Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

А как и мы чувству­ем за со­бой дол­ги пред Бо­гом, то и долж­ны не бе­гать на­ре­ка­ний, вы­го­во­ров и ос­ко­рб­ле­ний. Ими не толь­ко долг зап­ла­тит­ся, но и ис­це­лит­ся ве­ли­кая ду­шев­ная бо­лезнь — гор­дость — при­ло­же­ни­ем сих плас­ты­рей, с Бо­жи­ею по­мо­щию.

преп. Лев

Гор­дость бо­лее все­го ли­ша­ет лю­дей и доб­рых дел, и по­мо­щи Бо­жи­ей: где нет све­та, там ть­ма, а где нет сми­ре­ния, там зас­ту­па­ет мес­то гор­дость.

преп. Макарий

Кра­е­у­голь­ный ка­мень ино­чес­ко­го жи­тия есть сми­ре­ние. Сми­ре­ние и пос­лу­ша­ние по­мо­га­ют при­об­рес­ти раз­лич­ные доб­ро­де­те­ли, осо­бен­но в те­лес­ном от­но­ше­нии, но ес­ли есть гор­дость — все про­па­ло. По­доб­но то­му, как по­ги­ба­ют, де­ла­ют­ся ни­чем пя­ти­сот­руб­ле­вые кре­дит­ные би­ле­ты, бро­шен­ные в огонь. По­ка они вне ог­ня, они име­ют ог­ром­ную сто­и­мость, но лишь толь­ко по­па­ли в огонь — прев­ра­ща­ют­ся в пе­пел, ни­че­го не сто­я­щий. Или еще, че­ло­век с ве­ли­ки­ми доб­ро­де­те­ля­ми, но гор­дый — по­до­бен ог­ром­но­му ко­раб­лю, наг­ру­жен­но­му вся­ки­ми дра­го­цен­нос­тя­ми, но не вхо­дя­ще­му в прис­тань, а гиб­ну­ще­му сре­ди мо­ря. Так с од­ной сто­ро­ны ве­лик и ги­бе­лен по­рок — гор­дость, а с дру­гой — так спа­си­тель­но сми­ре­ние. На ко­го воз­зрю, толь­ко на крот­ко­го и сми­рен­но­го, тре­пе­щу­ще­го сло­вес Мо­их (ср.: Ис. 66, 2), — го­во­рит Гос­подь.

преп. Варсонофий

266. Духовный отец одною рукою по голове гладит, другою же строго наказывает

Прежде всего приношу Вам поздравление мое с приближившимся всемирным и преславным торжеством Рождества Христа Спасителя нашего и Бога, которое даруй Господи Вам радостным и благоговеющим сердцем встретить и проводить, а потом и новый год во обновлении духа начать. А как вскоре потом и день тезоименитства Вашего будет, то и с оным заблаговременно приношу Вам поздравление мое; ибо я и сам не знаю успею ли тогда еще писать, поелику и немощи обезсиливают меня, и безпрерывные посетители не мало времени отъимают; а посему примите теперь поздравление мое с св. Ангелом Вашим, с усердным желанием с этого дня укрепиться в силах своих и упремудриться во благое, т. е. приобретать в душу свою смирение Христово, без котораго человек беден, и никогда не может быть покоен в духе, без котораго и великодаровитые люди - навозная куча?.. Посему усердно желаю Вам приобретать сию дивную добродетель, и просить ее себе у Самаго Христа Спасителя!

Порадовался я о том, что Господь Бог сподобил Вас приобщения Св. Таин, и приношу Вам поздравление мое с сею милостию Божиею! А об искушении Вашем в разсуждении сомнения в любви других к себе, сожалею; ибо Вы этим обнаружили свой недостаток в смирении, которое если бы было внутри, то оное и шепнуло бы Вам: да стоишь ли ты того, голубушка моя, чтоб все были внимательны к тебе и любили бы тебя? Горделивое сердце ответит на сие: очень стою! А смиренное ответит: ей, не стою! Посему дай Бог Вам час добрый, при всяком требовании своем так себе говорить: я, Господи, несмь сего достойна! А меня прошу простить за сие ради Христа; глаголю бо, и не творю!

Итак, возлюбленное чадо мое, не огорчитесь Вы на меня за то, что я одною рукою поглаживаю Вас по головке за все доброе, а другою - деру за ушко за все недоброе, а вместе с сим прошу быть уверенными и проч. Недостойный И. Антоний.

К содержанию

267. Господу не угодно, когда мы просим у Него для себя смерти

На прежния письма Ваши ответил Вам одним моим письмом, и послал оное чрез почту в половине Апреля, но оное с другими удержано в Московском почтамте; а посему жалею, что оное своевременно не получили Вы, и доведены были до ропоту на Бога, и на меня - неключимаго раба; что заметил я из последняго Вашего письма к Матери Н. Н., где писали, что у Бога просили Вы себе смерти, что меня и удивило и огорчило! Христос Спаситель наш повелел в молитве своей к Богу Отцу просить: Отче наш, не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго! А Вы, по глубокому глупомыслию своему, гордыне и крайней нетерпеливости, просите себе неугоднаго Богу; и когда малейшие комары пищанием своим наносят тревогу и выводят из терпения, то лев, рыкающий и ищущий безпрерывно погибели нашей, какой страшной муки и терзания душе не причинит? Чего ни одна мужественная душа вынести не в силах. Посему-то Христос Спаситель наш и учит нас смиренно умолять и упрашивать Бога Отца, чтобы не ввел во искушение и избавил от лукаваго! Я по состраданию своему к Вам, советую глупомыслие свое исповедать отцу духовному, и попросить от него епитимию во исцеление мрачной души своей. Вы еще мысленно упрекаете меня в том, что я имею силу и время писать письма к другим, а не к Вам! Но Вам известно, что я с Вами знаком 20ть лет, и в свое время писал к Вам писем более, чем к другим: но переменило ли это Ваше внутреннее состояние на лучшее, того не знаю? Ибо многократно замечал Вас в тревожном состоянии по своему духу, в нетерпеливости, в ропотливости на все, в раздражительности, и в забытии данных Вами обетов пред св. Евангедием все терпеть Бога ради и ничего не искать; все это забыто! Хотя бы недостаток этот дополнить смирением, но и оное едва ли имеете? Вот готов бы, кажется, я убогий передать Вам, возлюбленное чадо, всю внутреннюю тишину свою и мир и радование о Господе; но не знаю будет ли оным место у Вас, поелику и священники ежедневно мир всем от Бога возвещают, но только в смиренных душах оный почивает! Если я неправду Вам говорю и Вас тем огорчаю, то великодушнаго прощения Вашего смиренно испрашиваю и с сердечною любовию моею к Вам навсегда остаюсь благожелательным богомольцем Вашим-недостойный Игумен Антоний.

