Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

[1-18] [19-43] [44-60] [61-75] [76-98] [99-115] [116-120] [121-127] [128-141] [142-158]

ПИСЬМО №5(61)

Неизвестному лицу

Поздравляю тебя, дочь моя, с Великим св. постом и призываю на тебя мир и Божие благословение. Я тебе осенью писал, но от тебя писем не было. Ныне еще пишу, желая преподать тебе Божие благословение и поздравить с наступлением св. постного времени. Относительно пищи, вероятно, у вас все время пост, ныне же да постятся и трезвятся о Господе души и сердца ваши, ибо истинный пост есть злых дел отчуждение (так сказано в одной стихире великопостной) [1]. Находясь на чужбине, вспоминаю всех вас и нашу общую молитву и смиряюсь, вручая все воле Божией. Видно, так судил Господь, чтобы испытаны были мы скорбями. Умиротворяюсь, веруя, что строит наше спасение Господь. Как ты себя чувствуешь? Как здоровье? Как хранит тебя Господь? Если по-прежнему прискорбно твое житие, не унывай, чадо мое, молись Богу. В молитве смиренной силы себе почерпай. Молюсь и я о тебе всегда, и испрашивая тебе здоровья, и спасения, и всякого благополучия. За все слава Богу. Прости. Мир ти и спасение. Господь да хранит тебя под кровом Своей благости от всякого зла. Когда день твоего Ангела?

[Весна, 1928 г.]

ПИСЬМО №6(62)

Неизвестному лицу

Христос Воскресе!

Приветствую тебя, чадо мое, с великим и радостным праздником Воскресения Христова, призываю на тебя мир и Божие благословение и усердно желаю тебе всех милостей Божиих, а наипаче, в сии святые дни. Молитвенно тебя всегда помню и заочно осеняю крестным знамением. Да хранит тебя Господь и управит путь жизни твоей во спасение. Верю, что тяжело тебе, что скорбно, но – верю, что не оставит Господь тебя, аще уповать будешь на Него. Мы хотя и грешные, но все же Божии и иных богов не знаем. В новом положении твоем да спасет тебя Господь. Уготовляй себя для принятия помощи Божие терпением, смирением и искренним желанием спасения. Пишу наспех. Прости. О брате С. молюсь по силе. Господь да будет с тобою во веки, и воля Его с нами благая.

[Кемь, весна 1928 г.]

ПИСЬМО №7(63)

Неизвестному лицу

Дорогая дочь!

Поздравляю тебя с наступающим св. постом Великим и призываю на тебя мир и Божие благословение. Да хранит тебя Господь и да утешит милостию Своею. Усердно благодарю за поздравление к празднику. Спаси Господи. Милостию Божиею праздник провел благополучно. Был утешен получением посылочки. В ней было прислано все существенно нужное и ничего лишнего. И как раз на праздник. Спаси Господи. Передай привет всем домашним. Молитвенно всех помню. Адреса Г.Я. не знаю. При нашествии скорбных чувств все вручаю воле Божией. Нахожу утешение. Видимо, нужно каждому внимать своему спасению. Суд Божий совершается. Смиряйся и спасайся, храня веру и молитву. Господь да спасет тебя. Я пока особых нужд не имею, а будущее в руках Божиих. О.А. привет и благодарность. Спаси Господи. Прости. Мир ти и спасение.

16/29 января 1930 г.
[Соловки].

ПИСЬМО №8(64)

Неизвестному лицу

Христос посреде нас!

Мир ти и Божие благословение, чадо мое. Поздравляю тебя с постом и грядущим праздником Христовым. Спаси Господи. Посылку получил. Но адресуй так, как я писал, а не как вздумается. Все цело. Очень благодарен. Пока нужд особых не имею и пока просить ничего не имею. Главное – сухари и масло еще имеются. Толокно я окончил. По содержанию записки твоей я тебе ответил. Относительно скорби твоей опять говорю: не скорби и не спеши – полезнее будет. Больше сиди дома. Трудно сказать что-либо определенное на твои вопросы. Молись усерднее свт. Николаю. Он поможет. Проси у Господа, чтобы быть тебе всегда в воле Его и волю Его творить. Молиться и дома можно. В праздники ходи в храм. От искушения да избавит тебя Господь, а ему да запретит. Всячески удаляйся от него и ни на что не соглашайся. Трудиться можно и дома. Ведь и дома надо кому-либо все делать. А будущее в руках Божиих. Там видно будет. Надо молиться, как я уже написал. Молюсь о тебе всегда. Привет маме. Прости. О. А. привет и благодарность за замочек. Спаси Господи.

