Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не­мощ­ны мы. Ни­че­го не мо­жем сде­лать сво­и­ми си­ла­ми. Ка­кое бы ни бы­ло ве­ли­кое де­ло, все это – внеш­нее, зем­ное. Все по во­ле Бо­жи­ей и по не­ис­по­ве­ди­мым судь­бам Его об­ра­ща­ет­ся в нич­то. Все – вре­мен­но, и до­ро­жить им мы долж­ны, пос­коль­ку оно слу­жит нам для спа­се­ния на­шей ду­ши. Од­но толь­ко это на­до не­из­мен­но пом­нить и об од­ном толь­ко этом, спа­се­нии сво­ей ду­ши, за­бо­тить­ся, а все ос­таль­ное пре­дать в во­лю Бо­жию. Сми­рять­ся долж­но.

преп. Никон

Спо­рить не нуж­но, так как че­рез спор вы­хо­дят иног­да боль­шие неп­ри­ят­нос­ти. Ска­за­но: тот ве­лик пред Бо­гом, кто сми­рен­но ус­ту­па­ет ближ­не­му, и сми­рен­ных Бог воз­но­сит, а гор­дых и спор­ли­вых Бог сми­ря­ет. Уко­рять на­до толь­ко се­бя, а не ближ­не­го, за свои не­дос­тат­ки.

преп. Иосиф

Со спор­ли­вым ха­рак­те­ром ед­ва ли мож­но ожи­дать, что­бы был толк. В ду­хов­ной жиз­ни нет ни­че­го ху­же и вред­нее спор­ли­вос­ти. На вре­мя она иног­да и при­та­и­ва­ет­ся, а пос­ле опять об­на­ру­жи­ва­ет­ся в преж­ней си­ле.

преп. Амвросий

И тьма не объяла его 4 ноября 2019 года – 125 лет со дня рождения преподобноисповедника Агапита (Таубе, 1894‑1936)

Дни памяти:
7 февраля (или в ближайшее воскресенье после этой даты – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской),
18 июля (блаженная кончина),
24 октября (Cобор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших)

Михаил Таубе подавал большие надежды, все ожидали, что он станет крупным богословом. Но не такое поприще было уготовано ему Господом, а судьба страдальческая, одинокая, сокровенная, полная тайной молитвы за богохранимую Россию и веры в несокрушимую силу Света, который и во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5).

Один из его соузников оставил такое описание преподобноисповедника Агапита:
«Недавно я получил известие о смерти Оптинского духовника иеромонаха Никона. Я с ним познакомился на пути в Соловки… С ним тогда был другой монах, тоже Оптинской пустыни… некто Михаил Таубе. Сравнительно молодой человек, интеллигент… с высшим светским образованием. Они оба были… очень хорошего монашеского настроения – это были люди, так сказать, оптинской духовной культуры… О. Михаил Агапит был на вид высокий, худой, молодой интеллигентный человек, брюнет, в монашеском одеянии… Всегда разумные, выдержанные, всегда светлые духом, они были истинные иноки православные».

 

* * *

Преподобноисповедник Агапит родился 4 ноября 1894 года в городе Гатчине Санкт-Петербургской губернии в семье барона Михаила Фердинандовича фон Таубе, историка, публициста и церковного деятеля. 26 ноября 1894 года Михаил был крещён в полковой церкви лейб-гвардии Кирасирского полка.

В 1905 году поступил, а в 1912 году окончил с золотой медалью гимназию Карла Мая и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Подпоручик лейб-гвардии 1-го Мортирного
артиллерийского дивизиона М. М. Таубе

Шла Первая мировая. Весной 1915 года Михаил Таубе поступил на ускоренные артиллерийские курсы, которые окончил в феврале 1916 года. Он был произведён в младшие офицеры, призван и отправлен на фронт служить в артиллерийском дивизионе, сначала в чине прапорщика, а затем подпоручика в должности помощника командира батареи в районах Нарочь – Молодечно и под Тернополем. В июле 1917 года он получил тяжёлое ранение в голову и был отправлен в госпиталь в Петрограде. Затем Михаил Таубе ненадолго смог продолжить учебу в университете.

