Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нуж­но не ма­ло­ду­ше­ст­во­вать. Ведь без ис­ку­ше­ний не про­жи­вешь: кто есть, иже по­жи­вет и не уз­рит смер­ти (Пс. 88, 49), т.е. ис­ку­ше­ния? Ис­ку­ше­ние до­ро­го тем, что со­де­лы­ва­ет тер­пе­ние, тер­пе­ние – ис­ку­с­ство. Не будь ис­ку­ше­ний, мы и ос­та­лись бы не­ве­жа­ми глу­пы­ми. Бу­дем же об­ви­нять в сво­их бе­дах се­бя, а не дру­гих.

преп. Анатолий

Сво­бо­да су­ществ ра­зум­ных всег­да ис­пы­ты­ва­лась и до­се­ле ис­пы­ты­ва­ет­ся, по­ка ут­вер­дит­ся в доб­ре. По­то­му что без ис­пы­та­ния доб­ро твер­до не бы­ва­ет. Вся­кий хрис­ти­а­нин чем-ли­бо да ис­пы­ты­ва­ет­ся: один бед­нос­тию, дру­гой бо­лез­нию, тре­тий раз­ны­ми не­хо­ро­ши­ми по­мыс­ла­ми, чет­вер­тый ка­ким-ли­бо бедстви­ем или уни­чи­же­ни­ем, а иной раз­ны­ми не­до­у­ме­ни­я­ми. И этим ис­пы­ты­ва­ет­ся твер­дость ве­ры, и на­деж­ды, и люб­ви Бо­жи­ей.

преп. Амвросий

По­кой обе­щан нам в бу­ду­щем ве­ке, а здесь на зем­ле – труд и ис­ку­ше­ние. Бла­жен че­ло­век, иже пре­тер­пит ис­ку­ше­ние (Иак. 1, 12).

преп. Моисей

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

МУДРОСТЬ

Начальствующим мудрость особенно нужна

Пишете, что боитесь довериться Анне Васильевне. - И не доверяйтесь. Господь сказал: "будите мудры, яко змии". Начальствующим мудрость в особенности потребна.

МЫТЬЕ КРЕСТОВ И ПОТИРОВ

Спрашиваете, можно ли вам мыть потиры и кресты. Крест, конечно, еще можно чистить, но потиры, кажется, неудобно. И у нас потиры очень редко чистят или моют, почти только перед Пасхою на пятой неделе. Конечно, по крайности и необходимости - можно, потому что случается, что и золотарю или серебрянику дают починять, но все же - только в крайности. А то в Библии написано: "Прикоснулся к кивоту и тот был наказан, которому не должно прикасаться".

НАДЕЖДА

Господь да воскресит твою душу от страстей и мир ей подаст. Надежду терять не надо и смущаться не надо. Со страстями всем необходимо бороться, и унывать тут не следует, а надо молиться Богу, просить у Него помощи и терпеть нападки от врага.

Надежда на милосердие Божие - плод покаяния

Надежда на милосердие Божие - плод покаяния, а где смущение и отчаяние, то там не истинное покаяние. Надо больше к смирению прибегать, да чтобы не верила своим слезам, считала бы их за ничто.

НАКАЗАНИЕ

Наказание понести очень полезно для души - научает смирению.

НАЧАЛЬСТВО

Игуменией становятся по воле Божией, и с этого креста сходить самой нельзя

... скорбеть, зачем игумения, не надо. Видно, есть на сие воля Божия.


Что отказалась от игуменства, то хорошо сделала. И не помышляй о сем трудном пути. Но если воля Божия будет, то она совершится, и упорно отказываться погрешительно. Но пока молиться можно, чтобы избавил Господь от сего креста.


... да устроит Господь все по воле Своей, которой мы не должны противиться. Если совершится твое назначение, то прими сие как Божию волю, и со смирением покорись, и не скорби сильно.


