Аудио-трансляция

При­го­тов­ляя де­тей для светс­кой жиз­ни, по­пек­лись ли на­са­дить в серд­цах их ве­ру и страх Бо­жий, ко­то­рые бы бы­ли ру­ко­во­ди­те­ля­ми их к бу­ду­щей жиз­ни? Мо­ли­тесь Гос­по­ду, да сох­ра­нит Он серд­ца их от пле­вел, на­се­ва­е­мых су­пос­та­том по­сре­де пше­ни­цы.

преп. Макарий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

САМООПРАВДАНИЕ

Надо не оправдываться, а во всем обвинять себя

Оправдываться или лукавить не должно, а надо во всем обвинять себя и просить прощение - к этому приучайся.

В словах самооправдания всегда кроется непокорность и гордость

Грешное письмо твое получил. "Бог вземляй грехи всего мира". Веруй, что и твои погрешности потонут в бездне Божественного человеколюбия. Только при этом старайся хранить и сердце от пищи ветхого человека. Но если и придется когда вкусить от запрещенного плода, как-то: гнев, ярость осуждение - после не оправдывай себя, как Ева, говорившая Богу: "Змей меня соблазнил, значит, он и виноват, а мне какое дело". В словах самохваления и самооправдания всегда кроется непокорность и гордость.

От самооправдания только смущение бывает

Со старшей сестрой старайся жить в мире, слушая ее. Если в чем виновата, то надо прощения просить. А оправдывать себя никогда не надо, от этого только смущения больше будет.

САМОПОЗНАНИЕ

Если твои ученицы лучше тебя становятся, то это есть новый повод к самоукорению и смирению

Пишешь, что ученицы твои лучше тебя становятся. Ну, так и слава Богу! Помоги им Господи! А у тебя есть новый повод к самоукорению и смирению. Не надо много настаивать, чтобы слушались, особенно, если видишь расположение к послушанию.

САМОПОНУЖДЕНИЕ

Надо понуждать себя на все доброе

Правило и молитвы надо исполнять, и кафизмы понуждайся читать, а без труда и добро Богу не угодно. Во всем понуждай себя и у Бога помощи проси.


Надо всегда понуждаться себя на исправление и просить помощи Божией, помня, что нуждницы восхищают Царствие Небесное.


Понуждать себя надо на всякое добро, а на немощи меньше надо обращать внимания. Разные немощи да сказки, лени - инородного внуки. Терпение, смирение и самоукорение нам во всяком деле помогут.


Понуждайся на все благое, а наипаче на смирение и покаяние, и тебя Господь не оставит.


На исполнение правил монашеских и на всякое доброе дело понуждать себя надо, а наипаче приучайся смирению и терпению.


Получил твое письмо и исполняю твою просьбу - молюсь за тебя, но молитвы тогда только будут тебе благопоспешествовать, когда и ты сама понудишь себя на исполнение воли Божией, ибо ленивые и нерадивые не получат Царствия Небесного.


Помни, что понуждение себя непременно нужно для получения спасения.


Понуждение себя да будет на первом месте всегда, а за ним - "сердце, сокрушенно и смиренно", которое заменяет все делания.


Пишешь, что заленилась. Понуждать себя надо и возбуждать к деятельности. Вспоминай прежнее горение и усердие, и воздыхай к Богу о своем нерадении, и, хотя насильно, молись мытаревым гласом. Господь зрит сердце, "сокрушенное и болезнующее". И печаль о своем нерадении приемлет Господь вместо делания.


Много нам надо работать над собою, а всякая работа непременно требует понуждения, терпения и смирения. Да, родная, большого внимания требует от нас наше спасение.


Надо и понуждать себя к должному, особенно когда чувствуешь себя в здоровье.


Во всяком деле труд и понуждение нужны, и терпение.

САМОУКОРЕНИЕ

От самоукорения рождается смирение

От самоукорения рождается смирение, а смиренному враг ничего не сделает своими злокознями, ибо одно смирение может избавить нас от дьявольского распространения по миру. О том было сказано с неба св. Антонию Великому.


...во всяком неприятном случае надо укорять себя, а не оправдываться.


Тебе, послушница Татиана, смиряться надо больше и себя укорять, а не людей винить.

Надо не людей винить, а находить вину в себе.

Старайся укорять себя за свои недостатки

На недостатки не смущайся, а старайся себя укорять за них, приносить в них покаяние и смиряться больше. Бог поможет, наладишься как-нибудь.


Писать не переставай и ложного стыда не допускай, но обличай себя, если хочешь исправления. Также и Господу покаяние приноси и считай себя грешной и нерадивой. "Печальная мысль о своих грехах паче иных мыслей", - учат св. отцы.

Самоукорение на словах ведет к самоукорению сердечному

Пашу к смирению склоняй. Советую ей, чтобы укоряла себя хоть словами. Когда привыкнет к самоукорению на словах, то и сердце будет сочувствовать сему.

