Аудио-трансляция

На­доб­но вы­ри­со­вы­вать на мяг­ком юном серд­це Слад­чай­шее имя, све­то­зар­ную мо­ли­тов­ку: Гос­по­ди, Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную. Вот тог­да-то бу­дет верх ра­дос­тей, бес­ко­неч­ное ве­се­лие. Тог­да, ког­да т.е. ут­вер­дит­ся в серд­це Ии­сус, не за­хо­чешь ни Ри­ма, ни Ие­ру­са­ли­ма. Ибо Сам Царь со все­пе­тою Сво­ею Ма­те­рию и все­ми Ан­ге­ла­ми и свя­ты­ми при­дут са­ми к те­бе и бу­дут жить у те­бя. Аз и Отец к не­му при­идем и оби­тель у не­го сот­во­рим (ср.: Ин. 14, 23).

преп. Анатолий

194. В Господе положите начало вашего спасения

Мы, яко человецы, жалеем сердечно о душевных и телесных ваших болезнях; но кто более хранит вас и жалеет, как Бог - однако Он попускает так быть, да исцелится душа ваша, которая дорога для Него, ибо искуплены пречистой кровию возлюбленного Сына Его Господа нашего Иисуса Христа. В сем положите надежду вашего спасения, что Господь, любя вас, посещал болезнями, и не полагайте упования на дела ваши, ниже отчаивайтесь, видя оскудение оных: благость Божия сильна вам даровать спасение. В болезни не советуем лечиться, а лучше исполняйте заповедь св. апостола Иакова: «Болеет ли кто в вас, да призовет пресвитеров церковных, и сотворят над ним молитву, помазавши его елеем во имя Господне,- и воздвигнет его Господь от одра болезни; и аще грехи буде сотворил, отпустятся ему» (Иак., V, 14-15). Это лекарство гораздо лучше и надежнее.

28 ноября 1839 года.

К содержанию

195. Сила Божия в немощах совершается (Ср. 2 Кор., XIII, 4). Через болезни очищается духовный ваш человек

Письма ваши нам показывают, что сила Божия в немощах ваших совершается (Ср. 2 Кор., XIII, 4). Кто бы мог столько дней без пищи пробыть, ежели бы не сила Божия укрепила. Так же и при ваших немощах есть укрепление Божие. Благодарите Бога, что чрез тление и изнурение состава Божьего очищается духовный ваш человек, хотя вы и видите себя в неисправности, о чем не оставляете сожаления и сколько можно хранитесь от падения. Так же воздержитесь от ропота. Все случаи принимайте посланными вам от Бога.

19 декабря 1839 года.

К содержанию

196. Болезни и страдания принесут в будущем веке блаженство

Господь невольно скорбями и болезнями нас спасает, сводя с противного пути и к себе провожая. Истинно св. Павла восклицание: «О глубина богатства и премудрости и разума Божия! Кто испыта ум Господень» ( Рим., XI, 33 ). Уповайте на милость Божию: болезни и страдания принесут в будущем веке блаженство, - сим облегчайте скорбь вашу, приносите Господу благодарение: аще бы не любил, не посещал вас семи страданиями. Он подает изнемогающим вашим силам крепость дотоле, доколе Ему угодно будет продлить ваше испытание. Мы же желаем вам терпения и облегчения от болезни, вручая вас в покров Божий.

10 (?) января 1840 года.

К содержанию

197. В немощах познавайте любовь Божию. Смирением заменяйте невыполнение молитвенного правила

Нельзя ни к чему другому отнести ваше положение, как к отеческому о вас Божию Промыслу, охраняющему вас в болезнях ваших. Познавайте из сего любовь Божию, приносите ему благодарение, видите, что Он хочет вашими скорбями избавить от будущих. Сею надеждою успокаивайте себя. В слабостях и поползновениях да простит вас Господь, и мы, недостойные, посылаем прощение и благословение.

Носить крест можно, хотя и без парамана, но помните, что «иго благое и легкое бремя Господне» ( Мф., XI, 30) взяли на себя, - не малодушествуй.

