Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гос­подь дол­го­тер­пит. Он тог­да толь­ко прек­ра­ща­ет жизнь че­ло­ве­ка, ког­да ви­дит его го­то­вым к пе­ре­хо­ду в веч­ность или же ког­да не ви­дит ни­ка­кой на­деж­ды на его исп­рав­ле­ние.

преп. Амвросий

Дерз­ка и сме­ла от сме­ха,– стра­ха Божь­е­го, ста­ло быть, нет.

преп. Амвросий

Не тог­да мы по­чи­та­ем­ся сми­рен­ны­ми, ког­да толь­ко са­ми се­бя уни­чи­жа­ем, но ког­да, быв уни­чи­же­ны от дру­гих, без сму­ще­ния при­ем­лем, яко до­стой­ные то­го. Так же ду­шев­ное на­ше бесп­ло­дие не­воль­но долж­но нас низ­во­дить в глу­би­ну сми­ре­ния, и страс­ти, му­ча­ю­щие нас, та­кое ж про­из­во­дят действие.

преп. Макарий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Болезнь

Невозможное от человек возможно есть от Бога, кото­рый живит и мертвит, убожит и богатит. Над такими трудно и безнадежно больными исполняется слово Богоотца пророка Давида, который говорит: «наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» (Пс. 117, 18). Может быть, и за его беспрекословное послушание он остался живым, а если бы не послушался, то очень может быть и умер бы беспомощным. Смерть его ожидала где-нибудь в дороге. Видно, еще и не уприиде час воли Божией этому быть. Послушание, брате, дело великое (преп. Амвросий).


В скорбях помолишься Богу, и отойдут, а болезнь и палкой не отгонишь (преп. Амвросий).


...За терпеливое перенесение болезни даруется и милость, и прощение грехов (преп. Амвросий).


Тебя беспокоит слабое здоровье N., и боишься, как бы она скоро не умерла. Милостив Господь! В монастыре болящие скоро не умирают, а тянутся и тянутся до тех пор, пока болезнь принесет им настоящую пользу. В монасты­ре полезно быть немного больным, чтобы менее бунтовала плоть, особенно у молодых, и менее пустяки приходили в голову (преп. Амвросий).


И всякая болезнь тяжела, кольми паче болезнь рака, но делать нечего, покориться этому следует. Бог лучше нас знает, кому какая пригодна болезнь для очищения стра­стей и согрешений. Не напрасно святой Ефрем пишет: «боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни». Сама знаешь, что болезнь эта большею частью проис­ходит от тревожного состояния души... (преп. Амвросий).


Сожалею очень, что ты так больна и так слаба, что едва бродишь. Немало удивляюсь, как твое крепкое здоровье и утвержденное многими летами вдруг изменилось так силь­но. Поэтому советовал бы тебе поискать главных причин болезни, потому что в эти лета без особенных причин крепость телесная так скоро не изменяется. — Отыскавши какую-либо причину, последовать словам Апостола, кото­рый говорит: «все являемое свет есть» (Еф.5, 13), — и не только свет, но и врачевство исцеляющее. А напротив, по словам святого Лествичника, язвы умолчанные нередко сотворяют смерть (преп. Амвросий).


Сожалею, что твое здоровье в настоящее время очень слабо и делает тебя, по-видимому, неспособной к исполне­нию монастырских подвигов. Но святой Лествичник и бо­лезнь называет подвижничеством, и притом подвижничеством отраднейшим, хотя и невольным. Отраднейшим потому, что на произвольное подвижничество охотников мало, и при том тут может примешиваться возношение, осуждение других, а в невольном болезненном подвижничестве нечем человеку погордиться... Произвольное и невольное под­вижничества равно усмиряют плоть, а последнее иногда посылается еще и для истребления возношения. Поэтому старайся в болезни благодушествовать и благодарить мило­сердие Божие за невольное вразумление. И опять, более всего в болезненном положении остерегайся ропотливого расположения духа. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Бог все немощи человеческие несет, ропщущего же не терпит, аще не накажет». Также берегись роптать и на людей за неисполнение каких-либо твоих требований или по другим каким причинам. Что ни посылается к нашему тер­пению, все это попускается Промыслом Божиим к нашей душевной пользе, если только сами не повредим сего нашим неблагоразумием (преп. Амвросий).


