Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не сму­щай­тесь и не бой­тесь скор­бей. Скор­би и ра­дос­ти тес­но со­е­ди­не­ны друг с дру­гом, так что ра­дость не­сет скорбь, и скорбь – ра­дость. Вам это ка­жет­ся стран­ным, но вспом­ни­те сло­ва Спа­си­те­ля: Же­на ег­да раж­да­ет, скорбь имать, яко при­иде год ея: ег­да же ро­дит от­ро­ча, кто­му не пом­нит скор­би за ра­дость, яко ро­ди­ся че­ло­век в мир (Ин. 16, 21). День сме­ня­ет ночь, ночь – день, не­на­ст­ная по­го­да – вёд­ро, так и скорбь и ра­дость сме­ня­ют друг дру­га.

преп. Варсонофий

Скор­би ве­дут на не­бо: так уст­ро­е­но Бо­гом для очи­ще­ния гре­хов, и не­до­пу­ще­ния до боль­ших про­с­туп­ков и для по­лу­че­ния веч­но­ра­до­ст­ной бла­жен­ной жиз­ни на не­бе.

преп. Иосиф

Царствие Не­бес­ное не да­ет­ся ле­жа­щим на бо­ку, а толь­ко тру­дя­щим­ся и скор­би тер­пя­щим.

преп. Иосиф

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

194. При исполнении правила должно быть самопонуждение и сокрушение сердца. Молитва за Старца

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Многоуважаемая о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю.

Письмо твое получил. Здоровье Лидии Ивановны да укрепит Господь, и радость душевную и веселие духа да подаст ей и поможет до конца донести крест сей.

Пелагии и Евстолии благословение посылаю, за усердие их спаси Господи. Что правила Евстолия не исправляла, то Бог простит. А что ты не исполняешь, за это надо побранить. Понуждение себя да будет на первом месте всегда, а за ним – сердце сокрушенно и смиренно [1], которое заменяет все делания.

Молиться за Старца – всегда молись, но только не так, как молилась, а говори: „Упокой, Господи, душу его и его св. молитвами меня, грешную, помилуй". Можно и к нему обращаться с простою верою.

А снам много не придавай значения, это так себе.

Остаток поста да поможет Господь с пользой душевной провести и сподобит в радости духовной достигнуть и поклониться святому Воскресению Своему.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

5 апреля 1907 г.

195. Надо и свою собственную немощь понести и потерпеть

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю.

За поздравление с днем Ангела и за молитвы твои спаси Господи. Да вознаградит Господ усердие твое. Евстолии и Паше посылаю благословение и за поздравление благодарю.

Да сподобит Господь добре совершити тебе течение поста и в радости и неосужденно достигнуть и поклониться святому Воскресению Своему.

В описанных тобою немощах и прегрешениях да простит Господь. Кайся, смиряйся и себя укоряй. Правило надо бы исправлять, на это время не очень много надо.

А про что писала, то если нужда заставляет, то можно делать, хотя не так часто, и старайся не во время службы. Делать нечего, надо и свою собственную немощь понести и потерпеть.

Да укрепит Господь во всем благом.

Из Ярославля чрез Москву от тебя получил 3 р. Спаси Господи за усердие.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

14 апреля 1907 г.

196. Смирение с покаянием – выше всех деланий. Теплота от сердца может отниматься за тщеславие и мысленное осуждение других

Христос Воскресе!

Сестра о Господе м. Магдалина!

Душевнаго спасения и помощи Божией в трудах твоих желаю.

За поздравление с праздником Воскресения Христова спаси Господи. Евстолии благословение посылаю и за поздравление благодарю.

Спрашиваете, можно ли в Пасху класть земные поклоны в келлии и справлять правило? – То и другое запрещается в Пятидесятницу. Впрочем, келейное правило по желанию можно справлять, но поклоны лучше класть малые, по уставу Церковному. Если кто имеет разрешение от старца или от духовнаго отца класть земные поклоны, то пусть кладет. А я пишу свое мнение.

