Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

За опу­ще­ние и не­ис­пол­не­ние пра­вил мо­на­шес­ких на­ло­жи на се­бя епи­ти­мию вот эту: ни­ко­го не осуж­дай, всех про­щай и счи­тай се­бя худ­шею всех на све­те в ду­ше сво­ей. Вот этим все опу­ще­ния мо­гут быть про­ще­ны и заг­ла­дит­ся мно­же­ст­во гре­хов. Эта лег­кая епи­ти­мия всем на поль­зу.

преп. Иосиф

Не бой­тесь скор­бей, а бой­тесь наг­лос­тей ере­ти­ков, стре­мя­щих­ся раз­лу­чить че­ло­ве­ка со Хрис­том, по­че­му и по­ве­лел Хрис­тос счи­тать их за языч­ни­ков и мы­та­рей.

преп. Анатолий

Мы долж­ны жить на зем­ле так, как ко­ле­со вер­тит­ся – чуть толь­ко од­ной точ­кой ка­са­ет­ся зем­ли, а ос­таль­ны­ми неп­ре­мен­но стре­мит­ся вверх, а мы как за­ля­жем на зем­лю, так и встать не мо­жем.

преп. Амвросий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

НАСТАВЛЕНИЯ НОВОНАЧАЛЬНЫМ ИНОКАМ

Простота в обращении с братией

Простота была во времена первого монашества в обращении Аввы с учениками. Авва был отцом, а не господином или начальником, к которому нельзя подойти. Эта же простота была и при наших старцах в нашем Скиту. Потом, после о. Амвросия, о. Анатолия – эта простота стала исчезать. Теперь мне даже говорят, что я слишком просто обращаюсь. А я иначе как-то и не могу. Если же некоторые злоупотребляют моей простотой, то я не виноват. Не могу же я из-за некоторых стать в холодные официальные отношения ко всем.


А вот я сегодня же получил выговор за то, что слишком просто обращаюсь... Такой же упрек сделали одному святому отцу, а он ответил на это упрекавшему его: «Ты хочешь, чтобы я бросил эту простоту? Нет. Ты не знаешь, что я добивался ее 30 лет. Так, неужели же я брошу ее в 1-й день?...».


Среди бумаг найдено было письмо Святителя Московского Филарета к игумену Старо-Голутвина монастыря отцу Назарию.

Вот оно:

Копия собственноручного письма
Филарета митрополита Московского
к Старо-Голутвинскому игумену Назарию.
Преподобному отцу нашему Назарию
о Господе радоватися и мирствовати.

Неоднократно слышу, что зрение ваше оскудевает, но вы продолжаете действовать более сами, от сего может быть недосмотрение, за которое взыщется с помощников ваших. Советую употреблять их более, чтобы было досмотрено и чтобы все делалось благовременно и в порядке. С вашей же стороны более будет приносить пользы ваша молитва и назидательное слово.

Филарет митрополит Московский

Июля 16-го 1856 года

Подлинно верно: монах Парфений, 1913 г. февраль, 14-е.

Братия предложила мне это письмо и обратила мое внимание на то, что и мне полезно пребывать в молитве и назидать их словами, – дела же по управлению монастыря предоставить им, что для меня же это и лучше.

НАУКА И РЕЛИГИЯ

Наука нисколько не противоречит религии. Я знал профессора Казанского университета, астронома Дубяго, который при обширном образовании был глубоко религиозным человеком. Каждый день он ходил в церковь к ранней обедне, затем заходил в ресторан чай пить, а потом уж шел на лекции. Он был ревностным защитником Православия, искренне убежденный в его истине. Все великие ученые были людьми верующими. Про знаменитого Ньютона известно, что он снимал шляпу, когда произносил имя Божие.


Наука не только не препятствует, а даже способствует духовному, религиозному развитию. Об этом говорят таким же образом свт. Василий Великий, св. Апостол Павел и другие. Наукой злоупотребляют, это правда. Ну, возьмите брак, – это таинство. Если брак совершен в Церкви, и если он честен, то плохого ничего нет. Свт. Николай Чудотворец, свт. Василий Великий были плодом таких честных браков хороших честных людей. А можно обольстить и растлить девицу, что теперь очень часто бывает. Теперь это бывает часто так: сначала развратит ум новыми учениями Маркса, нигилизма и т.п., а потом и сердце, и нравственность. Злоупотреблять всем можно.