1/14 декабря 1930 г.
[Воспола].

ПИСЬМО №9(65)

Неизвестному лицу

Христос посреде нас!

Поздравляю тебя, дочь моя, с великим праздником Рождества Христова и усердно желаю тебе встретить и провести святые дни праздника в мире и радовании о Господе и всяком благополучии. Призываю на тебя Божие благословение молитвами, тебя и всех домашних помню. Да хранит всех вас Господь, утешая благодатиею Своею и наставляя на путь спасения. Спасению своему внимай, без этого не может быть мира совести и радости духовной, не говоря о многом прочем. На твое письмо я уже тебе ответил и пишу, желая поздравить тебя с праздником. Я по-прежнему здрав, и Господь меня хранит милостию Своею. Морозы стоят большие. Благодарю Господа, что имеется все необходимое. Молитвенно всегда памятую помнящих меня и всех, кого я помню. Молюсь и за тех, кого, может быть, забыл, ибо все дороги мне, и желаю всем прежде всего спасения душевного и всего, что может желать о Господе мое грешное сердце. Прости. Мир ти и спасение.

[Р.Х. 1930/1931 г.].

ПИСЬМО №10(66)

Неизвестному лицу

Христос Воскресе!

Поздравляю тебя, дочь моя, с великим и радостным праздником Воскресения Христова и желаю тебе в сии святые дни исполнится утешением Духа Святого. Призываю на тебя мир и Божие благословение. Всегда молюсь о тебе. Пишешь о тяготе и трудности жизни. Верю, что трудно, но надо терпеть. Это – суд Божий. Это – воля Божия. Смиряйся и молчи и ни в чем себя не оправдывай. Мирнее будешь. Усиль молитву за ближних. Ехать куда-либо не вижу цели. Сиди дома и смиряйся. Искушения, постигшего тебя, бегай. Молись о избавлении от него и храни себя и внешне, и внутренне. На вопрос твой подробно ответить трудно в кратком письме. Но скажу, что Господь иногда попускает человеку быть как бы оставленным, но все же хранит и ведет душу ко спасению. Это попущение Божие может касаться целого общества верующих. Наше дело смиренно хранить веру Христову. Аще вера соблюдена – есть и надежда спасения. Вера должна сохраняться, с воздержанием от всякого греха. Молись усердно Господу, дабы пробыть с Ним до конца. Он не оставит и спасет. Не унывай, бодрствуй. Господь да хранит под кровом Своим. Привет домашним. Здоровьем своим не похвалюсь. Доктор определяет туберкулез легких. За все слава Богу. Господь не лишает меня мира душевного, и все необходимое пока есть, а будущее – в руках Божиих. Прости. Мир ти и спасение.

Адрес прежний.
20 марта/2 апреля 1931 г.

ПИСЬМО №11(67)

Неизвестному лицу

Христос Воскресе!

Мир ти и спасение, и Божие благословение, чадо мое! Я тебе писал уже поздравление. По тому ли адресу я посылаю? Ты никогда о своем адресе ничего не пишешь, и я – в недоумении. Что посылку не прислала – это хорошо, ибо пока всего у меня много, а лишнее весьма отягощает, так что прозорливство твое о моей нужде материальной весьма неправильное. Я никогда не пишу неправды и вас всегда учил говорить и делать правду. А за усердие прислать посылочку – спаси Господи. Очень благодарен. Ожидание перемещения – одно из тяжелых условий нашей жизни. Пока я переехал из прежней деревни в другую, но адрес остается прежний. Усердно благодарю тебя и маму твою за поздравление. Мир ей и Божие благословение. Всегда по силе моей молюсь о всех вас. Пишешь, что плохо себя чувствуешь по душе. Я тебе уже писал и еще раз пишу: смиряться надо и предаваться воле Божией. Приехать ко мне не благословляю. Строго пишу это. А для чего о. А. Надо знать – мне непонятно, но сообщаю. До Архангельска – по железной дороге. От Архангельска до Пинеги – 200 верст. Зимой – пешком, ибо лошадей нет, а летом – на пароходе. Сейчас начинается распутица. Живу в деревне Козловке, в 6 верстах от Пинеги. Письма и посылки до востребования получаю аккуратно, почему пока и адреса сего не меняю. Пока посылок к нам не принимают, да и пока мне ничего не требуется. А там видно будет. Да хранит тебя Господь под кровом Своей благости. Здоровье мое в одном положении. Прихварываю немного. Да будет воля Божия. Прости. Мир ти и спасение.

3/16 апреля 1931 г.
[Козловка].

ПИСЬМО №12(68)

Неизвестному лицу

Воистину Христос Воскресе!

Благодарю тебя, дочь моя, за поздравление со светлым Праздником. Взаимно поздравляю, призываю мир и Божие благословение и желаю тебе всех милостей Божиих. Радуюсь, что ты получила мое письмо. Я скорбел о пропаже писем. Пишешь о трудностях жизни. Верю и сочувствую, но не унывай. Ведает Господь, что творит. Благодари Бога за все и за то, что встречаешь добрых людей. Это очень дорого. По временам и я бывал утешен обещанием и добрыми людьми, коих встречал в моем ссыльном житии. Слава Богу за все. Да подкрепит Господь здоровье твое. Береги себя и в то же время вручай воле Господней. О материальной помощи мне совсем не заботься. Я все необходимое имею. Доселе Господь не дал мне испытать нужды. Но вот здоровье мое пошатнулось. Доктор определяет туберкулез легких. Да будет воля Божия. Всегда молюсь о тебе. Да хранит тебя Господь под кровом благости Своей. На Него уповай и к Нему Единому прибегай. Да будет Господь везде и всегда с тобою. М. Анисии сердечно сочувствую. Господь да укрепит ее в болезни ее. В немощах твоих и согрешениях да простит тебя Господь. Кайся. Мир ти и спасение. Прости.

С м. Амвросией я переписываюсь. Но долго я от нее ничего не имел.

11/24 апреля 1931 г.
[Козловка].

ПИСЬМО №1(69)

Ирине Бобковой [2]

Честнейшая о Господе сестра Ирина!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки. После беседы с тобою и исповеди я и думал о твоем положении, и молился о тебе. Да поможет тебе Господь! Может, ты и не вполне поняла и запомнила, что я тебе говорил, а потому считаю нелишним написать тебе и все разъяснить.

Пишу тебе как твой духовный отец, желая тебе пользы душевной и вечного спасения. Искушение, которое тебя постигло и которое и сейчас не оставляет тебя, – велико, но для Господа возможно и легко сокрушить все козни, которые враг устрояет тебе. Хотя ты и не принимала пострига в мантию, но все же ты имела рясофор, а на одеяние рясы читается такая молитва: «Благодарю Тя, Господи Боже наш, Иже по многой милости Твоей избавил еси рабу Твою от суетныя мирския жизни и призвал еси ее на честное сие обещание: сподоби убо ее пожити достойно в ангельском сем жительстве и сохрани ее от сетей диавольских, и чисту душу ея и тело соблюди даже до смерти...». И далее: «Облецы ее освещения одеждою; целомудрием препояши чресла ея...». Из этого видно, что Св. Церковь Православная и на рясофор смотрит, как на обет Богу. Бойся солгать Богу! Теперь, если к сему приложим еще и то, что соблазняет тебя монах мантийный, то мне страшно подумать, какой на это суд произносит Св. Церковь! Вот что написано в законоправильнике: «Монах или монахиня, если приидут в общение брака, то есть оженятся, – не считается то брак, но блуд или, лучше сказать, прелюбодейство. Сего ради, пока не разойдутся, в церковь да и не входят, но да отлучатся по 6-му правилу Великаго Василия. Если же случится им умереть без покаяния, не должно погребать их и творить им помин, ибо они чужды христиан». Ужаснись, душа этих слов [3]!.. Ужели соблазняющий тебя не помнит тех слов постригальных, кои были изречены настоятелем у св. алтаря: «Ангели бо предстоят невидимо, написуя исповедание твое сие, в котором истязан будеши во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа». И затем добавляется: «Проразумевай же лукавые помыслы, ибо враг не престанет предлагать тебе память прежнего жития мирскаго и ненависть к добродетельному жительству...». Следовательно, все это дело, постигшее тебя, есть вражия кознь, вражее искушение. Отбеги от него, этого искушения, как от ядовитой змеи. Кто и претерпит подобное искушение, то есть не поддается помыслам вражиим, внушающим ненависть к иноческому житию, то оно пройдет. И опять явится любовь к святому, иноческому, воистину чудному жительству. Хотя теперь, можно сказать, монастырей нет, но обет монашеский в душе должен остаться, ибо он дан Богу, ибо монашество было, есть и будет.

