Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Как бу­дешь ко­го осуж­дать, то ска­жи се­бе: ли­це­ме­ре, из­ми пер­вее брев­но из оче­се тво­е­го (Мф. 7, 5). Брев­но в гла­зу – это гор­дость. Фа­ри­сей имел все доб­ро­де­те­ли, но был горд, а мы­тарь имел сми­ре­ние, и был луч­ше.

преп. Амвросий

Суд пра­вед­ный дол­жен от­но­сить­ся к нам са­мим, а не к дру­гим, и не по на­руж­ным де­я­ни­ям долж­но се­бя су­дить, а по внут­рен­не­му сос­то­я­нию или ощу­ще­нию.

преп. Амвросий

На­до твер­до пом­нить этот за­кон ду­хов­ной жиз­ни: ес­ли в чем ко­го осу­дишь или сму­тишь­ся чем-ни­будь у дру­го­го че­ло­ве­ка, то те­бя это же са­мое пос­тиг­нет, ты сде­ла­ешь сам то, в чем осу­дил дру­го­го, или бу­дешь стра­дать этим са­мым не­дос­тат­ком.

преп. Никон

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

СПАСЕНИЕ

О предызбранности ко спасению и о возможности изменения Суда Божия

Пишешь: "Я от кого-то слышала, что спасутся только те, которые предызбраны Богом". - Правда. Но почему некоторые предызбраны Богом ко спасению? - Потому что Бог Всеведущий от века знал и знает, кто из людей как будет жить, а потому и предопределил от века одних, проводящих жизнь в покаянии и смирении, к славе, а других, ленивых и нерадящих о своем душевном спасении, к вечному мучению. При том из истории мы видим, что и сами суды Свои Господь переменяет при перемене обстоятельств. Например, Господь определил некогда истребить ниневитян. Но, когда ниневитяне проповедию Иониною покаялись, Он отменил Свой суд, несмотря на то, что пророк Божий уже изрек ниневитянам волю Божию: "еще три дня, и Ниневия превратится".

Господь сходил на землю не праведных спасать, а грешных призывать к покаянию

Пишешь, что три года живешь в монастыре и не имеешь никакой добродетели. - Ну, что ж? А мы вот здесь лет по сороку живем да и то никакой добродетели не приобрели. Но этим смущаться не следует. А вместо смущения должна больше укорять себя пред Богом примерно так: "Господи! Какая я великая грешница! Живу и только прогневляю Тебя, Милостивого Владыку, грехами своими. Спаси меня, окаянную". Проси помощи у Господа. Да еще надо открывать свои помыслы какой-либо старшей сестре, хоть, например, матушке казначее Магдалине, и всякий раз усердно просить ее св. молитв. Вообще же - кайся, смиряйся и не смущайся. Господь сходил на землю не праведных спасать, а грешных призывать к покаянию.

В терпении стяжается вечное спасение

Возмогай о Господе и в терпении своем стяжай вечное спасение душе своей. Только те спасены будут, которые претерпят до конца с упованием на помощь Божию и твердо веря в помощь Его.

Наше спасение - в исполнении Христовых заповедей

Ученик спрашивает старца: "Почему ныне мало спасающихся?" - "Потому что уклоняются от исполнения Христовых заповедей, отеческого наставления и предания". Господь сказал своим ученикам: "Шедше научите блюсти вся, елика заповедах вам" Нуждницы входят в Царство Небесное. Всячески надо себя нудить на все: к молитве, покаянию, терпению и самоукорению.

О том, как жить, если желаешь спасти душу

Если будешь нерадиво жить, то можешь в муку вечную пойти. А если спасти душу желаешь, то надо трудиться. Надо больше смиряться и не осуждать других, послушание ко всем иметь, надо и Богу молиться, и в церковь ходить. А если не станешь отвыкать от плохого, то дело нехорошее. Надо и пятисотницу справлять.


О Господе радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите - в сих трех наше спасение, птенчики мои дорогие.


Зло иметь, и раздражаться, и спорить не надо - это грешно. Надо всем уступать. От зависти Господь да избавит тебя. Считай всех лучшими себя.


Старайся не осуждать других, но считай себя всех грешнее и смиряйся всегда. В церковь ходи, правило справляй, в храме стой со вниманием, твори почаще и во всяком месте молитву Иисусову.


Не бранись с сестрами и не осуждай их поступки, а лучше молчи и не входи в их дела, пусть себе делают, как хотят, а ты внимай своему спасению. Укоряют - молчи, бранят - прощение проси. Они говорят между собой, а ты рукоделие делай или книжку читай. Считай себя хуже их и не ропщи, а думай, что стоишь этого за свои грехи. Молись и проси у Господа терпения и смирения.


Надо чище жить, говеть во все четыре поста в году, все терпеть, чаще Богу молиться и больше трудиться.


И впредь понуждай себя на труды молитвенные ради спасения души, а при опущении - покаяние приноси и дополняй смирением недостающее.


Надо больше смиряться, укорять себя, приносить покаяние в прегрешениях, и не желать утешений, а с терпением переносить попущения.


Господь да простит твои согрешения: леность, нерадение, упущение, охлаждение, невоздержание, - и подаст тебе усердие ко спасению и горячность, покаяние и мир душевный. В трудах по обители да поможет тебе Господь и укрепит твои силы. Молись, во всем проси у Господа помощи и понемногу понуждай себя, помня слово Господне.

Спасение - в послушании духовным матерям и отцам

К матушке своей ходи, и все сказывай, и слушайся ее - в этом спасение. А если по своей воле и самочинно будешь жить, то с толку собьешься.


Обо всем спрашивай матушку и во всем слушайся ее, тогда и спасешься.


Смиряйся больше, укоряй себя, других не осуждай, послушание имей к своей духовной матери - это первое дело. Никаких дурных мыслей и речей на свою мать не принимай, но всегда имей ее, как Ангела, и понуждай себя иметь веру и доверие к ней - тогда без труда получишь спасение. Если она тебя укоряет или чем оскорбляет, с любовью принимай и терпи, и получишь прощение грехов своих от Господа и исцеление своим ранам душевным. Другим лучше бы не открывать свою душу.

Если жить по-христиански, то и в миру спастись можно

Враг ищет, чтобы как-нибудь совсем погубить тебя. А в миру ему удобнее сделать.


В церковь должно ходить, несмотря на то, что волнуешься и смущаешься. Все это, Бог даст, пройдет. Да старайся никого не осуждать. Все помни и говори про себя, что хуже всех живешь. И молитвенно взывай ко Господу: Господи, помилуй!


И Иисусову молитву приучайся исполнять. Все бывает от навыка и при помощи Божией.


В монастырь из званных мало поступают, а ей <Стриженовой>, если она не имеет желания, то лучше и не браться за жизнь Ангельскую. Если будет жить по-христиански, то и дома в мире спасется.

Наше спасение должно быть между страхом и надеждою

Спасение наше совершается среди страха и надежды, так что мы никогда не можем быть совершенно покойны.


Если святые, достигавшие безстрастия, должны были иметь бдение над собою, чтобы не спасть из своего благодатного состояниия, - то тем паче нам грешным необходимо повседневное внимание и забота о своем вечном спасении. То, что мы еще живы, означает, что Господь терпит наши грехи и ожидает нашего исправления, а если кто законно потрудится о спасении, то того Господь берет в то время, когда он становится достойным милости Божией. Ленивых же и нерадивых берет смерть после того, как они перестанут подавать какую-либо надежду на свое спасение. Нам дана свобода выбирать вечную радость или горе; потщимся же избрать первое.


Никогда не надо терять надежды на спасение по милосердию Божию, прощающему наши согрешения в покаянии. Но и излишне уповать тоже не должно. Наше спасение должно быть между страхом и надеждою для того, чтобы не вознерадеть, но пробуждать свое нерадение страхом наказания.

Чтобы спастись, добрые примеры можно брать со всех предметов, даже и неодушевленных

В спасении нашем учиться и брать добрые примеры можно нам со всех предметов, даже и неодушевленных. Главное, надо иметь мужество.

Спокойной жизнью надо пользоваться для своего спасения

Что в тишине живешь, то слава Богу, старайся пользоваться этой тишиной для своего спасения.

О поведении матери, желающей спасти распутного сына

Сына ее <Феодосии> Кондрата да помилует Господь и избавит от распутной жизни. Пусть о нем Богу молится. Мать не должна давать ему денег, пусть лучше добывает сам, идет в люди жить. Может быть, там и одумается.

