Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

[1-18] [19-43] [44-60] [61-75] [76-98] [99-115] [116-120] [121-127] [128-141] [142-158]

ПИСЬМО №12(116)

М. Амвросии

Христос Воскресе!

Дорогая дочь моя м. Амвросия. Письмо твое от 14 апреля получил только 28 апреля. Сердечно благодарю тебя за любовь и заботу. Спаси Господи. Конечно, и я рад был бы видеть тебя. Но нельзя забывать, что мы своей воли не имеем, и может случиться так, что и в Пинеге будешь, но не будешь иметь возможности видеть меня, ибо и здесь бывают частые перемещения и назначения в разные места [1]. Поэтому, думается мне, что не нужно тебе ставить свое положение в зависимость от моего.

Не имея никаких примеров в отношении подачи заявления, никаких справок, совершенно не зная, чем мотивировать свою просьбу (Каргополь не Крым), да и почти не надеясь на какие-либо благие результаты, я пока решаюсь оставаться на месте, предавшись воле Божией. Вызывать тебя в Пинегу не решаюсь, сознавая, какие трудности могут тебе здесь встретиться. С другой стороны, как будто не решаюсь и отклонить твое желание, нет у меня определенной решимости в этом вопросе. Господи, помоги и вразуми. Надо молиться, да укажет Господь путь.

О себе могу сообщить, что болезнь, как мне кажется, идет вперед, ибо температура не падает ниже 38–39°. Это наводит на мысль о скоротечности болезни. А так я себя чувствую все время в одном положении. Есть легкая болезненность во всем теле и груди. Температура беспокоит меня и внушает мысль о близости смерти; о выздоровлении теперь почти не думаю, считая это несбыточной мечтой. Предаюсь воле Божией.

Сердечно благодарю отцов за любовь и внимание и заботу обо мне. Спаси их, Господи.

Призываю на тебя мир и Божие благословение. Да хранит тебя Господь под кровом Своей благости. Молюсь о тебе моею немощною молитвою, но все же молитвою любви о Господе.

Приходила мысль ехать тебе туда, куда поедут отцы, чтобы не быть совсем одной. Но опыт показывает, что разлучение неожиданно настигает. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия: в нихже несть спасения» (Пс. 145, 3). «Блажен ему же Бог Иаковль Помощник его, упование его на Господа Бога своего» (Пс. 145, 5)– единая надежда на Бога – вот твердое основание. Остальное все непрочно и особенно в нашем положении. Совершенно не знаешь, где лучше, где хуже, и что ожидает. Да будет воля Божия.

Преп. Феодор Студит, сам бывший в ссылке, ликует и радуется за умирающих в ссылке. И мне приходила мысль, что мы, иноки, отрекшиеся от мира и ныне, хотя и невольно, проводим мироотреченную жизнь. Так судил Господь. Наше дело – хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное вручить Богу. Не постыдится надеющийся на Господа.

У нас, хотя начали ходить пароходы, но редко, да еще говорят, скоро будет сплав леса по реке, и тогда, должно быть, прекратится пароходное движение. Все это создает большие трудности в почтовом и вообще во всяком сообщении. Погода холодная, ветряная, пасмурная. Получила ли ты мое письмо, которое, хотя и заказным я послал, но в самую распутицу?

Прости, желаю тебе всякого благополучия и помощи Божией. Прошу твоих святых молитв и у отцов.

Грешный Иеромонах Никон.
30 апреля/13 мая
[1931 г. Пинега. Деревня Козловка]

ПИСЬМО №1(117)

К Лидии Межековой [2]

Боголюбивая девица Лидия!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки.

Получил два твоих письма. Второе письмо дополняет первое и даже облегчает мне отвечать. Чтобы было ясно мое письмо, мои ответы, я прилагаю тебе здесь выписку из книги «Исповедание Православное». Очень часто эту книгу называют «Исповедание веры Восточных Патриархов». На нее, насколько я помню, ссылается и епископ Феофан в своем послании о Живой Церкви, указывая, что противление очевидной истине есть хула на Духа Святаго. Это обстоятельство очень важно.

Теперь начну отвечать и приступлю прямо ко второму письму. Старайся выполнять данное тебе молитвенное правило неопустительно; самочинно его не увеличивай; а когда почему-либо придется не выполнить его, не смущайся, а укоряй себя за немощь свою. Батюшка Амвросий говорил, что смущение нигде в числе добродетелей не поставлено [3]; не смущаться надо, а смиряться, сознавая свою немощь. Прибавлять к молитвенному правилу Бог благословит, когда будешь иметь на то возможность, утром – часы 1, 3, 6 и изобразительны, а вечером – 9 час и повечерие с канонами, также помянник. От увеличения молитвенного правила я предостерегаю тебя потому, что иногда от неумеренного молитвенного самочинного правила, совершаемого без смирения, а с гордостию, без мысли о грехах своих и о покаянии в них, образуется в душе и сердце человека неправильное настроение, рождающее злые плоды, а не благие, и один из первых злых плодов – превозношение себя, любование своею молитвою: «Несть, якоже прочие человецы» (Лк., 18, 11). Помнится, что наш Старец Батюшка игумен Антоний [4], когда его спрашивали о молитвенном правиле, говорил, что много было у него за всю его жизнь иноческую различных правил, но осталось лишь одно: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18, 13), т.е. смиренная мытарева молитва, приносимая Богу из сознания своих немощей и греховности. Сестрице твоей В[алентине] я дал переписать одну мою заметку, в которой говорится о молитве; попроси у ней ее списать: она будет не лишняя для тебя в твоем этом вопросе. Иногда при желании помолиться можно и еще что-либо почитать, например, несколько глав Евангелия, вместо одной, или акафист какому-либо святому, или иконе Божией Матери и т.д., не прибавляя этого к данному правилу ежедневно, как правило.

За то, что ты принесла Господу искреннее покаяние – Господа и благодари. Человек в этом деле лишь орудие в руках Божиих. Чтобы укрепить тебя в памяти о грехах, я и сделал прилагаемую выписку из книги: «Православное Исповедание», ибо книга эта весьма важна, в ней изложены истины неоспаримые, взгляды и понятия не единичных людей, могущих лукаво и превратно толковать слова Священного Писания, а всей Вселенской Церкви. Поэтому, чадо мое, не смущайся никакими письмами и доказательствами; «мужайся, и да крепится сердце твое» (Пс. 26, 14). А взгляд на приобретение смирения истинного, взгляд свв. отцов, можешь узнать из поучений прп. Аввы Дорофея [5]: «О смиренномудрии» на стр. 43–45 по изданию 1913 г.

Покаяние, по учению свв. отцев, открывает глаза, открывает зрение на грехи. Покаявшись в одних, человек начинает видеть другие, третьи, и т.д., начинает считать грехами то, что прежде не считал грехом; вспоминает нераскаянные грехи, давно минувшие, давно забытые. Поэтому не удивляюсь, что ты еще и еще вспоминаешь. Советую получше все припомнить и не медлить принесением покаяния на исповеди. Между прочим ты пишешь, что мучаешься в совести за свои поступки при смерти мамаши, т.е. чувствуя себя виноватой перед ней. Молиться о мамаше необходимо всю жизнь до смерти, но чтобы успокоить совесть, необходимо еще сказать о сем на исповеди, и если совесть не успокоится, то хорошо понести какую-либо епитимию по определению духовника. Покаяние – великая сила!

Теперь перейду к первому письму. Бог тебя простит, чадо мое, что ты причинила мне беспокойство своим поступком перед отъездом. Я не сердился и даже умолчал бы о всем этом в настоящем моем письме, но мне хочется тебе разъяснить, что это произошло от недостатка смирения. Тебе нужно было бы сразу отвергнуть гордую мысль «о насильном навязывании», и «боязни быть людям в тягость» и смиренно все-все объяснить. Но, слава Богу за все. Я радуюсь, что все выяснилось.

О полученном тобою первом письме я много писать не буду: нет надобности, ибо все необходимое мною уже разъяснено; но все же кое-что добавлю. Не осуждая (Боже, сохрани!) я должен тебе сказать, что искажать смысл Священного Писания, например, о свойствах любви, есть кощунство. Поэтому нисколько не смущайся этими словами. Внимай совести своей, но совести благой, а не лукавой. Сохранение сей совести благой весьма важно, а отвержение благой совести бывает причиной даже отпадения от веры, как свидетельствует св. ап. Павел в послании 10-ом к Тимофею гл. 1, ст. 5–6 и ст. 19–20. Эту благую совесть, т.е. озаренную светом учения Евангельского, и имей всегда в себе при обсуждении или решении всех вопросов. Если с такою совестию изложила в письме ко мне историю о господине «готовом развестись с женой и бросить сына», ты ни в чем не виновата. Тут тебе нужно иметь только еще одно ввиду: ничем его не соблазнять, хотя бы и невольно, например, простым без умысла замедлением при встрече или разговоре; одним словом, уклоняться надо от него и показывать, что ты с ним не желаешь иметь никакого дела. Далее. Если тебя писавший тебе и другим упрекает и возводит на тебя обвинения и напраслины, не смущайся. За грехи тебе следует потерпеть это смиренно; мне как-то пришлось читать, но я потом не мог найти того места, что ничто не может принести душе столько пользы, как терпение напраслины. Оправдал бы Бог! (А Он оправдывает при условии покаяния), а что люди скажет – какое дело до того! Ин суд Божий, ин суд человеческий.

Относительно кружка затрудняюсь сказать определенно. Дать благословение я не могу, а потерпи пока, как сказал Батюшка Нектарий, укоряй себя за немощь свою. Может быть и дальше так пойдет без всякой активной работы. Но в случае, если работа пойдет прямо против совести и веры, то, конечно, надо уйти. Да поможет тебе Господь. Если возможно, уклоняйся от постоянных посещений. Да умудрит тебя Господь. «Будьте мудри яко змия и цели яко голубие» (Мф. 10, 16). Душа твоя дороже всего мира (Мф. 16, 26), и я, как духовный отец, должен о спасении ея и заботиться, но знаю, как трудно жить в нужде, а потому, боясь поставить тебя в тяжелое положение лишением места, я и даю условный ответ. Сердечно сочувствую тебе в твоих переживаниях и молюсь о тебе по мере сил своих. Благословляя всех вас троих иконочками Божией Матери, я тем самым вручил всех покрову Царицы Небесной. Да будет Она тебе помощь и защита от всех козней вражиих. Да будет Она Ходатаица для тебя Царства Небесного. Ты пишешь, что Батюшка Варсонофий после бесед со мной стал тебе и дорог, и близок. Да, это был истинный инок, это был молитвенник. Он умел зажечь в душе человека огонек, он умел поднять упавший дух в человеке, а поднять упавший дух это значит возвести его туда, где он никогда не был. Так выразился однажды в письме ко мне мой покойный дядя. И правду написал он... Совершенно случайно ко мне на днях попала бумага, взглянув на которую я сразу узнал знакомый и дорогой почерк, – это оказался черновой набросок стихотворения Батюшки Варсонофия. Так как бумага была измазана и помята, то я вырезал написанное. Эту вырезку мне пришло на мысль послать тебе на память о Старце, тем более, что содержание, смысл этого наброска можно отнести ко всякому человеку, уклонявшемуся от пути спасительного и покаявшемуся потом, и уже грядущему к Свету, к Богу...