Далее: если родители твои по простоте и смирению своему не могут разобраться в этом деле, то я тебе и на это дам разъяснение, и опять не от моего худоумия, а как разъясняли наши великие почившие Старцы. Они говорили, что родители, отдавшие своих детей на служение Богу, получат награду, равную с праведным Авраамом, который не усомнился принести сына своего Исаака в жертву Богу. Истинно блаженно чрево, родившее монаха. И эту награду могут ожидать и твои родители, если, отдавши тебя однажды в обитель на служение Богу, будут и теперь стараться, чтобы ты продолжала идти этим путем. Раз ты попала в святую обитель, то ты теперь не родительская, не своя, а Божия. Божие принадлежит Богу. И кто похитит Божие и присвоит себе, тот тяжко согрешит грехом святотатства. Пусть поймут это родители твои и блюдут тебя и молитвой, и благословением родительским, и делом. Пусть убоятся родители твои греха и потери награды, ожидающей их. Христос сказал в Евангелии, что душа дороже всего мира. Ты жила в обители Царицы Небесной, в честь Казанской Ее иконы. В акафисте Ее сказано, что Она, Царица Небесная, есть покров и ограждение девства, хранительница ревнующих о чистоте. Вот я, грешный и недостойный, вручаю тебя, как чадо мое духовное, Ее всемощному покрову. Да хранит тебя Царица Небесная, да отразится от тебя всякий прилог врага и наветы злых человек молитвами Богоматери. Не унывай, «мужайся, и да крепится сердце твое» (Пс. 26, 14). Вручай себя в волю Божию, ибо кто предает себя воле Божией, а воля Божия всегда благая и совершенная, над тем и совершается всегда воля Божия, хотящая всем человекам спастися (1 Тим. 2, 4). Поэтому молись Господу и взывай так: «Господи Боже, спаси меня, грешную, и да будет во всем воля Твоя». Поверь мне – от такой молитвы умиротворяться будет сердце твое.

Потом призывай на помощь святых угодников и угодниц Божиих, коим дана от Господа благодать помогать людям, требующим помощи в ограждении чистоты и целомудрия: «Преподобный Мартиниан, преподобный Иоанн Многострадальный, преподобный Моисей Мурин, преподобный Моисей Угрин, преподобная Евдокия, преподобная Мария Египетская, св. мученица Фомаида, св. мученица дева Иустина, св. священномученик Киприан, св. мученик Вонифатий, – молите Бога о мне, грешной, и помогите мне вашими святыми молитвами».

Усердно желаю тебе мира и радования о Господе Иисусе Сладчайшем, и паки призываю на тебя Божие благословение.

Грешный Иеромонах Никон.
Оптина Пустынь.
19 апреля/2 мая 1923 г.

ПИСЬМО №2(70)

Ирине Бобковой

Христос Воскресе!

