Аудио-трансляция

Бо­гом так оп­ре­де­ле­но, что­бы каж­дый че­ло­век имел в жиз­ни сей ка­кой-ли­бо крест, т.е. прис­кор­бие ду­шев­ное, ко­то­рый дол­жен он бла­го­душ­но несть, ибо от ма­ло­ду­шия и не­тер­пе­ния ни­ка­кой поль­зы нет. И ког­да мно­ги скор­би и пра­вед­ным лю­дям в жиз­ни сей слу­ча­лись, то мы, лю­ди не­­без­г­реш­ные, коль­ми па­че все долж­ны тер­петь.

преп. Антоний

179. Нет в земной юдоли такого места, где не было бы печали, потому необходимо смирить сердце свое, и обретешь покой

Сердечно порадовался я тому, что в начале пустынная жизнь нравилась Вам; но более бы радовался я, когда б и до конца нравилась Вам она. Но Диавол по своему обыкновению всякую вещь показывает новоначальным в превратном виде, т. е. белое черным, и свет тьмою и проч. Так и Вам успел нашептать, что нигде нет такой зависти, как тут. Но всякое место имеет свои беды: например, беды в деревнях, беды во градех, беды - говорит св. апостол Павел - и в пустыне. Где же нет беды? Святые отцы указывают, что смиренные сердцем пребывают без беды. А посему даруй Боже и Вам достигнуть в миру смиренных, чтобы всех видеть лучшими себя, и тогда обрящеши покой неспокойной души своей!

Не смущайтесь о том, что не имеете свободнаго доступа к матушке; у ней безчисленное множество занятий, которыя лишают ее не только свободы, но и сладкаго покоя; посему советую Вам чаще обращаться к сестре нашей П. и чрез нее сообщать о своих нуждах; посему усердно желаю, чтобы Вы ея дружбою дорожили, а иначе останетесь как ладия без праваго и без весла,- влаемые ветрами - сюду и сюду!

Приятно мне то, что ежедневно ходите Вы на трапезу общию с сестрами; навыка сего прошу не оставлять до конца своих дней, что послужит к Вашему спокойствию и здравию; а в ужин с благословения матушки, можно хлеб и квас приносить в свою келью, а если когда захочется вечером щей и каши, то лучше ходить в трапезу, в силу народной пословицы: «хлеб за брюхом не ходит...

Касательно прочаго, возлюбленное чадо, ищи первее царствия Божия и правды Его, и все нужное для тебя дастся тебе без искания.

К содержанию

180. Как найти духовного лекаря? Как определить, для тебя ли иноческий образ жизни?

Вот, благодаренье Господу Богу, приближается к Вам и то благоприятное лето, в которое, по подобию древняго Израиля, должно и Вам, оставя Фараонову работу, т. е. суеты мирския, бежать из Египта и стремиться в землю обетованную, кипящую медом и млеком духовных утешений, которыя, не столько ныне, сколько за пределами гроба, приготовлены от Бога усердно работающим Ему. Посему как из Египта изшедшие имели себе путеводителем Моисея, а из Содома избегшие имели себе наставником ангела: так и Вам, по слову Святаго Иоанна Лествичника, нужно иметь некоего Моисея, ходатая о Вас к Богу и наставника. Если же кто, надеясь на свой разум, думает не иметь нужды в руководителе, таковый вскоре заблудит от пути праваго. Почему и должны со слезами молить Господа Бога, чтобы даровал Вам наставника или наставницу незаблудную; ибо по гнилости недугов нужен и врач или лекарка опытная и благоискусная. Потому и должно хворому искать не столько обильную и покойную больницу, сколько врача искуснаго.

Вы же говорили, что нужно бы Вам поговорить и о прошедшем, или бывшем никогда. Ей, нужно; ибо все являемое свет есть, который свет прогонит тьму, т. е. диавола с его гнусными внушениями и напоминаниями. Посему как бы человек осторожно себя ни соблюдал, но весьма редко проходит, чтоб юности своей чем не запятнал. Пятна же оныя ничем столь скоро не изглаживаются, как устным исповеданием. И хотя Господь Бог все ведает слабости наши, и даже несоделанная предъвидит, и не имеет нужды, чтобы пересказывать Ему о том, что известно Ему; однако за нашу пользу, чрез пророка Своего говорит, или приказывает: «Глаголи ты первые беззакония твоя, да оправдишися.» И так видите, сколь необходимо нужно для очищения грехов устное исповедание, без коего невозможно ни начала благаго положить, ни спастись, ни спокойну в духе своем быть; почему и должно разсмотреть бывшее и раскрыть. Об этом я говорю не для того, чтоб мне было о том сказано, но сказать кому должно, или тому, к кому более душа Ваша имеет доверия, что самое советую Вам на пользу Вашу душевную. Впрочем, все сие в полной Вашей воле: как лучше, или как для Вас полезнее, так и поступайте.

Святый Иоанн Лествичник советует всякому хотящему вступить на поприще иноческаго звания, взойти в монастырь, как бы мимоходом, и присмотреться к порядку монастырскому, и, сколько можно, испытать (если есть в нас разум) самаго настоятеля, да не како вместо кормчаго, попадем на простаго корабельника, или вместо лекаря на больнаго, или вместо непорочнаго на сластолюбца.

Согласно сему и преподобная мать. . . . просила меня передать Вам, чтоб Вы пожаловали к ним на первый раз погостить безсрочно, хотя бы и до смерти, и посмотреть образ жительства их, купно и свои немощныя силы испытать, а потом уже решительно отдать себя без возврата в служение Господу Богу. Таким точно образом и я поступил в начале моего удалении от мира; прежде прибыл я к батюшке отцу Моисею не с тем, чтоб жить у него навсегда, но только повидаться и посоветоваться с ним, как с мужем богомудрым; а он предложил мне в начале погостить у него недельки две, или сколько мне будет угодно; и таким образом гостил у него 24 года; а потом отпустил меня в Малоярославец, где тоже я гощу пятый год, а когда возвращусь в отечество мое (горнее), Бог весть. Подобным образом и Вы себя самих расположите. Если бы кто из Ваших родных, или близких к сердцу, стал любопытствовать, куда Вы от нас собираетесь ехать? Ответствуйте: еду я для поправления своего разстроеннаго здоровья на теплыя воды.- Как думаете оттуда возвратиться?- Коль скоро поправится здоровье. Посему, хотя бы, чего помилуй Бог, и не понравилась Вам пустынная жизнь, то Вы без всякаго зазрения можете возвратиться в дом свой по прежнему барышней, и со стороны неблагомыслящих людей не будете выслушивать о себе ни малейшей критики.

Простите меня за многословие и приимите уверение в том, что я о спасении Вашей души всегда молю Господа Бога, и прошу Его, чтобы послал к Вам, якоже к юному Товии. Ангела Хранителя, чтобы незаблудным путем довел Вас в тихому пристанищу равноангельнаго, иноческаго жития.

