Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не при­ла­гай­те серд­ца к су­е­те мирс­кой. Осо­бен­но во вре­мя мо­лит­вы ос­тав­ляй­те все по­мыс­лы о жи­тейс­ком. Пос­ле мо­лит­вы, до­маш­ней или цер­ков­ной, что­бы сох­ра­нить мо­лит­вен­ное, уми­лен­ное наст­ро­е­ние ду­ши, не­об­хо­ди­мо мол­ча­ние. Иног­да да­же прос­тое, по-ви­ди­мо­му, да­же нез­на­чи­тель­ное сло­во мо­жет на­ру­шить и спуг­нуть, как птич­ку, из ду­ши на­шей уми­ле­ние.

преп. Никон

Не за­бы­вай мо­лит­вы – она жизнь ду­ши.

преп. Никон

Не­об­хо­ди­мо хра­нить плод мо­лит­вы. Он по­губ­ля­ет­ся, те­ря­ет­ся очень час­то от празд­нос­ло­вия сра­зу пос­ле мо­лит­вы и от меч­та­ния, ко­то­рое есть то же празд­нос­ло­вие, но лишь с са­мим со­бой. Мол­ча­ние пос­ле мо­лит­вы весь­ма по­лез­но: оно удер­жи­ва­ет мо­лит­ву в уме, серд­це и да­же на ус­тах вслух се­бе.

преп. Никон

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Обеты

О обетах ничего не случалось мне видеть в Писании, что давать должно с благословения, знаю, что дают оные про­сто, но есть безрассудные обеты и неудобь исполнимые. В этом надобно предоставить на рассуждение духовного отца, он может переменить на другой удобоисполнимый... (преп. Макарий).


...О том, что вы налагали на себя пост: хлеб и воду, и не исполнили, советую не смущаться, ибо оное обещание ваше не имело рассуждения и выше силы вашей было предпринято, а Бог выше меры от нас не требует (преп. Макарий).


Пишешь... что ты, по какому-то обстоятельству, дала обещание ежедневно читать акафист великомученице Вар­варе, а теперь при чтении других акафистов не имеешь времени для этого. По крайней мере, читай ежедневно хоть по три икоса и кондака. Объясни о своем обещании матушке игуменье N. Ежели этого не можешь исполнить исправно, тогда на каждой исповеди объявляй духовнику о своем обещании и неисправности (преп. Амвросий).

Обещание

Неисполненное обещание все равно что хорошее дерево без плода (преп. Амвросий).

Обитель

А я тому и радуюсь, что Д. в ограде, что не всякий волк похитит Христову овечку: поскалит за воротами зубы, да и в лес. А ты во храме Божием! Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя! Блажени живущии в дому Твоем. Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ... Яко скры мя в селении Своем, в день зол моих покры мя. Возвеселихся о рекших мне — в дом Господень пойдем. Обыдох и пожрох в селении Его жертву... Сколько утешений, сколько радостей душе верую­щей, живущей в дому Господни! А Д. душно! За ограду выйти нельзя! (преп. Анатолий).


Ну как не видеть над тобою милости Божией? Оби­тель одна из лучших в России, обитель, расположенная к Оптиной, сестры очень хорошие, Мать предобрая, нет, ей дай другое... Ну, глупенькая, где твой разум? Если бы даже и из преданности твоей ко мне ты желала жить поближе к Оптиной, и то неполезно (преп. Анатолий).

Обличение

...Когда бы ты приняла помыслы словооправдания, то еще больше открылась бы твоя гордость. Ибо правильное или неправильное обличение отвергший своего спасения отвергся. Лучше считать себя виновною, хотя бы и права была, нежели оправдываться (преп. Макарий).


Обличать надо так, чтобы не расстроилась, и одну. А если не послушает, тогда при свидетелях (преп. Никон).


