Аудио-трансляция

За­висть про­ис­хо­дит от гор­дос­ти и, вмес­те, от не­ра­де­ния к ис­пол­не­нию долж­но­го. Ка­ин по­не­ра­дел при­нес­ти изб­ран­ную жерт­ву Бо­гу. А ког­да Бог за та­кое не­ра­де­ние през­рел его жерт­ву, а усерд­ную и изб­ран­ную жерт­ву Аве­ля при­нял, тог­да он, объ­я­тый за­вистью, ре­шил­ся убить и убил пра­вед­но­го Аве­ля. Все­го луч­ше ста­рать­ся ист­реб­лять за­висть в са­мом на­ча­ле сми­рен­ною мо­лит­вою и сми­рен­ною ис­по­ве­дию и бла­го­ра­зум­ным мол­ча­ни­ем.

преп. Амвросий

Не стыдись обнажать струпы твои духовному наставнику К дню памяти преподобного Илариона (Пономарева), старца Оптинского

Преп. Иларион Оптинский

 

 

В 2019 году – 180 лет, как преподобный поступил в Оптину и был определён на жительство в Иоанно-Предтеченский скит1

Дни памяти:
10 июля (Обретение мощей),
1 октября (блаженная кончина),
24 октября (Собор Оптинских старцев)

 

 

 

 

 

Преподобный Иларион (Пономарев, 1805-1873) – ученик и преемник старца Макария1 . Дар исцеления душевных недугов, которым наделил Господь всех преподобных Оптинских старцев, в полной мере усвоен был и преподобным Иларионом.

Различные причины этих болезней преподобный Иларион распознавал не только через расспросы страждущих, но и иными, одному ему ведомыми путями, и выносил своё заключение.

Непримиримая вражда, раздоры семейные, тяжкие нераскаянные грехи чаще всего были причинами заболеваний, а потому и врачевал старец болящих, при помощи Божией, благодатию таинства покаяния, на дом же давал им богоявленскую воду, артос и масло от лампадок, горевших на могилках почивших старцев Льва1 и Макария.

Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.

Мудрость преподобного Илариона была велика: хотя говорил он очень мало, но слова его имели благодатную святую силу, а потому, получив от него наставление, человек чувствовал в себе искреннее желание исполнить его. Знание сердца человеческого было у него такое, что нельзя было не изумляться.

Среди его мудрых советов такие:
«Не стыдись обнажать струпы твои духовному наставнику и будь готов принять от него за грехи свои и посрамление, чтобы чрез него избежать вечного стыда».

В ободрение скорбящих старец часто говаривал: Аще Господь по нас, кто на ны? (Рим. 8, 31).

«Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия».

Нередко говорил преподобный Иларион о хранении совести, о внимательном наблюдении за своими мыслями, действиями и словами, и о покаянии в них. Учил немощи и недостатки подчиненных нести благодушно.

«Замечания делай, – наставлял преподобный, – не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого».

«Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твоё сердце».

«Полезнее для души сознавать себя во всем виноватым и последним из всех, нежели прибегать к самооправданию, которое происходит от гордости, а гордым Бог противится, смиренным же дает благодать».

Часто преподобный Иларион приводил изречение Апостола:
«Истинная любовь не раздражается, не мыслит зла, николиже отпадает».

Преп. Иларион Оптинский

Со многими духовными детьми преподобный Иларион вёл переписку. Его письмоводителями были иеродиакон Антоний (Глушков) в 1860-1866 года и монах Порфирий (Севрюгин) в 1866-1873 годах. Сохранившиеся письма1 старца не утратили своей духовной значимости и по сей день.

Как не может град укрытися, верху горы стоя (Мф. 5, 14), так не могла укрыться от внимания людей и высокая деятельность преподобного Илариона.

Но наряду с доброжелательным отношением к нему были и случаи явной клеветы на Оптинского подвижника, и в этом горниле испытаний ещё более закалилась душа его: не поколебалась мирность сердца, не расстроилась кротость его нрава.

