Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Страс­ти не мо­гут на­ми гос­по­д­ство­вать, ког­да мы про­тив­ля­ем­ся им и при­зы­ва­ем на них по­мощь Бо­жию. Ук­реп­ля­ет же на нас страс­ти и по­да­ет им над на­ми по­бе­ду на­ше са­мо­лю­бие и гор­дость.

 

преп. Макарий

Мы, бед­ные, лю­бим свои страс­ти, ува­жа­ем их; и ка­кое ж воз­да­я­ние от них по­лу­ча­ем? Му­че­ние со­вес­ти и том­ле­ние ду­ха.

преп. Макарий

Не­об­хо­ди­мо пе­ре­ехать за гра­ни­цу сво­их страс­тей – то есть из­ба­вить­ся от них со­вер­шен­но и за­ме­нить их на про­ти­во­по­лож­ное – на доб­ро­де­те­ли. Ког­да пе­ре­ез­жа­ют нас­то­я­щую гра­ни­цу, то не­об­хо­ди­мо иметь с со­бой пас­порт. Так и по­беж­дая страс­ти, мы по­лу­ча­ем как бы но­вый вид – пас­порт для Жиз­ни Веч­ной.

преп. Варсонофий

«Не отдать ума врагу»

Закон духовной жизни говорит о том, что чем больше человек очищает свое сердце, тем больше и больше видит он в себе страстей, грехов, пороков…

Когда человек только приходит к христианству, Господь, бывает, утешает его призывающей благодатью. Человек летает, как на крыльях, увлеченный новым миром, который ему открылся. Ему кажется, что вот-вот он очистит уже свое сердце, соскребет с самого его дна всю греховную ржавчину, и, как следствие, — узрит Господа! Потому что — «блажени чистии сердцем, ибо они Бога узрят…»

Но, к своему ужасу, человек начинает понимать и видеть, что грехов у него — море, что борьба предлежит — страшная, кровавая, жестокая и долгая. И если бы не Сам Господь укреплял человека («Без Меня не можете творити ничесоже!»), то человек был бы просто раздавлен и растоптан диаволом…  

Преподобный Силуан Афонский открывает нам тайну проникновения в божественный мир, тайну среднего пути: «Держи ум свой во аде, но не отчаивайся». То есть смотри, где ты можешь оказаться. Помни о смерти, о суде, об аде, но пусть отчаяние не касается твоей души, пусть память о любви Божией окрыляет тебя, вдохновляет и дает новые силы для борьбы с грехом!

У старца Порфирия есть просто удивительные, замечательные слова: «Многие говорят, что христианская жизнь — скорбна и трудна. А я говорю, что она — приятна и легка, но требует двух условий: смирения и любви. Бог дает нам Свою благодать, когда мы — смиренны».

Преп. Иустин Сербский говорит: «Смирение — это непогрешимый путеводитель через необычайно загадочные и запутанные тайны жизни на земле».

…Но в том-то и беда, что мы очень далеки от смирения. Каждый день, прожитый нами, показывает, что мы не имеем смирения. То, как мы общаемся с людьми, порою высокомерно, надменно, с осуждением, с раздражением, показывает, что мы заживо замуровали себя в склепе своего эгоизма, своей гордыни, своей самости…

Св. отцы говорят, что всякий человек имеет мнение о себе. Это как бы тонкая прелестность. Но она как «медная стена» встает между человеком и Богом, и мы топчемся на месте в духовной жизни, думая порою, что преуспеваем. Один мнит о себе, что он умный, одаренный человек. Другой — что знаменит и многие его знают. Третий — что богат и красив. А кто-то гордится и мнит о себе, что ничего не имеет, что он нищелюбив, что плохо и бедно одет. Кто-то надмевается своей греховной жизнью: плавает в самой пучине греха — пьет, наркоманит, блудит, ворует, обманывает и кичится даже грехом и пороком… А можно с высоты своей якобы духовной жизни наблюдать над миром, копающемся в грехе и думать: «Вон какой я! Не якоже прочие человецы...»  

Старец Софроний говорит: «Независимо от того, с какой страстью мы боремся: будь то плотская страсть, будь то сребролюбие, властолюбие, славолюбие и т. д., принцип остается один и тот же: «Не отдать ума врагу!»

Чтобы ум наш и сердце были заняты не похотью, не завистью, не осуждением ближних, а молитвой, богомыслием, духовным размышлением и добрыми помыслами. Тогда наша жизнь изменится. Она приобретет глубину и осмысленность. Тогда душа наша прочувствует тишину, радость и самое главное — величайшую внутреннюю свободу!