В добрых произволениях да укрепит тебя Господь, а в немощах и упущениях да подаст прощение. Смирение с покаянием выше всех деланий и все заменяет.

При перемене состояния душевнаго не дивись, это необходимо. И греховность нашу показывает нам, и к бодрствованию побуждает, и к смирению приводит. Смущаться при сем никак не должно, но укорять себя и смиряться. Иногда и за тщеславие или даже за мысленное только осуждение других отнимается теплота от сердца.

Лидию принимай, но от любопытных вопросов старайся ее отучать. Пусть больше спрашивает или говорит о состоянии своем душевном. Новопреставленную Пелагию да упокоит Господь в Царстве Небесном.

Что капитал лежит, надо укорять себя, но смущаться или унывать не надо. Ты – человек и имеешь нужды разныя, для которых необходимы и деньги. Не надо только сильно привязываться к ним.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

10 мая 1907 г.

197. К любому деланию надо понуждать себя. Печаль о своем нерадении приемлется Господом вместо делания

Христос Воскресе!

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю.

В трудах твоих да поможет Господь и ревность ко спасению да воспламенит в душе твоей. Пишешь, что заленилась. – Понуждать надо себя и возбуждать к деятельности. Поминай прежнее горение и усердие, и воздыхай к Богу о своем нерадении, и, хоть насильно, молись мытаревым гласом. Господь призирает на сердце сокрушенное и болезнующее, и печаль о своем нерадении приемлется от Господа вместо делания. Только осуждать других не надо.

Если когда и поспишь, и пролежишь, или поленишься, скорее с покаянием к Господу Милосердому. И послушанием не отягощайся, но Бога ради неси.

4 р. получил, за усердие спаси Господи. Новопреставленную Пелагию поминаем.

Лидии Ивановне посылаю благословение. Да будет Господь с ней и да укрепит ея силы душевныя. Пусть молитву не оставляет и по силе своей Бога помнит, то и Господь не забудет ее в час нужды ея. Да укрепит ее Господь в терпении. Пусть Пресвятой Богородице молится почаще.

Евстолии и Паше посылаю благословение и помощи Божией им желаю.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

23 мая 1907 г.

198. Тщеславие и осуждение препятствуют молитве. Душевныя изменения держат нас в смирении. Внимание и умиление не есть плод твоих усилий, но дар Божией благодати

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. В трудах твоих духовных и телесных да поможет Господь и наставит на путь спасения.

Это хорошо, что сознаешь в себе тщеславие и осуждение. Против сих страстей и подвизайся с помощию Божиею, а то это препятствие немалое к молитве. А при увлечениях скорее покаяние приноси.

Спрашиваешь, отчего на душе не всегда одинаково бывает. Но ведь и на небе не всегда одинаково: то ясно, то дождь, то холодно. А для нас душевныя изменения полезны, они нас во смирении держат.

Потом знай, что внимание и умиление не есть плод твоих усилий и стараний, а дар Божией благодати. А Божие приходит само, в свое время, тебе не ожидающу, как учат св. Отцы, только смотрит Господь, готово ли сердце и душа к принятию дарования? А приготовленность сия состоит в сокрушении сердца и во смирении мыслей и души. Мы должны понуждаться произносить молитву с сокрушением сердца, со смирением, с целию покаяния, и больше ничего. Между грехами и прегрешениями разница небольшая – за обои отвечать будем, если не покаемся.

С сестрами обходись помягче, настаивать не нужно очень, разве только в случае необходимости, а больше говори: „Лучше бы так, я думаю так, а там как хочешь".

Лидии Ивановне посылаю благословение. Да укрепит Господь ея силы душевныя и телесныя. Паше благословение посылаю.

Сестру неустроенную и колеблющуюся да укрепит Господь в добром произволении. Времени не жалей в уговаривании ея, Господь видит труд твой. Молись Богу за нее.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

14 июня 1907 г.