18 Мая 1860 г.

К содержанию

268. Письма искренних — вино на раны и елей утешения

Мое письмо было для Вас вином на раны, а Ваши письма были для меня елеем утешения; ибо из оных заметил я, что Вы совет мой выполнили, т. е. тяжкой грех свой исповедали отцу своему духовному, и приняли от него епитимию во исцеление своей души, и тем оказали послушливость свою Самому Христу Богу, рекшему: Слушаяй вас, Мене слушает, чем премного Вы меня обрадовали, за что нижайше Вам кланяюсь. Простите и будьте благодушны и здоровы, чего от души желает Вам богомолец Ваш недостойный И. Антоний.

11 июня 1860 г.

К содержанию

269. Если близкий человек не пишет — в печали помогут святоотеческие книги

Внимательно прочитывая письма Ваши, и видя в оных безпрерывное скорбение Ваше и горькия слезы, я с сердечною болезнию воображаю, что видно нелегко Вам, что так горько плачете? что почти вся жизнь проходит в одних огорчениях, и в печали? Хотя бы мне послал Господь такия горькия слезы, да плачу мою душу, юже зле погубих! Притом и я с своей стороны не мало прибавляю Вам слез молчанием моим. Но когда бы я к другим не писал, то Вам, может быть, легче бы было переносить безмолвие мое? Но, кажется, это не замедлит! Ибо я теперь не живу, а отживаю свой век! Мне очень сожалительно, что Вы мало имеете усердие прочитывать внимательно Отеческия книги, тогда не пожелали бы ничьих писем читать. Но что делать, у каждаго больнаго свой вкус; иному самая лучшая и питательная пища не нравится, а с нетерпением просит себе тертой редьки с квасом, а если откажут, то и плакать. Впрочем, ради Христа, простите Вы меня.

9 Декабря 1861 г.

К содержанию

270. По скорбям придут и радостные дни, нужно уповать на Господа и укрепляться духом

Святый Угодниче Божий, и новый многоболезненный и многострадальный Иоанне, и возлюбленный о Господе брат мой!

Мир ти! Возмогай, спасайся и радуйся о Господе!

Читая письмо Ваше, и видя из него многое страдание Ваше, я хотя и болезновал сердцем моим о Вас, но купно и радовался мужеству Вашему, долготерпению и смирению, за который Дух Святый устами св. апостола Иакова, брата Божия, блажит Вас, говоря: блажен муж, иже претерпит искушение; ибо получит он от Господа венец нетленный. А горе будет подобному мне иноку, погубившему терпение. Посему, любимце мой, не унывай, но на Бога уповай; ибо всему будет свой конец. Как по лютой и хладной зиме и трескучим морозам приходит приятная и отрадная весна с летом красным, так и по скорби твоей настанут дни отрадные и радостные, и смиренная  твоя душа забудет все минувшее горе за радость, и меня грешнаго вспомнит, что я правду ей сказал. Убогий и недостойный черноризец Антоний.

12 Января 1853 г.

К содержанию

271. Ангел наш Хранитель при нас неотступно

Читавши последнее письмо Ваше, много болезновал я сердцем моим о постигшем Вас искушении; почему усердно просил и молил Господа Бога, чтобы избавил душу Вашу от страхования вражия и от всех козней его, и чтобы укрепил Вас в настоящих и в предлежащих трудах и подвигах, предприемлемых ко благоугождению Божию и к прославлению Пресвятаго Имени Его. Не знаю, как ныне, в мирном ли устроении находится сердце Ваше? Впрочем, детское страхование старайтесь от сердца своего отгонять силою и знамением Честнаго и Животворящаго Креста, и воображением, что Вы имеете при себе неотступнаго Хранителя, Святаго Ангела, которому заповедано от Господа Бога хранити Вас во всех путех. А посему и должны Вы весьма спокойными и радостными быть, воображая, что Ангел Господень неотступно находится при Вас; а вкупе с ним и видимые Ангелы Божии, благочестивая настоятельница Ваша с преподобными матерями и сестрами своими о Господе, ограждают Вас святыми молитвами и благими советами; почему будьте благодушны и радостны о Господе.

6 Июля 1844 г.

К содержанию

272. Болезнь — не наказание, но милость Божия

Новая страстотерпица Христова и чадо мое духовное!

Возмогай о благодати Божией и в крепости болей телесных и душевных прославляй Господа!

Любезное мне писание Ваше хотя и с приятным удовольствием получил я, но читая оное, не мог удерживать себя от слез, видя Ваше многоболезненное страдание. И хотя я не вкупе с Вами, но духом моим вкупе; и как скорби Ваши и болезни - мои скорби, так радость и здравие и спокойствие Ваше - мое утешение. А посему с болезнию сердечною молил и молюсь Господу Богу, чтоб от обдержащаго недугования даровал Вам скорое исцеление и здравие.

Посетившую Вас болезнь должно признавать не за наказание Божие, но за особенную милость Его к Вам, Который за благодушное претерпение готовит Вам вечное и безболезненное упокоение со святыми, чему верьте без сомнения. Вы слышали слово Христово, что многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие; а как мы с Вами претерпевать скорби как должно не навыкли, и трудиться до пота наравне с прочими не можем, то Господь устроил, чтобы ныне лежачи на одре приобрели спасение своей душе; посему и благоволил посещать нас частыми болезнями; ибо и я на теле своем ношу язвы. И так, что бы Господь ни устроил о нас, будем с детскою покорностию все принимать от святой десницы Его!

15 Сентября 1844 г.

К содержанию

273. Терпение паче нападения

Чрез краткия строки сии приношу Вам поздравление мое со днем тезоименитства Вашего, и наступающим торжеством Живоначальныя Троицы. Усердно желаю, да всеблагий Утешитель, Дух Святый, утешит Вас в огорчениях Ваших, подаст крепость в терпении, облегчение в болезни, и радость в печали, и как невесту Христову да украсит Ваше сердце смирением и любовию ко всем. Много поболело сердце мое о болезни Вашей, и молил Господа Бога о помощи и заступлении Вашем. Во истинну тяжко терпеть невинно нападение и напраслину; но блажени есте Вы, егда поносят Вам, и рекут на Вас всяк зол глагол лжуще, яко мзда Вам за сие будет многа на небеси; а посему радуйтеся Вы и веселитеся, рече Господь. Но помилуй Бог! когда бы Вы кого зацепили дерзким словом, тогда бы много досталось Вам сухариков и от меня; почему, ей, выгоднее терпеть нападение, нежели наносить другим. За сим прости, возлюбленный о Господе друг мой, и не унывай; ибо печется о тебе Сам Бог. Прошу поминать поминающаго всегда тебя грешнаго богомольца А.