«Батюшка, – вспоминал отец Иероним, келейник преподобного, – старался между братиями поселить любовь и единодушие и уврачевать от страстей приходивших к нему – как мирских, так и монашествующих, и никто не уходил от него, не получив пользы. Часто случалось, что не щадя себя, и малые часы отдыха своего отдавал на пользу ближним, чрез что незаметно терял свои силы и приближался к концу своей жизни».

«Только с той минуты, как мы узнали его, – вспоминает духовное чадо преподобного Илариона, – мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный…».

Преподобный Иларион, по словам одного из последних глинских старцев, духовного писателя, схиархимандрита Иоанна (в миру – Иван Сергеевич Маслов, 1932-1991), «обладал молитвенным даром так воздействовать на человека, что тот, чувствуя невидимое присутствие Всемогущего Господа, со всей откровенностью исповедовал старцу самые потаенные движения своего сердца».

В Оптиной пустыни подвизались близкие родственники преподобного Илариона. Его отец Н.Ф. Пономарёв жил в Иоанно-Предтеченском скиту в 1842-1849 годах, перед смертью принял постриг с именем Нифонт. Брат С.Н. Пономарёв жил в обители в 1863-1881 годах, принял постриг с именем Сергий, перед смертью пострижен в схиму. Племянник С.С. Пономарёв жил в монастыре в 1876-1889 годах, скончался рясофорным монахом.

* * *

Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарёв) родился 8/21 апреля 1805 года, в пасхальную ночь на 9/22 апреля, в сельце Ключи Воронежской губернии. В святом крещении его назвали Иродионом, в честь апостола Иродиона.

Родион был третьим сыном Никиты Филимоновича Пономарёва и его супруги Евфимии Никифоровны, а всего в семье было четыре сына. Никита Филимонович был известным в округе портным, часто находился в отъезде, выполняя многочисленные заказы, и поэтому надзор за семейством и домашним хозяйством лежал на Евфимии Никифоровне, женщине достопочтенной и богобоязненной.

Предок будущего преподобного, основатель фамилии Пономарёвых, служил пономарём в церкви села Макарова Новохопёрского уезда Воронежской губернии.

Следование заповедям Господним уже с младенческих лет стало для Родиона непреложным законом. Родион рос тихим и молчаливым, сосредоточенным и впечатлительным, с явной устремленностью к созерцательности и углубленности в свой внутренний мир. Без сомнения, не без мудрой и благой цели промышлял о нём Господь, воспитывая и приуготовляя будущего духовного наставника монашествующих и мирян.

Мать предрекала своему сыну, ещё в семилетнем его возрасте, будущее монашество. Да и сам отрок с детства чувствовал в себе стремление стать монахом.

Обучаясь в доме отца своего портновскому ремеслу, рассудительный юноша, помышлявший о монашестве, решил, что в монастыре как раз и пригодится ему эта профессия.

Именно тогда утвердилось в нём убеждение, что ко всякому делу следует относиться добросовестно: то, что делаешь, надо стараться делать хорошо. А это как раз и есть то самое правило, на которое как новоначальным, так и возросшим в духовной жизни инокам, святые отцы указывают как на необходимое условие для спасения и которое они в своих писаниях называют «хранением совести».

* * *

В 1829 году, когда ему было 24 года, Родион переехал вместе с родителями на жительство в Саратов. Ревностный исполнитель уставов Православной Церкви, он и дома старался вести строго благочестивую жизнь, живя в страхе Божием и отечески наблюдая за неуклонным исполнением христианских обязанностей артелью своих рабочих.

На артель, состоящую человек из тридцати, Родион смотрел как на своих детей, за которых надобно будет дать отчет Богу. Он содержал их хорошо и строго наблюдал за их нравственностью.

С юных лет воспитанный в страхе Божием, искренно преданный Православной Церкви и строго соблюдавший её уставы, он завёл, что в воскресные и праздничные дни вся артель непременно бывала в церкви на всенощной и обедни. Кроме того, при помощи знакомого дьячка Покровской церкви он обучал своих рабочих церковному пению, и за работой они вместо светских песен пели песни духовные.