Мир ти, и спасение, и Божие благословение, дочь моя! Письмо твое получил. Сердечно сочувствую твоей скорби, она понятна мне. Но нельзя скорбеть паче меры. Надо предаваться воле Божией. Ведь без воли Божией я не заболел бы. Моей болезни я не скрываю. Но не имею никакого докторского надзора, а потому и сам не знаю, в каком оно положении. Полагаю, что дело серьезно, ибо нет улучшения от начала, вот уже два месяца. Хотя доктор и буркнул, что не скоротечная, но он прямо сказал о серьезности положения, – приходит мысль и о скоротечности. Пока я, кроме слабости и легкой болезненности вообще в теле, ничего не чувствую. Но беспокоит меня то, что все время – повышенная температура, около 38°, а иногда, вечером, бывает и 39°. Кашель редкий. Мокрота, кажется, белая. Сначала доктор прописал тиокол с доверовскими, а потом прописал другие порошки. Я не чувствую никакой от них пользы и пока никаких не принимаю. Если можно достать тиокол, то я просил бы прислать мне этих порошков. Я хотя большого упования на лекарства не имею, но и не отвергаю. Пришли. Буду благодарен. Относительно того, что я упал и мне было дурно, – это выдумки. Я живу с о. Петром и прочел ему эти строки. Он засмеялся. Себя чувствую в одном положении, не хуже и не лучше. Но мысль о смерти все ближе становится мне. Быть может, и судит Господь мне умереть. Преподобный Феодор Студит, сам бывший в ссылках, ликует и радуется за умирающих в ссылках. Поэтому не надо унывать. Сон твой похож на истину [4]. Вообще я снам не верю, но бывают сны и истинные. Предадим его воле Божией. Я против тебя ничего не имею, ничем тобою обижен не был. Будь покойна и мирна, а все немощи твои да простит тебе Господь. Кайся. Я тебе говорил много раз, чтобы ты не говорила необдуманных слов. Из рук диавола может всегда освободить Господь – и только Он Един. А если при этом бывает человек, например духовный отец, то он действует не самостоятельно, а сколько дает ему Господь. Поэтому спасение – от Господа, и всякий его может получить, лишь бы только не унывал и не отчаивался. Ты склонна очень к унынию, ибо все близко принимаешь к сердцу. Это неправильно. Ты хочешь быть милосерднее Бога. Надо всякому человеку, тем более родному, сочувствовать. И помочь, что в твоей силе, а все остальное предавать воле Божией... Господь ведает, что творит. А живешь ты для спасения своей души, а вовсе не для спасения других. Хорошо спасать других. Но это часто не в нашей силе, да и хорошо только тогда, когда в порядке первая твоя обязанность – спасать твою душу. Поэтому не скорби о родных паче меры, да и обо мне. Ибо, поверь мне, Господь любит тебя и меня более, чем я и ты можешь себе вообразить. Жалко бедную Е. и деток. Надо молиться и вручить воле Божией, а там видно будет. Передай и деткам ее и м. N. мир и Божие благословение. Молюсь о них всегда. Но сходить тебе по них с ума не следует. Это – малодушие, которое погрешительно. Говорю тебе – не старайся быть милосерднее Бога. Смиряйся и приемли волю Божию. Что касается, где я живу. От Пинеги в 6 верстах, деревня Козловка, на берегу реки, дом Александры Перляковой. Пароходы в... идут мимо нашего дома. Молюсь, и боюсь за тебя, и могу только предать воле Божией. А так весьма затруднительно. Господь да хранит тебя от всякого зла на всех путях твоих. Няне и р.... привет. Помню их молитвенно. Пока у меня все необходимое имеется, но от масла коровьего и вина виноградного, но не церковного, не откажусь, если это можно, нетрудно достать. Если уцелели мои вещи, то ведь в них были совершенно ненужные, например шинель драповая. Она – дорогая, и можно продавать по мере надобности, чтобы не иметь затруднения в деньгах. Прости. Милость Божия да будет с тобою.

Только надо вино лучше упаковать, ибо, если разобьется, может быть неприятность. А о скорбях и бедствиях человеческих сказано в св. Евангелии: «Зрите, не ужасайтеся, подобает бо все (сим) быти» (Мф. 24, 6; Мк. 13, 7; Лк. 21, 9). Наше дело – хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное всецело надо предоставить воле Божией. Это дает мир сердцу. Аминь. На все воля Божия. Лишь бы душу спасти, а остальное все суетно. Здесь все изменчиво. И мысли наши должны быть в Боге, в будущей жизни. Земное все пройдет.

30 апреля 1931 г.
[Козловка].

ПИСЬМО №1(71)

Девице М.

Боголюбивая девица М.!

Божие благословение да пребудет над вами во веки. Письмо Ваше я получил. По мере сил моих приношу Господу Богу мою недостойную молитву о здравии и спасении Вашем.

Сегодня отходит почтовый поезд, и я спешу написать Вам, но, к сожалению, не имею под руками письма вашего, которое у меня в келлии осталось, а я, пойдя вчера в Козельск, принужден был здесь и заночевать. Более существенные вопросы письма я все-таки помню и на них отвечаю. В настоящее время все на свободе, хотя некоторые, например Батюшка Нектарий, обязаны подпиской о невыезде из Козельского уезда. Батюшка, чтобы удалиться от суеты, которую от испытывал в Козельске, решил уехать в село Плохино к своему духовному сыну – хуторянину. Это совершилось вчера, и столь быстро, что мы не успели даже проститься с Батюшкой, а я даже и повидаться не мог: прихожу, а он уже уехал. Все же Ваш вопрос о приезде в Оптину я успел предложить Батюшке через девицу Анастасию. Она сообщила мне, что Батюшка приезжать сейчас не советует. А положение дел у нас таково. Всем предложено оставить обитель, и большинство уже выбыло. Оставлены пока люди связанные с обителью деловыми отношениями. Например, я – как член канцелярии товарищества нашего, впредь до окончательной ликвидации его дел и хозяйства, и другие, подобно мне. Что будет далее – Бог весть. Оставляют, пока или не пока, не известно, около пятнадцати – двадцати человек в качестве рабочих и сторожей... И вот пока мы еще находимся в обители, мы служим ежедневно и поем на клиросе, – утешаемся. Вообще нам сказано так: молитесь, сколько хотите, но помещений в бывшем монастыре не будете иметь. Ходите из города, из села – откуда угодно. Мне пока поручена церковь и ключи от нее. И все службы церковные. И приходящие отцы, желающие послужить, обращаются со своими просьбами о служении ко мне. Меня приглашают на несколько приходов, и в города, и в село, а стенинские граждане просят не оставлять храма обительного. Но я думаю, что решение этого вопроса будет зависеть от помещения. Если мне дадут хоть небольшую келлию в обители, то я не уйду из нее. Но если попросят об выходе, то, может быть, придется и на приход согласиться, ибо по болезни ноги мне очень трудно ходить... На всякий случай у меня есть квартира в Козельске, и я пока никуда уезжать не думаю. Писать мне в случае нужды можете на девицу Анастасию, она передаст мне. Или даже прямо: Козельск, до востребования.

