Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мо­на­ше­ст­во есть бла­же­н­ство, ка­кое толь­ко воз­мож­но для че­ло­ве­ка на зем­ле, вы­ше это­го бла­же­н­ства нет ни­че­го. И это по­то­му, что мо­на­ше­ст­во да­ет ключ ко внут­рен­ней жиз­ни. Бла­же­н­ство внут­ри нас, на­до толь­ко отк­рыть его. Пол­ное бла­же­н­ство на не­бе, в бу­ду­щей жиз­ни оно толь­ко про­дол­жа­ет­ся.

преп. Варсонофий

Ес­ли мо­нах пре­бы­ва­ет в мирс­ком до­ме, то на не­го смот­рят как на ми­ря­ни­на. Нель­зя мо­на­ху дол­го пре­бы­вать в ми­ру. Как ры­ба без во­ды, так и мо­нах вне мо­нас­ты­ря.

преп. Никон

Мо­на­шес­кое де­ло на­ше: сми­рить­ся, да пок­ло­нить­ся, да поп­ро­сить про­ще­ние – тем и оп­рав­дан.

преп. Иларион

[1-18] [19-43] [44-60] [61-75] [76-98] [99-115] [116-120] [121-127] [128-141] [142-158]

ПИСЬМО №3(19)

Рабе Божией N.

Боголюбивая раба Божия N.!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки.

Письмо твое и посылочку получил. Спаси Господи. Очень благодарен. Но право, мне даже неудобно, хотя я верю, что все это от чистого сердца присылается мне.

Вопрос об исповеди решить надо так, что лучше идти к другому духовнику, но с неисповеданными грехами не оставаться. Без всякой причины менять духовника не следует, но если есть причина, побуждающая переменить, то это можно. Об этом я спрашивал одного весьма уважаемого мною архипастыря, также Батюшку Нектария, и, помнится, что кое-что о сем предмете есть и у Старца Льва [1]. Затем можно совершенно не указывать во время исповеди на лица, а указывать лишь грех; имена тут не имеют значения. Затем, все то, что было уже исповедано, совершенно не требуется вновь открывать. Все сие уже прощено, надо этому верить. А если я говорил, что нужно прочитать разрешительную молитву, то я благословляю не говорить, за что она была наложена [2], и другой духовник прочтет молитву без повторения исповеди.

Конечно, если имеешь желание и возможность, я охотно благословил бы тебя приехать поговеть к нам. Тогда в личной беседе я многое бы добавил. А пока кончаю, надеясь все же сие письмо дополнить, послав уже почтой.

Да хранит тебя Господь. Мир ти и спасение.

Грешный Иеромонах Никон.
Козельск.
15/28 сентября 1924 г.

ПИСЬМО №4(20)

Рабе Божией N.

Боголюбивая раба Божия N.!

Божие благословение да пребывает с тобою во веки.

Приношу тебе усердную благодарность за поздравление и посылку ко дню своего Ангела. Спаси Господи! Да воздаст тебе Господь за все милостию Своею.

Дополню мое прежнее письмо. Когда я был у Батюшки Нектария, то просил у него св. молитв и благословения. Он хорошо тебя помнит.

На вопрос о продолжении переписки с некоторым лицом Батюшка не посоветовал переписываться, а лучше помолиться о его спасении, если когда придет воспоминание о нем.

На вопрос о говении Батюшка сказал, что он не вменяет в обязанность говеть каждый праздник, но советовал лишь, ибо от сравнительно частого приобщения Св. Христовых Таин душа более умиротворяется и становится легче на душе. Посему ты не погрешила против Старца, не приступая к Св. Таинам, но поступила неразумно. Я же тебе еще раз скажу, что причащаться можно и чаще, и реже, но исповедываться надо чаще, дабы совесть всегда была чистая, незапятнанная. Как тело мы стараемся мыть всегда, когда его как-либо запачкаем, так и душу необходимо всегда держать чистою, чтобы совесть ни в чем не упрекала.