Усердно желаю тебе всех милостей Божиих и всякого благополучия, мира душевного и спасения.

Грешный Иеромонах Никон. О.П.
31 января/13 февраля 1924 г.

За присланное усердно благодарю

Спаси Господи!

И. Н.

Приложения к письму:

Приложение 1-е: Из книги «Православное исповедание Кафолической и апостольской Церкви Восточной». Москва, Синод. типогр., 1900 г.

Часть 2.

Вопрос 55: Какое шестое блаженство?

Ответ: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Вопрос 56: Чему учит сие блаженство?

Ответ: В блаженстве сем похваляется целомудрие. Посему, кто желает видеть Бога, тот должен быть чист, как телом, так и душою, и всеми мыслями. Ибо нечистые помыслы оскверняют образ Божий и изгоняют из души Божественную благодать.

Часть 3.

Вопрос 18: Что есть грех смертный?

Ответ: Смертный грех делает человек тогда, когда движимый беспорядочным пожеланием производит какое-нибудь дело, запрещенное самою заповедью Божиею...

Вопрос 21: Что есть грех смертный произвольный?

Ответ: Грех смертный произвольный есть тот, который мы соделываем после крещения, по собственному желанию и намерению, в совершенном возрасте, вопреки ясной заповеди Божией, пренебрегши любовь к Богу и ближнему. Через таковой грех мы теряем благодать Божию, полученную в св. крещении и Царство Небесное, и делаемся пленниками вечной смерти, как говорит Апостол: «Не весте ли, яко ему же представляете себе рабы в послушание, рабы есте, его же послушаете, или греха в смерть, или послушания в правду» (Римл. 6, 16). Сей грех очищается покаянием по милосердию Божию, через Иисуса Христа Господа нашего, когда священник разрешает кающегося от грехов во время исповеди.

Вопрос 38: Какие грехи (разумеется смертные) против Духа Святаго?

Ответ: Чрезмерное и безрассудное упование на благость Божию; отчаяние, когда кто-нибудь не имеет надежды на милосердие Божие; также противоречие ясной и доказанной истине и отвержение православной веры христианской.

Вопрос 39: Что значит чрезмерное упование на благость Божию?

Ответ: Чрезмерное упование есть излишняя надеянность на милосердие Божие, когда кто-нибудь, продолжая сам грешить, надеется, что Бог не заключит от него благодати Своей и не накажет его, а таким образом почитает за ничто Божественное правосудие... обманываются и те, которые с одною верою, без добрых дел, надеются наследовать жизнь вечную.

Вопрос 40: Что есть отчаяние в Божием милосердии?

Ответ: Отчаянность есть ненадеяние грешника на Божие милосердие, когда он ложно думает, что ни за грехи, им содеянные, Бог не простит его, ни за добрые дела, им учиненные, не приимет его в благодать Свою, будучи занят тою мыслию, что человеческое нечестие превышает милосердие Божие, как говорит Каин: «Вящшая вина моя, еже оставитися ми?» (Быт. 4, 13). Столь великая хула весьма оскорбительна для милосердия и благости Божией. Посему, хотя бы кто обременен был тягчайшими грехами, никогда не должен отчаяваться в неограниченном человеколюбии Божием, приводя себе на мысль блудного сына, которого после его раскаяния принял отец с радостнейшим сердцем и лицем...

Приложение 2-е: Из творений прп. Петра Дамаскина. Кн. I, глава: «Необходимое и весьма полезное указание семи телесных деланий».

... Должно иметь терпение во всем, случающемся с нами, что Бог попустит для научения, опыта и познания нашей немощи, и не быть дерзновенным, но и не отчаяваться, что бы не случилось, хорошее или худое. Всякого же сновидения и всякого слова и дела праздного всегда должно отвращаться. Поучаться же в имени Божием более, нежели дышать, во всякое время, во всяком месте и при всяком деле, и повергаться пред Богом от души, отвлекая ум от от всех помыслов о мире и ища только исполнения воли Божией. Иногда [6] ум начинает видеть свои согрешения – как песок морской, и это есть начало просвещения души и знак ее здоровья. И просто: душа делается сокрушенною и сердце смиренным...

Приложение 3-е: Записочка:

Насколько помню, Старец Алексий с о. игуменом Германом ответили так: исповедь есть духовный суд. Духовник на исповеди – судья. Судья сам судить самого себя не может. А потому такая исповедь недопустима. Не помню хорошо, кажется допущена была возможность ее в великой крайности, например, в пустыни, где нет других духовников, в виду приближения смерти, и т.п., но условно, т.е. при первой возможности требуется принести покаяние у другого духовника. К сожалению, письмо это не уцелело, но за точность передачи мыслей я ручаюсь.

Краткий перечень «семи телесных деланий»

1. Безмолвие, т.е. беспопечительный образ жизни...

2. Умеренный пост.

3. Умеренное бдение.

Псалмопение, т.е. телесная молитва, исполняемая чтением псалмов и земными поклонами.

1. Духовная молитва, совершаемая умом, удаленная от всяких мыслей.

2. Чтение слов из жизнеописаний отцов.

3. Вопрошение опытных о всяком слове и начинании.

(Из творений прп. Петра Дамаскина).

О сих семи деланиях сообщается для сведения и посильного ревнования, но не для того, чтобы сразу ко всему устремиться. По сему поводу лучше поговорить лично.

Приложение 4-е: Записочка, написанная рукой Батюшки Варсонофия.

Подпись рукой прп. Никона: «Собственноручный черновой набросок стихотворения старца схиархимандрита Варсонофия, относящийся ко времени его послушнической жизни в Оптином Скиту».

18 ноября 1897 г.

Подразумевается: Жизнь моя
От вечной истины обманчивых стремлений, мятежных уклонений
Была исполнена, и пронеслась как звук,
Иль смутный стон старинного кимвала,
Угрюмой суеты на ней печать лежала,
Духовной жизни я не ведал идеала,
И были чужды мне небесные черты
Ея Божественной и вечной красоты.

Приложение 5-е: Заметка:

Старец Оптинский Иеросхимонах Макарий (+1860 г.) написал изданное отдельной книжечкой «Предостережение читающим духовные книги и желающим проходить умную молитву Иисусову». Старец был опытный делатель молитвы Иисусовой и предостережение его весьма ценно.

Желающим читать и настоящую книгу «О благодатном действии молитвы Иисусовой», полезно внимательно прочитать это предостережение, ибо книга сия в некоторой степени подобна той, про которую пишет Старец: в ней написано безграничное убеждение к прохождению молитвы Иисусовой, советуется не искать высоких дарований духовных и утешений, что может повести к весьма опасным последствиям в отношении прелести вражией. В книге этой доказательства приспособлены их Св. Писания и книг отеческих, а опасная сторона умолчена, так что несовершенно знающий учение свв. отцев, легко может увлечься этой книгой, из которой, однако, полного понятия о молитве Иисусовой и вообще о пути молитвенном, получить не сможет, ибо она не содержит всецелого и всестороннего учения о молитве, а лишь как и озаглавлена она, повествует о благодатном действии молитвы, каковой благодати хотя и сподобляются с течением времени истинные молитвенники, но искание и ожидание действий благодати в молитве, по учению всех свв. отцев, считается крайне душевредным.

Действие благодати – дар Божий; восхитить его самовольно нельзя. Помнить нужно, что «не приходит Царствие Божие с соблюдением» (Лк. 17, 20). Необходимо нужно знать, что первым и основным настроением при молитве должно быть не ожидание наслаждений, а приношение Богу покаяния и смирение; нужно знать, что необходима борьба со страстями и очищение сердца от страстей; что достигается эта чистота сердца хранением заповедей Божиих, без чего немыслима вообще духовная жизнь. Как незыблемое основание необходимо смирение, ибо «Бог гордым противится, а смиренным же дает благодать» (Притч. 3, 34; Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5). Некотрые, начиная молитву Иисусову, начинают и думать о себе, что они уже молитвенники: «Несмь якоже прочии человецы» (Лк. 18, 11), и вместо смирения преуспевают в самомнении и гордости. Таковым нужно знать, что не Богу нужна наша молитва, а нам самим, что смиренною молитвою при сознании своей немощи и греховности нам для нашего спасения необходимо испросить у Господа Бога прощения грехов, милости и помощи. Есть в сей книге места, которые неопытные могут понимать неправильно, во вред себе, например, на страницах 54, 55, 56 читаем: «Молись, и мысли все, что хочешь... 2) молись, и делай, что хочешь...3) молись и не трудись много своею силою побеждать страсти...» и др. – по учению свв. отцев требуется, чтобы приникающий к молитве проводил и жизнь добродетельную во всех отношениях, отсекал свою волю и не попускал себе мечтания и услаждения различными помыслами, ибо если кто будет и молитвою заниматься, и мечтам предаваться, особенно блудным и нечистым, то таковый впадает в прелесть и даже в умопомешательство. Иное дело: молитвою отгонять помыслы, – это необходимо, ибо часто против желания являются разные помыслы в уме человека, и отгонять их молитвою необходимо, и иное дело: и молиться, и мечтам и помыслам предаваться, беседуя с ними и услаждаясь ими. При молитве свв. отцы советуют внимание свое, ум свой заключать в слова молитвы и ни о чем ином не думать. Молитва Иисусова требует самоотвержения и труда; поэтому хотя и многие начинают ее, но мало бывает истинных молитвенников.

Дай Бог, чтобы книга сия принесла пользу читателям, но им надо знать, как уже сказано, что она не заключает в себе всестороннего учения святоотеческого о молитве Иисусовой; для получения должного понятия о нем (этом учении) необходимо обратиться еще к другим писаниям, и весьма нелишне основательно ознакомиться с предостережением Старца Макария. Здесь уместным будет сказать, что всесторонне описано делание молитвенное в сочинениях епископа Игнатия (Брянчанинова), который и по собственному опыту, и по учению свв. отцев изложил учение о молитве с особенною ясностию, простотою и полнотою, со всеми необходимыми предостережениями и подробностями. В общем же книга сия содержит много назидательного, могущего послужить ревнующим о молитве на пользу душевную.

ПИСЬМО №2(118)

К Лидии Межековой

Христос Воскресе!

Боголюбивая девица Лидия!

Приветствую тебя с великим праздником Воскресения Христова и усердно желаю тебе встретить и провести св. дни праздника в мире и радовании о Господе. Призываю на тебя мир и Божие благословение. Молитвенно памятую о тебе. Да хранит тебя Бог.

Грешный Иеромонах Никон. О.П.
11/24 апреля 1924 г.

Девице N. пишу, но одновременно не успел сейчас написать. Призываю мир и Божие благословение.

Иер. Н.

ПИСЬМО №3(119)

К Лидии Межековой

Христос Воскресе!

Боголюбивая девица Лидия!

Мир тебе и Божие благословение!

