Собор Оптинских Старцев
Аудио-трансляция

Не уны­вай­те, ког­да бы­ва­ют ка­кие пот­ря­се­ния: это не­об­хо­ди­мо в обу­че­нии ду­хов­ной жиз­ни; ста­рай­тесь на­хо­дить в се­бе ви­ну и не об­ви­нять ни­ко­го из ближ­них.

преп. Макарий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

Неблагодарность

Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога. Почему на неблагодарность людей и не должно обращать никакого внимания. — Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесех, а если ждешь здесь, то напрасно и лишение терпишь (преп. Амвросий).

Неверие

Хулой на Духа Святаго непростительной и ведущей к погибели называется упорное неверие и отрицание бытия Божия, несмотря на воочию совершающиеся чудеса, несмот­ря на множество фактов, неопровержимо доказывающих существование Бога. Упорное отрицание и неверие являют­ся хулой на Духа Божия, не прощается ни в сем веке, ни в будущем, и человек, умерший не покаявшись в своем не­верии, погиб (преп. Варсонофий).

Неверующие

...Хорошее житейское общение можно иметь и с неве­рующими, только молитвенного общения с ними нельзя иметь и споров о религии нельзя заводить, чтобы имя Божие в споре не оскорблялось (преп. Нектарий).

Недостатки

Еще вы писали там о немирствии священников, о зависти сестер и о наговорах на вас благочинному. Вообще на все это скажу вам: старайтесь не принимать близко к сердцу все эти вещи, помня, что все люди не без недостатков. По слову Псалмопевца: «вси уклонишася, и неключими быша: несть творяй благое, несть до единого» (Пс. 13, 3). Поэтому люди рассудительные смотрят равнодушно на людские недостатки. Наш оптинский покойный настоятель о. архимандрит Мои­сей в подобных случаях говаривал: «да, уж это — все человече­ское». А покойный митрополит Московский Филарет одному настоятелю, который ему жаловался на своих братий — тот-то тем не хорош, другой другим, — отвечал: «Ну, набери себе ангелов». Итак, не смущайтесь, матушка, людскими недостат­ками, а если что бывает, потерпите во смирении, говоря себе: «по грехам моим еще мало мне этого». И молитесь: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. Но никак не осуждайте ни благочинного, ни сестер, — ибо все люди (преп. Иосиф).


Тогда хорошо покрывать недостатки ближних, когда можно это делать и когда это не причиняет вреда, а если уже недостатки эти сами собою начнут обнаруживаться, тогда лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию (преп. Иосиф).

Недуги

Будем молить Бога о недужных братиях, да исцелит их, ибо есть недуги, которые Одному только Ему исцелить возможно, а кроме ни человек, ни Ангел не уврачуют. Впро­чем, не оставлять и средств к цельбе недугующего, но с Божиею помощью благонамеренно все меры употребить к тому, как Он Господь вразумит и умудрит во благое (преп. Моисей).

Незлобие

Просишь научить тебя «совершенному незлобию». Поди лучше к Господу. Он Сам приглашает желающих: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен» (Мф. 11, 28—29). Взывай чаще: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную! И научит тебя Сам! (преп. Анатолий).

Неискренность

Неискренность и лукавые умышления нередки в людях, а потому и не дивны. Есть этого и у нас немало в обители святой. Я таковым твержу в осторожность текст псалма: «не ревнуй лукавнующим, лукавнующии потребятся; пра­ведницы же наследят землю» (Пс. 36, 1, 9, 29) (преп. Моисей).

Немощные сестры

Письмо ваше от 3 сентября получил, в котором пишете, что сделали ошибку — приняли одну сестру. Что делать? Без ошибки век не проживешь. Вы написали, что не хоте­лось вам принимать эту сестру. Замечу вам при сем, что внутренним чувством пренебрегать не следует. А теперь держите ее, как вы и держите, в строгости. Хорошо бы поручить ее какой-либо строгой монахине, которая бы (ни к кому) не дозволяла ей ходить по кельям, и тем паче за ограду монастырскую, и к себе никого не принимать, в особенности же мужской пол, (побуждала бы ее) по воз­можности ходить ко всем церковным службам и исполнять по силам послушание. А там увидите, как она будет себя вести (преп. Иосиф).