Молитвы, когда в силах, прочитывай 50, а, если не можешь, заменяй смирением и не малодушествуй.

16 февраля 1840 года.

К содержанию

198. Испытания посылаются по силе, а не выше. Благодарите Бога за все

Христос Воскресе!

Поздравляем вас и радостным праздником воскресения Христова, даруй Бог вам праздновать оный с сердечною радостию и душевным спокойствием, равно и в будущие времена, доколе угодно Господу продлить лета жизни вашей.

Видим, что все посещает вас Господь скорбными случаями, но вам оные тяжкими кажутся по вашему устроению, впрочем познавайте к вам велию любовь Божию. Он, хотя вам спастися, обучает вас сими приключениями, посылая по силе, а не выше оной. Когда бы не было ничего, то другого рода страсти сильнее бы восставали и смущали вас. Благодарите Бога за все то, что Он премудростию своею о вас устраивает.

Апрель 1840 года.

К содержанию

199. Возверзайте все ваше попечение на Всемилосердаго Господа

М.С.О.Н.Г.И.Х.Б.Н.П.Н.

Усердно вас поздравляем со днем Ангела, да утешит вас Господь в скорби вашей, попущенной ради испытания веры и спасения вашего.

Вы зачем так позволили убивать себя скорбями, а насколько вы придаетесь сим душетлительным действиям. Бог сотворил вселенную, и печется о всякой твари своей, и вас доселе питал, одевал и согревал, неужели не силен он и впредь пещись о вас? Просим вас, Бога ради, не убивайте себя, но возверзайте все ваше попечение на Всемилосердаго Господа: Он богат в милости, в благости и в щедростях, не оставит вас, своего создания. Безнадежьем же вашим вы более себя оскорбляете и Бога прогневляете. Но Он силен вам и маменьке вашей продлить жизнь, и мы не знаем, кто прежде скончает течение своей кратковременной жизни. Сколько можете старайтесь успокаивать себя в болезнях и страданиях ваших, помня еще апостолово слово, яко не доспели мы страстьми нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас.

Итак, поручаем вас покрову Божию с желанием вам душевного утешения и телесного здравия.

Келейных ваших всех поздравляем с Ангелом и просим их, чтобы они усердно вам послужили, а паче при болезнях ваших.

16 сентября 1841 года.

К содержанию

Письма к духовным особам

200. Драгоценное сокровище - откровение по Господе.

Христос Воскресе!

Ваше Преподобие, достопочтеннейший и любезнейший о Господе собрат отец Макарий!

Как я, худейший, так и окружающие меня о Господе братии мои Вам желаем мира, здравия, благополучия и спасения!

Два почтеннейшие Ваши ко мне писания, едино краткое, а другое пространнее, вкупе же единым духом любви начертанные, я, худейший, всецело получил. Благодарим Вас за продолжение незыбленного усердия о Господе к нашей худости. Господь же да возравномерит Вам. Что касается до известного Вам предмета, то и мы еще никоего сведения не имеем; не привезет ли что-либо о. Макарий из Орла Вам, а, может быть, и узнаем - буди воля Господня! От о. И. ныне имеем письма, слава Богу! Он здоров, претерпевает наветы со стороны арх. Белевцева, однако подал прошения со иеромонахом отцем Исаакием в наши пределы - да будет и о сем воля Господня! Известного Вам лаврского эконома от занимаемой им должности всемилостивейше уволили. Серафима с золотым крестом, афонского, видно, как Синод принял, определили в Сергиеву Пустынь в число братства близ С.-Петербурга. Хотя он, едучи в столицу, много лишнего принимал и о себе заключал, но, верно, мне не помогает, а един точно Господь Бог помощник смиренномудрым, яко да «не хвалится мудрый мудростию своею, богатый - богатством, сильный - силою» ( I Цар., II, 10; Иер., IX, 23). Спаси Вас Господи за труды, что потрудились. Петр скопировать на родину ее письмо, точно об этом-то я Вас и вопрошал - да будет и со всеми ими по мере упования милость Божия. Да душевно сомнительная сестра Елена, что верит вражиим наветам - драгоценнее для нее сокровище по Господе откровение, но что делать, что она худо внимает о том! Хотя из любви о Господе и должно иметь о ней особенное назидание, однако же более и более поручать ее Господу во исцеление совершенное. Немая и эта казнь диавола, что она стремится под видом назидания к знаменитой старице. Хотя и не к ней слова Спасителя мира относятся, но «от Назарета может ли что добро быти?» (Ин., I, 46). Да дарует ей Господь содержать спасительное откровение к кому следует о Господе и не иметь веры ко мнению собственному. К М. А. на сей почте отписать слово можно, слава Премилосердому Господу, что искушение не простерлось вдаль к соблазну, но откровением пресеклось.

