Макария (Чиликина). Вся семья Иноземцевых, в 1930 году жившая на территории Лавровского сельсовета, была лишена гражданских прав[11]. Когда о. Ермоген был пострижен в монашество неизвестно, и сведений о его репрессиях также не обнаружено. Известно, что в 1945 году иеромонах Ермоген жил в г. Белёве и находился за штатом [12]. Позднее он получил регистрацию в Совете по делам религий, служил в селах Белёвского района, затем в самом Белеве, вел замкнутый образ жизни [13]. В схиму отец Ермоген был пострижен незадолго до смерти, имя при постриге избрал в честь своего духовного отца. Скончался 12 мая 1970 года[i] в Белёве, похоронен около Свято-Троицкой церкви, рядом со своим старцем.

В 1976 году на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Грязи Липецкой области скончался схимонах Иоасаф (Моисеев), в монашестве Иосиф. В Оптиной Пустыни он был певчим, канонархом, слесарем. После закрытия монастыря отец Иоасаф вместе с братией подвергался непрерывным гонениям, пережил принудительные работы и три ареста. На допросах держался очень мужественно. Более 15 лет он провел в заключении, получив освобождение в результате инвалидности. «Слава Господу за всё, за радости, печали и скорби, благо мне, что я пострадал дабы научиться заповедям Твоим, Господи», – писал исповедник[ii]. С середины 1950-х годов он поселился в г. Грязи Липецкой области и до конца своих дней жил в построенной им самим келье, ограничив до минимума круг общения, всецело сосредоточившись на своей внутренней жизни. Молитва, чтение Священного Писания, рукоделие занимали все его время. В келии затворника, на антиминсе из Казанской церкви Оптиной Пустыни, неоднократно служилась Божественная литургия[14]. В 2005 году честные останки оптинского схимонаха-исповедника, согласно его желанию и по благословению Святейшего Патриарха Алексия, перенесены на братское кладбище Оптиной Пустыни.

Новомученики. Оптина ПустыньПоследний лучик славной оптинской братии уходил вместе с кончиной 29 марта 1981 года схиигумена Павла (в монашестве Петр (Драчев). В Оптиной Пустыни он был певчим, садовником, хлебопеком в Скиту. В 1925 году отец Петр (Драчев) поступил в Даниловский монастырь в Москве, а 28 декабря 1930 года был арестован. «По своим убеждениям я принадлежу к тихоновской церкви», сказал отец Петр на допросе, – «и мы всегда сходимся на неприемлемости тех мероприятий, которые проводятся Советской властью»[iii]. 3 января 1931 года, после единственного допроса, отца Петра приговорили к высылке в Северный край сроком на три года. Отбывать ссылку ему выпало вместе с иеромонахом Никоном (Беляевым), довелось ему и похоронить своего оптинского собрата-исповедника. После освобождения 15 января 1934 года отец Петр поехал в г. Можайск Московской области[15].

Сведений о других репрессиях найти пока не удалось. Известно, что в 1956 году отец Петр служил в г. Веневе Тульской области, затем в селе Черкассы Ефремовского района в храме прп. Сергия Радонежского, где окормлял небольшую общину шамординских сестер[16]. Был пострижен в схиму. В своих докладах уполномоченный Совета по делам религий Тульской области неоднократно жаловался на отца Павла: за устроение часовни в с. Венев-монастырь, за продажу лампадного масла верующим, за раздачу святой воды[17].

Всего семь лет не дожил схиигумен Павел, последний монах старой Оптиной Пустыни, до открытия монастыря. 17 ноября 1987 года распоряжением Совета Министров СССР №2453р здания разоренной обители переданы в ведение Русской Православной Церкви[18]. Предсказания о непременном открытии монастыря давно ходили в среде верующих, правда, с оговоркой – «не надолго»[iv].