Писала о недоумении твоем, как поступить тебе с той сестрой, имеющей навык есть тайно. Уговаривай, елико Бог вразумит, и потерпи ее немощь, а главное, чтобы объясняла тебе всегда свою немощь. Бог ей силен помочь оставить навык (преп. Иларион).


Во втором твоем письме на спрос твой, не обратить ли тебе внимания на неопрятность и небрежность келейных игуменьи. Оставь это, не вмешивайся в их хозяйство (преп. Иларион).


О бесчинствующих и т. п. сестрах, о которых доходят до тебя верные слухи. Сперва должно хорошенько и достовер­но узнать о их таковых поступках и потом можно довести до сведения игуменьи, и как она там хочет, так и делает, а самой вмешиваться в это не надо (преп. Иларион).


Келейных надобно удерживать от неполезных навыков и говорить о вреде, происходящем от (оных), молчать же не советую, если кто-нибудь из них не захочет жить — Бог с ними, но потворствовать их немощам не должно (преп. Иларион).


Очень жаль и теперешнюю вашу письмоводительницу Ольгу, — вы думаете видеть в ней сумасшествие. — Но мне кажется, что она просто страдает сильною подозрительностью, которая есть следствие большого самолюбия и гордости. А известно, что гордость доводит людей и до сумасшествия. Следовало бы ей сознать свою немощь — подозрительность, и не доверять себе, и не следить за чу­жими поступками, каяться и окаивать себя пред Богом и смиряться. Полезно ей чаще прочитывать 9-е поучение пре­подобного Аввы Дорофея: «О том, что не должно лгать» (преп. Иосиф).

Немощь

...Видя свои немощи, можно снисходительно судить и о немощах других... (преп. Макарий).


Ты напрасно малодушествуешь за нехождение твое в церковь, по немощи твоего тела. При оной немощи старай­ся об исцелении душевной немощи, которая видна в тебе, чрез малодушие и смущение, за то, что не была в церкви по немощи (преп. Макарий).


Спрашиваешь: при душевном и телесном расслаблении давать ли себе покой или понуждаться переломить себя? Понуждение во всяком деле нужно, но выше меры пону­дить немощное тело — не принесет пользы, и на сие надобно иметь рассуждение, а более смирение за слабость помыслов (преп. Макарий).


В немощах телесных надобно сообразоваться с оными, а выше меры понудить себя — то и совсем можно изнемочь, только надобно вооружиться против лености (преп. Ма­карий).

Неправда

...Неправда, какого бы рода ни была, мала или не ма­ла, — пред Богом все неправда; сего ужасаясь, пророк Да­вид взывает ко Господу: «Путь неправды отстави от мене и законом Твоим помилуй мя» (Пс. 118, 29), что же касается до помыслов, которые возутешали и будто бы успо­каивали, знайте, <что> это от противника, теми желает, усыпивши совесть вашу, заставить сделать неугодное Богу, и, наконец, навлечь немилость Божию. Итак, сделавши сие, нельзя уже не чем поправить, как только раскаянием от всего сердца: охуждайте себя пред Богом, обещайте впредь исправиться, и Господь наш Иисус Христос, приявый на Себя бесчисленные грехи наши, видя ваше сокрушение, примет и сии, соделанные вами (преп. Лев).

Неприязнь к ближнему

Жалуешься, что не можешь смотреть на сестру. — Изго­няй этого беса из сердца твоего поклонами земными твоей сестре и проси ее, чтобы она помолилась о тебе, чтобы ты была посмиренней, поуважительней со своей сестрой, а если не будешь исполнять, как я тебе советую, — то всегда ты будешь в смущении, потому что злой дух будет всегда тобой обладать, если не выгонишь ты его поклонами смиренными сестре твоей. Пожалей сама себя, смиряйся, и Бог даст, будешь покойна, а то ведь погибнешь (преп. Иосиф).


