Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ин суд Бо­жий, ин че­ло­ве­чес­кий; о ве­щах, близ­ких на­ше­му серд­цу, мы час­то су­дим про­ти­ву страс­тей на­ших, во­ю­ющих на нас, или про­ти­ву нас, а по­то­му и суд наш не­ред­ко бы­ва­ет прев­ра­тен, и то, что ка­жет­ся нам тя­го­ст­но, скорб­но в нас­то­я­щем,– впос­ле­д­ствии ра­до­ст­но, лег­ко, бла­жен­но.– Ко­нец все вен­ча­ет.

преп. Лев

Ес­ли солн­це всег­да бу­дет све­тить, то в по­ле все по­вя­нет, по­то­му ну­жен бы­ва­ет дождь. Ес­ли все бу­дет дож­дить, то все поп­ре­ет, по­то­му ну­жен ве­тер, что­бы про­ду­вал. А ес­ли вет­ра не­дос­та­точ­но, то нуж­на бы­ва­ет и бу­ря, что­бы все про­нес­ло. Че­ло­ве­ку все это в свое вре­мя бы­ва­ет по­лез­но, по­то­му что он из­мен­чив.

преп. Амвросий

Пос­то­ян­но от­рад­ная жизнь при­во­дит к не­от­рад­ным весь­ма пос­ле­д­стви­ям. И в при­ро­де ви­дим, не всег­да при­ят­ная вес­на и пло­до­род­ное ле­то, а бы­ва­ет и дожд­ли­вая осень, и хо­лод­ная снеж­ная зи­ма, и по­ло­водье, и раз­ные вет­ры и бу­ри, и сверх то­го не­у­ро­жай и го­лод, и раз­ные смя­те­ния и бо­лез­ни, и иные мно­гие бе­ды. Все это пот­реб­но, что­бы че­ло­век на­у­чил­ся бла­го­ра­зу­мию, тер­пе­нию и сми­ре­нию. Так как в бла­го­по­лу­чии боль­шей час­тию он за­бы­ва­ет­ся, а в раз­лич­ных скор­бях де­ла­ет­ся бо­лее вни­ма­тель­ным к сво­е­му спа­се­нию.

преп. Амвросий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

ПОКАЯНИЕ

Истинное покаяние

Покаяние тогда истинно, когда после него всеусиленно будешь стараться жить, как должно. Если же каешься лишь бы проговорить о грехах, а жить по-старому, то покаяние малодейственно.


Если каешься в грехах с тем, чтобы на будущее время в них не согрешать, то такое покаяние истинное, и в них Бог простит, и аз прощаю и разрешаю.

Чувство покаяния необходимо для спасения

Чувство покаяния и ничтожества всегда должно поддерживать в себе, ибо оно необходимо в деле спасения. Для сего и немощи разные попускаются.

В ошибках надо покаяние приносить и смиряться

Пишешь, что нагрешила много. Ну, и покаяние сугубое приносить надо.


Покаяние надо всегда приносить вечером и еще лучше - по совершении греха.


Если когда и поспишь, и пролежишь, или поленишься, скорее прибегай с покаянием к Господу Милосердному. И послушанием не отягощайся, но Бога ради неси.

При увлечениях - скорее покаяние приноси.


Между грехами и прегрешениями разница небольшая - за обои отвечать будем, если не покаемся.


В нерадении и сонливости надо покаяние приносить.

Не забывай искренне каяться в грехах своих и неисправностях перед Господом и отцом духовным, тогда получишь прощение от Господа.


А в неисправностях всегда приносить покаяние. Ибо покаяние со смирением заменяет дело.


Каяться не ленись. Если бы и десять раз на день пришлось каяться, все кайся. Сказано: "в чем застану в том и сужду". Дай Бог, чтобы и тебя в покаянии застал Он.


Если в чем немощь или леность одолеет, то приноси покаяние да укоряй себя.