СВЕЧИ

Еще спрашиваешь о свечах. Лучше бы следовать совету покойного старца. Ставить свечи на деньги, данные тебе другими, надо, только лучше не самой. Да и свечнице лучше давать заранее.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ

Ты говоришь, что не хочется трапезной пищи. Это тоже искушение. До трапезы св. отцы в слабости вкушали сухой хлеб или пили чай без хлеба, тогда иной аппетит являлся. Это иногда не мешало бы делать и тебе. Св. отцы всегда помнили, что они здесь маловременные гости, поэтому мало заботились о брении, которое скоро должно паки обратиться в червей. Они всячески утруждали себя: смиряли постом, бдением, молитвою. Посредством сего смирялась и душа, а без первого не может быть второго.

СВЯТЫЕ ТАЙНЫ

Если мало готовилась к принятию Святых Таин, в другой раз дольше готовься

Пришлось вам поготовиться к принятию Св. Тайн всего два дня. Ну, что же делать? Ведь это по нужде. В другой раз подольше готовьтесь.

О допущениии умалишенных к принятию Святых Таин

Пишете, что беспокойное настроение м. Амвросии разрастается все шире и шире, что в храме Божием она, как нарочно, сказывается неспокойною, а в храм ходит почти неупустительно и любит причащаться св. Христовых Тайн. – Но, кажется, по правилам св. Церкви, допускать умалишенных до причастия Св. Тайн не дозволяется. Вам должно пообстоятельнее разузнать о сем от кого-либо, хоть бы спросить своего Владыку. А что м. Амвросия в храм ходит и там балагурит, то явно, что она ходит не для молитвы – сама не молится и другим мешает. Какой же из этого толк? – Потому, хоть вам и жаль ее, кажется, лучше бы отправить ее в дом душевнобольных, ибо там умеют их вылечивать.


... Для причащения Св. Тайн должно исповедоваться. А лишенный ума как исповедываться будет?

Если не удалось кого-л. перед смертью приобщить, то надо за того Богу молиться и милостыню подавать по силе

Отроковицу Ксению, записали на поминовение. Господь да подаст ей Царство Небесное, а мать, скорбящую, да утешит в том, что не пришлось Ксению приобщить. Прескорбно, но уж теперь нечего делать, пусть за нее Богу молится и милостыню подает по своей силе. Господь не лишит ее дочь Царствия Небесного.

СЕРДЦЕ

Сердце, сокрушенное о грехах - выше всех деланий

В описанных тобою прегрешениях и немощах да простит Господь и даст иметь сердце, сокрушенное о грехах, что св. отцы назначают выше всех деланий. Также и к смирению прибегай, ибо оно недостающее восполняет.


...старайся сердце сокрушенное иметь о своих недостатках, это заменяет делание.

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ

Касательно вопроса о сестрах милосердия. Если начальство будет формально требовать решения сего, то определяйте на это дело, во-первых, тех, которые сами изъявляют желание пойти в сестры милосердия, а, во-вторых, надо, чтобы эти охотницы были пожилые - не менее 40 лет.

СКОРБЬ

Скорби приносят душе величайшую пользу

Если бы ты, хотя б немного, могла понять, какую величайшую пользу приносят душе несправедливости и вообще скорби, то ты поистине радовалась бы, а не печалилась и не роптала бы. Покайся искренно в малодушии, нетерпении и ропоте на несправедливый поступок матушки игумении, проси у Господа терпение, считай себя достойно наказываемою за грехи, благодари Господа и молись за игумению, чтобы Господь её спас и помиловал. Если ты всё это потрудишься исполнять, то ропотом утерянная душевная польза снова будет тебе возвращена. Посмотри заповеди блаженства, и ты увидишь, на какой высоте расположено блаженное благодушие в терпениях скорбей и поношений.

Господь посылает скорби одним в начале, иным в середине пути, а иным на конце поприща

Что не было чувствительных скорбей, за то Бога благодари, покрывающего тебя, но безпечности не предавайся. Св. отцы пишут, что иным посылает Господь скорби в начале, иным в середине пути, а иным уже на конце поприща по Своему премудрому Промыслу. За прошлое благодари, а будущее предай воле Божией.

"Претерпевый до конца, той спасен будет"

В скорбях не унывай, а проси у Бога терпения, Без скорби и спастись нельзя.


Скорбное письмо ваше от 6 сего июля получил и очень пожалел о том, что вы опять сильно малодушествуете. - Вам желательно оставить начальствование. Но куда же вы уйдете от скорбей, которые служат уделом сей нашей временной жизни? Да и сами вы затрудняетесь, где и как вам тогда жить - в другой монастырь не примут, а в этом недоброжелательствующие будут с безстыдством вас донимать, да и кельи нет, и трапезной пищей не можете довольствоваться. По всем этим причинам, а, может быть, и по другим многим вам вовсе не следует оставлять возложенного на вас Самим Господом ига настоятельства. Несите это иго до тех пор, пока Ему Самому благоугодно будет снять оное с вас, утешая себя словами Самого же Господа: "Претерпевай до конца, той спасен будет". Ибо чрез претерпение скорбей вы делаетесь сообщницею страстей Христовых, так как и Христос в сей жизни претерпел за нас грешных безчисленные скорби. Его обзывали и винопийцею, другом мытарей и грешников, самарянином и имеющим в Себе вельзевула, князя бесовскаго, всячески насмехались, клеветали и чего-чего ни делали... Каков же конец? - Сказано: "Тем же и Бог Его превознесе; и дарова Ему Имя еще паче всякого имене" и проч. Хотите ли и вы, почтеннейшая матушка, соцарствовать Господу в велицей славе Его? - Терпите все находящее со смирением и благодарением, говоря мысленно: "Слава, Всеблагий Господи, Твоему премудрому промыслу о мне грешной, что Ты Премилосердый сими маловременными ничтожными скорбями хочешь избавить меня от вечных ужаснейших невыразимых мучений во аде преисподнем!"