 

* * *

15 сентября 1921 года подал прошение о приеме вольнослушателем в Петроградский богословский институт и был зачислен. В институте он считался «активным» вольнослушателем. Проучился здесь до мая 1923 год, когда институт был закрыт.

Преп. Нектарий Оптинский

…17 апреля 1923 года уехал в Оптину пустынь. Был хранителем монастырской библиотеки. Здесь он познакомился со святоотеческой литературой и богатейшими по своему духовному содержанию рукописями.

Михаил Таубе жил на пасеке Иоанно-Предтеченского скита1 вместе с двумя монахами. Его принял в число своих духовных детей старец Нектарий (Тихонов)1. Много времени проводил у старца, записывал его поучения. От записей сохранились лишь краткие заметки. Часто преподобноисповедник Агапит читал ученикам старца Нектария доклады на богословские темы.

* * *

Когда обитель была закрыта, по инициативе Лидии Васильевны Защук был образован музей «Оптина Пустынь». Она стала заведующей этого музея, а Михаил Таубе был её заместителем.

После высылки старца Нектария из Оптиной стал духовным сыном преподобноисповедника Никона (Беляева)1, который постриг его в мантию с именем Агапит.

Недоброжелатели доносили о нём в ОГПУ, что он «неоднократно в коленопреклоненном состоянии у старцев был заставаем» и поддерживает «живую тесную связь с монахами, проживающими в музее и вне его».

…В служебные обязанности Михаила Таубе в музее входили разбор монастырской библиотеки и составление к ней каталога, а также проведение экскурсий для посетителей. Проводя экскурсии, он с восторгом рассказывал о прошлом обители и вообще о Церкви, в иных случаях совершенно не беря в расчет, кому он рассказывает.

Новая заведующая музеем, Карпова, предложила начальству уволить Таубе как человека, настроенного мистически, что крайне нежелательно для музея, который и так зарекомендовал «себя среди властей и населения как единица оставшегося старых традиций монашества <…>», и 23 февраля 1925 года монах Агапит был уволен. После увольнения он жил то в Петрограде, то около Оптиной, готовя себя к священническому служению. Зарабатывал на жизнь преподаванием иностранных языков, из которых он хорошо знал французский, немецкий, английский, итальянский и латынь.

* * *

16 июня 1927 года преподобноисповедник Агапит арестован по групповому делу преподобноисповедника Никона (Беляева) и заключён в Калужскую следственную тюрьму. До своего ареста преподобноисповедник Агапит ходил в светской одежде, а когда пришли его арестовывать, он с радостью надел рясу и ушёл в тюрьму христианским исповедником, точно только и ждал этого момента.

1 июля ему было предъявлено следователем обвинение в том, что он «имеет обширные связи с центральными городами Союза ССР и, являясь сотрудником Оптинского музея… связывается с контрреволюционной группировкой означенного музея… и совместно ведет контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду среди широких слоев крестьянского населения… Имея тесную связь с Никоном Беляевым, Таубе, как лицо, связанное со всем научным миром, в целях… контрреволюционной деятельности предоставляет и использует все для него возможности…»1.

* * *

19 декабря 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило преподобноисповедника Агапита к трём годам заключения в концлагерь на Соловки, но, как и его духовный отец, он был оставлен в Кеми. Первое время он жил вместе с преподобноисповедником Никоном в пересыльном лагере в Кеми, но затем преподобноисповедника Агапита отправили на одну из лагерных командировок в лес, на побережье Белого моря, а преподобноисповедник Никон был оставлен в Кеми.

По окончании срока заключения, 23 мая 1930 года Особое Совещание приговорило его к трём годам ссылки, и он был отправлен в Архангельск, куда прибыл в одном этапе вместе с преподобноисповедником Никоном, что стало для него большим утешением. Здесь им пришлось проходить медицинскую комиссию. Врач, обследовав преподобноисповедника Никона, заметил, что по состоянию здоровья он мог бы быть направлен в лучшие климатические условия.
«Отец Никон, привыкший отсекать свою волю… спросил совета на этот счет у отца Агапита, который не посоветовал ему предпринимать что-либо в этом направлении, и отец Никон послушался этого совета, сказав: «Воля Божия да совершается!»