199. Внимание в молитве есть дар Божий, дающийся смиренным. При народе молитву надо творить про себя. В книге св. аввы Дорофея можно найти самое верное руководство ко спасению

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Письмо твое получил и недавно отослал ответ на прежнее письмо, посему на это отвечаю вкратце.

В трудах духовных и телесных да поможет Господь и усовершит оные, да будут они на пользу души. Пишешь, что в молитве часто увлекаешься. – Понуждать [себя] надо ко вниманию. А что не скоро дается, то надо знать, что внимание есть дар Божий и дается после усилий и молитв, и при том смиренным. Унывать не надо, что иногда нет внимания, надо трудиться и просить Бога. При народе молитву надо творить про себя, умственно.

Пишешь, что затрудняешься принимать Пашу на откровение, то можешь отказать. Это совершенно твоя добрая воля, а ей посоветуй читать книгу св. аввы Дорофея, да там найдет самое верное руководство ко спасению, если будет с верою принимать и слушать. Да чтобы старших слушала, смирялась бы и других не осуждала, то и спасение получит. А если когда пожелаешь ей слово сказать ко вразумлению, то доброе дело сделаешь. Все твои заключения правильныя. Смирение надо больше вкоренять в нее и самоукорение, чтобы себя больше осуждала, а не других. Что ей говоришь когда, то чтобы она только и знала, а другим не надо передавать никому. Господь ее да вразумит. Молись Богу за нее.

Лидии Ивановне посылаю благословение. Господь да укрепит ея силы душевныя. Если Матушка благословляет Евстолии брать деньги, то чего же она сомневается?

Испрашивая на тебя и на прочих мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

22 июня 1907 г.

Посылаю книжку.

200. Упорно отказываться от игуменства – погрешительно

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю, и помощи Божией в трудах твоих.

Скончавшуюся послушницу Лидию да упокоит Господь в Царстве Небесном. Телеграмму, письмо твое и 10 р. получил.

Спрашиваешь о обстоятельствах ея кончины. Можно думать, что по множеству страданий ея утешил ее Господь пред концом. Но бывает это и в состоянии бреда, который приключается от сильной слабости и упадка сил. Будем молиться о упокоении души ея и надеяться на милость Божию к ней. За 10 р. записали ее на поминовение, хотя в письме ты и не упомянула об этом. Письма ея лучше бы сжечь.

Что отказалась от игуменства, то хорошо сделала. И не помышляй о сем трудном пути. Но если воля Божия будет, то она совершится, и упорно отказываться погрешительно. Но пока молиться можно, чтобы избавил Господь от сего креста.

Понуждать себя ко благому да поможет тебе Господь и укрепит благое твое намерение.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

7 июля 1907 г.

201. В церкви лучше избегать бесед. Не допытывайся, в чем тебя осуждают, а во всем считать себя неисправной

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Душевнаго спасения тебе желаю и помощи Божией в трудах.

Получил письмо от 5 июля. Пишешь, что неисправна. – Понуждать себя надо, а больше смиряться и укорять себя.

В церкви лучше избегать бесед, на это келлия есть – это ты справедливо поступила. Пятисотницу пора начинать. Звать к себе не надо, разве только в исключительных случаях. А когда приходят, то принимай с любовию и говори, что Бог положит на сердце.

Если знаешь, что тебя осуждают, то не допытывайся в чем, а во всем считай себя неисправной, а дело свое делай по совести.

Евстолии и Паше посылаю благословение. Господь да укрепит их в добром житии. Желание твое да исполнит Господь, если на пользу тебе это послужит.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

16 июля 1907 г.

202. Благословение Старца

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения желаю тебе. 5 р. получил, за усердие спаси Господи. И поминаем, кого писала.

В трудах твоих да поможет Господь.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

29 июля 1907 г.

203. Проси у Господа сердца сокрушенна и смиренна. От недолжных взглядов надо себя хранить, а помыслы отгонять

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю.

Письмо твое получил. В немощах твоих и прегрешениях да простит Господь. Пишешь, что сокрушения и слез не стало. Потерпи и больше смиряйся, считая себя недостойной сего, и вместе с тем молитвою у Господа проси сердца сокрушенна и смиренна.