Ты говоришь, что никого нет обличающих тебя о грехах, но неужели уже и совесть молчит пред тобою? Нет, старайся видеть свои немощи и грехи, проси и сестру не оставлять тебя обличениями; ваш такой путь теперешней вашей жизни; впрочем, не печалься, найдутся люди, и по­шлет Бог к твоему испытанию, только принимай с самоукорением, а не с самооправданием (преп. Макарий).

Образование

По моему мнению, для сына вашего довольно образо­вания: быть хорошим христианином, добрым человеком, по­чтительным сыном, помнить храм Божий, молиться Богу, чтить служителей Церкви Божией, пастырей, слушать их учения, трудиться для пользы ближних и своей, никого не обижать, хранить трезвость, целомудрие, и все оное испол­нять со смирением. Вот для него истинное просвеще­ние... В Б—е сын ваш не научится просвещению истин­ному, а очень немудрено, что может повредиться в нравственности; итак, не советую вам посылать его туда... (преп. Макарий).


У девочки еще формируется ум, ей вредно читать книги светские, и театр не полезен, чтобы в страсти не вошло, не было бы то, что с афинянами — хлеба и зрелищ, — вот это опасно...


Я вообще против высшего образования; редкая женщи­на, получив высшее образование, устоит в благочестии. С высшим образованием редко верующими остаются, даже лица Духовной академии (преп. Никон).

Общение с ближними

Спрашиваете меня грешного, как вам обходиться с м. А. Можете при случае, когда она бывает в хорошем настроении духа, говорить, что, по учению преподобного Аввы Дорофея, за одно мнение о себе, при всех возможных добрых делах, душа неминуемо должна подвергнуться ад­ским мучениям. Когда же она бывает расстроена, лучше к ней не ходить, потому что в это время кроме дерзостей ничего от нее не услышите. Да, кажется, я уже писал вам, что должно за нее усерднее молиться Богу: «Устрой, Госпо­ди, о рабе Твоей (имя) полезное и спасительное по воле Твоей Святой». Так как, по замечанию святого Иоанна Лествичника, гордых силен исцелить только Бог Всемогу­щий (преп. Иосиф).

Общежитие

Первые христиане жили единодушно. В их общежитиях давалось каждому по потребности, не всем одинаково рав­но, а что кому нужно. В монастырях этот вопрос был сложнее. Считались с тем, чтобы не вызывать зависти и, кроме того, давать то, что для души полезнее (преп. Никон).

Общественная деятельность

Желание трудиться на благо человечества — весьма благовидное, но поставлено не на своем месте. Царственный пророк святой Давид говорит: сперва «уклонися от зла», а потом уже «сотвори благо» (Пс. 33, 15). У нынешних же людей дело выходит навыворот. Все хотят, на словах, тру­диться на благо ближним и нисколько или весьма мало заботятся о том, что наперед нужно самим уклониться от зла, а потом уже заботиться о пользе ближних. Широкие затеи молодого поколения о великой деятельности на поль­зу всего человечества похожи на то, как если бы кто, не кончив курса в гимназии, много мечтал о себе, что он мог бы быть профессором и великим наставником в универси­тете. Но, с другой стороны, думать, что если мы не можем двинуть вперед всего человечества, то вовсе не стоит тру­диться, — это опять другая крайность. Каждый христианин обязан по силам своим и сообразно своему положению трудиться на пользу других, но с тем, чтобы все это было вовремя и в порядке, как выше сказано, и чтобы успех наших трудов представлять Богу и Его святой воле (преп. Амвросий).

Одежда

Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче! Видишь ли? Одежда наша должна быть свет. И просве­тить темное силен один Светодавец. И чертог есть свет — свет неизглаголанный, невообразимый, свет сладчайший, любвеобильнейший, пленительнейший. Кто его хоть раз в жизни увидел, тот не забудет его никогда. Любовь к сему свету, сему чертогу, сему Светодавцу так сладка, так жарка, неизреченна, бесконечна, что этого жара любви реки и моря угасить не могут (преп. Анатолий).