А что здоровье твое стало трухляво: нечего делать, надо потерпеть; посылается это к смирению нашему и вообще к пользе нашей душевной. Кто болезнь телесную принимает и переносит, как должно, о том сказано, что елика внешний человек тлеет, толико внутренний обновля­ется. А мы душевно обновляемся только в тот день, когда не покропочемся <побрюзжим>. Апостол о себе говорит: «егда немоществую, тогда силен есмь» (2Кор. 12, 10), а с нами бывает более так: немоществует тело, немоществует и душа. Но и в немощи нашей помянет нас Господь, аще понудимся, елико возможем, смиряться (преп. Амвросий).


Возмогай о Господе и в державе крепости Его. Предан­ность воле Божией и всегда потребна и полезна для нас, но в болезни она еще более необходима. Тогда только мы можем быть спокойны и можем удержать веру и упование милосердие Божие, спасающее грешников кающихся и вме­сте смиряющихся подобно мытарю, который не прогневался и на фарисея, уничижившего его. «Гнев никогда правды Божией не соделовает» (Иак.1, 20), кольми паче вредно гневное расположение болящему. Всегда полезно помнить и произносить ко Господу псаломское слово: «благо ми, яко смирил мя еси» (Пс. 118, 71). А в другое время: «достойно и праведно сия вся стражду грех моих ради» (Ср.: Лк. 23, 41) (преп. Амвросий).


Пишешь, что здоровье твое значительно ослабело и ослабевает, так что матушка Игуменья отправляет тебя к доктору посоветоваться о своем нездоровье. Не про­тивься ей в этом; можешь попробовать и полечиться, если будет помогать леченье, только своей главной мысли дер­жись, - предаваться в волю Божию и молить Милосер­дого Господа, да устроит о тебе полезное, имиже весть судьбами, и как будет угодно благости Его (преп. Амвро­сий).


В болезни чумы никто другой действует, как послан­ный от Господа Ангел наказания, и за жестокое страдание всячески будет и милость от Господа умирающим такою смертью (преп. Амвросий).


...Знай, что с шуией стороны и те помыслы, которые устрашают тебя продолжительностью болезни и наводят тебе заботу, что монастырь вообще общежительный и что будто бы ты можешь отягощать болезнью своею и обитель, и сестер уходом за тобою. Без разбора отвергай эту вра­жескую чепуху и ложные извращения. Знай, что ты болез­нью своею подашь повод служащим сестрам к исполнению заповеди Господней: «был болен, и вы посетили Меня» (Ср.: Мф.25, 36). И этот блаженный глас сподобятся услышать на Страшном Суде Христовом служащие больным с усер­дием, а больные также получат свою пользу, быв искуше­ны, яко злато в горниле болезненном (преп. Амвросий).


Пишешь, что ты боишься оздороветь, и тогда опять при­дется впасть в молву разных попечений, хотя и за послу­шание. Думаю, едва ли уже к тебе возвратится прежнее твое здоровье; поэтому советую тебе не налегать на хожде­ние неосмотрительно в церковь, отчего ты и опять заболела, а лучше умудряйся спасаться в келье, под предлогом болез­ни, чем можешь избавляться от многих попечений. По временам, за послушание, сводить счеты монастырские не будет попечением ни суетным, ни очень тяжким, а между тем не будешь жить в обители совсем без дела, а дело такое: принесут счеты, сведешь их и отдашь, и затем будь покойна (преп. Амвросий).


О брате твоем больном душевно и телесно скажу, что болезнь телесная ему на великую пользу. Если он умрет и чахоткою, не сожалей. Если болезнь чахоточная его не вразумит и не обратит к вере и к Богу, то ничто другое не может ему принести никакой пользы. А продолжение жизни с подозрительностью ко всем, сама знаешь, как мучительно, — и выразить неудобно. Чахотка или, вернее, чахоточное состояние многих обращало к Богу (преп. Амв­росий).