Пишешь, что оставили тебя на своем месте. Ну, и слава Богу. Плакать о грехах своих и внимать себе - лучше начальствования. Спрашиваешь, не погрешила ли, что отказалась. Так как ты не посылала телеграмму и не просила об этом, то нет тут и вины твоей. Следовательно, так угодно Господу. Будь спокойна об этом. Теперь в тиши занимайся заботой о душе своей, а будущее предавай воле Божией.


Опять об игуменстве пишешь. Воле Божией предавайся и не смущайся преждевременно. Если будет угодно Господу наградить тебя крестами внутренними и внешними, то уж никак не избежать. А если помилует Господь, то и избавишься. Поэтому лучше говорить: "Да будет воля твоя, Господи! "


Описавши свои скорбные обстоятельства, вы спрашиваете меня грешного, не отказаться ли от начальства. - Без сомнения, вы можете оставить начальство, дабы избежать скорбей. Но куда же можно от них укрыться? И кто из людей живет без скорбей? Недаром земная наша жизнь названа юдолью плача. При перемене жизни скорби только изменяться могут, но легче от сего быть не может; напротив, скорби могут усугубиться, как сказали старинные люди: "побежишь от волка, нападешь на медведя". И Господь наш Иисус Христос во св. Евангелии нигде не заповедал своим последователям бегать скорбей, а всегда учил терпению, говоря: "в терпении вашем стяжите души ваша" и "претерпевый до конца, той спасен будет". И блаженными назвал терпящих поношения, гонения и всякие скорби. Все угодники Божии достигли вечной жизни скорбным путем. А потому и вы, честнейшая матушка, если желаете уневеститься Христу в чертоге небесном, не отрицайтесь нести иго начальствования, возложенное на вас Самим Господом, а лучше предайтесь в Его св. волю, ибо без воли Его ничего с нами не бывает.


Касательно оставления начальства - ждите воли Божией. Если Господу будет угодно, то вас отставят без всяких с вашей стороны прошений. Если же будете силиться оставить настоятельскую должность, то это, с вашей стороны, будет противлением воле Божией.


Касательно настоятельствования своего не задумывайтесь, а положитесь на волю Божию. И каждый раз, когда придет помысел об отставке, говорите себе: "Да будет о мне святая воля Твоя, Господи!".. И не проситесь сами на покой. А если само начальство уволит, то примите это как волю Божию.


Написали вы, что дивеевская игумения и дивеевская же юродивая не советуют вам оставлять настоятельство. - Во всяком случае лучше не сходить со креста самовольно, а висеть на нем до тех пор, пока снимут по подобию подвигоположника нашего Господа Иисуса Христа.

Кому Бог определил начальствовать, тому он и помогает

Вы жалуетесь на слабость здоровья; но "сила Божия в немощи совершается. На наших глазах шамординская начальница, слепая, начальствует. Кому Бог определил начальствовать, тому Он и помогает.


Скорбите о своем начальствовании, и приходят вам мысли, не согрешили ли вы тем, что взялись за это непосильное для вас дело. Видя обстоятельства, при которых вы приняли начальствование, можно положительно сказать, что не согрешили. - А что дело это для вас непосильное, то нужно сказать правду, что оно и ни для кого из настоятелей непосильное. Но если вы во всем будете возвергать печаль свою на Господа и от Него Единаго искать и ожидать помощи и вразумления, то Сам Господь невидимо будет управлять и вами, и вашими делами, так что вы сами будете в чувстве своего сердца восклицать: "Дивны дела Твои, Господи!". Вся Премудростию творил и теперь творишь со мною, грешною и недостойною рабою Твоею!" Того ведь только и ищет от нас Господь, чтобы мы смирились, чтобы сознали свое безсилие, свое ничтожество, свое окаянство, свою никуда-негодность, и всем сердцем обращались бы к Нему, и всеусердно просили у Него помощи, как Он Сам говорит через св. пророка Давида: "Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя". И еще говорил: "Сила Моя в немощи совершается" И св. апостол Павел о себе сказал: "егда немощствую, тогда я и силен"; т.е. силен всесильною благодатиею Божиею. - Когда человек в чувстве сердца, как безпомощный ребенок, взывает ко Господу: "Помози, пощади, спаси!" - тогда Господь, по безпредельной Своей благости, не может не внять гласу с плачем призывающего грешника. И Сам Он сказал в утешение нам грешным: "Скорее забудет мать исчадие Свое, Аз же не забуду".


