Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­ша жизнь уст­ро­я­ет­ся не са­мо­чин­но, а Про­мыс­лом Бо­жи­им, ус­по­ко­е­ние об­ре­та­ет­ся в от­ре­че­нии сво­ей во­ли, пол­но­го удоб­ства ни­ког­да нель­зя най­ти, не­воз­мож­но­го Гос­подь не тре­бу­ет от нас, и по­силь­ное ис­пол­не­ние за­по­ве­дей Бо­жи­их воз­мож­но вез­де и всег­да. За по­силь­ное по­нуж­де­ние се­бя в дан­ном мес­те и по­ло­же­нии ко бла­го­чес­тию Гос­подь, уви­дев че­ло­ве­ка при­у­го­тов­лен­ным, ис­пол­ня­ет во бла­гих же­ла­ние его.

преп. Никон

Ли­чи­ною доб­ра, ос­тав­ше­го­ся в пад­шем ес­те­ст­ве, враг ста­ра­ет­ся всех отв­лечь от Хрис­та, до­ка­зы­вая зло­хит­ро, что пад­шее доб­ро есть един­ствен­ное доб­ро, ибо оно та­ким и ка­жет­ся то­му, кто не зна­ет уче­ния Хрис­то­ва. Кто, нес­мот­ря на все оболь­ще­ния вра­га, бу­дет дер­жать­ся еван­гельс­ко­го уче­ния, тот дол­жен не­из­беж­но пе­ре­жить борь­бу внут­ри се­бя. Пад­шее ес­те­ст­во лю­бит се­бя и лю­бит мир сей, а Еван­ге­лие тре­бу­ет са­мо­от­вер­же­ния и люб­ви к Бо­гу. По­э­то­му сог­ла­сия меж­ду ни­ми не мо­жет быть ни­ког­да.

преп. Никон

Ес­ли ска­жешь про бра­та или сест­ру что-ли­бо дур­ное, да­же ес­ли это бу­дет прав­да, то сво­ей ду­ше на­не­сешь не­ис­цель­ную ра­ну. Пе­ре­да­вать о по­греш­нос­тях дру­го­го мож­но толь­ко в том слу­чае, ког­да в серд­це тво­ем един­ствен­ное на­ме­ре­ние – поль­за ду­ши сог­ре­шив­ше­го.

преп. Никон

243. О смене некоей инокиней места жительства

У М. Р. я смиренно прощения прошу, что я нездравым решением своим опечалил ея смиренную душу. Но когда мать Р. была у меня в келье, и говорила о своем намерении перейти в Н. монастырь, то хотя я и видел безполезность ея стремления, но противоречить ей в этом не стал, сказавши, что я Вашей свободы не стесняю, и не принуждаю жить в С., а также и не убеждаю переселиться в Н. и участь своего в этом иметь не желаю; а как ей угодно. Знаю, наверное, что который дьявол теперь ей не дает покоя жить в С., тот и в Н. еще более будет ее безпокоить, и влагать раскаяние о своей поспешности; то же самое и теперь прошу Вас передать ей, что я ей ни в чем не препятствую. Если она уже отправилась в С., то она там лучше успеет о своем перемещении устроить. А если она еще у Вас, то пусть дождется форменнаго ответа из С. иногда посетить убогую мою келлию, в которой и передам я ей обещанное в новую ея келлию на благословенье; о чем прошу ей сказать, а отвечать на два ея огромныя письма особенным письмом я не могу не по капризам, а по крайнему оскудению в моих силах, за что она извинила бы меня убогаго калеку.

25 Ноября 1863 г.

К содержанию

244. Себя грешнее всех человек считать должно

Возлюбленная о Господе!

Совестно мне, что редко пишу к Вам; но если письма мои неудовлетворительны, то молчание лучше бы всего.

Думаю, что и теперешнее письмо мое едва ли утешит Вас. Впрочем, решаюсь писать.

Благодаренье Господу! Вот достигли Вы и новаго года. Но грустно слышать, что новый год ничего новаго и отраднаго не принес Вам; ибо и в новом годе, как и в минувших, те же мучительные страсти: уныние, тоскливость, холодность ко всем, зазрение и презрение всех, ропотливость за все и хула. А посему чем мучиться так, то можно удалиться, чем не малое доставите обители одолжение, поелику характерность кому может быть по сердцу? А если вздумаете продолжать пребывание в обители святой, то сие решение должно избрать не по билету, а по внутреннему убеждению совести, и жить не для погубления души, всегда ропщущей на все, но для спасения ея всеми благими делами, а наипаче всего смирением себя в духе, дабы во смирении Вашем помянул Вас Господь. Мне очень жаль, что Вы, читая Отеческия книги, нисколько духом их не напитываете своей души. Преподобный Варсануфий советует иметь невменяемость, т. е. не сравнивать себя ни с кем, не в том, чтоб считать себя умнее всех и воспитаннее, но в том, что нет никого противу Вас грешнее, глупее и несноснее. А св. Симеон Новый Богослов в 1м слове своем советует думать не о баронстве своем, но о ничтожестве, и говорить всегда так: кто есмь аз, худее худородная? И как я могу взойти в чью-либо келлию? Не скажут ли мне: зачем эта гнусная гордячка пришла осквернить мою келлию? А когда б и Вы любили мыслить об себе так, то недалече было бы Царствие Божие от Вас. Я и сам в начале поступления моего в пустыню, подобно Вам, имел характер самый пренесносный, и старец мой чего-чего не употреблял, чтоб смирить мою жестоковыйность; но ничто так не смирило моего окаянства, как ежегодное по нескольку раз, в течение шести лет, очищение всех скверных отхожих мест в обители. А в дополнение к сему нередко посылаем был с лукошком по проезжим дорогам собирать для удобрения огородов конской и скотской помет. И в начале святое послушание это было для меня не без горя и не без слез; но, наконец, с каждым годом становилось легче и легче. Так, любезная матушка, без смирения в духе спастися невозможно; а смиренно от одних слов научиться нельзя; потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял, и выколачивал кострику, без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбми приобретается.