26 Мая 1848 г.

К содержанию

274. И в городах, и в пустыне — всюду скорби и печали, и лишь  смирение дает покой

Два любезныя мне писания Ваши, хотя и орошенныя слезами Вашими, имел утешение получить исправно. Когда же Вы утешите меня благодушием своим? Ибо уныние Ваше и мою бедную душу приводит во уныние. Неужели не находите Вы, за что поблагодарить Господа Бога, ущедряющаго Вас, якоже щедрит отец сыны? Или думаете там обрести покой душе своей, где Вас ныне нет? Ибо где бы мы ни были, всюду юдоль плачевная, сиречь беды во градех, беды и в пустыне; а посему должны во смирении обретать покой души своей.

24 Мая 1850 г.

К содержанию

275. Если долго нет писем от ближнего — быть может, он повержен тяжким недугом

Минувшия лета жизни нашей у всех нас протекли не без горя и не без боли. А посему богомольчески желаю, чтобы наступившее новолетие сделал для Вас Господь Бог летом благоприятным по всему, чтоб Вы на все с улыбкою на лице смотрели, о всем радовались и за все благодарили бы Бога.

Душевно соболезную я о Ваших тяжких страданиях душевных, сердечных и телесных, и прошу и молю Господа Бога, чтоб даровал Вам или облегчение от страданий, или послал бы терпение к благодушному перенесению всего, случающагося с нами. Между тем скажу Вам и то, что так устроено Господом Богом, пекущимся о душевном спасении нашем, чтобы всякий человек в жизни сей свой имел крест, который и должен он с детскою покорностию ко Отцу нашему Небесному несть, взывая к Нему из глубины своей души: Отче наш! да будет во всем Твоя Святая Воля, точию не лиши мя Небеснаго Царствия Твоего!

Прежде, когда я имел больше сил, тогда чаще и более нынешняго писывал Вам; а теперь постепенно силы мои стали оскудевать, почему и пишу к Вам и реже и менее; но когда Господь и последних сил лишит меня, в то время должен я невольным образом прекратить переписку, которую и теперь чуть не через силу поддерживаю. И тогда-то, когда это случится, не отнеси, возлюбленная, к холодности моей; но покрой мою немощь любовию своей; ибо всему свой будет конец, т. е. то будет, что и меня грешнаго в живых не будет; но любовь и по смерти не умирает. А посему и поручаю себя продолжению Вашей о Господе любви и молитвам своим, в надежде коих остаюсь навсегда с искреннею любовию моею к Вам, с почтением и со благодарением за все, благожелательным богомольцем Вашим и нижайшим слугой, недугующий телом и душой, недостойный Игумен Антоний.

4 Января 1855 г.

К содержанию

276. Многие и многие болезнуют за грехи свои

Возлюбленное о Господе духовное чадо мое! Возмогай о благодати Божией, и будь благодушна и здрава на лета многа!

Приятное мне письмецо Ваше имел утешение получить исправно; но читая оное, был я опечален болезнию Вашею.

Что это за искушение? На кого ни посмотришь, видишь болезнь на лице. Об ком ни спросишь, услышишь или о болезни, или о страданиях души и разных искушениях. Истинно, все мы живем на земли, как будто бы в больнице какой, наполненной слепыми, глухими, немыми, разслабленными и уязвленными, и проч. и проч.; и несть исцеления в плоти нашей. Воистинну, в юдоли плачевной мы живем, и несть мира в костех наших; и все многое скорбное постигло людей на земле, как св. Давид замечает, грехов ради наших: ибо кто есть человек, и жив будет и не согрешит? Но вот Господь Бог милосердия ради Своего посла избавление людем Своим; ибо приближается великое, спасительное, и радостное торжество Рождества Христова, с которым приношу Вам, возлюбленное чадо, всеусерднейшее поздравление. Даруй, Господи, Вам сей святый и преславный праздник в душевном мире и благоговении и в радости о рождшемся Спасителе нашем встретить и отпраздновать; а потом сподоби, Господи, и Новый год во обновлении духа начать, и все последующие дни онаго во здравии и благодушии провождать со упованием на Божие спасение, чего от всей души моей богомольчески желаю Вам, возлюбленнейшей моей.

За сим, сократи строки сии, остаюсь навсегда с любовию моею к Вам о Христе Иисусе и с почтением, благожелательным богомольцем Вашим и слугою.

16 Декабря 1858 г.

К содержанию

277. Поздравление с получением иноческого чина

Я недостойный, побуждаемый чувствованием сердечной любви и уважения к лицу Вашему, прежде всего приношу Вам всеусерднейшее поздравление с получением монашества! Да возрадуется душа твоя о Господе; облече бо тя в ризы спасения, и одея тя одеждою веселия, и яко жениху возложи на главу твою венец, куколь, и шлем спасения, и покрывало, наметку смирения; и яко невесту украси тя красотою, т. е. возведением в достоинство ....! Но к сему скажу Вам, как Другу, ту истину: елико возвеличена ты, толико смиряй себе пред всеми; ибо достоинство В.... не в том, чтоб ферзиком ходить, поднявши носок кверху и щекотать без умолку, но быть во всем первою послушницею у Г-жи Игумении, никогда ни в чем не прослушать ея, и ничего вопреки ей не сказать, и сим самым, а не другим чем, подавать собою пример и прочим сестрам; и сим самым, а не другим чем, Вы получите благодать от Бога, благоволение от начальницы, и любовь от всех сестер. В чем и да благопоспешит Вам Господь Бог, чего и я от всей моей души богомольчески желаю Вам.

После благожелательнаго приветствия сего приношу Вам всеусерднейшую благодарность мою за приятныя мне писания ваши, и уведомление о бывших праздниках ваших в св. обители вашей при первой встрече матушки Игумении, и при прибытии отца наместника для открытия монастыря и облечения в монашество многих сестр Ваших; все оное уведомление Ваше читал я с приятным удовольствием сердца, и мысленно благодарил Вас. За сим остаюсь навсегда недостойный И. Антоний.

17 Ноября 1856 г.

К содержанию

278. Освобождение от должности в обители не принесет свободы от искушений

Боголюбивая и преподобная во инокинях М.Н!

Да возрадуется душа твоя о Господе!

Вы в письме своем о мне памятуете как о праведном с похвалами; но на самом деле я совсем не таков, каким Вы меня воображаете; ибо за одно дельце, простите мне, я и Вас, матушка моя, не похвалил, и подумал: как старицы искусныя, т. е. Вы, научаете учениц своих послушанию, отречению своей воли и разума, когда сами не оказываете оных? Это я говорю о фотографическом изображении святаго образа Вашего, коего усердно я желал иметь; и хорошо ли Вы сделали, что не послушали меня, судите сами.