Твори чаще молитву Иисусову да смиряйся. Терпи. И знай, что царское одеяние состоит не в ряске, а сшива­ется оно из света. А касательно внешнего одеяния много не беспокойся... Главное, говорю, проси у Жениха цар­скую-то одежду. То есть непрестанно твори молитву: Гос­поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя (преп. Анатолий).


...Желание мое такое, чтобы в общине щегольства не заводилось, в избежание чего следует всем сестрам носить, по крайней мере, верхнее платье из тонкого сукна, называемого мухояром. Для примера можно и самой начальнице носить мухояровую рясу. Покойный Киевский митрополит Филарет во всю жизнь свою носил мухояровые подрясник и рясу, разумеется, из хорошего мухояра (преп. Амвросий).

Оптина пустынь

Наша святая обитель привлекает к себе многих бо­гомольцев, и часто слышится такое мнение, что, побывав раз в Оптиной, стремятся туда всей душой. Не имеет наша обитель ни чудотворных икон, ни прославленных мощей, но вся земля здесь как бы полита кровью и потом святых старцев, и молитвами их низводит благодать на души ве­рующих. Нигде в другом месте этого нет (преп. Варсонофий).


Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребно­сти найдет удовлетворение милостью Божией и за молит­вы великих наших отец Льва, Макария, Амвросия... Они весьма многих и многих воспитали духовно, для Небесного Отечества. Не перестают и теперь духовно воспитывать и призирать, особенно на тех, которые приходят в Оптину на поклонение их святым останкам (преп. Иосиф).

Опыт

Спрашиваю вас: может ли учить иностранному языку тот, кто оного не знает? Великое различие между людьми, дознавшими по опыту и знающими по одному слуху. Кто в какой чин призван, тот в нем да пребывает. Опыт лучший учитель. Писано есть: «да будут тебе друзи мнози, но советник един от тысящ» (Ср.: Сир. 6, 6) (преп. Макарий).

Осторожность в словах

...Иногда и в простоте сердца сказанное слово бывает принято и растолковано в противную сторону, и потому должно иметь осторожность во всем и не давать вины ищущим вины. Что делать? здешняя наша жизнь вся есть брань духовная... (преп. Макарий).


При разговоре с другими осторожность в словах не мешает иметь, и молитву Иисусову на уме держать в то же время можно (преп. Иларион).


Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает. Если бы на хмель — не мороз, то он и дуб перерос. В пресном молоке, как в дураке, толку мало. Иное дело сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло, и хорошо очищенное, и хорошо соблюден­ное. За битого двух небитых дают, да еще не берут. Чего недосмотришь, карманом доплотишь. Что стерпится, то пос­ле слюбится. Адамовы лета сначала света. Сделал Адам ошибку, и пришлось ему после много потерпеть, так быва­ет и со всеми делающими ошибки. Слово не воробей — вылетит не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словес­ным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные (преп. Амвросий).

Осторожность при общении

В соприкосновении другому лицу, хотя бы в случае оказания помощи, необходимо иметь осторожность и, ка­саясь, помышлять надо, что прикасаешься как к Самому Господу (преп. Иларион).


Живи пока, где удобнее и где не будешь в тягость, ожидая перемены к лучшему. От уныния можешь и побренчать клавишами по нужде, поминая старинное слово опытных: нужда мудрена — и не хочешь, да хохочешь. Впрочем, знай, что на всяком месте можно благоугождать Богу исполнением святых и животворных Его заповедей, потому-то и говорится иногда, что не место спасает чело­века, хотя удобное место подает много удобств к тому. Говорится же так по той причине, что везде потребны осторожность, охранение себя и понуждение ко благому. Адам и Ева были в раю, но по неосторожности и недостат­ку хранения и там нарушили заповедь. К этому еще приба­вить, что всякий человек, верующий по-православному, как Лот, более хранит себя в том месте, где видит неудобство и опасность. Впрочем, сказанное не мешает исполнению задушевного твоего желания, которого жди в свое время от Промысла Божия (преп. Амвросий).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>