Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нап­равь сна­ча­ла се­бя мо­лит­вой на путь спа­се­ния, тог­да и ста­нешь хрис­ти­ан­кой, крот­ким мол­ча­ли­вым при­ме­ром, вле­ку­щей дру­гих на путь сей.

преп. Анатолий

Мо­лись по-детс­ки, в прос­то­те серд­ца о всех нуж­дах и скор­бях и вру­чай се­бя во­ле Бо­жи­ей, ибо Гос­подь стро­ит на­ше спа­се­ние.

преп. Никон

На­до мо­лить­ся, да ука­жет Гос­подь путь... Бу­дем мо­лить­ся Гос­по­ду, да спа­сет нас и да по­мо­жет нам в бе­дах и нуж­дах. Ино­го прис­та­ни­ща и на­деж­ды не ви­жу. Че­ло­ве­чес­кие рас­че­ты и су­ет­ны, и оши­боч­ны. Ког­да при­хо­дит­ся тер­петь и труд­ное что-ли­бо, но зна­ешь, что нет тут сво­ей во­ли, по­лу­ча­ет­ся нрав­ствен­ное об­лег­че­ние и мир ду­ши. Да бу­дет во­ля Бо­жия! Да не пос­ра­мит Гос­подь ве­ры на­шей и пре­дан­нос­ти во­ле Его. Еди­ная на­деж­да на Бо­га. Вот твер­дое ос­но­ва­ние. Ос­таль­ное все неп­роч­но. Со­вер­шен­но не зна­ешь, где луч­ше, где ху­же и что ожи­да­ет. Да бу­дет во­ля Бо­жия! На­ше де­ло — хра­нить се­бя в ве­ре и блюс­ти се­бя от вся­ко­го гре­ха, а все ос­таль­ное вру­чить Бо­гу.

преп. Никон

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

Бодрость духа

...При поздравлении вас с Ангелом на сей раз ничего вам лучшего не принес, как одно сердечное желание снис­кивать бодрость в духе и удерживать себя в спокойствии по внутреннему человеку. Но как бодрость духа, так как и прочие блага, есть дарование Божие, лиющееся на нас свы­ше от Отца светов, то и должны словами святого <Иоанна> Златоустого просить у Господа, говоря: «Господи! не остави мене; Господи! даждь ми мысль благу; Господи! даждь ми смирение, терпение, великодушие и кротость» и прочее. Господь же, по уверению святого Давида, волю боящихся Его сотворит, и молитву вашу услышит, и спасет вас (преп. Антоний).


Вы жалуетесь, что не спокойны в духе и рассеянны. В таком случае не должно вовсе расслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятью вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое стра­хом Твоим смири и помилуй мя! Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сла­дим, не только с невидимыми врагами (преп. Антоний).

Божия награда

Господь Бог глубиною неведомой нам мудрости Своей не всегда зараз исполняет прошения наши и отлагает до времени, но ничего доброго, сделанного во имя Его, не остав­ляет без награды. Если отца с матерью не наградит, то детей и потомство их щедро наградит, ибо праведен есть Господь наш и несть неправды в Нем (преп. Антоний).

Болезнь

Пишете, что посещают вас болезни и скорби. Это знак милости Божией к вам: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12, 6), то и надобно благодарить Господа за Его отеческий о вас Промысл. Скорби нас вразумляют и искусными творят в делах наших, также и очищают от грехов, равно как и болезни (преп. Макарий).


Ты напрасно принимаешь помыслы, будто оставлена от Бога, потому что болеешь; совсем напротив, но Сам Бог лучшее о тебе устраивает ко спасению средство... (преп. Макарий).


Ты уведомляешь еще меня о своей болезни; советую благодушествовать и принимать оную как посещение Бо­жие, как признак особенной любви Его к тебе. Ибо: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12, 6)... Пришла болезнь волею Божиею и пройдет силен бо есть уврачевать тебя и каждого недугующего, толь­ко если восхощет, и нам будет на пользу (преп. Макарий).


Я знаю, что вы веруете во всепремудрый Его Промысл и что Он, по любви Своей к вам, даровал вам сию болезнь, дабы в будущей жизни наградить вас вечным блаженством, что и должно вас укреплять в терпении: «недостойны стра­сти нынешнего времени к хотящей славе явиться в нас» (Рим. 8, 18) (преп. Макарий).


...Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хочет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями (преп. Мака­рий).


...Ты сознаешь, что болезнь жены твоей... есть наказа­ние Божие, посланное тебе единственно за твое глупое невежество в познании догматов и правил Святой Церкви. Сознание и раскаяние твое, с намерением вперед оставле­ния всех лжеученых умствований и повиновения Святой Церкви, — сильно умилостивит Господа подать тебе про­щение и исцеление страждущей, но чтобы и она приступила к Святой нашей Матери, Православной Церкви (преп. Мака­рий).


...Телесная болезнь служит к исцелению душевной; мы не можем похвалиться, чтобы оной не имели. Слава и благодарение Господу, врачующему нас терпкими наведе­ниями! (преп. Макарий).


Самая болезненность тела уже есть очищение души от греховных струпов (преп. Макарий).


Страдает тело, страдает и душа, а если бы душа была укреплена верою, то и тело могло бы получить укрепление при спокойствии духа; смущенный же дух имеет влияние и на телесный состав и болезнь умножает (преп. Макарий).


Вы все еще в болезни телесной и скорбите, видя себя в бездействии. Какого же вы ищете действия? Довольно с вас терпения с благодарением. Бог не требует от боляще­го подвигов и трудов телесных, но душевное благое устрое­ние всегда надобно наблюдать и иметь попечение об исправ­лении оного (преп. Макарий).


...И болезненным нужно смирение, ибо оно сугубо упокоит по таинственной оного силе (преп. Макарий).


О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много, вспоминая житие Пимена Многоболезнен­ного: как он не выходил из кельи, и даже не желал вы­здоровления, и сподобился пострижения от рук святых Ангел? Чин болящего и благодарящего велик пред Богом и даже равен сидящему в пустыне, в повиновении старца совершенно. Благодари Господа, даровавшего тебе ближай­шее средство ко спасению (преп. Макарий).


..Ты сама не знаешь, чего у Бога просишь, — чтобы избавил от болезни; ты проси того, что Его святой воле угодно и тебе полезно. Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом: ими и грехи очищаются, и от страстей избавляются... (преп. Макарий).


Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших. Правило, по болезни, можешь исполнять не только без больших, но и без малых поклонов; при немощи требуется ума к Богу обращение, а когда есть сила, то и телесный труд нужен (преп. Макарий).


...Не без отеческого Его Промысла попущена тебе бо­лезнь. Не малый бы был подвиг иметь борьбу со страстями, а теперь другого рода скорбь — терпение болезни, которая заменит труды телесные и подвиги, только не уклоняйся в ропот, а терпи с благодарением; но не отягчай болезни твоей душевным расстройством, принимая горячо и чувстви­тельно бывшее и случающееся. Прочти жизнь Пимена Мно­гоболезненного, как он не желал даже исцеления от болез­ни и какой плод принесла ему болезнь. Нам ко спасению нужны не одни вольные скорби, но и невольные, а паче когда в вольных оскудеваем, то невольные нам помогают и спасение устраивают (преп. Макарий).


...Господь посещает болезнью ваших матерей и сестер, которую и приимет вместо подвигов духовных, по недо­статку оных или ради немощи, или ради нерадения нашего. Итак, сострадая в их страдании, надобно благодарить Гос­пода, милующего и спасающего нас невольным крестом (преп. Макарий).


...Ищущим спасения и не достигающим оного делами Господь Премилосердый восполняет недостаток ваш болезнями и скорбями (преп. Макарий).


Читая... твое письмо, нахожу в нем ропот и нетерпе­ние в болезни твоей и помысл, будто ты отвергнута от служения Церкви и обители. Помысл сей — вражий и при­вивается к тебе от гордости. Не лучше ли думать, что Бог, любя тебя, посетил болезнью, в коей ты найдешь спасение, и что Бог, предвидя немощь твою душевную, сохранил тебя чрез болезнь от многих бед, искушений и скорбей. Ты, думая служить Церкви и обители, сделалась бы рабою честолюбия и самомнения и прочих грубых страстей, могущих не спасти, а погубить душу (преп. Макарий).


...Болезни твои вместо подвигов тебе вменятся, а мо­жет быть, без них могла бы впадать и в страсти, — еще лютейшие болезней (преп. Макарий).


