Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гос­по­ду Бо­гу все воз­мож­но есть – не то­чию от­ча­ян­но­го боль­но­го ис­це­лить, но и мерт­во­го воск­ре­сить. А по­се­му все упо­ва­ние свое воз­ло­жи­те вы на Гос­по­да Бо­га, у Ко­то­ро­го и для вас, как и для всех, ос­та­лось ми­лос­ти мно­го.

преп. Антоний

Кто креп­ко на Бо­га упо­ва­ет, то­му Бог во всем по­мо­га­ет.

преп. Антоний

О до­маш­них и на до­маш­них не скор­би. Пош­ла к Бо­гу – и жди от Бо­га. Он на­деж­нее всех кня­зей и сы­нов че­ло­ве­чес­ких. И нас­то­я­щею жизнью не ув­ле­кай­ся. Спо­кой­на – бла­го­да­ри Бо­га, скорб­на – опять бла­го­да­ри Бо­га. И жди всег­да ми­лос­ти Бо­жи­ей.

преп. Анатолий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Своеволие

...Что слышишь от старицы, на твои откровения, сде­лать, постарайся делать со смирением и отвержением сво­ей воли, хотя бы тебе и лучше казалось по-твоему. Об этом также есть у Аввы Дорофея и у святого Иоанна Лествичника, в 26-й Степени, или Слове, по рукописной книге, глава 110: «и все хотящие познати волю Божию, должны прежде умертвить в себе волю собственную и, по­молившись Богу, с верою и нелукавою простотою вопро­шать отцев и братий, в смирении сердца и без всякого сомнения в помысле, и принимать советы их, как из уст Божиих, хотя бы они и противны были собственному их разуму, и хотя бы вопрошаемые были не совершенно духовные, ибо праведен Бог и не попустит, чтобы прель­стились те души, которые с верою и незлобием смиренно покоряются совету и суду ближнего, хотя бы вопрошаемые и не весьма были разумны, но глаголющий чрез них есть Невещественный и Невидимый». Вот сколько тебе настав­лений отеческих; надобно слушать их, если хочешь спа­стись (преп. Макарий).


Пусть она со вниманием прочитает Господню мо­литву: «Отче наш, да будет воля Твоя!», а не так: «Отче наш, да будет воля моя!» И еще пусть прочитает в вечер­них молитвах молитву к Божией Матери: «не попущай Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет и вразумит» (преп. Антоний).


...Отсечению воли своей от одних слов без пролития крови, то есть без трудов, в короткое время навыкнуть невозможно, поелику прежняя ваша жизнь доселе текла в своеволии (преп. Антоний).


...Особенно желаю и советую тебе оставить измен­чивость и непостоянство — то берешься за чрезмерное безмолвие, и подвиги, и непрестанную молитву, то опять оставляешь все недели на две, или немного менее, или не­много более, как видно из писем твоих... В таком своево­лии есть явный признак, что враг путает тебя прелестью, хитро утаивая это от тебя самой. — К тому клонит и помысл вражий, что будто ты недостойна относиться ко мне грешному. — Тут не требуется никакого достоинства, а потребна только покорность. — Смотри сама, за ложным смирением следует смущение. Не явно ли, что это волк в овчей шкуре. Не будь несмысленна, а разумевай козни вражии и оберегайся оных (преп. Амвросий).


...Вы уверили меня, что вы все принимаете от меня как от Бога, по слову Его: «слушающий вас, Меня слушает» (Лк. 10, 16). Итак, если искренно желаете вы иметь сво­боду от страстей, и от всех недугов душевных, и хульных помышлений и научиться смирению, то должно совершен­но волю свою, а с нею и всю непокоряющуюся гордыню поплевать и потоптать собственными ногами, чрез что обно­вится яко орля юность твоя, и из человека своевольного и грешного соделаетесь Ангелом Божиим или, по крайней мере, малым чем умаленными от Ангелов, т. е. без крыльев (преп. Антоний).


...Если бы и вы, возлюбленное чадо мое, устроили жизнь свою так, якоже советует святой Авва Дорофей: «хочу так, якоже будет!» — тогда все бы было по-вашему и не было бы вам никакой печали. Но вот какое искушение, что я хочу так, а не иначе, как мне хочется, то есть так, как говорит царь: воля моя есть, непременно быть посему! От этого-то и горько делается на душе, что бывает не так, как хочется (преп. Антоний).


...Молодому человеку своя воля душетлительна и в последствия ведет наиболее пагубные... (преп. Лев).


