Аудио-трансляция

Наб­лю­дая со­бы­тия и сво­ей жиз­ни, и дру­гих лю­дей, с по­ра­зи­тель­ной яс­ностью мож­но ус­мот­реть сте­че­ние обс­то­я­тельств. Ни­ка­кие ос­то­рож­нос­ти и ме­роп­ри­я­тия не мог­ли и не мо­гут пре­дуп­ре­дить со­вер­ша­ю­ще­го­ся, ибо оно со­вер­ша­ет­ся по су­ду Бо­жию. Не­ко­го ви­нить. На­до сми­рить­ся и тер­петь. Ина­че пог­ре­шим про­тив Бо­га.

преп. Никон

<<предыдущая  оглавление

 

ТРУД

Приучать сестер к работе Бог благословит

Приучать сестер к работе Бог благословит. Если видишь что неисправное, то исправляй - или сама, или говори м. игумении. А если она не будет согласна с тобой или по-другому поступит, то не смущайся: вина на ней, а не на тебе. А ты свой долг исполнила и будь покойна.

Старайся трудиться с молитвою

Пишешь, что теперь шьешь белье - это полезно самой делать. Только старайся трудиться с молитвой, и будет сугубая польза. Хорошо, что и сестрам помогаешь.

Господь наградит за труд ради святой обители

Слава Богу, что так благополучно все идет у вас по постройке и по хозяйству. Да благословит Господь и на будущее время труды ваши, и увенчает их успехом, и ваши силы да укрепит. Что делать, что трудно тебе - надо потрудиться ради св. обители. За это Господь наградит тебя, а обитель будет помнить твои труды с благодарностию.

ТЩЕСЛАВИЕ

Отвечай тщеславию вспоминанием своих грехов

От тщеславия бегать надо, а не предаваться ему. Если хвалят тебя, то вспоминай мысленно свои грехи и нерадения. Показности при людях избегай.


А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя.


Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться.

Если в душе кипит зло на всех, то это признак самолюбия и тщеславия

Смущаешься, и в душе кипит на всех зло. - Это от самолюбия и тщеславия. Старайся всегда считать себя пред Господом хуже и грешнее всех на свете и молись в это время: "Господи, помилуй нас грешных", разумея и себя, и тех, на кого гневаешься.

Против проявления тщеславия надо вооружаться смирением

Спрашиваешь нас, как же можно приписывать себе что-либо. - Приписовать-то, пожалуй, и не будешь, а услаждаться сделанным станешь. Как упоминаешь в конце письма, этим наветуется смирение. Но нам далеко до второго. Дал бы Бог приучиться к первому, как следует.


От тщеславия Господь да избавит тебя. Борись против него и проси у Господа помощи. Но и сие помни, что до самого гроба оно не оставляет подвижника. Поэтому смирением всегда надо вооружаться против проявления тщеславия.

Не следует тщеславиться внешним украшением

В грехе тяжком Господь да простит тебя и впредь да сохранит от него. Видно, не следует внешним украшением тщеславиться да и осуждать отца духовного не следует.

За тщеславие попускается сухость и охлаждение

А за тщеславие попускается сухость и охлаждение.

УНЫНИЕ

Смирение врачует недуг уныния

Пишешь, что чуть в отчаяние не впала от письма. Господь да хранит тебя от этого. Надо не унывать, а скорее смиряться и покаяние приносить. И хорошо, что созналась, наконец, и смирилась. Это и Богу любезно, и душе твоей полезно.


Пишешь, что тоска на тебя нападает. Потерпи, и молись Богу, и помощи себе у Бога проси. Старайся больше смиряться пред всеми и матушку слушай.


Одну <сестру> от уныния и другую от зависти да избавит Господь и вразумит на полезное. Обеим надо иметь как врачевство от недугов смирение и послушание к своей матери, а не верование своим помыслам.

Гордость порождает уныние

От уныния да избавит тебя Господь. Молись Богу и проси терпения, и не смущайся, а смиряйся больше, считай, что за грехи твои посылает тебе Господь наказания, и переноси со смирением.


С матушками надо жить в мире и в согласии. Не говори, что они тяжелые для тебя - это нехорошо. Считай себя хуже их и им оказывай почтение и повиновение. За это Господь тебе подаст и мир душевный. А то, видно, гордишься, не смиряешься, не слушаешься. Вот и уныние бывает. Помни, что до самой смерти надо терпеть скорби тому, кто хочет взойти в Царство Небесное.

Чувствам, которые приходят во время уныния, верить нельзя

От хандры да избавит тебя Господь. Уныние, которое с тобой приключилось, со всеми бывает. Молись Богу и проси себе терпения. Чувствам, которые приходят во время хандры, не верь, а укоряй больше себя да заставляй себя пред всеми смиряться.