Жаль, что сестра твоя К., по-видимому, так неблаговременно заболела чахоткою. Но Бог лучше нашего знает, что кому и когда полезнее. Мы любим друг друга по-чело­вечески, а Бог милует нас, как Бог Всеблагий, и промыш­ляет всячески о пользе нашей душевной. В этой болезни вообще люди получают мирную и христианскую кончину, потому много о сестре и не заботься (преп. Амвросий).


Прочитайте вместе с матушкой игуменьей N. писан­ное в книге Варсонофия Великого к больному старцу Андрею, начиная от 163-го вопроса. Там увидите ясно, что от больного требуется только терпение и благодарение и что болезнь телесная заменяет подвижничество теле­сное, так как подвижничество это предпринимается для смирения и укрощения тела, а болезнью телесною это за­меняется (преп. Амвросий).


Очень сожалею о расстроенном здоровье твоем. О при­чине болезни смущаться не должно: святые отцы запове­дуют нам не искать от кого и за что находят скорби, а терпеть благодушно. Благодарение Бога и смиренное не­сение не только загладят наши немощи и неосторожности, но и вменят нашу же вину в наше оправдание. Попуще­ние же Божие, бывающее на пользу нашу Промыслом премудрым, от нас же и истекает. Уклоняющийся от вольных скорбей, говорит Марк Подвижник, впадает в невольные. — И все же к пользе нашей и ко вразумле­нию нашему, но отнюдь не к смущению (преп. Амвросий).


Пишешь о своих болезнях многосложных, и что жила при родителях в девушках. Что же? Ведь не ты одна де­вушка жила при отце и матери, но ты, может быть, обет давала оставаться девою, — это дело другое. Если обеща­лась в девицах остаться, а потом пойти замуж, — это не позволено, и за такие поступки бывают часто наказания Божии, подобные твоим. Ты ясно о сем не пишешь, но по ходу твоей болезни видно, что есть нечто в делах жизни твоей ненормальное. Ездить много нет потребы. Господь может исцелить тебя всякою иконою чудотворною, и вся­кий угодник Божий может тоже своими молитвами ко Господу помощи тебе. Но все в Боге и Богом. Есть болезнь наказательная, которой одно врачевство: положиться на волю Божию и терпеть, пока Он восхощет помиловать. Это имей в виду. А съездить к преподобному Тихону и к о. Иоанну Кронштадтскому можно. И когда будешь в Ти­хоновой пустыни, то потребно с семи лет и за всю жизнь покаяться и поисповедаться пред духовником, причастить­ся Святых Тайн и особороваться святым елеем. Таинство соборования многих безнадежно больных воздвигало от од­ра, кроме того оно очищает забытые и недоуменные грехи, и после положись на волю Божию (преп. Амвросий).


...Судьбы Господни не испытаны. Иных Он любя ве­дет подобным путем скорбей и болезни для большого ду­шевного блага, и се есть воистину Божия милость (преп. Амвросий).


...Слышу, что вы скорбите паче меры, видя страдания болящей дочери. Действительно, по-человечески нельзя не скорбеть матери, видя дочь свою малютку в таких страдани­ях и страждущую день и ночь. Несмотря на это, вы должны помнить, что вы христианка, верующая в будущую жизнь и будущее блаженное воздаяние не только за труды, но и за страдания произвольные и невольные; и потому не должны нерассудно малодушествовать и скорбеть паче меры, подоб­но язычникам или людям неверующим, которые не призна­ют ни будущего вечного блаженства, ни будущего вечного мучения. Как ни велики невольные страдания дочери вашей малютки С, но все-таки они не могут сравниться с произ­вольными страданиями мучеников, если же равняются, то она и равное с ними получит блаженное состояние в рай­ских селениях. Впрочем, не должно забывать и мудреного настоящего времени, в которое и малые дети получают душевное повреждение от того, что видят, и от того, что слышат; и потому требуется очищение, которое без страда­ний не бывает, очищение же душевное, по большей части, бывает чрез страдания телесные. Положим, что и не было никакого душевного повреждения. Но все-таки должно знать, что райское блаженство никому не даруется без страданий. Посмотрите: и самые грудные младенцы без болезни ли и страданий переходят в будущую жизнь? Впрочем, пишу так не потому, что желал бы я смерти страждущей малютке С., но пишу все это собственно для утешения вас и для правильного вразумления и действи­тельного убеждения, чтобы вы нерассудно и паче меры не скорбели. Как ни любите вы дочь свою, но знайте, что более вас любит ее Всеблагий Господь наш, всяким образом про­мышляющий о спасении нашем. О любви Своей к каждому из верующих Сам Он свидетельствует в Писании, глаголя: «аще и жена забудет исчадие свое, Аз же не забуду тебе» (Ср.: Ис. 49, 15). Поэтому постарайтесь умерить скорбь вашу о болящей дочери, возвергая печаль сию на Господа: якоже бо хощет и благоизволит, так и сотворит с нами по благости Своей. Советую вам приобщать болящую дочь с предварительною исповедью. Попросите духовника, чтобы поблагоразумнее расспросил ее при исповеди (преп. Амвро­сий).