Теперь по поводу твоего письма. Лично я тебе, деточка моя, многое бы сказал, но в письме сокращаю свои мысли. Прежде всего должен тебе сказать, что совершенно неправильно поняла меня. Это твоя ошибка. Сначала ты стала преувеличенно думать обо мне, а потом, как и всегда бывает, наступило разочарование, охлаждение. Я тебе скажу, что я – обыкновенный человек, ничего не стараюсь из себя строить, но стараюсь ко всем отнестись по совести, ради спасения и своего, и приходящего ко мне. Так и к тебе я отнесся по совести. Я даже расположился душою к тебе, ибо твоя боль душевная коснулась сердца моего. Я с любовию каждый раз принимал тебя и болел о тебе, молился о тебе (и теперь молюсь), нисколько не изменился в моих чувствах и отношениях к тебе. У меня не было ни малейшего презрения и отвращения к тебе. Если ты открыла мне свою душу, свои грехи, как духовному отцу, то ты не ошиблась: так и должно быть, – и я только посочувствовал тебе, пожалел тебя. По учению св. отцов мы должны ненавидеть грех (ибо грех и был и есть мерзок), а грешника любить. Против этих слов свв. отцов я не погрешил. Я оказал тебе любовь, любовь о Господе. Но почему ты изменилась, я понять не мог, а ты скрытностию своею продолжала держать меня в неведении, о чем я скорбел, и затем все предал воле Божией, веруя, что Господь всем хочет спасения и что сотворит о нас все полезное. И зная, что «горе человеку, о коем рекут добре вси человецы» (Лк. 6, 26), как сказано в Евангелии, я даже бываю доволен, когда мнения обо мне разделяются, ибо это хотя неприятно для самолюбия, но очень полезно для спасения. И вот я тебе скажу искренно, что делом, мне кажется, я не погрешил против тебя, но если ты увидела во мне недостатки, то я, действительно, достоин сего: я сам их вижу, и, может быть, гораздо более, чем другие, и прошу у Господа прощения. Ради того, что во мне есть недостатки, нельзя терять веру в людей, и даже более того, охладевать к добру, к Богоугождению. Ты просишь у меня прощения: с любовию прощаю и взаимно прошу прощения, а всех нас да простит Господь. Я на тебя и не сердился, но счел недолжным набиваться, если ты сама от меня бежишь. Ныне же, когда ты опять идешь ко мне, то грядущего ко мне не отвергаю (Ин. 6, 37), – и опять мое сердце открывается тебе. Скорблю я о твоей ошибке. Зачем нужно было скрывать, томиться, грешить, роптать, отчаиваться?! Скорблю о тебе, сочувствую тебе, деточка моя. Но да простит тебя Господь и да вразумит. Изъявляю полное мое согласие на просьбу твою иметь со мною общение письменное. Пиши. По силе моей буду отвечать. По утрам до обеда по просьбе моей теперь редко кто беспокоит меня, и я думаю отвечать более исправно.

Относительно исповеди я, кажется, тебе написал все, что требовалось, а если что непонятно, напиши. Если к намеченному духовнику ты не имеешь доверия полного, мало его зная, то погоди сближаться с ним, а лишь пользуйся исповедью, исповедуя грехи одни. Дальнейшее покажет, как быть.

Да хранит тебя Господь. Спешу, а потому кончаю пока. Сердечно желаю тебе всех милостей Божиих. Мир тебе и спасение.

Грешный Иеромонах Никон.
Козельск.
4/17 октября 1924 г.

ПИСЬМО №5(21)

Рабе Божией N.

Достоуважаемая о Господе раба Божия N.!

Мир тебе и Божие благословение. Письмо твое получил, но несколько замедлил ответом по некоторым причинам. Но верь, чадо мое, что всегда тебя помню и молюсь по мере сил моих немощных. На днях, аще Господь поможет, напишу тебе подробный ответ на твое письмо, а сейчас лишь желаю выразить тебе мое сочувствие в скорбных твоих переживаниях, ибо искренно глубоко тебе сочувствую. Господь да поможет тебе и да утешит тебя, Ему все возможно. Сказано в псалме 93: «По множеству болезней моих в сердце моем утешения Твоя возвеселиша душу мою» (Пс. 93, 19). Не унывай. Веруй, что близ есть Господь.

Сердечно желаю тебе всех милостей Божиих и приветствую с грядущими св. днями поста и праздника.

Грешный Иеромонах Никон.
Козельск.
15/28 декабря 1924 г.

ПИСЬМО №6(22)

Рабе Божией N.

Боголюбивая и Достоуважаемая о Господе раба Божия N.!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки.

Написав тебе на днях несколько слов, спешу написать более подробно.