По обители у нас благостию Божиею худого не предвидится, а впредь остается уповать на Господа, яко же Ему изволится, тако и да будет желающее конечное.

Поручаю Вас, равно как и себя, Господу с искренним моим к Вам о Господе благорасположением. Остаюсь Ваш недостойный богомолец.

Многогрешный иеросхимонах Леонид с приверженною братиею униженно кланяемся.

При сем, имея благословение от батюшки и почитая себя счастливым, свидетельствую вам, пречестнейший батюшка отец Макарий, мое глубочайшее почитание. Чувствительнейше благодарю Вас за памятование обо мне, всеничтожном. Желаю же Вам мирных и премирных благ, мысленно себя пред Вами всечувственно повергая, прошу Вашего благословения и святых молитв. С искренним моим благоговением и расположением души и сердца честь имею пребыть покорнейшим Вашим слугою.

Многогрешный и всенепотребнейший чернец Павел.

К содержанию

201. О жребии начальства. Да будет воля Господня во всем

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Ваше Преподобие, достопочтеннейший о Господе собрат отец Макарий!

Всеусердно желаю Вам здравствовать душевно и телесно.

Приятное для нас Ваше писаньице я имел счастие получить с почты и содержанию оного по силе слабого моего понятия внял.

Многократно по неуклонному сердца моего намерению собирался ответствовать Вам, но Бог знает, на каковый конец это, что никак немощи и разнообразных случаев не превозмочь, дабы писать к Вам собственностию. Имея же Вашу любовь известить, сколько можно, о нужном, вынужден остался не для времени увлекать намерение более, хотя сими худейшими строками ныне приступить к ответу.

Итак, слава Богу, что у Вас по обители, поколе еще Господь терпит грехом нашим, благополучно. Бог весть, что нам на пользу, посему, если Господь избавит Вас от жребия начальства, благословен Бог! А когда и падет жребий на Вас, то и о сем при благословенном отречении, елико можно, да будет воля Господня. Вам известно, что желать сего бедственно, но что случится не по нашей воле, судя по нынешним строгостям, в том сами весте, что особенная бывает помощь Божия.

О прошении Вашем я о. С. предлагал - он на приятие благоохотно согласен. В заключение сказал: оставить должно до встречи моей с Преосвященным. Все сие не ближе должно быть, как в самом начале Нового года, иначе не все полагает за действительное, паче же за тщетность, да будет же воля Господня и о сем равно. Мы сего желаем и надеемся. Однако все более довлеет уступить сей справедливости, что Бог предположил, того человецы разрушить не могут. Но мои дебелые чувства как-то не углубляются, чтобы Вы выпущены сюда были. Однако я, дебелый, не верую своим чувствам и не отлагаю намерение содействовать по возможности сил продолжать сие.

О. Иоанникий пишет из С.-Петербурга, что с ним нового ничего не повстречалось, а намерен с Нового года паки подать прошение об увольнении, - что Бог с ним устроит! Надежду какую-то имеет, что Господь его не оставит и устроит по его желанию. Не между прочим пишет и вопрошает о вашем местопребывании - Господь же Премилостивый да просветит, и вразумит во благоназидательность, и да сохранит, и покрыет от всех сетей и наветов вражиих, и да простит тебе вся согрешения, вольная и невольная. И аз непотребный посылаю отеческое прощение. Молитвами отец наших мир Божий да почиет на вас.

Ваш недостойный богомолец, многогрешный иеросхимонах Лев с приверженною братиею кланяемся униженно.