Сердечно сожалею я о душевных огорчениях Ваших и о неприятностях по должности Вашей, и прошу Господа Бога о помощи Божией и подкреплении в несении сего нелегкаго креста, который может быть задумываете Вы сложить с себя, и засесть на безмолвие в свою келлию? Но скажу Вам, многоболезненная мати моя, что Вы свободою от должности не будете свободны от искушений и прискорбий, а только умножите оныя; ибо будут уязвлять Ваше сердце еще больные, доколи не изженуть, и рекут на Вас всяк глагол зол лжуще? А посему Бога ради до времени потерпите, ибо терпение убогих не погибнет, т. е. не останется без награды. Посему скажу Вам словами св. Давида: чадо, аще хощеши видети дни свои благи, то удерживай язычек свой, т. е. ничего не говори дерзновенно Г. Игумении, и не делай никаких предосудительных замечаний против Н. Н., и благо будет Вам. Мне покойный старец мой батюшка отец Архимандрит Моисей в подобных случаях говаривал: а ты, брате, знай Бога да себя, так и будет с тебя.

За сим, в недостойных молитвах моих испрашиваю Вам от Господа Бога святое благословение Его и благопоспешение во всех добрых делах, а наипаче всего в святом и боголюбезном смирении, чтобы во смирении Вашем помянул Вас Господь и излил на Вас благодать свою.

18 Декабря 1862 г.

К содержанию

279. Всего хуже — тревожные мысли и сомнения в вере

Вот по милости Божией достигли мы и преславнаго торжества, светлаго и всерадостнейшаго Воскресения Христова, и все дни Светлой недели отпраздновали; а я нерадивый и ленивый и многоболезненный до сих пор не приветствовал Вас моим письмом и благожелательным поздравлением с сим всерадостнейшим торжеством, за что ради воскресшаго Христа простите мне немощному: простим вся Воскресением! А ныне и св. Георгий на коне приблизился ко мне и напомнил о Вас, чтоб поспешить мне к Вам с письмом и с поздравлением с приближившимся днем рождения Вашего, с желанием моим Вам, чтобы с продолжением жизни Вашей и милость бы Божия продолжалась к Вам и пребывала с Вами навсегда. Чего от души желаю я Вам.

Сердечно порадовался я о том, что облегчил Вас Господь Бог от болезни телесной, и освободил Вас от тяжкаго ига казначейскаго; а теперь даруй Господи Вам мысль благу, чтоб настоящую свободу свою от дел употреблять не на праздность безполезную и плачевную, но в пользу и спасение своей души. А о душевных страданиях от разных разговоров с своими помыслами, и о мнимых сомнениях в вере душевно сожалею! Об этом иногда и говаривал я Вам; но како Вы глаголов моих не помните? Неверующий человек есть тот, который никогда не читает Верую, но если Вы всегда читаете это, то значит, что ты верующая? И хотя бы противник снова стал нашептывать Вам, не верьте ему; ибо он правды никогда не говорит, а все, как пес, брешет, и смущает тех, кто развеся уши свои слушает его... А тревожныя мысли - хуже всего, коих и должно опасаться всегда.

20 Апреля 1859 г.

К содержанию

280. Быть может, лучше оставаться смиренною послушницей, нежели получить мантию с длинным хвостом

Достигнули мы спасительнаго поприща Святыя Четыредесятницы Великаго Поста, в который православные христиане, говея, исповедают грехи и просят друг у друга прощения, кто в чем виновен; а как и я виновным себя сознаю пред Вами в долговременном молчании, ибо получа от Вас четыре письма, ни одного в ответ не писал, то посему, смиренно прошу великодушнаго прощения Вашего за неизвинительную медленность мою в ответе. Мне и самому совестно, что я столько нерадив стал; но кто есть человек, иде жив будет и не согрешит? А посему будьте милостивы ко мне; может быть, когда-нибудь я и исправлюсь. Впрочем, будьте покойны в том, что я и при безмолвии своем и при болезненном состоянии не преставал помнить об Вас в недостойных молитвах моих пред Богом, испрашивая на Вас благословения Его. Писем же по скудости здоровья своего я редко к кому ныне пишу, за что и гордецом титулуют меня и неблагодарным человеком.

Сердечно соболезную я о всех болезнях Ваших и сердечных прискорбиях, и молю Бога о помощи, заступлении и избавлении Вашем от обдержащих Вас недугов. Равно и мне, матушка, нечем похвалиться пред Вами кроме немощей и всегдашних недугов, которыя при помощи Божией переношу я весьма благодушно, ничем не врачуя себя. Что касается до должности, то оная как бремя тяжкое отяготи на мне, лиша меня свободы и бодрости в духе. Не знаю, как и быть? Кто даст ми криле, да полечу и почию? Если будут выбирать Вас во Игумении, не спешите к тому. Послушническое состояние - блаженное состояние, равноангельная жизнь, некрадомое богатство, живот блажен и проч. и проч. Но, к сожалению, многие от неведения, не зная цены и душевнаго преимущества своего пред другими чинами, скучают о том, что голова их не прикрыта, что и они якоже и прочии человецы доселе не имеют у себя длинных хвостов. Но Господь Бог и прежде прошения нашего весть, что кому полезнее. У Него и для смиренных послушниц в обителях небесных приготовлено место злачно и покойно. А посему должно благодушествовать и довольным быть жребием своим, кому какой от Бога дан.

Поздравляю Вас с новою настоятельницею Вашею. Даруй, Боже, Вам в лице ея видеть нежную матерь свою, всегда милостиво к Вам расположенную. Не печальтесь много о прежней, и не сомневайтесь слишком в новой; ибо высшее начальство избирает на степени людей испытанной нравственности и с добрым сердцем, а не случайных. И так благодушествуйте и пойте: Тебе Бога хвалим.

5 Марта 1846 г.

К содержанию

281. Игуменская должность всяких вериг тяжелее

О болезнях Ваших болезную и я, и прошу у Господа помощи и заступления Вам, здравия же и спасения. Собственныя же болезни с помощию Божиею переношу я благодушно, не заботясь много и о врачевании. Но если что тяготит до мучения душу мою, то это - должность настоятельская, которая яко бремя тяжкое отяготи на мне, от которой ежедневно унывает дух мой во мне, во мне смятеся сердце мое. Вопию о избавлении, и никто не внемлет мне; а посему о горе мне, неключимому рабу.

Госпоже Игумении Вашей приношу всенижайшее поклонение и усердное благодарение за воспоминание о мне недостойном. Да укрепит ее Господь Бог в несении теперешняго ея святаго креста, хотя может быть и слишком тяжкаго, но спасительнаго. Кажется мне, не нужно нам начальствующим носить на себе железных вериг; одна игуменская должность достаточна сокрушить и смирить сердце; сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, т. е. спасет.