Тем не смущайся, что духовник нашел твои советы неправильными. Такими и считай их. Но если просят совета, то не отказывай в нем. В ошибках надо покаяние приносить и смиряться. Наверное, и о. игумен способен ошибаться, без этого никто не может.


Хорошо и плохо - все это непременно должно быть. Надо при опущениях покаяние приносить, смиряться и понуждать себя.

Покаяние омывает все согрешения

В трудах твоих да поможет Господь, и укрепит силы душевные, и ревность с усердием ко спасению подаст тебе. А покаяние омывает все согрешения.

Господь милостиво приемлет приходящих с покаянием

...приходящих с покаянием Господь не отвергает, но милостиво приемлет, грехи прощает и в первом чине устраивает.

Вместо трудов и подвигов Господь приемлет и покаяние

Пишешь, что нисколько не исправляешься. - Продолжай укорять себя и покаяние приносить со смирением: вместо трудов и подвигов и это приемлется Господом.

Враг не терпит гласа откровения

Спрашиваешь, как быть с Евстолией. - Потерпеть надо и приложить старание, как к немощной. Слава Богу, что кается и прощение просит. В этом надежда есть. А оттого и враг берет ее, что неприятно врагу это делание и не терпит он гласа откровения.

До самой смерти действует покаяние

Что искренно во всем каялась духовнику, это хорошо. Если вопросов много накопится на душе или запустишь, то опять прибегай к чистительному покаянию и исповеданию и опять обновленная будешь. Ибо до самой смерти действует покаяние. О прежнем подробно не вспоминай, а грешной и непотребной всегда себя считай.

ПОКЛОНЫ

Поклоны исполнять надо по уставу Церкви, а не по своему мудрованию. Немощи ради есть исключение, но под видом немощи иногда скрывается леность.

При поклонах держи умную молитву со смирением

Правило ночное с поклонами пусть <Евстолия> определит себе сама, по своим силам, и держится его. Если 500 поклонов класть не обременительно, пусть кладет. А то можно и уменьшить. Только надо, чтобы держала умную молитву с сердечным смиренным расположением евангельского мытаря: "Боже, милостив буди мне грешной!"

Если не можешь поклоны класть, то больше смиряйся

Если не можешь поклоны класть или в церкви долго стоять, то надо больше смиряться и себя укорять за это.

Поклоны при молитве

Пусть <келейница> кладет поклоны на четках, как в пятисотнице - 30 поклонов, а остальные молитвы без поклонов.

В пятидесятницу запрещается класть земные поклоны в келье и справлять правило

Спрашиваете, можно ли в Пасху класть земные поклоны в келье и справлять правило? То и другое запрещается в Пятидесятницу. Впрочем, келейное правило, по желанию, можно справлять, но поклоны лучше класть малые, по уставу Церковному. Если кто имеет разрешение от старца или от духовного отца класть земные поклоны, то пусть кладет. А я пишу свое мнение.

Поклоны при чтении Великого Канона

В Великом каноне на каждом стихе кладут по 3 поклона, также и на "Славе, и ныне".

ПОМИНАНИЕ

Пропавших без вести надо поминать о здравии

Родителя твоего да помилует и спасет Господь. Если странник сказывал, что он на Афоне, то, верно, странник его видел там и этому надо верить. Поминай его лучше о здравии, а не за упокой. Много скорбеть не надо, а предавай его воле Божией.


Анну, без вести пропавшую, должно поминать о здравии и спасении до тех пор, пока не получите достоверное известие о ее кончине.

Некоторые правила поминания

Читать сорок псалтирей - это что-то смешно. Пусть хоть один читает или закажет. Да на проскомидии пусть поминает, да сама молится по возможности и по усердию.


На 3-ей Славе Бог благословит поминать некоторых о здравии и о упокоении и прочитывать заупокойную молитву.

ПОМОЩЬ БОЖИЯ

...если всегда будем молитвенно прибегать ко Господу, с упованием на Его милость, то всегда будем обретать благовременную от Него помощь.