Неверие, неверы

Так называемые неверы сами по себе верят и, не желая в этом признаваться, тоскуют о Боге. Только у немногих несчастных так уж загрязнилась душа, так осуетилась она, что потеряла способность стремиться к небу, тосковать о нем. Остальные ищут. А ищущие Христа обретают Его по неложному Евангельскому слову: "Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам" (Мф. 7, 7).


Господь всех призывает к Себе, всем обещает жизнь, но вот грустное явление, – не хотят идти. Не хотят к Господу и даже не верят, что есть потребность духа и кроме удовлетворения прихотей тела ни к чему не стремятся.


Недавно я получил письмо от одной моей духовной дочери. Возвращались они из Оптиной в самом радостном настроении духа, да разговорились с одной неверующей, возвращающейся оттуда же.

— Ну, что особенного в Оптиной, – говорила последняя, удивляюсь, что так многие туда стремятся.

— А вы были у кого из старцев?

— Нет, да зачем туда ходить?

— Отчего же вы так решили? Вот ваша подруга находит нравственное удовлетворение в обращении к старцу Варсонофию.

— У нее иной душевный склад, а к Варсонофию я никогда не пойду; не отрицаю, что он – отличный психолог, хорошо умеет рассудить обо всем, но ничего благодатного в нем нет.

Ну, и смутилась юная душа, слушая такие доводы. Действительно, я лично – ничто. Все совершает Господь. Как солнце освещает какого-нибудь человека, и он оттого делается светлым, хотя это зависит не от него, так и благодать Божия действует через меня грешного. Если приходит человек верующий, то удастся ему иногда все сказать на пользу. С неверующими труднее, не открывает о них Господь иногда, вот и не знаешь, что сказать, а на образ посмотришь и молиться посоветуешь.

— Что, – говорят, – молиться! Это мы и без вас знаем.

Но без веры не спасет не только человек, но и Бог.

Известен Евангельский рассказ о жителях Назарета, где Сам Господь не мог сотворить чудес и удивлялся их неверию (Мф. 13, 58). Неверующих людей много всюду, и в миру и даже в монастыре.


Некоторые ученые, зная множество наук, совершенно не знают своей души и понятия не имеют о жизни духовной. Явится такой на этот великий экзамен, и спросят его: "Сотворил ли ты заповеди Христовы, а если не сотворил, то каялся ли в том? Веровал ли в Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Божия"? И этот ученый, прославленный на земле, является на такой экзамен дурак-дураком. Он не только не исполнял заповеди, но даже и не веровал в Бога. Какая же участь его? В чертог Небесного Царя его не пустят, и будет он отринут во мрак преисподней. Ведь неверы хуже бесов. Те ненавидят Бога и трепещут, а неверы даже отрицают Его существование. Какое же утешение они могут иметь в загробной жизни? Земная ученость без веры в Царство Небесное не ведет; не вводит туда и искусство. Поэты и художники испытывают высокое эстетическое наслаждение, но это только душевное чувство, оно не способно переродить душу. В своем стихотворении "Пророк" жизнь до духовного возрождения Пушкин называет "мрачной пустыней".

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился...

Поэты и художники, которые удовлетворялись только восторгами, полученными от искусства, подобны людям, дошедшим до портика царского дворца, но не вошедшим внутрь чертога, хотя им и предлагали.

Иногда Господь наказывает за грех неверия

Со мной в корпусе, только в одной келье рядом, живет послушник Федор, родом из Вологодской губернии, Тотемского уезда, из посада Васчи, лет 20-ти с небольшим. Весьма набожный, простосердечный, общительный и ласковый ко всей братии. Кажется, его все любят, каждому он старается услужить. Вот что он мне рассказал. "Недалеко от нашего посада есть село Липки. В этом селе был священник, человек еще не старый, лет 35, родственник наш. Однажды он был с женою своей на свадьбе у одного посадского; разговорились, между прочим о приражениях вражеских, то есть о привидениях. Священник начал отрицать существование бесов, говоря, что он их не видал, что это все выдумка. Нужно заметить, что священник отличался трезвенной жизнью, и если позволял когда выпить немного, то единственно сладкой водки, то есть наливки, или виноградного вина.

После пира, выходя из комнаты на крыльцо, он вдруг, обращаясь к жене, которая шла за ним, сказал: "Посмотри! Вон он стоит, да какой высокий, выше крыши сарая!" – и с этими словами сошел с ума. В таком положении он находился несколько лет. По наружности спокоен и иногда рассуждает правильно, даже хозяйством заправляет, но в церковь не ходит никогда. Когда его спрашивают и говорят: "Батюшка! Вы бы в церковь сходили!" – он отвечает: "Я и вам бы не советовал ходить". Так наказывается иногда грех неверия.