Без Господа не спастись

Отца ее <Елизаветы> да вразумит Господь и наставит на благочестивую жизнь. Пусть за него Богу молятся да посылают его в церковь. Если будет Богу молиться, то и Господь ему будет помогать. А без Бога плохо жить ему будет.

СПИРИТИЗМ

Учение о спиритизме порицается св. отцами

Учение о спиритизме порицается св. отцами, и следовать сему запрещается. Удивительно, как это православный священник сие не знает. Очень немудрено с этими учениями заблудиться. Лучше всего не слушать их, и не знать, и сестер предостерегать. Посылаю тебе книги наших старцев. Прочти со вниманием. Они, кажется, не советовали к подобным учениям прибегать.

СПОР

Если уступишь сестре для мира, то бог наградит за это

Старайся исправиться и проси у Бога помощи. Смиряйся больше да уступай, не спорь, и хорошо будет. Если уступишь сестре для мира, то Бог наградит за это. А браниться - нехорошо.

В споры относительно религии лучше не вступать

В споры относительно религии лучше не вступать - это дело не твое.

ССОРЫ

Жизнь в немирствии - явная погибель души

Келейницу твою на добродетель да наставит Господь и укрепит в ней. А то браниться, злиться - нехорошо. Надо останавливать в этом.


Пишете о двух монахинях, нарушавших мир обители вашей , что они теперь рассорились между собою и даже разошлись, а чрез это в монастыре стало покойнее. - Это, с одной стороны, хорошо. И то, что они живут по разным кельям, хорошо. Полезнее им так жить. По крайней мере, теперь не празднословят и людей не злословят и не смущают. Но, с другой стороны, должно и пожалеть о них, живущих теперь в великом немирствии, ибо это - явная погибель души. Кажется, я уже писал вам, чтобы вы о них молились. И теперь напоминаю - продолжайте молиться так: "Устрой, Господи, о чадах моих духовных полезное и спасительное по воле Твоей Святой!"

Надо скорее мириться

А что долго не говоришь, с кем неприятность выйдет, то это не совсем похвально. Лучше бы поскорее сойтись и прощение попросить, тогда и хорошо бы было. Господь да умудрит тебя.


Надо исправляться, больше смиряться и не осуждать других. И за глаза укорять тоже грешно. Если сестра та все не мирствует на тебя, то надо с ней примириться. Молись, чтобы Господь приклонил ее сердце к примирению.

СТРАННОПРИИМСТВО

Св. отцы считали своим долгом радушно принимать даже иноверных христиан

Утешать родственницу так скоромно, как это делаете вы - негрешно. Если св. отцы считали своим долгом оказывать радушное странноприимство даже иноверным, то тем паче следует его оказывать своему - лишь бы это было не по одному пристрастию.

СТРАСТИ

Надо всеми силами противиться страсти

Со страстями бороться да поможет тебе Господь и очистит от них сердце твое. Надо больше смиряться, и осознавать свою немощь, и просить у Господа помощи. Надо также всеми силами и самой противиться страсти и удаляться от того, что возбуждает страсть.


По силе своей надо сопротивляться страстям, не поддаваться им, а если когда в чем согрешишь, то скорее покаяние приноси. Да больше смиряться надо и считать себя всех грешнее. Также и без скорбей невозможно спастись. Их надо переносить с терпением и со смирением.


Со страстями надо бороться, просить у Бога помощи. А от нерадения они усиливаются.

Смирение избавляет от страстей

Да избавит тебя Господь от страстей. Для этого больше смиряйся, не осуждай других и усердное приноси покаяние Господу.

От страстей терпением и трудом излечиваются

Страсти потерпи. Молись Богу и проси исцеления от них.


От страстей терпением и трудом излечиваются, а наипаче помощиею Божиею, которая ниспосылается смиренным. Помнить надо, что не вдруг страсти исторгаются, но на это требуется труд и время, и поэтому не надо смущаться при восстании в нас страстей, но молиться, приносить покаяние Богу, просить помощи и более всего - смиряться.

Блудной страсти надо опасаться до самой смерти

Против блудной страсти надо быть осторожной даже до смерти, как пишут св. отцы.