УКОРИЗНЫ

Укоризны надо терпеть, т.к. Бог посылает их для очищения от грехов

Когда укоряют, то терпи и проси прощения. Проси у Бога помощи во всем и уповай на Него.

Если когда она тебя укорит, старайся прощение просить

Если люди будут укорять, то это ничего, надо только переносить с терпением и не обижаться на людей, а просить прощение. Чрез это и исправишься.


Пред всеми смиряйся и приучися молчать и слушаться. Укорение и досаду терпи, потому что за грехи. Бог посылает это для очищения грехов. И если будешь со смирением переносить, то твоей душе будет польза.


Если на что сердится твоя матушка, то проси у ней прощения да старайся не оскорблять ее. Если что говорят про тебя нехорошо, то не оправдывайся, а смиряйся да прощения проси.


Кто тебя бранит, за того Богу молись, и считай за свою благодетельницу, и никак не мсти. Конечно, побуждает ее к сему враг. Врага и надо ненавидеть, а ее любить и молиться за нее Богу. Тут-то и учись смирению, когда младшие укоряют. И считай себя стоющей сего, по грехам своим.


Касательно отметок сестер в поведении. - Отмечайте всех хорошего поведения. В случае же, если необходимость заставит вас донести о какой-либо сестре что-либо укоризненное, доносите прежде всего на словах. Если же епархиальное начальство велит вам внести какое-либо замечание в формуляр, тогда уже, по необходимости, пишите в ведомостях, что велено.

УТЕШЕНИЕ

Господь промыслительно лишает нас утешения для нашей пользы, постоянное утешение расслабляет душу

Пишешь, что после приобщения хорошо чувствовала себя. Слава Богу, утешающему наше недостоинство. Но, пишешь, скоро все прошло. И в этом виден отеческий Его Промысел о нас, ибо постоянное утешение расслабляет душу и приводит ее к лености, а то и к большему вреду. Поэтому Господь вскоре и отнимает это утешение и дает нам опять почувствовать немощь нашу, и безсилие, и греховность.


Написала ты, что благодатное состояние прошло и опять молитва стала с рассеянностию. - Этим не смущайся. Так бывает со всеми, желающими жить благочестно. Господь порадует человека Своею благодатию, а потом оставляет человека при его немощных силах, чтобы, во-первых, он видел свое ничтожество, а, во-вторых, чтобы не обленивался, а трудился с самопонуждением, ища и прося благодати.

Об утешении, подаваемом нашей матерью Церковью в праздник Рождества Христова

Вот милостью Божию и еще раз сподобились встретить праздник Рождества Христова! Поздравляю вас с сим всерадостным торжеством и желаю провести оное в мире и утешении духовном. Но где его искать?! Посмотришь туда, сюда - всюду скорби не дают отдыха, враги видимые и невидимые... Вот мать наша Церковь и подает утешение: видим Младенца Господа нашего Иисуса Христа в яслях и стоящую Божию Матерь, потом слышим песнь, как ангелы воспевали: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!" Каким тихим миром, безстрастным светом, святою любовию веет от этой священной песни! Когда слушаешь ее, затихает в душе все мятежное, страстное, суетное. О, Спаситель наш! Как жаждем мы тишины, и покоя душевного, и утешения!.. Вот и зовет Господь нас: "Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененныя, и Аз упокою вас". А чтобы получить покой: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем". Так вот, где покой и тихая пристань - в смирении!... И Господь говорит: "На кого воззрю токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего Моих словес".

ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ

Правило, исполняя которое, наследуешь Царство Небесное

Ты скорбишь, что ничем не угождаешь Богу. Ну, исполняй вот это правильце и будешь наследницей Царствия Небеснаго. Никого никогда ни в чем не осуждай, всех во всем всегда прощай и считай себя худшею всех на свете.

Путь в Царствие Небесное

Каждый день будь готова принять и претерпеть досаждения, бесчестие, клевету, раны и всякие скорби, ибо этим всем в Царствие Небесное входят.


Проси себе почаще: "Господи! Даждь мне терпение, великодушие и кротость", - и не унывай, и не ропщи, и духом не упадай, и никого не осуждай, читай отеческие книги, и почаще молитву Иисусову твори, и имей в памяти всегда страх Божий, и страх смерти, и страх будущих мучений, и лучше здесь потерпи за грехи ради Царствия Небесного, чтобы там Господь помиловал тебя.


Не ищи своего пути к Царствию Небесному, а иди тем узким, по которому тебя ведет Господь.

"Царство Небесное нудится"

Если Царица Небесная управила твой путь, то не оскорбляй Ее своим нерадением и небрежностью в отношении своего спасения.


