Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не­об­хо­ди­мо сми­рять­ся. Без сми­ре­ния доб­ро­де­тель, и во­об­ще нич­то, не при­не­сет ни­ка­кой поль­зы.

преп. Варсонофий

Две доб­ро­де­те­ли – лю­бовь и сми­ре­ние – так обус­лав­ли­ва­ют од­на дру­гую, рав­но как теп­ло­та и свет.

преп. Варсонофий

Соз­на­вай свою гре­хов­ность в гор­дос­ти и не­тер­пе­нии и сми­рись под креп­кую ру­ку Бо­жию, ни­ко­го не об­ви­няя, кро­ме се­бя, тог­да и уви­дишь по­мощь Бо­жию: как Бог те­бя ус­по­ко­ит и рас­по­ло­жит к те­бе серд­ца про­ти­вя­щих­ся те­бе.

преп. Макарий

[1-100] [101-200] [201-300] [301-400] [401-500] [501-600] [601-700] [701-736]

 

201. В церкви лучше избегать бесед. Не допытывайся, в чем тебя осуждают, а во всем считать себя неисправной

202. Благословение Старца

203. Проси у Господа сердца сокрушенна и смиренна. От недолжных взглядов надо себя хранить, а помыслы отгонять

204. Против мысли осудить кого-либо вооружайся молитвою. Требовать по долгу послушания не есть осуждение. Если люди тебя хвалят, то ты себя укоряй

205. Внимание к себе необходимо для спасения. Смиренных Бог любит, а непокорных наказывает

206. Всякая работа над собой требует понуждения, терпения, внимания и смирения. Главныя орудия врага – разсеянность, нерадение и многозаботливость. Кто больше и внимательнее молится, у того душа имеет больше силы к перенесению скорбей

207. Благословение Старца

208. В недостатке смирения надо сознаваться и укорять себя. Господь посылает скорби иным в начале пути, иным – в середине, а иным – в конце

209. Смирение приходит, когда душа утвердится в мире. Замечания делай так, чтобы не оскорбить. Чувство удовольствия от похвалы свидетельствует об отсутствии смирения

210. Ночныя искушения подробно не объясняй, а еще более смиряйся. Силен Господь помиловать того, кто обратится к Нему

211. Кто свои подвиги замечает и труды считает, тот в гордость впадает. От считающаго себя безгрешным Господь молитвы не принимает. Кроткое обращение с ближним скорее достигает цели

212. При опущении молитвеннаго правила можно впасть в нерадение. В обращении с сестрами держись смирения и кротости. Откровение смущающих помыслов дает успокоение душе

213. Исповедовать помыслы надо с сердечным сокрушением. Выслушивать исповедь нужно с молитвою. Чтобы избежать пристрастия, посерьезнее надо быть с духовными чадами

214. От осуждения других воздерживайся, себя же осуждай нещадно. Открывать помыслы духовным отцам или матерям есть предание древнее и имеет великую пользу. Лучше маленькое правило справлять с усердием, нежели большое кое-как

215. Никогда не надо терять надежды на спасение, но и излишне уповать не должно. От похвалы убегай и себя не хвали. От уныния и зависти спасает смирение и послушание. Любопытствовать о чужих мыслях – грешно. Чтобы сказать сестрам что-либо поучительное, проси у Бога помощи и вразумления

216. Паче всех деланий душевных старайся о стяжании сокрушеннаго сердца. Мысленно преклоняйся перед сестрами, ставя себя ниже их

217. Чтобы избавиться от блудных помыслов, надо творить Иисусову молитву и в сердце своем смиряться

218. Кого можно поминать на 3-й „Славе" кафизмы?

219. С раздражительностию надо бороться. На душе бывает легко по Божией милости к нам. Во всяком деле нужны труд, понуждение себя и терпение

220. Смирение восполняет недостающее. О поклонах при чтении Великаго канона. Если Господь посылает чувство умиления, остерегайся тщеславных помыслов

221. Смирением старайся восполнять упущения. Делать пожертвования нужно разумно. Спать ложись с молитвою

222. Смирение все дела заменяет и все недостатки покрывает

223. Как молиться о тех, кто просит молитв

224. Если не удается исправиться, то Господь приемлет смиренное покаяние

225. В молитве к радости часто примешивается тщеславие, поэтому радость надо отстранять от себя смирением

226. Искреннее покаяние приносит прощение от Господа. Где мир, там и Бог

227. Об отношении к келейнице

228. Понуждение себя на всякую добродетель – отличительная черта инока. Как Старцы благословляли пить чай

229. Мир душевный приобретается смирением. Добросовестно проходимое послушание – та же молитва. Против тщеславия надо вооружаться смирением. Очень полезно не говорить без нужды

230. Не поддавайся лености и чрезмерному сну. Неприязнь к кому-либо происходит от самолюбия. Читать лучше понятное и полезное для себя

231. Немощное тело не надо нудить сверх силы. Если сестры смущаются, то это – вражьяго искушения

232. Если хочешь исправления, не стыдись обличать себя. С раздражительностию надо бороться. Будь ко всем ласковой

233. Точное исполнение указаний Игумении есть долг послушания

234. Чтобы начать исправление, надо иметь на это твердое решение без саможаления или себялюбия

235. Поздравление с Рождеством Христовым и с Новым годом

236. В самохвалении и самооправдании кроется непокорность и гордость. Согрешив, немедленно приноси сердечное покаяние. Веруй, что и твои грехи потонут в бездне Божественнаго человеколюбия

237. Смирение восполняет наши недостатки и покрывает их. Чтобы записывать помыслы, требуется внимание и навык

238. Поздравление с наступающей св. Четыредесятницей

239. Покаяние необходимо до самой смерти. Насмешки и укорения терпи с благодарением. Сестер склоняй к смирению, послушанию и терпению

240. О силе пасхальнаго приветствия „Христос Воскресе!"

241. Послушание надо нести как крест, возложенный Богом. Смиренныя молитвы болящих Господь принимает как кадило благовонное

242. Страх Божий и память смерти прогоняют леность. Надо благодарить Бога за болезнь, ибо ею очищаются грехи

243. Сознание своей греховности полезно для души. Тщеславию отвечай воспоминанием своих грехов и лености. Надежда на милосердие Божие – плод истиннаго покаяния

244. Сокрушение сердца заменяет делание. Сестры не должны передавать друг другу свои искушения, так как неопытных это приводит к осуждению

245. Покаяние омывает все согрешения. Делай все спокойно и без раздражительности. Душа без молитвы чувствует голод

246. Господь попускает немощь и леность к нашему смирению. Самое надежное состояние – постоянное сокрушение сердца. Без терпения никакая добродетель не достигается

247. Мы не должны противиться воле Божией. Надо молиться за тех, кого оскорбили. Пиши о пропуске служб и пятисотниц

248. Плакать о грехах своих – лучше начальствования. Отвергай искусительные помыслы смиренным мудрованием о себе

249. Лень, равнодушие и нервность Батюшка о. Амвросий называл хандрой. Если ученицы лучше тебя становятся – это повод к самоукорению и смирению

250. О духовном утешении в праздник Рождества Христова. Покой и тихая пристань – в смирении

351. Всегда поддерживай в себе чувство покаяния и собственнаго ничтожества. Против блудной страсти надо быть осторожной до самой смерти. Помыслы надо презирать

252. Надо стараться кротко терпеть немощи других. Молитву с поклонами следует делать тайно и по благословению духовнаго отца

253. Постоянное утешение разслабляет душу и приводит ее к лености. Сухость и душевное охлаждение попускаются нам за тщеславие

254. Склоняй всех к смирению и терпению

255. В вопросе об игуменстве предавайся воле Божией

256. Поздравление с праздником святой Пасхи

257. Смиряйся, укоряй себя и хуже всех считай

258. Сокрушение сердца есть половина исправления. Не сразу все делается, а с трудом и терпением

259. О любви пристрастной и любви чистой

260. Любовь надо выражать молитвою и послушанием, а не поцелуями. Старайся ни о ком не говорить неодобрительно. Если ради гостей нарушишь воздержание, то не смущайся, а приноси покаяние

261. Письмо келейника Старца

262. Сколько следует спать. Пятисотница – это долг монаха перед Богом. Св. Отцы порицают спиритизм и запрещают ему следовать

263. Молитву надо творить с покаянием и в уме ничего не представлять. От гордых помыслов ограждаются смиренными мыслями. Не надо бояться клеветы

