Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Все­ми ме­ра­ми ста­рай­ся стя­жа­вать про­ти­во­по­лож­ное гор­дос­ти – сми­ре­ние, и как оное при­об­ре­та­ет­ся, учись в кни­гах свя­тых от­цев: всег­даш­нее са­мо­у­ко­ре­ние – ближ­ний к оно­му путь.

преп. Макарий

Не­об­хо­ди­мо сми­рять­ся. Без сми­ре­ния доб­ро­де­тель, и во­об­ще нич­то, не при­не­сет ни­ка­кой поль­зы.

преп. Варсонофий

Две доб­ро­де­те­ли – лю­бовь и сми­ре­ние – так обус­лав­ли­ва­ют од­на дру­гую, рав­но как теп­ло­та и свет.

преп. Варсонофий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

260. Любовь надо выражать молитвою и послушанием, а не поцелуями. Старайся ни о ком не говорить неодобрительно. Если ради гостей нарушишь воздержание, то не смущайся, а приноси покаяние

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения желаю тебе. Получил от тебя четыре письма. Господь да простит твои согрешения: леность, нерадение, упущение, охлаждение, невоздержание, – и даст тебе усердие ко спасению, и горячность, и покаяние, и мир душевный. В трудах по обители да поможет тебе Господь и укрепит твои силы. Молись, и во всем проси у Господа помощи, и понемногу понуждай себя, помня слово Господне: нудится Царство Небесное [1].

Получил и 3 р. Болящую вашу матушку игумению Евгению да помилует Господь, и избавит от болезни, и укрепит ея здоровье. Горицкой монахине картошку послал.

Пишешь, что когда в тебе холодность, то холодность замечаешь и в сестрах, к тебе обращающихся. – Все может быть, ибо человек от сокровища своего износит [2]. Вот и надо молиться Господу, чтобы усердие и молитву всегда иметь. А когда чувст­ву­ешь сего недостаток, то смирением и покаянием добавляй. Нежныя чувства, может быть, и негреховныя были, но предаваться им никогда не надо. Надо любовь молитвою выражать и послушанием, а не поцелуями.

О. Михаила осуждать не надо, но поговорить бы ему надо, чтобы Матушку не чернил в своих проповедях, а то чрез это подрывает к ней доверие в сестрах, и это очень нехорошо.

Если вам Владыка назначил духовника, то можно бы его требовать в посты.

Старайся ни о ком не говорить неодобрительно другим – это лучше всего.

Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние.

Здоровье мое все в одном положении, занимаюсь немного, но из келлии не выхожу. О. Зосима благодарит за поклон и тебе кланяется усердно.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

20 августа 1910 г.

261. Письмо келейника Старца

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Боголюбивейшая матушка Магдалина! Спасайся о Господе! [3]

Письмо ваше получил 22-го августа и передал Батюшке, но Батюшка еще не успел его прочитать, а мне сейчас свободно, поэтому мне Батюшка благословил написать паки (кое-что другое). Здоровье Батюшки милостию Божиею пока слава Богу; хотя и слабенькой, по силе своей посетителей все принимает. Затем просил на тебя и на всех сестер ваших у Батюшки св. благословение и св. молитв, и в это время Батюшка из своих ручек дал брошюрочку и сказал: "Вот на, это пошли им», – которую и предлагаю в сем письме (это писал до обеда).

А во время отдыха Батюшки, прочитавши ваше письмо, и сам написал вам записочку, и передавая ее мне, сказал: "Ну вот еще записочку эту пошли", – и больше ничего, которая и написана карандашиком. От 22-го июля послано было вам письмо, получили вы его или нет? От души желаю вам милости Божией. Простите меня, грешнаго, прошу ваших св. молитв. Помилуй Вас.

О Господе недостойный

м. Зосима.

22 августа 1910 г.

