Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да мы се­бя уко­ря­ем, мы ис­пол­ня­ем­ся си­лы, ста­но­вим­ся силь­нее – ду­хов­но, ко­неч­но. По­че­му так, мы не зна­ем. Это за­кон ду­хов­ной жиз­ни. Как в на­шей те­лес­ной жиз­ни мы подк­реп­ля­ем си­лы пи­щей, так и в ду­хов­ной жиз­ни на­ши ду­хов­ные си­лы подк­реп­ля­ют­ся са­мо­у­ко­ре­ни­ем.

преп. Варсонофий

Еже­ли слу­чит­ся при­нять от ко­го уко­риз­ну или пре­неб­ре­же­ние, не­об­хо­ди­мо на­у­чать серд­це свое гла­го­лать, что „мы ху­же их",– не кра­ем язы­ка, но сер­деч­ным за­ло­гом.

преп. Макарий

В чем ока­же­тесь ви­нов­ны­ми пред Бо­гом и пред людь­ми, в том при­но­си­те по­ка­я­ние и сми­ряй­тесь, не дер­зай­те ни­ко­го су­дить или осуж­дать, но во вся­ком неп­ри­ят­ном слу­чае ста­ра­ясь воз­ла­гать ви­ну на се­бя, а не на дру­гих, или за гре­хи свои, или что да­ли по­вод к скор­би сво­ею не­ос­то­рож­ностью и не­ис­ку­с­ством.

преп. Амвросий

Нужен ли пост при очищении от пороков?

Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя — не то оскверняет человека, что входит в уста, а что выходит из уст, — дала себе твердое намерение очиститься прежде от внутренних пороков, а потом заняться воздержанием в пище; теперь же пока, кроме Успенского и Великого поста, других не соблюдать.

Прп. Амвросий Оптинский

Но слова Спасителя, приведенные тобой, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов. Прочитай-ка сначала 7-ю главу Евангелия от Марка, где сказаны эти слова, и увидишь, по какому случаю они сказаны. Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками. Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал (Мк. 7: 15): «ничтоже… внеуду человека входимо в онь, еже может осквернити его; но исходящая от него, та суть сквернящая человека», то есть как бы так сказал Господь: как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омыв их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя.

Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит (2 Кор. 4: 16): «аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни». Внешним человеком он назвал тело, а внутренним — душу. Если, говорит, внешний наш человек, то есть тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и пророк сказал: «уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго его» (Втор. 32: 15).

О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал (Мф. 17: 20): «за неверствие ваше», а потом прибавил: «сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом» (Мк. 9: 29)

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Евангелия от Марка, когда спросили Господа, почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся, Он отвечал (Мф. 9: 15): «еда могут сынове брачный плакаты, елыко время с нымы есть жених; Прыыдут же дне, егда отъымется от них жених, ы тогда постятся в тыя дни». Женихом здесь Господь назвал Себя, а сынами брачными — Своих учеников, а в лице их и всех верующих. Отнят же жених у сынов брачных в среду и пяток, то есть в среду Господь предан был на распятие, а в пятницу распят. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом.

Итак, если, по милости Божией, у тебя проявилось благожелание очиститься от внутренних пороков, то да будет тебе известно, что сей род ничимже может изыти, как только усердной молитвой и постом, впрочем, постом благоразумным.

А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь семя конопляное и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжение целого года не могли поправить его.

Из писем прп. Амвросия Оптинского