Аудио-трансляция

Во вся­кое вре­мя, что бы вы ни де­ла­ли: си­ди­те ли, иде­те ли, ра­бо­та­е­те ли, чи­тай­те с серд­цем: „Гос­по­ди, по­ми­луй!"

преп. Нектарий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

ОБИДА

Обиды надо терпеть и прощать

Когда оскорбляют, то считай, что стоишь этого, и не сердись, а Богу молись за обижающих тебя.


Если кто тебя чем обидит, то старайся простить ему и зла не держи на него. Если тебя презирают или обижают, то надо с терпением переносить и считать себя стоящей всего неприятного и скорбного за свои грехи. Если не хочешь к матушке ходить, то и не ходи, и будь покойна, а обиды на нее не имей, а молись за нее Богу. Чужим речам не верь и не слушай их, а все считай себя грешнее всех.


Если обижают тебя, то потерпи. Что же теперь делать? Молись Богу за них, старайся им не делать обиды, может быть, и они к тебе переменятся. Ругаться не надо с ними, а старайся уходить от них. Знай свой угол да свои четки, а в дела их не вмешивайся.


Нехорошо, что подумала, что тебя духовник обижает. Тут надо бы сознаться и смириться, а не обижаться. А то этим самолюбие показалось. Злобу на сердце не держи и обиды долго не помни, Бог с ним.

ОБЛИЧЕНИЕ

Нельзя укрыться от нареканий

Пугаться или обижаться при обличениях не надо, а скорее смиряйся и проси прощения, и всегда будешь покойна.


А если тебя безчестят, то потерпи с благодарением, этим душевная нечистота смущается. Старайся и сама себя укорять.


Что про тебя прошел дурной слух, тем не смущайся и не сердись на сестер, но терпи и за все благодари Бога.


За претерпевание напрасных выговоров от начальства глава твоя невидимо венчается, а потому радуйся, а не смущайся о сем.


Не надо предаваться безгодной печали от слышания браней, но уповай на Бога. Он наш Защитник во все дни, и не постыдимся. В делах не унывай, но на Бога уповай. Бог даст, все сделаешь и возвеселишься о плодах трудов твоих.


От нареканий мирских людей нельзя укрыться. От них и Сам Спаситель не укрылся.

Жалобам не следует слишком доверять

Оба письма с жалобами на тебя получил. Да поможет тебе Господь умудряться для пользы других. Не слишком верь этим жалобам, а склоняй всех к смирению и терпению.


Если Варвара неправду наговаривает на вторую келейницу, то частным образом можно сказать матушке, чтобы она слишком не доверяла этим жалобам.

ОБРАЩЕНИЕ ИНОВЕРНЫХ В ПРАВОСЛАВИЕ

Надежда обратить в православие католичек – сомнительна, об этом надо усерднее молиться Господу

В письме своем выражаете надежду, что, может быть, жена вашего племянника, католичка, обратится к православию. Дай-то Бог! Только сомнительная надежда, потому что ксендзы крепко держат в своих руках католичек и сами католички бывают очень фанатичны. Молиться должно усерднее, чтобы Сам Господь обратил к православию эту родственную вам особу.

ОДЕЖДА

Требуйте от сестер, чтобы шили себе мухояровые рясы. Тут нет ничего укорного. Напротив, одежда эта - очень скромная и вообще монашествующим очень подходящая.

ОСТОРОЖНОСТЬ В СЛОВАХ

С неблагонадежным человеком говори осторожнее

С неблагонадежным человеком, кто бы он ни был, старайтесь быть и говорить всячески поосторожнее.

"Правда бывает буия..."

Поэтому, матушка, не смущайтесь тем, что старший ваш священник говорил вам, будто Бог вас наказывает скорбями за то, что не высказали владыке все об удаленном священнике. Можно бы старшему священнику по этому случаю ответить: "Боялась, чтобы, начав говорить правду, не наговорить чего-либо лишнего, ибо, как сами вы заметили, по словам св. Исаака Сирина, правда бывает буия у людей, не очистившихся от страстей". И на о. благочинного вы не решаетесь жаловаться, так как совсем не монашеское дело заводить тяжебные дела с своим начальством. Рассуждение это ваше - весьма разумное. Так и старайтесь поступать.