Письмо твое от 11 сего апреля (день Ангела Батюшки Варсонофия) я получил. Много и у меня мыслей возбудило оно. Многое мог бы я сказать, но по необходимости приходится в письме ограничиться немногим: Благодарю за поздравление и посылку. Спаси Господи!

Ты пишешь о своих переживаниях и во внешней жизни, и по душе, сердечно тебе сочувствую. Да поможет тебе Господь!

Хорошо, что во внешней жизни, т.е. в вопросах о дальнейшем существовании, полагаешься на волю Божию [7]. Пусть воля Божия и да будет с тобою.

Я как-то обещал тебе прочитать одно мое письмо, написанное мною родной моей матери. Когда я был у нея Великим постом, я нашел у нея это письмо и копию с него я при сем прилагаю, прося вернуть ее мне при первой оказии [8]. Ничего не имею против, если дашь прочитать это писание девице М. [9] и сестрице твоей В[алентине]. Думается, что от прочтения и им будет польза; но прошу, чтобы дальше вас имя мое при этом не произносилось. Я писал, ведь собственно, для матери только...

Хотя ты и вынуждена была сказать заведующему неправду, но неправда остается неправдой, тем более в таком важном вопросе, а потому очисти свою совесть от этого греха при первой исповеди.

На болезненный вопрос трудно отвечать подробно. Терпи и не смущайся. Терпеть напраслину полезно для души, а в данном случае тем более, ибо хотя напраслина остается напраслиной, а причина и своя вина остаются причиной и виной, хотя уже прощенной. Ни мести, ни зла не допускай к своим чувствам и мыслям. А если на тебя может падать тень из-за болтливости других, потерпи и это со смирением: смирение всегда на пользу. Относительно разных приездов все предоставь воле Божией, хотя и молись, как молился Спаситель в саду Гефсиманском, т.е. и проси, и на волю Божию располагайся. Помни, что без воли Божией и влас главы нашей не погибнет.

Далее ты пишешь о «воспоминаниях». Да, это томительно, но в порядке вещей. Это неизбежно. Это невольная мучительная дань греху. Если ты прежде не мучилась так, как теперь, – это вполне понятно. Тогда ты переживала настоящее, а теперь испытываешь последствия прошедшего. Это закон духовной жизни. Терпи и не унывай. Святитель Затворник Вышенский Феофан очень хорошо пишет о действии покаяния, что в известном своем периоде покаяние имеет разрушающую силу или действие, душа кающегося болезнует, томится, горит; но разрушая старое – строит новое благодать Божия. И у свв. отцев есть указания, что покаяние открывает зрение на грехи, т.е. человек начинает видеть в себе все новые и новые грехи, коих прежде не видел и самые грехи начинают казаться все тяжелее и тяжелее. От этого святые плакали о своих грехах, когда уже стали святыми, чудотворцами; примеров сему много в житиях святых и писаниях их. Об этом предмете можно много говорить; об этом предмете написаны целые книги, ибо без покаяния нет спасения. Прилагаю маленькую выписку о плаче о грехах.

Мои слова, что я не имел скорбей, относились лично ко мне, т.е. я не бывал в скорбных обстоятельствах, угнетавших меня и отнимавших у меня мир душевный. Но приходилось мне скорбеть по причинам, лично ко мне не подступавшим, а касавшихся близких моих. Отчасти могу сказать, и по той причине я это говорил не раз, что за редким исключением все эти скорби не сокрушали меня, не лишали меня мира душевного: жгучесть скорби мало-помалу проходила. Да утолит Господь утешением Своим жгучесть и твоей скорби.

О всех случаях греховных, про кои ты пишешь, надо сказать на исповеди: сравнение своих страданий со страданиями Спасителя, про икону казанскую Божией Матери, о малодушии, о недолжных чувствах злобы, мести и проч. За икону я тебе накладываю епитимию – на полгода читать «Заступнице усердная...» по три раза в день с поклонами (три поклона), какие полагаются, т.е. поясными или земными, например, до Троицы с поясными. Об избавлении от воспоминаний читай утром и вечером молитву, последнюю из утренних молитв, молитву ко Пресвятой Богородице. Правило молитвенное старайся не упускать ни утром, ни вечером; но если когда по каким-либо причинам опустишь, особенно по независящим от тебя обстоятельствам, – то не смущайся, а смиренно укоряй себя в немощи, ибо самоукорение есть невидимое восхождение, а смущение, по словам Батюшки Амвросия, нигде в числе добродетелей не поставлено.

Ты просишь написать тебе что-либо из бесед Батюшки Варсонофия о молитве: это трудно мне, и прежде всего по недосугу. Но скажу, что его учение – учение святоотеческое, согласное с сочинениями и епп. Игнатия и Феофана.

Затем ты просишь разъяснить тебе смысл прошений церковных на ектениях об избавлении «от всякия скорби, гнева и нужды» [10] и об отвращении их: «отвратити всякий гнев на ны движимый и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения...» [11]. Прежде всего, ты написала эти прошения с ошибками, несколько изменяющими смысл, а именно в подчеркнутых словах: ты написала «надвижимый» и «надлежащий». Надвижимый, такого, собственно, слова нет, и надлежащий и належащий – разница. Надлежащий – смысл понятен, т.е. должный, заслуженный; а належащий – значит близ стоящий, грядущий, готовый обрушиться. Смысл же вообще всех прошений об избавлении от скорбей заключается в предании себя воле Божией. Человек исповедует, что он по грехам своим достоин наказания, достоин скорбей, но просит избавить его от него, будучи вполне уверен, что отклонение скорби и попущение ея зависит всецело от руки Господней, что кроме Господа никто не может избавить его от скорбей и напастей. Основание сему – смирение, а смирение любезно Богу.