За сим простите! Будьте здоровы и смиренны в духе и будьте покойны и всем довольны.

1 июня 1846 г.

К содержанию

282. С начальствующих в мире ином взыщется много — сколько и дано в мире нашем

Ваше Высокопреподобие, нареченная Госпожа Игуменья! Возлюбленное о Господе чадо мое духовное!

Блаженна еси ты, егда поносят тя, и горе вам, егда добре рекут о вас человецы, рече Господь.

Любезное мне письмецо Ваше и с приложенными при оном письмами и посылками имел удовольствие получить исправно. За все оное приимите мое всеусердное благодарение. Читая Ваши скорби от доброй подруги, и видя недоброе предложение Вам на игуменство, я не знал, об чем мне больше болезновать, об первом ли, или о втором? Болю сердцем моим о том, что диавол языком А. лишает Вас душевнаго мира; болю и о том, что он же предложением высокой чести искушает Вас, оставя смирение, возмечтать о себе нечто высокое. Но когда бы Вы, возлюбленная моя дщи, ведали, сколь тяжкий крест начальствующие несут, и сколь горькую чашу пьют по внутреннему человеку: то легче согласиться можно от А. по вся дни претерпевать заплевания и заушения, нежели то, что страждут начальствующие, ныне, и какой страшный отчет истяжется от них в будущем веке; ибо кому дано будет много, много и взыщется от него. И когда нелегко нам и свою душу спасти, то легко ли будет спасти других, судите сами. А посему знай только спасай себя, так и будет с тебя. Почтенную Е. Е. убедил я должность начальницы принять на себя, а Вас оставить без тревоги, за что простите мне.

Сердечно сожалею, что А. яд аспидов имеет на языце своем. Но когда Вы, по слову преподобнаго Нила Сорскаго благодушно претерпите от ней скорбь, обиду и укорение, то приимет сие от Вас Господь Бог вместо душевной милостыни, которая толико есть выше телесной милостыни елико душа выше есть тела. А посему Бога ради не смущайся о том, егда поносят тя; но радуйся и веселися, яко чрез терпение Царство Небесное приобрящеши.

Еще сердечно сожалею о том, что приближающаяся зима стращает Вас до зела. Но Бог наш огнь есть; Он согреет Вас и в трескучие морозы; а посему возверзите Вы на Него печаль свою, Он Вас не оставит.

5 Сентября 1849 г.

К содержанию

283. Об освобождении от игуменской должности молитвы не существует

Ваше Высокопреподобие, Всечестнейшая игумения матерь М!

Благословите!

За мнимое, и нами незамеченное, прегрешение Ваше, (т. е. яко бы Вы при отъезде не изволили подобающаго поклона нам отдать) Господь да простит Вас, и да умиротворит Вашу святую душу. Равно и я кланяюсь Вам до земли, и прошу прощения за ходатайство мое о Марии..., о которой воображал я, что она стремится искать единое на потребу; но по возвращении от Вас узрели мы в Марии Марфин дух, пекущийся о мнозем. Посему вместо негодования на нас, пожалейте об нас, и помолитесь, чтобы нам в разум истины приити.

Матушка казначея изволила словесное Ваше приказание объявить мне, чтоб попросить Господа, дабы уволенным Вам быть от должности игуменства. Вот я и хотел было оказать Вам послушание; но во всем Требнике не нашел ни одной молитвы на сей предмет; а посему не знаю, как и быть. Есть молитва Господня, которую можно читать и Г. Игумениям; но там написано: «Отче наш, да будет воля Твоя, а не моя!» Следовательно, как игуменство получили Вы не по своей воле, так и оставить оное не должно употреблять своеволия. Очень знаю я, сколь тягостен крест игуменства: не нужно надевать на себя и вериг. Мой крест несравненно меньше и легче Вашего; но плоть моя, любящая праздность и покой, и от того отказывается, и почти ежедневно то шепчет, то кричит: «Сниди со креста». Но как Спаситель наш тако взывавших к Нему не послушал, и не сошел со креста, тако и нам, последователям Его, с покорностию ко Отцу Небесному, должно тягость начальства нести, и говорить: Господи, да будет воля Твоя! Ибо кто в ношении креста претерпит до конца, той и спасется.

За сим поручаю себя Вашим матерним святым молитвам, в надежде коих и остаюсь навсегда к Высокопреподобнейшему лицу Вашему с сердечным уважением моим, и с желанием душевнаго мира, здравия и спасения нижайший послушник Ваш и сомолитвенник многогрешный иеромонах Антоний.

20 июня 1839 г.

К содержанию

284. Ушедшие от нас праведники становятся ближе к Господню престолу и молятся за нас

Боголюбивая и преподобная во инокинях мать Н!

Вспомнил я приближающимся торжестве всем святым Архангелам и Ангелам, купно и Ваше тезоименитство, почему с приятным удовольствием сердца и поспешаю с сими строками предстать к Вам на имянины с моим всеусерднейшим поздравлениеи с Ангелом Вашим, и с желанием, чтобы со умножением лет Ваших, и милость Божия множилась к Вам, и Ангели Божии пребывали бы всегда с Вами, хранили бы Вас от искушений и бед, и наставляли на дела благая, и подавали усердие к молитве, и молились бы они с Вами вкупе, и молитвы бы Ваши возносили к Престолу Святой Троице - возвещая Ваши прошения и нужды, и износя оттуда Вам благословение и освящение! Чего, от всея души моея, богомольчески желаю я Вам, боголюбивейшая мати.

Вот матушка, Вам давно уже известно, что общий старец наш, боголюбивейший батюшка отец Макарий, чреду земнаго служения своего Богу совершил, и призван к вечному покою со святыми! Каковое событие многих опечалило до горьких слез! Поплакал и я о разлуке с ним, но только келейно и наедине; и я подобно св. Петру воображал: добро бы было для многих, если бы блаженный Старец наш подолее пребыл зде! Но Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно все строит и полезное всем подает; а посему благословенно распоряжение Господне, благоволившее тако! После сего пришла мне отрадная мысль, что блаженный Старец наш, переселясь в вечность, ближе стал к Престолу Святой Троицы, где при безпрерывном славословии своем Отца и Сына и Святаго Духа, не престает и о нас сетующих о нем молить Триипостасное Божество, чтобы были утешены мы, и, яко же он, удостоены Царствия Небеснаго по велицей милости. Таковая мысль много утешила меня; таковое воображение много и Вас утешит.

5 Ноября 1860 г.

К содержанию

285. Кто же кого забыл и кто кому не пишет?

Ваши преподобие, достопочтенная и возлюбленнейшая матушка М-а И-вна!