...Ничего не значит — телесная болезнь, надо опасать­ся, чтобы душевные недуги не остались неисцельными, а ты даже и не хочешь, чтобы она принимала исцеление врачеванием от оных болезней (преп. Макарий).


...За. твой доброхотный труд тебе должен будет не че­ловек, а Сам Бог. Приучись больше молчать, тогда грешить и осуждать не будешь. Когда перестанешь роптать, усердней будешь ради Бога служить больным, то избавишься от сво­ей болезни не только тела, но и души. Если же при твоем исправлении болезнь и не оставит тебя, то значит, это для того, чтобы за твое терпение дать тебе венец в будущей жизни на бесконечное время. Потерпи. Пройдет жизнь, как сон. С верою без сомнений больные места мажь мас­лом, как я и прежде благословлял, и Господь даст облегче­ние по вере твоей (преп. Иосиф).


...Будучи ты уверена, что Бог тебя любит и от любви попускает тебе истаивать болезнью плоти твоей, то и ты любовью к Нему укрепляйся в терпении с благодарением и не малодушествуй! Ты знаешь из отеческих писаний, что терпение невольных болезней превышает делание подвиж­ническое, — а притом и рассуждай: Бог знает, чего ради попустил страдать тебе болезни, без них ты могла бы впасть в многоразличные страсти и повредить душе своей (преп. Макарий).


Любвеобильный Отец наш все творит на пользу нашу: иногда телесными болезнями врачует душевные недуги, а иногда посылает болезни для испытания нашего терпения и для вящей награды душевными дарованиями, здесь или в будущем веке, и многие есть причины <болезней>, кои мы постигнуть не можем. Кто бо испыта ум Господень? (преп. Макарий).


...Промысл Божий нам непостижим, почему попущает тебе быть больным, конечно, или к наказанию, или к испы­танию, а может быть, и предоупреждению от каких-либо грехопадений и удержанию в границе смирения (преп. Макарий).


Не малодушествуй в болезни своей: Бог, любя тебя, послал тебе испытание на первом шагу вступления твоего в обитель и, верно, ко очищению тебя от каких-нибудь сла­бостей, бывших в мирской жизни. Веруй, что любит тебя Сладчайший наш Господь Иисус Христос, послав тебе бо­лезнь тела для очищения духа. «Аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется» (2Кор. 4, 16). Не жалей плоти, когда-нибудь да истлеет, а душа вечна! (преп. Макарий).


Хотя нам и кажется тяжкою и продолжительною бо­лезнь в сей жизни, но что она против вечности и наслажде­ния в оной?.. Укрепляй себя и верою, столько Премилосердый Господь не попустил бы на тебя таких страданий, если бы не видел твоей пользы, да и то рассуди, что не толь­ко скудость наших подвигов, но и всегдашние согрешения чем можем вознаградить? А болезнь и вознаграждает, и не допускает согрешать (преп. Макарий).


...Он от любви посещает и болезнями, которые при­мет вместо делания, да и избавит чрез оные от того, чему бы могла подвергнуться, бывши здоровая. Истинно, когда обратим внимание на наше жительство, увидим, как оное далеко отстоит от того пути, каким шли отцы наши и матери святые и нам оставили образ — в описании жития их и учения. Мы все ищем отрадного пути, а убегаем тесного и прискорбного, то как нам не благодарить Господа, когда Он невольными скорбями или болезнями соделывает наше спасение. Благодарите Господа за любовь к нам грешным и приносите по силе, сколько можно, лю­бовь и смирение, могущие заменить недостаток наш в жи­тельстве и ходатайствовать о нас пред Богом о помилова­нии... (преп. Макарий).