Прилагаю выписку из сочинений еп. Игнатия. Бог ведает нужды наши прежде прошений наших, но заповедует просить необходимое; доказательство сему Богом данная молитва «Отче наш». Требуется, так сказать, высказать смирение, произволение и желание принять блага, даруемые туне Господом Богом, уготовить себя, настроить себя с благодарностию принять эти блага; а если бы дарование этих благ замедлилось, то уготовить свою душу к благодарному терпению, ибо замедление это имеет целию дарование человеку сугубых дарований. В терпении нужно стяжавать свое спасение: терпение необходимо; другими словами – необходим крест. Вникни в смысл и уразумеешь. Да даст убо тебе Господь разум о всем.

На ектении об оглашенных наклоняют голову только оглашенные.

Прилагаю еще выписку из журнала, без начала и конца, которую я совершенно случайно нашел в бумагах своих, не зная, как она ко мне попала. Но мысль в этом отрывке глубокая: прими ее к сведению, а выписку пришли мне обратно.

Усердно желаю тебе всякого благополучия, здравия и спасения. Да хранит тебя Господь. Сестрице твоей В[алентине] и девице N. мой привет и Божие благословение. Постоянно молитвенно памятую о всех вас. Благодать и мир Божий да будут и пребудут над вами всеми. – Начал писать в Козельске, а заканчиваю в О.П., в дорогой келлии моей.

Грешный Иеромонах Никон.
1924 г. 1/14 мая.

Приложения к письму:

Приложение 1-е: Из епископа Игнатия:

Моли Бога, чтобы отклонил от тебя всякую напасть, всякое искушение. Не должно дерзостно бросаться в пучину скорбей, в этом самонадеянность гордая. Но когда скорби придут сами собою, – не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимы Промыслом Божиим. Полный веры и рождаемых ею мужества и великодушия, плыви бесстрашно среди мрака и воюющей бури к тихому пристанищу вечности: тебя невидимо руководит Сам Иисус. Благочестивым глубоким размышлением изучи молитву Господа, которую Он приносил Отцу в саду Гефсиманском в многотрудные часы, предшествовавшие Его страданиям и крестной смерти. Этою молитвою встречай и побеждай всякую скорбь. Отче Мой, – молился Спаситель, – аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Молись Богу о удалении от тебя напасти, и вместе отрекайся своей воли, как воли греховной, воли слепой; предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства и настоящие и будущие, предай близких сердцу, близких твоих воле Божией, всесвятой и премудрой. Аминь.

Приложение 2-е: Из епископа Игнатия:

Безболезненность происходит от невнимательной жизни, от безвременных выходов из келлии, от безвременных бесед, шуток, смехословия, празднословия и многословия, от насыщения и пресыщения, от пристрастей, от принятия и усвоения тщеславных помыслов, от высокоумия и гордости...

Слезы, проливаемые о грехах, сначала бывают горьки, изливаются при болезни и томлении духа, которые дух сообщает и телу. Мало-помалу начинает соединяться со слезами утешение, состоящее в особом спокойствии, в ощущении кротости и смирения; вместе с этим слезы, соразмерно и сообразно доставляемому утешению, сами изменяются, утрачивают в значительной степени горечь, истекают безболезненно, или с меньшею болезнью. Сначала они бывают скудны, и приходят редко; потом мало-помалу начинают приходить чаще и становятся обильнее. Когда же дар слезный усилится в нас Божиею милостию, тогда укрощается внутренняя борьба, утихают помыслы, начинает действовать в особенном развитии умная молитва или молитва духа, насыщая и увеселяя внутреннего человека. Тогда снимается покрывало страстей с ума, и открывается ему таинственное учение Христово. Тогда слезы претворяются из горьких в сладостные. Тогда прозябает в сердце духовное утешение, которому ничего нет подобного между радостями земными, и которое известно только упражняющимся в молитвенном плаче и имеющим дар слез. Тогда сбывается обетование Господа: «Блажени плачущии, яко тии утешатся...» (Мф. 5, 4).

Хотя плач почти всегда увенчавается более или менее обильными слезами, но некоторые подвижники, как видно из утешения, которое произнесено для них святыми отцами – томятся или в течение всего подвига своего, или в течение значительного времени под гнетом плача, не получая слез для отрады и прохлаждения. Да ведают они, что сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении духа нашего, когда дух восплачет по причине смирения...

Приложение 3-е: Выписка из статьи, напечатанной в журнале «Пастырский собеседник» за 1891 г. №№ 17–18: «Из дневника сельского священника (А.К-ий), который в 1866 г. на другой год по окончании курса семинарии посетил Святогорск Харьковской губ., и где ему пришлось беседовать со странником (А-я) в простом одеянии, с котомкой за плечами; этот странник родом из Тамбовской губ., духовного происхождения священнический сан, окончил полный курс Духовной семинарии».