От недолжных взглядов хранить себя надо, а помыслы надо отгонять. Господь да укрепит тебя в добродетели. Что чувствовала греховное движение в теле при разговоре – то в этом Бог простит, каяться духовнику не надо, а вперед следи за собой, и при повторении подобнаго надо и на исповеди открывать, но не смущайся этим, что бывает. Человек даже до самой смерти подвержен изменениям и в одном состоянии пребыть не может. Записывать погрешности Бог благословит.

Если когда по послушанию или по немощи телесной упустишь службу или правило, то не надо смущаться, а только покаяние приноси, да понуждай себя по силе.

Паше благословение посылаю. Господь да хранит ее Своею благодатию. Пусть и она хранит себя от поводов к греху. Одной можно бы и не ходить в лес.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

15 августа 1907 г.

204. Против мысли осудить кого-либо вооружайся молитвою. Требовать по долгу послушания не есть осуждение. Если люди тебя хвалят, то ты себя укоряй

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю.

Письмо твое получил. Болящаго отрока Сергия да спасет и помилует Господь, и сотворит с ним по воле [Своей] святой, а родителей его на истинный путь наставит. Так и молись о них. Если не слушают твоих речей, а только осмеивают, то лучше молчать. Богу молись, и больше ничего. В трудах твоих да поможет тебе Господь и от лени да избавит.

Старайся понуждать себя по силе своей и у Бога помощи проси. А в неисправностях покаяние приноси и смиряйся больше пред Господом.

Оскорбилась, что м. Игумения не отпустила тебя, то потерпи, в другой раз когда и отпустит.

Когда бывает в церкви бдение, то в этот день пятисотница не исправляется. Если два дня или три сряду случится быть бдению, то в те дни и не надо исправлять правило.

Если мысль осуждать кого-либо придет, то молитвою вооружайся против нея. Это главное оружие. Да к тому и свои немощи на память приведи, что сама хуже всех. А по долгу послушания требовать надо, это не есть осуждение.

Читать надо, а тщеславиться не надо. А если люди хвалят, ты сама укоряй себя.

Евстолии посылаю благословение и карточку. Смиряться ей надо, если спасения желает душе своей. Также и терпению пусть учится. Если когда ей не отвечу или не послал карточки, то очень просто, что позабыл. И надо ей потерпеть, а не раздражаться. Примирить их да поможет тебе Господь.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

28 августа 1907 г.

205. Внимание к себе необходимо для спасения. Смиренных Бог любит, а непокорных наказывает

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю.

Письмо твое и листок с твоими погрешностями получил. Господь да поможет тебе в трудах ради спасения души, в трудах по послушанию и да простит грехи твои. Спрашиваешь, как быть, когда неожиданно искушения случаются? – Скорее каяться надо пред Господом, и укорять себя, и быть внимательнее к себе во всяком деле и месте. Внимание необходимо для спасения. Случающееся же пиши, не стыдись, а скрывать будешь – хуже будет.

Евстолии и Паше посылаю благословение. Что помирились между собою, то радуюсь сему и молю Бога, чтобы всегда мир был между ними и со всеми.

И келейной твоей желаю, чтобы помирилась с сестрой и смирилась. Смиренных Бог любит, а непокорных наказывает. Вразумить ее да поможет тебе Господь, тебе там на месте виднее, как надо поступать. И учительницу вашу на истинный разум наставит Господь.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

12 сентября 1907 г.

206. Всякая работа над собой требует понуждения, терпения, внимания и смирения. Главныя орудия врага – разсеянность, нерадение и многозаботливость. Кто больше и внимательнее молится, у того душа имеет больше силы к перенесению скорбей

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Да возрадуется душа твоя о Господе!

Возлюбленное чадо мое духовное м. Магдалина!

