Аудио-трансляция

Не ищи­те вы­со­ких да­ро­ва­ний, вос­хи­ще­ний и уте­ше­ний ду­хов­ных, оные да­ру­ют­ся по ме­ре на­ше­го сми­ре­ния. Да и мож­но ли вой­ти в Царс­кий Чер­тог и нас­лаж­дать­ся ве­че­ри Его, быв­ши в не­чис­том ру­би­ще страс­тей? Очис­тим оные по­ка­я­ни­ем и сми­ре­ни­ем и пре­дос­та­вим во­ле Бо­жи­ей, ког­да Ему угод­но бу­дет, вес­ти нас в Чер­тог Его, а са­ми бу­дем счи­тать се­бя не­дос­той­ны­ми то­го.

преп. Макарий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

ПЬЯНСТВО

О том, как бороться с грехом пьянства

Ксению да утешит Господь в скорби и мужа ее Николая да избавит от пьянства. Пусть Ксения молебен отслужит Пресвятой Богородице о нем.


Да избавит Господь Константина от пьянства. Пусть он поговеет и св. Тайн приобщится. А потом молебен отслужит Божией Матери и усердно попросит у нее помощи. В аптеке же есть трава Черногорка. Пусть мелко изрежет две столовые ложки с верхом этой травы, заварит их пятью чашками кипятка, даст полчаса настояться, а потом пусть все пять чашек сразу выпьет. Можно с сахаром. И Петр пусть так же сделает, и пусть молебен отслужит Божией матери, и сам старается удерживаться от вина.

ПЯТИСОТНИЦА

Справлять пятисотницу - долг каждого монаха перед Богом

Господь да благословит тебя начинать и справлять всегда пятисотницу - это непременно надо.


Пятисотницу надо исполнять неотступно.


Пятисотницу старайся не пропускать и матушкино правило справляй.

Пятисотницу справлять Бог благословит. Это непременно надо.


Пятисотницу непременно надо справлять - за это Господь с монаха взыщет. А сто поклонов можно и не класть, разве только заповедь имеешь от духовного отца.


<Святые отцы> пятисотницу не велят оставлять, как бы монах не был занят - это долг перед Богом.

О том, как справлять пятисотницу

Про пятисотницу у своей матушки спрашивай. Если велит справлять, то надо справлять. Но только на Пасхе до Троицина дня и на Святках пятисотница не справляется, однако, если матушка благословит справлять, то можно.


Пятисотницу старайся не оставлять. Можно и по частям справлять ее.

В дни бдения пятисотница не справляется

Когда в церкви бывает бдение, то в этот день пятисотница не исправляется. Если два дня или три сряду случится быть бдению, то в те дни не надо исправлять и правило.

В неисправлении пятисотницы следует приносить покаяние

На другой день пропущенную пятисотницу можно не исправлять, а надо просто приносить покаяние в упущении и быть, по возможности, исправнее.

Почему следует писать о пропуске служб и пятисотниц

Писать подробно, сколько пропустила служб и пятисотниц, следует. Через это и сама внимательнее будешь, да, может быть, значительное количество пропущенного в страх или сокрушение приведет.

РАДОСТЬ

Если когда чувствуешь радость внутри себя, то не верь этой радости и не обращай на нее внимание. Считай себя недостойной радости, а твори молитву с сокрушенным духом, с покаянием. Себя считай хуже и грешнее всех.


А чтобы радость иметь, нужно почаще читать "помянух Бога и возвеселихся", по псаломнику.

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

Раздражительность бывает от врага

На сестру раздражаться не надо. Думай, что это от врага. Он и сестру искушает, чтобы делала тебе напасть. Отчаиваться же в милосердии Божием не надо - это грешно. Господь всем грешникам желает спасения.


С раздражительностию старайся бороться. Понуждай себя.


С раздражительностью бороться надо. Крепости учись, особенно в обращении с другими.

При раздражительности смиряйся больше

Пишешь, что раздражительна стала. - Смиряйся больше, и себя укоряй в этом, и покаяние Богу приноси.


Когда раздражишься, укоряй себя за немощь свою. Что делать? И свои немощи терпеть надо. Христосоваться можно и первой подойти - этим бы разрушила всю неприятность.


Что раздражительность бывает, то это нехорошо. Надо кротости и смирения просить у Господа.


Раздражительности не следует предаваться. Надо зазирать себя в этом.

РАССЕЯННОСТЬ

Рассеянность уменьшится, если будешь творить молитву Иисусову со вниманием

Слова молитвы Иисусовой говори реже, со вниманием - тогда реже будешь рассеяна.


В церкви старайся творить Иисусову молитву, тогда и рассеянность меньше будет у тебя.

Чтобы победить рассеянность, нужно понуждать себя к этому

Также и при рассеянности надобны труд, и понуждение себя, и призывание помощи Божией. А случится поддаться, то надо скорее покаяние приносить и не смущаться.

РАССУЖДЕНИЕ

Во всяком деле требуется рассуждение

Во всяком деле требуется рассуждение. Есть время молчать и время глаголати полезное и спасительное. Господь да умудрит тебя!

РОПОТ

Надо не роптать, а смиряться

Евстолия пусть смиряется, и себя укоряет, и терпению обучается. А роптать не надо, надо просить помощи у Господа.

РУКОВОДСТВО

О руководстве духовными чадами

Если замечаешь вред от того, что сестры одна другой передают свои смущения, то надо запрещать им. И едва ли от этого может быть польза. Хорошо передавать тому, кто может рассудить, а неопытную душу можно лишь на осуждение навесть.