За сознание ваше в нерадении и лености о неисп­равлении правила да простит вас Господь, и аз недо­стойный прощаю, и советую полагать начало жить не по своей воле, а по заповедям Божиим и по совету, к кому извещаетесь верою, а по своей воле, хотя и много мнимся сеяти, но жатва бывает тщетна, сего избегайте (преп. Лев).


Советую, чтобы ты ни от какого положенного на тебя дела не отрицался и ни на что сам не назывался, и когда сие сохранишь совершенно, то и в тяжчайших трудностях благополучие увидишь и меня помянешь добрым словом. Когда же ты чего прилежно сам искать будешь или отре­каться, то поверь, во всю свою жизнь горько сожалеть будешь (преп. Моисей).


Самочиние приводит к тщеславию и оканчивается ду­шевным вредом, а когда то же дело совершается с благо­словением, то ради молитв братии и настоятеля Господь покрывает послушника от всего вредного, и он получает душевную пользу (преп. Моисей).


...Одну сестру нужно было выслать из вашей общины. — Хотя и прискорбно это, очень прискорбно, но насильно никого не приведешь ко спасению. Земной царь велик, и почти все ему покоряются. Но есть пословица: своя воля царя боле. Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет. По силе своей позаботимся о других, а все остальное предо­ставим Господу Богу. — Некоторые толкователи Священ­ного Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду в последнюю ночь много плакал особенно потому, что знал, что немногие воспользуются Его крестными страда­ниями, а большая часть по неразумию и по злой и упорной своей воле уклонится в противную сторону (преп. Амвро­сий).


Благо только то, что делается по воле Божией и за святое послушание. А своя воля лишь мучит, и тогда только научит, когда будем оставлять оную (преп. Амвросий).


...Пишешь, что всегдашняя твоя мысль — как бы уго­дить Господу. Сама ты не видишь, в каком искушении на­ходишься, и как у тебя все извращается. Людям, много согрешившим, не об угождении Господу надо думать, а сперва о покаянии и получении прощения и помилования. Если же хочешь угодить Господу, то знай, что нельзя Ему угодить безрассудством, и упорством, и ропотом на всех, даже на Самого Господа, а должно угождать Ему смире­нием, и смиренным покаянием, и покорностью, и рассуждением, — или же, если кто сам не может рассудить здраво, то послушанием к тому, к кому относится. У тебя же во всем впереди своя воля. Читаешь ежедневно молитву Гос­подню: да будет воля Твоя, а между тем настроена да будет воля моя. И на Господа ропщешь, что не исполняет по-твоему, о чем святой Апостол пишет: «просите, и не приемлете, зане зле просите» (Иак.4, 3). — Не заме­чаешь ты, что ты стремишься исполнять волю общего наше­го врага, который чрез безрассудные подвиги хочет расстроить последнее твое здоровье, доколотить тебя и вместе с тем поставить тебя в такое положение, чтобы ты ни от родных, ни от чужих не имела помощи, чтобы не могла жить в монастыре, — и таким образом, сделав тебя ни к чему не потребною, ввергнуть в ропот и отчаяние. Вот чего хочет враг рода человеческого. Подумай — и постарайся, чтобы вместо мнимого твоего благоугождения Господу ты не угождала врагу, ищущему твоей погибели. Повторяю, ты находишься в большом искушении (преп. Амвросий).


Спрашивала ты меня, можно ли тебе ходить на кухню картофель чистить или посуду мыть, тайно, вопреки игуме­нье? Никак не советую делать это. Преподобный Варсануфий в ответах Авве Дорофею говорит: «не должно само­му собою вызываться на исполнение низких дел, — ибо это ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию, и более делает вреда, нежели пользы. Но когда повелят что-либо, не противоречить, а исполнять с послушанием, вот что приводит к преуспеянию» (преп. Амвросий).


С. К—ной советую, лучше всех ее мнимых подвигов и трудов черноработных и утруждающих, отвергать свою волю и разум; от послушания рождается смирение, а от самочиния гордость, плоды ее прелесть и смущение; по­добных выскочек юных и я видал, да когда потеряли здо­ровье и спокойствие, тогда только опомнились; пусть не слушает совета вражия, понуждающего тещи безвременно на высокие подвиги и труды, а лучше смириться за немощь... Как жаль, что многие начинают самочинную жизнь и горькие плоды пожинают впоследствии, но силен Бог наказуе­мых здесь исцелить для будущей жизни покаянием (преп. Макарий).


Келейным вашим скажите, что послушание их будет Богом благословено и приняты их труды, когда будут делать все с благословением, а не самочинно, а в противном слу­чае велий (великий) вред, и труды пропадают. Святые отцы все то, что делано было самочинно, огню предавали или скотам по­вергали (преп. Макарий).