Только одни добрые и верные рабы получат Царствие Небесное, а ленивые услышат грозный глас: "Рабе, лукавый и ленивый!... Ввергните негодного раба в тьму кромешную"

Прилагаю при сем листок о Царице Небесной, чтобы возбудить в тебе первую ревность и любовь ко спасению своей души.


Паша пусть понуждает себя ко всему - и к молитве, и к чтению, и к послушанию. "Нуждницы наследят Царство Небесное" .


Приноси покаяние в своих неисправностях и понуждай себя, по силе своей, исполнять должное. Помни, что "Царство Небесное нудится" .


Пишешь о своем нерадении в пост. Но слышали мы: "Никтоже рыдает своего убожества - прощение всем из гроба возсия". Да понуждаем себя к деланию и трудам по силе нашей, а наипаче к смирению и к покаянию.


Но все-таки в течении неполных двух недель пропустить четыре утрени - это много. Надо понуждаться. В трудах и занятиях твоих да поможет тебе Господь.

ЦЕРКОВЬ

Будем спешить в церковь, чтобы получить духовное утешение

Если в будни не пускают в церковь, то ходи в праздник.


Хотя настоящее время и скорбное для всех, живущих на земле, но бежали в церковь и получили утешение от Господа, Воскресшего Спасителя нашего, который говорит: "Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз успокою вас" в Царствии Небесном, уготованном для всех верующих в Его Воскресение.


Итак, будем спешить в церковь, чтобы получить духовное утешение.

Во время богослужения внимай службе и твори Иисусову молитву

Старайся с усердием ходить в храм Божий и стой там со страхом и со вниманием, слушай, что читают, да молитву Иисусову твори, а по сторонам не смотри и не разговаривай - это грешно.


Во время богослужения старайся никакими мыслями не заниматься, службе внимай да Иисусову молитву твори, а если внезапно с умилением и чувствования являются, то можно пребывать в сих чувствованиях. Но наблюдай, чтобы настроение было покаянное, а не восторженное или тщеславное.

Понудь себя приходить в храм в числе первых

Понудь себя приходить в храм в числе первых и уходить в числе последних, не оставляй келейного правила - тогда за твое усердие и милость Божия будет к тебе.


Если поздно встанешь, то скорее в церковь спеши, а молитвы можно прочесть после.

На полунощницу ходи, пусть даже для примера другим

На полунощницу лучше бы похаживать, пусть даже для примера другим. Послабление себе можно дать только тогда, когда сильно утомляешься от дневных хлопот, но с самоукорением.

Надо приучаться ходить к утрени и стоять ее всю

К утрени приучайся ходить и стоять ее всю. В 5 часов вставать нетрудно; разве когда больна бываешь, ну, тогда дело другое.

Если умиление в церкви находишь, то греховного тут нет

Если умиление в церкви находишь, то греховного тут нет. Старайся молитву творить да не выказывать внутреннее наружу.


Если по болезни не ходите в храм, то это с вас не взыщется - Господь не требует от человека подвигов сверх меры

По болезненности не ходите в храм Божий. - Что делать? Ведь все видят и знают, что вы не ходите по болезни, и никто с вас за это не взыскивает. И Господь не ищет от человека подвигов сверх силы. Поэтому и не смущайтесь.

В церкви плакать не надо

В церкви не надо плакать, старайся молиться, а мысли отгонять.

Смеяться в церкви грешно

В церкви смеяться не надо, это грешно, надо со страхом стоять и молиться с усердием.

В нечистоте в церковь ходить можно

В нечистоте в церковь ходить можно, только к иконам прикладываться и антидор брать не надо.

ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ

Говорить нужно потребное и не ради человекоугодия

В первом письме написала ты, что человекоугодничаешь пред м. игуменией. - Отнюдь не следует человекоугодничать. Если бы м. игумения по немощи и стала укорять какую сестру, а ты ничего худого не заметила в ней, то тебе лучше промолчать или сказать: "Не знаю, что вам сказать на это". Говорить должно потребное и не ради человекоугодничанья. Также и молчать должно в свое время. Вообще же во всяком деле должно наблюдать осторожность.

ЧТЕНИЕ

Читать надо, а тщеславиться не надо.

Через книги увидишь свое устроение

А книги надо читать, тогда и устроение свое увидишь, и немощи познаешь.

Читай чаще святоотеческие книги

Почаще читай свято-отеческие книги. Они тебя многому полезному научат. Старайся читать каждодневно сначала авву Дорофея, после "Лествицу" св. Иоанна Лествичника, а потом Ефрема Сирина.


Внимательным чтением святоотеческого писания учись пути спасения и паче умудряйся во спасении.


Неужели и св. отцов не надо слушать, не надо читать их учения, а только читать св. Евангелие?! - Оставь все мысли и смущения и слушай, что говорит тебе матушка казначея.


Не теряй дружбы со св. книгами, почаще беседуй с ними.

О чтении кафизм и псалтири

На 3-ей "Славе" кафизмы можно никого не поминать или кого-нибудь по своему желанию. После кафизмы надо читать молитвы, которые положены после каждой кафизмы, а после всей Псалтири надо читать и самую последнюю молитву, как сказано в Псалтире.

Читай постоянно книгу "поучения преподобного Аввы Дорофея", прилагая к себе уроки нравственности

Спрашиваешь меня грешного, можно ли обращаться ко мне за советами. - За советами ко мне обращаться никому не возбраняется. И так как ты в своем письме жалуешься на свои неисправности и желаешь исправляться, то на первый раз вот тебе мой совет - достань книгу "Поучения преподобного аввы Дорофея". Если у вас негде достать, то можешь выписать из нашей монастырской лавки, чтобы выслали тебе наложенным платежом. Эту книгу читай постоянно, прилагая к себе уроки нравственности и стараясь по ним исправлять и направлять жизнь свою. Наши покойные старцы называли эту книгу азбукою монашеской жизни.


То, что читаешь книгу аввы Дорофея, это хорошо. Дай Бог, чтобы благой плод принесло чтение. Старайся вникать в то, что там писано - там все удобопонятно и, если хочешь, то и легко приложимо к жизни. А если трудно дается, то потому что в первый раз читаешь. Будешь поприлежнее читать, будешь и лучше понимать. Также полезно прочесть и "Лествицу" преп. Иоанна.


...ей <Паше> посоветуй читать книгу св. аввы Дорофея, там она найдет самое верное руководство ко спасению, если будет с верою принимать и слушать.

В письмах батюшки Макария найдешь все для своей пользы

Письма о. Макария читай, хоть понемногу, но с вниманием. А то, что там есть указания на другие книги, то их можно не читать - ведь где же тебе взять эти книги?


Посылаю тебе письма батюшки Макария, читай. Если со вниманием будешь читать, то найдешь в них все для своей пользы. Еще пришлю четыре части писем к монахиням. Их можно и другим давать читать, особенно больным.

Читанное не надо рассказывать другим

Акафист можно читать, когда усердие имеешь.


Читанное не надо рассказывать другим, а лучше для себя помни. Разве какой неграмотной рассказать, но это другое. А о письмах вовсе не надо говорить - пишутся для тебя, а другому могут и не на пользу быть.


... Книгу пр. Иоанна Кассиана читай с молитвою, чтобы Господь помог уразуметь ее.

Читая полезное сестрам, находящимся под твоим ведением, держись самоукорения

Для сестер, находящихся под твоим ведением, можно почитать что-либо полезное, но с самоукорением - других учу, а сама хуже всех живу.

Читать лучше понятное и полезное для себя

Размышлять при чтении Евангелия рано ей <Евстолии>. Пусть читает просто, со благоговением.


Читать лучше понятное для себя и полезное устроению своему. Можно и "Добротолюбие" почитывать, если желаешь.

Если прочтешь неприятное для себя в письмах, то потерпи

Если приносят письма тебе прочитывать, то читай. Если что неприятное для тебя там - ну, потерпи.

ЧУДЕСА

Чудеса свершаются по действию Божией благодати

Уж другие пусть живут, как хотят, а ты придерживайся веры и не поддавайся нынешнему влиянию. Случаи в твоей жизни, про которые пишешь, и исцеления по молитвам о. Амвросия - все это сверхъестественное и по действию благодати Божией бывающее. Сомневаться в этом никак не следует.


Палец твой Батюшка исцелит своею молитвою.


Исцеление вашей болящей сестры есть истинное чудо, по молитвам о. Иоанна. Сомневаться тут нечего.


Письмо ваше от 3 июля с фотографией образа Спасителя получил. Описанное вами чудо исцеления от сего образа бесноватой Анны поистине можно считать чудом милости Божией к ней. Вы усомнились, действительно ли Анна была бесноватой, не обманывала ли. Но в действительности ее беснования удостоверяют то, что когда она молилась пред сим образом, с ней сделался, как вы описываете, страшный припадок - ее било и ломало, так что четыре сестры не могли сдержать ее.


Касательно вашей чудотворной иконы Христа Спасителя хорошо бы объясниться подробно с самим высокопреосвященнейшим митрополитом и, где он благословит постановить, там и постановить. А если благословит молебны служить, то и молебны надо служить. Противного нашей православной вере и нравственности тут нет ничего.

 

<<предыдущая  оглавление