К содержанию

202. Слово на день памяти Иоанна Предтечи. Об истинном даре проповедника

Честнейший и любезнейший во Христе собрат отец Макарий!

Приятное письмо Ваше получил, за которое и благодарю. Да дарует же Всемогущий совершить Вам с назидательными успехами сердца и души благонамеренный путь. Не менее желаем и вожделеннейшего во Христе Вашего возвращения в обитель.

Что касается до наших обстоятельств, то они суть следующие. Мы благополучны, посетил нас, можно сказать, наш архипастырь, быв у нас довольно весел и благосклонен, а по совершении однажды Божественной литургии сказал братии назидательное слово. Не менее в нем касался постыдного любочестия мнимо благодушных, коих частию тогда было присутствие по причине его пребывания в пустыне. Это было в день рождения св. пророка и предтечи Иоанна, почему и тема слова была: “Чего ожидаете в пустыне видети?” и следующий за сим стих.

Если есть ныне в России подражающие св. Златоусту в простоте слога и прочих обильных дарах проповедника, так он никак не может быть по справедливости исключен толикого богоугодного общества. У него не было великолепных фраз, замысловатых троп, метафор, гиперболического слога, аллегории и прочих расположений красноречия, но богатейшая и святая простота, прямая истина и изящнейшая в чистосердечии скромность. Некоторые признавались, что когда он святую благодать сердца своего старался переливать в сердца слушателей, то так пленил дух предстоящих, что многие не имели уже других мыслей, поелику ни одного слова такого не было, которое было бы высокопарно, превыспренно или неясно. Вот истинный вития по определению премудрых! Такое слово интересно иметь. Весьма бы можно многим из кого письмо сие напомнить, одно слово - так оно действовало на сердца и духовные силы, что как бы не слово оно было, а трость духовного скорописца, написующего на сердце совет и волю Вышняго. Не радостно ли это в нынешнем времени, когда проповедники стараются более отражать свои знания на кафедрах, нежели сделать спасительное влияние средствами, чуждыми тщетной философии, - простотой и истиной.

«Прежде времени не судить, дондеже приидет Господь, иже приведет во свете тайныя и объявит советы сердечныя» (Кор, IV, 5). Хотя мы можем в случае сем сказать и то, что рука Божия с нами, недостойнейшими, по мере нашего упования на Него. Однако не менее должно относить и к благодатной прозорливости мужа, украшенного верою и смирением. Он к дальнейшему утешению братии не обинулся сам служить и всенощное бдение. Сверх сего, дабы не ослабить пространством слов истину священно доброты кроткого пастыря, рассудили мы умолкнуть.

Хотя, поелику таков нам подобаше архиерей и не должно превозносить доблесть мужа мудрого «яко даре и прочие видят добрые дела Его и прославят Отца, иже на небесех» (Мф., V,16).

Душевно сожалею об обстоятельствах Ан. А. Когда я, худейший, некогда писал ей: «Бог видит правость сердец наших». Это было некоторым образом плод веры ее, то для чего же сомневаться в благословенном во веки промысле Небесного Отца? Разве десница Вышняго слабее руки смертного в судьбах своих? Мы верно забыли, бедные, что Бог предположил, того человецы разрушить не могут. «Не все ли пути Господни милость и истина взыскующим завета и сведения Его» (Пс., XXIV, 10). Разве должно быть христианке столь малодушной, когда мы хотим быть покорными судьбам Мироправителя. Не на словах ли мы христиане? - Впрочем, она не худо сделала бы, когда по совету Вашему, явилась к доброму Г. Тем паче, что он по самой вещи сострадателен и не неопытен в таковых делах. Но да будет во всем воля Триединаго; для Него нет ничего невозможнаго устроить, что только согласно с могуществом, непостижимою Премудростию и прочими Божественными Его свойствами.

Помощию любящего благолепия дома Своего заложенный храм благополучно возвышен, начали уже своды, так что можно сказать, что «жребий, в храме Господнем угоднейший» мы получили; почему и «благословен еси в храме святыя славы Твоея» (Дан., III, 53).

