Аудио-трансляция: Казанский Введенский

О до­маш­них и на до­маш­них не скор­би. Пош­ла к Бо­гу – и жди от Бо­га. Он на­деж­нее всех кня­зей и сы­нов че­ло­ве­чес­ких. И нас­то­я­щею жизнью не ув­ле­кай­ся. Спо­кой­на – бла­го­да­ри Бо­га, скорб­на – опять бла­го­да­ри Бо­га. И жди всег­да ми­лос­ти Бо­жи­ей.

прп. Анатолий

Хо­тя к че­ло­ве­кам мы и долж­ны об­ра­щать­ся за по­мощью ду­шев­ной и те­лес­ной, но ус­пе­ха в сих об­ра­ще­ни­ях долж­ны ожи­дать от ру­ки Гос­под­ней.

прписп. Никон

Ни­ког­да нель­зя на­де­ять­ся на че­ло­ве­ка. Это – ве­ли­кая и ро­ко­вая ошиб­ка. Без оп­ре­де­ле­ния на то Бо­жия не за­щи­тит и не уте­шит че­ло­век. Бес­си­лен че­ло­век без Бо­жи­ей по­мо­щи.

прписп. Никон

18 июля — день памяти преподобноисповедника Оптинского Агапита (Таубе)

В двадцатом веке, как в первые века христианства, подвигом становится само по себе исповедание православия. Святых, которые всю жизнь хранили веру, подвергались за неё гонениям и пыткам, но не претерпели мученической кончины, Церковь называет исповедниками, а тех, кто при этом был в постриге — преподобноисповедниками.

Михаил Таубе, будущий преподобноисповедник Агапит, приехал в Оптину в 1923 г. ещё до закрытия монастыря, жил на пасеке скита. Затем начал работу в музее «Оптина пустынь» в должности хранителя библиотеки. Работая в библиотеке, Михаил знакомится со святоотеческий литературой и рукописями, занимается разбором библиотеки и проводит экскурсии для посетителей музея. Конечно, и сам начинает вести церковную жизнь, молится у могил старцев, посещает все службы. В этот период сотрудник музея стал духовным чадом старца Нектария, а позже — иеромонаха Никона и принял монашеский постриг.

Во время экскурсий он рассказывал о Церкви, о религии и о монастыре с таким вдохновением и энтузиазмом, что посетивший музей секретарь Наркомпроса сделал вывод, что «слишком учёный» сотрудник, общающийся с монахами и посещающий церковные службы, не очень уместен для такой работы. В 1925 году Михаила уволили из музея, а в 1927 арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности и религиозной пропаганде, для которой тот якобы использовал свои связи с отцом Никоном (Беляевым) и, через музей, со всем научным миром.

В день ареста монах Агапит открыто сменил светскую одежду на рясу и в тюрьму отправился уже как исповедник. Связь с отцом Никоном сохранялась у монаха Агапита и после приговора: пути заключённых пересекались в лагерях и пересылочных пунктах. После первого срока о. Агапит остался в Архангельске, где познакомился с несколькими епископами и священниками, что и послужило поводом для обвинения в очередном заговоре. В 1931 году монах Агапит был отправлен в ссылку в сибирские лагеря. После возвращения он поселился в Орле, где после болезни отошёл ко Господу 18 июля 1936 года в возрасте 42 лет.

Михаил Таубе самой своей жизнью исповедовал православную веру во времена гонений и сохранил крепкую связь с Оптиной пустынью, черпая духовную поддержку у старцев и монахов. В 2007 году монах Агапит (Таубе) был причислен к лику святых.

Преподобноисповедник Агапит, помоги и нам стойко проходить времена искушений, укрепи нас в вере православной и моли Бога о нас.

Более подробное жизнеописание прписп. Агапита (Таубе)
читайте по данной ссылке.

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь