Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Страницы: <123456>

На фотографии видим раку под сенью, в которой до 11 июля 1998 года покоились мощи прп. Иосифа оптинского, почитавшиеся, как мощи прп. Амвросия. Невольно вспоминаются слова блаженного о. Пахомия - прозорливца, жившего при Оптиной Пустыни.

«Он очень любил о. Иосифа и, когда тот был еще простым монахом, о. Пахомий всякий раз, как с ним встретится, непременно попросит у него благословения - "о. Пахомий, да ведь я не иеромонах, - улыбнется ему о. Иосиф. - Удивляюсь, ответит о. Пахомий, о. Иосиф, все равно, что о. Абросим.»

...Одна раба Божия - юродивая, была у старца о. Амвросия, и увидев о. Иосифа, сказала ему: «Вот было у одного старца два келейника: один из них остался на его месте».

 

(Житие иеросхимонаха Иосифа. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993 г., стр. 42-43)

 

 

 

 

 

 

 

 

Обретенные мощи преп. Амвросия были положены в раку вместо мощей преп. Иосифа, которые вместе с мощами старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия и Анатолия (Потапова) приготовили для перенесения их в раки, устроенные в восстановленном храме в честь Владимирской иконы Божией Матери.

 

 

 

 

 

Преподобный Иосиф, старец Оптинский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место, где находился разрушенный храм в честь иконы Божией Матери Владимирской

 

 

 

 

 

 

Воссозданный храм в честь иконы Божией Матери Владимирской

 

В этом храме устроены гранитные надгробия и раки, в которые переложены св. мощи семи оптинских старцев: Льва, Макария, Илариона, Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Зерцалова) и Анатолия (Потапова).

 

 

По благословению Его Святейшества 11-го июля в Оптину прибыли три архиерея: архиепископ Калужский и Боровский Климент, епископ Георгий Людиновский (викарий архиеп. Климента) и епископ Тобольский Димитрий, которые возглавили торжественный молебен с акафистом перед новообретенными мощами оптинских Старцев.

5 августа 1998 года Его Святейшеству был приготовлен рапорт и отчет в виде альбома с приложением фотодокументов старинных и современных, а также приведены библиографические свидетельства из изданий дореволюционных времен.

 

 


ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ
МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ

Архимандрита Венедикта Наместника
Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни

РАПОРТ
Ваше Святейшество,
Святейший Владыко и Милостивый Отец!

Получив от Вас разрешение на начало работ по обретению мощей оптинских старцев: Льва, Макария, Варсонофия, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Илариона и Анатолия (Потапова), погребенных на монастырском некрополе близ Введенского собора (резолюция № 3274 от 24 июня 1998 г.), с археологом Беляевым С. А. было согласовано приступить к работам 8-го июля сего года.

7-го июля (Рождество Иоанна Предтечи) в 14.30 был совершен молебен преподобным Старцам оптинским, после чего, по совету Беляева С. А., был снят слой земли, приблизительно в 50 см, на могилах препп. Варсонофия и Анатолия (Зерцалова), а также на могилах старца Макария и Льва (точнее же сказать, на предполагаемых могилах Старцев, ибо раскопки показали, что в этих могилах погребены миряне, по всем данным — Киреевские).

К середине дня 8-го июля были обретены мощи старцев Варсонофия и Анатолия (Зерцалова). Сомнений о месте их погребения ни у кого никогда не могло быть, ибо сохранившаяся фотография дает яснейшую картину и точные ориентиры места погребения. К этому же времени были завершены работы над могилами (как думали) старцев Макария и Льва. К сожалению, мы увидели в этих могилах останки мирских людей, очень хорошо сохранившиеся. Один из гробов был обит цинковыми листами; в нем покоилось тело мирского человека, одетого в одежду, похожую на длинный, ниже колен плащ, скорее всего служебный мундир, ноги обуты в кожаные сапоги. На одежде сохранились металлические пуговицы; вокруг шеи — воротник мирской одежды. Руки усопшего лежали не на груди, а вдоль тела; хорошо сохранились рукава мирской одежды. Глядя несколько в профиль, видим как бы портрет самого И. В. Киреевского, с его характерной бородой, которая в середине подбородка почти лишена волос. Кроме того, известно, что И. В. Киреевского усопшего везли в Оптину из Санкт-Петербурга в цинковом гробу, в котором его так и погребли. Таким образом, у всех, в том числе и у С. А. Беляева, сложилось мнение, что обнаруженные останки принадлежат братьям Киреевским. По описанию же известно, что братья Киреевские погребены близ могил старцев Льва и Макария (в ногах).