Во всех своих действиях Родион отличался чрезвычайной мягкостью, кротостью и миролюбием, а на рабочих действовал не угрозами или наказаниями, но разнообразными мягкими увещевательными способами, влиявшими на нравственное их расположение.

* * *

В эти годы Саратов был наводнён множеством раскольников. Секты враждовали между собой, сходясь только в одном: в ненависти к православным, которых в сравнении с ними было меньше. Кроме того, многие из православных, долго находясь среди раскольников, пребывали в состоянии двоедушия и сомнения.

Именно в этот период Господь открыл Родиону новую возможность для служения людям – служение миссионерское, апостольское, способствовавшее возвращению в лоно Матери-Церкви многих и многих заблудших и погибельно отпавших от неё душ раскольников.

Известный в Саратовской губернии старец Семён Климыч посоветовал ему заняться собеседованием с раскольниками с целью побудить их присоединиться к Православной Церкви.

Родион начал вести беседы о вере, основываясь единственно на слове Божием и на изъяснениях оного святыми отцами Церкви. Постепенно он подводил отпавших от истинной веры к осознанию того, что, оспаривая Священное Писание и святоотеческое толкование, они превращались в противников Христа, Его слов и учения, то есть в «антихристов».

Этот новый оборот, который приняли собеседования, привёл в движение раскольников, озадачил их и во многом способствовал убеждению в истине. Раскольники то и дело либо сами приходили к своим противникам, либо зазывали их к себе на беседы. Будущий отец Иларион стал с ними заниматься много и успешно.

* * *

Так прошло девять лет. Братство, возглавленное Родионом, стало известно далеко за пределами Саратова. Благодаря деятельности братства в городе в Православие перешло значительное число старообрядцев, а секта скопцов прекратила существование.

Видя, что Господь благословил начальные труды успехами, Преосвященный Иаков (Вечерков) испросил у Святейшего Синода дозволения учредить в своей епархии миссию для обращения раскольников.

Сохранились достоверные сведения о том, что Родион Пономарёв был одним из самых ревностнейших и деятельнейших миссионеров. Но, рассказывая впоследствии в Оптиной пустыни об этом периоде саратовской жизни, преподобный Иларион своё личное участие в делах миссии всегда оставлял в тени, проявляя столь свойственные ему скромность и смирение.

«Хотя мы и богоугодно старались жить, – вспоминал он в Оптиной пустыни, – и, казалось, будто и делами благочестивыми занимались, но чувствовалось мне, что мы всё ещё не так живём, как бы следовало, что монахи лучше нас живут».

* * *

Первые встречи с иноческой жизнью состоялись у него в тринадцать и семнадцать лет – во время паломничества с матерью к святыням Киево-Печерской лавры. Теперь, тридцати трех лет от роду, он серьёзно задался вопросом: не настала ли для него пора вступить на этот путь.

Отзвук первых впечатлений от давних паломничеств к Киево-Печерским святыням породил в душе его желание ближе присмотреться к монашеской жизни и к монастырям.

В течение девяти месяцев знакомился он с замечательными русскими обителями: Сарова, Суздаля, Ростова Великого, Белозёрска, Тихвина, побывал на Соловках, в Почаеве, на Валааме, в Глинской и Площанской пустынях.

Именно в этих поездках Родион получил благословение непременно побывать у Оптинских старцев Льва и Макария. Так впервые, через подвижников из других обителей, была зримо явлена Родиону воля Божия, направляющая его стопы в Оптину пустынь.

Приехав в Оптину, нашёл он в старцах Льве и Макарии то, чего искала душа его. Отец Макарий много беседовал с будущим иноком, посещал его в гостинице, принося с собою какую-нибудь книгу для разъяснения предложенных им вопросов.

* * *

Возвратясь в Саратов и управившись со всеми мирскими делами, он вскоре вернулся в Оптину пустынь, чтобы вступить на новый, трудный путь подвижнической жизни.