262. Сколько следует спать. Пятисотница – это долг монаха перед Богом. Св. Отцы порицают спиритизм и запрещают ему следовать

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией тебе желаю и душевнаго спасения. Долгописанное письмо твое получил. В описанных тобою согрешениях и упущениях да простит Господь и дарует тебе искреннее покаяние в грехах, усердие к исправлению и мир душевный. Унывать не надо, но больше смиряться и зазирать себя. Но надо и понуждаться, а то по 10 часов спать и без особой болезности – неприлично. Св. Отцы по 4 спали, нам по 6 велели, а по 10 – нигде не сказано. Также и пятисотницу не велят оставлять, как бы занят не был монах, – это долг перед Богом. Не молясь же Богу ложиться – это по-мирскому. Но с покаянием приходящих Господь не отвергает, но милостиво приемлет, грехи прощает и в первом чине устрояет. Господь да помилует и простит. Больше старайся смиряться. Смирение все недостатки покрывает и согрешения прощает.

Учение о спиритизме порицается св. Отцами, и запрещается следовать сему. Удивительно, как это православный священник сие не знает. Очень немудрено с этими учениями заблудиться. Лучше всего не слушать их и не знать, и сестер предостерегать. Посылаю тебе книги наших Старцев. Прочти со вниманием. Они, кажется, не советовали к подобным учениям прибегать.

Келейницам твоим посылаю благословение. О. Зосима кланяется, благодарит за память и просит молитв твоих.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

30 октября 1910 г.

263. Молитву надо творить с покаянием и в уме ничего не представлять. От гордых помыслов ограждаются смиренными мыслями. Не надо бояться клеветы

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией желаю тебе и душевнаго спасения. Получил от тебя 3 письма и 10 р. за книги и на поминовение Алексия и монахини Анны.

За поздравление с праздником Введения во храм спаси Господи, а тебя поздравляю с приближающимся великим праздником Рождества Христова, который и желаю тебе встретить в радости о Господе Спасителе.

В прегрешениях твоих да простит тебя Господь, и в лености, и в нерадении, и поможет тебе с усердием служить Ему. Хорошо и плохо – это непременно должно быть, надо при опущении покаяние приносить, смиряться и понуждать себя.

Пишешь о сердце. Если не понимаешь, то и не надо понимать, а молись, как молишься. Св. Отцы запрещают искать сердечнаго места, а советуют молитву творить со вниманием, с чувством покаяния о грехах своих. И такая молитва есть правильная. И в уме представлять ничего не надо, а если что представляешь, то не обращать на сие ни малейшаго внимания. От гордых помыслов ограждайся смиренными мыслями.

Болящую инокиню Анну да избавит Господь от болезни. Пусть Богу молится и Царице Небесной и просит у Нея помощи. Надо непременно поговеть, получше поисповедоваться в грехах и приобщиться Св. Таин. Может быть, и от врага это к тому, чтобы смирялась больше да к Богу прибегала.

Пантелеимона и Елену Господь да благословит и соединит их союзом брака.

Что на Матушку посердилась в свой праздник, то Бог простит. Терпения надо просить у Господа и кротости, а то сама во всем неисправна, а Матушку судишь.

Клеветы много бояться нечего. Пусть клевещут, что хотят. Хорошо, что нечего в правду сказать. Не надо только обиды держать на обидящих. Этой келейнице прямо говори, чтобы она на других не врала Матушке. А если не исправится, то надо сказать Матушке как-нибудь сторонкой, чтобы она не слишком доверяла ей.

М. Евстолии, Варваре Владимировне и Паше, келейнице твоей Елизавете посылаю благословение и желаю им помощи Божией. О. Зосима благодарит за поклон.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

14 декабря 1910 г.

264. Поздравление с Рождеством Христовым

Мать Магдалина!

Вот милосердием Божиим и еще сподобились встретить Рождество Христово, с которым и поздравляю Вас, которое даруй Господи Вам радостным и благоговейным сердцем встретить и проводить, а потом и Новый год во обновлении духа начать и провождать во благочестии и чистоте.

Затем призываю на Вас мир и благословение Божие.

Декабрь 1910 г.

265. Против лености и самолюбия надо вооружаться добродетелями, противоположными им

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией желаю тебе и душевнаго мира и спасения. Письмо твое и 2 рубля получил, и новопреставленную Софию поминаем. Господь да упокоит душу ея в Царстве Небесном и вас, скорбящих о ней, да утешит Своею милостию.

За поздравление с постом спаси Господи. Помоги Господи тебе окончить его в мирном устроении и с чувством покаяния и в радости встретить светлый праздник.