Что касается душевного настроения, то можно сказать общей фразой – скучают по обители выбывшие из нее. Так мне приходится слышать. Но, в общем, есть и покорность воле Божией. Я лично только и нахожу мир и спокойствие, когда все – и себя, и родных, и знакомых, и братию, и все обстоятельства – всецело предаю воле Божией. Да будет воля Божия! А воля Божия всегда благая и совершенная, хотящая всем человекам спастися (1 Тим. 2, 4). На человеков же надежды не имею. Все человеческое рушится. «Истина Господня пребывает во век» (Пс. 116, 2). Мир и тишина водворяются в душе и сердце от преданности воле Божией. Аще прияхом благая от руки Господней, злых ли не стерпим? Сказано негде: «совещаше о мне злая, Господь же сотвори и мне благая». Верую сему. Верую, что не оставит нас Господь.

Простите. Спешу закончить письмо. Да хранит Вас Господь. Усердно желаю Вам всех милостей Божиих. Не унывайте, а возлагайте надежду на волю Господню.

Козельск.
21 апреля/4 мая 1923 г.

ПИСЬМО №2(72)

Девице М.

Боголюбивая девица М.

Божие благословение да пребывает над тобою во веки! Получил я от тебя два письма. Одно со вложением денег и две посылки. Спаси тебя Господи! Усердно благодарю и за память обо мне ко дню моего ангела. Сестра Ирина мне передала все и все устроила. Сердечно сочувствую тебе, чадо мое. Да утешит тебя Господь. А я по мере сил моих немощных молюсь о тебе. От Господа Бога ожидаю и себе, и всем милости, и помощи, ибо суетно спасение человеческое (Пс. 59, 13; 107, 13), как сказано в псалме. Пишу сие тебе в ответ на просьбу твою о молитвах за тебя. Не бойся беспокоить меня своими просьбами и нуждами духовными. Я, пока нахожусь в теперешнем моем положении, рад буду оказать тебе помощь. Об том лишь я скорблю при этом, что недостаточен я в духовном отношении, что не в состоянии вполне удовлетворить запросам ума и сердца человека, не в состоянии утешить его, как бы это хотелось. Во что вменит мне Господь молитву мою, не знаю. Но по долгу своему, долгу отца духовного, буду о тебе молиться.