 

Новомученики. Оптина ПустыньНаш рассказ о пострадавших в годы безбожных гонений, конечно, неполный, он требует дальнейших исследований, к тому же доступ в архивы ФСБ все-таки ограничен: некоторые документы не только скопировать, но и прочесть нам не позволили, и мы предполагаем, что эти документы могли бы пролить свет на многие обстоятельства того времени. Но и такая работа приносит свои плоды: стали известны многие имена расстрелянных, погибших в лагерях, умученных в тюрьмах, сгинувших в ссылках. И те, чей христианский подвиг не вызывает сомнений, кто выдержал испытание верности Богу, ныне канонизированы Русской Православной Церковью.

«Теперь дело прославления святых мучеников не за Церковью, она прославила их, и не за конкретными исполнителями, изучавшими архивные документы и работавшими над текстами, они свою работу в значительной степени исполнили, а за вами, за теми церковными людьми, которые напоминают скорее детей, которым пелись плачевные песни и они не плакали, им играли на свирели и они не плясали. Теперь мученики прославлены и жизнеописания этих мучеников в значительной степени опубликованы, но церковные люди так же не знают их, как и раньше, как часто не знают жития святого, имя которого носят.

Наши мученики являются нашими национальными героями. Это не герои войны или труда, это герои духа, кои остаются героями при любых правительствах и режимах. Они подобны скале, вокруг которой может строиться имеющая сколько-нибудь глубокое содержание национальная жизнь. Воспользуется русский народ, мы с вами, возможностью жить национальной и религиозной жизнью, тогда мученики станут фундаментом ее возрождения и кровь пролитая станет для русской нивы животворящим дождем.

Не захочет русский народ этим воспользоваться и стать из советского, из российского – православным русским народом, мученики останутся всего лишь как последний памятник ХХ столетия нашей русской цивилизации, которому разве что подивится чужестранец, идя мимо, что сколь велики были ставшие неведомыми миру россы и сколь плачевна может быть судьба сошедших в ад и не познавших смысла дарованного им от Бога бытия»[v].

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ОПТИНСКИЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС!

Преподобномученик ЕВФИМИЙ (Любовичев Ефим Алексеевич) скончался в Брянской тюрьме 19 июля 1931 г.

Преподобноисповедник АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович) скончался 18 июля 1936 года в Орле.

Преподобномученик ЛАВРЕНТИЙ (Левченко Степан Иванович) расстрелян 25 октября 1937 г. в Калужской области.

Преподобномученик ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич) расстрелян 23 ноября 1937 г. в Калужской области.

Преподобномученик СЕРАФИМ (Гущин Стефан Григорьевич) расстрелян 23 ноября 1937 г. в Тульской области.

Преподобномученик ПАНТЕЛЕИМОН (Аржаных Павел Тимофеевич) расстрелян 29 ноября 1937 г. в Ельце.

Преподобномученик АВЕНИР (Синицын Андрей Матвеевич) расстрелян 5 декабря 1937 г. в Калужской области.

Преподобномученик ЕВТИХИЙ (Диденко Емельян Иванович) расстрелян 5 декабря 1937 г. в Калужской области.

Преподобномученик МАРК (Махров Михаил Емельянович) расстрелян 5 декабря 1937 г. в Калужской области.

Преподобномученик САВВА (Суслов Сергей Андреевич) расстрелян 5 декабря 1937 г. в Калужской области.

Мученик БОРИС Козлов расстрелян 5 декабря 1937 г. в Калужской области.

Преподобномученик РАФАИЛ (Тюпин Борис Георгиевич) расстрелян 11 декабря 1937 г. в Бутове.

Преподобномученик ВИКЕНТИЙ (Никольский Виктор Александрович) скончался в концлагере 11 декабря 1937 г. в Коми АССР.

Преподобномученик ГУРИЙ (Самойлов Георгий Михайлович) расстрелян 20 декабря 1937 г. под Тулой.

Преподобномученик ИСААКИЙ (Бобраков Иван Николаевич) расстрелян 8 января 1938 г. под Тулой.