И телесная болезнь твоя не легка, но Милосердый Отец весть, чего ради оную послал, тоже к навершению недостатка дел наших, от любви Своей, посещает нас оными. Не будь же болезни, могла бы быть плотская брань, и невыносимая. Слави и благодари Бога! (преп. Макарий).


Читая письмо твое о болезненном твоем положении по отбытии от нас, сердечно соболезнуем и все это приписы­ваем, чрез попущение Божие, действию вражескому; ты и сама сознала, что неправильно приняла мысли, о коих писа­ла; это тебя и потревожило. Но как ты находишь себя, хотя при болезненном твоем положении, мирнее к матери О., следовательно, это есть существенная польза душевная, не­сравненно более телесной, ибо телесная болезнь вмале тело помучит и после принесет душе пользу, но душевная бо­лезнь вечна; того-то ради Врач душ наших здесь посещает нас болезнями и скорбями, чтобы спасти душу в будущем веке (преп. Макарий).


Вы не упадайте духом, но имейте надежду на помощь Божию. Он силен подать вам исцеление, и не только те­лесное, но и душевное. Когда внешний наш человек тлеет, тогда внутренний обновляется. Вы пишете, что покорны воле Божией о своей болезни, но сокрушаетесь о том, что можете быть другим в тягость. Напрасно это вы так принимаете. Я уверен, что все родные и окружающие вас принимают в вас участие не только по родству и приближению, но и по христианскому чувству, да и самое естество побуждает нас иметь сострадание к сродному себе, да и религия внушает нам иметь к больным сострадание, за что приимут воздая­ние в будущей жизни. Ибо Господь принимает сие служе­ние, как бы Ему послужили (преп. Макарий).


Мы видим в учениях святых отцов и в примерах, что некоторые находятся в болезнях и терпят с благодарением, получают великую милость Божию. Примите сей совет с покорностью воле Божией, несите посланный вам болезнен­ный крест. Сохраняйте себя твердо в православной вере, почаще приступайте к духовному врачевству — исповеди и причастию Пречистых Христовых Тайн, не дожидаясь пос­тов, но, смотря по усиливающейся болезни, можете чрез две и три недели сообщаться, это будет вам подавать великую отраду, и даже, если будет воля Божия, можете и исцеление получить — от человека невозможно, «но от Бога вся воз­можна суть» (Ср.: Мк.10, 27) (преп. Макарий).


Ты пишешь, что у тебя все зубы болят, что делать, надобно и потерпеть вместо дел, в коих ты сознаешь ску­дость, заменяй терпением болезни с благодарением, а при­том, когда и при болезни стужают страсти, то что бы было в полном здоровье и спокойном пребывании? (преп. Ма­карий).


Из письма вашего вижу, что устрашаетесь и смущаетесь духом о приближении к вашим местам болезни — холеры и просите на сие моего совета и укрепления. Скажу вам на сие, что жизнь и смерть каждого из нас в руце Божией, и без воли Божией никто не отходит от сего света в вечность, а притом надобно и то знать, что каждому из нас уже пред­назначен конец, но нам это неизвестно — когда и как ко отойти отсюда (преп. Макарий).


Сожалею я о болезни ваших зубов, но и сам подобно вам страдаю от них. Но и как им не болеть? Сколько им бедным работы при жевании всякой пищи, сколько им вся­кий раз ударов от нашего языка при гневе, при праздносло­вии, при шутках? Еще как они, бедные, до сих пор держат­ся в нашем рту? Это я вам говорю только касательно своих зубов, а ваши болят от цынги (преп. Антоний).


О зубной болезни вашей сердечно сожалею я, но ни­сколько не удивляюсь этому. Ибо на мельницах и камни жерновые смалываются, а зубам нашим в течение жизни немало было работы. А главная причина болезни та, по словам святого Давида, что зубы грешников Господь сокру­шает... (Пс. 3, 8). А мы с вами в числе грешников не последние люди (преп. Антоний).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>