Прежде всего о грехе. Ты пишешь, что я презираю тебя, что тебе понятно мое отношение к тебе... Не думал презирать, а отношение мое к тебе, я вижу, ты доселе не поняла. Чем я могу уверить тебя, чадо мое, в моих чувствах и отношении моем к тебе? Сказано, что св. отцы ненавидели грех, а грешников любили. Так должны делать и мы. Так стараюсь делать и я. Если я не скоро отвечаю, то это ты сама должна понимать, почему это так происходит: ты видела мою жизнь. И то, что я не могу быстро отвечать, есть моя непрестанная скорбь. Если бы ты пожелала лично видеться со мною, с любовию готов принять тебя. Да отойдет от тебя враг, внушающий тебе ложные мысли и ввергающий тебя в уныние! Тебя ждет Господь с Отеческими объятиями, ждет твоего покаяния; Он со всепрощающею любовию глаголет тебе и всем, грехми обремененным: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). Господь готов простить тебя за грехи твои, и с прощением грехов дать измученному сердцу твоему мир Свой. Да окрылится же надежда твоя! Ты просишь молитв моих так, как будто я о тебе и не молюсь никогда. Нет, чадо мое, верь моему слову священническому, что всегда о тебе приношу Господу мою убогую молитву. Молись и ты по мере сил своих, ибо это имеет большое значение: ведь Господь обещал исполнять просьбы, когда о чем-либо приносится Ему совместная молитва (Мф. 18, 19–20). Не сказано лишь, как скоро это прошения будут исполняться. Поэтому нужно молиться и предаваться воле Божией. Веруй, что близ нас помощь Божия!

Не унывай, видя в себе немощи различные, это много зависит от переживаний твоих и взвинченных нервов. Потерпи и себя. Бог даст, окрепнут твои силы душевные и телесные.

О самоубийстве не попускай себе и малейшей мысли. Гони от себя эту кознь вражию. Я вижу в тебе желание доброй христианской жизни, а если это есть, значит, жива душа твоя. «Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твои помогут мне!» (Пс. 118, 175). Так восклицал св. пророк Давид от лица всякого верующего и к Богу прибегающего. Восклицай и ты так в надежде на милость Божию, – и Господь не оставит тебя, ибо ни Господь, ни Ангел-Хранитель не отступали от тебя, а с любовию хранят тебя, защищают тебя. Тебе лишь попускается до времени не чувствовать, не видеть этого заступления, хотя ты и сама признаешься, что по временам все-таки чувствуешь легкость и какое-то умиротворение. Благодари Господа и за эту милость.

Теперь отвечу тебе на твои вопросы.

Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют св. отцы: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его св. молитв помоги мне, грешной!» – от такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу. Можно молиться, если это происходит на людях, без всяких внешних молитвенных проявлений, сидя, ходя, лежа, ибо Бог зрит на сердце. А когда это искушение находит, тогда и молись, не медля и не стесняясь местом, хотя, конечно, лучше уединиться и тогда уже помолиться.

Если не видишь вреда для души своей от общения с братом и женой его, то помогай им в делах их и старайся избегать разговоров, в коих домашние друг друга или вообще кого-либо осуждают. Дальнейшее покажет, как дальше поступать.

За ослушание меня относительно матери – Бог простит. Большого проступка здесь нет.

Относительно моих слов о исповеди без сближения с духовником, к коему не имеешь полного доверия. Надо понимать так, что исповедывать грехи и получать разрешение их можно у всякого духовника законного, православного, ибо всякому иерею дана власть вязать и разрешать грехи; а обращаться за советом в делах житейских и духовных можно и к другому человеку, даже не имеющему сана священства. Таких случаев много было и есть. На Афоне и теперь есть настоятели небольших монастырей (а, следовательно, руководители всей жизни обители), не имеющие никакого священного сана. Я не хочу сказать, что я сочувствую такому отношению к духовнику, нет, я смотрю на это, как на весьма печальное явление (когда т.е. нельзя поговорить с духовником, но к которому по необходимости приходится прибегать). Таинство совершается, прощение грехов получается, по нужде приходится и этим довольствоваться. Где же нам взять святых духовников? «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный!» (Пс. 11, 2).

Писать можешь мне все откровенно для облегчения души, хотя я прошу прощения, что не могу быстро отвечать.

Относительно того, что перепутала на исповеди годы своего возраста при совершении одного греха, не смущайся. В данном случае это не имеет значения. Вообще для облегчения души я разрешаю тебе, чадо мое, все мне говорить, не стесняться. Чем откровеннее, тем лучше. Не бойся, я на тебя не обижаюсь и не оскорбляюсь.

Тебе не ясно, почему я написал, что ты не погрешила, не послушав Старца. Прежде всего потому, что так сказал Старец. Совет его – говеть каждый месяц – не накладывал на тебя обязанности исполнить совет во что бы то ни стало. Совет остается советом, и нарушение совета не грех, а разумение. Другое дело, когда дает завет, или как бы то ни было, связывается духовное чадо своим духовником или Старцем. Тогда всякое нарушение завета уже есть грех, подлежащий разрешению на исповеди, причем самый завет продолжает связывать совесть человека, тяготеть на нем. Об этом подробно есть у свв. отцов разъяснение. И об этом, мне кажется, пришлось говорить с девицей N. Может быть, она запомнила, спроси ее, а сейчас о сем писать подробно не могу.

