Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

За­висть про­ис­хо­дит от гор­дос­ти и, вмес­те, от не­ра­де­ния к ис­пол­не­нию долж­но­го. Ка­ин по­не­ра­дел при­нес­ти изб­ран­ную жерт­ву Бо­гу. А ког­да Бог за та­кое не­ра­де­ние през­рел его жерт­ву, а усерд­ную и изб­ран­ную жерт­ву Аве­ля при­нял, тог­да он, объ­я­тый за­вистью, ре­шил­ся убить и убил пра­вед­но­го Аве­ля. Все­го луч­ше ста­рать­ся ист­реб­лять за­висть в са­мом на­ча­ле сми­рен­ною мо­лит­вою и сми­рен­ною ис­по­ве­дию и бла­го­ра­зум­ным мол­ча­ни­ем.

преп. Амвросий

За­висть вна­ча­ле об­на­ру­жи­ва­ет­ся не­у­ме­ст­ною рев­нос­тию и со­пер­ни­че­ст­вом, а за­тем рве­ни­ем с до­са­дою и по­ри­ца­ни­ем то­го, ко­му за­ви­ду­ем.

преп. Амвросий

Что тер­за­ет за­ви­ст­ни­ка? Ближ­не­го бла­го­по­лу­чие или пред­поч­те­ние; хо­тя и сам он име­ет те же бла­га, а вре­ме­нем и пред­поч­те­ние, но ему до­сад­но, за­чем он име­ет то. А где лю­бовь и сми­ре­ние, там все из­ги­бы за­вис­ти по­жер­ты бы­ва­ют.

преп. Макарий

Светлой памяти в Бозе почившего скитского схимонаха Евфимия (Богомолова)

Отец Евфимий пришёл в Оптину уже в зрелом возрасте, за его плечами была серьёзно прожитая жизнь. Его детство выпало на военные годы. Об этом он часто вспоминал на праздник Победы 9-го мая — как начало войны он встретил на детской площадке (так в те времена называли детский сад) в возраcте 6 лет. Именно тогда он начал сочинять первые четверостишия о Войне, а впоследствии «военная тема» станет излюбленной в его стихотворениях.

Схимонах Евфимий (Богомолов)

Голодное военное детство, трудовая школа, институт, в котором он учился заочно, не прекращая трудиться, его искренняя преданность научной работе, сыграли большую роль в становлении отца Евфимия как человека и как ведущего специалиста в области сельского хозяйства и агрономии, институт он закончил с серебряной медалью. Его научные и полевые работы сулили большое будущее… В 1995 году, на момент знакомства будущего отца Евфимия с прежним наместником Оптиной пустыни архимандритом Венедиктом, он занимал должность директора научного областного аграрного института, и у него уже был готов материал для защиты докторской диссертации. В то время архимандрит Венедикт искал для монастырского подсобного хозяйства хорошего специалиста.

Вклад отца Евфимия в преобразование подсобного хозяйства монастыря был огромным. Благодаря его кипучей профессиональной деятельности, у всех на слуху, в то время, было понятие «Елисейские поля» — до пострига в схиму его имя было монах Елисей. несмотря на то, что труд на «Елисейских полях» был тяжелым, если кому из паломников доводилось встретиться там с отцом Евфимием, то ради второй такой встречи, он уже сам просил себе послушание на подсобном хозяйстве. Притягательность отца Евфимия была велика. При встрече с ним, человек получал не только ценные советы по послушанию, которые, тут же попадали в копилку его собственного житейского опыта, ведь у большинства имелись огороды и хозяйства, но, помимо житейских советов, человек получал и ощутимую духовную пользу.

Молитвенное настроение отца Евфимия всегда свидетельствовало о его тесной внутренней связи с Богом. Невзирая на тяжелый физический труд, отец Евфимий непрестанно призывал паломников к чтению Псалтири и Евангелия. Любя и хорошо зная Псалтирь, он точно и с легкостью рекомендовал обращавшимся к нему паломникам, псалмы для прочтения в одолевающих их бедах и нуждах. В итоге, им была кропотливо собрана небольшая книжица из псалмов на разные потребы, которую он распечатывал и раздавал людям. Личный молитвенный и трудовой пример отца Евфимия, а также, краткие молитвенные правила из этой книжицы, помогли тысячам паломников преодолеть свои страсти, горести, проблемы и беды.