264. Поздравление с Рождеством Христовым

265. Против лености и самолюбия надо вооружаться добродетелями, противоположными им

266. Помыслам высокоумия противопоставляй помыслы смиренномудрия. Вся наша земная жизнь должна проходить в борьбе со злом

267. Советы относительно монашескаго жительства

268. Если спрашиваешь о своих духовных нуждах, то советы надо непременно исполнять. Готовить пищу в келлии дозволяется только старым да больным

269. Если будешь смиряться, то Господь покроет тебя от искушений

270. С клироса не сходи, а пой во славу Божию. За разсеянность чаще укоряй себя пред Господом

271. Совершенной радости нет потому, что грешки препятствуют быть ей. Смирение дороже всех добродетелей и самой духовной радости

272. Спастись трудно, но унывать не следует. Принуждай себя к смирению и самоукорению. Других ни за что не осуждай, а то и сама такая будешь

273. Вместо смущения укоряй себя за леность и кайся ежедневно пред Богом. В церкви не разсеивайся и не давай свободы своим очам

274. Вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни. Окружающие нас обстоятельства устраиваются не случайно, но по Божиему Промыслу

275. К духовнику пиши тогда, когда есть вопросы. Все мы всегда должны готовиться к переходу в вечную жизнь

276. Если монаха постигают скорби и болезни, значит, для него находиться в этом месте большая душевная польза

277. О молитвенном правиле

278. Из монастыря не выходи – это искушение. Молись о прощении грехов, проси у Господа христианской кончины. От больных Господь требует не трудов и понуждения, а смирения и благодарения. Помни, что Бог смотрит на сердце человека

279. Послушание есть основание всего монашескаго жительства. Кто по своей воле живет, теми враг вертит, как ему хочется

280. Охлаждение к молитве попускается к смирению. Если исполняешь молитвенное правило с понуждением, то труд сей приятен Богу. Благодари Господа за болезнь, ибо ею душа очищается от грехов

281. Имей искреннюю веру, любовь и полное доверие к духовной матери – это важно для твоего спасения

282. Если не можешь стоять в церкви по слабости, то сиди. Самоукорением и смирением восполняй свои недостатки

283. Лучше уклоняться от неполезных знакомств и пустых разговоров

284. Не смущайся, что, живя в монастыре, не имеешь никакой добродетели. Каждое дело начинай и заканчивай с молитвою и крестным знамением. Хорошо открывать свои помыслы старице

285. Открывай все свои греховные помыслы. Если не справляешь правила, то надо в этом каяться

286. Открывать помыслы полезно для спасения души. Старайся во всем себя винить, а других не суди

287. Надо молиться за тех, с кем в ссоре. Не надо открывать другим то, что говорит тебе Матушка или пишет Старец

288. Господь примет твою молитву, если соединишь ее со смирением и послушанием

289. Исповедовать помыслы надо со смирением и покаянием. Смотреть за Матушкой – большой грех

290. Не унывай, а смиряйся и покаяние приноси. В церкви, при людях, плакать не следует. Следуй во всем советам Игумении

291. Молись о сестре, которая тебе завидует, и старайся не раздражать ее

292. О поведении с мужчинами. К Матушке ходи, когда есть душевная потребность

293. Смущение враг наносит за полученное духовное утешение. Если про тебя прошел дурной слух, не смущайся и не осуждай сестер, но потерпи и благодари Бога. Соборованное масло береги на смерть свою

294. Тоска и смущение бывают от осуждения других. Перед Матушкой смиряйся и слушай ея наставлений. Во время пустых разговоров лучше читать книгу

295. Мыслям против Матушки нельзя верить. В келлии следует слушаться старшую сестру

296. Никогда не теряй надежды. Страстям старайся не поддаваться. Больше смиряйся, вини не людей, а себя. Никогда не оправдывайся

297. Не верь смущающим тебя помыслам. Мир душевный дается, когда смиряешься

298. Молись усерднее о приобретении смирения. Считай себя всех грешней

299. Не верь радости внутри себя. Помыслы самохваления бывают от врага. Мужчин следует удаляться

300. Не верь чувствам, которыя приходят во время уныния. За терпение получишь награду от Господа

 

[1-100] [101-200] [201-300] [301-400] [401-500] [501-600] [601-700] [701-736]