И еще к утешению вашему напомню вам слова св. апостола: "Всякое наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученным тем воздаст правды". - И еще: "Егоже любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, его же приемлет. Аще наказание терпит, якоже сыновом обретается вам Бог. Аще же без наказания есте, ему же причастницы быша вси, убо прелюбодейчиши есте, а не сынове".


Да и какия наши скорби? В сущности, это ничто иное, как укушение комара, в сравнении с теми великими скорбями, которые претерпели св. мученики и преподобные. Если на вас, матушка, наклеветали, вы объяснили митрополиту дело - вот и все, и конец всем вашим скорбям.


И так, возложитесь на волю Премилосердаго Господа, без Коей воли и "волос с головы вашей не пропадет" , и продолжайте свое святое послушание настоятельское, "ничтоже сумняся и ничесоже бояся" .

Скорби показывают нам наше устроение

Господь все устраивает нам на пользу душевную. Ибо, как бы мы могли смиряться, если бы постоянно ощущали духовные утешения? Вот Господь и отнимает у нас их, чтобы мы видели свою нищету и наготу душевную.


Скорбите еще, что получили неприятность от м. Вячеславы. Во-первых, должен сказать вам, что неприятных случаев в жизни сей избежать невозможно. А, во-вторых, опытные в жизни духовной люди говорят, что такие случаи даже могут приносить пользу душе - именно через неприятные случаи мы познаем, что мы нетерпеливы; а если нетерпеливы, значит самолюбивы. А это познание должно располагать нас к самоукорению и покаянию, и мы должны молитвенно просить у Бога помилования. Без неприятных же случаев человек склонен к самомнению. Потому не смущайтесь, матушка, такими случаями.

О необходимости терпения скорбей по грехам нашим

Вы пишете, все скорби да скорби. Верно, уж таков удел земнородных, наше дело все терпеть с помощию Божию и благодарить за все Отца щедрот, Бога, за всякие утехи.


Не завидуй тем, кто живет спокойно. Терпеть скорби - гораздо лучше, нежели жить спокойно.


Ни в какую пустынь переходить не думай - это враг искушает тебя. Без скорби нигде не проживешь, но надо на все просить терпения у Бога.


Скорби переноси с терпением и больше себя укоряй и осуждай, а не других.


Спрашиваешь, откуда тебе напасти. - Враг приносит их тебе для искушения. Надо переносить все напасти с терпением.


При неудачах не унывай, без них нельзя. Обращайся с молитвою к Господу.


Скорби все с терпением переноси и благодари за них Бога.


...не принимайте близко к сердцу случающиеся напасти, помня мудрую русскую старинную пословицу: "Бог не попустит, свинья не съест".


Хоть и восстают на вас недовольные монахини, но без попущения Божия ничего не могут вам сделать. Оскорбления же с их стороны, по необходимости, должно потерпеть, ибо за грехи что-нибудь и где-нибудь должно терпеть, если не здесь, то в будущей жизни. Только в будущей-то жизни скорби очень ужасны. От них же да избавит нас Господь своею благодатию и человеколюбием.


И куда нам деваться от скорбей? Одно остается - потерпеть ради Бога, с твердою надеждою на милость Божию в том, что силен Господь в свое время избавить нас от настигающих скорбей и напастей, если будет на то Его святая воля и если это будет на пользу душам нашим.

Скорби посылаются за нерадение и грехи

Скорби надо с терпением переносить и укорять себя, а не других, и смиряться надо. И молиться надо всегда и не оставлять правила и молитву. А то за нерадение и скорби посылаются. Роптать на бедность не надо, а терпеть надо и за все Бога благословить. Господу лучше известно, что нам полезнее.


В скорби твоей да утешит тебя Господь. Смирись перед Ним и признай, что единственно за свои грехи терпишь скорбь. Других никого не вини, и немирствия не имей к ним, и молись о них Богу. Удаляться от них и от прочих - это неплохо, но только со спокойной душой надо это делать.

Если не имеешь скорбей, укоряй себя за это

Пишешь, что не имеешь скорбей. - Укоряй себя за это и смиряйся пред Богом.

И малыми скорбями входят в Царствие Небесное

Пишешь, что скорби, хотя и бывают маленькие, но проходят. - Нельзя без скорбей обойтись и прожить. Сказано: "Многими скорбьми подобает внити в Царство Небесное". А мы хоть малыми будем туда же поспешать.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>