С кем что не случается! Но все принимать к сердцу и обиду держать очень нехорошо. Уж лучше и полезнее тебе пред ней молчать и смиряться, ибо она начальница ваша. Очень желаю, да опять водворится мир в сердца ваши, мир, без которого невозможно и спасение получить. А сей праздник есть празд­ник мира, ибо Ангелы воспели при Рождестве Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земли мир» (Лк. 2,14). Сей мир и принесли Ему в дар, как новорожденному младенцу. А что не приобщалась Святых Тайн ради этой ссоры, то очень худо сделала. Этим ты дала повод порадоваться над тобой врагу — диаволу. Очень хорошо бы было слышать, если бы ты постаралась исполнить сей долг к празднику (преп. Иосиф).

Неприятности

Скорбите еще, что получили неприятность от м. Вячес­лавы. Во-первых, должно сказать вам, что неприятных слу­чаев в жизни сей избежать невозможно. А во-вторых, опыт­ные в жизни духовной говорят, что такие случаи даже могут приносить пользу душе. Именно: чрез неприятные случаи мы познаем, что мы нетерпеливы, а если нетерпели­вы, значит, самолюбивы. А познание это должно распола­гать нас к самоукорению и покаянию, и молитвенно про­сить у Господа помилования. Без неприятных же случаев всегда человек склонен к самомнению. Потому не смущай­тесь, матушка, такими случаями (преп. Иосиф).

Нерадение

Ежели дух благочестия в вас становится слабее, сие не­удивительно, потому что вы в таком находитесь кругу, где все противное оному духу и видите, и слышите, и во всем уча­ствуете сердцем и волею, и неволею, о чем и не без сожале­ния бываю по вас. Однако не надобно, братец, вовсе не радеть о душе, но все-таки дух оный разогревать то чтением духовным, то молитвою хотя краткою, то памятью вечности и прочим деланием заповедей Христовых питать и возращать себя в мужа совершенна, в меру возраста испол­нения Христова. Вспомните оного, постыдную и зловредную должность исправлявшего, мытаря евангельского, который, хотя совсем в противном богоугождению образе жизни был, однако не оставлял ходить в церковь. И в одно время слу­чилось так, что он много Богу угодил немногими только словами покаяния, и вышел из оной оправдан паче фарисея, ревностного наблюдателя всего закона. Любезный! не уга­шай вовсе духа и не ослабляй себя нерадением, и излишнею дебелостью тела, и рассеянием ума в пристрастные вооб­ражения, да не постраждеши последи жребия евангельско­го ленивого раба, скрывшего талант благодати, приятой в крещении, которая отнюдь не должна быть тоща и бесплодна в каждого христианина душе (преп. Моисей).


Я сердечно пожалел о твоем нерадении, что ты оставила ходить в церковь к службе Божией, да и в своей келье правила своего не исполняешь. Это все равно: если двери кельи своей растворить настежь и выставить в окошках рамы, то комната или келья вся выстынет, и человек будет чувствовать лихорадочный озноб. Подобным образом, если оставить церковную службу и келейную молитву, то душа ощущает холодность ко всему доброму и наполняется вся­ких нечистых мыслей, об которых и пересказать бывает стыдно. А посему да помилует тебя Господь от такого плачевного состояния (преп. Антоний).

Нетерпение

Не слушайте помысла, что вам нет спасения за нетерпе­ние и что будто погибла душа ваша. Все сии одного и того же врага козни, он побуждает к нетерпению, а после к отчаянию. За нетерпение приносите покаяние, а отчаянию врачевство прилагайте — Божие милосердие. Во время брани много способствуют самоукорение и смирение, о чем нужно попещися, а чрез оные невидимо Бог утешит, и противоратующие не возмогут противиться (преп. Макарий).