Так на тридцать четвертом году от рождения, 13/26 марта 1839 года, Родион, Промыслом Божиим, был определён на жительство в Иоанно-Предтеченский скит, в келию по соседству с келией игумена Варлаама (в миру – Василий Давыдов, 1767-1849/1850)1 , только что прибывшего с Валаама.

Наряду с руководством старцев Льва и Макария, обрёл Родион в первое же время скитской жизни и ещё одного опытного наставника – Валаамского подвижника, оказавшего благотворное влияние на духовное преуспеяние новоначального.

* * *

Вступая в 1839 году в должность скитоначальника, старец Макарий избрал себе в келейники Родиона, который 13/26 августа 1849 года был пострижен в мантию и стал иноком с именем Иларион в честь преподобного Илариона Великого (в переводе с греческого «тихий» и «радостный»).

Его монашеское имя Иларион выявило то главное, что было свойственно этому подвижнику веры и благочестия: тихую, смиренную кротость сердца и постоянное пребывание души в пасхальной радости о Воскресшем Господе.

Обязанности келейника, которые исполнял отец Иларион в течение двадцати лет, ставили его в постоянное тесное общение со старцем, что особенно благоприятствовало достижению твёрдого, прочного, испытанного многими искушениями отсечения своеволия.

По вере своей отец Иларион много пользовался примером богоугодной жизни старца Макария, исполненной любви, смирения, кротости и простоты.

Насколько велика была преданность отца Илариона своему старцу, свидетельствует одно происшествие. Однажды старец Макарий отлучился из обители для посещения духовных детей своих. В пути экипаж опрокинулся в ров, и старец получил вывихи и сильные ушибы, о чём и было сообщено в Оптину пустынь.

В это время отец Иларион был тяжело болен. Но, получив это известие, он немедленно, забыв собственное недужное состояние, поспешил с врачом к своему духовному отцу, проехав около трёхсот вёрст на перекладных по плохой осенней дороге.

По благословению старца Макария отец Иларион завёл домашнюю аптечку и занимался лечением братии обители и скита, для чего хаживал к больным и часто исполнял дело фельдшера.

Поздней осенью и зимой он занимался ещё и ложечным рукоделием.

Было у инока Илариона и ещё одно послушание – садоводство и цветоводство. После правила, на заре, когда вся братия уже разошлась по келиям, у инока Илариона в саду шла работа: он прививал деревья, обмазывал яблони, сажал цветы.

Любителям цветоводства было чем полюбоваться, посещая скит, покрытый благоухающими цветниками,– трудно было поверить, что всё это дело усердия одного человека, неувядаемый плод послушания и любви к своему наставнику.

* * *

В 1853 году отца Илариона рукоположили в иеродиакона. Будучи диаконом, время, назначенное для отдыха и сна, отец Иларион употреблял преимущественно для чтения отеческих писаний. Для сна он до самой своей кончины отводил не более четырёх часов в сутки.

Иеромонах Иларион

В предсмертные дни старца Макария многие его духовные чада были переданы им отцу Илариону, ставшему 21 апреля 1857 года иеромонахом. Это было начало его духовнического пути, облагодатствованного преемственностью старчества.

Уже после смерти старца Макария, 8/21 апреля 1863 года, отец Иларион вступает в должность скитоначальника и духовника обители. А его духовником, у которого он регулярно исповедовался, стал старец Амвросий1 .

Под руководством преподобного Илариона в скитской церкви св. Иоанна Предтечи была осуществлена задуманная старцем Макарием замена двух нижних венцов, укреплён фундамент, устроен в память старца придел преподобного Макария Египетского (освящен 7/20 сентября 1864 – в день кончины оптинского старца).

Особенно содействовал преподобному Илариону в деле духовного окормления многочисленных чад присущий ему дар прозорливости, который по чувству глубокого смирения, он старательно скрывал от людей. Схиархимандрит Троице-Сергиевой Лавры старец Захария, ещё в юности посетивший Оптину пустынь, побывал и у прозорливого преподобного Илариона. Когда он подошёл к его келии, то про себя, совсем неслышно, сотворил молитву Иисусову.