Писать известному человеку не советую. Хотя и жаль его – я всегда за него молюсь, – но уступки сделать не могу. Я долго думал о твоем вопросе о муже. На это дело я смотрю не глазами сестры твоей, а при свете Евангелия. Я пришел к такому заключению... если есть взаимная любовь, то нет причин быть разделенными. «Что Бог соединил, то человек да не разлучает» (Мф. 19, 6; Мк. 10, 9), – как сказано во св. Евангелии. Я благословляю начать дело о внешнем соединении. Только обязательно...

По духу Евангелия разъединение супругов – лишь при нарушении взаимной верности. А если, как я замечаю, у вас есть желание продолжать совместную жизнь, если все друг другу прощается, то нет и препятствий к такой жизни. Немощи супруга, его проделки – очень прискорбное явление, но потерпеть надо и молиться Богу о помощи. Молись усердно Господу, предавайся в Его волю. Если что тебе не ясно или что требуется дополнительно, сообщи мне, я постараюсь ответить.

Да хранит тебя Господь. Усердно желаю тебе всех милостей Божиих.

Козельск.
22 января/4 февраля 1925 г.

ПИСЬМО №7(23)

Рабе Божией N.

Боголюбивая раба Божия N.

Божие благословение да пребывает над тобою во веки. Письмо твое получил, и хотя мне девица К[лавдия-?] сказала, что ты собираешься к нам, но я все-таки решил тебе написать хотя несколько слов и поблагодарить за присланное. Спаси Господи! Бог даст, лично поговорим более подробно о твоих чувствах и желаниях, и переживаниях, а теперь лишь скажу, что молюсь о тебе всегда, деточка моя, и прошу тебя не унывать от лукавых помыслов, ибо в письме ты пишешь о некоторых из них. Гряди ко Господу прямой дорогой, не обращая ни них никакого внимания, а будущее всецело предоставь Господу. Господь хочет твоего спасения, и это спасение есть цель нашей жизни. Единая, истинная цель. Что не созиждется на этой цели, все рушится, оставляя горькое раскаяние в душе человека. А труды ради спасения хотя и не сразу, но доставляют душе мир и в жизни блаженных покой.

Я тебя никогда не отвергал и не отвергаю и всегда по силе молюсь. Да хранит тебя Господь. Девице К[лавдии–?] Божие благословение.

1926 г., 24 февраля/9 марта.
Козельск.

ПИСЬМО №8(24)

Рабе Божией N.

Боголюбивая раба Божия N.!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки. Усердно благодарю тебя за поздравление. Спаси Господи. На твое краткое письмо кратко тебе и отвечаю. Но дело не в словах, а в силе слов и той причине, которая заставляет писать или говорить слова. Любовь о Господе к тебе заставляет меня сказать тебе слово назидания и утешения. Да отыдет от тебя злое уныние, и да приидет к тебе мир Христов. Если ты искренно любишь Христа, то ради Него и потерпи всякую тяготу жизни своей, поддерживая доброе христианское настроение в душе своей. Потерпи все. Страдания неизбежны. Они исходатайствуют тебе праведное мздовоздаяние. Не забывай молитвы – она жизнь души. Помни все, что я тебе говорил и о чем тебя просил. А ныне я о тебе молюсь. Да сотворит Господь Бог с тобою по милости Своей.

Усердно желаю тебе, чадо мое, мира и радования о Господе Иисусе и всякого благополучия.

27 октября 1926 г.
Козельск.

ПИСЬМО №9(25)

Рабе Божией N.

Чадо мое N.!

Мир тебе и Божие благословение. Скорбное письмо твое получил, но отвечать мне трудно. Да утешит тебя Господь. Потерпи все Господа ради со смирением. За смирение и терпение дороже мне будешь. И Господь пошлет мир душе твоей. Молись за всех. Это необходимо. Предавайся воле Божией. Бог тебя за все да простит. Для вразумления всех вас посылаю записочку [3]. Прочти ее м. М[арии] и другим, по усмотрению, а м. И. и М[арии] я такую же записку послал. Передай м. М. С. [4] от меня мир и Божие благословение, а также и м. Евдокии. Да хранит вас всех Господь. Если Господь даст, надеюсь повидаться и лично беседовать. Прости. Сочувствую тебе во всем. Помню и молюсь о тебе.

[Калужская тюрьма, 1927 г.]

ПИСЬМО №10(26)

Рабе Божией N.