Может быть, письмо это для чувствительнаго сердца Вашего покажется шпанскою мухою; но Бога ради, не кричите, поелику это не от гнева, но с доброю мыслию написано, чтоб нисколько злокачественность, гнездящуюся в сердце, ослабить. А за ею, как неискусный врач (т. е. врал) смиренно испрашиваю милостиваго прощения Вашего, и разрешения, и святых молитв, в надежде коих остаюсь навсегда, с любовию моею к Вам и с почтением, благожелательным богомольцем Вашим и всенижайшим слугою многогрешный И. Антоний.

20 Января 1853 г.

К содержанию

245. Перемена обители может послужить и во благо

Возлюбленное о воскресшем Христе Спасителе нашем, духовное чадо мое.

Боголюбивая и преподобная во Инокинях М. М! Воистинну Христос воскресе!

Во-первых чрез скудныя строки Сии приношу Вам сердечное благодаренье за все писания Ваши, равно и за последнее писанное от 2го Мая, прочитавши которое, и видя из него тяжкия страдания Ваши по душе и по телу, я сердечно пожалел о том, и просил Господа Бога о помощи и вразумлении Вашем. Я предварительно указывал Вам прочитать в книге «О подражании Иисусу Христу» несколько строчек, и еще прежде в книге св. Исаака Сирина 20-е слово; но Вы ничего мне на оное не ответили, как будто Святые не для нас писали. Посему, чем всегда мучиться, и никогда не венчаться, я и одобряю Вашу благую мысль перейти в другой монастырь; и, наверное, полагаю, что новое место наиболее успокоит Вас, и вразумит, и научит терпению и смирению, без коих и спастись никому невозможно. Между тем скажу Вам то, что одни только смиренные сердцем наслаждаются спокойствием душевным! Впрочем, и те несвободны иногда бывают от скорбей; но скорби свои переносят великодушно, не укоряя никого ни за что, кроме себя, говоря: благо мне Господи, яко смирил мя еси, и несмь достойна по грехам никакого покоя. А несмиренные люди, ничем не довольны, на всех ропщут и всех мысленно, а иногда и произносно укоряют и осуждают, посему от таких грешных людей далече спасение!

И так, да исполнит Господь Бог давнее желание Ваше, и да поспешит совершить оное; а к сему и да расположит добрых родных Ваших оказывать Вам достаточныя средства к содержанию; ибо в штатных монастырях денег надо немало, т. е. и келью себе должно нанять, и дрова и пищу покупать, и платье и обувь и освещение иметь от себя, а к сему еще и прислугу у себя иметь наемную. Посему и советую Вам заблаговременно подумать обо всем этом. Хотел было всю эту бумажку исписать Вам, но безпрерывные посетители много отнимают у меня времени, откладывать же письмо до другой свободной поры - тоже ненадежно; притом медленностью своею в ответе могу и Вас утомить до зела, а посему и будьте довольны и тем сколько написано.

При случае свидания своего с добрыми родителями своими и с любезными братцами и сестрицами, прошу засвидетельствовать им мое высокопочитание и любовь о Христе Иисусе и объявить, что всех я их люблю и помню, и радуюсь когда у них дела хороши, а когда сбиваются они с праваго пути, сожалею о том!

К содержанию

246. Недопустимо просить у Господа о прекращении своего жизненного пути

Письмо Ваше от многовоздыхающей Вашей души писанное от 19го Марта имел удовольствие получить исправно, на которое по желанию Вашему и поспешаю я ответить. Вы просите меня помолиться о скорой кончине Вашей; но я от сей просьбы Вашей пришел в затруднение; ибо как просить Бога о том, что Ему неугодно: поелику продолжение жизни, есть продолжение милости Божией к человеку, то как же просить о прекращении оной? На сие ответствую Вам словом Христовым: не веста чего просита! Лучше дай Бог Вам переменить не живот на смерть, а нетерпение свое на благодушие, и благо ти будет! Св. апостол Павел, хотя и желал разрешиться от тела, но это от великой любви ко Христу, чтоб ближе быть к Нему! А Вы, кажется мне, просите от нетерпения, т. е. если какое насекомое укусит Вас слегка, то за-раз и смерть к себе накликать! Не лучше ли попросить у Господа терпения: Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость! А если я буду молиться согласно Вашему желанию, то Бог меня, безразсуднаго богомольца, стукнет за Вас и по голове.

Второе, Вы просите меня назначить Вам время, когда отправиться Вам к нам? Но я никаких назначений делать не могу; а как Бог устроит, и матушка Игумения Вам скажет, тогда и грядите во имя Господне.

1 Апреля 1857 г.

К содержанию

247. Встреча дня  рождения — воспоминание милости Божией и Его к нам долготерпения

Сегоднешний праздник св. великомученика Георгия напомнил мне о том, что я в минувшие годы в оный день иногда писывал к Вам письма, а посему и ныне возбудилось во мне тоже желание писать. Но св. Великомученик на коне, а я пеший иду, чтоб поздравить Вас с праздником сим, и с грядущим на сем, т. е. со днем рождения Вашего; но не знаю, поспею ли ко времени? Между тем усердно желаю Вам св. день рождения своего радостным и благоговеющим сердцем пред Богом встретить; ибо продолжение жизни, не взирая на случающияся с нами болезни, скорби и многия огорчения, есть продолжение милости Божьей к человеку, за которую и должен он из глубины души своея благодарить Господа Бога! Конечно, есть на белом свете и такие умники и умницы, которые тяготятся жизнию и желают себе скорой смерти, но мы не будем подражать им в этом. Они, не ведая хорошо, не знают, чего себе желают, и чего просят? Им приличествует Христово слово сказать: не веста чесо просита! Благоволительно Господь Бог выслушивает ту молитву, которую смиренные рабы Его произносят к Нему: "Безплодие зря многоболезненныя моея души, еще потерпи Христе, и не посецы мене, якоже смоковницу оную проклятую!" Будем и мы с Вами читать это всегда, тогда и жизнь нам не наскучит.

Видя из письма Вашего, что со дня Светлаго Воскресения Христова, и на Вашей душе стало светло и радостно, я сердечно порадовался, и благодарил Воскресшаго Христа, озарившаго Вас светом Своим! А когда находит на Вас, как темная туча, уныние, нетерпеливость, ропотливость на все, отчаяние и тоска: тогда и мое сердце наполняется прискорбием о Вас; особенно бывает грустно мне читать о том, что Вы, по недостатку смирения и матушке Игумении иногда высказываете прекословие, о чем, по замечанию св. Лествичника, радуются беси; а посему даруй Вам, Господи, внимательность, впредь не делать им более подобной хохотни!