13 Апреля 1844 г.

К содержанию

181. Поздравление и наставление в начале иноческого пути

Богом данное возлюбленное чадо мое духовное!

Благодать Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа буди с тобою!

На новом месте жительства Вашего и в новом образе чина Вашего, первым письмом приветствую Вас, и поздравляю, как деву со Введением в Храм Господень, во святое и всечестнейшее служение Господу Богу. Усердно желаю, и молю избравшаго и призвавшаго Вас в спасительное иноческое жительство Господа Бога, чтоб укрепил Вас в настоящих и в предлежащих трудах и подвигах иноческой жизни, чтобы не точию Ангели Божии радовались о Вас, но и человецы, видя ваши добрыя дела, пользовались и прославляли Господа; а для сего паче всего возлюбите послушанье и смирение Христово, которое не точию всегда будет покоить Вашу душу, но привлечет на Вас особенное благоволение Божие; ибо Бог послушливым и смиренным дает Свою благодать.

Сердечно благодарю Вас за приятное писание Ваше, которое, как Ангельскую весть - еже радуйся - принял я с радостью и со благодарением ко Господу Богу. Радовался я, что Вы вступили во святую обитель в число словесных овечек Христовых; радовался я еще о том, что Вы, как невеста Христова, облечены и украшены иноческими, смиренными, спасительными ризами; но более всего радуюсь тому, что святая обитель представляется Вам не иным чем, как раем; следовательно, и обитающих в сем раю должны признавать Вы за святых Ангелов, или за угодниц Божиих, присно молящихся о преуспеянии Вашем в жизни духовной. Вот сколько доставило мне радости приятное Ваше письмо! Но, живя в сем раю, не должны Вы быть вовсе безпечными; поелику как древле изначала злохитрый змий, диавол, умел обмануть и обольстить перваго человека Адама, и лишить его райскаго наслаждения, так и ныне тот же змий, диавол, яко лев ходит втайне, т. е. уловляет в сеть свою тех, которые скрывают и утаивают свои помыслы и стыдятся об них исповедывать, и показывая им как и Адаму, все в превратном виде, например: и рай не раем, и путеводителей и сообитателей иными против прежняго, и сие не удивительно; ибо диавол и Самаго Бога оклеветал Адаму, что Он завидит ему, кольми паче святых служителей Его и наших наставников и наставниц не трудно ему представлять нам слепым, в превратном виде. Посему, возлюбленное чадо мое, аще хощеши видети дни свои благи и избегнути всех сетей вражиих, явных и тайных, то ничего не скрывай и не утаивай от святой и преподобной матери своей. Сердце твое пред нею, как книга разгнутая, да будет всегда раскрыто; самосмышлению своему не верьте ни в чем; без благословения и одобрения духовной матери своей ничего не начинайте, не точию рукоделия, каковаго и внешняго упражнения, но и самая молитва, т. е. келейное правило, количество поклонов, чтение книг, воздержание, пост, бдение, труды и проч., если не будут разсмотрены, одобрены и благословлены святою материю Вашею, то и Богу не будут приятны. Посему прошу принять искренний совет мой сей за правило на всю свою жизнь, чрез что с помощью Божиею и дни Ваши будут благи, и Бог будет с Вами, Который Ангелом Своим заповесть о Вас сохранити Вас во всех путех, на руках возмут Вас, да не когда преткнеши о камень протыкания ногу твою. Вот Вам и мое желание, поздравление на новом Вашем месте.

20 июня 1844 г.

К содержанию

182. Покой душевный важнее, нежели красота  келлии

Сердечно радуюсь и благодарю Бога, умиротворившаго сердце Ваше, и расположившаго оное на Его святую волю, принимать и приятное и неприятное. Поели чего, уповаю, водворится мир Божий в сердце Вашем; тогда и мрачное узилище - сырая келейка, как светлая и красная палата, будет Вас утешать. Вы посмотрите на своих сотрудниц, сестер о Господе, которые имеют и кельи сухия и светлыя, но когда в душах их не обитает мир Божий, то не более ли они Вас, неимеющих приюта, безпокоятся всегда? А посему вина смущения Вашего не от кельи происходит, а от противника, завидящаго пользу благодушия Вашего. Вот Вы видели, какия у меня светлыя и просторныя кельи, но я охотно бы поменялся на сырой погреб.. . . но воли нет Божией. И так вкупе возложим печаль нашу на Господа, и покоримся Его святой воле. Радуюсь и славлю Бога о том, что и грешния слова произвели доброе впечатление. Кто с верою кого вопрошает и усердно исполняет, тот слушает Господа, по Его удостоверению: слушаяй вас, Мене слушает. Посему и благодарение должно приносить не орудию произнесенных слов, а единственно Господу Богу, Который и чрез грешных иногда возвещает нам волю Свою.

15 июня 1841 г.

Приложенное письмецо Ваше достопочтенной М. Н. вручу, если буду дома, и беседовать с ней не откажусь, когда будут от ней вопросы; а без оных нелегко начинать, по писанному: вопроси отца твоего, и возвестит та, и старцы твоя, и рекут ти. За то с К . говорили мы много и как будто все дельное. А М. Н. ни одного вопроса не сделала мне; почему и я не находил, что ей сказать.

К содержанию

183. Бог видит все, поэтому важно  исповедоваться, не стыдясь

Насчет исповеди Вы справедливо сказали, что стыдливость заклеивает уста... Подобно сему, я в великом посте получил из Т..... письмо от неизвестной мне дамы, которая именем Божиим умоляя меня со слезами простить ей такой грех, который как тяжелый камень лежит у ней на душе несколько лет, и исповедать его никому не может, и боится умереть, и просит разрешить. Что делать, каких, каких искушений с человеком не бывает! Но все это Бог знает! и говорит человеку грешному: глаголи ты первее беззакония твоя; чего ради? да оправдишися; посему во истинну благо есть исповедатися.

26 Апреля 1862 г.