Письмо твое получил, в котором ты описываешь свои немощи и погрешности. Отец щедрот и милости Бог и Податель всякия утехи вопиющим к Нему из глубины души: „Господи! Немощствует тело, немоществует и душа, Сам мя, Спасе, спаси, Человеколюбче", сей, вземляй грехи всего мира, и немощи наши понесе. Буди, родная, уверена, что и твои прегрешения вся вземлет на Себя, только ты не буди в закоснении о гресех своих. И аз недостойный прощаю тя, чадо мое о Христе.

Много нам надо работать над собою, а всякая работа непременно требует понуждения, терпения и смирения. Да, родная, большого внимания требует от нас наше спасение. Враг нашего спасения бодренно сторожит за нами чем-либо воспрепятствовать вход наш в райския обители. Главныя орудия врага – это суть разсеянность, забвение, нерадение, многозаботливость о настоящем веке. Но кто захочет восхитить Царство Небесное, то для того иго Христово благо, бремя Его легко есть [2].

Относительно покражи. – Не надо презирать или подозревать этих сестер. Оне уже наказаны.

М. Евстолии и Паше Божие благословение и мое недостойное. Зачем же им стесняться относительно келейнаго правила, ведь вся монашеская жизнь главным образом должна заключаться в непрестанной молитве. Каждая пусть исполнит свое правило, а когда есть время и усердие, молись еще, как кто знает, а лучше – Иисусову молитву. Молитва есть пища души. Кто больше и внимательнее молится, у того душа более и силы имеет к перенесению скорбей. Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя [3].

Испрашиваю на тебя, Пашу и Евстолию милости Божией, мира, здравия и благословения от Сладчайшаго Иисуса.

Да укрепит вас Господь Своею благодатию побеждать козни вражии. Помоги Господи.

20 сентября 1907 г.

Пишите адрес свой всегда.

207. Благословение Старца

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милость Божия буди с тобой, и да хранит Господь тебя в мире, и да спасет душу твою. В прегрешениях да простит Господь. Записывать погрешности Бог благословит, и ко мне пиши, не стесняясь, хотя отвечать и не сразу буду.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

12 октября 1907 г.

208. В недостатке смирения надо сознаваться и укорять себя. Господь посылает скорби иным в начале пути, иным – в середине, а иным – в конце

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю.

В вольных и невольных прегрешениях да простит Господь. В недостатке смирения сознаваться надо и укорять себя.

Что не было чувствительных скорбей, то Бога благодари, покрывающаго тебя, но безпечности не предавайся. Пишут св. Отцы, что иным посылает Господь скорби в начале, иным – в средине пути, а иным – уж на конце поприща по Своему премудрому Промыслу. За прошлое благодари, а будущее воле Божией предай.

Правило справлять да поможет Господь. Вставать за час до утрени Бог благословит. Если силы есть и здоровье, то леность побеждать надо.

Келейнице благословение посылаю. Поклоны на четках кладет пусть, как в пятисотнице – 30 поклонов, а остальные без поклонов.

6 р. получил, спаси Господи за усердие, и 1 р. опустили в кружку на могиле о. Амвросия. Также и посылка пришла в исправности. Но маслины не удобны на вкус, горчат. Лучше не присылать их.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

18 октября 1907 г.

209. Смирение приходит, когда душа утвердится в мире. Замечания делай так, чтобы не оскорбить. Чувство удовольствия от похвалы свидетельствует об отсутствии смирения

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю.

Письмо твое получил. Что на душе мир и со всеми покойна, то Бога благодари и всеми силами сей мир хранить старайся, ибо он Бога вводит в душу. Смирение второе, которое есть совершенное, приходит чрез первое, когда душа утвердится в первом. Спрашиваешь, как же можно приписывать что-либо себе? – Приписывать-то, пожалуй, и не будешь, а услаждаться сделанным станешь, как в конце письма упоминаешь, то этим наветуется смирение. Но нам далеко до второго. Дал бы Бог приучиться к первому как следует. Смотреть надо свои недостатки, опущения и по причине их сходить в смирение, укоряя себя, принося Богу покаяние, и стараться исправляться. А исполнения свои всячески стараться забывать, и не останавливаться на них мыслию или приписывать их себе.

