Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

[1-18] [19-43] [44-60] [61-75] [76-98] [99-115] [116-120] [121-127] [128-141] [142-158]

ПИСЬМО №5(121)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Мир тебе и Божие благословение. На первый вопрос я тебе уже ответил, хотя очень спешно, ибо не хотелось мне упустить почтовый поезд. Сердечно тебе, чадо мое, сочувствую. Да поможет тебе Господь.

Второй вопрос тоже весьма важен. То, что ты пишешь про обстановку жизни в Калуге и Козельске, мне вполне понятно. Ты уже как-то начала мне об этом говорить, только я не помню, к какому заключению мы пришли. Я тебе откровенно скажу, что меня тяготило такое тесное житие, главным образом присутствием людей, неимением своего уголка; конечно, отягощает и чужая неопрятность. Другие обстоятельства, убранство комнат, простор их и тому подобное, не так должны привлекать к себе внимания. Я уверен, что если бы ты была в убогой хате, но имела бы возможность уединиться, имела бы свою комнатку, то вполне бы удовлетворилась бы такой обстановкой. А роскошь, хотя и относительную, и другие потребности можно ведь плодить без конца. Этого лучше избегать, не прилепляться к этому сердцем своим, дабы оно было свободно, дабы ничто не мешало ему принадлежать Господу, ничто не отвлекало от Господа. Мне подумалось, что можно найти выход из этого положения переменой места в Козельске, но это будет дороже стоить. Если ты помнишь, я тебе говорил с самого начала, что я не решаю сразу этого дела, что благословляю попробовать пожить и испытать, а там видно будет. Это я и сейчас скажу: не разрывай окончательно условий своего жития с родными в Калуге, и опять возвращайся в Козельск. Поживешь до осени, а там видно будет. Лично можно к этому и еще добавить разных подробностей. Да вразумит и да подкрепит тебя Господь. Гряди к Свету, чадо мое, минуй и ни во что не вменяй все препятствия и искушения от мира, плоти и диавола приходящия. Господь тебе да будет Помощник. Господь всегда помогает всем искренно к Нему притекающим: и невозможное у человеков возможно бывает у Бога.

За исполнение поручения относительно архива приношу благодарность. Спаси Господи! Если не могут дать вознаграждения, не надо; обойдемся и так.

В делах со школой да поможет тебе Господь.

Вопрос о раздражительности в связи с поездкой в Козельск, кажется, отпал, но все же скажу несколько слов. Пример о. архимандрита Моисея (не Ксенофонта) сюда мало подходит. Там был гнев, думаю, большею частью справедливый на различные немощи людей, ибо это был гнев начальника, настоятеля на подчиненных, на их поступки, и не могло быть зависти, тогда как в настоящем случае это зависть, и я тебе скажу: несправедливая. Отлагая в сторону пример о. архимандрита Моисея, я мог бы согласиться на выжидание в Калуге нескольких дней, как на временную меру, в существе своем мною неодобряемую, ибо здесь зависти не место. Да поможет тебе Господь. Молись ежедневно и утром и вечером о тех, к кому имеешь неправильные чувства, дабы вместо нерасположения вселилась в тебя по отношению к ним чистая любовь о Господе, ибо ближнего своего нужно любить о Господе, и для Господа. А страсти в нашем падшем естестве живучи, с ними надо бороться, т.е. прилагать усилие не поддаваться им; победа же над ними совершается силою Божиею, наши немощные силы к этому не достаточны. В этом надо смиренно сознаться, и смирением привлекать к себе милость и помощь Божию. А кто это еще не вполне сознает, не вполне смирился, тому нередко попускается терпеть насилие страстей, дабы смирился. Поэтому усердно прошу тебя: смиряйся и перед людьми и во глубине своего сердца, дабы смирение было вполне искреннее, нелицемерное.

Усердно желаю тебе всех милостей Божиих. Сестрице твоей В[алентине] – Божие благословение. Если имя мое поносится некоторыми, и меня кое в чем обвиняют - хорошо. Помни, что в Евангелии сказано: «горе, егда добре рекут вси человецы» (Лк. 6, 26). Если это похваление всеми названо в Евангелии горем, то оно, действительно и есть горе. Да спасет тебя Господь имиже весть судьбами. Да хранит тебя Господь от всякого зла.

Грешный Иеромонах Никон.
Козельск.
23 июля/5 августа 1924 г.

ПИСЬМО №6(122)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки.

Получил два письма твоих и имею намерение, с Божией помощию, подробно ответить тебе, но так как подательница твоего письма спешит, тоя не смогу этого сделать в этот раз, и напишу уже почтой. Сейчас же лишь скажу, что ни писать, ни ехать по полученному письму пока не следует, хотя там и поминается, что просьба приехать предъявляется «ради Христа». Этим смущаться не надо; в подтверждение сих слов моих многое можно сказать, но сейчас лишь укажу на простой рассказ из Житий Святых преподобных отцев: один брат увидел идущего пустынника и побежал за ним, желая побеседовать с ним ради пользы душевной. Пустынник, увидя это, побежал от него, желая скрыться. Тот начал кричать, что бежит за ним ради Бога; убегавший же продолжал бежать, крикнув в ответ, что убегает от него тоже ради Бога. В этом рассказе действительно бежали ради Бога.

Об остальном в следующий раз. Да хранит тебя Господь от всех бед и зол. Молюсь о тебе по мере сил моих. Обо мне не беспокойся, ибо все совершается и может совершиться лишь по воле Божией. Мир тебе.

Грешный Иеромонах Никон.
Козельск.
15/28 сентября 1924 г.

ПИСЬМО №7(123)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки. Получив от тебя твое последнее письмо, спешу на него ответить.

Писать письма не следует. Лучше всего пойди к тому священнику, который тебя просил, или к отцу Николаю В., и скажи, что просьба духовенства для тебя неудобоисполнима, ибо облачения даны были тебе для хранения; а для того, чтобы вещь была сохранна, необходимо ее хранить более или менее, но втайне, что тобою доселе и наблюдалось. Но если отец А[нтоний] выдал тайну, то ты не виновата; ходатайствовать о пожертвовании облачения лично тебе неудобно, ибо ты – хранительница, а потому посоветуй им сделать так: пусть хотя бы отец Николай напишет письмо с просьбой о пожертвовании и укажет в письме, что об облачениях стало известно через отца Антония, а к тебе, когда обратились, ты без благословения владельца не согласилась дать, и даже вообще тебе неудобно, что открылось местонахождение облачений. Но все же ты изъявила готовность выдать облачение, если на то последует благословение владельца. Этим ты сделаешь все, что от тебя зависит, и совесть не должна тебя беспокоить. Будь покойна. Кроме того, знай и то, что для вечной участи умирающего внешность погребения мало имеет значения. Каждый будет судим по делам своим, «яже с телом содела, или блага, или зла» (2 Кор. 5, 10), т.е. что человек сделал, находясь в теле на земле, за то и будет судим, а остальное все неважно кроме того, что предлагает св. Церковь, т.е. молитва за усопших и добрые дела в память их. А злые дела не принесут пользы.

Теперь, деточка, буду отвечать по порядку на прежние письма. В переживаниях твоих сердечно тебе сочувствую. Да поможет тебе Господь и утешит имиже весть судьбами. Молюсь о тебе всегда, особенно когда получаю от тебя письма, ибо чувствую, что без помощи Божией ничего не сделаешь, что я сам, как человек слаб, я немощен, и не в состоянии дать той помощи, какая требуется. А молитва чудеса творила и творит, особенно тогда, когда молитвою испрашивается благое, спасительное дело; меня же в данном деле двигает лишь желание спасения твоего и моего, спасения вечного, не временного, скоропреходящего. Участь всех хотящих спастися – страдать. Поэтому, аще страдаем – да радуемся, ибо содеваем спасение.

Письмо твое, присланное с ручной оказией, я получил. Не беспокойся, податель письма мною признается благонадежным. Лично я мог бы много сказать, но в письме скажу, что он мой духовный сын, и зла мне не мыслит, и не допускаю, чтобы он на меня наговорил чего-либо. Лицо, которое меня осуждало (и теперь осуждает), и с которым был официальный разговор обо мне, живет в Козельске. Так можно сказать по предположению, но очень верному: ибо мне однажды в присутствии о. Архимандрита о. Благочинный сказал, что я уже назначен был к переводу из О.П. в Мещевск или в Добрый – не помню, но что он защищал меня и достиг своей цели: я остался. Одновременно со мной назначены были к переводу еще 2 лица из О.П., но в другие монастыри (всех порознь). Все мы трое находились в первом положении у лица, жившего тогда в О.П., а теперь в Козельске, и о том, что от этого лица была принесена на меня жалоба, мне сказал принимавший жалобу, и даже по содержанию ея сделал мне лично кое-какие приказания, не выслушивая моих объяснений. Для меня это не новость. Но все прошлое и все настоящее, и угрозы на будущее не должны меня заставить изменить моих решений, ибо они основаны на слове Божием, на заповедях Евангельских и церковных. Я – монах, а монах есть исполнитель всех заповедей Божиих. Ни прещения, ни угрозы, ни даже смерть не должны заставить монаха презреть заповедь Божию. При постриге нам было говорено от Настоятеля: «Сам бо Господь рече: «аще кто хощет вслед Мене ити, да отвержется себе, и вслед Мене да идет» (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк, 9, 23): еже есть (по-русски: что есть или значит) готову присно быти даже до смерти на всякое исполнение заповедей Его" (см. "Чин пострижения"). Ты пишешь, что письмо тебя убило, и ты в отчаянии, особенно относительно меня. Не следует сего. Одно я скажу, что надо полагаться на волю Божию. Умиляют меня и мое грешное сердце слова псаломские: «Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках» (середина 17 каф. пс. 118, 94). Говорю их Господу, когда грозят мне люди или помыслы мои при исполнении долга моего священно-иноческого. Буди воля Господня. Никак не унывай. Никак не беспокойся обо мне, что это начало гонений на меня, ибо из написанного мною ты можешь видеть, что это не начало, а продолжение, и что доселе ничто не коснулось меня, ибо не было на то воли Божией. И верь, что не коснется, если не будет воли Божией. А если воля Божия будет, то никакие предосторожности не помогут, не спасут. Будь покойна, ты тут совершенно ни при чем. И о мне, и о тебе совершается воля Божия, строится наше спасение. Ни я, ни ты не должны питать к данному лицу и к другим лицам злобу. Ибо злоба от врага-диавола; на него мы должны гневаться, а людей должны пожалеть, даже за них должны помолиться по заповеди Христовой. А против тебя я не имею никаких мыслей, не считал и не считаю виновницей моих скорбей и гонений, коих, между прочим, еще не было и нет. А будущее в руках Божиих, и я сам – Божий. «Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя. Господь мне помощник: что сотворит мне человек» (Пс. 117, 7, 6). Ты даже просишь у меня прощения и за себя и за сестру. Мне не за что тебя прощать, но если ты хочешь от меня слышать это слово, то я с любовию говорю: Бог тебя да простит, чадо мое. Этим словом заканчиваю вопрос о полученном письме и перехожу к другим.

Относительно Александры Московской все написанное принимаю во внимание, но тут дело не в этом. Да благословит ее Господь и да умудрит во спасение души ея.

За отрока болящего Владимира помолился по мере сил. Да подаст ему Господь здравие и спасение.

Молитву Иисусову совмещать с молитвой Божией Матери можно, как советовал и преп. Серафим Саровский, прибавляя: «молитвами Богородицы». Но наши Старцы не советовали этого, были сторонники произношения полной молитвы Иисусовой без прибавления, а во время акафиста Божией Матери разрешали переходить на молитву Божией Матери как в пятисотнице.

Стих главы в Первом послании к Коринфянам я не решаюсь приложить к тебе в той форме, как ты это пишешь в письме. Ибо я уже не раз тебе говорил, что... исповедь необходима.

Дабы не задержать письмо на почту – пока кончаю. Про Батюшку Нектария в следующий раз: надеюсь скоро. Да хранит тебя Господь.

Грешный Иеромонах Никон.
Козельск.
23 сентября/6 октября 1924 г.

ПИСЬМО №8(124)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Мир и Божие благословение да будут с тобою во веки.

Продолжаю отвечать на твое письмо и, прежде всего приношу усердную благодарность за любовь вашу к моей худости. Посылку вашу ко дню моего Ангела я получил. Спаси Господи. Не знаю, чем я могу воздать тебе и прочим участвовавшим. Молюсь о всех вас по мере сил моих немощных. Да воздаст вам всем Господь Своими милостями и временными и вечными, и да спасет души ваши. Лучшего пожелать вам не умею.

Четки я для тебя освятил другие, которые и постараюсь прислать при первой возможности, а присланным тобою дам иное назначение. Не вхожу в разбор слов, сказанных тебе при вручении четок, но скажу, что я посылаю тебе четки для молитвы, ибо желаю, чтобы ты служила Господу и умом, и сердцем, и не служила врагу ни единым чувством своим. Поверь мне, что у меня нет к тебе ни малейшего презрения; мое сердце простирается к тебе искренним сочувствием и любовью о Господе. Да вразумит тебя Господь, и да отойдет от тебя дух самолюбия, внушающий тебе иные мысли неподобные, и ввергающий тебя в уныние.

Помолюсь по силе моей за сестру твою В[алентину]. Да простит ей Господь, если она вольно или невольно сотворила недолжное. Во всяком случае я не думаю, чтобы она могла делать зло ради зла.

Теперь о Батюшке Нектарии. Я ему сказал все, что ты просила ему передать, и не говорил того, что ты на него решение не представляла. Батюшка сказал, чтобы ты известному лицу не писала. Это он сказал даже без моего вопрошения. Советовал тебе в моменты тяжелых переживаний обращаться к Господу с молитвой: «Господи, помилуй!» и этим привлекать к себе милость и помощь Божию. Остатки неприятных воспоминаний будут мало-помалу уничтожаться и будет легче. Затем мы обсуждали вопрос о перемене места твоего жительства. В конце концов Батюшка благословил поискать другое место, но не указал определенно какое-либо место. Дело в том, что мы получили из Дивеева от некоего лица, к коему мы имеем доверие и знакомство по Батюшке Варсонофию и др., письма, из коих можно видеть положение тамошнее; обрати внимание, что нуждаются в духовнике. Письма эти я тебе посылаю, м.б. при случае вернешь. Я не мог умолчать у Батюшки про них, и потому про Дивеев было дело отставлено в сторону, а других мест мы пока не знаем. Конечно, я просил тебе св. молитв и благословения. Батюшка не забыл вас всех, помнит и отнесся сочувственно. О поступлении в монастырь за неимением в виду таковых, хотя мы и говорили, но мало. Мое впечатление такое, что Батюшка благословил бы, если бы нашлось подходящее место. Ты пишешь, что тебе хотелось бы уйти, уехать куда-либо подальше. Мне лично кажется, что это бесцельно, ибо от себя никуда не уйдешь, а лишь удалишься от людей, искренно тебе сочувствующих. На жительство в Козельске я не настаиваю, но вполне понимаю, что в Калуге жить очень трудно, и потому охотно благословляю поискать где-либо место вне Калуги. Бог да будет тебе помощник. Со своей стороны я буду прислушиваться о подходящих местах, но заранее ничего не могу обещать. Да совершится о тебе воля Господня всеблагая.

Ты писала как-то про строй своей жизни, т.е. что чувствуешь себя чужой, не на своем месте и только по внешности исполняешь свои обязанности по службе, не вступая ни в какие кружки. Это хорошо, т.е. вернее необходимо в данное время в твоем положении. Мира душевного ты не имеешь по обстоятельствам пережитого, переживаемого и ожидаемого. Не унывай, а предавай себя воле Божией. Из всего, что Бат.Нектарий мне сказал в последнее мое посещение его, более всего мне понравились его слова о предании себя воле Божией. Не помню, чьи слова при этом он привел, но слова такие: «Нет гибельнее для монаха, как желание (или старание) устроить свою жизнь по своему смышлению» [1]. Так вот, если ты стремишься к монашеству, то и предай себя воле Божией, молись Господу, да управит путь твой во спасение. Молитва с преданием себя воле Божией чудеса творила и творит, и невозможное делает возможным. Поэтому я помолюсь о тебе, как твой духовный отец, и ты помолись, – и Бог пошлет Свою милость, как именно поможет, я не могу сказать, ибо вперед ничего не вижу и не знаю, но верую и знаю, что поможет. Я замечаю у тебя уныние, ради коего ты считаешь себя недостойной помощи Божией и прощения, – уже не раз я тебе говорил, что так думать оскорбительно для любви Божией, ибо «Бог любы есть» (1 Ин. 4, 8). Никакие грехи не могут одолеть Божией благости и милосердия, если мы в них каемся и прощения просим. Никто тебя не презирает, а Ангелы Божии радуются о спасении твоем и плачут, когда ты унываешь и сомневаешься в милосердии Божием.

Ты написала еще, что смутилась моей заботой о материальном положении твоем, если ты останешься без должности, и следовательно, без заработка. А я удивляюсь твоему смущению. Все приведенные тобою слова и примеры совершенно не подходят сюда. Нам подходящи слова преп. Иоанна Лествичника: «Удивляться трудам сих святых дело похвальное; ревновать им спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное, и невозможное» (Сл.:4:42). Прилагаю еще и выписки из писем епископа Игнатия (Брянчанинова). Да и Батюшка Варсонофий мне говорил: «Желали бы мы оставить свой животик за оградой Скита, да не можем, он все при нас остается» [2], а следовательно, и свои требования предъявляет. Если бы мы были преп. Антонии да Макарии, то и могли бы делать дела их, а так как мы на них даже не похожи, то нужно нам сознать свою немощь и смириться, нести подвиг посильный, ибо от неумеренности, или от тяжелых условий жизни некоторые совсем бросали подвиг. Да не будет с тобою сего, чадо мое.

Будем потихоньку идти ко спасению, восполняя свое недостаточество и немощь самоукорением, и отгоняя уныние бесовское надеждою на милосердие Божие, но отнюдь не впадая в грехи самопроизвольно. Еп. Игнатий (Брянчанинов) тоже человек не рядовой, и потому и с ним себя сравнивать не во всем можно; но и про него можно сказать, что он в нескольких монастырях не ужился из-за нужды материальной и немощи телесной, отдавая дань невольную вообще немощи человеческой. Я этим не хочу тебя расхолодить, и ввергнуть в заботы о материальном благополучии и довольстве, нет, я лишь хочу, чтобы ты шла средним путем, который назвали свв. отцы царским, чтобы ты была благоразумно умеренна в своих стремлениях и поняла, что заботиться о телесном и можно и должно, но не «душею своею», как сказано в Евангелии, ибо в Евангелии не всякая забота запрещается, а лишь та, которая поглощает нашу душу, и не дает ей отдаваться на служение Богу. Земледелие – честный труд, благословляемый Богом, но в нем забота идет все время почти за год вперед; едва снимет земледелец урожай, как уже сеет и пашет для урожая на будущий год, – и это должен он делать, но самого урожая должен ожидать от произволения Божия, ибо он действительно и зависит только от Бога; это ясно становится для всякого, кто вспомнит о дождях, засухе, градах, ветрах, червях, саранче и др. обстоятельствах, зависящих от промышления Божия. После всего написанного и выписок, я думаю ты не будешь смущаться и вполне поймешь, как должно смотреть на заботы о телесной жизни нашей.

Слова Ап. Павла к Коринф. (1 Кор. 15, 10): «Но благодатью Божиею есмь то, что есмь» надо понимать так: св. ап. Павел, глядя на свою прежнюю жизнь, на то, что он был гонителем Церкви Христовой, считает себя наименьшим из апостолов, даже извергом, но в тоже время не может не видеть дарованной ему благодати, имея которую он потрудился более всех апостолов. И вот он говорит: какой бы я ни был прежде, а может быть и теперь, как человек, но я теперь есмь то, что из меня сделала Благодать Божия: я – апостол, я – проповедник и я тружусь, но я и понимаю, что это все зависит от благодати Божией, которая мне дана, а не от меня лично; лично я недостоин называться апостолом. Эти слова Апостола многими были повторены и повторяются. Дерзал говорить их и я, ибо вполне сознаю, что как человек я ничто, но как иерей имею на себе благодать священства и действую так, как дает мне это благодать сия.

Теперь вернусь несколько назад. Пока еще не определилось твое новое место жительства, я нахожу вполне допустимым брать частные уроки ради заработка, но через силу себя не утруждай.

Затем нахожу возможным в случае перемены местожительства, написать владельцу некоторых вещей, что ты уезжаешь из Калуги, на сколько не знаешь, а потому решилась передать ключ от вещей сестре [Валентине]. Тогда редакцию письма можно будет составить.

В вопросе о школе Батюшка Нектарий согласился с моим мнением, что школу можно продолжать, но не делать уступок в вере, и если потребуется входить в сделку со своей совестью, то конечно, нужно ее бросить, положась на волю и милость Божию.

Да хранит тебя Господь. Усердно желаю тебе всех милостей Божиих, мира душевного и радования о Господе.

Грешный Иеромонах Никон.
Козельск.
4/17 октября 1924 г.

Приложения к письму:

Приложение № 1: Письмо еп. Игнатия (Брянчанинова) № 211.

«... Когда метут комнату, то не заминаются рассматриванием сора, а все в кучу да и вон. Так поступай и ты. Исповедуй свои грехи духовнику, да и только, а в рассматривание их не входи. Св. отцы запрещают это тем, которые не могут правильно рассматривать себя: таких рассматривание сбивает с току, приводит в расслабление и расстройство. От грехов остерегайся, в сделанных по немощи и увлечении раскаивайся, не позволяя себе при рассматривании приходить в недоумение и уныние, а безгрешности от себя не жди».

12 марта 1864 г.

Приложение № 2: Сочинения еп. Игнатия (Брянчанинова). Т. 1. Чаша Христова.

«... Моли Бога, чтобы отклонил от тебя всякую напасть, всякое искушение. Не должно дерзостно бросаться в пучину скорбей, а неимение пропитания тоже есть скорбь. В этом самонадеянность гордая. Но когда скорби придут само собой, – не убойся их...».

Приложение № 3: Сочинения еп. Игнатия (Брянчанинова). Т. 5. Гл. 12. О жительстве в послушании у старца.

«... Иноческое послушание в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое таинство духовное. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное и благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его. Тогда мы вступим на путь правильного суждения и душеспасительного благоразумия, когда читая опыты и правила делания древних отцов – послушания их, равно дивнаго и в руководителях и в руководимых – увидим в современности общий упадок христианства, сознаемся, что мы неспособны наследовать делание отцов в полноте его и во всем обилие его. И то великая милость Божия к нам, великое счастье для нас, что предоставлено нам питаться крупицами, падающими с духовной трапезы отцов. Эти крупицы не составляют собою удовлетворительнейшей пищи, но могут, хотя не без ощущения нужды и голода, предохранить от душевной смерти».

Приложение № 4: Сочинение еп. Игнатия (Брянчанинова). Т. 5. Гл. 30. Скорби суть по преимуществу удел иноков последнего времени.

«... Святые отцы, иноки первых времен христианства, совершенные христиане, исполненные Святого Духа, имели откровение свыше о монашестве последнего времени и произнесли о нем пророчество, сбывающееся пред очами нашими. Все предречения отцов схожи между собою и возвещают, что монашество последних времен будет проводить жительство весьма слабое, что ему не будет предоставлено ни тех душевных и телесных сил, ни того обилия благодатных даров, какие были предоставлены первым монахам, что самое спасение будет для него весьма затруднительным...

...Пред Богом ясны и злохитрость сатаны и тяжесть наводимых им браней на современное иночество. Бог увенчает новейших борцов не менее древних, хотя подвиг первых менее явен, нежели подвиг вторых. Мы не должны предаваться расслаблению, унынию и бездействию; напротив того, обратим все внимание и все усилие на исполнение Евангельских заповедей».

Приложение № 5: Из письма еп. Игнатия (Брянчанинова).

«... Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно. Важность в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству».

Приложение № 6: Эти четки я освятил св. водою и они у меня лежали на Евангелии из келлии Батюшки Варсонофия вместе с крестом, освященном на гробе Господнем (коричневые четки).

Приложение № 7: Письма из Дивеева.

26 августа.

Честнейший о Господе Батюшка о. N.!

Сердечно рада была я вашему заказному письму от 13 августа, хотя содержание его и очень скорбно. Получив прошлой осенью ваше заказное письмо, я немедленно ответила вам, как обычно, со случаем через Ш., но мой ответ до вас не дошел. Недавно опять написала я вам со случаем, не знаю, получили ли? Совершенно верно, что в Сарове и у нас есть вновь поступающие. В Сарове братия получают 1 ф. хлеба в день и только, остальное все от себя, за келлии налог, некоторые состоят на светской службе. У нас способные к работе сестры зачислены в трудовую артель (в рукодельную, и имеют угол и 1 ф. хлеба в рабочие дни). Остальное все от себя. Новых сестер у нас принимают редко и то только по знакомству и по протекции, не иначе. Относительно духовного окормления у нас есть блаженная раба Божия Мария Ивановна, заменившая нам по ея благословению блаженную Прасковью Ивановну. Я к ней хожу уже много лет, на всякое дело прося ея благословения, и получаю от нея большую душевную ползу. И многие из саровской братии и из наших сестер обращаются к ней. Кроме нее никого нет в наших местах. Но окормление блаженных совсем не то, что старческое окормление. В Сарове есть братия высокой жизни, но они не старчествуют, а теперь они нуждаются даже в опытном духовнике. На ваш вопрос: не было ли у нас уклонения от православия, – с великой скорбью могу вам кратко ответить: да, было. Вообще мы теперь переживаем и совне и внутри крайне тяжелое положение, которое должно скоро разрешиться. Приезжие богомольцы, конечно, этого не видят, но мы-то хорошо знаем, что висим на волоске, что единодушно подтверждают посещающие нас рабы Божии и блаженные. Так что, я, грешная, отнюдь не посоветовала бы поступать к нам, а переждать этот год. В Сарове положение менее остро, и уклонений от православия не было. Сообщая эти сведения, имени моего не называйте. Хорошо понимаю, как тяжело вам, но и нам не много легче вашего, потому, всегда поминая вас с отцом... очень прошу и ваших св. молитв. Со временем напишу вам подробнее, а пока могу сообщить только это немногое. Помоги, Господи, вашей св. обители скорее возродиться, помолитесь и о наших. Иногда пишите, всегда рада вашему письму.

30/VII-24 г.

Честнейшие о Господе батюшки отец... и отец...!

Давно не писала я вам, хотя и никогда не забывала вас и вашу св. обитель молитвенно. Мы пока еще живем у себя, но все думается, что это только пока. Преподобный много говорил, что гнев Божий постигнет нас, если мы нарушим Его заповеди, а они нами не только давно нарушены, но с каждым днем нарушаются все больше и больше, несмотря на то, что многими скорбями посещает нас Господь, но мы не исправляемся. Рабы Божии многократно говорили нам, что Матерь Божия и Преподобный прогневаны нами, что обитель доселе покрывается ради немногих избранных. Нравственное положение наше самое печальное. Помолитесь за нас. Саров тоже живет в великой тесноте и страдании. Число братии там много уменьшилось, но оставшиеся, кажется, много исправились, а исправные еще более усовершились. Была я там на Петров день и невыразимо утешилась. Поистине там целое море благодати. Память Преподобного 19 июля справлялась необычайно торжественно, народу было, говорят, как на открытие мощей. Нечего и говорить, как на это злобствуют власти. Вот вам вкратце о нашем житие, хотелось бы иметь весточку и о вашем. Только недавно удалось мне прочесть "Послание Оптинских Старцев" по поводу ересей наших. Жив ли и здоров Батюшка Нектарий? Если возможно, передайте ему от меня земной поклон с просьбой благословения и св. молитв за меня грешную и за нашу обитель. Совершается ли служение в вашей обители? Есть ли еще кто из братии, живущие там? Всегда молюсь, да поможет вам Господь и да возродит вновь св. Оптину Пустынь. Не забывайте и вы в молитвах ваших многогрешную...

ПИСЬМО №9(125)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки.

Прочел твое письмо и грустно стало мне. Унынием пропитано письмо твое, а что может быть страшнее уныния? Какой пластырь приложить мне тебе для исцеления твоего? О, Господи, Господи, неужели враг хочет опять похитить Твою овечку? Да не будет этого! Господи, «воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти нас» (Пс. 79, 3)! – Если враг хочет обидеть кого-либо из чад моих духовных, или близких моих, и я вижу свое бессилие помочь, притекаю я тогда ко Господу, «пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу» (Пс. 141, 3). Силен Господь управить жизнь нашу во спасение. Молюсь о тебе и предаю тебя воле Божией.

Много сейчас писать не могу, но кратко скажу, что перечисленные тобою монастыри – не монастыри уже, ибо в них учреждены артели, коммунны и т.п. Одни из них мало, другие много, но все-таки отошли от строго-монашеской и монастырской жизни. Живя в них можно улучить спасение, но всякому, кто желал бы поступить в них вновь, надо знать, что он не встретит там того, что было бы нужно, что встречали мы, поступая в обитель, когда она была обителью. Это видит око прежнего монаха, а ты по неопытности не можешь сразу это понять и заметить. Поэтому я не советую тебе пока обращаться за советом и указанием и содействием в отношении устройства в какой-либо монастырь к кому ты предполагала. Потерпи пока; я уже и до твоего письма хотел написать кое-кому с просьбой о тебе, хотя и не указывая пока имени твоего, а теперь поспешу этим делом, и если что получу, незамедлю, Бог даст, сообщить тебе.

Спаси Господи, за посылку. Очень благодарен. Передай от меня привет и Божие благословение сестрице твоей В[алентине]. Молюсь и о ней, и о тебе. Сегодня служил и молился о вас всех. Да подаст Свою скорую помощь Царица Небесная всем скорбящим и грехми обремененным, да будет им и радость, и утешение.

Да отойдет от тебя, чадо мое, дух уныния! Поверь мне, что все прошлое тебе уже давно прощено Господом. Берегись теперь настоящего, храни себя и не унывай. Все грехи смыты кровию Спасителя, и в бездне милосердия Его потопляются все наши немощи и грехи, лишь бы мы каялись.

Усердно желаю тебе всех милостей Божиих. Мир тебе и спасение.

Грешный Иеромонах Никон.
Козельск.
24 октября/6 ноября 1924 г.

ПИСЬМО №10(126)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Мир и Божие благословение да будут с тобою во веки.

Сообщаю, тебе, что письмо твое я отправил Батюшке Нектарию; доселе еще ответа никакого не получил.

Сердечно сочувствую тебе, дитя мое, и молюсь по мере сил моих о твоем здравии и спасении. Прошу тебя: Бога ради не предавайся унынию. Я твердо верую, что Господь не оставит тебя Своею милостию, лишь бы ты сама от этой милости не отказывалась. «Если бы и мать забыла исчадие чрева своего, Аз же не забуду тебя» (Ис. 49, 15), глаголет Господь Вседержитель. Не унывай, а надейся на Бога.

Относительно поездки в Москву ты ничего не пишешь: куда и зачем, а потому мне трудно определенно сказать что-то. Впрочем, у меня есть мысль, что проехать можно. Бог благословит; только не делай там опрометчивых шагов; прежде чем что-либо сделать помолись и подумай, будет ли это разумно и Богу угодно. Да хранит Господь в путешествии сем.

Относительно исповеди: не могу посоветовать скрывать грех продолжающийся или бывший вообще после исповеди; но про прежний грех не следует говорить, ибо он уже исповедан как должно, и потому повторения не требуется; даже не советую говорить про прежнее. При исповеди настоящего можно вовсе не касаться прошедшего, сказав, что за прежнее время ничего скрытого нет, все исповедано, – и этим ты освободишься от лишних вопросов. А с неисповеданным грехом не должно приступать к Чаше святой; да и самая исповедь при скрывании главного греха теряет свое значение. Да поможет тебе Господь! Помни, чадо мое, что не попускает Господь искушений выше меры, и сил наших, поэтому не должно опускать руки; нужно мужественно стать противу греха, – и с Божиею помощию он будет побежден. Поверь мне, что за мое краткое служение я имею много примеров восстания из тины греховной. Не должна и ты погибнуть, нет на это воли Божией. Господь хочет твоего спасения.

Сестрице твоей В[алентине] мой привет и Божие благословение. Да хранит ее Господь! О брате твоем N. помолюсь по мере сил моих. Да исцелит его недуги и душевные и телесные Всещедрый Господь. Девице N. Божие благословение.

Мое здоровье, пока, слава Богу, хорошее, а далее что Бог даст. Усердно желаю тебе всех милостей Божиих. Приветствую с грядущими св. днями поста и праздника.

Грешный Иеромонах Никон.
Козельск.
15/28 декабря 1924 г.

ПИСЬМО №11(127)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки.

Письмо твое получил с запозданием, и сам, паче чаяния, замедлил по сложившимся обстоятельствам.

Если еще дело не ушло, я поехать тебя к Батюшке Нектарию благословляю, если это тебе возможно по средствам и другим обстоятельствам. Но всегда при всякой поездке к духовному отцу или Старцу надо с молитвой ехать, как это я уже тебе говорил. Да управит же Господь все на пользу души твоей и спасение.

Начать жизнь во обновление духа Бог тебя да благословит, чадо мое, да поможет и да совершит.

Молитву Иисусову твори во смирении духа и сердца своего. Хорошо, что ты получаешь утешение от сего делания, но твердо помни, что искать утешений и наслаждений в молитве св. отцами признается душевредным. Поэтому более приникай к чувствам смирения и покаяния. Тогда не заблудишься на молитвенном пути. Единая благоприятная жертва Богу – Дух сокрушен о своих грехах, о своем падении, о своей страстности. Сердце сокрушенна и смиренна Бог не уничижит. О сем много есть и у св. отцов и у еп. Игнатия (Брянчанинова). Да поможет тебе Господь.

За присылку денег и гостинец приношу благодарность. Спаси Господи.

Сердечно желаю тебе всех милостей Божиих.

Грешный Иеромонах Никон.
Козельск.
23 января/5 февраля 1925 г.

 

__________________________________________________________________________

[1] Ср.: Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения... Поучение 5-е, о том, чтобы не полагаться на свой разум. С. 75: «Я не знаю другого падения монаху, кроме того, когда он верит своему сердцу». Ср.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 27:62: «Падение послушнику – собственная воля...».

[2] См.: Дневник, запись от 6 декабря 1908 г. (1-й том наст. изд.).

 

[1-18] [19-43] [44-60] [61-75] [76-98] [99-115] [116-120] [121-127] [128-141] [142-158]