23 Апреля 1858 г.

К содержанию

248. Сырая келлия — не главное бедствие

Новая страстотерпица Христова! Спасайся о Господе!

Во-первых, поздравляю Вас с наступившим Новым Годом, который да будет Вам летом благоприятным, и да дарует Господь сердцу Вашему мир, телу здравие, душе спасение; а во облегчение скорбей духовное утешение. Всего сего богомольчески от всея души Вам желаю.

Из долговременнаго безмолвия моего пред Вами не подумайте, чтоб я забыл об Вас. Ей, помню, и всегда прошу Господа, чтоб был с Вами в скорби, и был Вашим Утешителем. А что долго не отвечал на Ваше письмо, то, ей, столько от болезни дел накопилось, что и сии не имею привести их к концу; потому почти ни к кому и не пишу.

Сердечно соболезную о страданиях Ваших в разсуждении сырой кельи. Есть в Москве продажныя железныя печки, купите одну на мой счет, и осушайте ею келейную сырость. Впрочем не всегда бывают бедствия от сырости; ибо, мы видим людей, живущих и в сухих и светлых покоях, больных и скорбных, как и древний св. Давид, обитая в царских чертогах, молился ко Господу, говоря: спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея; что означает, что он и царем будучи, имел столько скорбей, как бы в никоей пучине морской погружался в них. Вот и я, игумен сый, живу в светлых, теплых и пространных келлиях, но имею горя противу Вашего чуть не вдвое; и кажется перешел бы в темное некое и сырое подполье, лишь бы получить свободу от мучительных игуменских вериг. Но чашу страданий, которую Господь пожаловал нам, должны пить. А посему и Вы, матушка, если претерпите, со святыми будет жребий Ваш...

Простите, и будьте, Бога ради, мирны, и приимите уверение в том, что и при безмолвии своем всегда помнить о Вас богомолец Ваш многогрешный Игумен Антоний.

9 Января 1844 г.

К содержанию

249. Поздравление духовного чада с Днем Ангела

Вот, благодарение Господу Богу, благодеющему нам, приблизился и день тезоименитства Вашего; почему приятным долгом поставляю принесть Вам усерднейшее поздравление с оным, сердечно желая, чтобы Господь Бог благословил новолетие Ваше и сохранил дражайшее здравие Ваше во благоденствии и душевном спокойствии до старости и престарения; а наконец со упованием на Его спасенье даруй, Боже, и кончины христианской удостоиться, непостыдной и мирной, и по многих болезнях и трудах своих получить вечное упокоение со святыми в Небесном Царствии, чего от всей души моей богомольчески Вам желаю. Боже, ущедри ны и благослови ны.

Давно не имею удовольствия слышать о Вашем житье-бытье; а посему и не знаю, здоровы ли Вы и благодушны ли, или подобно мне малодушествуете и изнемогаете под бременем своего креста? Впрочем, усердно желаю, чтобы письмо сие нашло Вас в совершенном спокойствии духа и в радости о Господе. Ибо не все же нам унывать, а лучше будем на Бога уповать, Который по многих болезнях Ваших и душевных страданиях силен облегчить тяготу Вашу и утешить сердце Ваше радостию спасения. Посему возведем очи свои в горы, отнюду же приидет помощь! Что ж касается до меня, то я действительно страдаю, и недугую душею и телом; но никто так, как и Вам, не внемлет мне, о чем много болезную сердцем моим. Господи! даждь нам терпение, великодушие и кротость.

15 Сентября 1846 г.

Поздравляю Вас на новоселье, с усердным желанием, чтобы Господь благословил вхождение Ваше во святую обитель Н., и укрепил Ваши силы к понесению предлежащих трудов; ибо нельзя, чтоб на новом месте чего бы не встретить новаго и труднаго для себя, когда и деревья по пересадке первое лето болят. Впрочем, не должно унывать; но очи свои возводить в горы, отнюдуже приидет помощь.

К содержанию

250. Лучший подарок старцу — детская привязанность духовного чада

Возлюбленное о Господе чадо мое духовное, и друг сердечный, и благодетельница!

Да возрадуется душа твоя о Господе!

Три приятнейшия мне писания Ваши с посылкою при оных имел утешение получить исправно; и за сие Вашу духовную любовь ко мне, премного благодеющую мне, о Господе лобызал я и благодарил мысленно; а ныне благодарность мою приношу Вам от всей души и письменно. Господь Бог да помянет тя, дражайшее чадо мое, во Царствии Своем, и жребий твой да будет с преподобными во светлостях святых.

Исповедаю Вам, возлюбленное чадо мое, что искренняя любовь Ваша, и детская невинная привязанность хотя и приятны мне, но некоторые подарки многоиждивительны, а некоторые нужны бы были Вам и для себя. Но Вы поступили так, как и ученицы св. апостола Павла, о коих он говорит так: аще бы было мощно, то очеса Ваша извертевше, дали бысте мне. Тако и Вы, друже мой, ничего не жалеете для меня. Но прошу Вас и молю в разсуждении меня быть поэкономнее; ибо для меня лучший презент - Ваша детская приверженность ко мне грешному.

Читая в письмах Ваших о многом страдании и искушениях Ваших, я всесердечно болезновал о том и молил Господа Бога о помощи и заступлении Вашем.

Но аще бывают многи скорби праведным, то нам с Вами, неправедным, и кольми паче не должно отказываться от желаннаго напоения, которое истребляет в нас острожелчие. А между тем утешает меня за Вас преподобный Ефрем Сирин, сказывая, что души, преданныя скорбям для испытания, если будут мужественно терпеть с покорностию ко Отцу небесному, без Него же ничтоже с нами бысть, еже бысть, то в день суда приобретут одинаковое с мучениками дерзновение пред Богом; и чем большия претерпят нападения от бесов и от людей, до конца сохраняя упование, тем большую приобретут себе славу у Бога и жребий со святыми. Посему с сею великою милостию Божиею честь имею поздравить Вас, страстотерпице Христова; ибо Небесное Царствие Ваше будет.

Вы желаете знать, каков присланный от Вас подризничек? Таков, что мне стыдно его и надеть, оттого, что он очень хорош, а я очень нехорош. Шитьем Вашим я сам любуюсь; и кому ни покажу, все, знающие вкус, одобряют.