Где есть благое произволение, там и помощь Божия бывает

Старайся сознавать свои немощи, осуждать и укорять себя, ставить себя ниже и хуже всех и приносить непрестанное покаяние в своих грехах. На это нужен труд и понуждение себя, но где есть благое произволение, там и помощь Божия бывает.

Понуждай себя на всякое благое дело, тогда и помощь Божию получишь

Понуждайся на всякое благое дело, последуя учению св. отцев. Если понуждают тебя сказать что или сделать, сейчас же у Бога проси помощи. Если и падешь, то сейчас же вставай и проси прощение у Господа. Когда сама будешь себя понуждать и всегда просить Бога о помощи, то со временем говорить будет легче. Господь всегда поможет, читай Богородицу.


Усердие бывает от Божьей помощи и от своего понуждения - без второго не будет и первого. А какие должно делать дела для получения вечного блаженства - это всем нам хорошо известно, только остается захотеть и понудить себя к деланию, и помощь Божия готова, только призови ее в усердной молитве и в смиренном сердце.

Помощь Божия приходит сама в крайних обстоятельствах

Но помни: нужна помощь Вышнего. "Без меня не можете творити ничесоже". Помни, родная, и сие: помощь Божия приходит сама в крайних обстоятельствах, а именно, когда человек погибает. Обычно благодать и помощь Божия испрашиваются смиренною, усердною молитвою. А усердие приходит тогда, когда человек себя понудит.

ПОМЫСЛЫ

Надо иметь страх Божий, и помнить, что не утаится от Бога ни один помысел...

Отчего бывают нечистые помыслы

А вот там пристрастие, где монахи вас чаем поят, да романы читают, да после нечистые помыслы вас смущают.

Чтобы изжить греховные помыслы, надо исповедоваться духовному отцу

...хотя бы и много лет не тревожила тебя страсть, ибо и чудотворцы, и великие постники внезапно были побеждаемы и низвергаемы страстию. Но всегда между страхом и надеждою проводи свое жительство, призывая на помощь Господа и всячески смиряя себя. Исповедуй сей грех духовному отцу, и, по милости Божией, следа не будет от него на душе твоей.

Помыслам не надо верить

Пишешь, что смущаешься много. Это нехорошо, смущение от врага бывает. Не надо принимать помыслов, которые смущают тебя. И не надо верить своим помыслам, а надо открывать свое смущение и, что тебе скажут, тому верить и так и поступать. А своим помыслам не надо верить ни в чем. Больше смиряйся, во всем себя укоряй, а других не осуждай - тогда Господь и даст тебе мир душевный.


Помыслам не надо верить, а скорее презирать их и не обращать на них внимания.

Помыслы отгоняй молитвой

А помыслы надо прогонять молитвою.


Помыслами не услаждайся, но старайся молитвой их отгонять. От уныния Господь да избавит тебя. Проси у Бога терпения да не осуждай других.


Относительно помыслов. Надо быть осмотрительней и с плачем вопиять: "Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!"

Помыслы во время молитвы происходят от врага

То, что в молитвенное время смущают вас помыслы, так это просто искушение от врага. Не поддавайтесь этим помыслам, тем паче, что среди молитвы ничего дельного не придумаешь. Говорите себе мысленно: "Господь нам поможет и всегда будет помогать". Затем ограждайтесь крестным знамением и со вниманием вторьте Иисусову молитву.

О помыслах тщеславия во время усердной молитвы

Во время усердной молитвы желаешь, чтобы тебя видели, как ты молишься. - Это бесы влагают помыслы тщеславия. Хорошо, что не останавливаешься на них. И впредь их должно презирать.

Тщеславные помыслы происходят от врага

Сделать так, чтобы тщеславные и другие худые помыслы не приходили, невозможно. А только следует с ними бороться и при помощи Божией отгонять их. Так ты и делаешь, и впредь так поступай.