...Первые два порока <нетерпение и строптивость> преопасные враги, ибо оные — явные плоды гордости, и ежели не будешь вооружаться против них в начале твоих подвигов, то оные так пообладают тобою и ослепят ду­шевные очи, что трудно и исправиться. Можно даже ска­зать, что какую имела прежде гордость, то оная еще более умножится... Нетерпение и строптивость умножаются бо­лее оттого, когда мы хотим составлять свою волю и мним себя быти разумными, а не познаваем своей немощи и не­разумия (преп. Макарий).


Случающиеся вам при послушании «жестокие раны» вам очень полезны. Сам Бог оные посылает, и к наказанию за грехи, и к испытанию в терпении и смирении, а кажутся оные вам невыносимы потому, что не имеете самоукорения, но вместо оного самооправдание; когда будем иметь в памяти данные нами обеты «вся терплю», то и возбудимся к благодушному терпению и благодарению (преп. Макарий).


Нетерпение твое пред старшими также показывает твою немощь и неимение смирения, до которого мы с то­бою еще не достигли и далеко отстоим... (преп. Лев).

Нечувствие

Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут (преп. Амвросий).


Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам на голове теши (преп. Амвросий).

Нищета духовная

Вы совсем не в том понимаете нищету духовную, как пишете, можно больше назвать оную, понимаемую вами: нищета добродетелей, а нищета духовная состоит в чувстве смирения: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничи­жит» (Пс. 50, 19). Сам Господь ублажает нищих духом; то вы до оной еще не достигли, и мы не смеем помнить о себе в достижении оной; нищий духом видит одну свою нищету, но не смущается, а чрез смирение получает помощь Божию и успокаивается (преп. Макарий).

Новости

Не входите в суждение происходящих порядков или беспорядков, а себя уклоняйте сколько можно, дабы не входить в советы, — что знаете? Пожалуй, увлечься недолго, а после не развяжешься (преп. Макарий).


Спрашиваете меня о военных делах, но я очень мало слышу о сем... Мы же смотрим сами на себя: у нас жесто­кая война и непримиримая с духами злобы, и потечем ору­жие стяжать крепко против их — смирение (преп. Мака­рий).

Нравственность

Просвещение научное может быть усваиваемо всеми народами без различия, но нравственное просвещение и чистота свойственны только христианину... В монастыре достигнуть нравственного совершенства удобнее, чем в миру... Как в миру, так и в монастыре волнуют человека страсти, но в миру с наслаждением предаются страстям, если не на деле, то в слове и мысли, а в монастыре идет борьба против влечения страстей, за что и получается от Господа награда и нравственное очищение... (преп. Варсонофий).


Начало премудрости есть страх Господень, от которого бывает хранение заповедей Божиих, а когда страха Божия нет, то и нравственность во многих сословиях в большом упадке, так что при настоящем положении дел мудрено приискать средства положительно-действительные к восстановлению нравственности... (преп. Амвросий).

Нужда

Не без причины повторяется поговорка: нужда муд­рена! Нужда научит как калачи есть. Мне случилось слы­шать от одного опытного человека, который говорил, что все вещи человеческие, которые видим, изобрела или нужда, или прихоть. Что делается по нужде, то бывает или одоб­рительно, или по крайней мере извинительно, а что делается по прихоти, то не всегда бывает извинительно, кольми паче не всегда одобрительно (преп. Амвросий).

Нужды монастыря

Недоумение о продовольствии обители по дороговизне вещей и скудости денег на покупку муки, круп, масла и дров — это тебе первая встреча, а у нас здесь беспрерывное затруднение в том же, особливо ныне. Но нужда научает калачи есть: где выпросишь деньгами, где возь­мешь вещи с обожданием у добрых людей, с возвратом того и другого по времени. А наипаче нужда указывает к выс­шему и единственному средству молитвы Царевой прибегать с верою и упованием: «Очи всех на Тя уповают, Господи, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою, и исполнявши всякое животное бла­говоления». Взыскающии же Господа не лишатся всякого блага. Терпением ждем. И «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19), глаголал Господь наш. И не беспокойтесь недоумением, что ямы или что пием. Весть бо Господь, яко всех сих требуете (преп. Моисей).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>