В прегрешениях да простит тебя Господь и поможет тебе утвердиться в добрых навыках. Пишешь, что леность и самолюбие главныя в тебе страсти, то и вооружайся больше против них добродетелями, соответствующими им. Да Бога на помощь призывай. Можно и поподробнее писать о своих случаях, если можешь припомнить.

Келейницу твою на добродетель да наставит Господь и укрепит в ней. А то браниться и злиться – нехорошо. Надо останавливать от этого.

О. Зосима поклон передал, благодарит за память.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

23 марта 1911 г.

266. Помыслам высокоумия противопоставляй помыслы смиренномудрия. Вся наша земная жизнь должна проходить в борьбе со злом

Матушка Магдалина!

Спрашиваешь, как сделать, чтобы считать себя за ничто. Помыслы высокоумия приходят, и нельзя, чтобы они не приходили. Но должно им противоборствовать помыслами смиренномудрия, как ты и делаешь, припоминая свои грехи и разные недостатки. Так и впредь поступай. И помни всегда, что и вся наша земная жизнь должна проходить в борьбе со злом. Кроме разсматривания своих недостатков, можешь еще и так смиренномудрствовать: „Ничего добраго моего у меня нет, и никаких своих преимуществ я не имею. Тело у меня не мое, оно сотворено Богом во чреве матернем. Душа дана мне от Господа. Потому и все способности душевныя и телесныя суть дары Божии. А моя собственность – только одни мои безчисленные грехи, которыми я ежедневно прогневляла и прогневляю милосердие Господа. Чем же мне после этого тщеславиться и гордиться? – Нечем». И при таких размышлениях молитвенно проси помилования от Господа. Во всех же греховных поползновениях одно врачевство – искреннее покаяние и смирение.

[Без даты]

267. Советы относительно монашескаго жительства

<...> Келейныя во всем должны слушать своих стариц, если же оне заставляют делать не позволенное м. Игуменией, тогда не следует. Если какая старице крайность, то пусть спросят, нельзя ли как переменить.

Бедным сестрам хорошо помогать, но тайно. А уж если не умеешь сделать тайно, и не надо. Давай только тогда, когда попросят, и больным. Больным даже обязательно.

Письма к Л. можешь сохранить у себя и пользоваться ими на пользу других. В случае же смерти все передай в Оптину.

С мирскими обращаться по усмотрению, когда как требует дело. Если необходимо, можно и поговорить, но лучше держаться молчания.

Келейную учить всему доброму и молитве необходимо. Если она неграмотная, пусть проходит вместо вечерних и утренних молитв 300 молитв Иисусовых, как сказано в Псалтири для неграмотных. <...>

Для приучения себя не разсеиваться во время службы, перебирать четки с молитвой по счету, сколько четок в какую службу.

Смущена, когда в чем согрешишь, – не думать, как, где да от чего, а скорее с покаянием и самоукорением – ко Господу. Как можно, бегать осуждения ближних.

Когда случится искушение во сне, прочитай три раза 50-й псалом и положи 50 земных поклонов. И уже не смущайся, и будь покойной.

Духовнику на исповеди надо говорить все, но в подробности не входить, т. е. сказать: приходили такие-то и такие помыслы, но в каком виде и какия, если были, лица, не надо, а особенно если на лицо духовное или на самого духовника.<...>

Послушнице Лидии. 1906–1907

268. Если спрашиваешь о своих духовных нуждах, то советы надо непременно исполнять. Готовить пищу в келлии дозволяется только старым да больным

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Лидия!

Спасения и мира душевнаго желаю тебе от Господа. Что описала свое душевное состояние, то хорошо сделала. Действительно, это искушение вражие, и Господь да избавит тебя от него. Смиряйся больше, считай себя хуже и грешнее всякой послушницы и никогда никого не осуждай. Если будешь исполнять это, то благодать Господня покроет тебя от сетей вражиих и ты с пользой душевною будешь жить в монастыре.

От пристрастия Господь да избавит тебя. Бойся этого, как огня геенскаго. Зачем ты ходишь к м. казначее? Если ты спрашиваешь у ней о духовных своих нуждах, то можно ходить; но только надо непременно исполнять, что она сказывает. А если не хочешь исполнять, то лучше не ходи. Но пустых и праздных разговоров чтобы никак у вас не было.