К содержанию

184. Об исповеди и прощении грехов

Весьма болезную я о всех болезнях Ваших, купно и о малодушии Вашем, и о сомнении том, прощены ли те грехи, которые были исповеданы Вами? Для успокоения Вашего пишу Вам в ответ, оставя собственные недуги: 1е , когда духовный отец, по данной ему от Бога власти, сказал Вам: «прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих», эти слова, должно принять так, что языком его произнес оныя Сам Иисус Христос, и в ту же самую минуту разрешение оное подтверждается на небеси Богом Отцем и Святым Духом. Видите сколь милостив Бог к кающимся грешникам! 2е, Сим духовнаго отца словом разрушаются не одни только устно исповеданные грехи, но и неисповеданные по забвению или по неведению; одни только те грехи духовный отец разрешить не может, которые грешник с намерением утаивает от стыда и страха, каковых грехов и Сам Бог не прощает. Ваши же грехи все прощены и разрешены, и хотя бы в свое время случилась Вам и смерть, то с полною верою и надеждою на милосердие Божие о спасении своей души должны мирными в духе своем быть, понеже грехи юности- неведения Вашего не воспомянутся пред Богом; в чем уверяю Вас святым именем Его. Сомнение же Ваше о разрешении грехов своих, есть действие противнаго духа, и весьма опасное, коему отнюдь не должно верить. Хотя бы мы с Вами грехами своими превзошли от века всех грешников, то и в то время отчаиваться не должно в милосердии Божием; ибо Он того ради и Сына Своего Единороднаго послал с небес в мир да спасет грешныя: убо и нас с Вами, премногогрешных, по велицей милости Своей спасет, и наследниками Царствия Своего соделает. 3е, В разсуждении частаго разговора Вашего с помыслами своими, также не должно смущаться Вам и приходить в уныние, ибо помышления таковыя, кажется мне, не больше, как сонная греза. Некоторые люди бредят только ночью в глубоком сне, а мы с Вами грешные часто бредим и на яву.... Врачество на сие одно: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную, и силою Креста Твоего огради моя помышления от суетнаго и душевреднаго парения! и проч.

Благодарю Вас и за второе Ваше письмо, сегодня мною исправно полученное. Посещение Ваше во всякое время приятно мне, поелику всех Вас в Господе люблю от всей души; и хотя нелегко делить с Вами время, но за душевную пользу Вашу облегчаю свое воображенье тем, что я не вреден Вам; с другими же лицами так близко заниматься опасаюсь я по немощи своей и по должности, которая требует свойственнаго ей занятия , а не праздности. Что же касается до желания Вашего приехать к нам на Великой Канон помолиться Богу и вкупе с нами тысячу поклонов положить во храме с молитвою: Помилуй мя Боже, помилуй мя, советую Вам намерение свое отложить до Страстной Недели; но только прошу и тогда пожаловать не для собеседования со мною, а для собеседовании с Богом и разделения вкупе церковной службы, спасительной и важной из всего годичнаго времени. В то время хорошо и поговеть и исповедаться и приобщиться Святых Христовых Таин, вкупе с нами. Собеседование же с Вами о пользе душевной, отложим мы с благодушием до новой, т. е. до Фоминой недели; тогда будет мне посвободнее. Сожалею о кончине О. В. и поминаю его; и если он не исповедался пред духовником, то из сего не должно еще считать человека погибшим, ибо суд Божий нам не известен. Один нищий умер, идучи по дороге; но преп. Евфимий видел душу его несенную к небеси святыми Ангелами; а посему, может быть, и О. В. в час исхода своего успел умилостивить Бога, чего мы грешные видеть не можем. Прошу вспоминать в молитвах своих молящагося о спасении души твоей - благожелательнаго богомольца твоего И. А.

К содержанию

185. На греховные помыслы не ропщите, ибо они — дело невольное

Возлюбленное о Господе чадо мое духовное!

Воскресший Христос да будет посреди нас!

Благодарю Вас от всей души за писания Ваши и за искренность, на которыя и я искренностью моею ответствую Вам, но не могу столько писать, сколько Вы; а сколько могу, столько и напишу.

И, во-первых, усердно желаю, чтобы мир Божий почил в сердце Вашем! От разговоров с помыслами охраняйте себя молитвою Иисусовою, а когда они и возобладают Вами, то не смущайтесь, ибо должно ли негодовать на то, что неприятное грезится нам во сне! Так и помыслы - дело невольное; Господь Вас простит. Более всего смиряйте себя в мысли пред Богом и людьми, чрез что и Царствие Божие узрите внутрь себя, и в то время будет лице Ваше сиять благоговейным спокойствием и приятною улыбкою. Обетов и канонов на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовнаго, с советом котораго один поклон принесет Вам более пользы, нежели тысячу поклонов своечинных, чему верьте без сомнения; ибо я не обманщик Ваш!

При сем прилагаю для прочтения Вашего книгу: Толкование Воскресных Евангелий с беседами, соч. Преосвященнаго Никифора Астраханскаго, которую я прочитывал, от доски до доски, раз до десяти, да столько же, или еще и более, еженедельно слушал чтущих ее в трапезе по Воскресным дням; советую и Вам прочитать ее хоть раз, не всю безпрерывно, а только по одной беседе в неделю.

Когда Бог устроит быть свиданию нашему, тогда попомните прочитать мне последнее письмо мое к Вам; ибо мне сожалительно, что Вы содержание онаго не совсем выразумели, иначе не было бы места унынию в Вас; и когда ныне всяка тварь веселится и радуется, яко воскресе Христос, то нам унывать и смущаться - грешно.

И. А.

За письмом сим, не успел я ныне для праздника быть и у обедни, посему не угодно ли Вам грех сей разделить со мной пополам, т. е пожалеть о сем, но отнюдь не смущаться.

К содержанию

186. Кого любишь — того и бранишь

Вы спрашиваете меня, читаю ли я письма Ваши? Всегда читаю! Но к сожалению, во всех письмах - одно и тоже, т. е. что Вы нетерпеливы, не уступчивы, любите умничать и во все вмешиваться, и чтоб все Вас слушали... Но когда Вы смирением и уступчивостью своею порадуете меня, или прямее сказать, Самого Бога и Ангелов Его? Сделайте милость, поправьте себя, и утешьте меня, чего с нетерпением буду ожидать, как великаго праздника! Но Бога ради не огорчитесь, друг мой, на меня, что так сурово к Вам пишу; ибо Вы некогда просили меня, чтоб я Вас и бранил и наказывал; а я как Филат, такому случаю и рад, чтоб придраться к чему. Впрочем, Бог видит, что я Вам, как чаду духовному, спасения душевнаго всегда желаю, и с любовию о Господе к Вам остаюсь богомольцем Вашим. И. А.

К содержанию

187. Оказывается, своим искренним надо чаще писать письма

Из письма Вашего усмотрел я, сколько причинил я горя Вам молчанием моим. Я прежде воображал, что, если кто кого со всею искренностью и доверенностио крепко возлюбит, то уже не будет там более места ни к подозрению, ни к негодованию; поелику любы ничем не раздражается. Так я думал и об Вас, что Вы, искренно любя меня, благодушно понесете молчание мое, которое, ей, не от пренебрежения к Вам, а от немощей и от недугов происходило, и более от уверенности моей в Вас. Вот я, как Вас, сердечно чту и люблю брата моего Саровскаго отца строителя, к которому одно только письмо пишу в год с надеждою, что он отечески немощи мои понесет, и от души меня извинит. Посему и Вы, почтенная матушка, помилуйте мя, хотя того ради, яко немощен есмь. Когда я поисправлюсь в силах, тогда аккуратнее буду и в уплате долгов своих.