Боголюбивая раба Божия и чадо мое N.!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки! Если Господь судит мне покинуть дорогие моему сердцу места и близких мне людей – да будет Его святая воля! Сейчас и не имею возможности писать много и не знаю, пошлет ли эту возможность Господь Бог мне в будущем. Да будет и в сем св. воля Господня! Пишу же тебе, желая преподать тебе Божие благословение и прощение в твоих погрешностях и немощах. Бог тебя да простит и разрешит. Разбирать твои поступки и судить подробно не имею возможности. Одно напишу: не оправдывай себя и не вини никого ни в чем. Прощение преподается тем только, кто считает себя виновным. Смирись пред Богом и людьми, и Господь тебя никогда не оставит. О тебе я молюсь по силе моей. Я ничем не подал никакого вида, но видел тебя на станции, когда нас везли сюда, и видел, как беззвучно шептали что-то твои губы. Я понял, что это было выражение твоих внутренних чувств. Да хранит тебя Господь! О чаде моем девице Л. всегда молюсь. Мне ее сердечно жаль. Да управит Господь жизнь ее во спасение. Вручаю тебя покрову Царицы Небесной! Мир ти и спасение.

[Тюрьма, 1927 г.]

ПИСЬМО №11(27)

Рабе Божией N.

Христос Воскресе!

Приветствую тебя, чадо мое N., с великим и радостным праздником Пасхи Христовой. Призываю на тебя мир и Божие благословение и усердно желаю тебе всякого благополучия. Христос Господь да даст душе твоей радость духовную Воскресения Своего и озарит ею путь жизни твоей, разгоняя скорбь и мрак и немощей наших, и внешних переживаний. Давно получил твое письмо. Оно такого содержания, что хотелось бы многое написать. И это желание, с одной стороны, и невозможность написать всего в кратком письме, с другой стороны, удерживало меня. Но сейчас все же пишу. Ты сомневаешься, молюсь ли я о тебе? Не сомневайся, хотя знай, что молитва моя немощная и на молитву не похожа. Писать ты можешь мне. Это меня не беспокоит. Конечно, не много и не часто. Унывать не следует. И в скорбных переживаниях сокрыта милость Божия. Непостижимо для нас строит Господь жизнь нашу. И потеря отца [духовного – изд.] промыслительна. Верь сему. Человек всегда человек, а слово Божие учит надеяться на Господа, а не на человека. Пребывай в терпении, смирении и искреннем желании спасения, и благодать Божия не оставит тебя и укажет путь спасения. Сей благодати Божией, спасающей, вразумляющей нас, вручаю тебя. О событии, происшедшем с тобою, подробно некогда писать. Мне кажется, что советь не должна тебя мучить (ты так пишешь), если было искреннее отношение к сему. А надеюсь, что оно так. И, кроме того, оно должно было решить некоторые другие вопросы жизни. Да поможет тебе Господь. За все слава Богу. Обо мне не беспокойся. Я здоров и ни в чем не нуждаюсь. Господь мне все посылает. Благодарю Господа и вручаю и себя, и все воле Божией. Прилагаемое письмо передай сестре. Желаю и тебе и ей встретить праздник во всяком благополучии и мире. Какой адрес ваш для писем? Прежний ли?

[Кемь, весна 1928 г.].

ПИСЬМО №12(28)

Рабе Божией N.

Шлю тебе привет, мир и Божие благословение, чадо мое N., а также и сестре твоей и желаю вам всех милостей Божиих. Давно я собирался написать тебе, ибо обеих вас помню и по силе молюсь о вас. Да утешит тебя Господь и да хранит под кровом благости Своей. Когда скорби обуревают души наши и колеблется сердце наше, смущаются мысли наши, единое прибежище – Господь. Так я тебе говорил, так и ныне говорю. А мое сердечное сочувствие тебе, хотя и неизменное, пребывает, но что оно значит, как грешное, ничтожное? Посему я и вручаю тебя Господу, как Всесильному. Да управит Он жизнь вашу во спасение. Передай сестре твоей и м. Евдокии с домашними ее мой привет и Божие благословение. Письмо м. Евдокии получил. Благодарю и, Бог даст, отвечу. За все слава Богу. Не унывай. Я здоров. Как твое здоровье? Мир и спасение.

Гор. Кемь.
25сентября/8 октября 1928 г.

ПИСЬМО №13(29)

Рабе Божией N.

