Аудио-трансляция

Вся жизнь про­хо­дит в су­е­те. Ум идет пос­ре­ди су­ет­ных мыс­лей и соб­лаз­нов. Пос­те­пен­но он на­вык­нет пом­нить о Бо­ге так, что в су­е­те и хло­по­тах, не ду­мая, бу­дет ду­мать, не пом­ня, пом­нить о Нем. Толь­ко бы шел не ос­та­нав­ли­ва­ясь. По­ка есть это стрем­ле­ние впе­ред – не бой­ся, цел твой ко­раб­лик и под сенью крес­та со­вер­ша­ет свое пла­ва­ние по жиз­нен­но­му мо­рю, цел он, и не на­до бо­ять­ся мо­гу­щих слу­чить­ся бурь. Без не­по­го­ды не обой­дет­ся и ни­ка­кое обык­но­вен­ное пла­ва­ние, тем па­че жиз­нен­ный путь, но не страш­ны жиз­нен­ные невз­го­ды и бу­ри шест­ву­ю­щим под прик­ры­ти­ем спа­си­тель­ной мо­лит­вы: Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную,– не страш­ны они, толь­ко бы не впасть в уны­ние, ибо уны­ние по­рож­да­ет от­ча­я­ние, а от­ча­я­ние уже смерт­ный грех.

преп. Варсонофий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

МОЛИТВА ИИСУСОВА

... надо понуждать себя чаще творить молитву Иисусову

Приучайся к молению. Твори молитву Иисусову, тогда и пустоты меньше будет, а от празднословия всегда пустота бывает.


Молитву Иисусову старайся не забывать, тверди ее почаще.

Молитва Иисусова есть сокращение самого Евангелия

Если позабыла молитву, которую тебе говорил о. Иларион, то уж искать ее трудно, в Евангелии много кратких молитв. Тогда уж молись Иисусовою молитвою, произнося ее 33 раза, по числу лет земной жизни Спасителя. Сия молитва тоже основана на св. Евангелии и, как говорят св. отцы, есть сокращение самого Евангелия.

Молитву Иисусову старайся творить везде и всегда

Что молитву Иисусову творишь - это хорошо. Старайся творить и в церкви, и на послушании.


В свободное время или на послушании надо творить молитву Иисусову.


Господь да сохранит вас от козней лукавого и да поможет вам внимать себе. А для сего надо стараться постоянно твердить со вниманием молитовку Иисусову, где бы вы ни были - идете ли куда, сидите ли, лежите ли, или в храме Божием стоите.

Нельзя оставлять даже рассеянную молитву - лучше сухим хлебом питаться, нежели оставаться совсем без хлеба

Рассеиваешься иногда при молитве Иисусовой, - трудно, чтобы никогда не рассеиваться. Это свойственно только совершенным, а мы с тобой люди грешные. На языке, говоришь, молитва, а на уме Бог весть что, и потому, думаешь, не оставить ли в таком случае молитву. Нет, не оставляй. Лучше сухим хлебом питаться, нежели оставаться совсем без хлеба.

Дурные помыслы отгоняются молитвой Иисусовой

Свое грешное желание старайся оставлять. Отгоняй эти нечистыя помыслы Иисусовою молитвою.


Плакать или думать о печальном тоже не надо, а приучайся творить молитву Иисусову со вниманием, это лучше всего.

Надо молитву Иисусову творить, когда находят помыслы нехорошие

Помыслами блудными не услаждайся, а старайся молитвой Иисусовой их отгонять от себя.


Старайся не слушать помыслов и твори Иисусову молитву.


Да избавит Господь Пашу от блудных помыслов. Молитву Иисусову пусть творит да в сердце своем смиряется.

Молитва Иисусова и с болящего спрашивается

Чтобы выполнять поклоны при молитве Иисусовой, нужно иметь силы, телесные и душевные. Однако не все имеют силы телесные, а без поклонов - стоя или сидя - может и больной исполнять. Поэтому "молитва Иисусова и с болящего спрашивается," - пишут святые отцы.

МОЛЧАНИЕ

Не говорить без нужды - очень полезно. Господь да поможет в этом.

МОНАСТЫРЬ

Кого следует принимать в монастырь

Из чужих монастырей наши покойные настоятели не принимали. Иногда, впрочем, в крайних случаях и принимали, только с неохотою.