«Аминь», – ответствовал через закрытую дверь преподобный Иларион. Дверь отворилась, и он радушно и ласково принял Захарию. И сказал ему преподобный, совсем не зная его и не имея понятия о его жизни и намерениях:
«Что, матушка твоя померла? Смотри же, теперь не женись, а отец твой отпустит тебя в монастырь».

* * *

Кроме братии Оптиной пустыни и массы приходящего народа, духовным руководством преподобного Илариона и его наставлениями пользовались насельницы белёвского в честь Воздвижения Креста Господня, севского во имя Св. Троицы, великолукского в честь Вознесения Господня, тульского в честь Успения Пресвятой Богородицы, Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя женских монастырей, каширской во имя вмч. Никиты женской общины (впоследствии – монастырь) и других обителей.

Преподобный Иларион вёл с ними переписку, отвечая не только на вопросы духовной жизни сестёр, но и вдумчиво рассматривая самые различные житейские обстоятельства, искушения, нужды.

По словам игумении великолукского Вознесенского монастыря Палладии (Юревич), преподобный Иларион «всецелым своим самопожертвованием на спасение ближних, своим собственным примером учил… духовных чад своих».

* * *

Наступила весна 1872 года. 4/17 марта преподобный Иларион отслужил свою последнюю Литургию. Возвратясь в келию, сказал:
«Никогда так не уставал, должно быть, пришёл конец мой».

9/22 марта он принял пострижение в схиму с сохранением имени Иларион. Врачи опасались паралича сердца, но прозорливый Оптинский подвижник так сказал о себе:
«Не верю снам, но думаю, что на этот раз останусь жив. Приснилось мне, что вокруг меня сильнейшая гроза: разразился необыкновенный удар грома, но меня миновал, и я остался жив».

В эти тяжёлые предсмертные дни сподобился преподобный Иларион утешения из Горнего мира. Ему и прежде неоднократно являлся в сновидениях старец Макарий, но теперь эти видения участились. В одном из них явившийся наставник сказал:
«А я вот к тебе, Иларион, заехал… Я к тебе ещё буду, заеду за тобой».

В продолжение своей болезни преподобный Иларион обыкновенно причащался Святых Тайн не реже чем через два-три дня, а с 17/30 августа 1873 года стал причащаться уже ежедневно и таким образом причащался в течение тридцати трёх дней, до самой своей кончины включительно. Преподобный Иларион уже не мог ложиться в постель, не мог сам двигаться и до самой кончины своей сидел в кресле.

Приехала Белевская игумения мать Павлина проститься с преподобным. Он благословил её иконой своего Небесного покровителя – преподобного Илариона Великого, а о сестрах сказал, чтобы желающие проститься приезжали не все вдруг, а по нескольку сестер.

«Ещё время терпит, – сказал он, – я ещё несколько недель проживу в кресле; в водяной болезни недели по четыре сидят».

Этими словами преподобный Иларион, как впоследствии оказалось, как бы предназначил время своего сидения с 21 августа/3 сентября по 18 сентября/1 октября, то есть четыре недели и один день. Перед кончиною своею он сказал:
«Старцы, бывшие в водяной, все сидели перед кончиною своею, а мне, грешному, отчего не посидеть?»

Несмотря на чрезмерную болезненную слабость, бессонницу, постоянную одышку, переходившую по ночам в удушье, на чрезвычайные боли, появлявшиеся в последние дни от некоторых болезненных припадков, преподобный Иларион до последнего утра своей жизни ни разу не оставил исполнения положенных в скиту молитвенных правил.

На рассвете 18 сентября/1 октября 1873 года преподобный Иларион скончался в молитве, с чётками в руках. Тихо и мирно отошёл ко Господу. Видевшие преподобного Илариона на смертном одре зрели перед собой пример удивительного смирения, кротости и терпения.

Погода, бывшая до того пасмурной и дождливой, в день кончины преподобного прояснилась. При перенесении тела преподобного в монастырь было так тихо, что не погасла ни одна свеча.