Долгом поставляю поздравить Вас с праздником Вознесения на небеса Христа Спасителя нашего, н усердно желаю, да якоже Он, Спаситель наш, при своем вознесении, радости неизглаголанныя исполнил Своих учеников и рождшую Его Богоматерь, тако и Вас, и всех, празднующих и славящих Его святое Вознесение да исполнит той же радости быть причастниками, о коей предрече: аще вознесен буду, вся привлеку к Себе.

Отец Макарий сказывал, что Вы скорбите и жалуетесь на нас за то, что Вас мы забыли. Я жалобе этой нисколько не удивляюсь, как вещи уже не новой, а весьма старой; ибо древле и Марфа, молвящая, жаловалась Христу Спасителю на Марию свою сестру. Похоже на нее и старица М-а жалуется на братьев, что ее забыли, редко пишут к ней; а братья жалуются на старицу М-у, что в двадцать лет не точию не посетила их, но ниже одной строчки написала к ним. А посему я и не знаю, кто тут прав и кто виноват. И когда Марфу Спаситель не одобрил, то и почтенная старица наша М-а И-вна не останется без вины, если нынешним летом не посетит нас грешных.

Не знаю, каково-то ныне Ваше здоровье, и отдохнули ли Вы после многотруднаго и продолжительнаго путешествия Вашего? Что ж касается до меня, то милостию Божиею доселе живу и движусь, но здоровьем своим не похвалюсь, которое оскудевает у меня. Посему и у меня, как у стараго коня, не по старому ходи; и ждать больше нечего, как преселения из здешней жизни в будущую. Придет время, когда кто либо скажет и обо мне: жил был старик, да и умер. Посему смиренно прошу Вас, любезнейшая матушка, помолиться о мне грешном ко Господу Богу, чтобы даровал мне кончину христианскую, непостыдную и мирную и добрый ответ на Страшном Судищи Христовом. В надежде сей милости и остаюсь навсегда к Высокопреподобнейшему лицу Вашему с истинным высокопочитанием моим, любовию о Господе, и с сердечною благодарностию за все милости, благожелательным богомольцем Вашим и всенижайшим послушником многогрешный Антоний.

К содержанию

286. Сетование о том, что долго  не посещала духовная дочь

Высокопреподобная и достопочтеннейшая матушка!

Известно сотворися мне, что Ваше Преподобие на мою худость изволите сетовать за то, что я к другим чаще, а к Вам реже пишу. Действительно так! Впрочем, примером могут для Вас быть лекаря, которые чаще больных посещают, а здоровых реже, и то по знакомству; ибо не требуют здравии врача, но болящии. А я, почтеннейшая матушка, полтора года болю, и не удостоился Вашего ни посещения, ни совета получить, как мне с болезнию быть? И должно бы на Вас и гораздо посетовать, но не смею; посему и Вы не должны на брата своего всуе гневаться. Впрочем, я уверен, что Вы любовь свою в полной мере питаете ко мне так, как и я к Вам. Вы всегда о мне в молитвах своих памятуете, тоже и я не преставал помнить о Вас. И когда молчание мое в самой вещи безпокоит Вас; то за оное прошу Вашего великодушнаго прощения. Вы можете из собственнаго опыта знать, сколь легко писать. Нижайший слуга и всегдашний богомолец Ваш, немощный и многогрешный иеромонах Антоний,

14 Октября 1837 г. Скит.

В минувшем годе в обители нашей братии семь человек из временной жизни переселилось в вечную. И моя безплодная смоковница находилась близ посечения, но за молитвы святых оставлена до сего лета без посечения, дондеже принесет плод достоин покаяния. Но горе мне, ибо с возвращением здоровья стали возвращаться и страсти, посему и боюсь, да не внезапу посечет меня смертная секира; в чем бо кого застанет, в том и на суд Божий доставит. И с какими глазами должен грешник явиться? Ибо в том страшном часе и праведник едва спасется. Услыша сие, помолитесь о мне ко Господу, да помилует мя, нерадящаго о своем спасении.

К содержанию

287. Если не будешь нести крест свой смиренно — воспоследует ли награда от Господа?

Всечестнейшая и достопочтеннейшая матушка!

Воображая приближающийся всерадостнейший и великий Праздник Светлаго Христова Воскресения, приятным долгом поставляю принесть Вам, матушка, всеусердное поздравление с сим Великоторжественным Праздником, сердечно желая, и моля Христа Спасителя, да якоже Он в воскресении Своем утешил древле сетующую и плачущую Марию, тако бы и Вас, изнемогающих от старости и частых болезней, утешил и укрепил божественным Своим гласом «Радуйся!» для всерадостнаго Воскресения Своего, и продлил бы жизнь Вашу для вящшей славы Своей, и для пользы и утешения любящих Вас; чего всеусерднейше желаю.

При чем приношу Вам сердечную благодарность мою за приятный гостинец, который получил исправно, и оный во славу Божию всебратственно вкушал; за что спаси Вас, Господи! Вас Господь питает манною, а посему только и жить, да Бога благодарить; а мы грешные нередко и сухарики грызем, по писанному: пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. А притом и то скажу, что и сухари, если до вечера поговеть, будуть похожи на манну; ибо пост и худую пищу в сладость претворяет, и горькая редька с хреном вместо сахара бывает. Почему и мы за все благодарим Господа.

О себе Вам доношу, что я за молитвами Вашими прибыл в обитель свою благополучно, где и водворяюсь со упованием на Божие спасение. Выехал я из Москвы со слезами, каковыя разлука с родными мне причинила. И когда увидел я свой монастырь с дороги верст за восемь, то также не мог удержаться от слез, воображая всю тяжесть возложеннаго на меня бремени, которое Господь мне пожаловал. А на сырной неделе таким поражен был унынием, что не было ни сна, ни аппетита, и вся внутренность возболела. Но за скорбь эту в первую неделю поста утешен был в духе столько, как будто была для меня святая неделя. Впрочем, я скорблю не от того, чтоб слишком тяжек был мой крест; но печалюсь о том, что ни силы, ни разума не имею, и не умею, как его несть. Есть люди, которые любят и ищут сих крестов; а мне и без искания Господь пожаловал; но вместо радости скорблю. Видал я коней сильных и здоровых, которые самый тяжелый воз везут легко и борзо; но я много похож на ту увечную клячу, которая и порожния дровни по гладкой дороге едва тащит, задыхаясь. Посему и прошу Вас, почтеннейшая матушка, святыми своими молитвами помогать мне безсильному, по завещанию Апостольскому: вы сильнии немощи немощных несите. А о своем кресте много не тужите; ибо Господь тягость онаго для Вас уменьшит. Не знаю, почтеннейшая матушка будет ли нам от Бога какая награда, если мы не будем носить кресты?

Кланяюсь и келейнице Вашей, и усердно желаю быть ей такою, чтоб всегда Христос был посреде вас. Многогрешный и недостойный Игумен Антоний.