Опечалило меня в письме твоем то, что ты неразумно или не подумавши написала. Разве можно такие слова говорить или писать? Для вразумления твоего посылаю тебе при сем стихотворение «Завет писателю». Какие неразумные слова: «Все равно погибать!». Да не будет с тобою сего. Покаянием сердечным проси у Господа прощения за такое безумие. Твоя душа, омытая от греха в таинстве крещения, искупленная бесценною кровию Сына Божия, очищенная от всякой скверны в таинстве покаяния, – драгоценна у Господа Бога, дороже всех благ всего мира. Драгоценна она и в очах отца духовного, ибо радуется он спасению чад своих духовных и скорбит всем сердцем своим о неразумии или погибели их. Я вижу, ты приуныла. Не унывай, чадо мое! Знай, что Господь близ тебя, что над тобою бдит Его неусыпающий Промысл, что хранит тебя во все дни и нощи Ангел-хранитель. Он радуется благим твоим помышлениям и плачет, когда ты мыслишь неподобное, тем паче когда говоришь или делаешь. Потерпи Господа ради иго Христово. Берегись всего злого. Борись с тем злом, которое ты уже пострадала. Не поддавайся тому злу, которое к тебе еще не приближалось. Потерпи себя. Ведь сразу святой или безгрешной стать нельзя. Ведь совершенное житие дается не сразу. Совершенное житие, ходатайственное вечного спасения, стяжевается, как сказано в чине пострижения иноческого, «многими поты и труды» и «бесчисленными кровьми и смертьми». Не удивляйся злу, которое в себе видишь. Его видел в себе св. апостол Павел и восклицал: «Вижу же ин закон во удех моих и пленяющ мя законом греховным...» (Рим. 7, 23). Пусть видение этого зла смиряет тебя, а не приводит в уныние. Пусть видение этого зла заставляет тебя искать помощи у Бога и не надеяться на свои силы. Ты пишешь, как выйти из такого состояния? Чем объяснить такое состояние? На то и другое я тебе уже почти ответил, но добавляю. Сказано: «Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим» (Пс. 118, 105). Да, иного светильника, иного света – нет. Это – единственно истинный свет. Поучайся в Слове Божием, читай прежде всего св. Евангелие, свв. отцов, – увидишь путь. «Аз есмь Путь, и Истина, и Живот» (Ин. 14, 6). Храни св. веру и нравственность. Не унывай, если не сразу будешь замечать в себе перемену к лучшему. Иногда Господь и медлит послать избавление, для вящего смирения человека. Стяжи настроение преданности воле Божией. Тверди в себе постоянно: да будет воля Твоя, Господи! Жалею, что ты не могла или, вернее, побоялась написать подробнее. Для исцеления от недуга необходимо обнаружение недуга. Да поможет тебе Господь!

Мы все в прежнем положении. Слухов много, но толку мало. Всецело предаюсь воле Божией. Письмо напиши, но отнюдь ничего не пиши лишнего в смысле качества, а не количества. Да умудрит тебя Господь. То, что не договорил тебе, я не помню, то есть не помню, про что ты говоришь. Напиши яснее. Афанасию деньги передал. «Мужайся, и да крепится сердце твое» (Пс. 26, 14). Я постараюсь молиться. Молись и ты. Сердечно желаю тебе мира и радования о Господе и всех милостей Божиих. Да хранит тебя Господь от всех бед и зол.

ЗАВЕТ ПИСАТЕЛЮ

Будь со словом осторожен,
Не кидай его спеша;
В слове разум весь твой сложен,
В слове – сердце и душа.

В слове – творческая сила
Божьей воли всеблагой,
Что вначале сотворила
Мир небесный и земной.

Бог есть Слово: Он открылся
В слове, дышащим огнем,
И для слова к нам явился
В скромном образе земном.

Из-за слова суд суровый
Сам Он принял от людей,
Смертный крест, венок терновый
И насмешки палачей.

А за Ним, за Словом тоже,
Приняв тот же приговор,
Бодро шли страдальцы Божьи
На кресты и на костер.

Это Слово и доныне
Вдохновляет их сердца,
Что служение святыни
Не меняет на тельца.

И доныне это Слово
Полно жизни неземной,
Вечно юно, вечно ново
Слово истины святой.

Отразив его веленья
В каждом помысле своем,
Будь же мудр в своих реченьях,
Будь их истинным жрецом.

Будь со словом осторожен,
Не кидай его спеша:
В слове разум весь твой сложен,
В слове – сердце и душа.

Советую девице Марии этот завет принять к сведению и исполнению, ибо хотя мы не все писатели, но всем нам придется дать Господу Богу ответ и отчет за каждое наше слово.

Оптина Пустынь.
1923 г. 28 октября/10 ноября.
Иеромонах Никон.

ПИСЬМО №3(73)

Девице М.

Боголюбивая девица М.!

Божие благословение да пребывает на тобою во веки! Два письма и две посылки твоих я получил. Спаси тебя Господи! Да воздаст тебе Господь за любовь твою. Но, дитя мое, не заботься о том, чтобы, как ты пишешь, выразить мне свою благодарность. В благодарное чувство твоего сердца я верю – и довольно. Что я делал и делаю, – делаю по данной мне благодати священства. Эту благодать я получил туне во всех отношениях, то есть и в отношении материальном, ибо благодать не покупается, и в нравственном, ибо поистине недостоин столь великого дара, и именно дара. Трепещу же и прошу Господа, да поможет Он мне употребить сей дар согласно его высокому назначению.

Молюсь о тебе, да хранит тебя Господь от всех бед и зол под кровом Своей благости. Если имеешь нужду духовную, то приезжай, Бог благословит, но ненадолго, ибо не нужно раздражать родителей. Молись Господу, да умиротворит Он сердце родителей, и да будет все на пользу душевную и твою и их. Да хранит тебя Господь в пути. Письма подробного я не получил, поэтому не спешил ответствовать. Аще Бог даст, лично переговорим о всех твоих нуждах.