Умиленные молитвы Ваши пред Споручницею о своем спасении покровом Божией Матери, и теплыя слезы, наконец смягчили и мое каменное сердце. Если имеете сильное побуждение посетить и видеть меня недостойнаго, то таковое доброе желание Ваше да исполнит Господь, и путешествие оное да благословит Вас. Мне одно сожалительно,что приятное Вам удовольствие это, т. е. видеть меня, должно приобресть трудом и путевыми издержками, на которыя должно истратить взад и вперед немало; и стою ли я, матушка, этих расходов? Судите сами!

Вы нередко сообщали мни о своих прискорбиях, о которых я всегда сожалел, и иногда даже считал их за собственныя. Сообщу же и я Вам о постигшем меня искушении, а именно: Ноября 6 числа в Воскресенье, вечером в восемь часов, т. е. вскоре после нашего ужина, святотатцы, разломавши в теплой церкви железную решетку в окошке с наружной стороны, пролезли в храм,в коем похитили с чудотворнаго образа Корсунской Божией Матери сребропозлащенную с украшениями ризу, с местных образов сняли таковые же сребропозлащенные с украшениями венцы, с Св. Престола Евангелие и Крест, а с жертвенника - священные сосуды, всего фунтов 10 серебра. Имели намерение разломать свечной ящик и ризницу похитить, но были встревожены, ушли, оставив в церкви большую железную пешню. Ибо в то самое время какое-то непонятное мне было побуждение послать пономаря - в церковь засветить на ночь другую лампаду; и когда пономарь отпирал церковные двери, в то время хищники и выскочили из храма. А я, по неискусству пономаря, сильно до боязни был испуган неожиданным искушением, которое попустилось мне за грехи. Теперь от полиции продолжаются почти ежедневно спросы и разспросы; но похитители и похищенное доселе еще не открыты. Впрочем, печаль свою о сем возлагаю на Господа Бога и на заступление Святителя и Чудотворца Николая, который силен есть обнаружить татей, и похищенную святыню возвратить, или вместо оных кому либо известить иным заменить. Итак, возлюбленное чадо мое, не скорби о мне, но молись ко Господу Богу, чтоб мне и вверенной мне от Него обители устроил Он полезное. В надежде сей и остаюсь навсегда с сердечною любовию моею к Вам, и с желанием Вам здравия и спасения и утешения от Господа Бога, всегдашний богомолец Ваш, недостойный Игумен Антоний.

27 Ноября 1849 г.

К содержанию

251. Новолетие — новые надежды и ожидания

Боголюбивая и преподобная матерь!

Наступил Новый Год, и день Вашего Ангела, почему принудил себя писать к Вам, чтобы доказать Вам, что я постоянно помню о Вас, и ныне нарочито пишу, и усердно поздравляю Вас с наступившим Новым Годом, купно и со днем св. Ангела Вашего! Молю Господа Бога, чтобы текуший год сей соделал для Вас благоприятным летом по всему, т. е. чтобы и разстроенное здоровье Ваше поправилось, и спокойствие водворилось в душе Вашей, и радование духовное пребывало с Вами, т. е. чтобы долго Вам жить и ни о чем не тужить, но о всем всегда благодарить Бога!

Сердечно сожалею я о телесных недугованиях Ваших, которыя, Бог даст, пройдут; ибо как мухи весною оживают и бурчат, так и Вам тогда полегчает. Также сожалел я и о бывших искушениях и о прискорбиях душевных с Вами, которыя, тоже, как и осенния мухи, обезпокоивают и приводят иногда в нетерпение; но по пословице - за мухой не с обухом, т. е. не кулаком должно отмахиваться от них, но ограждать себя всякой раз крестом святым, и говорить: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня нетерпеливую!.. И оне (т. е. скорби), как мухи, прочь отлетят от Вас.

Также немало сожалею я и о том, что желание Ваше не исполнилось, в разсуждении путешествия Вашего в св. обитель нашу. Что делать? При всяком неисполнении наших желаний должно ограждать себя терпением.

Мне в завтрешний день исполнится 45 лет, как я оставил на 21м году скитскую жизнь, и думаю, что Вы тогда не родились еще на свет.

3 Января 1861 г.

К содержанию

252. У кого нестроения внутренние — тому и сахар несладок

Дражайшая и достопочтеннейшая благодетельница моя!

Спасайтеся о Господе

Любезныя мне писания Ваши, с чистосердечным исповеданием Вашим, имел утешение получить исправно, почему за все оное приношу Вам премногую благодарность мою. Чистосердечным исповеданием Вашим и мнением о мне не точию нисколько не огорчаюсь я, но и благодарю Вас за оное; ибо оное согласно с собственным моим всегдашним мнением о себе самом. Значит, мы единодушны с Вами. Желал бы я, чтобы и другие не слишком высоко о мне мнили; сие ближе было бы к моей цели. Если же что опечалило меня, то это чувствуемое Вами сошествие во ад, которое чувствование не от места, обитаемаго Вами, и не от образа теперешней жизни, но от недостатка в духе Вашем смирения Христова и от того еще, что нет готовности железную волю свою сломить и покорить ее в волю Божию; а потому-то и сахар нам несладок, якоже древним ропотником манна. Будем, любезнейшая матушка, словами святителя Христова Димитрия благодарить Бога, что душа наша находится не во аде, а во обители святой, чего по всей справедливости за премногие и тяжкие грехи не стоим мы. Если иначе будем мыслить мы, то должно будет отчитывать над нами, дабы не умереть нам в безумии. А за вину эту, в надсадии исправления Вашего, Бог Вас простит; равно и я недостойный от всей души прощаю Вас и разрешаю; а посему будьте благодушны и ко мне милостивы.

Слыша, что Вы ныне благодушны, и что все материалы для келлии Вашей изготовлены, и скоро начнут строить, сердечно порадовался я. Когда Вы переберетесь в свои новыя келлии на житье, тогда вся дурь, обезпокоивающая ныне Вас, как с гуся вода, скатится долой; ибо хозяин в дому, как Адам в раю, будет жить припеваючи без болезни и воздыхания.

За тем свидетельствую Вам мою о Господе любовь и истинное высокопочитание, и остаюсь всегдашним богомольцем Вашим и слугою И. Антоний.