13 Марта 1840 г.

Я всегда любовию Вашею и благодетельством пользовался; сам же Вас хотя и любил, но никогда ничем не подарил. За то ныне усердствую Вам святым параманом, который, при сем прилагая, прошу принять благосклонно и, возложив на себя, носить по уставу. Я думал было послать Вам параман чугунный с железными тесемочками; но знаю, что Вы до такого щегольства не охотницы, а потому Вам и не посылаю. Довольно по Вашей силе и деревяннаго креста.

По окончании сего письма на закуску посылаю Вам скитскаго сада антоновое яблочко, которое извольте принять, а на меня не пенять. Простите!

К содержанию

288. О приготовлении к часу смертному

Возлюбленнейшии инокини, сестрицы и благодетельницы мои!

Очень для меня приятно было, что я еще на земле живых вас видел. Поживите и еще подоле для славы Божией, для душевной пользы своей и для пользы любезных племянничков. Но, молясь о них, и спасая их советами своими от видимых и невидимых грехов, не забывайте заботиться и о себе самих; ибо мы с Вами гораздо стали ближе к смерти, чем прежде были. А посему и надобно готовиться к исходу из жизни сей. Иные готовят себе для погребения разныя одежды и покрывала; а мы приготовлять себя будем частыми молитвами, воздержанием, смирением, исповеданием, приобщением Святых Таин каждый пост, и слезами покаяния отмывать черноту греховную, да тако с миром изыдем. Если в юных не похваляется нерадение; то в престарелых оное еще предосудительнее. Впрочем, Вы более моего печетесь о спасении своей души; почему и не поскорбите на меня за сие.

О себе вам доношу, что я за молитвами вашими в обитель свою возвратился благополучно, и ныне жив есмь Но, живя в новом месте, столько случилось разнаго горя, что едва не захворал; ибо лишился было и сна и аппетита, а теперь, слава Богу, стало получше. Батюшка отец игумен Моисей прислал мне на подмогу братии человечков близ десятку; а потому и дело мое несколько поправилось. Многогрешный брат ваш И. Антоний.

3 Апреля 1840 г.

К содержанию

289. «Во имя Господа Иисуса Христа все буду терпеть...»

Высокопреподобная и Достопочтеннейшая Матушка!

Ежедневно воспоминаю Вас в недостойных молитвах моих пред Богом, испрашивая на Вас благословение Его и подкрепление в силах, чтоб со упованием на Его Милосердие докончить Вам дни свои спокойно и мирно. Посему, Бога ради, не унывай и не смущайся, возлюбленная матушка, когда Н. Н. грубит тебе и раздражает. Поелику Вы теперь не имеете прежних сил ни поститься, ни молиться, ни трудиться, ни в церковь ходить к службе Божией: посему когда без ропота будете терпеть все неприятности от Н. Н. и от других, то терпение таковое примет Господь Бог от Вас вместо псалмов Давидовых и акафистов со многими поклонами, и наконец за терпение Ваше успокоит душу Вашу в Небесном Царствии своем со всеми святыми. Посему напишите себе для памяти некоего брата, упоминаемаго в Прологи, слова: «Во имя Господа Иисуса Христа все буду терпеть».

О себе доношу, что я милостию Божиею и Вашими святыми молитвами доселе живу и движусь; но дел и забот столь много умножилось у меня, что едва достает сил. Кажется у иной Марфы нет столько забот около стряпни, сколько у меня попечения об обители. Посему помогите мне святыми молитвами своими, коим себя вручая, остаюсь навсегда с истинным к преподобному лицу Вашему почтением моим и любовию о Господе всегдашним богомольцем Вашим и слугою, недостойный Игумень Антоний. Земно кланяюсь.

23 Мая 1848 г.

К содержанию

290. Враг человеческий не грешников, но праведников пугает

Всечестнейшая и достопочтеннейшая отроковица Божия, и милостивейшая благодетельница моя о Господе!

Спасайтеся и радуйтеся о Господе

От всей души моей приношу Вам, дражайшая матушка, всечувствительнейшее благодарение за оказанную Вами мне недостойному искреннюю любовь, упокоение хлебом и соли и напутствием Вашим, а наипаче всего благословением меня крестом святым; все оное принял я со благоговением, как видимое благословение Божие, и за оказанную мне толико многую милость с земным поклонением приношу Вам, матушка, всечувствительнейшее благодарение, и одолженным себя имею просить и молить Господа Бога, чтобы Он воздал Вам за меня убогаго Своею богатою милостию в жизни сей, а по кончине упокоением души Вашей со Святыми в Небесном Царствии своем.

Между приятным собеседованием с Вами, Вы, матушка, жаловались мне на диавола, что он ни днем, ни ночью не дает Вам покоя, смущая Вас и устраняя: "Понеже много-де ты нагрешила, и не будет-де тебе спасения". Но Вы, матушка моя, не верьте ему в этом; ибо он правды никому не говорит, а все лжет и обманивает.

Притом он истинных грешников ничем не пугает и не устрашает, которые и без того в его проклятых лапах. А святых и праведных людей искушает и пугает, что самое делал он и Святому Мужу Царю Давиду, который жаловался на него самому Богу, говоря: "Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою", и проч. в 3 псалме. Посему и Вы, матушка, страха вражия не бойтесь, но с сердцем сокрушенным и смиренным печаль свою возверзите на Господа Бога, Который того ради и на землю сошел, чтобы грешных спасти; посему и Вас спасет. А диаволу скажите: «Что ты на меня слепую и безсильную старуху напал? Когда я была здорова и с глазами, ты и носу не смел мне показать; а как захворала, то и смущаешь. «Днесь, окаянне, я хотя ныне и лежу, да на Бога гляжу, и на Его спасение несомненно уповаю; ибо у Господа Бога кающимся грешникам милости много». Чтобы же совершенно успокоить себя от смущения вражия, то должно Вам исповедание принести пред духовным отцем своим, и разрешение от него испросить, и приобщиться Животворящих Таин Христовых, после чего мир Божий ощутительно почиет в души Вашей, и Вы с радостию на Божие спасение докончите жизнь свою мирно и преблагополучно; чего от всей души моей богомольчески желаю Вам.

За сим прости, любезнейшая матушка, кланяюсь Вам лицем до земли, и смиренно прошу Ваших святых молитв и благословения, в надежде коих остаюсь навсегда к святому и преподобному лицу Вашему с благоговейным уважением моим и любовию о Господе всегдашним богомольцем Вашим и всенижайшим слугой, многогрешный брат ваш, недостойный Игумен Антоний

19 Ноября 1850 г.