С духовными твоими чадами да поможет тебе Господь умудряться. Больше склоняй их к смирению и к сознанию своей греховности. Можно понести их немощи и неисправности, потому что не сразу все делается, а с трудом и терпением. Но от сплетен старайся отучать. Надо, чтобы говорили о себе, о своих немощах, а не других осуждали. Обижаться на тебя за то, что с другими лучше обращаешься, никто не должен. Это не их дело. А то можно таких обидчивых и не принимать некоторое время. Да исправятся в мыслях. И очень потрафлять им нет надобности. Делай, как делаешь.

О необходимости духовного руководства в монастырях

Пишете, что сделали ошибку, приняв одну сестру. - Что делать? Без ошибки век не проживешь. Вы написали, что не хотелось вам принимать эту сестру. Замечу вам при сем, что внутренним чувством пренебрегать не следует. А теперь держите ее, как вы и держете, в строгости. Хорошо бы поручить ее какой-либо строгой монахине, которая не дозволяла бы ей ни к кому ходить по кельям, а тем паче за ограду монастырскую, и к себе никого не принимать, в особенности же мужской пол, которая побуждала бы ее, по возможности, ходить ко всем церковным службам и исполнять по силам послушание. А там увидите, как она будет себя вести.

Хорошо, когда сестрами духовно руководит пожилой священник

Вы написали, что священник ваш подал прошение о переводе его в другой приход. - Значит, он не меняется с другим священником и ваше место должно остаться праздным. В таком случае хорошо бы вам съездить к владыке митрополиту и попросить его, чтобы он определил к вам пожилого священника, который бы мог назидать сестер обители вашей и словом, и примером жизни своей, умалчивая о нравственности отходящего от вас священника

Надо держаться одной духовной матери или отца

Пишешь, что матушка отказывается тебя принять. Ну, в другой раз приди, а если ей уж очень некогда, то можно пойти к м. Агнии. Но только это делай изредка. Надо держаться одной матушки, а переменять одну на другую - неполезно.


От духовника не уходи. Этим только скорбь себе найдешь, лучше Богу за него молись. Если не велит записки подавать, то поминай про себя сама. Бог на сердце смотрит и тайную молитву слышит.

Если затрудняешься принимать кого-л. на откровение, то можно отказать

Пишешь, что затрудняешься принимать Пашу на откровение. Что ж, можешь отказать. Это совершенно твоя добрая воля, Пусть лучше старших слушается, смиряется, других не осуждает, тогда и спасение получит. А если когда пожелаешь сказать ей слово ко вразумлению, то доброе дело сделаешь. Все твои заключения правильные. Надо больше вкоренять в нее смирение и самоукорение, чтобы себя больше осуждала, а не других. Что ей говоришь, то пусть она только и знает, а другим пусть не передает никому. Господь ее да вразумит. Молись Богу за нее.


Если видишь, что лучше не принимать иную сестру на беседу, то можешь ей и отказать - это на твоей воле, тебе виднее.

САМОВОЗДЕРЖАНИЕ

Если не можешь воздерживаться, то надо смиряться

Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться, и укорять себя будем, и не осуждать других.

САМОВОЛИЕ

Смирением и терпением отсекай свою волю во всем

Все исповеданные твои искушения советую с помощью Божиею преодолевать. Смирением и терпением отсекай свою волю во всем. Да будет тебе примером всегда ученик аввы Дорофея, который за пять лет был спасен за отсечение своей воли и благопокорливость.

Самочиние должно быть наказуемо

Чтобы избавиться от неприятностей со стороны городского духовенства и отбить охоту и у других к самочинию, подобному м. Зинаиды, лучше обо всем донести владыке и просить о лишении м. Зинаиды штатной должности. Хорошо, если бы владыка, делая резолюцию на ваше прошение, дал бы соответственное сему случаю такое наставление для всех сестер, которое, при наказании одной из них, имело бы самое благое действие и на остальных.


Пишете еще, что некоторые сестры самочинствуют. Например, живописицы берут заказы без вашего ведома. - Ну, а как же быть на самом деле? Если вы в отлучке, заказчики не будут выжидать вас. Хорошо бы на время вашего отсутствия поручить одной какой-либо матушке принимать заказы, а по прибытии вашем в монастырь пусть она тотчас доводит до вашего сведения, имеются ли заказы. Но если кто сработает малую незаметную работу в свою пользу, а уличить нельзя, то уж делать нечего - так и оставьте. Есть и пословица: "Не всякое лыко в строку". А говорить сестрам, чтобы они не самочинствовали и берегли свою совесть, все-таки надо.


...нельзя считать священника неправым. Какое ему дело до монастырских порядков? Кто бы что ни дал ему, для него это все равно. А вы можете взыскивать с сестры - почему отдала иконы, не благословившись у вас. И даже можете, в пример другим сестрам, чем-нибудь оштрафовать ее. Священник же, по моему мнению, в этом случае вам не подвластен и требовать от него возвращения икон, кажется, вы не в праве.


А самочинно пекущих просфоры и от себя продающих нельзя одобрить. Можно с ними и построже, чтобы сего не делали.

Самочинная жизнь ведет душу к погибели

Матери же Евфимии при удобном случае можете объяснить, что самочиние в св. обителях никоим образом допускать нельзя, так как самочинная жизнь ведет и приводит душу не ко спасению, а к погибели; потому-то и вы требуете, чтобы сестры все дела делали с благословения настоятельницы. И еще скажите, что Бог вам внушит.

САМОЛЮБИЕ

То, что подумала, отчего сестра не хочет к тебе ходить, и при этом почувствовала недовольство, говорит о том, что страсть самолюбия дала себя знать.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>