Если только желала положить на имя племянника деньги, то желание свое можешь и не исполнить; но если обещала, то надо исполнять. А если они не будут принимать сие или отговаривать будут, тогда можешь не класть.

В описанных прегрешениях да простит Господь.

Келейной игуменской заметила справедливо. Но чтобы не оскорбить, старайся не резко говорить.

Чувствуешь удовольствие, когда хвалят. Это и показывает, что нет второго смирения. Скорее каяться надо в этом чувстве.

Паше и Евстолии посылаю благословение.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

27 октября 1907 г.

210. Ночныя искушения подробно не объясняй, а еще более смиряйся. Силен Господь помиловать того, кто обратится к Нему

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю, и помощи Божией в трудах твоих, наипаче в служащих ко спасению души твоей и прочих.

Письмо твое получил, также и от твоей тети 100 р. Спаси Господи за усердие. Бедныя монашенки о спасении твоем молиться будут. Поблагодари тетю от меня.

Пишешь, что нагрешила много. Ну и покаяние сугубое приносить надо. Да простит тебя Господь во всем.

Искушения ночныя подробно объяснять не надо, а более смиряться и памятию Божиею ограждаться надо.

Брата твоего Владимира да помилует Господь и исцелит от болезней душевных и телесных. Надо бы ему куда-нибудь на богомолье съездить, и там поговеть, и Св. Таин приобщиться. Силен Господь помиловать его, если он обратится к Нему.

Здоровье мое так себе, понемногу брожу.

Описание твое видел. Да простит Господь во всем.

Спрашиваешь, как быть с Евстолией. – Потерпеть надо и приложить старание, как к немощной. Слава Богу, что кается и прощения просит. В этом надежда есть. А оттого и враг борет ее, что неприятно врагу это делание и не терпит он гласа откровения.

Пашу да успокоит Господь от смущающих ее помыслов. Вразумляй ее на полезное. Наипаче пусть смиряется и волю свою отсекает.

Ей и Евстолии посылаю благословение и желаю душевнаго спасения.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

6 ноября 1907 г.

211. Кто свои подвиги замечает и труды считает, тот в гордость впадает. От считающаго себя безгрешным Господь молитвы не принимает. Кроткое обращение с ближним скорее достигает цели

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю и помощи Божией в трудах твоих.

Письмо твое получил. Слава Богу, что познаешь свои недостатки. Это есть начало здравия души. То же и Евстолии пишу, чтобы больше грехи свои и неисправления замечала, а не подвиги. Кто свои подвиги замечает и труды считает, тот в гордость впадает. А кто видит свои только грехи и кается в них, тот получает милость Божию, как и Господь указал в притче о мытаре и фарисее. Скажи ей это, и пусть она не унывает, что у нея не стало ни молитвы, ни подвигов. Те подвиги, о которых она много думала, не подвиги были, а искушения от врага на ея пагубу. Пусть она считает себя ничего не стоящей, самой последней и грешной, пусть всегда кается о своих недостатках и неисправлениях и смиряется пред всеми, и это будет Господу приятнее всех ея самочинных подвигов. Не трудам, а смирению дает Господь награду. Правило же молитвенное назначь ей по своему усмотрению и по силам ея, и чтобы она сама ничего себе не прибавляла без твоего благословения. Принимай со снисхождением и, выслушивая немощи, укоряй себя, ставя себя хуже ея, и не возносись мыслию. Скажи ей еще, что кто не считает себя грешным, от того Господь и молитвы не приемлет. Господь да помилует ее и исцелит от душевной болезни. Посылаю ей благословение и желаю спасения и мира души.

Пишешь, что твое усердие пропало. – То и ты укоряй себя, и покаяние Богу приноси, и нерадивой себя считай, и по силе своей себя на труды понуждай.

Варваре говори, что находишь нужным, только одной, а не при всех, и с кротким духом. Кроткое обращение скорее достигает цели.