Сердечно сожалею о тебе, что у вас нередко бывают скорбные столкновения между собою, которые, при бо­лезненности твоей, еще более тебя расстраивают. Если бы во власти моей было отвратить это от вас, то конечно бы сделал сие, а как самовластие каждый сами имеем, то и Господь не нудит нас, а попускает, как сами изберем (преп. Макарий).

Святость

Преподобный — это человек, исполнивший заповедь: «будите совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф.5, 48). Они <преподобные> очистили свою душу и освятили ее так, что она по своим свойствам стала подобна Богу. Понятие о подобии предметов мы встречаем в математике. Один треугольник маленький, другой — большой, но по свойствам своим этот маленький совсем похож или подобен большому, подобен, но не равен. В при­роде мы часто наталкиваемся на случаи подобия пред­метов. Люди, по свойствам души своей уподобившиеся Богу, называются преподобными (преп. Варсонофий).

Святые

...<Нужно> записывать в свое поминание каждому из нас непрославленных подвижников, известных своею свя­тою жизнью. Это — великое дело. Не столько они нуж­даются в наших молитвах, сколько мы в их молитвах. Но раз мы за них молимся, то они сейчас же отплачивают нам тем же! ...Я поминал многих святых. Не думайте, что я это просто так, каких придется, таких и призывал святых. Нет, каждый из поминаемых мною святых имел то или другое отношение к моей жизни. Например, в известный день происходит со мною какое-либо происшествие. Я замечаю святых, память которых совершается, и начинаю поминать их. Их имена запоминаются мне. Потом замечал, что в день памяти я бывал ими избавляем от неприятности или опасно­сти и т. п. (преп. Варсонофий).

Святые иконы

Говорят, икон не нужно... Но ведь иконы — портреты Бога, Его Пречистой Матери, святых угодников... Свой порт­рет, небось, стараются получить, когда можно, а портрета Божиего — не нужно! Хороша любовь! (преп. Анатолий).

Святые отцы

...Святые отцы при всей высоте своей имели смирение и помышляли быти себе грешных, отнюдь не обращая ума своего на добродетели и на дарования (преп. Макарий).


Посмотри на свою жизнь и поверь с жизнью и учени­ем святых отцев. Они, прошедши страдательный путь жизни, смирением и любовью совершили оный и получили плод духовный, а мы, не говорю уже ты, ищем только покоя в жизни нашей, укоризн и досад не терпим, а отреваем от себя, и при таком бедном устроении повлачимся мнением о себе, а других укоряем, осуждаем, презираем и прочее, то каких же будем ожидать плодов духовных? Что сеем — то и жнем (преп. Макарий).


...Они <святые отцы> опасались своим разумом и во­лею руководиться, дабы избежать обеих крайностей: и оскудения, и преумножения, наносящих вред подвижни­кам, но шли средним царским путем (преп. Макарий).


...Обещал письменно изложить вам о сем немало­важном предмете <молитвенном правиле> рассуждение, не от своего разума или делания, — не могу ничем похва­литься, в лености бо и в нерадении скончаваю дни мои, но от учения и рассуждения святых и богомудрых отец, про­шедших деятельную жизнь, путеводившую их к ведению и духовным дарованиям, и тако получивших спасение (преп. Макарий).

Священное Писание

Я считаю вредоносными для вас сии действия: испы­тание разума Писаний, для нас сокровенных и недоведомых, ибо прежде времени познание оных вредит нам, и прежде делания первых познать второе не полезно, а чрез труды и исполнение заповедей, удобопонимаемых нами, откроет Бог и прочее, нами недоразумеваемое. А ежели прежде времени узнать весь разум Писаний, то, возгордившись, ум прене­брежет о деянии: и все потеряет. Что скоро и без труда приобретается, то скоро теряется и пропадает (преп. Макарий).


Деятельный разум предпочитается простому понятию и разумению Писаний, почему и сказано: «разум кичит, а любы созидает» (1Кор. 8, 1). Не надобно углубляться да­леко в разумение; чего иногда не понимаете, оставьте это так, ум еще не чист, не может всего обнять; будьте доволь­ны тем, что разумеете, и постарайтесь оное исполнить, тогда и то откроется. Святой Исаак пишет: «горе предати новоначальному высокая», и в другом месте: «не пользует разумение Писаний пребывающих в страстях» (преп. Ма­карий).


Наши умы и сердца не очищены и не могут чисто зреть таинственного смысла Священного Писания, то поне (по крайней мере) да смиримся, и Бог силен послать нам просвещение истин­ного разума (преп. Макарий).