...Не без воли Его послана болезнь, но надобно и самим быть осторожнее и избегать тех случаев, которые бывают причиною болезни (преп. Макарий).


Средств к облегчению твоей болезни я не знаю. — Вера и упование на Бога — главные средства, и Он силен послать тебе и физические средства, когда это для тебя нужно и полезно; душа есть больше тела, о ней надобно более и печься, чтобы была здорова (преп. Макарий).


Сердечно соболезную я и о том, что вы, при весьма тяжкой и изнурительной телесной болезни своей, еще стра­даете и душою своею от разных мыслей и воображений о муже, о детях и о многом будущем и чрез то еще наибо­лее увеличиваете страдания свои и средства лечения свое­го делаете малодействительными. Советую вам, вместо вся­кой мечты, душу свою напитывать молитвою ко Господу и Упованием на Него, Который как вас, так и мужа с детьми не оставит, чему и Матерь наша Святая Церковь учит -«самих себе и друг друга, и весь живот свой Христу Богу предавать» (преп. Антоний).


Да сподобит же и вас Господь, в знак вашей к Нему благодарности, покориться святой Его воле и потерпеть страдание, посланное вам чрез болезнь вашу. Но чтобы облегчить свои страдания, советую вам пособороваться и после приобщиться Святых и Животворящих Тайн Господа нашего Иисуса Христа, и уверяю вас, что получите не ма­лую отраду в болезни. Сколько можете, благодарите не­престанно в мыслях ваших благость Божию; ибо Апостол сказал: «благодарение усугубляет благодеяния» (Ср.: 2 Кор.4, 15). Роптать же от сильной боли никак себе не позво­ляйте, ибо все наши страдания происходят от кого же, как не от Господа, Который по Своей благости все творит для пользы душ наших (преп. Антоний).


..Когда человек будет снискивать дух бодрый, тогда, при всех немощах и недугованиях плоти, может быть спо­коен и доволен своим положением (преп. Антоний).


Что делать? Так уж Господь устроил, чтобы временная жизнь наша без скорбей не проходила, как сказано: всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печать. Но всего уди­вительнее, что ни один святой муж, сколько бы ни был свят и совершен, не провел жизнь свою без того, чтобы не пре­терпеть чего, и — того ради, чтобы человек не превоз­носился. И если святые терпели, а нам и кольми паче долж­но терпеть! (преп. Антоний).


А когда б вы были всегда здоровы, по всему довольны и покойны, и веселы, то, кто знает, может быть, тогда и вы, якоже и прочии человецы, уклонились бы в рассеянную жизнь и жили бы по вкусу нынешнего века. Но Бог, предвидя все, предохраняет нас, как Отец Милосердый, от всего бесполезного и Ему неугодного. А посему не смущайтесь вы и не испытывайте, почему случается не то, чего хочется, а то, чего никогда бы не хотелось, ибо Бог лучше знает, что для нас полезнее — здоровье или нездоровье. А наш долг с детскою покорностью все принимать от Отца Небесного, хотя бы то было и горькое... и говорить: «Отче наш, да будет воля Твоя!», или так говорить, как один старец богомудрый говаривал: «пришла ко мне болезнь, слава Тебе, Господи! Болезнь моя увеличилась, слава Тебе, Господи! Болезнь моя сделалась неисцельною, слава Тебе, Господи! Ибо мне лучше быть на небе с Тобою, нежели с людьми на земле». А по сему примеру даруй, Господи, и вам все слу­чающееся благодушно переносить, и за все благодарить, и Бог спасения будет всегда с вами (преп. Антоний).


...Болезни телесные посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных (преп. Антоний).


...Как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке, и румяном по наружности, то не должно не радеть и о душе своей, якоже о вещи бессмертной, которая не только честнее тела, но и дороже всего видимого в мире. Мне представляется в мысли, что и теперешнее страдальческое состояние ваше, может быть, не следствие ли душевных страданий от разных огорчений и неприятно­стей, кои, время от времени возрастая, расслабили и телесные ваши силы до тяжкой болезни. Страдальческое стояние души своей отрадно бы было раскрыть искреннему другу, но всякий ли имеет у себя это бесценное сокровище? Да и друг только может пожалеть о страдании, но не освободить. Для сего нужен также благоискусный врач, а наиболее всего помощь Божия и смиренная ко Господу молитва... При пользовании себя средствами медицинскими старайтесь удерживать себя в спокойствии по духу, чтобы никакие дрязги семейные или сторонние чрез уши не допу­скать до сердца и не потрясать оными своей души, ибо всякое беспокойное воображение препятствует врачева­нию. А посему старайтесь слабостями других не слишком трогаться и не осуждать, но великодушно извинять, и об исправлении их молиться Богу... (преп. Антоний).