Племянника твоего Сергия да помилует Господь и укрепит здоровье его.

Паше благословение посылаю. На горение духа и на усердие в молитве пусть со смирением смотрит. Это дает Господь по милости Своей, а если гордиться этим будет, то отнимется у ней это. Говорить молитвенныя чувства духовной матери следует, а разсказывать каждому не должно.

Просить у родных, в чем имеешь нужду, можно.

С келейной своей обращайся мирно, носи немощи ея и считай себя грешнее ея. Необходимое же надо говорить.

Паша пусть понуждает себя ко всему: и к молитве, и к чтению, и к послушанию. Нуждницы наследят Царство Небесное [4].

Призывая на всех вас мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

15 ноября 1907 г.

212. При опущении молитвеннаго правила можно впасть в нерадение. В обращении с сестрами держись смирения и кротости. Откровение смущающих помыслов дает успокоение душе

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю.

Получил от тебя два письма. Господь да простит тебя в прегрешениях, которыя описывала, и ревность даст тебе к богоугождению. Приноси покаяние в своих неисправностях и понуждай себя по силе своей исполнять должное. Помни, что нудится Царство Небесное [5].

Правило молитвенное старайся не опускать, а то можно в нерадение придти.

С келейными твоими да подаст тебе Господь мир и согласие. Молись о сем Богу. И в обращении с сестрами держись смирения и кротости, и да поможет тебе в этом Господь.

Скорби все с терпением переноси и благодари за них Бога.

Монаху давать деньги мирским людям, хотя бы и родным, св. Отцы запрещают, говоря, что это больше вред приносит тем, нежели пользу.

Евстолии и Паше посылаю благословение. Господь да утведит их и укрепит. Евстолия пусть понуждается открывать смущающия ее помыслы. Чрез это найдет успокоение душе своей.

Паше да подаст Господь облегчение от болезни и терпение в ней. Надо молиться Богу и не унывать. Надо лечиться. Если [есть] необходимость, то можно попроситься к родным, если ты найдешь это поленым для нея. А если видишь почему-нибудь неудобным, то пусть тут лечится.

С принятием Св. Таин поздравляю тебя.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

23 ноября 1907 г.

213. Исповедовать помыслы надо с сердечным сокрушением. Выслушивать исповедь нужно с молитвою. Чтобы избежать пристрастия, посерьезнее надо быть с духовными чадами

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. В смущении твоем да успокоит тебя Господь. В страстных и греховных помыслах не должно разбираться, но употреблять против них меч духовный. Это тебе и В–е говорю, а размышлять о страстных помыслах и разбирать их – только усиливать их. От пристрастия да хранит всех Господь. Исповедовать свои помыслы надо с сердечным сокрушением, с сознанием своей греховности, с покаянием, также и выслушивать исповедь надо с молитвою, то и вреда не будет. А лишних разговоров или подробных разъяснений не надо делать. Старайся святую ненависть иметь особенно к тем, кто очень льнет к тебе, чтобы отталкивать от себя, чтобы искали только духовнаго, а не празднаго препровождения времени. Посерьезнее и погрубей будь с духовными чадами, чтобы они не смели себя держать с тобой, как с равной им, или признаваться в любви. И мы любили своих отцов духовных и старцев, но никогда не смели говорить им об этом. Если любят, то пусть Богу молятся да слушаются, а не любезничают. Совет твой правильный относительно пристрастия. Так и говори, чтобы избегали того лица и не думали об нем.

Когда сестры о чем спрашивали Матушку, то тебе не должно уже о сем говорить, а пусть слушают совет Матушки. Также если о чем спросят у тебя, то Матушке об этом не следует говорить. Господь да поможет в трудах твоих и умудрит тебя. Всегда проси у Господа помощи.

Евстолии и Паше посылаю благословение. Пусть смиряются больше. Когда нужда духовная есть, пусть ходят и открывают о своих нуждах и с верою наставления приемлют. А без дела, для одних разговоров не следует ходить.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

1 декабря 1907 г.