«... Я стал выходить из часовни, как смотрю – идет навстречу мне старец, в власянице, подпоясанный кожаным поясом, в послушнической шапочке (это святогорский затворник, он жив еще доселе и посещает, когда не бывает народа, часовню на мелевой скале). Подойдя ко мне, он спросил у меня: кто я таков и зачем пришел сюда. Я ответил: молиться Богу пришел, но молитва моя безуспешная. Молюсь, молюсь, а желаемого не получаю. «А ты чего желаешь?» – спрашивает меня. «Одного желал бы я – спокойствия своей душе. Я, – говорю, – в молодости грешил, а теперь скорблю и мучаюсь мыслию, что я великий грешник, каких нет на свете». – «Да ты каялся в своих грехах перед духовником?» – «Каялся, но я покаяние не облегчило моей души». – «А веришь ты в милосердие Божие?» – «Верю». – «А в своем спасении не отчаиваешься?» – «Нет, я надеюсь,что Господь простит меня, грешника, изгладит мои грехи, если я заглажу их доброю жизнью». – «Ну, значит, покой твоей души нарушает иная скорбь, не та, что спасение соделовает (2 Кор. 7, 10). Ты скорбишь не о том, что своими грехами оскорбил Бога, осквернил свою душу и тело и потерял вечное блаженство, а скорбишь о том только, что ты грешнее всех на свете. Но думал ли ты, от чего происходит твоя скорбь? Прости меня, если я открою причину, источник твоей скорби; не укоры совести тебя сокрушили и не дают тебе покоя, – хотя и началось с них, – а гордость твоя сокрушила тебя. Ты – грешник. Ты сам сознаешь это и мучаешься, – почему? Потому, что твое самолюбие оскорблено, что ты так низко пал; тебе хотелось бы быть лучше других; ты радовался бы, если бы другие были хуже, грешнее тебя. «Слава Богу, – сказал бы ты, – что я не таков, как прочие люди – прелюбодеи». У нас так и бывает: согрешил человек и не кается пред Богом, а утешает себя: «Не я первый, есть еще хуже меня», – и покоен себе. А вот ты сколько натворил мерзостей, что не можешь сказать себе...»...».

Приложение 4-е: Листок из Добротолюбия: Об изменениях, бывающих в душе каждого человека [12]:

Некоторые из ревнителей благочестия желали бы всегда пользоваться миром душевным. А так как этого с ними не бывает, и по временам ощущается в душе их мир и спокойствие, по временам же восстают бури разных непотребных помыслов, конечно, без их на то согласия, – то они приходят от сего в сильное смущение и даже безнадежие своего спасения. Но смущаться при таких случаях отнюдь не следует, ибо смущение показывает непонимание ими жизни духовной. Для уяснения этого предмета приводятся здесь слова препп. Отцов Каллиста Патриарха Константинопольского и его сподвижника Игнатия к некоему богомольцу. Они говорят так:

«Желаем мы, чтоб ты ведал и то, что и совершенства достигшие, чрез очищение себя и просвещение, сколько это возможно (ибо в нынешнем несовершенном веке нет совершенного совершенства, но паче недовершенное совершенство), – и такие не всегда сохраняют неизменность, и по причине естественной немощи, и по причине прокрадывающегося иной раз возношения; но и изменения и окрадения претерпевают иногда во испытание, и опять заступлений наибольших сподобляются. Ибо непреложность и неизменность есть достояние будущего века, а в настоящем же веке бывает то время чистоты, мира и утешения Божественного, то примешение нечистого волнения и печали, и это соответственно жизни и преуспеянию каждого, и имиже весть судьбами, для того, да познавая из сего немощь свою (ибо блажен, говорит некто, сознающий немощь свою), подобно св. Павлу «не надеющеся будем на ся, но на Бога, восставляющаго мертвыя» (2 Кор. 1, 9). И св. Исаак говорит: «Один раз за другим иные многократно преступают закон, и покаянием врачуют души свои, и благодать приемлет их; потому что во всяком разумном существе без числа бывают перемены, и с каждым человеком ежечасно происходят изменения. И рассудительный имеет много случаев уразуметь это. Но испытания, каждый день бывающие с ним, особенно могут умудрить его в этом, если он трезвенно бодрствует над собою, между прочим и для того, чтоб наблюсти себя умом и познать, какое изменение в кротости и тихонравии принимает душа каждый день, и как из мирного устроения своего внезапно переходит она в смятение, и как бывает при сем в великой и несказанной опасности. – И сие-то блаженный Макарий, явно по великому попечению и ревности о братиях, написал на память и в научение их, – не предаваться во время изменения сопротивлений (или браней) в отчаяние, потому что и с стоящими в чине чистоты случаются всегда падения, как случается с воздухом охлаждение, и без того, чтоб они были в нерадении и разленении, а, напротив, когда шествуют по чину своему, случаются с ними падения, противные цели их стремления» (Св. Исаак, сл. 46, стр. 283–284).

И еще ниже говорит он: «Изменения, – говорит св. Макарий, – в каждом бывают, как в воздухе». Выразумей это – в каждом, – потому что естество одно. Чтоб ты не подумал, он сказал это о низших и немощнейших, полагая, что совершенные свободны от изменения и всегда стоят неуклонно в одном чине, без страстных помыслов, как и Евхиты говорят, прибавил он это, – в каждом. Как же это, блаженне Макарие? Ты говоришь, что как вне бывает холод и скоре потом зной, там град, и спустя немного ведро: так бывает и в нашем подвижничестве: то брань, то заступление благодати. В иное время душа бывает в обуревании, потому что приходит благодать и наполняет сердце человека радостию и миром от Бога, целомудренными и мирными помыслами. Он указывает здесь на сии помыслы целомудрия, намекая, что прежде них были скотские и нечистые, и как бы совет дает, говоря: «если за сими целомудренными и скромными помыслами последует нападение худых, не будем печалиться в самохвалении, но во время радости станем ожидать скорби» (Там же, стр. 283).

Далее говорит он еще: «Знай, что все святые пребывали в сем деле. Пока мы в сем мире, вместе с прискорбным бываем нам втайне и утешение избыточествующее. Ибо каждый день и каждый час требуется от нас опыт любви нашей к Богу, в борьбе и подвиге против искушений. И вот что есть – не печалиться и не унывать нам в подвиге; и так исправляется путь наш. Желающий же от этого отступить, или уклониться, бывает добычею волков. Вот дивно что в сем отце святом, – как он кратким словом подтвердил мысль сию, доказал, что она исполнена разума, и из ума читающего совершенно исторг всякое сомнение! Он говорит: уклоняющийся от сего и добычею волков ставший не хочет шествовать должным путем, но положил в уме своем стяжать искомое, шествуя путем собственным, по которому не ступали ноги отцев» (Там же, стр. 286–287).

