Аудио-трансляция

Не вся­кий мо­жет час­то ста­но­вить­ся на мо­лит­ву в те­че­ние дня. Но по­нуж­дать се­бя на мо­лит­ву, хо­тя мыс­лен­ную, ес­ли при лю­дях, вся­ко­му воз­мож­но. Воз­мож­но на­чи­нать и окан­чи­вать вся­кое де­ло и за­ня­тие воз­но­ше­ни­ем ума к Бо­гу. Не­по­лез­но хо­лод­ное от­но­ше­ние к де­лу мо­лит­вы. „От­мо­лил­ся, вы­чи­тал, что по­ло­же­но, и сво­бо­ден. От­был по­вин­ность свою". Та­кая мо­лит­ва не да­ет бла­гих пло­дов.

преп. Никон

Слово на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня

Стихира

Сегодня Святая Церковь торжественно вспоминает обретение Честнаго креста Господня. Это событие последовало спустя три века по воскресении Господа и совершено было святой Еленой, матерью равноапостольного царя Константина, по его поручению. Разыскивая Животворящий Крест, святая царица расспрашивала многих христиан и иудеев, но долгое время поиски оставались безрезультатными. Наконец, иудеи указали ей на одного старого еврея по имени Иуда, который мог сообщить царице сведения о Кресте Христовом. Иуда открыл ей, что Крест зарыт на том месте, где стояло капище Венеры. Капище было разрушено до основания, и в земле на большой глубине были обнаружены Гроб Господень и неподалёку — три креста, дощечка с надписью Пилата и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Для того, чтобы узнать, какой же крест — Господень, все три креста были внесены в дом благочестивой жены, лежащей на смертном одре. После молитвы Иерусалимский патриарх Макарий поочерёдно возложил кресты на умирающую. И только прикосновением последнего вошла в больную сила жизни. Возвращаясь из дома исцелённой на Голгофу, христиане встретили похоронную процессию. Исполненный веры святитель Макарий дерзновенно приложил Крест Господень к почившему, и Крест Победителя смерти и ада, опять расторгнув узы смерти, оживотворил умершего. С великой радостью поклонились святому Кресту царица Елена, духовенство и стоявшие вокруг христиане. А многие, не имевшие возможности из-за большого стечения народа подойти к Кресту и приложиться к нему, просили патриарха воздвигнуть Крест, чтобы издали поклониться ему. Тогда патриарх и с ним другие духовные лица неоднократно высоко поднимали Святой Крест, а все люди взывали: «Господи, помилуй» и благоговейно ему поклонялись. Иуда, открывший место, где зарыт Крест, и многие другие евреи уверовали во Христа и приняли святое крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии стал Иерусалимским епископом.

В этот же день воспоминается и другое событие, связанное с Крестом Господним: его возвращение в Иерусалим после 14-летнего пленения в Персии. В начале седьмого века, в царствование императора Фоки персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил их войско, разграбил Иерусалим и увёз в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию. Следующий император, Ираклий, победил Хозроя, и с великим торжеством Честный Крест был принесён в Иерусалим. Император в царском венце и порфире нёс его на себе в храм Воскресения; рядом с царём шёл патриарх Захария. У ворот, которыми входили на Лобное место, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь

Ангел Господень, говоря, что Тот, Кто нёс на лобное место Крест для спасения мира от греха, не в таком виде совершил крестный Свой путь. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел бедную одежду, и босой двинулся дальше: так он внёс Крест Христов в храм.

Братья и сестры, совершая поклонение кресту Господню, мы должны заботиться о том, чтобы наше наружное поклонение являлось выражением внутреннего душевного преклонения пред Спасителем. Крест — это знамя победы над диаволом и смертью. Со смирением преклоним колена и ум наш пред этим знамением, благоговея пред непостижимой премудростью Божией и высочайшей тайной любви Божией к роду человеческому: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).