Преподобномученик ПАФНУТИЙ (Костин Борис Федорович) расстрелян 19 января 1938 г. в Калужской области.

Преподобноисповедник НИКОН (Беляев Николай Митрофанович) скончался 8 июля 1931 г.

Преподобноисповедник РАФАИЛ (Шейченко Родион Иванович) скончался 19 июня 1957 г.

Преподобноисповедник СЕВАСТИАН (Фомин Стефан Васильевич) скончался 19 апреля 1966 г.

ДА ПОМЯНЕТ ГОСПОДЬ БОГ ЗА ВЕРУ ХРИСТОВУ ПОСТРАДАВШИХ:

Архимандрит

АМВРОСИЙ (Соболев Алексей Дмитриевич) умер в СибЛаге 15 декабря 1942 года

Игумены:

БОРИС (Дорофеев Роман Лаврентьевич), расстрелян 06 декабря 1937 г. в Орловской области.

СОФРОНИЙ (Сорокин Сергей Сергеевич), расстрелян 10 декабря 1937 г. под Тулой.

СПИРИДОН (Елагин Семен Григорьевич), расстрелян 13 октября 1937 г. в Бутове.

Иеромонахи:

АКАКИЙ (Бачурин Алексей Кузьмич), расстрелян 21 октября 1937 г. в Бутове.

АМВРОСИЙ (Коханов Алексей Иванович), расстрелян 8 января 1938 года под Тулой.

АРСЕНИЙ (Мельников Аркадий Васильевич), расстрелян 05 декабря 1937 г. в Калужской области.

ВАРНАВА (Клыков Василий Семенович), расстрелян 26 марта 1938 г. в Ленинграде.

ВАРСИС (Виноградов Василий Сергеевич), расстрелян 04 ноября 1937 г. в Калужской области.

ГЕРОНТИЙ (Ермаков Григорий Яковлевич), расстрелян 09 января 1938 г. в Новосибирске.

ДОСИФЕЙ (Чучурюкин Дмитрий Степанович), расстрелян 29 ноября 1937 г. в Орловской области.

ИГНАТИЙ (Даланов Иван Михайлович), умер 3 сентября 1942 года в ТемЛаге (г. Темников, Мордовия).

ИЕРЕМИЯ (Авдулов Иван Семенович), расстрелян 30 декабря 1937 г. в Воронежской области.

ИСААКИЙ (Бабиков Иван Алексеевич), расстрелян 17 сентября 1937 г. в Тверской области.

МОИСЕЙ (Доброхотов Михаил Васильевич), расстрелян 21 октября 1937 г. в Бутове.

НИКАНДР (Чувенков Никита Алексеевич), расстрелян 25 октября 1937. в Калужской области.

НИКОДИМ (Васин Никита Акимович), расстрелян 05 декабря 1937 г. в Калужской области.

ОСИЯ (Виноградов Иоанн Сергеевич), расстрелян 02 ноября 1937 г. в Калужской области.

ПАНТЕЛЕИМОН (Шибанов Платон Григорьевич), расстрелян 05 декабря 1937 г. в Калужской области.

СЕРГИЙ Романовцев (монашеское имя неизвестно), расстрелян 06 декабря 1937 г. в Тульской области.

ФЕОДОТ (Мартемьянов Федор Александрович), предположительно скончался в ссылке в 1932 г.

Иеродиакон ВАДИМ (Антонов Георгий Федорович) расстрелян 08 января 1938 г. под Тулой.

Диакон ФЕОДОР Павлов, расстрелян 05 декабря 1937 г. в Калужской области.

Монахи:

ИОНА (Пирогов Иван Никифорович) расстрелян 05 декабря 1937 г. в Калужской области.

МИСАИЛ (Цубаников Михаил) расстрелян 10 декабря 1937 г. под Тулой.

Послушники:

ГРИГОРИЙ Ларин расстрелян 08 января 1938 г. под Тулой.

ДАНИИЛ Пятибратов расстрелян 08 января 1938 г. под Тулой.

РОМАН Недокучаев расстрелян 05 декабря 1937 г. в Калужской области.

ПАВЕЛ Пищулин расстрелян 29 ноября 1937 г. в Ельце.

ВАСИЛИЙ Огурцов расстрелян 15 октября в Смоленской области.

Места погребения казненных оптинских отцов неизвестны.

 

Использованная литература:

Житие оптинского старца Никона. – Издание Введенской Оптиной Пустыни. 1996.

Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. В 7 кн. – Тверь. ООО «Издательский дом «Булат». 1992–2002.

Монахиня Амвросия (Оберучева). История одной старушки. Издательская группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря. Храм свв. безсребренников и чудотворцев Космы и Дамиана на маросейке.

Региональный общественный фонд «Память новомучеников и исповедников российских». – Труды. Вып. I.– 2004.

Вестник русского христианского движения.– 1976.– №117.– С.48-57.

ОР РГБ. Ф.214. №367 – Летопись Скита Оптиной Пустыни.

 

Список сокращений:

АОП – Архив Оптиной Пустыни

АУФСБ СПб и ЛО – Архив Управления Федеральной службы безопасности С.–Петербурга и Ленинградской области

ВРХД – «Вестник русского христианского движения»

ВЧК – Всероссийская Чрезвычайная Комиссия

ГАКО – Государственный архив Калужской области

ГАЛО – Государственный архив Липецкой области

ГА ДНОИКО – Государственный архив документов Новейшей истории Калужской области

ГАТО – Государственный архив Тульской области

Губком – Губернский комитет

Губчека – Губернская Чрезвычайная Комиссия

ИПЦ – Истинная Православная Церковь

НКВД – Народный Комиссариат внутренних Дел

ОГПУ – Объединенное государственное политическое управление

ОР РГБ – Отдел рукописей Российской государственной библиотеки

РКП (б) – Российская Коммунистическая Партия большевиков

УФСБ – Управление Федеральной службы безопасности

ЦА ФСБ – Центральный архив Федеральной службы безопасности

 

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6]

[1] УФСБ по Калужской обл., П-13910

[2] Православная Русь. –1962. –№2.–С.8-9

[3] Письмо зам. начальника УФСБ по Калужской обл. Б.М. Хашегульгова. Приложение 4. «Список» 09.07.1930»

[4] Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский Патерик.– М.: Самшит.– 1997.

[5] УФСБ по Калужской обл., П-13910

[6] УФСБ по Калужской обл., П-12918, л.181 об.

[7] АОП. Синодики

[8] Частный архив Т.И. Беляевой

[9] УФСБ по Калужской обл., П.12918, л.88

[10] АОП. Синодики

[11] ГА ДНОИКО, ф. П-37, оп.1, ед.хр. 118, л.165

[12] Государственный архив Тульской области, ф. Р-3354с, д.4, л.40.

[13] ГАТО, ф. Р-3354с, д.4, л. 40; д. 8, л.10, 40; д.10, лл.14, 43 об.; д. 14, л.21; д.28, л.8.

[14] УФСБ по Тульской обл., П-12928; УФСБ по Ярославской обл., С-13272; Воспоминания келейницы. Архив Оптиной Пустыни

[15] ЦА ФСБ России, д.Н-6656

[16] АОП. Фонд новомучеников и исповедников

[17] ГАТО, ф. Р-3354с, д.28, л.41; д.32, лл.13,26

[18] ГАКО, ф.Р-3501, оп.1, ед.хр.245, л. 3

[i] Архив Оптиной Пустыни. Синодик прот. Григория Ряскова.

[ii] Архив Оптиной Пустыни. Фонд новомучеников и исповедников.

[iii] Центральный архив ФСБ России, д.Н-6656, л.429.

[iv] АОП. Фонд новомучеников и исповедников.

[v] Иг. Дамаскин (Орловский). Сайт регионального общественного фонда «Память новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви». www.fond.ru info@fond.ru