Готовить пищу в келлии дозволяется только старым да больным, которым груба трапезная пища. Если и ты больная и трапезной пищей трудно жить, то можно и тебе благословиться у м. Игумении, когда что-нибудь сготовить себе. А если бываешь сыта трапезной пищей, то по прихоти варить себе отдельно не следует, это грешно. Господь да укрепит тебя в монастырской жизни и поможет тебе.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

6 февраля 1906 г.

269. Если будешь смиряться, то Господь покроет тебя от искушений

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Лидия!

Мира и душевнаго спасения тебе желаю. В немощах и искушениях приноси покаяние Господу и смиряйся больше, не осуждай других, но считай себя всех грешнее. Если будешь смиряться, то Господь покроет тебя от искушений, а гордых Господь не любит. Когда укоряют, то терпи и проси прощения.

Лично нам с тобой поговорить, может быть, и не придется, потому что ты далеко живешь, а я здоровьем слаб, а писать можешь, если желаешь.

Господь да хранит тебя.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

7 марта 1906 г.

270. С клироса не сходи, а пой во славу Божию. За разсеянность чаще укоряй себя пред Господом

Сестра о Господе Лидия!

Письмо твое от 15 марта получил и по немощи и недосугу отвечаю вкратце. С клироса не сходи, а пой во славу Божию. Приведи себе на память, Кого воспеваешь. – Бога Премилосердаго, но вместе с тем и страшнаго и гневнаго Судию. За разсеянность чаще укоряй себя пред Господом и обращайся к Нему с молитвою мытаря: „Боже, милостив буди мне, грешной!"

Мир тебе и Божие благословение.

15 апреля 1906 г.

271. Совершенной радости нет потому, что грешки препятствуют быть ей. Смирение дороже всех добродетелей и самой духовной радости

Христос Воскресе!

Послушница Лидия!

За поздравление с светлым праздником спаси Господи.

Пишешь, что любишь 7-ю неделю не меньше Светлой, то это так и должно быть, ибо в ней вспоминаются спасительныя страдания Господа ради нашего спасения. О душе думать всегда полезно, не лишне и на Пасху. А что радости нет совершенной, то, видно, еще грешки препятствуют быть ей. Надо укорять себя и смиряться больше, считая себя недостойной радости. А смирение дороже всех прочих добродетелей и самой радости духовной.

Раздавать вещи погоди, еще самой пригодятся. Лишняго запасать не следует, но и без необходимаго нельзя обойтись. В этом смущаться не следует.

Если у вас принято справлять именины, то не следует и тебе отставать от других. Живи так, чтобы ни в чем лучше сестер не показывать себя.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

18 апреля 1906 г.

272. Спастись трудно, но унывать не следует. Принуждай себя к смирению и самоукорению. Других ни за что не осуждай, а то и сама такая будешь

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Лидия!

Душевнаго спасения тебе желаю. Книгу читай на пользу душевную. Что спастись трудно, это правда, но унывать не следует. Читай со вниманием, и, видя, что не так живешь, как бы следовало, то укоряй себя, смиряйся пред Господом, проси у Него помощи и оказывай свое произволение исправляться. А Господь по Своему милосердию не оставит тебя Своею помощию. А думать, что напрасно живешь и не получишь Царства Небеснаго, не надо, а надо надеяться на милосердие Божие и понуждать себя на добрыя дела, а наипаче на смирение и на покаяние.

Пишешь, что не можешь смиряться и считать себя всех хуже, то заставляй себя, принуждай себя к этому, в том-то и состоит труд для спасения. Раздражаться не надо, а если не утерпишь, то надо покаяние приносить и у Бога помощи просить, а за нетерпеливость свою опять надо считать себя хуже других. Чтобы из монастыря выйти, этого и помысла не держи в голове – это вражие искушение.

Других ни за что не осуждай, а то и сама такая будешь. Господь да хранит тебя.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

16 мая 1906 г.

273. Вместо смущения укоряй себя за леность и кайся ежедневно пред Богом. В церкви не разсеивайся и не давай свободы своим очам

Сестра о Господе Лидия!

В письме своем написала ты, что берешь подвиги не по силам, а потом приходишь в отчаяние. Но какие же это непосильные подвиги? Не хочется встать ночью – три поклона положить пред св. иконами. Это просто лень. Впрочем, и то еще скажу: ведь тебя никто к этому не принуждает. А потому, проснувшись ночью, перекрестись с молитвой, укори себя за леность и опять засыпай. Хоть утреню-то не просыпай, и то хорошо. И смущаться и тут не следует, что плохо живешь, а вместо смущения укоряй себя за леность и кайся ежедневно пред Богом, а в положенное время и пред духовным отцом. Удивляешься, как святые проводили ночи в молитве. То были святые, а мы с тобой люди грешные, а грешникам со святыми нельзя равняться.

Разсеянно стоишь в церкви. Приучайся помаленьку не разсеиваться. Для сего старайся внимательно вслушиваться и вникать в смысл чтения и пения. Также чаще вспоминай о смерти, суде Божием и о вечных муках. И не давай свободы своим очам. Более взглядывай на св. иконы, а на людей смотреть душевредно.

Не можешь понести оскорбительнаго слова. В таком случае укоряй себя больше и смиряйся, считая себя худшей всех людей.

Мир тебе и Божие благословение.

6 июня 1906 г.

274. Вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни. Окружающие нас обстоятельства устраиваются не случайно, но по Божиему Промыслу

Сестра о Господе Лидия!

Получил твое письмо от 13-го июня. – В каждом письме ты все пишешь: жду ответа с нетерпением. А я тебе скажу: если хочешь ко мне относиться, то должна обучаться терпению. Ибо у меня, кроме твоих писем, лежат сотни писем от других лиц, с терпением ожидающих ответа.

Просишь ты от меня, грешнаго, благословения относиться к моей худости. Но ведь тебе не запрещается писать ко мне письма; и я при удобном случае, хотя нескоро, не отрицаюсь отвечать тебе на оныя. Это и есть духовное отношение, на которое уже поздно просить разрешение, так оно и без того продолжается.

Пишешь, что вследствие сильнаго искушения чуть не вышла из монастыря. Но я хорошо не понимаю этого искушения. Может быть, ты разумеешь то, что настаивала в свое время, чтобы младшая сестра твоя вышла за мужа, который ей теперь не нравится. Но чем же он ей не нравится? Что в нем плохого? Ведь он священник, часто молится Господу за себя и за жену. Если при этом он живет аккуратно, по-христиански, то какого же еще ей желать мужа? А если ей не пришлось выбрать себе мужа по страсти или по плотской любви, то за это должна благодарить Бога, потому что вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни. И пусть она не думает оставлять своего мужа, ибо чрез это примет на душу свою великий грех. А если сестра твоя благоразумна, то всегда должна помнить мудрую пословицу: „Живи не как хочется, а как Бог велит». Как устроились обстоятельства, так и должно жить, потому что окружающия нас обстоятельства устраиваются не просто, случайно, как думают многие современные нам новомодные умники, а все делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении. И если сестра твоя желает проводить по возможности тихую и безмятежную жизнь (так как совершенный мир в сей временной жизни и невозможен), то должна прежде всего и во всем укорять и обвинять себя саму, а никак не мужа своего, и приносить покаяние пред Богом и пред духовным отцом в своих неприязненных отношениях к мужу, и молиться за него такою молитвой: „Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего, любезнейшаго супруга моего, иерея (имя), и его ради святых молитв помилуй и меня, окаяннейшую грешницу". Вот я написал, что должно делать для умиротворения сестре твоей, а ты ей напиши. Сама же ты к ней не езди, потому что ты своим присутствием нисколько ей не поможешь, а себя разстроишь.

Писала ты прежде, что имеешь привязанность к м. казначее. Если эта привязанность чистая, вследствие того, что получаешь от нея душевную пользу, то это ничего. Если же тут примешивается плотская страсть, то плохо – остерегаться должно.

Если м. казначея обойдется с учительницею хорошо, тебе делается неприятно. – Это ревность. Укоряй себя за это.