Благочестивая раба Божия N.!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки. Давно я тебе не писал, но не потому, что забыл про тебя. Молитвенно тебя доселе помню, испрашивая тебе от Господа здравия, спасения и всякого благополучия, потребного для жизни тела и спасения души. На письма твои, правда, весьма немногочисленные, два-три за все время, я не мог тебе ответить более пространно, чем писал. Теперь у меня твоих писем под рукою нет, ибо я вообще не берег писем и потому опять не могу ответить на все подробно. Но чувства твои и переживания скорбные в памяти у меня и касаются грешного сердца моего. Конечно, при моем положении я совершенно бессилен помочь тебе, и только убогая моя молитва и предание всего воле Божией утешают и умиротворяют меня. Промыслительно показует Господь всю немощность сил человека и надежды на силы эти, как для меня самого, так и для тех, кто знал меня. Но знай, чадо мое, что, аще сохранишь веру Христову, «не потопит тебя буря водная, ниже пожрет тебе глубина». Знай, что «по множеству болезней в сердце твоем, утешения Господни возвеселят душу твою» (Пс. 93, 19). Знай, что «спасение – Господне» (Пс. 3, 9) и что «суетно спасение человеческое» (Пс. 59, 13; 107, 13). Прибегай за помощью к людям по мере твоих потребностей душевных и телесных, но успеха в получении этой помощи жди от Господа. Пишу тебе все это потому, что ты писала мне о своих разочарованиях в людях, о крушении надежд твоих в общении с людьми. Неправильность с твоей стороны состояла в том, что недостаточно ты разграничила в сердце своем получаемое от Бога и от людей и при обманутых надежах осуждала людей, соблазняясь их немощами. Берегись осуждения, как огня, могущего попалить душевную храмину. Не обращай внимания на немощи людей, не жди их – себе внимай. И за смирение твое да приидет к тебе всесильная помощь Божия и благодать. Ты писала, что сделала непоправимый шаг. Не говори так... Терпение скорбей и сознание своего недостоинства при посильном исполнении того, в твоей власти и силе, да восполнят недостаток того, что нужно бы было исполнить тебе при иных условиях жизни твоей. Господь зрит на сердце. Господу вручаю тебя. Да будет Он тебе Помощник и Покровитель. Не унывай, «мужайся, и да крепится сердце твое» (Пс. 26, 14). О себе не пишу, полагая, что и так все узнаешь. Мир ти и спасение.

Н. Ладино.
10/23 июля 1930 г.

ПИСЬМО №14(30)

Марии [5]

Христос Воскресе!

Да воскреснет и твоя душа, раба Христова Мария!

От твоей сестры девицы Клавдии я узнал прискорбную историю твоей жизни. Сердечно тебе сочувствую и по силе моей молюсь о тебе, да дарует тебе Господь милость Свою. Дитя мое! Только у Господа и в Господе ты можешь найти себе мир душевный; твоя истерзанная душа только в Господе, в покаянии и исправлении жизни может найти себе отраду. Грех ядом своим убивает душу человека, – воскресает душа от живительного действия покаяния. Когда покаешься, тогда увидишь на своем собственном опыте истину слов моих. Да отъидет от тебя далече всякое уныние. Господь простирает Свои святейшие руки, готовые принять тебя, как и всякого другого грешника кающегося, в объятия Отча. Если Господь не отвергает кающихся грешников, как мытаря, как блудницу, как Павла апостола, преп. Марию Египетскую и других многих, то не отвергнет тебя и иерей православный, лишь только кайся, лишь скажи от сердца: «Согреших, – прости»! О покаянии твоем возрадуются и Господь, и Ангелы, и человеки Божии. Опечаливает их коснение во грехах.

Итак, приступи ко Господу во смирении и покаянии, оставь увлечение грехом, вкуси от чаши покаяния и увидишь благость Божию, ибо сказано: «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33, 9).

Да вразумит тебя Господь. Призываю на тебя Божие благословение.

12/25 мая 1926 г.
Грешный Иеромонах Никон.

ЗАПИСОЧКИ из тюрьмы (общие)

ЗАПИСКА №1(31)

Мир и Божие благословение всем.

За все благодарю. Одеяло в порядке, другого пока не надо. Нельзя ли прислать рубаху, штаны и портянки для Мих. Мих., я передам. Благодарность всем, в том числе кварт. хозяйке. По телу – здоров. По душе – на волю Божию. Храни Господь всех вас. Началась неделя. Буду ждать окончания дела и утешительных вестей от вас. Благодарю за обед, благодарю за ваши хлопоты. Возвращаю посуду и салфетку. Скоро ли будем мы обедать дома среди родных по духу? О, как тяжело здесь в нравственном отношении! Будьте здоровы и веселы! Не переставайте молиться о нас! Я занимаюсь в больничной канцелярии, конечно, по возможности.

[1927 г.]