И так, достопочтеннейшая матушка, да не смущается сердце ваше, да не устрашает вас начальствование ваше. Только старайтесь жить и действовать по совести. Даже и в случае преткновений не унывайте, а приносите Господу покаяние с твердою надеждою на милосердие Божие.

Настоятельская жизнь вменяется за святое послушание

Жалуетесь на суету. Что делать? Такая уж суетная настоятельская жизнь. Но то должно вас утешать, что суетитесь вы за святое послушание; а "послушание, - как говорят опытные в жизни духовной отцы,- паче поста и молитвы".

О рекомендации в начальницы

Спрашиваете, можно ли рекомендовать в начальницы ту монахиню, которая очень желает быть игуменией и не отличается добрым характером? Но вы сами же написали, что покойный митрополит Сергий не приказал вам возводить ее или другую, подобную ей, ни на какие высшие должности. А рекомендация ваша послужит поводом к возведению упомянутой монахини на самую высшую должность игумении. Таким образом, вы поступите против завета покойного святителя. А кроме того, если бы ей пришлось, по вашей рекомендации, занять должность игумении, как тогда отнесутся к вам за эту рекомендацию епархиальный архиерей и сестры монастыря? Будут ли благодарить вас? Наконец, ведь ее не будут долго терпеть на начальстве из-за ее характера, уволят да и пришлют к вам назад со строгим замечанием, чтобы впредь таких не рекомендовали. А монахиня эта, сделавшись игуменией, хоть и в отставке, будет вести себя еще высокомернее, при каждом удобном случае будет говорить: "Я сама игуменья". Посему лучше вам помнить и исполнять завет митрополита Сергия.

Надо ли настоятельнице во всем отсекать свою волю

По желанию вашему, молитвенно желаю, да поможет вам Господь возлюбить дело вопрошения и отсечения своей воли. Впрочем, настоятельнице, живущей далеко от старцев, кажется, неудобно обо всем спрашивать, в особенности о мелочах. Это предоставляется ее благоразумию. Для того и настоятельницы поставляются. О серьезных же делах хорошо советоваться с опытными.

НЕДОСТАТКИ

Надо мириться с недостатками людей

Люди рассудительные смотрят равнодушно на людские недостатки.


Еще вы писали о немирствии священников, о зависти сестер и о наговорах на вас благочинному. - Вообще на все это скажу вам: старайтесь не принимать близко к сердцу все эти вещи, помня, что все люди не без недостатков. По слову псалмопевца, "все уклонишися, и неключими быша; несть творяй благое, несть до единаго". Поэтому люди рассудительные смотрят равнодушно на людские недостатки. Наш покойный оптинский настоятель о. архимандрит Моисей в подобных случаях говаривал: "Да уж это все - человеческое". А покойный митрополит московский Филарет одному настоятелю, который ему жаловался на своих братий: "тот тем не хорош, другой другим", - отвечал: "Ну, набери себе ангелов". Итак, не смущайтесь, матушка, людскими недостатками, а если что бывает, потерпите во смирении, говоря себе: "По грехам моим еще мало мне этого". И молитесь: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных". Но никак не осуждайте ни благочинного, ни сестер, ибо все - люди.