Сердечно жалею о том, что Вы с А. М. не по-прежнему живете. Конечно, старинные друзья, как старое платье при новом не очень нарядно, но должно воображать, что оно прежде покоило нас и грело; потому презирать оных друзей, как старое платье, не должно, дабы и нашей ветхости кто не презрел.

Думал было и еще что-либо пописать Вам, но спешу идти в церковь петь: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

20 Марта 1846 г.

К содержанию

188. За душеполезным знанием не за тридевять земель стремиться должно, но смиренно стараться и в родных краях его получить

Вы пишете, что от Московских отцов такой пользы не находите, какую ощущаете от пустынных. Это может быть потому, что и пророки во отечестве своем от своих ни чести, ни доверия не имеют; а посему не они виновны, а те, которые без веры ищут пользы. Есть люди смиренные, которые от всякаго отца что-нибудь полезное усвоивают: а также есть люди и несмиренные, которые не точию живым, но и отшедшим, то есть, прославленным отцам св. церковию не во всем доверяют. Почему всеусердно Вам желаю искренней подражательнице быть первым, а не вторым; чрез что и на Ваше смирение призрит Господь, так что не точию не нужно будет за пользою идти ни в пустыню, ни в Иерусалим; но и самое Царство Божие не на небеси гор, а на земли низу, то есть смиренные сердцем обретают внутрь себе. Каковое богатое сокровище да сподобит Господь Бог всех нас обрясти благодатию Своею и молитвами Богородицы и всех святых.

8 Декабря 1840 г.

К содержанию

189. О послушании

Два писания Ваши, приятныя мне, и четочки святых трудов Ваших имел удовольствие получить исправно. За все оное приношу Вам усердную благодарность мою. Видя из письма Вашего, что чтение о послушании усладило Вашу душу, сердечно порадовался я. И когда Сам Христос Спаситель наш послушлив был, не на время некое краткое, но до смерти: посему, если и мы с Вами будем всегда послушливы, то будем всегда и счастливы. Но то наше горе, что лютая страсть самолюбия соделала волю нашу железною, то есть, непреклонною к послушанью: часто представляется нам, что мы и умны, и лучше можем видеть других, и проч. Конечно, нельзя не почувствовать грусти, если оставить родных, имение большое, и многия удовольствия мирския ; но неужели легче будет все оное оставить тогда, когда безсловесныя животныя труп наш под великолепным балдахином потащат на кладбище в пищу червям и тлению? Судите Вы о сем сами, а меня простите.

22 Февраля 1850 г.

К содержанию

190. Кто живет в любви, тот живет с Богом

Утешаюсь я теперешнем Вашим житьем-бытьем, поелику и Вы за другими в Царство Небесное взойдете. Поздравляю Вас с постом святым и с приближающимся днем св. Ангела Вашего. Прилагаемую книжицу св. Максима, о Любви, прошу принять, чтоб научиться нам любить друг друга по воле, а не по неволе; ибо кто пребывает в любви, тот в Бозе пребывает, и Бог в том человеке пребывает. А чтоб по воле быть покорною во благое, для сего потрудитесь прочитать св. апостола Павла в послании ко Евреем зачало последнее 335, которое с помощию Божиею вразумит Вас тому, чтоб по воле повиноваться, а не по неволе.

13 Ноября 1850 г.

К содержанию

191. Если не удается переменить обстоятельства, надо менять себя

Вижу из письма Вашего, что Вы от скопившихся искушений готовы хотя бы и совсем удалиться из обители своей, о чем сердечно сожалею я! И когда бы можно было, поделился бы я с Вами спокойствием своим, ибо я по благости Божией живу, как Адам в раю, безпечально! Да если бы и Вы, возлюбленное чадо мое, устроили жизнь свою тако, якоже советует св. Авва Дорофей: хощу тако, якоже будет! тогда все бы было по-Вашему, и не было бы Вам никакой печали. Но вот какое искушение, что я хочу так, а не иначе, как мне хочется, то есть, так, как говорит Царь: воля моя есть непременна быть по сему. От этаго-то и горько делается на душе, что бывает не так, как хочется. Кроме сего, мы с вами, по благости Божией, облечены в Ангельской образ, и потому подобало бы нам и нрав иметь Ангельской не раздражительной и тихой, а в Вас этого нет! Мы с Вами обещались пред св. Евангелием все неприятности переносить и терпеть, а на самом деле и не говори нам никто о терпении; а от сего и бывает нестроение всякаго рода, т. е. безпрерывный ропот, и разные желания: то переход в другия места, или возвратиться в мир на прежнее житье-бытье, или даже и умереть; но все таковыя желания не только безполезныя, но и богопротивныя. Всего бы лучше - себя во всем переменить, тогда и благо бы было и Вам, и мир Божий водворился бы в душе Вашей, чего Вам богомольчески и желаю я.

О том же, когда поехать к нам, на чем ехать, и с кем ехать, вопросите Вы Евангельскую Матерь свою, и  что речет Вам, исполните; тогда и будете покойны Вы. Если я что неудовлетворительно написал Вам ныне, то за сие простите Вы скудоумию моему; а если чего не упомянул, о том при личном свидании переговорим с Вами; в надежде сей и остаюсь благожелательным богомольцем Вашим. Игумен Антоний.

10 июля 1858 г.

К содержанию

192. Своеволие отсекать и одной лишь воле Божией покоряться

Возмогай о благодати Божией!

Прежде всего приношу Вам, возлюбленное чадо мое, сердечное благодаренье за приятное мне уведомление о бывшем светлом торжестве новоселья у преп. Матери А. Если б я предварительно знал о сем, то, кажется, прилетел бы на крыльях к Вам в св. обитель, ибо я праздники люблю. Дай Бог ей в добром здоровье пожить в новой келье и многия лета, и душу свою спасти, и другим быть на пользу.

Равно благодарю Вас попремногу и за прочая письма Ваши, в разные числа писаннныя, которыя все исправно и своевременно были мною получены, и всегда с удовольствием прочитываемы были, кроме о душевных страданиях Ваших, о которых и я душею моею болезную, и прошу Господа Бога, чтобы мрак души Вашей разогнал Он, и спасительным светом Своим озарил ум ваш! Справедливо вы пишете, что без смирения невозможно быть покойной; а смирение  дело не покупное. Оно от Спасителя нашего туне дается. Но Вы приучили себя к тому, чтобы и милость Божию утешением себе иметь только в исполнении своей воли и желаний; а воля Божия исполняется в отсечении своих волей, о чем мы ежедневно и должны просить Матерь Божию, молитвенно взывая к ней: не попускай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога! Положим, если бы воля Ваша и эта совершилась......но и тогда противник придумал бы, чем смутить Вас. А посему благодарите Господа Бога за спасительный Промысл Его, и не ведайте ничего, кроме единой воли Божией, говоря: Отче наш, да будет воля Твоя, а не моя.