...Если посмотреть на человека здорового, и посмотреть на человека, долговременно страждущего, и рассмотреть состояние души одного и другого, то кого из них назвать блаженным или окаянным — здорового или страждущего? Например, вы в болезни своей сколько раз приносили рас­каяние во грехах своих пред Господом Богом и пред ду­ховным отцом и приобщались Святых Тайн? Между тем, здоровому человеку некогда и подумать о грехах, и если случится поговеть однажды в год, то не столько из усер­дия, сколько из приличия, чтоб сказать: «и я нынче го­вела». А исповедь бывает такая, — больше немая, т. е. ничего, кажется, нет на душе. Вы в болезни своей сколько из глубины души испустили пред Богом тяжких возды­ханий, которые все видит и слышит Господь. Но у здоро­вых совсем бывает не то, если же и они когда вздыхают, то больше о том, когда долго не видят кого, когда давно не имеют весточки о нем. Вы в болезни своей нередко оро­шали лицо свое слезами, а здоровые люди вместо слез сколько каждый день потратят мыла на лицо свое, чтоб было чисто, а о душе ни слова. Вы в болезни своей очи свои часто с молитвою обращаете к образу Христа Спаси­теля и к Пречистой Его Матери, а здоровые дамы или девы вместо образа раз по сто в день посмотрят на себя в зеркало, а помолиться хорошенько или перекреститься как должно некогда. А посему вы ныне в болезненном состоя­нии своем блаженнее всех здоровых, окружающих вас, а к сему еще и вечное блаженство на небеси приготовлено для вас от Господа Бога, о чем во страдании своем радуйтеся вы и веселитеся, и от всея души благодарите Милосердого Бога, что у Него для страждущих приготовлено великое множество милости и утешения, которые в свое время по­лучите вы за молитвы Богородицы (преп. Антоний).


Вы теперь <в болезненном состоянии> справедливо мо­жете о себе сказать: «Я хоть и лежу, да на Бога гляжу» (преп. Антоний).


Взирая на вас, многому порадовался я, одно только опечалило меня — болезнь ваша. Но и сию печаль возло­жил я на Господа Бога и утешился, услышав слова Его, устами святого Давида изреченные: «с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое» (Пс. 90, 15—16). Посему уповаю и радуюсь, что Господь дарует вам безболезненный живот (преп. Антоний).


Вы слышали слово Христово, что «многими скорбями подобает внити в Царствие Божие» (Деян.14, 22), а как мы с вами претерпевать скорби как должно не навыкли и трудиться до пота наравне с прочими не можем, то Господь устроил, чтобы поне <по крайней мере>, лежачи на одре, приобрели спасение своей души; посему и благо­волил посещать нас частыми болезнями... (преп. Антоний).


Правда, мне жаль, что ты болишь, но вместе и не жалею духом, зная наверное, что твои скорби — для тебя сокро­вище вечное... (преп. Анатолий).


Еще больше радуюсь, что болезнь твою несешь терпе­ливо. Конечно, не всегда, но зато каемся, смиряемся, осуж­даем себя. Для нищеты нашей и сего довольно. Слава Те­бе, Господи, за Твои к нам милости и долготерпение (преп. Анатолий).


Не ропщи на болезнь, а благодари Бога: «его же любит Господь, наказует» (Притч. 3,12) (преп. Анатолий).


За все слава Богу. Болезнь для тебя — неоцененное сокровище. Терпи (преп. Анатолий).


...Сострадаем тебе, как в скорбях, так и в болезни твоей. Ты сама на сии пункты сделала решение, что это наказание Божие за грехи твои и что болезнь не от чего другого, как от (сладострастных помыслов), и мы с сим согласуемся, и тако быти веруем. Но как милосердие Бо­жие не ограничено, то покайся и смирись, и самое оное наказание вменится тебе в очищение (преп. Лев).