22 Августа 1850 г.

К содержанию

253. Всякое смирение награждено будет

Читая Ваши письма, и видя из них нынешнюю Вашу многострадальную жизнь, болезную сердцем моим по Вас, и молю Господа Бога, чтобы Он, по велицей милости Своей, умерил страдание Ваше и возвеселил сердце радостию спасения. Видно для того и попустил Господь на Вас тоскливость, чтоб Вы, сеющии слезами, радости пожали. А посему блажени Вы плачущии; ибо с плачущими Сам Бог пребывает, по уверению св. Давида глаголющаго: С ним есмь в скорби.

Святое слово, написанное Вами: «Ради Иисуса Христа все терплю» - сладце лобызал я; посему утверди, Боже, слово сие, и всесильною своею помощию укрепи Вас на пути избранном Вами.

К содержанию

254. О скорбях душевных и телесных, Господом попускаемых

Достопочтеннейшая и милостивейшая благодетельница моя о Господе!

Возмогайте о Господе!

Читая Ваше письмо, и видя в нем описываемыя Вами многия скорби душевныя и болезни телесныя, я болезновал о том сердцем моим, и просил и молил Господа Бога о помощи, заступлении и избавлении Вашем. Но из всего, описываемаго Вами, усматриваю я, что Вас Господь Бог любит и держит при Себе, а иначе давно бы умерли от малодушия и нетерпения. Будем благодарить Господа Бога за то, что Он хранит нас и не по грехом нашим нам воздает. Если же и терпим мы иногда скорби, так все больше от себя - от своих грехов, от своей неосторожности и от плевосеятеля диавола; куда же убежим мы от диавола? где скроемся от себя? Ибо где мы, там за раз и беда. Впрочем, я, по милости во мне Божией, гораздо покойнее противу Вас живу ныне по духу; но за то какую мучительную боль претерпеваю в ногах! так что и небитый едва не кричу от нетерпения; ибо если дня два, или три похожу в церковь к службе и постою, то за раз в обеих ногах открывается рожа, делается воспаление и боль нестерпимая, от чего и ночи проходят у меня без сна. Но о сем говорить довольно; а скажу о том, что и для меня весьма сожалительна холодность и невнимательность к Вам..... за что не будем поминать их лихом, а лучше скажем: ненавидящих и обидящих нас прости Господи! А к сему если было бы в силу Вам, то, кажется, благо бы было Вам, притворить себе то, что Вы холодности и невнимательности их к себе не замечаете; и никому о том не говорите, что Вас презирают они. А также, по совету премудраго Соломона, утвердите себя не часто вносить ногу свою к ним, а только в великие праздники, и то по приглашению; а с приближенными их не должно терять и времени, - поклон да и вон; и с прочими сестрами иметь только на вопрос ответ. И после сего, поверьте мне, все возлюбят Вас, как и меня, от всей души.

К содержанию

255. Путем смирения и страданий Господь ведет нас в Царствие Свое

Возлюбленная о Господе!

Спасайтеся о Господе и радуйтеся, яко мзда Вам многа будет на Небесех.

Читая Ваши письма, и видя в них описуемыя Вами болезни телесныя и страдания душевныя, я премного боле сетовал о том сердцем моим, и молил Господа Бога об облегчении Вашем и исцелении от всех страданий. Между тем замечаю я из страданий Ваших то, что Вас Господь ведет к Небесному Царствию путем Святых, которые тоже в жизни сей страдали, и страданием своим и многими скорбями наконец достигли в Царствие Небесное; и теперь там упокоеваются душею своею. И Вы, добрая матушка, непременно там же будете веселиться во светлостях святых; одну только слабость свою подальше отбросьте от себя, ропотливость, от которой крест Христов легче не будет. Я и сам сильно страдаю; ибо почти совершенно остави мя сила моя, и несть исцеления в плоти моей; но стараюсь безропотно терпеть, поелику от нетерпения легче мне не будет. Приснослабый и недостойный Игумен Антоний.

9 июня 1856 г.

На счет пишемой Вами книжки не извольте Вы безпокоиться, что медленно пишется. Я никакого срока не определяю, ибо есть, что читать мне и без оной. А теперь и еще при письме сем написал я одну страничку, которую тоже потрудитесь переписать в книжку в конце всех статей; и простите, что я не умаляю, а прибавляю Вам трудов.

Преподобнаго Аммона.

Вопрос: Отче, аще кто во гресех состарется, не могий поститися, и бдети, и труд творити, и жестоко житие проходити, како может спастися?

Ответ: Имже образом спасеся мытарь, якоже рече пророк: смирихся, и спасе мя Господь. Жертва бо Богу дух сокрушен и смирен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Сим же путем может спастися и убогий, и больной, и престарелый, и ученый, и неученый.

От вопросов св. Афанасия Александрийскаго.

Прииде убо брат к старцу единому, рече ему: Отче, Господь рече во св. Евангелии: врази человеку домашнии его. Да кто суть врази таковии? Отвеща старец: 1е объядение, 2е опитие, 3е сребролюбие, 4е лихоимание, 5е высокоумие, 6е непокорство, 7е непослушание, 8е осуждение братий, 9е очи зазорливии, 10е язык велеречив, 11е сердце гневливо, 12е клевета и лжа, 13е дерзость и смех. Сии суть немилостивии врази человеку домашнии его.

Наставления св. Исаака Сирина.

Во всякое время думай о себе, что ты не знаешь ничего. Во всяком деле почитай себя скудным, чтобы учить, и во всю жизнь свою будешь оказываться мудрым.

Куда бы ты не пришел, признавай себя странником, и избавишься вольности в обращении.

У людей почтенно богатство, а у Бога досточестна душа смиренная.

Содержи всегда в уме тех, которые тягчайшия терпят скорби и озлобления, и будешь свои, ничего незначущия, малыя скорби переносить со благодарением и с радостию.

К содержанию

256. Когда у духовного чада на сердце спокойно — тогда  и старцу радостно

Благодушествуй и радуйся о Господе!