По прибытии в Архангельск преподобноисповедник Никон и преподобноисповедник Агапит некоторое время жили вместе. Вскоре преподобноисповедника Никона отправили в Пинегу, а преподобноисповедник Агапит остался один вблизи Архангельска»1.

* * *

Преподобноисповеднику Агапиту в то время никто не присылал посылок. Его духовная дочь, монахиня Амвросия (Оберучева), благодаря воспоминаниям которой мы знаем многое о жизни преподобноисповедника Агапита в ссылке, о его встречах с преподобноисповедником Никоном, спросила его в письме: не нужно ли чего послать. Он написал, что нуждается в сапогах, так как его отправляют на работы в лес, на болото.

У монахини Амвросии было сколько-то кожи, и монах-сапожник, который раньше шил преподобноисповеднику Агапиту сапоги и знал его мерку, сшил их для него. Монахиня Амвросия отправилась передать сапоги вместе с продуктами преподобноисповеднику Агапиту в деревню за несколько километров от Архангельска.
«В этой же деревне, – вспоминала она, – поселился и присланный сюда с Соловков владыка Тихон1 Гомельский. Он радушно встретил нас. Помещение у него было хорошее, он снимал две комнаты. В одной была марлевой занавеской отделена часть для алтаря»1.

Преподобноисповедник Агапит нашёл квартиру для монахини Амвросии и посетил её на следующий день. Он стал рассказывать о преподобноисповеднике Никоне, с большой любовью и теплотой он вспоминал их совместную жизнь и грустное расставание и попросил, чтобы мать Амвросия обязательно писала преподобноисповеднику Никону, так как её письма были для него большим утешением. Получив добротные сапоги, преподобноисповедник Агапит отдал в починку валенки, а через день был арестован вместе с епископом Тихоном.

Живя в Архангельске, преподобноисповедник Агапит познакомился с архиепископом Архангельским Антонием (Быстровым) и некоторыми ссыльными епископами и священниками, а с владыкой Тихоном (Шараповым) он жил в самом ближайшем соседстве.

* * *

23 января 1931 года архиепископ Антоний был арестован, по тому же делу были арестованы двадцать один человек и среди них преподобноисповедник Агапит. Вскоре после ареста он, как и многие другие подследственные, был отправлен в 5-й лагпункт вблизи станции Пинюг, где его продолжали допрашивать, и, в частности, о том, знает ли он о совершавшихся епископом Тихоном тайных богослужениях. Заявив, что он никогда не видел, чтобы его сосед-епископ совершал дома тайные богослужения, и что никаких бесед между ними не было, он сказал:
«Виновным в антисоветской агитации себя не признаю, так как никогда и нигде на политическую тему антисоветских разговоров не вёл»1.

Преподобноисповедник Агапит был обвинен в том, что он являлся ближайшим сторонником епископа Тихона (Шарапова), выполнял его задания среди крестьян, участвовал в помощи ссыльному духовенству, которую организовал архиепископ Антоний, и выдавал себя среди крестьян «за мученика и невинного страдальца за веру Христову»1.

Вскоре монахиня Амвросия получила от преподобноисповедника Агапита телеграмму с адресом, в которой он просил прислать ему валенки, ибо зимой без валенок во время суровых морозов он оказался в весьма тяжёлом положении. Она решилась собрать ему посылку и отвезти. Ехать нужно было на электричке. Некая девушка взялась её проводить.
«Посылку увязали в саночки, и поэтому пришлось стоять с ней на площадке, – вспоминала монахиня Амвросия. – Электрички полны одних рабочих-мужчин… Наша станция. Со ступенек электрички надо сходить прямо на обледеневшую горку. Я, конечно, упала. Через мою голову прыгают рабочие. Чья-то рука оказалась над моей головой и защищала меня от прыгающих. Слава Тебе, Милосердный!