Отпевание происходило во Введенском соборе1 , который был полон народа, освещён паникадилами и большими свечами, всем присутствующим также были розданы свечи. По отпевании происходило прощание с преподобным Иларионом монашествующей братии и мирских. И уступила горечь утраты иному чувству – пасхальной радости о будущем воскресении из мертвых.

В память преподобного Илариона его близкий ученик иеромонах Флавиан (Маленков) первоначально собирался устроить придел во имя прп. Илариона Великого при скитской церкви св. Иоанна Предтечи, однако позднее за южной стеной монастыря была построена больница, а при ней – храм прп. Илариона Великого1 (освящён 28 июля/10 августа 1876, вновь освящён в 1991).

* * *

Икона старца Илариона

В 1996 году преподобный Иларион был причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года – Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания.

10 июля 1998 года состоялось обретение мощей оптинских старцев, в том числе старца Илариона. Мощи преподобного Илариона покоятся во Владимирском храме1 Оптиной пустыни. Ежедневно перед ними, как и перед мощами других старцев, служатся молебны и читается акафист.

Иконы старца Илариона, созданные после его канонизации иконописцами Оптиной пустыни, опираются на фотографии преподобного 60-х – начала 70-х годов XIX века, в основном на одну из них: фронтальное изображение сидящего старца Илариона в мантии и клобуке, с книгой и чётками в левой руке1 .

На другом снимке он показан сидящим вполоборота вправо, с наперсным крестом, с книгой в левой и чётками в правой руке1 .

На иконах1 старец Иларион обычно представлен в монашеском облачении (рясе, мантии, парамане) и в клобуке (в алтарях – с непокрытой головой), иногда в епитрахили, с наперсным крестом, с благословляющей десницей и со свитком или с посохом в левой руке.

Изображения преподобного Илариона включены в одну из композиций «Собор Оптинских старцев», наиболее ранняя из которых была создана в конце 80-х – начале 90-х годов XX века (Введенский собор Оптиной пустыни).

Другие иконы написаны игуменом Ипатием (Хвостенко) в 1997 году для Казанского собора1 , Т.А. Мушкетовой в 1996 году для Владимирской храма обители и в 2006 году для храма Собора св. Иоанна Предтечи в скиту.

Владимирский храм Оптиной пустыни

Как правило, преподобный Иларион изображается за преподобным Макарием Оптинским во втором (или в третьем) ряду правой группы.

Образ преподобного Илариона (без клобука) имеется также на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Масюкова) в храме Христа Спасителя, которая была создана к общецерковной канонизации старцев Оптиной пустыни на Архиерейском юбилейном Соборе Русской Православной Церкви.


Николай Головкин. «Здесь у нас в скиту – рай земной». См.: https://www.optina.ru/19_v_skitu_raj_zemnoj/

Николай Головкин. «Со смирением повинуясь всеблагому Промыслу». См.: https://www.optina.ru/19_povinujas_promyslu/

Иеросхимонах Лев (Наголкин, 1768-1841). См.: https://www.optina.ru/starets/lev_life_full/

Письма прп. оптинского старца Илариона / Оптина пустынь [Козельск], 1998

Из книги «Жизнеописания почивших скитян». Игумен Варлаам. См.: https://www.optina.ru/281212/

Иеросхимонах Амвросий (Гренков). См.: https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_life_full/

Введенский собор Оптиной пустыни. См.: https://www.optina.ru/temples/

Храм в честь прп. Илариона Великого Оптиной пустыни. См.: https://www.optina.ru/temples/

Николай Головкин. «Образ Твой, над Русью вознесённый». См.: https://www.optina.ru/19_obraz_nad_rusju/

Оптина Пустынь: [Буклет]. Оптина пустынь, 1997. С. 18

ЦАК МДА; арх. Оптиной пустыни - с подписью на обороте

Иларион. Православная энциклопедия. См.: http://www.pravenc.ru/text/389133.html

Николай Головкин. «Заступница усердная, Мати Господа Вышняго. См.: https://www.optina.ru/19_zastupnica_userdnaja/

Подготовил Николай Головкин