ЗАПИСКА №2(32)

Поделите всем все обязательно: и конфеты и апельсин. Калоши мои при случае, они не экстренно нужны. Тогда можно и подрясник другой мой прислать.

Иер. Н.
1/14 июля 1927 г.

ЗАПИСКА №3(33)

Усердно прошу св. молитв и благословения на начало занятий. Гр. N. отв.: Бог благословит и хранит.

Иер. Н.
[1927 г.]

ЗАПИСКА №4(34)

Прошу провезти вещи по списку для М.М. Чулки шерстяные пришлите, требуются одному уезжающему. Фунтов пять овса простого. Кисет для табаку [6]. За все благодарю. Спаси Господи. Всем мир и Божие благословение.

ЗАПИСКА №5(35)

Все получил. Благодарю. Господь благословит вас, чада мои дорогие.

17/30 августа [1927 г.].

ЗАПИСКА №6(36)

Все получил. Усердно благодарю. Призываю Божие благословение и сочувствую в скорбях ваших. Надо смиренно терпеть. Близ Господь. Молюсь о вас.

7/20 сентября 1927 г.
Греш. Иеромонах Никон.

ЗАПИСКА №7(37)

Все получил. Спаси Господи. Взаимно приветствую с праздником. Всем Божие благословение. О здравии болящей Л. молюсь. Да хранит ее Господь. Газету возвращаю. Хорошо бы ее сохранить или списать. Мир и спасение.

14/27 сентября 1927 г.
Грешный Иеромонах Никон.

ЗАПИСКА №8(38)

Купите для меня около полбутылки нашатырного спирта и при передаче скажите, чтобы мне его передали через нашу больницу, я с доктором говорил.

18 сентября/1 октября 1927 г.
Иер. Никон.

ЗАПИСКА №9(39)

Все получил. Спаси Господи. Да утешит вас всех Господь. Молюсь. Да будет воля Божия. Мир и Божие благословение всем вам.

25 сентября/8 октяброя 1927 г.
Иер. Никон.

ЗАПИСКА №10(40)

Усердно благодарю всех за поздравление меня ко дню моего Ангела. Спаси Господи! Всем мир и Божие благословение. о. Геронтию на его вопросы затрудняюсь дать точные ответы. Мне было бы желательно решением всех вопросов еще повременить, ибо мне думается, что если Господь даст мне жизни, я буду иметь возможность вырешить их так или иначе, как Бог даст. М.И. благодарю и прошу пока квартиру оставить за мной и даже сделать необходимую заготовку продуктов, они не пропадут, придется или не придется ими пользоваться. Надеюсь, что Господь не лишит свидания с вами хотя бы даже и временного, ибо не знаю, что меня ожидает. Можно предполагать, что дело решится в течение месяца. О всех помню и молюсь. Всем желаю всех милостей Божиих. Прошу молитв. Простите. Сообщите хозяйке, что к 1 ноября требуется представить квартирный список, надо в нем поместить, как и прошлый год, всех нас троих. Мое занятие: «певчий и мелкие случайные заработки».

Грешный Иеромонах Никон.
[Осень 1927 г. – ?]

ЗАПИСКА №11(41)

Все получил. Усердно благодарю. Спаси Господи. Молюсь о вас. Бог да простит и благословит всех вас. Да будет воля Божия. С любовию о Господе помню вас.

26 октября/8 ноября 1927 г.
Грешный Иеромонах Никон.

ЗАПИСКА №12(42)

До меня дошли слухи о немирствии духовных детей моих. Враг рода человеческого внушает некоторым мысль, что в случившемся виноваты м. Ирина и Анастасия [7], и они, поддавшись этой вражией мысли, не только так думают, но и говорят другим. Как духовный отец запрещаю так говорить, и в случае упорства наложу епитимию. Пусть знают все, что такова воля Божия, пред которой надо смириться и благоговеть. Слава Богу за все! Считаю, что м. Ирина и Анастасия страдают из-за меня, они не виноваты, и что я за мои грехи достоин большего. Если при передаче обеда будет немирствие, то я подам заявление, что отказываюсь от передачи и буду питаться казенным черным хлебом, вспоминая, что я обещание давал проводить постническое житие. Хотя я очень благодарен трудящимся и участвующим в передаче (она меня утешает) и стараюсь всегда о них молиться, но мой духовнический долг заставляет меня так писать. Если я пишу или посылаю что-либо, то это для всех, все могут получить и читать, и в передаче участвовать. Прошу всех примириться, не разбирая, кто прав, кто виноват (этот суд не дан вам), и все друг другу простить. За себя я покоен, не скорблю, Господь мне помогает, но сердце мое болит о всех вас, детях моих духовных; моя грешная молитва ежедневно приносится Богу о всех вас, ибо души ваши мне дороги, все без исключения, – и боль сердца моего увеличивается от вашего поведения, а я ожидал, что общая скорбь соединит всех любовию о Господе. Прошу и умоляю образумиться. Кто примет мои убогие слова – благодарю. А кто не желает принимать, тот, видно, и духовным отцом меня не признает, тогда пусть живет как хочет. Если смириться и потерпеть нашу разлуку, то можно получить большую пользу, и даже блаженство, ибо сказано: «Блажени, есте, егда разлучат вас» (Лк. 6, 22), а ропотом, неразумием, неприятием воли Божией приносится вред душе. Сердечно сочувствую всем вам в скорби вашей, желаю, чтобы все было на пользу вам. Да хранит вас Господь от всякого зла. Всем мир и спасение, и Божие благословение. А меня простите за все Бога ради.