Поручаю Вас покровительству Господа.

Ваш недостойный богомолец, многогрешный иеросхимонах Лев с братиею.

К содержанию

203. С терпением тецем на предлежащий нам подвиг

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Ваше Преподобие, достопочтеннейший и благолюбивейший о Господе собрат отец Макарий со всеми Вашими единодушными!

Усердно желаю здравствовать душевно и телесно и о Господе радоваться!

Благодарю Вас превосходно за взаимную искреность и любовь и желаю всегда Вам преуспевать в столь благочестивых чувствах сердца, хотя, ничтожнейший, я сего и не заслуживаю, но не сомневаюсь, что Бог мира любомудрие Ваше сие возравномерит.

Что ж касается до предмета сожительства, то я Вам отписывал точно, прочее не вем, - аще так Господь изволил, да будет воля Божия. Дело же, как требующее личности о. стр. преосвященного, молчит. Причина сему та, что о. строитель с 7 января доднесь находится в болезни, которая пресекает ход многих благих предприятий. Так он болен, что когда нужно было ехать в Калугу для сдачи ведомостей и прочих счетов, то посылали вместо себя иеромонаха Иоасафа. Однако ж, аще Господь восхощет, в свое время приложить тщания не отчаявшимся, Господь поспешествует. А бумага ваша лежит в известном вашей любви Покровском монастыре Божией Матери, Которая да содействует о нас, якоже Господу Иисусу угодно. И надеемся, что всячески устрояет ко благоназиданию убогих душ наших. Только да с терпением тецем на предлежащий нам подвиг!

Еще я вашу любовь уведомляю, что в нечаянности повстречавшейся потребы был я уговорен на 10-ти дневную отлучку и пробыл в Карачеве 4 суток и во Орле 2-е суток. Слава Премилосердому Господу, по Его неисследимому Промыслу, и помощи, и с успехом окончил важное послушание и благополучно возвратился в обитель Борисовскую. М. Иларию с м. Фомаидою застиг я в Болхове, и преподано им по мере веры их, и Господь силен их уврачевать. Мой же недостойный совет состоит вот в чем: во-первых, чтобы Елена хоть отчасти пересказывала своей сестре Евдокии представляемые ей мечтательные действа и представления; во-вторых, чтобы каждый день, отходя к постели, непременно прочитывала Евдокия молитву: “Да воскреснет Бог и расточатся врази Его” до конца, и дабы животворящим крестом ограждала одр, окна и двери в надежде на милосердие Божие, что им Господь Премилостивый всячески поможет и защитит от стужающих ей противоратующих врагов истины!

Поручаю себя и всех покровительству Всемогущего Господа и Той, да управит наш путь по Его святой воле, и да поможет вам, и да сохранит, и покрыет вас от всех сетей вражиих, и да простит вам вся согрешения ваши, и аз многогрешный посылаю мое отеческое прощение. Молитвами достопамятных отец наших мир Божий да почиет на вас.

Ваш недостойный богомолец иеросхимонах Лев с приверженною братиею униженно кланяемся купно и с вашими духовными детьми Игнатием и Макарием и прочими и просим св. молитв.

При сем и я, худейший и окаяннейший, чернец Павел, имея счастие, свидетельствую Вам, пречестнейший Батюшка, мое глубочайшее почитание, от залога же искренности желаю Вам благогодолгоденствия и спасения. Чувствительнейше благодарю Вас, Батюшка, за любовь Вашу, чего, хотя существенно не заслуживаю, но Божественным примером оной назидаться желаю, полагая, что для грешников благие словеса нужнее, нежели для погрузившихся во славе Божией, правых сердцем, впрочем, простите, не вем, аще истину пишу, взяв сие мнение из того, что и Господь наш Иисус Христос для грешников пришел на землю, призывая подобным подобных по примеру, коею и Вы меня награждаете Вашей любовию. Господь да вознаградит Вас, Батюшка. Я же, ничтожнейший, испросив святых Ваших молитв обо мне, непотребном чернеце, честь имею пребыть покорнейшим Вашим слугой.

К содержанию