17 Ноября 1859 г.

К содержанию

193. В матушке настоятельнице необходимо зреть образ Христов

Читая Ваше письмо, и видя, что душа Ваша наполнена самаго горькаго смущенья, не видя себе ни отрады, ни покою; но ничего не упомянули, какого рода случилось с Вами столь сильное искушение, что не могло перо написать того, что чувствовала Ваша душа? Посему и отвечать на немое обяснение было мне неудобно. Недавно читал я в книге у св. Исаака Сирина, в 36-м слове, где сказано: «не благоволит Бог, чтобы возлюбленные Его покоились в жизни сей, но восхотел, чтобы они пребывали в скорби, в трудах, в скудости, в одиночестве, в болезни, в удалении от сродников, в печальных мыслях и проч. Поелику Господь знает, что живущим в телесном покое невозможно угодить Ему и пребывать в любви Его, и потому воспретил им покой и уславление оным». А если случилось Вам искушение противу Евангельской Матери своей, то и я скажу, что это самое тяжкое искушение, котораго тяжелее не может быть ничего! Но в этом вина - Ваше нетерпение и неискусство в обращении. Когда бы Вы научились в лице Евангельской Матери своей зреть лице Христово, тогда бы Вы благоговели в ней, любили ее и повиновались во всем; а без этого чувствования, Вы бегаете к ней, нисколько не размыслив, вовремя ли идете? Не почивает ли матушка? Не молится ли? Не читает ли? Не занимается ли каким нужным обительским делом? И если матушка скажет Вам: приди, душенька, после, мне теперь никогда с тобою говорить? - Вы нахмурившись уходите недовольными в свою келью, в которой беретесь за перо и бумагу, и пишете страницы две или три объяснений разных, в ропотном духе и в недовольном, на разныя разности, и просите матушку все это прочитать и успокоить Вас. Каковое объяснение Ваше похоже на дерзость, а не на смирение Христово; и если оно будет всегда продолжаться так, то душа Ваша никогда покойна быть не может, и Вы живя в тихом пристанище, как будто среди пучины морской, будете обуреваться всегда и захлебываться от слез. От чего да сохранит Вас Господь Бог, и да поможет Вам положити начало благое. А наипаче всего даруй Вам, Господи, усердное тщание к приобретению истиннаго смирения, которое бывает не на словах, а в сердце; и приобретается оно непрестанным памятованием своих прегрешений и недостоинства, - и ни во что не вмешиваться. По слову св. Исаака Сирина: «что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели необходимо, которое и без добрых дел представить Богу, а без него и все дела наши напрасны. В смиренном человеке никогда не бывает поспешности, торопливости, легкомыслия и смущения, но во всякое время пребывает он в тишине и в покое». А посему, если хощеши видети дни свои благи, то возлюби святое смирение от всей твоей души, и почиеши о Господе.

6 Сентября 1855 г.

К содержанию

194. Поздравление с возведением монастыря на степень первоклассных

Приношу Вам заочное поздравленю мое с светлым торжеством, нынешним праздником Покрова Божией Матери, которое даруй Боже Вам радостным и благоговеющим сердцем праздновать всегда, и добрым жительством своим прославлять Господа Бога и Его Пречистую Богоматерь! Сей святый и незабвенно-радостный праздник Покрова Божией Матери в прошедшем годе мы светло и радостно праздновали в св. обители Вашей; ибо якоже кокош скликает и собирает птенцы свои под крыле свои, тако Премилосердая Мати Божия, в числе прочих, и меня недостойнаго удостоила призвания на праздник Покрова Своего в св. обитель Свою; так что воспоминание о сем и ныне веселит сердце мое, как сказано во псалмех: и останок помышлений празднует Ти!

После сего, еще принесу Вам поздравление мое с другим тоже великим торжеством, т. е. возведением общежития Вашего на степень первоклассных монастырей Российской Иерархии, а матушки В... -  посвящением в великой сан всечестнейшаго Игуменства. Теперь она по благости Божией и за св. молитвы Матери Божией, и угодника Их преп. отца Зосимы, облечена с Высоты силою! Посему возлюбленныя о Христе Иисусе сестры, повинуйтесь богоизбранной начальнице Вашей - высокопреподобнейшей Госпоже Игумении В... и покоряйтесь! Ибо Она, как пастырь Ваш добрый, торжественно дала обет о душах ваших бдеть, и за каждую из вас отвечать пред Богом; посему и повиновенье свое должны вы, по слову св. апостола Павла, с радостью оказывать Ей, а не с воздыханием: ибо все из вас послушливыя и смиренныя найдут себе в лице Ея Матерь заботливую о пользе вашей и спокойствии; одни только горделивыя и непокорныя, может быть, увидят в жезле или в посохе ея страх себе, и обличение, и отлучение; почему и не должно доводить себя до того. Вот Вам, матушка моя, и поздравление, и благоделание; а кому будет это не по душе, у тех смиренно прощения я прошу, ибо для некоторых и Христово слово казалось жестоко; аз же есмь червь, а не человек.

За сим испрашиваю на Вас благословение Божие , и остаюсь навсегда недостойный Игумен Антоний.

1 Октября 1856 г.

К содержанию

195. Поздравление с возведением монастыря на степень первоклассных

Приношу Вам благодарность мою за соболезнование Ваше о болезни моей; и вот по молитвам Вашим, и по великому милосердию Своему даровал мне Господь Бог облегчение, так что я могу и писать. Даруй Господи и Вам получить отраду и облегчение от всех недугов своих душевных и телесных, о чем и умоляю я благость Божию во всякое время.

Просите Вы меня сказать Вам: в чем состоит путь спасенья? На сие Сам Христос ответствует Вам, говоря: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе!» Это означает не то, чтобы отказаться от родительскаго наследства, но отказаться или отречься от своей воли, и от своего разума; т. е. если М. Н. не одобряет Вашего общения с С. П., то должно принять Вам оное за волю Божию, хотя П. и превосходнее Вас по уму и жизни, памятуя твердо то, что наше спасенье с Вами состоит только в святом и безответном послушании во всем. Так и Вы, возлюбленная моя, ради Христа повинуйтесь во всем наставникам и наставницам Вашим и покаряйтеся, ибо тия бдят о спасении души Вашей.

За сим поздравляю Вас с грядущим постом святым, который желаю Вам совершить богоприятно, а потом даруй Вам Господи и радостным Воскресением душевно утешиться, и быть навсегда здравою и благодушною, чего желает Вам усердный богомолец Ваш недостойный Игумен Антоний.

К содержанию

196. «Святые старцы говорят, что полезнее переменить себя, а не обитель»

Во-первых, чрез ее скудное писание долгом поставляю принесть Вам мою чувствительную благодарность за оказанную мне страннику благоприязнь и упокоение.