Дочь ваша А. пишет к вам, что она нездорова и о сем благодарит Господа Бога; се — достоинство истинной хри­стианки, сей чудный пример и нас грешных научает, как при болезненном состоянии обходиться с собою, ибо не роп­танием побеждается, но благодарением Господу Богу во­пиет, таковии-то воистину услышат оный пресладчайший глас — «чадо, отпущаются тебе грехи твои, восстани и ходи», а что вы изволите писать о своей болезни, которую хотите пользовать лекарствами, то буди любве вашей из­вестно, что сие предприятие ваше не может быть вредным спасению вашему (когда будете опасно себя хранить от иных зол)... (преп. Лев).


Болезнь ваша, хотя в самом малейшем виде теперь, но если станете печалиться о потере и разных неудовольстви­ях и в тонкости злопамятствовать на Бога, то немудрено, может усилиться и сделаться такою болью, какая у Н. Я. Она, видно, о вдовстве роптала на Божий Промысл, и более не нахожу средств для ней, как только должна рас­каяться о ропоте своем пред Богом и отцом духовным, и если позволит ей, пусть и приобщится, и впредь на Господа уповать, и так благополучно поживать... (преп. Лев).


...Болезнь ваша, по нашему скудоумию... наиболее от горячности в сообращениях с ближними и наиболее с под­чиненными людьми, к тому же не по мере сил своих заня­лись набожностью: молиться Богу и в чтение книг и про­чее... которая набожность самомнительная умножает в нас яростную часть в сердце и творит нетерпеливыми и кра­мольными и доводит до таковых последствий, коими вы ныне начинаете страдать... (преп. Лев).


...А что вам, матушка и сестрица, Всемилостивый Гос­подь послал на телесные очи слепоту, то и за сие да будем благодарны ко Создавшему нас и устраивающему о нашем спасении, единственно для нашего назидания душевного, и о дабы Всемогущий Господь по Своему неизреченному мило­сердию вместо телесных открыл бы вашей любви сердечные очи, которые для нас так нужны, паче всяких сокровищ Драгоценнейших и благопотребнейшие к назиданию душевному. И когда Господь дарует, хотя и едино открыть оных, тогда воистину... оным увидим все распростертые сети ко прельщению нас от всеобщего врага-диавола и при помощи и благодати Божией начнем от оных остерегаться и со смирением и упованием и паки прибегать, и молить Все­могущего Господа, дабы сохранил нас и вразумил, как противостать соперника нашего и дабы отомстить ему за все его наглые оскорбления, нам нанесенные, и тогда воис­тину ощутишь внутрь сердца своего душевный мир, радость и любовь ко Богу и ко всем человекам, и тогда благона­дежные наши минуты нам чувствоваться будут, и со благо­дарением и излитием умилительных слез потечет источник, умиляющий и услаждающий сердце твое утешением неиз­реченным... (преп. Лев).


Пишете вы, что нареченный зять болен до того, что близ смертного одра. Создатель Господь все создал, под Его властью все существует, Он мертвит и живит. Я уверен, что вы сему веруете и принимаете слова и учение, которое берется из Священного Писания, как происшедшее от Бога. Свя­щенное же Писание на бесчисленных местах показывает нам, что Промысл Божий нами управляет, из коих вам один текст приведу в доказательство. Пророка Исайи в 49-й главе 15-й стих: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя». Из сих слов видите, как Господь печется о нас, то если полезно будет вашему наре­ченному зятю, то даст ему Господь здравие и воздвигнет от одра болезни, чего и желаю видеть (преп. Лев).


Сердечно сокрушаясь о вашей болезни, постигшей было вас... вместе же и утешаюсь, видя на вас благоволение Господа нашего Иисуса Христа. Мне остается только просить вас не изнемогать в таковых посещениях свыше, но продолжать благодушествовать с несомненною верою, что силы ваши известны Господу и предложение. Выше сего не обременитесь искушениями — небезызвестно вам, что где искушение, там треба быть и терпению, а где терпение, там и заступление благодати и милость (преп. Лев).


Бог не требует от больного подвигов телесных, а толь­ко терпения со смирением и благодарения (преп. Амвросий).


..Я в настоящее время очень болен, и святой Иов был тоже болен, но против Иовлевой болезни моя болезнь есть ничто, или не более, — комар сел и укусил (преп. Антоний).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>