О.П. 21 ноября/7 декабря 1923 г.

ПИСЬМО №4(74)

Девице М.

Христос Воскресе!

Боголюбивая девица М.!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки. Письма твои и посылочки получил. Спаси Господи. Последняя немного задержалась. Я ее получил уже на Светлой седмице. Я на тебя не сержусь, но, конечно, духовному отцу не может быть приятным, когда дети духовные что-либо скрывают или вообще бывают неискренни. Поэтому похваляю твое решение все при первой встрече рассказать. Да простит тебя Господь! Теперь отвечаю тебе на твои два вопроса. К Батюшке Нектарию пока не езди. Мы получили сообщение оттуда, что с Батюшки взяли подписку никого не принимать, и он не принимает. Некоторые хотевшие пойти – не пошли, а некоторые хотя и пошли, но толку не добились. Принимать на себя труд поездки без надежды быть принятой нет смысла. Это – первое. Затем – второе. Связывать себя обещанием петь обедню ежедневно не нахожу удобным. А по мере возможности, без условий, – Бог благословит. Но помни, что это дело Божие и что дела Божии надо совершать с благоговением, как сказано: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Входи в церковь, как в дом Божий. И находись в храме, как в дому Божием, с сознанием присутствия Божия, удаляясь всякой вольности и развязности. Да поможет тебе Господь! Усердно желаю тебе всех милостей Божиих. Девице прежде всего нужно наблюдать скромность. Мир ти!

О.П., временно сейчас в Козельске.

25 апреля/7 мая 1924 г.

ПИСЬМО №5(75)

Девице М.

Боголюбивая девица М.!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки! Приношу тебе, деточка моя, сердечную благодарность за присланное. Спаси Господи! Да утешит тебя Господь! Молюсь о тебе всегда по силе моей. Приветствую тебя с грядущими днями св. Великого поста и усердно желаю тебе всех милостей Божиих. А они прежде всего привлекаются душою, преисполненною смирения и покаяния. Храни себя в сих добродетелях. Без них невозможна духовная жизнь, невозможно очищение сердца от страстей, а без этого невозможно узреть и Господа. Папе, маме и всему дому Божие благословение. Да хранит всех вас Господь. Молюсь о папе. Как его дело? Мир тебе и спасение.

24 февраля/9 марта 1926 г.
Козельск.

__________________________________________________________________________

[1] Вечер Понедельника 1-ой седмицы св. Четыредесятницы. На стиховне стихира 1-я, самогласен, гл. 3.

[2] Ирина Бобкова (р. 11.05.1885), шамординская инокиня. В раннем детстве сподобилась принять благословение от прп. ст. Амвросия. После закрытия монастыря уехала в Гомель, но вернувшись, окормлялась у прп. Никона, а после его смерти снова жила в Гомеле. Дожив до 105,5 лет, скончалась в возрождаемом Шамордине схимонахиней Серафимой (03.11.1990 г.), оставив воспоминания о последних днях жизни и погребении прп. Никона, чему свидетельницей она оказалась, приехав в 1931 г. в Пинегу. См.: Воспоминания о последних днях жизни, смерти и погребении моего духовного отца и руководителя.// Дневник последнего духовника Оптиной Пустыни. СПб., 1994. С.: 299–304.

[3] Шамординская инокиня Ирина при поездке своей на родину в Гомель подверглась сему искушению. Оптинский монах Мелхиседек требовал ее согласия на брак. Ирина поехала в Оптину, чтобы обманным путем выпросить благословение на брак, но о. Нектарий, провидев это, внушительно вразумил ее, а затем, как и других своих духовных чад, передал ее о. Никону. Об этом см. ее воспоминания: Рассказ Ириши //Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: Мои воспоминания. М., 1997. С.: 176–179.

[4] Ирине приснилось, что Оптинский Старец Варсонофий пришел на козельскую квартиру о. Никона и стал выносить вещи из комнаты. Когда же он стал выносить кровать, она сказала: «Батюшка, зачем же кровать-то выносите? Ведь о. Никону негде будет спать...». Старец на это ответил ей: «Он собирается ко мне, и ему кровать не нужна. Я ему там свою дам кровать».

 

[1-18] [19-43] [44-60] [61-75] [76-98] [99-115] [116-120] [121-127] [128-141] [142-158]