После сего позвольте Вам сообщить и о том, что я заметил у Вас, а именно: немирствие Вашего духа происходит совсем не от сырой келейки, а от накопившихся грехов, как и св. Давид говорит: несть мира в костех моих от лица грех моих. А второе самое главное, когда бы мы, по слову Христову, были кротки и смиренны сердцем, тогда б обрели и покой душам нашим; не правда ли? Слава Богу, келейка Ваша такая, какой и праведный Лазарь, лежащий за вратами, у себя не имел. Посему должно Вам от души благодарить Бога, что Он Вам не по грехом Вашим воздает. Еще заметил я в Вас и в других немирствие к Госпоже Игумении своей. И сие немирствие также неправильное; ибо несть власть, аще не от Бога, т. е. как благих, так и строптивых начальников Бог определяет к нам, первых ко утешению, а вторых - к сокрушению и смирению нашему. Почему св. апостол Петр и советует повиноваться владыкам, не точию благим и кротким, но и строптивым, сие бо, говорит, есть угодно пред Богом. С нашей стороны потребно искусство, чтоб, сошедшись где вкупе, не иметь предосудительной беседы о недостатках начальствующих; ибо дурное сердце обыкновенно дурное и мечтает, дурное и вещает, как и св. Лествичник говорит: «Бог очи искусных послушников при недостатках начальствующих потемняет, а при добродетелях просвещает». А диавол напротив сего поступает: он глаза неискусных послушников при добродетелях начальниковых ослепляет, так что они ничего добраго в них не видят, а при недостатках и погрешностях их светлыми делает, так что никакая порошинка не укроется. Посему, о добрая мати, блюди сердце твое от немирствия и осуждения, да не удалится от тебя благодать Божия. Что нам до чужих грехов, когда сами по уши в бездне греховной. Будем отселе молиться и просить Бога: положи Господи, хранение устом моим. Не уклони, Господи, сердце мое в словеса лукавствуя. Господи, отврати очи мои, еже не видети погрешностей в начальнице моей! Господи, даруй мне зрети моя прегрешения!

31 Августа 1841 г.

Дражайшей благодетельнице М. Н. прошу засвидетельствовать высокопочитание мое и доложить ей, что одна странница земная сказывала об ней, что она намеревается переместиться в другую обитель; но не знаю, правда ли это? Святые старцы говорят, что полезнее переменить себя, а не обитель; ибо и Н. Ваш монастырь стоит на Господней земле и под покровом Божией Матери. Чего же еще больше искать?

К содержанию

197. Слово Игумении — закон для инокини, ибо в нем воля Божия

Сердечно соболезную о всех прискорбиях Ваших, и молю Господа Бога, чтобы даровал Вам крепость благодушно переносить все находящее; и когда будет у Вас дух бодр, тогда и в немощной плоти явится сила Божия. Жалею о кончине сестрицы, и о упокоении души ея со святыми будем мы вкупе молить Господа Бога. Если Вы на поминовение ея прислали деньги собственно свои, то это напрасно; мы помянули бы ее и туне, взамен Ваших трудов, для обители моей подъемлемых. О мачехе своей много не скорбите; если скончается, пропоем тогда ей вечная память; а об сиротах оставшихся Господь Бог попечется лучше нашего; посему и печалиться прежде времени не должно. Лучше всего позаботимся о собственной душе, как бы нам ее спасти. В наших мужеских монастырях у братии весь ропот и вся скорбь, и все негодование - против настоятеля, и любимые у братии разговоры точию судить и осуждать настоятеля, и говорить иногда об нем то, чего вовсе и нет. Думаю я, тот же нечистый дух обезпокоивает и живущих в обителях ангельских, и тоже самое заставляет об настоятельницах мыслить и говорить, что и у нас. Ты же, смиренная мати, аще хощеши дни свои видети благи, то удержи язык свой от сего зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Посему от осуждения Госпожи Игумении своей, как от блуда, отскочи, да не осквернится душа твоя, или прямее, как от огня отбегни. И какою ее желаете иметь к себе, такою и Вы оказывайте себя к ней; и после такой перемены Вы увидите в душе своей свет Христов. На счет желания Вашего побывать на родине, можно с благословения Госпожи Игумении; но проситесь у ней не больше, как на один месяц. Ибо, как рыба, выскочившая из воды, не много надышет, тако и инокиня, изшедшая из обители, если долго прошатается, то может умереть, аще и не телом.

За сим усердно желаю, чтобы мир Божий водворился в сердце твоем, и чтобы Господь Ангелом Своим заповедал о тебе сохранити тя во всех путех.

15 Июня 1843 г.

Если Госпоже Игумении Вашей не известит Бог благословить Вас в путешествие, то Вы не извольте и усиливаться; поелику где нет согласия настоятельницы, там и воли Божией нет. Если же вынудить согласие, то за своеволие неизбежно последует искушение, от котораго да сохранить Вас Господь.

К содержанию

198. В поведении на службе прежде всего бери пример с настоятеля, а не со старцев

Вы, бывши в Оптине, делали замечание, когда и сколько кладу я поклонов во время церковной службы, и стараетесь усвоить оное и себе; но не знаю, правильно ли Вы так поступаете? Ибо я в частую стою без внимания, т. е. где должно класть поклоны, забываю, а где не должно полагаю; а иногда, чтобы избавиться от дремоты, молюсь и с поклонами. Если каждая сестра в обители будет по примеру своего старца поступать, то сделается безпорядок во храме; во избежание сего и указано в уставе взирать на Настоятеля или на Еклесиарха, т. е. на уставщика, и всем полагать поклоны единообразно. Я по немощи и болезни своей во время каждой службы принимаюсь садиться раз до десяти; а некоторые молодые и неискусные послушники, видя это, тоже делают, думая, что и им должно садиться и дремать по моему; а посему да вразумит Вас Господь Бог чрез матушку Вашу настоятельницу.

А на вопросы Ваши об уставе, отвечал я Н. Н. и просил ее передать Вам об оном, если только не забудет она, ибо на замечание мое и она стала безпамятна. Посему пришли мне теперь на память детские уроки из прописей, которые твердил я и писывал так: «Аще кто хощет много знати, тому подобает мало спати, рано вставати, и на помощь Бога призывати». А ты друг мой, очень нежишься, и любишь более определеннаго тебе поспать, от чего и то перезабудешь, что прежде знала, как и св. Давид подтверждает, говоря: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша богатства в руках своих. Более сего не знаю, что Вам сказать, и потому простите мне. За сим нижайше кланяюсь Вам. Приснослабый и недостойный Игумен Антоний.

18 июля 1855 г.