Страсти смущают за осуждение других

Не осуждай других, а больше смиряйся и считай себя всех грешнее, а то за осуждение и страсти смущают.

"Блюдите себя, как опасно ходите"

Хорошо, что умолчала пред тем духовником о страстном движении сердца. Это своему духовнику исповедай. Св. апостол говорит: "Блюдите себя, как опасно ходите".

ТЕРПЕНИЕ

Следует просить у Бога терпения

Терпения у Бога проси и смиряться старайся, считая себя грешнее всех.

Как закваска нужна для теста, так же и терпение нужно для спасения

Ты описываешь свои душевные обстоятельства. Так оно и должно быть. Как после сухой погоды непременно жди дождя или бури, так и в сердце человека то же бывает после душевной скорби, и наоборот. Как закваска нужна для теста, чтобы были хлебы вкусны, то же самое и терпение для спасения.

Везде требуется терпение

Везде трудно, везде надо терпение иметь.


Ах, как тяжело слышать издали смуту и вражду этих избранниц-монахинь! Жаль их, бедных! Так диавол вертит ими, как дети куклами. Как верны слова м. игумении! Верно - ищут современной свободы, угождения врагу под видом разных своих разнузданных немощей.


Передай от меня начальнице игумении, чтобы не давала врагу восторжествовать, т. е. чтобы не бежала с поля брани, а надо потерпеть ей. Матерь Божия утешит ее за терпение, и будет, яко миротворица. Все доброе добывается трудом. А если уедет опять в Каширу, то весьма погрешит и не будет иметь покоя. На льстивыя слова не очень бы засматривалась, а сама входила бы в дела. Дали дело - значит, надо делать. Все это передай м. игумении. Молись сама, как можешь и умеешь, только молись! Мытарь немного слов говорил, угодных Богу. Главное - смиряйся и терпи.


Везде требуется терпение; ибо, по слову Господа, "претерпевый до конца, тот спасен будет". А если не будет скорбей и нечего будет терпеть, то за что же нас спасать-то? Ведь Царствие Небесное не дается лежащим на боку, только трудящимся и скорби терпящим.


Евстолии посылаю благословение и карточку. Смиряться ей надо, если спасения желает душе своей. Такоже и терпению пусть учится. Если когда ей не отвечу или не пошлю карточку, то это очень просто объясняется - позабыл. И надо ей потерпеть, а не раздражаться.

Надо учиться переносить неприятности с терпением

Если понудишь себя чаще заниматься самоукорением и воспоминанием смерти, то станешь более терпеливо нести немощи сестры и за это получишь награду от Господа. Сказано: "В терпении стяжите души ваши". Если же не будет случая к терпению, то спасение неблагонадежно, а теперь есть надежда, хотя терпеть и горько.


Неприятности надо переносить, и выговаривать не надо, а отделывайся молчанием да учись терпеть - это пригодится на всю жизнь.


Малую скорбь даже полезно иметь в жизни. Терпи с самоукорением и проси терпения у Господа.

Терпеть полезнее для души, чем услаждаться

Терпеть полезнее для души, чем услаждаться. За наслаждение ничего не получишь, а за терпение награду получишь от Господа. Молись и проси у Господа помощи и терпения.

Господь за терпение подаст милость свою

Молись Богу, и терпения проси, и с покорностию воле Божией все переноси. Людям не завидуй. Господь все видит и за терпение подаст милость Свою.

Терпением насмешек очищаешься от грехов

Параскеве Лаврентьевне, Евстолии и Варваре Владимировне посылаю благословение. Благодарение Господу, что примирились. А насмешки и укорения пусть терпят с благодарением - это для очищения грехов необходимо. Только пусть не осуждают никого.

Без терпения никакая добродетель не исправляется

Пишешь, что сестры бранят, а м. игумения поддерживает тебя. Так, нечего тебе и смущаться говором сестер. Делай свое дело и уповай на Господа. А потерпеть и тут надо, без терпения никакая добродетель не исправляется.

Потерпеть должно, как и св. апостол Павел терпел

Скорбите от Анны Смирновской. - Что делать-то? Потерпеть должно, как и св. апостол Павел терпел, говоря: "Дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет да не превознесуся. О сем три краты Господа молих, да отступит от мене. И рече ми: довлеет же благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается".

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>