Читать мои письма не следует давать другим, а так можешь сказать, что найдешь нужным.

Мир тебе и Божие благословение!

4 июля 1906 г.

275. К духовнику пиши тогда, когда есть вопросы. Все мы всегда должны готовиться к переходу в вечную жизнь

Сестра о Господе Лидия!

Письмо твое от 9 июля получил. Спрашиваешь меня, грешнаго, как тебе поступать: отвечать на мои письма или, не дожидаясь от меня ответа, писать ко мне. – Когда у тебя есть какие сердечные вопросы, тогда и пиши. Аз же грешный при помощи Божией позабочусь отвечать тебе на них, елико могу.

Написала ты еще, что за два года до поступления в монастырь, засыпая однажды, услышала голос: „Жизни тебе только до 29 лет», – и ты в недоумении, исполнится ли этот твой сон или нет. Вообще св. Иоанн Лествичник не велит верить никаким снам. Но этот твой сон не следует оставлять без внимания. По слову Божию, и все мы всегда должны готовиться к переходу в вечную жизнь, а больным людям, таким, как ты, наипаче следует о сем заботиться. Смущаться же тем, как явишься пред Господом, такая великая грешница, отнюдь не следует. Ибо Господь сходил на землю не ради праведных, а ради грешных, дабы привлечь их к покаянию [4]. Покаяние и смирение, ближних неосуждение и самоукорение заглаживают все грехи. Да из монастыря не уходи в мир.

Мир тебе и Божие благословение.

27 июля 1906 г.

276. Если монаха постигают скорби и болезни, значит, для него находиться в этом месте большая душевная польза

Сестра о Господе Лидия!

Письмо твое с письмом м. казначеи получил. Не смущайся своим нездоровьем и своими тесными обстоятельствами. Таков путь иноческой жизни для всех, желающих и ищущих душевнаго спасения. Св. Иоанн Лествичник говорит, что если монаха постигают скорби и болезни, то это верный признак, что для него в этом месте большая душевная польза. Поэтому невидимые враги наши чрез помыслы и стараются вытеснить такого человека с занимаемаго им места. Но поддаваться им отнюдь не следует, а должно все находящее терпеть, непрестанно призывая помощь Божию и смиряясь пред Господом и людьми, т. е. считая себя хуже и грешнее всех на свете. Терпи, сестра, утешая себя тем, что за терпение скорбей уготовляется Господом вечная неизглаголанная радость. Иногда, при унынии духа, скажи себе (как говаривал нам в свое время покойный наш Батюшка о. Амвросий): „Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я". – Помни еще, что никто из людей без скорбей не наследовал жизнь вечную. Пусть люди упрекают тебя и обзывают так или иначе. Они сами не ведят, что творят. Молись за них такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабынь Твоих (имена), и их ради св. молитв помилуй и меня, грешную". Успокоительна такая молитва.

Мир тебе и Божие благословение.

4 сентября 1906 г.

277. О молитвенном правиле

Сестра о Господе Лидия!

Получил от тебя в письмах твоих семь марок, за которыя благодарю и по желанию твоему посылаю тебе свой портрет с собственноручною подписью. Поздравляю тебя с одиночною келлиею.

Спрашиваешь насчет молитвенных правил. Как тебе их назначать? Ведь ты больная. Назначь тебе какое правило, пожалуй, не осилишь и будешь смущаться. По моему мнению, довольно с тебя того, если будешь неопустительно ходить ко всем церковным службам. Пожалуй, прибавь к сему еще келейное правило, т. е. пятисотницу. А как совершать это правило, спроси м. казначею Магдалину. А в какое время совершать, это как для тебя удобнее. Если трудно тебе класть великие поклоны, клади вместо них малые. А по болезни в случае нужды можно совершать это правило и без поклонов, даже и сидя и хоть и лежа. Проговаривай только молитвы со вниманием и усердием.

В келейнице если имеешь нужду, можешь у м. Игумении попросить; а без нужды не надо.

Береги свое здоровье, а для сего оставь пение. Вместо же пения во время богослужения советую тебе со вниманием творить Иисусову молитву.

Испрашивая на тебя и на сестру твою мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

16 ноября 1906 г.