Во-первых приношу Вам всеусерднейшую благодарность мою, за искреннюю любовь Вашу ко мне недостойному, которую да помянет Господь! Благодарю Вас и за писания Ваши и за чистосердечную откровенность! На все оныя письма Ваши, на все вопрошения и недоумения должно бы мне пространно ответствовать Вам, но оскуде во мне сила моя, и несть исцеления во плоти моей, а посему редко к кому и пишу; почему смиренно испрашиваю милостиваго прощения Вашего за безмолвие мое пред Вами; впрочем, святое и мне любезное имячко Ваше всегда воспоминаю я в недостойных молитвах моих пред Богом, испрашивая на Вас благословение Его! И когда Вы покойны и веселы о Господе, тогда и у меня бывает праздник на душе; а когда Вы нахмуритесь и пригорюнитесь, тогда и в красный день бывает у меня на душе ненастье-ненастьем! . . . Особенно поболело сердце мое о бывшем искушении с Вами на первой неделе поста; я удивлялся тому, откуда возродилось в Вас столь высокое разсуждение, или прямее сказать - жалкое неразсуждение, т. е. утвердиться на самосмышлении, и отлучить себя от приобщения Св. Таин; где бы должно со смирением утвердиться на слове матушки, как на слове Божием, а Вы необдуманно сказали ей: Вы не можете утешить меня и помочь! Кто же Вас утешит и поможет, если не матушка, к которой Вы Самим Богом приведены и поручены? Как болело сердце мое о сем! Впрочем, успокоен я теперешним спокойствием Вашим, а за прежнее безпокойство от всей души моей прощаю Вас и разрешаю! При личном свидании с Вами передам Вам то, что нужно приобресть для всегдашняго спокойствия Вашего и радостнаго ощущения в сердце своем. Не огорчитесь же на меня Господа ради, что воспомянул о бывшем; тогда было горе, а ныне приближается к нам всемирная радость, т. е. Светлое Христово Воскресение, которое даруй Боже во здравии достигнуть, и в радости о Воскресшем Господе проводить; чего вседушевно желает Вам всегдашний богомолец ваш недостойный Игумеи Антоний.

23 Марта 1849 г.

К содержанию

257. Нужно всегда начинать с собственных прегрешений

Вы от недостатка в смирении страдаете духом, а я от невоздержания часто болю брюхом; но думаю, легче болеть брюхом, нежели духом! На мое недугование врачевство - диета, т. е. воздержание; а на Ваше - смирение Христово, и обрящете покой непокойной душе своей. Если бы Вы, друг мой сердечный, напитанным имели сердце свое, как некую губу, смирением Христовым, тогда не было бы Вам ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но всегдашнее успокоение и утешение; ибо смиренных сердцем не точию Сам Бог и Ангели Его любят, но и люди благоговеют; а беси со искушением и носу показать пред смиренными не смеют. Притом смиренные и сами под ряд всех любят, а не укоряют; Вы же, друг мой сердечный, во искушении своем и меня многогрешнаго и матушку зазрили, и сказали: «Видно они за меня перестали Богу молиться!» Правильнее бы было сказать: несть мира в костех моих, от лица грех моих! Впрочем, простите Бога ради меня многогрешнаго, что горько опечалил Вас; и Вас во всем Бог да простит, и по множеству бывших скорбей и болезней сердечных да возвеселит Вас радостию спасения, чего от всей души богомольчески желаю Вам. Недостойный Игумен Антоний.

28 июня 1850 г.

К содержанию

258. О горькой  редьке и липовом меде

Писания Ваши первыя, за изображенную в них ропотливость Вашу на все, показались мне вместо горькой редьки; а потому и не благодарил Вас за такой неприятный сердцу моему гостинец. Но за то вторыя Ваши писания были мне похожи, по вкусу и обонянию, на лучший липовый мед, которым усладили Вы мою душу и утешили, за что спасет Вас Господь Бог! Из сего Вы можете заключить, сколь велико есть благо-смирение иметь в духе и самоукорение, которыя успокоивают как свою, так и ближняго душу, и возраждают внутренний мир, и любовное и почтительное чувствование. А посему всеусерднейше желаю, чтобы Бог мира и любви пребывал с Вами во вся дни! Прошу помолиться и о мне, чтоб чувствование любви не оскудевало во мне, всегдашнем богомольце Вашем и слуге. Многогрешный Игумен Антоний.

4 Марта 1852 г.

К содержанию

259. Причина уныния — в желании собственными силами бороть скорби

Из письмеца Вашего увидя, что Господь Бог избавил Вас от малодушия и от обуревания многих неприязненных искушений и внушений, разстроивших Вас почти до отчаяния, из глубины души благодарил я Господа Бога и Пречистую Его Матерь, избавивших Вас от великих бед и зол, и водворивших в душе Вашей сладчайший мир свой! Я прежде, не постигая настоящей причины Вашего безпокойства, думал что Вы, подобно мне, голодны, и ничем не довольны, а потому и сердитесь на всех и на все; но, наконец, усмотрел причину ту, что напал на Вас дух уныния и малодушия, а сразиться с ними собственными силами Вы не могли, а посему разкисли Вы и полегли. Но, слава Богу, хотя и поздно, но возстали и исправились, и успокоились в своем духе. А для переду, советую Вам прочитывать наставление у св. Отец: Нила Сорскаго, и в Добротолюбии у Кассияна Римл., и у Евагрия статьи об осьми помыслах, в коих увидите, как должно поступать во время уныния и печали. Ибо для сего св. Отцы и написали нам все, чтобы, во время душевной нужды нашей пользовались мы святым наставлением их.

После сего скажу Вам и о себе, что и я подобно Вам, то и дело охаю; но никто не облегчает меня от обдержащаго меня страдания, а посему и говорю себе: по делом тебе вору мука, ибо живешь ты доселе как мирянин, без смирения и благоговения! В обитель свою из Вашей возвратился я хотя и благополучно, но после продолжительнаго вояжа, до сих пор не могу поправиться в силах - весь как избитый. Но в Д... у сестрицы не мог быть, поелику просрочили мы в пути, и старец отец Макарий поспешал возвратиться восвояси, чем может быть и сестрицу Вашу опечалили мы; да делать нечего, ибо я ныне по своей воле не живу, а что скажут старшие - то и делаю.

1 Ноября 1855 г.

