Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В зат­руд­не­ни­ях, не­до­у­ме­ни­ях и всех обс­то­я­тель­ствах бли­жай­шее сред­ство и вер­ное к поль­зе на­шей – од­но об­ра­ще­ние ко Гос­по­ду и воз­ло­же­ние на Не­го всей пе­ча­ли и по­пе­че­ния. При­том на­доб­но мо­лить Бо­га о тех, с ко­то­ры­ми пред­ле­жит де­ло, и все ула­дит­ся хо­ро­шо. Гос­подь прос­ве­ща­ет вся­ко­го че­ло­ве­ка, гря­ду­ще­го в мир, и да­ет мир ду­шам на­шим. Уны­ние же и пе­чаль бес­по­лез­ны в де­ле, тре­бу­ю­щем му­же­ст­ва.

преп. Моисей

Ес­ли не­ко­му отк­рыть свою ду­шу – Гос­по­ду Бо­гу воз­вес­ти­те пе­чаль ва­шу.

преп. Никон

Бедствен­но без­мер­но пе­ча­лить­ся и безв­ре­мен­но уби­вать се­бя, но вся­чес­ки долж­ны за все бла­го­да­рить Гос­по­да, ка­ко­вы­ми бы Он нас ни на­ка­зы­вал на­ка­за­ни­я­ми на сем све­те.

преп. Лев

Письмо от старца

Извещаю тебя и сущих с тобою, что жив есмь, милостию Божиею… хотя и с осенними тяготами.

... Дела мои что-то плохо спорятся, и сам не понимаю отчего. Немало остается неудовлетворенных: или от множества народа это происходит, или от моей неповоротливости. Переобуваюсь, да переобуваюсь, в том и проходит большая часть времени. 

Прп. Амвросий

 А тут еще зубы и щеки простудил, сидевши в лесу в деревянном ящике с ногами и толкуя с приходящими. Было же довольно ветрено и холодновато.

Что-то вы поделываете и как управляетесь с своими делами? Старинные люди хоть и очень простые были, но поговорки их очень мудрыя и основательныя. Не живи, как хочется, а как Бог приведёт. Эту-то малую поговорку не скоро кто переедет без труда. Как то на деле всё выходит: постой, да погоди, да еще немного подожди, да осмотрись, да соберись с умом, и вместе с кошельком.

С год назад я слышал от одного торговца: часто не душа может, а мошна. Говорил же это человек добросовестный и весьма правдивый; а обстоятельства его плоховаты и тесноваты.

А все это сходится к тому, что тесен и прискорбен путь вводяй в живот, и что многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное. — И не вотще Господь говорит в Евангелии: не приидох воврещи мир на землю, но меч (Мф. 10, 34). А св. Иоанн Лествичник прибавляет: чтобы разлучить миролюбивых от Боголюбивых славолюбивых от смиренномудрых.

Знаю, что ты ревнительница исполнения закона Христова, а апостол Павел в посланиях своих пишет: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).

Правда, что не легко переносить тяготы эти, но хотящим спастися Господь глаголет во Евангелии: иже в вас хощет быти вящший да будет всем слуга, и хотяй у вас быти первый, буди вам раб (Мф. 20, 25).

Промыслом Божиим возложенная на тебя обязанность заботиться об устроении N общины и живущих в ней сестрах. — И так как дело сие сопряжено со многим трудом и не может исправляться без болезнования телеснаго и душевнаго, то и пишу к тебе послание в этом роде, чтобы ободрить дух твой и возбудить к ревностному занятию своим делом.

Не раз тебе писал и теперь повторю апостольское слово, что кийждо приимет мзду, по своему труду (1 Кор. 3, 8). Большаго же труда уже нет, как положить душу свою за ближних, чем доказывается и большая любовь к ним, без которой, если бы человек предал тело свое на сожжение, не получит никакой пользы. Любовь же покрывает множество грехов и своих и чужих.

Всё это сказать и написать легко, исполнить же трудно, да некуда деваться, слыша сказанное от Самаго Господа: иже аще разорит едину заповедей сих малых, мний наречется в Царствии Небесном (Мф. 5, 19).

Поэтому мужайся, боголюбивая сестра, и да крепится сердце твое о Господе, и вместе помолись о мне грешном глаголющем и не творящем. Ничего не делая, неудобно есть глаголати, да и молчать опасно, слыша прещение ленивому рабу.

Приветствую о Господе N.N. … Певчих, поющих и читающих, келейных сестер, стряпающих и ходящих, метущих и мятущихся, но не оскудевающих верою и упованием.

Из писем прп. Амвросия Оптинского