ОСУЖДЕНИЕ

Неправду ищи в себе, а не в людях

Старайся не осуждать других, но за собой больше смотри. Проси у Господа терпения себе и смиряйся пред старшими. Священника не осуждай - это большой грех.


Господь да поможет тебе исправиться, и не роптать, и не осуждать других, потому что это большой грех. Старайся больше смиряться, и себя во всем укорять, и не судить других.


Больше всего смиряйся и не осуждай других, но считай себя всех грешнее и всегда приноси Господу покаяние в своих грехах. Старших не осуждай, а особенно игумению. Это большой грех.

Людей не осуждай, а себя хуже всех считай да старайся не празднословить много

Неправду ищи в себе, а не в людех. Если бы была права ты, то не стали бы обижать. Надо больше себя винить да у людей прощение просить, а не осуждать. Если будешь терпеть и смиряться, то спасение получишь, а роптать будешь на других, то, конечно, только вред своей душе приобретешь.


Сестер не надо осуждать, это грешно, больше себя осуждай за свое нерадение.


От осуждения других воздерживайся, себя же нещадно осуждай.


Старайся ни о ком не говорить неодобрительно - это лучше всего.


О. Михаила осуждать не надо, но сказать бы ему надо, чтобы в своих проповедях матушку не чернил, а то грех это - подрывается к ней доверие в сестрах, и это очень нехорошо.

Осуждать старших грешно

Зачем к тебе ходит Н.? Пусть лучше ходит к своей матушке, а тебе вовсе не следует с ней говорить про старших, это одно осуждение, один грех только, а не польза. Пусть своей духовной матери говорит все и слушается ее, тогда и мир душевный получит.

Осуждать никого не надо, тем более начальников

Осуждать никого не надо, это большой грех, а тем более начальников. А то за осуждение Бог и посылает скорби тебе. Старайся во всем считать себя хуже и грешнее всех.

За одно осуждение ближних могут погибнуть души наши

Келейную твою жаль. Молись о ней усерднее, чтобы Сам Господь наставил ее на путь добра и истины. А когда будет передавать тебе сплетни, каждый раз замечай: "А помнишь, ты обещалась мне сплетни не передавать? Ведь за одно осуждение ближних могут погибнуть души наши". Пусть она от твоих замечаний и похворает несколько. Это не беда, а для души ее полезно.


Против осуждения вооружайся молитвою.

Требовательность по долгу послушания не есть осуждение

Если придет мысль осудить кого-либо, то молитвенно вооружайся против нее. Это главное оружие. Да к тому еще и свои немощи на память приведи, что сама хуже всех. А по долгу послушания требовать надо, это не есть осуждение.

В чем осудишь других, в то сама падешь

Разные неподобающие помыслы гони с молитвою. Старайся не осуждать никого: в чем осудишь других, в то сама падешь.

ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ

Имей страх Божий, помни почаще смерть свою, и вечную муку, грешникам уготованную.


По согрешении немедленно надо бежать. Скажешь, куда? - К тихому пристанищу сердечного покаяния. Каждый вечер перед сном выскажи Богу Сердцеведцу все свои погрешности, соделанные в деле, слове, помыслах. И верь, что Бог принимает твое сердечное покаяние. При этом старайся сокрушать свое сердце памятию внезапной смерти. Вот как случилось у нас. Один иеромонах умер на празднике Р.Х. Все служащие в 2 часа дня ходили поздравлять о. архимандрита, пили чай и вкушали прочие утешения праздника, затем были все у нас в скиту. Ушли из скита часа в 3 с половиной, а в 4 часа уже не стало одного иеромонаха. Никак нельзя было подумать, что он через час умрет. Паралич пал на сердце, и оно омертвело. Он, конечно, милости Божией не лишился, ибо ездил за послушание в сию обитель. Знаем, что приобщался Св. Тайн в день трехдневной Пасхи, но живущим дан свыше урок в том. Так и ты говори себе: "Бедная Магдалина, ну-ка твою душу поймут в ночь сию. Куда пойдешь?"