К содержанию

199. Для духовного наставника наибольшая радость — когда чада живут в послушании

Прочитывая приятныя письма Ваши, радовался я и благодарил Господа Бога, что Он Вам, людям Своим, крепость свою дал, и благословил Вас - человека Своего, миром, т. е. спокойствием душевным, и радостью духовною. Истинно любит Вас Господь Бог, и как новорожденнаго младенца на обятьях Своих носит, питая и утешая Вас, вместо млека, благодатию. Таковую особенную милость Божию к Вам должно относить или причитать не своим каковым-либо заслугам, но святым молитвам преподобнаго отца нашего Зосимы, и живущим во святой обители его преподобным матерям и сестрам о Господе, и признательность свою из глубины души изливать пред Богом, говоря всегда словами св. Давида: Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его!

Истину Вам говорю; сердечно радуюсь я о Вашем чудотворном исцелении, радуюсь о Вашей радости, радуюсь о Вашем послушании, радуюсь о Ваших трудах в кухне и о печении хлебов, радуюсь о всех благих и смиренномудрых упражнениях или воображениях Ваших более, нежели о собственных, считая все оное как бы своим.

Сердечно благодарю Вас за присланный хлеб Ваших трудов, который от обители Вашей принял я, как благословение Божие, и разделил оный всем по частичке, в том числе и случившимся у меня гостям, в храмовой у нас праздник 9 Октября. Господь Бог да благословит сие святое послушание Ваше! Я живу в монастыре 30-й год; щи варивал на братию, а хлебов печь не научился; Вы по этой части превзошли меня.

У всех о Господе сестер Ваших, и у Вас смиренно прошу молитв святых ко Господу о мне, в нерадении пребывающем, и остаюсь навсегда к Вам и ко всем с истинным высокопочитанием моим и любовию о Господе Вашим благожелательным богомольцем немощный и многогрешный И. Антоний.

11 Октября 1844 г.

К содержанию

200. Желающий попасть в Царство Небесное да несет крест свой без ропота и в смирении

Возлюбленное о Господе чадо мое духовное! Возверзи печаль твою на Господа и будь терпелива!

Хотя очень болен ныне я, но по желанию Вашему - для умиротворенья души Вашей - пишу в ответ Вам Христово Слово: Почто смущени есте? Почто помышлении злая входят в сердце твое? Зачем мыслить так, что в С. покойные бы могли быть Вы? Это значит - возложить руку свою на рало и зреть вспять, и не быть в Царстве Небесном, от чего сохрани тебя Господи! Но аще хощеши видети дни свои благи, то будь овечкою Христовою, о которой сказано: ни преречет, ни возопиет! В обители святой, всякое дело свято, всякое послушание, а наипаче клиросное, есть свято, почему и должно оное исполнять благопокорно, и тогда будет оно казаться легким. А если между поющими бывают ссоры и празднословие почти безпрерывное, то это и кроме клироса может быть, и даже в себе самих. Если заглянешь в свое сердце, то увидишь настоящий толкучий рынок: сколько перебывает в нем различных помыслов, и наиболее пустых. Посему гораздо полезнее зреть Вам свои согрешения, а не других. Между тем, посудите Вы сами, можно ли без труда и многих огорчений взойти в Царство Небесное? И если все святые несли свои кресты, да и Сам Спаситель наш был распят на кресте, то и мы должны взирая на них распинать плоть свою со страстьми и похотьми; а иначе, лежачи и покоясь, по всему как бы не свалиться в преисподнюю. Когда Вы при помощи Божией решитесь ни от какого назначения не отказываться, тогда ничего не будет чрез меру казаться Вам тяжким, ибо за готовность Вашу к св. послушанию, Сам Бог будет облегчать оное Вам, поелику послушливых весьма Он любит, и место почетное им за послушанье даст в Небесном Царствии - одесную Единороднаго Сына Своего! Посему советую Вам не малодушествовать, а благодушествовать. И я многогрешный чего во время послушничества своего не претерпел! Но не столько было трудно быть послушником, сколько настоятелем; но было и то и другое трудно, да и прошло; а теперь должно бы покоиться мне, но Господь благоволил пожаловать мне болезни неисцельныя, чтобы я до конца жизни своей находился в вих, а это того ради чтоб спасти меня, ибо Он изволил сказать: претерпевый до конца, той спасен будет! А что П. Р. иною показывается Вам чем прежде, то сие должно относить не к ней, а к своим грехам; ибо если б мы по слову преподобнаго Аввы Дорофея достойны были быть в покое, то Господь Бог известил бы и Сарацинскому сердцу сотворить с нами милость. Будем лучше учиться себя мысленно за все укорять и осуждать, а не других; ибо-чем смиреннее, тем прибыльнее: смиренных бо любит Бог, и благодать Свою на них изливает.

А в заключении сего, и паки тоже Вам скажу, что и в начале сего, т. е. возверзи, возлюбленная, печаль свою на Господа Бога, Который не оставит тебя без помощи и утешения, ибо Он по велицей милости Своей к нам Сам призывает к Себе всех, говоря: Приидите ко мне все труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы.

К содержанию

201. Учиться церковному уставу — благое дело

Приятно то, что Вы с благословения матушки начали учиться церковному уставу. Да поможет Вам Господь Бог и этому научиться уставу, чтобы ничего по своей воле не делать, и своему самосмышлению не доверять; и когда сему выучитесь, тогда будете совершенною уставщицею.

К содержанию

202. О пользе простонародной медицины

Теперешнее послушание Ваше лечить больных есть послушание самое святое и душеспасительное; но и оное, во избежание ропота от больных и негодования от настоятельницы, должно проходить весьма осмотрительно, т. е. лечить больных должно средствами простыми, а не аптекарскими медикаментами. Например: утром советовать больным вместо чаю пить натощак холодной воды стакана по два; от поноса кушать ржаные сухари с водою; от запора употреблять рябину; а от удушья пить покрепче полынь; и прочие недуги подобными же средствами

можно лечить с успехом; так что и больные все скоро выздоровеют, и начальницы будут довольны тем, что лечение Ваше не многоиждивительно, и Вам за все оное будет честь и слава.

2 июня 1853 г.

К содержанию

203. Отрадно наблюдать, как чадо возрастает духовно

В день Ангела Вашего я многогрешный молитвенно Вас воспоминал и мысленно поздравлял, а теперь приношу поздравление мое Вам и письменно чрез Сии скудные строки, с усерднейшим желанием моим Вам милости Божией, душевнаго мира, здравия и спасения, и благодушнаго терпения в находящих скорбях. Что делать, хотя и не легко терпеть, да полезно, ибо и нехотя должны смиряться мы. Когда бы Вы были любимою сестрою, тогда может быть и от Вас терпели бы другие, как Вы теперь терпите напраслины, т. е. терпение это будет Вам не в наклад, а в прибыль.