Священство

О. А. добра дела желает — священства. Но никтоже приемлет сию честь, точию (только) званый. Пусть подождет зва­ния. Когда оное будет, хорошо, а если не будет, тем лучше. Смирение прибыльнее. Пусть держится мирного правила святого Дорофея: хочу как будет (преп. Моисей).


Что я делал и делаю, — делаю по данной мне благо­дати священства. Эту благодать я получил туне (даром) во всех отношениях, то есть и в отношении материальном, ибо благодать не покупается, и в нравственном, ибо поистине недостоин столь великого дара. Трепещу же и прошу Гос­пода, да поможет Он мне употребить сей дар согласно его высокому назначению (преп. Никон).


К отцу И. гораздо выгоднее питать благоговение, не­жели неблагоговение, к которому и я благоговею. В образ служения его не вникать, поелику это относится до бла­гочинных, а наш долг ходить в храм для молитвы толь­ко (преп. Антоний).


Как человек я — ничто, но как иерей имею на себе благодать священства и действую так, как дает мне это благодать сия (преп. Никон).


Касательно спора вашего о выдаче хлеба церковно­служителям мы полагаем по слабоумию нашему, что вы не совершенно правы, а наипаче погрешили, с упорством за­щищая несправедливое ваше мнение. Священнослужите­ли, яко молитвенники о нас, по всей справедливости заслуживают предпочтения пред прочими, кроме того они от церкви, и, исполняя свои требы, не могут столь свобод­но отлучаться для покупок, как люди торговые, да и самый сан их возбраняет им излишнее об этом попечение, и по­тому, даже и при неосновательных своих прошениях, долж­ны быть уважаемы и покрываемы христианскою любовью (преп. Лев).


Случившемуся с вами искушению при разговоре с отцом Стефаном, вашим протопопом, поставляйте себя ви­ною, что вошли в не принадлежащий разговор до вас, поучительный разговор, подобно как овца стала учить пас­туха; хотя же вы и увидели, что сокрывается под овчею одеждою, и должны беречься таковых и подобных произ­ношений, но суд о сем оставьте Самому Господу, ведущему тайная сердец наших коегождо, но он, так как поставлен быть служителем Тайн Христовых, и как достоинство или недостоинство его не могут быть препятствием к соверше­нию таинств, то вы и имейте его честна; впрочем, уда­ляйтесь подобных разговоров... (преп. Лев).


Одному немощному иеродиакону, тяготившемуся от­правлением череды священнослужения, (преподобный Ам­вросий) сказал: «Брат! не понимаешь дела, — ведь Жиз­ни причащаешься» (преп. Амвросий).

Семейная жизнь

Жены, сколько бы добры и красны ни были, но любить их неограниченно, до обоготворения не должно. Все мы обязаны от всего сердца любить только Единого Господа Бога, а жен или ближних наших любить, по Евангельской заповеди, якоже себе самих. И когда бы мы все так по­ступали, то о смерти любимых так горько и не рыдали. Есть мужья такие, которые так прилепляются к жене своей, что не только оставляют отца своего и матерь, но и Самого Бога забывают. Если скажет кто: «пойдем, брат, к обедне — сегодня праздник, — помолимся Богу», отвечает: «еще рано, только лишь отзвонили, успею», а другой попро­сту, без стыда говорит: «жену поях (взял), и сего ради не могу идти». Вот такого устроения мужа или жену, после смерти другого, ей! не скоро утешишь (преп. Антоний).


...Душевное спокойствие приобретается от совершен­ной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть. И если бы муж ваш действительно был нехорош, то спросите себя по совести пред Богом: «да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностью воле Божией будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали. Расторгнуть же брачный союз по легкомыслию и неопытности своей хотя и нетрудно в нынешние мудрые времена, но каково будет отвечать на Страшном Суде Божием? Ибо Сам Бог брачным союзом сочетает человека, а посему судите сами, что лучше — терпение или нетерпение! (преп. Антоний).


...Святой апостол Петр советует мужьям жить со свои­ми женами по разуму, яко немощнейшему сосуду женско­му воздающе честь, ибо говорит святой апостол Павел: не муж, а «жена спасется чадородия ради» (1Тим. 2, 14—15), почему и грешно презорливым быть к ним (преп. Антоний).


...Цель брака есть чадородие... (преп. Антоний).