А еще ниже говорится о великом значении смирения: «Смирение и без дел многим прегрешениям стяжевает прощение; а дела без него, напротив, неполезны. – Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели, и крепость многих грехов может оно сокрушить. Об нем потому нужно в душе печалиться (заботиться) непрестанно, с уничижением своего разумения; и если приобретем его, оно сделает нас сынами Божиими и без дел добрых представит нас Богу; а без него все дела наши, всякие добродетели и всякое делание напрасны. – Его одного достаточно, чтоб без сторонней помощи представить нас пред лице Бога и говорить за нас ходатайственно» (Там же, стр. 289). И еще: «сказал некто из святых: когда приидет к тебе помысл гордыни, говоря: вспомни добродетели свои, ты скажи ему: смотри, старик, на блуд свой» (Там же, стр. 290)».

Приложение 5-е: Письмо прп. Никона своей матери от 15/28—16/29 ноября 1922 г. См.: письмо № 2(2) настоящего издания.

ПИСЬМО №4(120)

К Лидии Межековой

Боголюбивая девица Лидия!

Мир тебе и Божие благословение. Получил твое письмо и спешу при первой почте ответить тебе. Хотя все то весьма прискорбно, что произошло, но не нужно унывать. «Господь мне Помощник и аз воззрю на враги моя» (Пс. 117, 7). На все письмо я отвечу тебе на днях, а сейчас намерен ответить лишь на первый и главный вопрос. Дождись посетительницу и по возможности кратко и спокойно скажи, что удивляешься таким вопросам, ибо писала и все, что нужно выяснила, а дальнейших отчетов о своих поступках не намерена представлять. Хотя это и трудно, но набери духа и скажи, так, чтобы понятно было, что ты не желаешь иметь дальнейших сношений. Оскорблений никаких никому словами не наноси, говори при расспросах более уклончиво. При вопросе о духовнике скажи, что ездила к Старцу Нектарию, а когда и зачем – это можно не выяснять. Также и сестре В[алентине] скажи, что мы говорили. Можно сказать, что кроме болтливости имела еще несколько случаев убедиться в некоторых фактах, заставляющих тебя молчать.

Да поможет тебе Господь. Да вразумит, да подкрепит. Сегодня служил литургию и молился о тебе особенно, дабы помог Господь и тебе, и мне в данном деле. Да хранит тебя Господь.

Грешный Иеромонах Никон.
Козельск.
21 июля/3 августа 1924 г.

__________________________________________________________________________

[1] М. Амвросия в это время находилась в Архангельске, в ссылке. Посоветовавшись с Оптинскими отцами, они решили бросить жребий, предоставив на волю Божию вопрос о том, проситься ли м. Амвросии о переводе ее в Пинегу. Помолившись, вытянули «не проситься», так и решили.

[2] Письма №117–158 адресованы проживавшей в г. Калуге Лидии Евгеньевне Межековой (мон. Анфуса, в схиме – Лидия, 1896–1977); в них упоминается ее сестра Валентина Евгеньевна Межекова (1898–1966).

[3] См. также: Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Изд. Оптиной Пустыни, 1900. С. 266. Вопрос № 82: «Со смущением ничего не говори, потому что зло добра не рождает...»; «Смущение... есть дело неразумия и гордости...». Там же. Поучение 13. О том, как переносить искушения. Стр. 150.

[4] Прп. старец Оптинский Антоний (Путилов, 1795–1865), схиигумен. Начало подвигов положил в Рославльских лесах, затем, вместе с братом Моисеем по приглашению преосв. Филарета (Амфитеатрова) перешел в Оптину для строительства там Скита, начальником которого был назначен в 1825 г. С 1834 по 1853 гг. был настоятелем Малоярославецкого монастыря, откуда был уволен на покой в Оптину. О нем см.: Жизнеописание игумена Антония. Изд. Оптиной Пустыни, 1992. 223 с. (Преподобные Старцы Оптинские).

[5] Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Изд. Оптиной Пустыни, 1900.

[6] Тогда, т.е. если человек находится во всяком душеспасительном делании, проходя «семь телесных деланий», подвизаясь в терпении и во всем, что вышеизложено. Сравни с поучением прп. Аввы Дорофея о смиренномудрии [Прим. прп. Никона].

[7] О различии скорбей прочти в письмах Батюшки Амвросия к монашествующим, т. II, письмо № 240. [Прим. Прп. Никона].

[8] См. письмо №2(2).

[9] Возможно, что здесь и далее под девицей N. подразумевается Мария Рожнова (М.Р.), проживавшая в Калуге по соседству с сестрами Межековыми. Мария Рожнова – владелица 5-го тома сочинений свт. Игнатия (Брянчанинова), на полях которого прп. Никон оставил свои записи, находясь в заключении в калужской тюрьме.

[10] 9-е прошение Великой (мирной) ектении.

[11] 3-е прошение Литии последования Великой вечерни.

[12] Добротолюбие. Т. 5. Каллист Патриарх и сподвижник его Игнатий, Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Глава 43: О преложении, бывающем с каждым человеком, и о высокой славе смирения. С.: 363–365.

 

[1-18] [19-43] [44-60] [61-75] [76-98] [99-115] [116-120] [121-127] [128-141] [142-158]