Вы изволили спрашивать меня о Вере Мезенцевой: принять ли ее в свою обитель или нет. - Я затрудняюсь дать положительного ответа на ваш вопрос. Однако, думаю, как бы она своим присутствием не стеснила вас. Большею частию бывает так, что люди желают переходить с места на место потому, что причина в них самих кроется, и никто из посторонних не виновен в их переходе. Только мне бы хотелось, чтобы то, что я вам пишу, вы не оглашали.


Каких людей принимать или не принимать в монастырь? - Это уж смотрите сами и рассматривайте получше. Всеблагой да подаст вам разум о сем.

Лживых и лукавых нельзя иметь в обители

Касательно же послушницы, в которой замечаете ложь и лукавство. - Можете предложить ей перейти в другую какую-либо обитель. Так и сказать можете, что лживых и лукавых нельзя терпеть в св. обители.


Сестру, рассказывающую другим свои дурные поступки и хвалящуюся ими, давно бы следовало удалить.

Принимать странниц в монастырь - опасно

А странниц в монастырь очень опасно принимать, и в келии их пускать не следует, а надо в странницкую гостиницу определять.

Жить в монастыре надо так, как подобает в монастыре

Пишешь, что в нерадении живешь - это нехорошо. Надо жить, как подобает в монастыре. И надо молиться Богу, и приносить покаяние в грехах, и не осуждать других, но себя хуже всех считать и пред всеми смиряться. Также и на исповеди во всех грехах надо каяться. Приучайся молитву Иисусову творить. Когда сестры укоряют, то не оправдывайся, а проси прощения. Келейное правило надо всегда исполнять.

Без терпения в монастыре жить трудно

Надо терпение иметь, а то без него трудно жить в монастыре. Старайся трудиться и работать не ради похвалы от начальницы да лести перед ней; но ради Царствия Небеснаго. Поэтому считай себя не стоящей похвалы и не ищи ее. А как люди поступают - до этого тебе дела нет.

Суетные дела обители исполняются за послушание к Господу Богу

Жалуетесь, что живете в суете и попечении о стройках и перестройках. Эта суета творится за послушание. Нужно же кому-нибудь заботиться об обители. При суетных по виду делах в обители старайтесь, матушка, помнить, что дела эти вы исполняете по повелению Господа Бога, за послушание к Нему; и мысль о Боге должна обвеселять вас, по слову пророка: "Помянух Бога, и возвеселихся".

Одной выходить на прогулку из монастыря не следует

Пишешь, можно ли погулять для здоровия. С благословения матушки - можно, притом непременно вдвоем, а одной выходить на прогулку из монастыря св. отцы не советуют. А уж празднословить по келиям или ходить чай пить не благословляю, также и к себе не зови.

Против пьющих в монастыре надо принимать меры

Вы выражаете скорбь, что принятая вами старушка-помощница с послушницей пьют вино, и не знаете, что с ними делать, какую уволить из монастыря. Но так как старушке уже 80 лет и ей теперь жить немного, то лучше потерпеть обеих; но все-таки возможные меры надо принимать против них и ограничивать их вольности.

Молодому дьякону-вдовцу жить при женском монастыре вовсе неуместно

Пишете, что ходатайствовали за диакона-вдовца, - напрасно. Молодому диакону-вдовцу жить при женском монастыре вовсе неуместно. Написали вы, что он скромен. Но ведь вы судите о нем только по наружности. Советую вам со временем, не спеша, через ходатайство какого-либо постороннего влиятельного лица переместить его в более подходящее для него место.

О смене священника в монастыре

Пишете, что хотите позвать к себе молодого священника и попросить его удалиться на другое место, - мысль ваша хорошая. Помоги, Господи, вам исполнить ее. Только нужно бы вам наперед сличить его записку с почерком его руки, чтобы, как говорят, улика была на лицо. Можно, думается, пред тем, как приглашать священника, позвать жену псаломщика, чтобы она посидела в другой комнате, пока вы будете говорить со священником. И если он будет отпираться, можно вызвать ее для обличения. Когда же священник согласится исполнить ваше требование, то при переходе его на другое место хорошо бы вам съездить к митрополиту и попросить его, чтобы он дал вам священника пожилых лет, который бы мог назидать сестер и словом, и примерною жизнию. При этом можно сказать, что оставляющий свое место при вашем монастыре священник очень скоро служил - до небрежности.

Из монастыря не уходи

Пишешь, что на тебя мать игумения прогневалась и хотела прогнать из монастыря, но ты не иди, а умоляй, и упрашивай ее, и проси у ней прощения. А сама старайся, с помощию Божию, исправиться. Чего матушка не велит, того и не нужно делать.