Между тем о новом священнике вы написали, что он человек трезвый и других пороков не имеет. Вместе с тем говорите, что у обоих священников есть свои недостатки. - Повторю по сему ваши же слова: "Что делать? Где же найти совершенных? Надо мириться с недостатками людей".

Покрывать недостатки ближних можно тогда, когда это не приносит вреда; в противном случае держитесь правды

Тогда хорошо покрывать недостатки ближних, когда можно это делать и когда это не причиняет вреда. А если уж недостатки эти сами собою начнут обнаруживаться, тогда лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию.


Докладную записку о новом священнике добрые люди советуют вам погодить писать. Да ведь я, кажется, писал вам то же. Писал я вам еще, что, если не предвидится возможности покрыть недостатки известных лиц, то лучше всего держаться правды.


И когда владыка потребует от вас объяснения касательно нового священника, то, после усердной молитвы, съездите к нему и лично выскажите ему все, как есть. Если станет допытываться об о. Сергии, то и о нем поаккуратнее скажите правду.


Что делать?! Должно быть, по пословице, шило в мешке не утаишь. Если владыка будет спрашивать, почему давно не доносили, скажите: "Простите, владыко святой, боялась судебных следствий".


О сестрах же, возмутительницах, пока погодите говорить - не все вдруг. А молитесь о них с усердием так: "Спаси, Господи, и помилуй сестер , и их ради святых молитв помилуй и меня грешную". Класть с этою молитвою поклона по три утром и вечером. Если же об этих сестрах дойдет как-нибудь до владыки слух помимо вас и владыка будет о них допытываться, то в таком случае и о них говорите правду.

Надо осторожно высказываться сестрам об их недостатках

О недостатках <сестер> можно высказываться, если сестры со смирением принимает это, или надо стараться приводить их к сознанию своих недостатков.

НЕМОЩЬ

Блажен человек, который познает немощь свою

Блажен человек, который познает немощь свою, потому что сие делается для него основанием, корнем и началом вечной благостыни. Как скоро дознает кто и действительно ощутит немощь свою, воздвигает душу свою из расслабления, омрачающего ведение, и запасается осторожностью. Но никто не может ощутить немощь свою, если не будет попущено на него хоть немного искушения, которое утомляет тело или душу, указывает на помыслы целомудрия, давая телу разуметь, что прежде них были помыслы скотские и нечистые, и дает совет: "Если за сими целомудренными помыслами последуешь, то не будешь печалиться и отчаиваться, когда последуют болезненные припадки, но будешь принимать их как проявление естественного и свойственного нам". Да не предадимся отчаянию подобно человеку, который за подвиг ожидает чего-то совершенного, и неизменяемого упокоения, и того, чтобы в нем не произошло движения чего-либо сопротивного, что и Господь Бог наш не нашел приличным дать сему естеству в этом мире. Знай, что все это ко смирению нашему навел на нас Божий Промысел, который в каждом из нас промышляет и устрояет, что каждому полезно. Наконец, знай, что устоишь не ты и не якобы добродетель твоя совершит дело, но благодать, которая носит тебя в дланях руки своей, чтобы ты не приходила в боязнь и отчаяние. Плачь и проливай слезы. Удивляться делам святых было похвально, ревновать им- спасительно, а вдруг сделаться подражателями их жизни есть дело безрассудное и невозможное.

Бог не требует понуждать себя сверх меры

Если мало спать оказывается вредным для здоровья, то надо давать покой себе. Немощное тело не надо нудить сверх меры. А уж после Херувимской приходить к обедне неловко.

Немощь бывает смешана с ленью

... обрати внимание, когда ходить или не ходить к службе. Если не можешь болезни или немощи ради, можно и не ходить. Но знай и то, что иногда немощь бывает смешана с ленью. И Царство Небесное получат нудящие себя. Конечно, сверх силы Бог не требует.

НЕТЕРПЕНИЕ

Нежелание терпеть - большой грех

А что делать ничего не хочешь и терпеть не хочешь - это большой грех.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>