К содержанию

260. «Без Бога, своими силами, и с мухами не сладим»

Усерднейше благодарю Вас за письмецо Ваше, в коем Вы описываете о своих болезнях, огорчениях,.... что предает Вас весьма мрачным помыслам; хотя бы и вон из монастыря бежать. Таковыя мысли хотя и мнятся быти правыми; но оне от противнаго духа насеваются. Св. Макарий великий говорит, что иной и большия скорби претерпевает, но в молчании, и к таковым страдальцам благоволит Господь, а кто и от малой болезни или усталости охает, и смущается, и вопит, тех уподобляет Детям, которых, если прибаюкивают и помажут чем по губкам, то успокоиваются и улыбаются. Так и Вы, в духовном возрасте не более, как дитя. Конечно, в некоторых отношениях приятно быть дитятею; но в некоторых св. апостол Павел не одобряет сего, говоря: не дети бывайте умом!

В последнем письме своем описываете Вы о горьком и гордом помысле, о муке вечной, и противник представил, что Вы премудрее и справедливее Бога в своих суждениях! Видите, куда Он Вас поднял - выше облак! Таких помыслов со смиренными не бывает; а Вы страждете за превозношение свое и за многомыслие; ибо Вы привыкли разговаривать сами с собою, и думаете переспорить помыслы, но они отражаются молитвою Иисусовою, и молчанием в мысли своей. Что делать, всякому человеку дан свой крест, который и должен он безропотно несть; ибо и сии негодные помыслы должны служить уроком к нашему смирению, а не кичению; ибо мы без Бога, своими силами, и с мухами не сладим. Недостойный И. Антоний.

20 Марта 1856 г.

К содержанию

261. И муки вечные самим своим существованием благодетельны для человека

Спаси Вас Господи за любовь Вашу ко мне, убогому калеке! Вы пишете, что были утешены тем, что ожидал я прибытия Вашего, это действительно и было так; ибо сообщено было мне, что Вы после Пасхи отправитесь в обитель нашу; потому и ожидал я Вас целый месяц. А ныне нагрезилось мне, что Вы отправитесь к нам после дождичка в четверг, и посему снова Вас жду, и приготовил, для написания книжки, бумажки хорошенькой, и чернил красных сам сделаю для Вас, и буду Вас просить написать для меня молитвенную книжечку. Причем скажу Вам, что этим делом приличнее бы было самому мне заняться, но весьма многонемощен стал я, притом посетители почти безпрерывно бывают у меня и отвлекают от полезных занятий; есть в обители нашей писцы, которые лучше бы написали, но мне нежелательно, чтоб знали они о моем келейном упражнении, а от Вас не таю я себя, а посему и прошу; если вовсе Вы откажетесь, тогда, делать нечего, попрошу других.

Слыша о муках вечных, не смущайтесь Вы, ибо оне весьма благодетельны для человека; когда бы их вовсе не было, тогда еще хуже и грешнее были бы мы. Ибо как отцы и матери удерживают детей от резвости прутом, так и Бог посредством адских мучений удерживает людей от злодеяний.

Не смущайтесь и о том, что стали Вы немощны, ленивы, нетерпеливы, и раздражительны, ибо чрез пороки это главный порок, т. е. гордыня может обезсиливаться; и воображайте то, что горделивым людям Бог противится, а на сердитых - в Малороссии навоз возят... впрочем, не оскорбитесь Вы на меня за сие, ибо что я ни пишу - от любви моей к Вам пишу, чтобы Вы чрез смирение свое спаслись и были в Царстве Небесном».

13 июля 1856 г.

К содержанию

262. Поздравление с днем тезоименитства

Вот приближается незабвенный для меня день тезоименитства Вашего, и я, побуждаемый чувствованием сердечной любви моей к Вам, поспешаю приветствовать Вас поздравлением моим с св. Ангелом Вашим, с усерднейшим Ходатаем моим Вам в новый год жизни Вашей милости Божией, душевнаго мира, здравия и спасения и преуспеяния в обучении смирению Христову; ибо смиренные сердцем бывают и терпеливы, и послушливы, и молчаливы, и благоговейны пред людьми и пред Богом, чего как себе, так и Вам, всеусерднейше желаю.

После сего, приношу Вам сердечную благодарность мою за приятное мне писание Ваше, и за обещание посетить меня многоболезненнаго старца; а когда отправиться в путь, то сие назначение предоставьте на волю матушки, ибо весьма приятно то Богу, что делается с благословением, посему и мы с Вами будем так жить, чтоб каждая ступенечка наша была благословенною.

У нас теперь в обители гостит самый наиприятнейший гость - братец отец игумен Исаия, с которым старец мой не видался 38 1\2 лет. И это свидание первое, купно и последнее в жизни сей!

При великой радости сей, у меня теперь не малое и горе на очах и в сердце, ибо добрый и усердный сослужитель мой о. Савватий весьма болен почти безнадежно; Надежда ненадежных, Матерь Божия, усердная Заступница наша воздвигнет его от одра болезни! О чем прошу и Ваших св. молитв к Ней! А равно и меня недостойнаго и многогрешнаго прошу не лишить молитвенной памяти Вашей, в надежде сей и остаюсь навсегда немощный и недостойный И. Антоний.

11 Сентября 1856 г.

К содержанию

263. «Каждому человеку свой крест, который должен он несть»

Преподобнейшая мать Н. Н. возверзи на Господа печаль твою, Той тя утешит!

Почтенное писание Ваше, писанное Вами из Ярославца, из глубины многоболезненной души, получил я сегодня; и читая о случившемся с Вами в путешествии Вашем к нам, исполнилось и мое сердце печалию по Вас! Что делать? Якоже Господеви изволися, тако и бысть! И это не потому так случилось, что Вы поехали, но хотя бы и не поехали, тоже бы было. Конечно, зная, сколько Вы немощны и малодушны, трудно предохранить себя от нетерпения, ибо ехать при благоприятной погоде, и по гладкой дороге легче было бы для Вас; но если разсудить, сколько Вы на этом пути претерпели горя, испустили тяжких вздохов, и изронили горьких слез; нельзя и не порадоваться о том! Ибо действительно скорбь эта Ваша не останется без утешения, как и св. Давид удостоверяет, говоря так: по множеству болезней в сердце моем, утешения твоя, Господи, возвеселят душу мою! А мне, чудное дело, в одну эту ночь, до десяти раз виделись Вы мне во сне, в каком-то тревожном состоянии, и я каждый раз просыпаясь воображал, не случилось ли с Вами какого искушения или огорчения, и молил в просонках Бога о помощи и заступлении Вашем; и Господь Бог по велицей милости Своей возвестил мне о Вас, и благоволил услышать спящую мою молитву, и Ангелу Своему заповедал сохранить Вас от больших искушений; а посему успокойтесь в духе и возблагодарите Бога, что Вы у Него не забыты, и в свое время будете утешены Вы сугубо! Посему никогда не выкидывайте Вы из памяти своей сказаннаго Вам и Г. П.: Человек без терпения - ничто! Св. Иоанн Лествичник говорит: ничто так послушника безполезным не делает как нетерпение, от котораго да сохранит тебя Господь!