Господь да утешит тебя в скорби, и устроит твою жизнь, и подаст всем иметь мир в келье. Лучше смириться и потерпеть. Искушения со всеми бывают, и на всяком месте, и никуда от них не уйдешь, если не будешь смиряться. А лучше потерпи да проси прощения, если кого обидела. И оставайся тут жить. А то, пожалуй, если переведут, еще хуже будет. Из монастыря не думай уходить - это враг смущает тебя, а то можешь совсем сбиться с пути. Лучше потерпи. Бог даст, все обойдется. Можно попроситься в другую келью, а не переведут, то оставайся тут, молись Божией Матери и проси у Нее терпения себе.


Переходить <из монастыря> не надо, а то большую скорбь только получишь. Тут привыкла, тут и терпи.


Уходить из монастыря своего не следует, и напрашиваться на дела не должно. А если матушка куда отъезжает, то расспроси у нее получше, какое без нее дело делать и как вести это дело. Как она скажет, такого порядка и придерживайся.

Никого нельзя удерживать в монастыре

Спрашиваете, отпустить ли послушницу Дарью к брату. Удерживать поневоле в обители нельзя никого. Недаром и старинная пословица сложилась: "Невольник - не богомольник".

МОНАСТЫРЬ И МИР

Если особенной надобности нет, то к родным ехать не надо. А то еще, пожалуй, разгневается на это м. игумения, да чего бы не вышло. Живи в монастыре да трудись, да Богу молись, а родных оставь. Молись Богу за них и больше ничего.


Просить у родных о том, в чем имеешь нужду, можно.


Екатерина Карловна желает устроиться в вашей обители со взносом, но так, чтобы жить мирянкой. Ну, что ж, пусть пока поживет мирскою. Такие примеры по обителям бывают. И у нас в Оптиной жили некоторые мирские лица, не одеваясь в монастырское платье, а перед смертью пожелавшие принять монашеский постриг и таким образом скончавшиеся монахами.

МОНАШЕСТВО

В монашестве лучше уступать, чем настаивать на своем

В монашестве лучше уступать, чем настаивать на своем. Если по делу, то скажи, что нужно делать, а очень спорить нехорошо. Советоваться о духовном нельзя со всякой сестрой, только если она опытна и старше. Подруг не нужно иметь в монастыре, а нужно всех одинаково любить.

Говорить "прости", "да поможет тебе Господь" - основание монашеской жизни

Говорить "прости", "да поможет тебе Господь" - приучишься. Это основание монашеской жизни. Если в чем и не виновата, то объяснить истину можно. Но если видишь, что не принимают твоего оправдания, скорее надо смиряться, и брать на себя вину, и говорить "прости". Этим умиротворишь и свое сердце, и того, кто с тобой говорит. А самооправдание только смущение на смущение прилагает, и пользы от него никогда не бывает.

Жить по-монашески значит не только работать, но и Богу молиться

Пишешь, что нерадиво живешь и плохо подвизаешься. - Надо понуждать себя исправляться и жить по-монашески. Отчаиваться не надо, а надо просить у Господа помощи и усердия. И в церковь надо ходить, и правило надо справлять, а не все работать. А то без молитвы и работа не будет делаться. Да еще надо помнить, что пришла в монастырь не только работать, но и Богу молиться.

Монашеская жизнь заключается в непрестанной молитве

Относительно келейного правила. Вся монашеская жизнь главным образом должна заключаться в непрестанной молитве. Каждая <сестра>пусть исполняет свое правило. А когда есть время и усердие, пусть молятся еще, как кто знает, а лучше Иисусовой молитвой.

Главное в монашестве - иметь совесть чистую

С сердечным участием поздравляю тебя с переменою св. имени. С сим должно и все измениться. Вместо ветхого - новое во всем старом жизненном, внешнем и внутреннем.


Ты спрашиваешь, какое есть особенное правило для рясофорной монахини. Особенного нет. Старайся иметь совесть чистую.

От мантии не отказываются

От мантии отказываться не надо.

МОНАШЕСТВО И МИР

Быть учителем в монастыре лучше монахине, чем светской девушке

Писали вы в прежнем письме, что учителем у вас будет светская девушка, которая будет иметь помещение в монастыре. По моему грешному мнению, если бы эту должность могла занять какая-либо монахиня вашей обители, было бы лучше. Впрочем, самое дело лучше покажет. Бывает, и светские девушки - люди благонадежные. Дай Бог!

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>