Аудио-трансляция

Спра­ши­ва­е­те: „Ка­ким пу­тем ид­ти к Бо­гу?" Иди­те пу­тем сми­ре­ния! Сми­рен­ным не­се­ни­ем труд­ных обс­то­я­тельств жиз­ни, сми­рен­ным тер­пе­ни­ем по­сы­ла­е­мых Гос­по­дом бо­лез­ней, сми­рен­ной на­деж­дою, что не бу­де­те ос­тав­ле­ны Гос­по­дом, ско­рым По­мощ­ни­ком и люб­ве­о­биль­ным От­цом Не­бес­ным, сми­рен­ною мо­лит­вою о по­мо­щи свы­ше, об отг­на­нии уны­ния и чувства без­на­де­жия, ко­то­ры­ми враг спа­се­ния тщит­ся при­вес­ти к от­ча­я­нию, ги­бель­но­му для че­ло­ве­ка, ли­ша­ю­ще­му его бла­го­да­ти Бо­же­ст­вен­ной и уда­ля­ю­ще­му от не­го ми­ло­сер­дие Бо­жие.

преп. Нектарий

Слово на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня

Стихира

Сегодня Святая Церковь торжественно вспоминает обретение Честнаго креста Господня. Это событие последовало спустя три века по воскресении Господа и совершено было святой Еленой, матерью равноапостольного царя Константина, по его поручению. Разыскивая Животворящий Крест, святая царица расспрашивала многих христиан и иудеев, но долгое время поиски оставались безрезультатными. Наконец, иудеи указали ей на одного старого еврея по имени Иуда, который мог сообщить царице сведения о Кресте Христовом. Иуда открыл ей, что Крест зарыт на том месте, где стояло капище Венеры. Капище было разрушено до основания, и в земле на большой глубине были обнаружены Гроб Господень и неподалёку — три креста, дощечка с надписью Пилата и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Для того, чтобы узнать, какой же крест — Господень, все три креста были внесены в дом благочестивой жены, лежащей на смертном одре. После молитвы Иерусалимский патриарх Макарий поочерёдно возложил кресты на умирающую. И только прикосновением последнего вошла в больную сила жизни. Возвращаясь из дома исцелённой на Голгофу, христиане встретили похоронную процессию. Исполненный веры святитель Макарий дерзновенно приложил Крест Господень к почившему, и Крест Победителя смерти и ада, опять расторгнув узы смерти, оживотворил умершего. С великой радостью поклонились святому Кресту царица Елена, духовенство и стоявшие вокруг христиане. А многие, не имевшие возможности из-за большого стечения народа подойти к Кресту и приложиться к нему, просили патриарха воздвигнуть Крест, чтобы издали поклониться ему. Тогда патриарх и с ним другие духовные лица неоднократно высоко поднимали Святой Крест, а все люди взывали: «Господи, помилуй» и благоговейно ему поклонялись. Иуда, открывший место, где зарыт Крест, и многие другие евреи уверовали во Христа и приняли святое крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии стал Иерусалимским епископом.

В этот же день воспоминается и другое событие, связанное с Крестом Господним: его возвращение в Иерусалим после 14-летнего пленения в Персии. В начале седьмого века, в царствование императора Фоки персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил их войско, разграбил Иерусалим и увёз в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию. Следующий император, Ираклий, победил Хозроя, и с великим торжеством Честный Крест был принесён в Иерусалим. Император в царском венце и порфире нёс его на себе в храм Воскресения; рядом с царём шёл патриарх Захария. У ворот, которыми входили на Лобное место, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь

Ангел Господень, говоря, что Тот, Кто нёс на лобное место Крест для спасения мира от греха, не в таком виде совершил крестный Свой путь. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел бедную одежду, и босой двинулся дальше: так он внёс Крест Христов в храм.

Братья и сестры, совершая поклонение кресту Господню, мы должны заботиться о том, чтобы наше наружное поклонение являлось выражением внутреннего душевного преклонения пред Спасителем. Крест — это знамя победы над диаволом и смертью. Со смирением преклоним колена и ум наш пред этим знамением, благоговея пред непостижимой премудростью Божией и высочайшей тайной любви Божией к роду человеческому: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).