Вот и преподобная мать Н. Н. доехала к нам не без горя, а именно: в Калуге чрез Оку перевозили ее по льду с сестрицею по досочкам, последнюю станцию к нам ехали они на простой телеге, а под монастырем перевозили их на лодочке - от смерти были на вершечек; да и теперь у нас как бы сидят у моря и ждут погоды; хотели сегодня ехать, но опять дождь и реки в разливе. Видите, не одни Вы в горе, но есть и другие. Каждому человеку свой крест, который должен он несть.

А я о своих болезнях ничего Вам не буду говорить, ибо довольно с Вас и своего горя? Впрочем, хотя и многонемощен я, и занят приготовлением к исповеди и служению, но сострадая Вашей скорби, и исполняя Ваше желание, пишу в утешение Ваше, и усердно желаю, чтобы Господь Бог даровал и Вам очистить грех ропотливости на Бога и Его рабов, сокрушенною исповедию, и сподобил Вас приобщения Св. и Животворящих Таин Тела и Крови Своей, и сохранил душу Вашу во святыни, и потом даровал Вам радостным и благоговеющим сердцем встретить и отпраздновать священное и спасительное торжество Рождества Христа Спасителя нашего и Бога, и это не ныне токмо, но и в будущия многия лета! Чего от всей души богомольчески желает Вам – недостойный И. Антоний.

22 Декабря 1856 г.

К содержанию

264. Болезни посылаются нам Господом для вразумления и обретения памяти смертной

Получил я последнее Ваше письмецо, писанное карандашом от 1 Января сего новаго года, которое прочитав, поболел я сердцем моим о падении Вашем (с крыльца)! Что делать, возлюбленное чадо мое, якоже Господеви изволися, тако и бысть! Праведники по семи раз на день падают, и все у них цело; а мы с Вами, если и однажды упадем, встать не можем без помощи других. Так и я, многосогрешивший пред Богом, хотя однажды упал, но вот уже 23 года ежедневно охаю! А Вам падение случилось к смирению Вашему и к научению терпения. Вы не редко ведали, а может быть, испрашивали смерти себе, которой и святые люди ожидают не без страха; а Бог послал Вам правда, что полегче, болезнь, чтоб сим Вас вразумить, что смерть в тысячу раз тяжелее всякаго вывиха и страдания. Посему утешь Вас Господи скорым исцелением, и даруй Вам искреннее желание исправить себя во всем и положить начало благое; о чем и я недостойный одолжаюсь по силе своей молить Господа Бога о Вас.

К сему не мало сожалел я и о некоторых огорчениях Ваших, случающихся с Вами, от которых никто не может быть свободным; а если когда и бывает не на то свобода, то заступают их место нечистые помыслы, первыя, если безропотно переносятся, готовится человеку награда, а за последния, как за произвольныя, вечныя и во ад*? Посему огорчайтесь не за первыя, а за последнии. Прося сего, что бы должно прежде всего, приношу Вам поздравление мое со днем св. Ангела Вашего, и усердно желаю Вам сей святый и радостный день провождать в святости и благоговейной радости и быть всегда здравою и благодушною. Преподобный Угодник Божий в жизни и между многими благими делами имел навык от всякаго человека приобретать для себя назидательные уроки: Бог Вам навык сей усвоит себе, чтоб ни об ком не думать худо, но только себя одну считать хуже всех. За сим испрашиваю Вам от Господа Бога благословение, душевный мир, спасение и исцеление от всех недугов душевных и телесных; и свидетельствую Вам о Христе Иисусе любовь и почитание, с коими и имею пребыть навсегда благожелательным богомольцем Вашим недостойный И. Антоний.

10 Января 1859 г.

К содержанию

265. Огорчение наше подобно малой искорке

Унылое и многогрустливое чадо мое духовное о Господе!

Возверзи печаль свою на Господа!

Прежде всего приношу Вам сегодня поздравление с св. Ангелом Вашим и усердно желаю, чтобы Господь Бог за ея святыя молитвы облегчил все страдания Вашей унылой души!

Потом приношу Вам сердечное благодарение мое за почтенныя письма Ваши, по прочтении которых и мое сердце исполнилось немалой грусти, не столько о мнимых скорбях Ваших, сколько о малодушии и нетерпении Вашем! Св. Иоанн Лествичник сказал: горе иноку (горе и инокине), если они потеряют терпение; каковое горе и Вы нередко испытываете; ибо какия бы ни были огорчения, оне подобны малейшей искре, т. е. если плюнешь - потушишь. Если же эту малейшую искру будешь раздувать, то произойдет пламень, и все доброе устроение в человеке истребит; а раздувание это составляется от многомыслия, например: «Сердце мое под тяжелым крестом; истинно горькая жизнь монашеская: все сердце изорвалось», и пр. и пр. нерезонное.

Св. апостол Павел, во многих страданиях и искушениях проведший жизнь свою, говорил: не постиже нас искушение, точию человеческое, а не более. И препод. Нил Синайский вот что написал: «Если желаешь войти в Небесное Царствие, то желай себе скорбей; ибо кто не имеет скорбей, тот никак не войдет в него, потому что врата узки». Посему, чем малодушествовать и смущаться тебе, и всякую пустошь придумывать во вред своей душе, советую тебе, голубушка моя, почаще молиться Богу, глаголя: Господи, даждь ми терпение, великодушие, и кротость. А о... монастыре не думайте; ибо он выстроен не для Вас.

Вы любите, чтобы мне дольше к Вам писать, а посему испросите мне у Господа Бога побольше иметь и времени и сил, а теперь оными оскудел я непреподобный! Почему и заканчиваю мое это письмецо с нижайшим поклонением, прося прощения за все.

1859 г.

К содержанию