Святый парамант Ваших трудов я возложил на себя, который и буду носить целый год, а потом возвращу его к Вам; а прежний мой дан уже, или обещан другим, так как теперь у меня все на откупу; а посему, кто прежде меня об чем попросит, того я и удовлетворяю; а иным и вовсе отказываю, как придется.

Сожалею я, возлюбленное чадо мое, о Ваших болезнях, для которых не лишнее бы было некоторую ослабу иметь и покой, доколе укрепились бы несколько Ваши силы; но когда заставляют трудиться, то это лучше, ибо претерпевый до конца, той спасен будет! А между тем Вы можете пред Богом в молитве своей сказать: Виждь, Господи, смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя.

Видя, что Вы теперь находитесь в С. у добрых родных своих и лечитесь, и лечение в пользу служит Вам, сердечно радуюсь я, и благодарю Бога; а также порадовался я и о том, что Вы просите меня помолиться о Вас, чтобы видеть Вам всегда свои согрешения, а не чужия ; и когда усвоите это Вы себе, то будете покойны в духе, и жребий Ваш будет со святыми. Помолитесь Вы и о мне, чтобы не быть мне горьким и кривосудным судиею чужих грехов, имеющи бревна в своих очах?. . . .

К содержанию

204. Лучшее средство в скорбях — молитва и терпение

Боголювивая и преподобная во инокинях М. М.

Возмогай о благодати Божией, и будь здрава на многая лета!

Слышал я, что Вы опять захворали, о чем сердечно сожалею я, и прошу Господа Бога укрепить силы Ваши и возвратить Вам здравие. А также слышал я и о том, что Вы проводите жизнь свою не без скорбей, и не без искушений, о чем хотя и сожалею я, но нисколько не удивляюсь тому, ибо мы живем с Вами в юдоли плачевной, то и нельзя обойтиться без горя; а когда Бог сподобит нас с Вами переселить из земной в небесныя обители, тогда не будем чувствовать ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но безконечной покой и утешение!

До того времени потерпим матушка не много еще; ибо здешним скорбям будет конец!

Также не скорбите и о том, что М. не придумала сделать для Вас в своей новой келье спокойный приют, но считайте это за милость Божию к Вам, ибо Вы всех трудностей при казначейских келлиях не могли бы вынести; да и впредь Вам советую не искать исполнения своей воли, но Божией воли предаваться во всем, это будет гораздо ближе к душевному спокойствию Вашему. О том же, что Вы перешли без противоречия в другую келлию, Вам назначенную, сердечно порадовался я, и благодарил Бога, вразумившаго Вас на сие. Усердно желаю Вам и впредь похожей быть на овечку Христову, о кротком характере которой во св. Евангелии сказано: не преречет, не возопиет. А которые козлиный характер имеют, те ничем не довольны, за все ропщут, кричат и бодаются!...

О трудных обстоятельствах родных Ваших не слишком скорбите, а лучше молитесь о них, и сие доставит и им и Вам успокоение в духе. А скорбь Вашего братца с супругою о смерти младенца, скорбь неблагоразумная, ибо Господь, любя детей к Себе берет, где им лучше, нежели у отца с матерью!..

К содержанию

205. Самоукорение — начало доброму в человеке

Многоболезненная страдалица Христова, возлюбленная мать Д.

Да возрадуется душа твоя о Господе!

Видя из писем Ваших описуемый Вами холодный прием Вам, и горькое теперешнее житье-бытье, и того ради многие безотрадный слезы, текущая из очей ваших: хотя по чувству любви моей к Вам сердечно и пожалел я о случившемся с Вами, но не столько сожалею о слезах, сколько о малодушии и нетерпении Вашем. Если бы Вы плакали о том, что своими необдуманными поступками довели многих до негодования на Вас, а некоторых до холодности и выговоров, тогда слезы Ваши имели бы некоторую цену пред Богом, а теперь никакой, - как знак нетерпеливости и малодушия. Св. Нил Постник говорит: начало спасения человеку самаго себя обвинение, а не других. Вы, как слепые, сбились с пути, на который не иначе можно попасть, как отбросить все свое самосмышление, и считать себя скудоумною и грешною; и Бог, видя таковое смиренье, возвратит спокойствие душе твоей и возвеселит сердце твое радостью о спасении, чего от души желаю я тебе.

За сим испрашиваю на Вас благословение Божие, и на все добрыя начинания помощи Его и вразумления; и остаюсь навсегда с любовию моею к Вам, и благодарением за все доброе, богомольцем Вашим - И. А.

К содержанию

206. Пятнадцать советов духовной дочери

Новой послушнице Христовой – на вопросы вся ответы.

1. Унынию и лености в плен себя не отдавать, но молитвою краткою: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную", - оныя отражать.

2. Должно в лице настоятельницы своей зреть лице Божие, и к оной иметь преданность и всю доверенность; и если она сама разскажет все слабости Ваши другим, или Вам прикажет, то за ею самое спасет Вас Господь Бог.

3. Гордость любит иметь преимущество пред всеми, а смиренье ни с кем себя не сравнивает, считая себя хуже всех.

4. Отдавая всю себя Богу, не должно беспокоиться о тряпицах, и к оным привязывать свое сердце.

5. В трапезу должно ходить всегда, кроме немощи, а во время оной можно с благословением покушать и в келье своей.

6. (О обхождении с сестрами) - с уважением к ним и любовно о Господе, соблюдая себя от празднословия и кощунства.

7. (О укоризнах) Все это может случиться, но не должно раздражаться, показывая себя худо слышащую укоризны их.

8. Для горделивых укорение - нож острый; а для смиренных - находка богатая.

9. (О неполезных разговорах) Должно по примеру св. Давида поступать: Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзает уст.

10. Един Бог действует во всех духовниках, и в старицах; и по мере веры своей к ним, такие и ответы услышите от них.

11. Что случится не по Вашему, в том и ощутительная польза для души Вашей будет.

12. В таких случаях должно говорить: благо мне Господи, яко смирил мя еси горделивую и грешную.

13. (О соживущей) с искреннею любовно будьте к ней, не как к старшей, но как к матери родной, и что она не одобрит Вам, того и не делайте.

14. Все свое за святое послушанье должно оставлять без смущения, ибо святое послушание выше своего правила, и больше есть поста и молитвы.

15. Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, то уготови душу твою во искушение, памятуя Апостолово слово: а иже Христовы суть, те плоть свою распяша со страстьми и похотьми, и тако:

Спасайся о Господе, и о мне грешном воспоминай в молитвах своих пред Богом.

К содержанию

207. Главное — помнить, что все искушения терпишь для Господа

Послушнице Христовой н. н. для всегдашнего памятования.

Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно; при нем все неприятности утихают, беси изчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи! даждь ми терпение, великодушие и кротость! Господи! даждь ми зрети моя согрешения и никого не осуждати! - сему еще полезно, почаще прочитывать 20-е слово св. Исаака Сирина, которое облегчает чтущаго от малодушия.

К содержанию