Грешный Иеромонах Никон.
[1927 г.]

ЗАПИСКА №13(43)

Христос посреде нас!

Волею Божиею нам, чада мои, должно разлучиться. Так судил Господь. Покорно и смиренно примем эту волю Божию. Если кто желает, чтобы постигшая нас скорбь была ему на пользу, тот должен винить в ней самого себя, и больше никого. Каждый должен думать, что страдает за свои грехи. Так думающий и смиренно терпящий получит милость Божию. Кто будет винить кого-либо другого, и потому немирствовать на него, тот выкажет этим свое неверие Богу, и сам до себя не будет допускать милости Божией. Пусть совесть каждого скажет ему самому, есть у него грехи или нет. Если есть, то пусть только себя и винит, и молчит, не осуждая и не укоряя других. Таков закон духовный. Любовь к Господу, и в Господе ко мне грешному, выразите общею любовию и миром между собою. Бог есть любовь, и всякая злоба, какой бы благовидной причиной она не прикрывалась, противна Ему; противна она и мне. Слово мира и любви о Господе говорю вам всем на прощание и Бог мира буди с вами. Еще раз прошу прекратить всякие свои догадки человеческие, а потому ошибочные, о причинах нашей скорби. Смиритесь пред Господом и содевайте свое спасение, понуждая себя на всякое исполнение заповедей Божиих, соблюдая и душу, и тело от всякого греха. Не забывайте молитвы. Буду молиться о всех по силе моей. Прошу и ваших св. молитв. Всем все прощаю и сам прошу прощения. Все епитимии разрешаю. Божие благословение да пребывает над всеми вами. Аминь.

Грешный Иеромонах Никон.

У Батюшки Архимандрита [8] и Старцев прошу усердно прощения, св. молитв и благословения. У Владыки усердно прошу святых молитв и Архиепископского благословения и прощения.

Грешный Иеромонах Никон.

Терпение скорбей и прощение обид доставляет человеку разум истины, по слову преп. Марка Подвижника. Кротко и смиренно потерпим все, – и Господь нас вразумит и не оставит Своею милостию. Сказано: «Блажени есте, егда разлучат вас» (Лк. 6, 22).

Иером. Н.
[1927 г.]

__________________________________________________________________________

[1] Прп. старец Оптинский Лев (в схиме; в монашестве – Леонид) иеросхимонах, скитоначальник (Наголкин, 1768–1841) Был духовником обители и многочисленных богомольцев, особенно простонародья.

[2] Речь идет, очевидно, об епитимии.

[3] Имеется ввиду Записка из тюрьмы №12(42).Ф

[4] М. Мария Савутина.

[5] Можно предположить, что раба Божия N. (см. письма №17–29) и Мария (письмо №78) – одно и то же лицо.

[6] Многие заключенные были лишены возможности получать передачи, поэтому о. Никон делился с ними, иногда просил чад своих присылать что-либо специально для них.

[7] Ирину и Анастасию Бобковых обвиняли в аресте о. Никона по причине того, что Анастасия была арестована при подходе к дому в то время, когда у Батюшки происходил обыск. У Анастасии нашли пакет с записочками о. Никона к чадам. Но настоящей причиной всех обвинений была тайная ревность и зависть духовных чад, которым казалось, что о. Никон как-то «особенно» выделяет сестер Бобковых и уделяет им больше внимания, чем другим.

[8] Прп. свщмч. Исаакий II (Бобраков, р. 1865 г.), последний Оптинский Архимандрит. Расстрелян 26 декабря 1937/8 января 1938 г. в г. Белев Тульской обл. Погребен в братской могиле, мощи не обретены.

 

[1-18] [19-43] [44-60] [61-75] [76-98] [99-115] [116-120] [121-127] [128-141] [142-158]