214. От осуждения других воздерживайся, себя же осуждай нещадно. Открывать помыслы духовным отцам или матерям есть предание древнее и имеет великую пользу. Лучше маленькое правило справлять с усердием, нежели большое кое-как

Сестра о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю.

Получил твои 2 письма. Господь да поможет в трудах твоих и вразумит на полезное. Помощи проси у Господа пред всяким делом. Происшествие 23 ноября да будет обеим вам на пользу. Ты поступила правильно, хотя надо стараться без гнева говорить.

В нерадении и сонливости надо покаяние приносить.

Если не в твоей воле завести для себя порядок, то терпеть надо и смиряться в неисправности. Если какая необходимость пойти к сестрам или принять их к себе во время службы, то делать нечего – и то надо с покаянием. От осуждения других воздерживайся, себя же нещадно осуждай. Во всем да простит Господь.

Паше и Евстолии посылаю благословение. Открывать помыслы духовным отцам или матерям есть предание древнее и имеет великую пользу. Открывать надо все, что смущает, а одно открывать, а другое утаиваивать – нет пользы. Это не вред, если будут знать недостатки и погрешности твои. Но большой вред, если хвалить тебя будут или считать за исправную (это Евстолии пишу). Правило ей свое лучше оставить, оно велико и неполезно ей. Пусть справляет две пятисотницы, ходит к службам, со смирением несет свое послушание. Пусть читает одну кафизму, при сем на 1-й „Славе" пусть поминает о здравии всех сразу и один поклон за всех; на 2-й „Славе" пусть поминает за упокой и опять один поклон. А прочие свои поклоны пусть оставит. Лучше пусть маленькое правило справляет, да с усердием, нежели большое, да кое-как. В свободное время или на послушании надо молитву Иисусову творить.

В трапезу тебе надо бы ходить. Если и есть не хочешь, то так посиди, на сестер погляди, а за чаем можно и поменьше есть.

Благодетелей ваших, Василия и Параскеву, да спасет и помилует Господь. Василия Господь да исцелит от душевных и телесных болезней. Очень хорош совет московскаго доктора, и хорошо, что послушали его. Благодарение Господу, что сподобил его Св. Таин приобщиться. Никак не должно отчаяваться, но молиться и надеяться на милосердие Божие.

N р. от них получил, и свечу поставили преп. Тихону Калужскому, и молебен о их здравии отслужили. Сына их N. да избавит Господь от вина и прочих всех детей да благословит.

Посылаю тебе книги, картины и прочее, что просила. И твои N. получил, спаси Господи. Но N. N. лучше сама напиши, что писал относительно ее, а мне писать, не зная подробностей от нея, неловко. Благодарность напишу.

Нет ли у вас, в вашей стороне сухих грибов? Если есть, то пришли для меня самого 1 ф. или 2 ф. У нас хороших нет [6].

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

18 декабря 1907 г.

Поздравляю с наступающим праздником Рождества Христова. Да даст Господь радость, мир душевный и поможет душеспасительно провести дни сия.

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

___________________________________________________________________

[1] Пс. 50, 19.

[2] Ср.: Мф. 11, 30.

[3] Ирмос 6-й песни молебного канона ко Пресвятой Богородице.

[4] Ср.: Мф. 11, 12.

[5] Ср.: Мф. 11, 12.

[6] Из воспоминаний монахини Магдалины: „Просьбу о грибах в этом письме я приняла за прозорливость в Батюшке. Был у меня такой случай: принесли мне в подарок около 2-х фунтов сухих белых грибов. Эти грибы мне так понравились, и я подумала – пошлю их Батюшке, но потом, когда пришло время послать, я смутилась, что их очень мало и не стоит такой пустяк посылать. И так повторялось несколько раз. Если у меня кто их попросить, я не отдаю, вновь решая послать, а потом опять смущение и стыдно послать. Наконец, думаю, что же делать? И вдруг получаю это письмо как бы в ответ на смущающiя меня мысли, и, конечно, с радостью послала, но нужны ли они были Батюшке, не знаю".