К содержанию

291. Не с крестом наперсным, а с крестом, на рамена возложенным, поздравлять должно

Ваше Высокопреподобие всечестнейший и любезнейший и достопочтеннейший батюшка отец Строитель!

Хотя и лично сподобил меня Господь Бог принесть Вам мое благожелательное поздравление с боговрученною святою обителию, св. великомученика Георгия; но и заочно, за должное себе поставил повторить пред Вами мое поздравление и благожелание; ибо сердце мое от Вашего не в разделе. С чем же мне Вас поздравить? Некоторые любят, чтоб их поздравляли с наперстными крестами, но они иногда бывают виновны нашего тщеславия, почему я до времени с оными и не поздравлю; а поздравлю Вас, моего благодетеля, с крестом Христовым, т. е. с Крестом, Самим Христом на рамена Ваши возложенным! По истине и сей снятый крест для неискусившихся вельми вожделенен; но нам с Вами, отче святый, пожалован он вместо вериг железных, коими вся свобода наша связана, чтобы мы не себе служили и не себя покоили, но были бы всегдашними слугами боговверенной нам братии. Во истинну, тяжек этот крест! Однако хотя и тяжек, но спасителен; ибо больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя - рече Господь. Тяжек был крест и для Христа Спасителя нашего, под которым человечество Его падало; а когда Он распят был, то между ругательствами некоторые кричали Ему: сниди со креста! Но Спаситель наш не послушал, не сошел со креста, а изволил претерпеть до конца, и душу Свою положить! Наши же теперешние кресты, без сравнения хотя и легче того, но мы почти ежедневно под оными изнемогаем, унываем, и падаем духом; особенно тогда, когда поносят нам, и вместо любви, благодарности и повиновения, платят нам ненавистию, ропотом и прекословием; тогда и наша плоть, любящая собственный покой шепчет нам, а иногда от нетерпения даже нескромна и кричит: сниди со креста! откажись от должности, доколе будешь мучиться? Но и мы не будем слушать ее, не сойдем со креста, не будем изыскивать случаев ко освобождению от должности, слушая Самаго Христа: претерпевый до конца, той спасен будет! Итак, любезнейший батюшка, с сим-то святым крестом, Вас усерднейше поздравляю! Даруй Вам Господи терпение, великодушие и кротость! Сам Господь Бог да будет Вам наставник и заступник, и да исполнит сердце Ваше радости духовныя, и да сохранит здравие Ваше на многия лета во благодушии и благоденствии, и наконец да спасет Вас и вверенное Вам братство и всех Вас (и нас грешных) да упокоит со святыми в Небесном Царствии!

Чего, от всея моея души, исполненной к Вам любви, богомольчески Вам желаю!

После сего доношу Вам и о себе, что я за молитвами святых отцев и за молитвами Вашими, слава Богу, доколе жив; но грехов ради премногих, болезни мои не покидают меня. Впрочем, не столько страдаю, сколько страдали святые; и не столько страдаю, сколько заслужил; ибо Господь милостив ко мне: не по грехом моим воздает мне.

21 Сентября 1842 г.

Вы сообщили мне о своем желании посетить жребий Матери Божией, святую Афонскую гору, и видеть там святых отцев подвижников. Каковое желание Ваше, яко благое, и исполни Господи! А мне при чтении о желании Вашем, пришел на память один случай из жития Святых, а именно: один святой старец, настоятель, вздумал посетить святыя места и поклониться гробу Господню, и отправился; а диавол, увидя, что нет настоятеля в монастыре, вскочил как волк во ограду, и все там перемутил, о чем было открыто от Бога и старцу оному. Удивительно, что и благия желания не остаются без искушений, что самое и я грешный испытал некогда на себе, отправясь на поклонение св. Митрофану.

Вот, слава Богу, и настоятель Сергиевой пустыни возведен на высокий степень Преосвященства, который в боговрученную ему епархию и отправился в минувшую субботу, 23 Ноября. Да благословит Господь Бог путешествие его и новое служение! Св. ап. Павел истину сказал: кто епископства желает, тот добра дела желает. Ибо пастырское служение есть без крове мученичество, а не боярство, пастырь добрый должен душу свою полагать за овцы, что самое и на долю Преосвященнейшаго Иг..... предлежит.

30 Ноября 1857 г.

Слава Богу, что Вы намерение свое посетить святую Афонскую гору отсрочили до году, и занялись благоукрашением св. храма в своей обители. В Афонской горе побывать, есть дело собственнаго произвола; а заниматься благоустройством своей обители и благоукрашением оной, есть дело Божие, возложенное на Вас самим Богом; а посему и должно предпочесть сие паче онаго.

18 Марта 1858 г.

На счет желания Вашего, чтоб уволиться из должности ради неисцельной болезни своей, это по моему скудоумному замечанию, дело доброе; ибо человеку немощному -самому до себя; а посему да исполнит Господь сие желание Ваше! Между тем было у меня частное собеседование о сем с старцем своим, который мне сказал: «Мне бы и должно просить увольнения от должности, судя и по дряхлости и по преклонным летам, но опасаюсь следовать своей воле, дабы тем не быть противным воле Божией, не ведая что мне полезнее? А притом и Господь Бог призывает к вечному упокоению не праздных, а труждающихся и обремененных». Почему и осмеливаюсь я мнение старцево сообщить Вам для соображения Вашего.

Лишение, или разлука с общим старцем нашим отцем Макарием чувствительно для всей обители нашей, и никем не заменимо. Болезнь его хотя и не безопасная, но могла бы быть и излеченной, но видно совершилась свыше предопределенная ему чреда служения на земном поприще, и Господь благоволил призвать его к Себе на вечный покой. И мне грешному, как и св. Петру, приходило желание: добро бы было нам, если блаженный старец еще бы побыл с нами зде! Но Господь Бог, глубиною мудрости Своея, благоволил лучшее даровать ему, а нам даровал чрез жизнь его назидательный урок: жить не для себя, а для пользы ближних, за которых заповедано нам и души своей не щадить!

Вам угодно услышать от меня неразумнаго суждение о том, что - не рано ли слагаете с себя бремя управления св. обителию? и угодно ли это Богу? и будет ли от сего душе Вашей какая польза? На первое осмелюсь сказать: что если бы было рано, то начальство не согласилось бы уволить Вас. А о втором: угодно ли это Богу? то это Ему только Единому и известно! А о третием, будет ли от безмолвия каковая душевная польза? о сем в свое время вернее всех скажет суд своей совести!

Итак, простите мне, отче святый, за безумие мое, и не лишите меня Ваших св. молитв и благословения, в надежде коих и остаюсь навсегда к Высокопреподобнейшему лицу Вашему с истинным высокопочитанием моим и любовию о Господе, благожелательным сомолитвенником Вашим и слугою недостойный И. Антоний.

12 Декабря 1861 г.

К содержанию