278. Из монастыря не выходи – это искушение. Молись о прощении грехов, проси у Господа христианской кончины. От больных Господь требует не трудов и понуждения, а смирения и благодарения. Помни, что Бог смотрит на сердце человека

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Лидия!

Милость Божия да будет с тобой! Здоровье твое да укрепит Господь, а наипаче подаст тебе терпение. Не скорби, но за все благодари Господа и предавайся воле Его.

Из монастыря выходить и не думай, это искушение тебе. Этим не поправишься, а только обители лишишься. Терпи в обители, и Господь не оставит тебя.

И смерти не бойся, но надейся на милосердие Господне. Пока жива, постоянно молись о прощении грехов своих, проси у Господа кончины христианския и уповай на милость Божию. Он не оставит тебя. Если не можешь ходить каждую службу в церковь, то ходи, когда можешь. От больных не требует Господь трудов и понуждения, а требует смирения и благодарения. Когда в силах, то иди к утрене, а слаба – дома молись как можешь. Пятисотницу можешь справлять и с одними малыми поклонами или даже сидя. Помни, что на сердце смотрит Бог. В церкви понуждайся молитву творить, а за разсеянность укоряй себя и покаяние приноси.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

23 января 1907 г.

279. Послушание есть основание всего монашескаго жительства. Кто по своей воле живет, теми враг вертит, как ему хочется

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Лидия!

Душевнаго спасения тебе желаю. Здоровье твое да укрепит Господь и ко спасению усердие да подаст тебе. Что успокоилась и решила остаться в монастыре, то слава Богу. И никогда больше не допускай себе и мысли той, чтобы оставить обитель, ибо это враг смущал тебя, чтобы завлечь в сети свои. Благодари Бога, что Он удержал тебя.

М. казначее все открывай и во всем ее слушайся, ибо это послушание и есть основание всего монашескаго жительства. А кто по своей воле живет, тех враг вертит, как ему хочется. За учительницу молись Богу и проси Господа, чтобы умиротворил твое сердце к ней и от вражды избавил, а то немирствие в сердце очень нехорошо.

Панихиду отслужим, если усердие есть. Старец о. Амвросий да поможет тебе в твоей жизни своими молитвами.

Мир тебе и Божие благословение.

17 февраля 1907 г.

280. Охлаждение к молитве попускается к смирению. Если исполняешь молитвенное правило с понуждением, то труд сей приятен Богу. Благодари Господа за болезнь, ибо ею душа очищается от грехов

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Лидия!

Милость Божия да будет с тобою! Письмо твое получил. В благих намерениях да утвердит тебя Господь и подаст сердце сокрушенно и дух смирен.

Пишешь, что усердие охладело к молитве. Что делать, потерпеть надо – к смирению нашему попускается сие. Оставлять же свое молитвенное правило бойся, но всегда исполняй его, хочется ли или не хочется. Если когда с принуждением исполняешь, то труд сей приятен Богу, только со смирением делай все. За терпение и за понуждение даст Господь и умиление. Когда бывает всенощная, тогда правило не исправляется.

Да укрепит Господь силы твои телесныя, а наипаче душевныя. Не скорби много о своем здоровье, а благодари Господа за болезнь, ибо ею от грехов душа очищается. Если и лежать будешь и совсем обезсилишь, а молитву все не оставляй, все имя Господа помни, и Господь усладит болезни твои.

Мир тебе и Божие благословение.

13 марта 1907 г.

281. Имей искреннюю веру, любовь и полное доверие к духовной матери – это важно для твоего спасения

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Лидия!

Милость Божия буди с тобой, и в скорби твоей да утешит Господь. Смиряйся больше, и себя укоряй, да с другими не равняйся, а хуже всех себя считай, то и покойнее будешь. За бывшее смущение Господь да простит тебя, а впередь не смущайся тем, что м. казначея не стала к вам ходить. Так и следует. Если вы имеете нужду, то лучше вам к ней приходить, она и постарше вас. Конечно, если ты по болезни не можешь когда к ней идти, то она не откажется к тебе придти, об этом и не думай. Все оставь, что думала на нее, а имей к ней веру, и любовь искреннюю, и полное доверие – это весьма важно для твоего спасения. И, когда нужно, всегда к ней иди с верою и с любовию. Господь да помилует тебя.