...Есть некоторые новобрачные (от чего да сохранит вас Господь), которые или от мнимого благоговения, или от крайнего неведения Богом благословенное Таинство брака порицают, называя его скверным, гнусным, прокля­тым и противным Богу, и всеми мерами стараются избегать супружеского общения, притворяя себе и то, и се, и ложные недуги, чтобы не быть вкупе... Все таковые новобрачные смертно согрешают пред Богом, ибо, по слову святого апо­стола Павла, «брак есть честен, и ложе его нескверно»(Ср.: Евр.13,4); который брак благословен есть человеку Самим Богом чадородия ради (преп. Антоний).


...Брачная жизнь — Богом благословенная жизнь, и иноческая жизнь — святая и ангельская жизнь, и та и другая богоугодная жизнь (преп. Антоний).


...Не брак, а прелюбодеяние должно считать и гнус­ным, и скверным, и проклятым, и противным делом Богу и Ангелам Его, и благочестивым людям, коего, т. е. прелю­бодеяния, должно гнушаться как превеликой мерзости всем человекам, и лучше согласиться стократно умереть, нежели осквернить себя столь гнусным пороком, и прогневать Бога, и лишиться Небесного Царствия Его. А посему всем нам, и мужчинам, и женщинам, должно при собрани­ях избегать амуров, любодейных взглядов, двусмысленных слов, бесчинных телодвижений и слишком нескромных на­рядов, но во всем придерживаться скромности и христиан­ского благоприличия... (преп. Антоний).


Что же касается до мысли вашей удалиться от супруга к матушке, удалением таковым вы обесславите себя и за­ставите дурных людей дурное мыслить о вас и говорить, что вы удалились-де по дурным связям с тем-то и с тем, что самое огорчит и всех ваших родных, а посему и бойтесь думать так, особенно исполнить то. Что же касается до молитвы вашей, чтобы Божия Матерь освободила вас от уз супружеских, то таковая молитва ваша самая бого­противная, которой вам должно страшиться, как нечаянной смерти. Прошу вас и молю, как возлюбленное о Господе чадо мое духовное, оставьте все таковые тревожные мысли свои и с детскою покорностью предайте себя со смирени­ем в волю Божию, Который прежде прошения вашего весть, что вам полезно, а потому ничто и никто ваше сердце не успокоит, кроме совершенной преданности вашей в волю Божию. Смиренно взывайте к Нему: «Отче наш, да будет воля Твоя святая во мне грешной! Се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему!» А также и за будущее не стра­шитеся, ибо если Господь благословит быть вам материю, то в то время, по слову Господню, забывается скорбь за ра­дость, яко человек родися в мир (преп. Антоний).


Из <письма вашего> увидел ваше неустройство в ва­шем семействе и, при крайней слабости моего здоровья, поболел душою о вашем положении. Но прошу и молю, достопочтеннейший Ф. Н., яко мнимое первенствующее лицо занимаешь, то и первый положи начало поблагодушней и благосклонней произносить слова не духом рве­ния и гордости, но духом смирения и кротости, и сим силен Бог и всемогущ исправить ваши дела душевные и теле­сные и устроить в доме мир, и тишину, и спокойствие... (преп. Лев).


Что касается до порядка по дому и нравственности, то вы, яко главный хозяин, имеете долг входить и, где что худо, стараться исправлять советами или так. По совету святого Апостола: «настой, обличи, запрети со всяким уче­нием и долготерпением» (2Тим. 4, 2). Когда же сами подвигаетесь на ярость, то это значит, что и вы работаете страстям: от сего смиритесь, познайте свою немощь и в мыслях ближним снисходите. И сколько можно, старайтесь удержать себя от гнева: оный помрачает ум, ожесточает сердце и есть явный знак гордости. Ежели помалу будете себя удерживать от оного, то при помощи Божией он осла­беет, и вы будете мирнее (преп. Лев).


Просите вас утешить письмом моим в скорби, которая заключается в лишении ваших детей. Печаль вам многую приносит, что дети ваши не живут, видно, благоволения Божия нет на сие, а бывает сие более за невоздержание ваше, и нехранение Божиих заповедей, и несоблюдение свя­тых постов среды и пятка, и праздников. Вы рассмотрите, если они зачаты против совести, то, конечно, вы и дети ваши счастливы, ибо они теперь предстоят в воинстве Царя Небесного, вы же, если бы они были живы, плакали бы до старости своей. Но отселе, если вы будете сохранять свою совесть чисту под праздники, под среды и пятки, и посты воздерживаться будете, то Господь, богатый в щедротах и милостивый, Бог такими вас благословит детьми, которые вас утешат своею благонравною жизнью и будут вам руководителями к будущей жизни, что вам желаю получить... (преп. Лев).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>