Конечно, результаты раскопок явились неожиданностью. Однако самый факт, что на том месте, где ожидалось увидеть мощи старцев Макария и Льва, мы увидели останки мирских людей, даже независимо от того, кто именно были эти люди, самый этот факт неотвратимо требовал признать, что мощи старцев Льва и Макария должны находиться в другом месте, а точнее они должны находиться только на линии склепов, устроенных ближе ко Введенскому собору. Поскольку 9-го июля С. А. Беляев должен был до обеда выехать в Москву, то положение наше становилось довольно сложным. Мы должны были или продолжать работы, ориентируясь на собственные соображения, или прекратить работы. На первое мы не могли решиться, хотя ситуация была уже предельно ясная. А прекратить работы на неопределенно долгое время, когда на территории перед взором всех лежит взрытая земля, камни, брусчатка, две большие военные палатки и т. под. — все это, естественно, должно вызывать различные вопросы, а возможно и смущение. А поэтому, посовещавшись с отцами Духовного Собора, мы решили, что пока С. А. Беляев не отъехал, надобно безотлагательно продолжить работы, тем более, что вывод о точном месторасположении могил Старцев теперь уже стал несомненно ясным. В 15.30 8-го июля начались работы на месте ближе к алтарю Введенского собора. Спустя совсем малое время был обнаружен склеп, о котором раньше ничего не предполагалось, и даже считалось, что склепа на этом месте не должно быть. Дело в том, что этот обнаруженный склеп сам находился в другом, еще большем, склепе. Это и был склеп старца Льва. Теперь уже ситуация явилась во всей полноте и ясности. Под наблюдением С. А. Беляева работы велись без излишней суеты, аккуратно и тщательно. Сергей Алексеевич с большой похвалой отозвался о работе братии, принимавших участие в обретении мощей. 9-го июля в 11 часов дня С. А. Беляев выехал в Москву, а к девяти часам вечера все работы по обретению мощей Старцев были окончены. Св. мощи Старцев (их было семь, и как все мы вместе с С.А. Беляевым несомненно уверены, это были: прпп. Лев, Макарий, Амвросий, Анатолий (Потапов), Иларион, Варсонофий и Анатолий (Зерцалов)) были положены в специально приготовленные дубовые ковчеги и перенесены во Введенский храм, чтобы там окончательно привести мощи в порядок, т.е. очистить от земли, просушить, отереть в спиртовом растворе и т.д.

9-го июля вечером я созвонился с Владыкой Климентом и кратко объяснил ему ситуацию. Было договорено встретиться с Владыкой 10-го числа. Для этого был послан эконом монастыря игумен Досифей, который подробно объяснил Владыке Клименту все положение. 11-го июля в 15 часов в Оптину прибыли Владыка Климент, епископ Георгий Людиновский (викарий архиеп. Климента) и епископ Тобольский Димитрий, и был совершен торжественный молебен с акафистом Собору Оптинских Старцев. Богомольцев было довольно много. Всенощную служили тем же составом в Казанском соборе. Литургию 12-го июля служили архиепископ Климент и епископ Димитрий (еп. Георгий накануне вечером отъехал).

Ваше Святейшество! Для того, чтобы лучше разобраться во всей ситуации, для Вас приготовлен альбом, в котором собраны старинные фотографии, на которых запечатлены могилки Старцев, а также приведены библиографические свидетельства, подтверждающие то, что изображено на эти фотографиях. Кроме этого прилагаются записи, сделанные во время работ по обретению мощей.

Дорогой Святейший Владыко! За истекшее время с 7 июля по 5 августа сего года в Оптиной Пустыни заметно увеличился приток богомольцев, особенно в воскресные и праздничные дни. Все желают помолиться пред обретенными мощами св. Старцев. Для этого ковчеги с мощами износятся из ризницы, что во Введенском Соборе, и поставляются перед ракой с мощами Преподобного Амвросия и совершается молебен с акафистом Собору Оптинских Старцев. После молитвы и отпуста все прикладываются ко св. мощам.

На некрополе все приведено в должный порядок. Установлены гранитные памятные плиты с надписями, на местах бывшего погребения Старцев. На месте погребения Киреевских установлен большой гранитный крест на гранитном постаменте. Отрадно то, что теперь почти каждый день мы видим букеты цветов, лежащие на месте их погребения.

Испрашиваю Ваших Первосвятительских молитв и благословения.

С сыновней любовью Вашего Святейшества
Нижайший послушник Наместник Свято-Введенского
монастыря Оптиной Пустыни Архимандрит Венедикт

 

5 августа 1998 года

исх. № 203

 

 

Торжественный молебен с акафистом перед новообретенными св. мощами семи оптинских Старцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После молебна все с благоговением прикладываются к св. мощам оптинских Старцев

<123456>