Мир тебе и Божие благословение.

5 апреля 1907 г.

282. Если не можешь стоять в церкви по слабости, то сиди. Самоукорением и смирением восполняй свои недостатки

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Лидия!

Милость Божия буди с тобой! За поздравление твое с днем Ангела спаси Господи. Поздравляю и тебя с прошедшим днем твоего Ангела. Пишешь, что утешение от Господа было. Благодари Господа и себя укоряй, считая недостойной сего. Да укрепит Господь здоровье твое и силы твои.

Спрашиваешь, читать ли тебе свои письма м. казначее. Если ты от нея не скрываешь ничего, то можно читать и письма.

Если стоять в церкви не можешь по слабости, то сиди, ничтоже сумняся и без смущения. Хоть сидя, да в храме Божием. Укоряй себя больше да смиряйся пред всеми, то это покроет и восполнит недостатки твои.

Терпения всегда проси у Господа и уповай на Него.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения

14 апреля 1907 г.

1 р. от тебя получил чрез Ел. Ал. Носкову из Ярославля, и панихиду по о. Амвросию отслужили.

283. Лучше уклоняться от неполезных знакомств и пустых разговоров

Христос Воскресе!

Послушница Лидия!

За поздравление с праздником спаси Господи. Господь да поможет тебе в трудах и ко спасению наставит.

Приехать в Оптину Бог благословит, если удобно для тебя будет. Если просила когда отслужить панихиду о. Амвросию, то будь покойна, отслужили. Молись за него, и он тебя не забудет. Если видишь, что ходить к учительнице не на пользу, то можно и не ходить. Лучше уклоняться от пустых разговоров. А если когда очень звать будет, то на малое время можно придти, а потом скажи, что дело есть, и уйди. Только без благословения м. казначеи не ходи. Господь с тобою.

Мир тебе и Божие благословение.

10 мая 1907 г.

Послушнице Параскеве. 1906–1910

284. Не смущайся, что, живя в монастыре, не имеешь никакой добродетели. Каждое дело начинай и заканчивай с молитвою и крестным знамением. Хорошо открывать свои помыслы старице

Сестра о Господе Параскева!

Пишешь, что три года живешь в монастыре и не имеешь никакой добродетели. Ну что ж? А мы вот здесь и лет по сорок живем, да и то никакой добродетели не приобрели. Но этим смущаться не следует. А вместо смущения должна больше укорять себя пред Богом примерно так: „Господи! Какая я великая грешница! Живу и только прогневляю Тебя, Милостиваго Владыку, грехами своими. Спаси меня, окаянную, имиже веси судьбами". И еще, как сумеешь, осуждай себя и проси помощи у Господа. Каждое дело начинай и оканчивай с молитвою и крестным знамением. Сначала проси помощи, а после благодари Господа, что помог исполнить дело. Да хорошо бы тебе открывать свои помыслы какой-либо старице, хоть, например, матушке казначее Магдалине, и каждый раз усердно просить ея св. молитв. Вообще же – кайся, смиряйся и не смущайся. Господь сходил на землю не праведных спасать, а грешных призвать к покаянию [5].

Господь да благословит и да сохранит тебя!

5 октября 1906 г.

285. Открывай все свои греховные помыслы. Если не справляешь правила, то надо в этом каяться

Христос Воскресе!

Послушница Параскева!

Господь да возбудит тебя от сна духовнаго и усердие в сердце подаст тебе. Молись и проси у Него в этом помощи. От м. казначеи старайся ничего не скрывать, но что заметишь греховнаго, то все сказывай. Если нечасто ходишь к ней, то можно для памяти записывать.

Правило, которое дал отец духовный, надо справлять. А когда не справишь, то надо ему каяться в этом.

За поздравление с праздником спаси Господи.

Мир тебе и Божие благословение.

10 мая 1907 г.

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

________________________________________________________________________

[1] Ср.: Мф. 11, 12.

[2] Ср.: Мф. 12, 35.

[3] Письмо-автограф старшего келейника старца Иосифа иеродиакона Зосимы.

[4] См.: Мф. 9, 13.

[5] Ср.: Мф. 9, 13.