ПИЩА

На первой неделе в среду и в пятницу полагается горячая пища. А в прочие дни можно и попоститься. А уж нечего будет есть, то можно что-нибудь, но только без масла.


Ешь умеренно, без лишнего.


Чай пить полагается два раза, ну, по необходимости или по болезни, можно и третий - с покаянием. Приучайся лучше пить по три чашки - так наши старцы благословляли. Привыкнешь, очень довольна будешь.


Полакомиться после трапезы и жажду утолить чем-нибудь можно.


Пишешь, что по 4 раза чай пьешь. Ну, что с тобой делать? - Только надо делать это с покаянием да с самоукорением.

Надо привыкать к монастырской пище

Надо привыкать к монастырской пище и лучшей не желать. А то может чревоугодие образоваться, а это - тоже страсть.

Не всегда скоромная пища приносит пользу больным монахам

Спрашиваете меня грешного, должны ли больные сестры, по предписанию доктора, употреблять скоромную пищу. - Какие сами пожелают - пусть употребляют с покаянием, а какие не пожелают - тех принуждать не следует, ибо мы на опыте видим, что не всегда скоромная пища приносит пользу больным монахам. Сами же вы написали, что некоторых сестер от скоромной пищи тошнит. Какой же будет в таком случае толк от принятия этой пищи? Должно питаться тою пищею, которую просит натура.

Правило употребления в пищу яблок до и после праздника Преображения

Батюшка о. Амвросий и все предшествующие ему старцы Оптиной пустыни благословляли употреблять в пищу яблоки в печеном виде до Преображения, а сырыми не благословляли употреблять до Спаса.

В церковном уставе нет разрешения на икру не только в день Предпразднества Благовещения, но даже на случай совпадения в этот день трех каких-либо праздников

Вы спрашивали, нет ли нынче в день предпразднества Благовещения, т.е. в день недельный, разрешения на икру? - По уставу из-за немощи, соединенной с чревоугодием, некоторые разрешают вкушать икру, но с покаянием и самоукорением. В церковном же уставе не полагается разрешения не только на этот день, но даже и на тот случай, когда вдруг совпадут три каких-нибудь праздника в этот день.

Нельзя разговляться молочным, если двунадесятый праздник приходится на субботу

Ваши схимницы находились в недоумении 15 августа, которое приходилось на четверг, разговляться ли им в этот день. Но ведь вы сами помните, что покойная матушка ваша не разговлялась молочным, если двунадесятый праздник приходился на субботу – вот вам и решение. По немощи с благословения духовника они могут разрешать себе это. Или после достойно каяться.

В трапезу надо бы ходить

В трапезу надо бы тебе ходить. Если и есть не хочешь, то так пойди, на сестер погляди, а за чаем можно и поменьше есть.

ПОДВИГ

Кто свои подвиги замечает, тот в гордость впадает

... Евстолии пишу, чтобы больше грехи свои и неисправления замечала, а не подвиги. Кто свои подвиги замечает и труды считает, тот в гордость впадает. А кто видит только свои грехи и кается в них, тот получает милость Божию, как и Господь указал в Притче о мытаре и фарисее. Скажи ей это, и пусть она не унывает, что у ней не стало ни молитвы, ни подвигов. Те подвиги, о которых она много думала, не подвиги были, а искушения от врага на ее пагубу. Пусть она считает себя ничего не стоящей, самой последней и грешной, пусть всегда кается в своих недостатках и неисправлениях и смиряется пред всеми, и это будет Господу приятнее всех ее самочинных подвигов. Не трудам, а смирению дает Господь награду. Правило же молитвенное назначь ей по своему усмотрению и по силам ее. И пусть она сама ничего себе не прибавляет без твоего благословения. Принимай ее со снисхождением и, выслушивая немощи, укоряй себя, ставя себя хуже ее, а не возносись мыслию. Скажи ей еще, что кто не считает себя грешным, от того Господь и молитвы не приемлет.

ПОДОЗРЕНИЕ

... подозревать... не надо - это большой грех.

Подозрительность может походить на сумасшествие

Еще написали вы, что письмоводительница ваша с ума сошла. - Нет, видно, она страдает сильною подозрительностию. Следовало бы иметь за ней надзор.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>