... если помыслы хвалить тебя будут, то не слушай этих помыслов, они от врага бывают.

При слезах умиления или сокрушения надо остерегаться тщеславных помыслов

Если посылает Господь слезы умиления или сокрушения, то плачь, но только тщеславных помыслов остерегайся. Плачь так, чтобы другие не видели.

Искусительные помыслы отвергай смиренными мыслями о себе

От искусительных помыслов да избавит тебя Господь. Если они будут приходить к тебе, то отвергай их смиренным мудрованием о себе.

От гордых помыслов ограждайся смиренными мыслями

Спрашиваешь, как сделать, чтобы считать себя за ничто. - Помыслы высокоумия приходят, и нельзя, чтобы они не приходили. Но должно им противоборствовать помыслами смиренномудрия, как ты и делаешь, припоминая свои грехи и разные недостатки. Так и впредь поступай. И помни всегда, что и вся наша земная жизнь должна происходить от борьбы со злом. Кроме рассматривания своих недостатков, можешь еще и так смиренно мудрствовать: "Ничего доброго моего у меня нет, и никаких своих преимуществ я не имею. Тело у меня не мое, оно сотворено Богом во чреве матери. Душа дана мне от Господа. Потому и все способности душевные от Него. А моя собственность - только мои безчисленные грехи, которыми я ежедневно прогневляла и прогневляю милосердие Господа. Чем же мне после этого тщеславиться и гордиться? - Нечем". И при таких размышлениях молитвенно проси помилование от Господа: "Во всех ми греховных поползновениях одно врачевство - искреннее покаяние и смирение".


Да избавит вас Господь от злых помышлений и воспоминаний. Тут требуется смирение, и самоосуждение, и призывание помощи Божией.

Физический труд полезен для рассеивания угнетающих помыслов

С Анютой управляйтесь, как вам Господь внушит. Написали вы, что показывали ее доктору, который говорил, что она должна, как можно тяжелее, нести труды физические, а она между тем всегда сказывается безсильной. Тяжелые труды и здорового человека могут сломить и сделать безсильным. А по моему грешному мнению, пусть она, хоть и легкое, но имеет занятие, лишь бы всегда была за делом. Для рассеивания угнетающих помыслов и это полезно. Дела же такими должны быть, чтобы она была в движении, например, мела пол, мыла посуду и тому подобное.

Мысли о том, что плохо исповедовалась, происходят от врага

После исповеди тебе представилось, что худо исповедалась, и ты смутилась этим. Совершенно очевидно, что эти мысли от врага.

Помыслы против духовной матери или отца бывают от врага

Своим мыслям против матушки не верь, это смущает враг. А говори ей про себя все, и слушай, и исполняй, что велит. Если будешь себя винить да прощения просить, то и будешь мирна.


Помыслов, что будто бы матушка с другими больше занимается, а с тобой меньше, не принимай. Это враг смущает тебя. Если будешь принимать эти помыслы, то никогда покойна не будешь.


Матушку не оставляй. Это враг тебе наводит искушение и смущение. Если при матушке и при откровении плохо живешь, то одна, сама по себе, еще хуже будешь. Надо больше смиряться пред матушкой, слушаться ее во всем и не осуждать ее ни в чем. Это враг приносит тебе на матушку и мысли, и недоверие, и подозрение. Не надо этому верить, молись, чтобы Бог избавил от этих помыслов и дал бы тебе веру и усердие к матушке.

Помыслы гони, т.к. за ними и дела следуют

Проси помощи Божией, старайся и себя укорять, и никого не осуждать, и помыслами не злоупотреблять. А то за помыслами и дела следуют.

Записывать свои помыслы зависит от навыка

То, что ученицы старца Макария каждый помысел записывали, зависило от навыка. Ибо и ко вниманию требуется навык, тогда и легко будет делать это. Но и образ жизни способствует этому. При многозаботливости это труднее делать.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>