Расспросили, где здесь помещаются заключенные. Версты две или больше надо идти… Заскорузлые низкие деревца, между ними тропинка, по которой мы и пошли… Спаси Господи девушку. Она везла санки и решила меня проводить до места…

Я стала дожидаться, добиваясь приема. Наконец, меня впустили в палатку и раскрыли посылку. Не найдя ничего недозволенного, отнесли, и я получила ответную записку с благодарностью. Сделалось совсем темно, надо где-нибудь ночевать… мне дали ночлег: пустили какие-то семейные, добрые люди. На другой день даже угостили меня блинами и на дорогу дали. Занесла их, проходя мимо палатки, просила отдать их отцу Агапиту. Он опять ответил мне запиской»1.

* * *

2 декабря 1931 года преподобноисповедник Агапит был приговорён к трём годам заключения в концлагерь и отправлен в Мариинские лагеря в Сибирь. После окончания срока заключения он поселился в городе Орле, где в то время жило много ссыльных и отбывших заключения в лагерях. Иногда он приезжал в Москву, где встречался со знакомыми по Оптиной пустыни.

В начале 1936 года преподобноисповедник Агапит заболел, образовалась опухоль на языке, и друзья предлагали ему лечь в больницу. Он выехал в Москву, операция была сделана, но врачи предупредили, что могут быть последствия, и через некоторое время он обнаружил новую опухоль, операцию делать было бессмысленно. Перед последним отъездом в Орёл, он навсегда попрощался со всеми знакомыми – попрощался просто, спокойно, будто на время уходя от всех, чтобы, даст Бог, встретиться в иной жизни снова. Его страдания в течение болезни всё более возрастали, ни есть, ни говорить он уже не мог, но при этом не терял бодрости духа и, пока были силы, ходил в храм.

Когда преподобноисповеднику Агапиту было что-либо нужно, он писал записки своей старушке-хозяйке. Она жила на другой половине дома, через стену от него. Преподобноисповедник Агапит предупредил хозяйку, что, когда ему станет совсем плохо, он ей постучит.

18 июля преподобноисповедник Агапит постучал в стену. Когда хозяйка вошла, то увидела, что он лежит, не сводя глаз с иконы Божией Матери.
«Лицо его было сосредоточено и кротко. Ни боль, ни страх не искажали его. Он не стонал, только дыхание становилось всё реже…»1

Впоследствии она рассказала, что «переносил он свои страдания так светло, что она молится о нём, как о святом»1.

…Преподобноисповедник Агапит (Таубе) скончался 18 июля 1936 года и был погребён на одном из кладбищ в городе Орле, но могила его впоследствии была утрачена.

* * *

Собор новомучеников и исповедников Российских

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2007 года имя преподобноисповедника Агапита включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Житие преподобноисповедника Агапита написано игуменом Дамаскиным (Орловским)1. Память его ныне отмечается и 24 октября, когда в благословенной Оптине, которую всем сердцем полюбил преподобноисповедник Агапит, празднуется замечательный праздник – Cобор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших1.


Николай Головкин. «Здесь у нас в скиту – рай земной». См.: https://www.optina.ru/19_v_skitu_raj_zemnoj/

Николай Головкин. «Россия будет богата духом». См.: https://www.optina.ru/19_rossija_budet_bogata_duhom/

Николай Головкин. «Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру». См.: https://www.optina.ru/19_gonenija_ukrepljajut_veru/

УФСБ России по Калужской обл. Д. П-16298, л. 117.

Житие оптинского старца Никона. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1996. Автор мон. Мария (Добромыслова; 1900–1986). С. 408.

Шарапов.

Монахиня Амвросия (Оберучева). История одной старушки. М., 2005. С. 433.

УФСБ России по Архангельской обл. Д. П-11397, л. 70 об.

Там же. Л. 161.

Монахиня Амвросия (Оберучева). История одной старушки. М., 2005. С. 436–437.

Архив Оптиной Пустыни. Фонд новомучеников и исповедников. Неопубликованные мемуары Н.А. Павлович. Машинопись. «Невода памяти». Глава 3. Монах Агапит.

Соль земли. Сост. С. Фомин. М., 1998. С. 303.

Преподобноисповедник Агапит (Таубе). См.: https://www.optina.ru/confessors/lives/agapit/

Cобор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших. См.: https://www.optina.ru/19_cobor_svjatyh_optinoj/

Подготовил Николай Головкин