Стоило только увидеть о. Евфимия на огородах, как трудиться становилось веселее. Смотришь, как он останавливается за работой и начинает прочитывать краткую молитву, как тут же и сам начинаешь молиться и вспоминаешь о Боге, о Котором запамятовал за работой. Такой назидательный образ навсегда остался у тех, кто проходил послушание на подсобном хозяйстве.

Шли годы, отца Елисея постригли в великую схиму с наречением имени Евфимий, и перевели в скит для сугубого монашеского подвига. Отец Евфимий одним из первых приходил в скитской храм на богослужение. Всегда удивляло то, что он никогда не садился в храме, изредка присядет ненадолго и снова встает. Хорошо запомнился молитвенный образ этого старца. Карманы отца Евфимия всегда были переполнены записками, которые он подшивал и они становились «разбухшими» синодиками.

Несмотря на свои болезни и престарелый возраст, отец Евфимий не оставлял и трудового послушания, в скиту появилась теплица — свои огурцы, помидоры, потом баклажаны, перец, картошка — всё это стало достоянием скитской трапезной.

Участие отца Евфимия в скитском богослужении придавало особое молитвенное настроение, что очень важно было для молодых новоначальных братий, когда они видели у схимника такое ангельское рачение к богослужению. Причащался отец Евфимий очень часто. Практически на всех скитских литургиях он был причастником, т. е. четыре раза в неделю. Редко бывало, что он пропускал одно или два Причастия.

Так бы и протекали подвижнические дни отца Евфимия, если бы не скоропостижная смерть от злого поветрия. Нужно сказать, что здоровье отца Евфимия и так было уже довольно расшатанным и хрупким. Последние годы его беспокоило сердце, было несколько сердечных приступов, которые случались и прямо в храме.

Возвращаясь со службы, он днем и ночью, почти не прекращая, читал бесконечные каноны и акафисты, о выздоровлении заболевших. От сердечных переживаний у старца пропадал сон, но несмотря на это он не оставлял своего монашеского делания.

Тяжело заболел игумен Тихон скитоначальник, которого вовремя направили в больницу. На следующий день стало плохо и отцу Евфимию. Поднялась высокая температура, ночью появился кашель. Учитывая преклонный возраст и его хрупкое здоровье, было принято решение немедленной госпитализации. Тем же днем отца Евфимия увезли в московскую больницу. На следующий день приступ болезни усилился, и отец Евфимий уже нуждался в кислородной поддержке. На другой день состояние его еще более ухудшилось, возникло подозрение на инфаркт, врачи приняли решение перевезти отца Евфимия в кардиологическое отделение. В палату к нему пришел о. Тихон, который тоже лежал в той больнице. Перед отъездом договорились с московским священством о Причастии о. Евфимия в новой больнице. Когда о. Тихон читал разрешительную молитву, о. Евфимий снимает угол кислородной маски и тихо подсказывает о. Тихону, что читать нужно «Воскресение Христово видевше!». Неожиданно из угла палаты: «Надо читать 50,90 и 26 псалмы!» — это от мужчины средних лет, полного, с бритой головой… Уже у лифта один из санитаров, обернувшись к о. Тихону, спросил: «А четки не забыли?»
— «Нет» — с удивлением, радостью ответил он!
— «Четки — это самое главное!» –, улыбаясь, сказал санитар… Такое краткое знакомство больных и медперсонала со отцом Евфимием мгновенно приносило свои плоды, все начинали говорить о молитве, о любви к Богу. Инфаркта в другой больнице не обнаружили. Поздно вечером о. Виктор, специально подготовленный для причащения больных в таких условиях, словно космонавт, в специальном белом костюме, причастил о.Евфимия…

Неутешительный прогноз дало следующее утро, болезнь не перестала атаковать престарелое тело схимника. В новой больнице последовало очередное ухудшение, и отца Евфимия перевели в реанимацию, где подключили к ИВЛ. Надежд оставалось всё меньше, врачи как могли, боролись за жизнь старца… Стараниями духовных чад, за день до кончины, к отцу Евфимию пришел священник отец Алексей из храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово, и оптинский монах сподобился Причастия Святых Тайн и Соборования. На 7-й день болезни, сердце его не выдержало. Отец Евфимий перешел в иной мир.

Жизнь отца Евфимия, такая удивительная и многогранная, подвижническая и благочестивая, оставляет неизгладимый след в современной истории монастыря Оптина пустынь.

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь