Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

[1-18] [19-43] [44-60] [61-75] [76-98] [99-115] [116-120] [121-127] [128-141] [142-158]

ПИСЬМО №12(128)

К Лидии Межековой

Чадо мое, девица Лидия!

Бог тебя благословит и сохранит. Молюсь о тебе – г.и.Н.

Ответ: Вполне признавая советскую власть, беспрекословно ей по совести подчиняюсь, как государственной власти, я в то же время совершенно чужда всякой политической жизни и каких бы то ни было политических партий; я совершенно аполитична.

Если будут спрашивать подробнее, то можно отвечать так: как я могу сочувствовать тому, чего я совершенно чужда; если я совершенно чужда какого-либо дела или науки, то не могу интересоваться и сочувствовать им, напр., сельскому хозяйству, гипнотизму, астрономии, архитектурному делу и т.п. Я пользуюсь произведениями всего перечисленного, но не могу заставить себя сочувствовать или интересоваться этим. Так и здесь я пользуюсь советской властью, ибо без власти не мыслю государственной жизни, получаю от этой власти охрану и защиту в моей гражданской жизни, как свободной гражданки, напр., если бы не было власти, то меня могли бы всегда обидеть безнаказанно, а власть этого не позволяет, наблюдает порядки и т.д., но будучи чужда всяких политических партий я им лично никому не сочувствую и не интересуюсь.

Вообще что-либо вроде этого.

Грешный Иеромонах Никон.
29 января/11 февраля 1925 г.
Козельск.

ПИСЬМО №13(129)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки.

Письмо твое я получил, прочел его и приложенное письмо известной тебе особы. Да поможет тебе Господь. Конечно, никакого ответа не следует давать на это письмо. Вполне согласен, что письмо деланное, а не искреннее. Я считаю, что все ясно, и никаких объяснений не требуется. Предай воле Божией себя и все это дело и молчи: Бог зрит на сердце. Употреблять и призывать имя Божие в подобных случаях (как это делается с их стороны) я считаю кощунством. Но не осуждай их, ибо суд весь принадлежит не нам, а Богу, Который воздаст каждому по делам его.

Поздравляю тебя, чадо мое, с днем твоего Ангела. Сейчас получил приглашение служить в соборе нашем за о. протоиерея (ему нездоровится) и надеюсь принести Господу Богу мою смиренную молитву о твоем здравии и спасении у св. престола. Да утешит тебя Господь милостию Своею, да возвеселит сердце твое радостию Духа Святаго, да исполнит во благих желания твоя. Сии благопожелания мои прими от меня как искреннее сердечное приветствие ко дню твоего Ангела.

Теперь хотя кратко отвечу на твои вопросы: Толкование, данное у преп. Аввы Исаии о знамении прощения греха – не смущение сочувствия ко греху, как уже вполне чуждому, – нужно понимать в смысле исцеления от греховных страстей, а не отдельных грехов, ибо грехи прощаются при посредстве искренней исповеди, хотя о них и долго некоторые помнят, напр., про св. апостола Петра есть предание, что он до конца своей жизни плакал, когда слышал пение петуха, – ему вспоминалось его отречение. А знаем, что Господь, явившись по воскресении Своем, простил его и возставил его в его апостольском достоинстве: «Паси овцы Моя», «паси агнцы Моя», «гряди ко Мне» (Ин. 21, 15–16, 19), так читаем мы во св. Евангелии от Иоанна. Прочти это место внимательно. Аще Бог даст, при личной беседе о сем можно подробнее побеседовать. Итак, не унывай: нет греха, побеждающего милосердие Божие. Не благословляю и не могу благословить тебя оставить стремления к жизни по Богу. Да отойдет от тебе враг, внушающий тебе такие пагубные мысли. Крепись, мужайся! Считай себя хуже всех, но от Бога не отступай. Истинно: «близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине; волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит, и спасет их...» (Пс. 144, 18–19). Не думай, что переживания твои непонятны ни для кого. Чую, понимаю я скорбь твою, но ничего пока сделать не могу, лишь говорю: Господи, помоги, спаси, помилуй! Господи, да будет воля Твоя!

Спешу закончить письмо, чтобы оно попало на почту сегодня. Еще раз призываю на тебя Божие благословение и вручаю тебя всемощному покрову Царицы Небесной. Помню о тебе, чадо мое, и молюсь о тебе.

Грешный Иеромонах Никон.
21-22 марта/3-4 апреля 1925 г.
Козельск.

Привет и Божие благословение сестрице твоей В.

Иером. Н.

ПИСЬМО №14(130)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки.

Письмо твое получил и спешу ответить на твой вопрос о школе. Советую оставаться в этой, предавшись воле Божией. Усердно молись святителям Николаю и Спиридону, дабы их молитвами все устроилось на пользу души твоей. Сердечно сочувствую тебе, чадо мое; да утешит тебя Сам Господь: истинно, «суетно спасение человеческое» (Пс. 59, 13; 107, 13). Хотя к человекам мы и должны обращаться за помощью душевной и телесной, но успеха в сих обращениях должны ожидать от руки Господней. Молюсь о тебе и желаю милости Божией.

Сообщи, куда девать мне письмо, которое ты прислала мне «для прочтения»: вернуть тебе или уничтожить? Я немного немощствую: нога заболела более обыкновенного, а потому пишу карандашом, сидя на кровати. Спешу сдать письмо сестрице твоей и потому пока оканчиваю.

Да будет с тобою и над тобою покров Царицы Небесной. Мир тебе и спасение.

Грешный Иеромонах Никон.
24 августа/6 сентября 1925 г.
Козельск.

ПИСЬМО №15(131)

К Лидии Межековой (открытка)

Боголюбивая девица Лидия!

Мир тебе и Божие благословение. Не имея возможности сейчас подробно ответить на твое письмо, спешу написать хотя несколько слов. Относительно столика я все сказал твоей сестрице. Относительно письма советую пока ничего не отвечать. Да поможет тебе Господь во всем. А я молюсь по силе моей за тебя. Да хранит тебя Господь Бог.

Грешный Иеромонах Никон.
Козельск.
31 августа/13 сентября 1925 г.

ПИСЬМО №16(132)

К Лидии Межековой (открытка)

Боголюбивая девица Лидия!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки.

Посылаю тебе обещанные четки, с коими я неоднократно служил. Сочувствую тебе, чадо мое, и молюсь о тебе; за посылку и поздравление ко дню Ангела моего усердно благодарю, спаси Господи. Да хранит тебя Господь Вседержитель.

Грешный Иеромонах Никон.
Козельск.
12/25 октября 1925 г.

ПИСЬМО №17(133)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки.

Письмо твое получил. Молись св. Николаю Чудотворцу и св. Спиридону Тримифунтскому. Ведь они скорые помощники и молитвенники наши, им дана особенная благодать помогать находящимся в бедах, даже безвыходных положениях. Помогут они и тебе. Конечно, со своей стороны ты сделай, что нужно. Я уже об этом сказал сестрице твоей, т.е. что нужно сделать. Да хранит тебя Господь Бог под кровом Своей благости. За все благодари Бога. В поучении, читаемом на службе: «Похвала Богородицы» Великим Постом, сказано, что необходимо благодарить Господа за все бывшие на нас милости Его, ибо когда благодарим за все бывшие милости, и благодеяния, то, так сказать, уготовляем свою душу для принятия новых благодеяний и милостей. Из этого ясно, что ропщущие и неблагодарные лишаются новых благодеяний Божиих. Убойся этого и всегда за все благодари Бога, ибо «у Господа милость и многое у Него избавление» (Пс. 129, 7). Никто не сможет утешить, если Господь не утешит. Поэтому, если утешилась ты в Козельске, благодари Бога, а люди не причем: они лишь сознательные и несознательные большею частию исполнители Божественных велений.

Желаю тебе мира и радования о Господе и всякого благополучия. Спасайся о Господе, чадо мое дорогое!

Грешный Иеромонах Никон.
Козельск.
8/21 ноября 1925 г.

ПИСЬМО №18(134)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки.

Письмо твое получил будучи у Батюшки Нектария, а сейчас из-за вьюги застрял на дороге, и пользуясь сидением в плену у непогоды, пишу тебе ответ. Прежнего твоего письма у меня с собою нет, а потому отвечаю только на последнее письмо.

Чадо мое дорогое! Зачем ты скорбишь и смущаешься? Не волнуйся, а предайся в волю Божию, – и успокойся. Приходилось ли тебе обращать внимание на то, что во время всякого Богослужения неоднократно произносится такое, так сказать, приглашение: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувши, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим» [1]. Вонми этому приглашению Церкви Христовой Православной и все предай воле Божией. Я хотя и грешный, но все же монах, и все же Божий, я нахожусь всецело в руках Божиих. Также и ты – Божия. Меня твое письмо не обеспокоило, пожалуй даже утешило. Припомни, как сказано во св. Евангелии: «Горе, егда добре рекут вси человецы» (Лк. 6, 26). Значит, меня это горе не постигает, если некоторые люди возводят на меня клеветы и поношают меня. Ведь и про Христа одни говорили, что Он благ, а другие, что нет, Он льстит народам. Я совершенно сознательно отношусь к этому явлению. Я уверен, что если Господь попустит, меня может постигнуть всякое озлобление, унижение, скорбь; и я уверен также, что если Господь не попустит, никто меня пальцем не тронет. «Господь мне Помощник, что сотворит мне человек? Господь мне Помощник, и аз воззрю на враги моя» (Пс. 117, 6–7). Буди воля Господня!

С о. N. не советую иметь дальнейших объяснений. Смирись. Правду доказывать не требуется. Она откроется тогда, когда это нужно будет: или еще здесь на земле, или тогда, когда каждый по своим делам приимет воздаяние от Нелицеприятнаго Судии. Все слова: «незаслуженно», «несправедливо», «хочется доказать», – совершенно не монашеские, даже более – не христианские. «Блажени есте егда поносят вам» (Мф. 5, 11), «Суд Мой праведен есть» (Ин. 5, 30). Следовательно, надо смириться и покориться, а за обидчиков помолиться, да сотворит Господь и с нами и с ними по милости Своей.

Причащаться постом этим через 2 недели Бог благословит. Но ты не пишешь, у кого будешь исповедываться: если будут продолжаться пытки, ты будешь опять волноваться. Нужно кротко и кратко попросить прекратить эти пытки и допросы, ибо дело исповеди – дело совести и свободы, а не принуждения и насилия. Скажи, что ты приходишь на исповедь не чернить свою совесть, а очищать, а потому все как перед лицом Божиим говоришь по правде. И этим закончи все переговоры на эту тему. Все это на случай, если он сам начнет говорить. В противном случае молчи. На просьбу о молитвах могу только сказать, что молился и молюсь по силе моей. Да хранит тебя Господь под Кровом благости Своей! Будучи у Батюшки Нектария я просил и его св. молитв и благословения тебе по просьбе твоей.

Теперь еще одно скажу тебе. Все то, что ты сообщила мне письмом своим, для меня не новость, и не произвело на меня тяжелого впечатления. Но то, что ты написала, хотя и в скобках, как вводное предложение, "о всем горьком, всем тяжелом, что тебе приходилось и приходится переживать у меня", – мне больно. Я, не любя доказывать очевидное, доказывал тебе мою любовь к тебе, желая тебя успокоить, но как видно, из твоих этих слов, я не успел в этом отношении, – и мне это грустно. О Господи! доколе враг играет умами и сердцами людей?! Господи, Ты видишь все! Это же твое грустное настроение оказалось и в вопросе о выходе Нины замуж. По силе моей помолюсь о р.Б. Николае, да обратит его Господь на путь истины и да спасет душу его. Никогда, дитя мое, нельзя надеяться на человека. Это великая и роковая ошибка. Без определения на то Божия не защитит и не утешит человек. Бессилен человек без Божией помощи. Я тебе писал о благодарении Бога за Его великие милости и о удалении от ропота. Теперь еще напоминаю о том же. Благодари Бога и увидишь или поймешь мое к тебе отношение. Не упорствуй в своем неправильном понимании, а желай от него отделаться; кайся в своей немощи, и покаяние, как учит еп. Игнатий (Брянчанинов), откроет постепенно очи твои на грехи твои, и ты увидишь, наконец, что ты виновата, а не другие. Мне очень скорбно, что ты хочешь в этом исправиться. Вообще и слушаешься, и имеешь желание спасаться и слушаться, а в этом не могу убедить тебя. Еще раз прошу тебя обратить внимание на мои слова и не давать воли своим чувствам и мыслям, для тебя неполезным. Не посердись на меня, что я тебя пробираю вместо утешения. Если бы не желал тебе добра, то не стал бы говорить. Кого люблю, того и наказую [2].

Усердно желаю тебе всех милостей Божиих и всякого благополучия. Когда будешь иметь возможность, приезжай помолиться к нам.

Паки призываю на тебя Божие благословение и желаю мира и радования о Господе Иисусе Сладчайшем. Мир тебе и спасение.

Грешный Иеромонах Никон.
Дорога в Козельск. Вьюга.
3/16 декабря 1925 г.

ПИСЬМО №19(135)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Мир тебе и спасение. Приветствую тебя, дитя мое, с праздником по гражданским с Новым Годом. Да хранит тебя Господь под кровом благости Своей. По силе моей молимся о тебе.

Грешный Иеромонах Никон.
3/16 января 1926 г.
Козельск.

ПИСЬМО №20(136)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки.

Письмо твое получил. Сердечно сочувствую тебе в скорбях твоих Да утешит тебя Господь. Пишешь откровенно. Писать и надо откровенно, но все же надо думать, о чем пишешь. Хорошо, что написала откровенно, через это и получишь врачевание, но есть мысли и нехорошие. Да избавит тебя от них Господь. Ты сама пишешь, что не обратила особенного внимания на мои слова «о святости». В том, что ты не обратила внимания, и заключается твоя ошибка. Ты не вникла в смысл того, что я говорил и что запрещал: этому препятствовала в тебе зависть и рождаемое ею ослепление. У св. отцов ясно говорится, что зависть рождает ослепление, и даже в церковной великопостной стихире поется, что зависть не ведает рассуждати полезное (точно слов не помню). Я тебе запрещал и теперь запрещаю и говорить и думать про меня то, чего у меня никогда не было ни на уме, ни на сердце, именно, что известная личность – святая. Нельзя про духовного отца говорить неправду. Это большой грех. Делать этот грех я тебе и запрещаю. А каяться в зависти требую и советую, ибо я только и наблюдаю в моих советах тебе – твое спасение, твою пользу, душевную, а насколько возможно и телесную. Но каясь, не выдавай своих чувств и предположений за истину, а кайся в том, что тебе пришли такие-то помыслы и чувства, желая от них отделаться, а не упорствовать в них; ибо ты неоднократно спорила со мной, приписывая мне то, чего никогда у меня не было. Я неоднократно говорил, что не следует хвастаться тем, как кого утешил духовный отец, чтобы не возбудить зависти, ибо зависть прокрадывается иногда в сердца людей высокой подвижнической жизни; примеров тому много и кругом, и в житиях святых. Скрывать это советывал мне Батюшка Варсонофий, и я его слушался: я молчал о всем, что от него слышал и видел, и Дневник мой был для всех тайной до самого последнего времени. А от вас всех я не могу добиться этого. Все друг перед другом хвастают, завидуют, расстраиваются, забывая то, что духовный отец не для человекоугодия говорит и делает, а для спасения душевного, что все души чад его духовных ему дороги. И твоя душенька дорога мне, как дорогого моего чада духовного. Сколько раз я скорбел о тебе и молился. О дитя, мое дитя! Да вразумит тебя Господь разумевать истину. Не разумея истины, ты впадаешь в ошибки и имеешь неправильные понятия о многих вещах и явлениях. Ты пишешь, что потеряла веру в людей. Надо верить в Бога, а людям надо отдавать лишь должное, ни больше ни меньше. Без людей нельзя обойтись, я тебе рассказывал статью из «Луга Духовного», как ангел сказал, что Богу угодно, чтобы люди наставлялись людьми же. Но люди всегда люди, а потому надо терпеть благодушно и со смирением несовершенство людей, заимствуя от них, подобно мудрой пчеле, полезное, назидательное. Из слова Божия, из жития святых мы видим, что неудовольствия, споры, разногласия бывали между святыми, даже между апостолами, но это не помешало им быть сосудами Св. Духа и притекавшим к ним получать от них и через них и назидание, и спасение. Тем более нужно вам потерпеть наши немощи, ибо мы люди грешные, люди обыкновенные. Но и через нас вы можете получать и назидание, и спасение, пользуясь от нас благодатию Божиею, сообщаемою в таинствах, и назидаясь советами, если они основаны на чистом православии и слове Божием. Не ропщи, дитя мое, – ты не одинока духовно. Тебе так говорить грех. Враг тебя мутит. Кайся в сих мыслях, отвергай их. Читай хотя несколько раз в день краткую молитву из вечерних молитв: «Просвети очи мои...». Бог даст не погибнешь, а спасешься. Смирись, терпи все, даже немощи свои, не оставляй спасительного пути, да не укрепится, да не одолеет тебя враг. Терпи все: враг не вынесет твоего постоянства и отступит, видя, что не может укрепиться на тебя...

О школе. Не унывай, не дорожи, что о тебе скажут люди, чуждые нашего духа церковного. «Горе, егда добре рекут вси человецы» (Лк. 6, 26). Потерпи все. Веди себя как и прежде, и когда можно, просись у заведующего в отпуск. Во избежание недоразумений можешь с ним поговорить наедине, чтобы как-либо не подвел тебя, отказавшись от своих слов. Да умудрит тебя Господь и все да устроит на спасение твое.

О Нине. Надо молиться, и я молюсь по силе. Брак мы признаем лишь церковный. Гражданская запись необходима, но по духовному недостаточна, также и развод. Не осуждай ее. Выскажи ей свое мнение и замолчи. Предоставь воле Божией все и всех. Видя этот и другие соблазны и беззакония не ужасайся, по Евангельскому слову. А лишь прими меры к охранению себя от всякого греха и соблазна. Да хранит тебя Господь, чадо мое.

Желаю тебе всех милостей Божиих. Сестрице твоей В[алентине] мир и Божие благословение. Да вразумит и да хранит ее Господь. Молюсь о вас обеих.

Грешный Иеромонах Никон.
10/23 февраля 1926 г.
Козельск.

ПИСЬМО №21(137)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки.

Приношу тебе усердную благодарность за присланное. Спаси Господи. Да помянет Господь любовь твою. Написать тебе с девицей Клавдией не мог, ибо она всего несколько часов была в Козельске. Усердно благодарю за акафист св. Спиридону. Да поможет сей великий угодник Христов и мне, и тебе, и брату твоему N. и всем нам св. своими молитвами. Молись ему, деточка моя. Письмо твое послал с одной матушкой приезжей, а теперь его опять повез о. Кирилл. Ответ постараюсь сообщить дополнительно. О брате твоем помолюсь. Сердечно сочувствую тебе. Да утешит и его и тебя Господь. Предай все воле Божией: ведь Господь все видит и знает, кто чего достоин и что послать или напустить.

Акафист, переписанный тобою, возвращу при первой возможности. Из новых поучений [3] у меня записано только одно. Посылаю его.

Да хранит тебя Господь. Приветствую о наступающим Св. Вел.Постом и усердно желаю всех милостей Божиих. Молюсь о тебе всегда.

Грешный Иеромонах Никон.
24 февраля/9 марта 1926 г.
Козельск.

Письмо м. Херувимы я не читал, но мне она говорила, о чем хочет писать. Узнай, пожалуйста, получше, ибо и меня этот вопрос измучил: не знаю, что сказать, на их слезы. Я уже склоняюсь все покончить с этой дачей. Из-за чего себя так мучить, ведь это не храм, и не обитель, а лишь простой хутор: можно жить везде. «Господня земля и исполнение ея» (Пс. 23, 1).

Грешный Иер. Н.

ПИСЬМО №22(138)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Мир тебе и Божие благословение.

Поздравляю тебя с св. Великим Постом и усердно желаю тебе проводить св. Пост в мире душевном, всяком благоговении и трезвении на пользу душевную.

Молитвенно помню о тебе. Да хранит тебя благодать Божия. Приехать к нам Бог благословит.

Грешный Иеромонах Никон.
7/20 марта 1926 г.
Козельск.

ПИСЬМО №23(139)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки.

По недосугу в дни св. Великого Поста кратко отвечаю на твое письмо.

Усердно благодарю за переписанные поучения. Спаси Господи!

На полученное поздравление ответь молчанием. Письмо без подписи по большей части недействительно, и в данном случае безусловно отсутствие подписи доказывает наличие причин, побуждающих не подписаться.

Продать некоторые вещи Бог благословит; но сразу много не продавай, ибо всегда по наличию денег производятся расходы, и потому деньги могут скоро израсходоваться.

Слова Литургии : «Святая святым» по некоторым толкованиям означают объявление во всеуслышание, что приносимая, совершаемая святая тайна предназначается для причащения святым людям: 1) святым, ибо прежде вообще все верующие во Христа назывались святыми; 2) святым, т.е. не имеющим в данную минуту никакой скверны на душе, никакого греха, не очищенного покаянием. Такое толкование я встречал в учебниках и у св. отцов; подробнее сейчас не могу навести справки.

«Яко да царствую в Тебе» [4], – эти слова имеют смысл в соединении с предыдущими словами: «и стражду Тебе ради». Св. Апостол говорит: «Аще с Ним (т.е. со Христом) постраждем, с Ним и прославимся» (Римл. 8, 17). «И царствует Христос во веки» (Откр. 11, 15), – причастниками славы Христовой в царствии Его являются все до конца пострадавшие за Христа; начинается это царствование еще здесь на земле и продолжается в блаженной вечности во веки веков.

Когда грех насилует человека, человек должен все меры употребить для предохранения себя от впадения в грех делом, и никак не давать ему согласия в уме и сердце; должен стараться возненавидеть грех; молиться Богу о помощи в борьбе и чаще исповедывать этот грех и самую страсть, живущую в сердце человека. Еп. Игнатий (Брянчанинов) совершенно определенного говорит, что без чистой и искренней исповеди невозможет человек победить свою страсть. Когда же грех по какой-либо причине прорвался наружу, т.е. совершен делом, то нужно считать себя совершенно виноватым в том, что грех совершен, каяться сугубо в нем, не ища себе извинения, как поется: «Непщевати вины о гресех» (Пс. 140, 4). Опыт показывает, что только тогда человек умиротворяется, когда себя всецело признает виноватым: и кается в своем грехе, не стараясь его уменьшить в своих и чужих глазах. А суд за грех принадлежит Богу; духовник – посредник между Богом и человеком, кающимся, он может при разрешении греха принять во внимание обстоятельства греха и судить строже или снисходительнее, но все же обязан грех признать грехом, ибо грех всегда есть грех. Случается, что находящиеся при совершенно одинаковых условиях поступают по-разному: один падает, другой – воздерживается. Поэтому, только сознание воей вины успокаивает совесть человека. Вникни в смысл слов 31 псалма, ст.3–5: «Яко умолчах», – т.е. я не признавался в грехе, – «обетшаша кости моя» – изныли помыслы и чувства... «Отяготе на мне рука Твоя» – суд Божий... Но вот я признал себя виноватым, не стал скрывать греха своего, решил исповедать его Богу, и что же? и «Ты оставил еси нечестие сердца моего...».

Говеть в сей св. Пост благословляю два раза: на первой, на страстной; впрочем, как это тебе будет удобно. Если же будет желательно, то благословляю и третий раз поговеть среди поста.

Усердно желаю тебе всякого благополучия, мира и радования о Господе.

Грешный Иеромонах Никон.
10/23 марта 1926 г.
Козельск.

М.Игумении я сказал, чтобы она тебя более не беспокоила поручениями, ибо это тебе неудобно по службе и недосужно. За исполнение просьбы моей усердно благодарю.

Иером. Никон.

ПИСЬМО №24(140)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки.

Спешу ответить на твои вопросы хотя и кратко. Квартиру Бог благословит отдать старику. Это тебя нечем не связывает особенно, а м.б. будет и удобно. С самого начала надо поставить себя в пытательные отношения, никак не допуская никакой близости, совместных чаев и т.п. Вот ваше, а вот наше, вы у себя, а мы у себя. – Уклониться от гулянья Бог благословит. Если нельзя без записки, то написать можно записку; нельзя ли поговорить с верующим врачем, чтобы он дал свидетельство. – Христосоваться можно и не целуясь, как напр., мы монахи, сказав заранее, что целоваться не будешь; а на пасхальное приветствие надо ответить пасхальным приветствием, если оно произносится не с кощунством. На остальное потом, деточка моя, отвечу. Поздравляю тебя с наступающим праздником. Прими от меня радостное: Христос Воскресе!

Мир тебе и спасение, особенно в сии св. дни.

Грешный Иеромонах Никон.
15/28 апреля 1926 г.
Козельск.

ПИСЬМО №25(141)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки.

Письмо твое получил. Молился и завтра, Бог даст, помолюсь о тебе и благополучии в делах твоих. Уповай на Господа. «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим во истине...» (Пс. 144, 18). Он волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет их. Вложи в сердце твое слова сии утешительные и не унывай. Силен Господь и утешить и спасти тебя.

Побывать в Сарове и помолиться и поговеть там Бог да благословит. Дело доброе. Да подаст тебе Угодник Божий благодатную помощь в житейских твоих скорбях и искушениях.

Моление на коленях до Троицына дня Церковию отменяется: изменять правила церковные я не могу, но как и во всем, так и здесь нужно держаться духа правил, а не буквы. Апостол, напр., говорит: «Нужды ради пременение закона бывает» (Евр. 7, 12), и некоторые святоотеческие правила разрешают в некоторых случаях в неположенное время поклоны земные, напр., приступая к святыне (иконам и др.), можно, говорится, преклонить колена. С правилами Церкви и исключениями из них согласуй и ты свои поступки, имея те или иные нужды и потребности душевные.

Аналой и крест, конечно, лучше всего возвратить по принадлежности.

За р.Б. Георгия и мл. Бориса помолимся. Да подаст им Господь здравие душевное и телесное.

Чадо мое! не томи себя унылыми мечтами и воображениями. «Высших себе не ищи, крепльших себе не испытуй, а еже тебе повелена – в сих пребывай» (Сир. 3, 20–22). Пока человек живет, он не погиб, потому и ты не погибшая, а кто сколько развратился или усовершился, – тебя не касается. Каждый своему Господу стоит или падает. Одно знай и помни, что «близ Господь» (Пс. 144, 18). Не забывал Он тебя и не забудет никогда.

Желаю тебе милости Божией.

Грешный Иеромонах Никон.
12/25 мая 1926 г.
Козельск.

__________________________________________________________________________

[1] Конец Великой, Малой и Просительной ектений.

[2] «Его же убо любит Господь – наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет» (Евр. 12, 6; Пр. 3, 12).

[3] Речь идет о поучениях самого прп. Никона, которые записывали его чада и отдавали ему на проверку.

[4] Из общего тропаря мученице.

 

[1-18] [19-43] [44-60] [61-75] [76-98] [99-115] [116-120] [121-127] [128-141] [142-158]