Не имейте духовного общения с неверующими или еретиками 

Рассказывали мне про одного человека: пришли к нему однажды товарищи и спросили, как он думает провести вечер. Тот ответил: «Еще не решил, может быть, в театр поеду, а то в гости пойду». – «Поедем в цирк». Он согласился. Кажется, это обстоятельство – есть незаметный штрих в его жизни, но оно имело затем громадное значение для всей его жизни. Приехали они в цирк. Там, конечно, нет ангелов, и если и есть, то не ангелы света, а противоположные, и они-то всюду стремятся погубить человека. Понравилась ему одна наездница, и ей он понравился. Юноша отличался огромным богатством и готов был все сделать для той, которую он так полюбил. Она ответила ему, что любит свое искусство и цирк никогда не бросит. И вот началась для него жизнь, полная всяких волнений. Он устраивал для нее балы за балами, переезжал из города в город, куда ехал цирк, осыпал ее цветами, бросал ей под ноги бриллианты. Она сделалась его кумиром, которому он поклонялся вместо Бога. Как ни велико было его богатство, но он, наконец, разорился и начал бедствовать. Тогда она его бросила. Но если только ему удавалось получить или заработать несколько денег, как он сейчас же стремился истратить их на нее. Каких-то трудов ни принимал на себя этот человек, чтобы угодить возлюбленной своей, – нам ли для Царствия Небесного не принять на себя хоть малые труды.

Именем Господа Иисуса Христа умоляю вас: не имейте духовного общения с неверующими или еретиками, если бы они были даже ваши близкие родные, и тогда оставьте их. Вы можете за них только молиться.

НЕДОУМЕНИЯ

Я замечал в своей жизни, что недоуменные вопросы и вообще разные обстоятельства сами собой у меня разъяснялись иногда вскоре, а иногда через несколько лет. Поэтому, я не особенно останавливался на разных недоумениях, веруя, что впоследствии это разъяснится. Помысл говорит: «а как же? а как же это? Я отвечаю: ладно, ладно, потом. И действительно, в свое время Господь посылал мне разрешение недоумений...

ОПТИНА ПУСТЫНЬ

Наша святая обитель привлекает к себе многих богомольцев, и часто слышится такое мнение, что, побывав раз в Оптиной, стремятся туда всей душой. Не имеет наша обитель ни чудотворных икон, ни прославленных мощей, но вся земля здесь как бы полита кровью и потом святых старцев, и молитвами их низводит благодать на души верующих. Нигде в другом месте этого нет. Даже наш Владыка, как епископ, посещающий обители, всегда говорил, что в Оптиной есть что-то особенное.


Ведь и название "Оптина Пустынь" – произошло от имени разбойника. Когда-то в лесах, окружающих и ныне эту обитель, жили три знаменитых разбойника: Опта и два брата – Добрый и Лютый. Но Господь умилосердился над ними и обратил к покаянию. Раскаявшись в своих злодеяниях, они изменились и сделались монахами, основав монастыри, названные их именами: Оптин, Добрый и Лютов, существующие и поныне. И наш монастырь существует с тех пор, хранимый Господом от врагов внутренних и внешних.


Страшные вещи сейчас рассказывал он мне про одного монаха. Что будет тогда, когда Оптина Пустынь наполнится такими людьми... Я, конечно, не доживу, а вам придется бороться с этим. Много придется вам пролить крови и слез. Да, много придется вам пролить поту, слез и крови... Конечно, Господь не попустит, Оптина будет стоять...

ОПТИНСКИЙ СКИТ

В России немного скитов, но скитов десять, наверно, будет. Есть и у нас один Скит, где в храме очень редко бывает кто-нибудь из посторонних, и то лишь за обедней. Утреню же мы совершаем всегда только своею скитской семьей. Сильное впечатление производит наш храм на посторонних посетителей: тихий, пустынный. Один благочестивый человек пожертвовал однажды колокол в сто пятьдесят пудов весом, но он не подошел к Скиту и был снят. У нас самый большой в 39 пудов.


Наш Скит во внешнем устройстве вполне благоустроен, а в духовном строю есть пробелы...


О. Феодосий рассказывал о видении, бывшем одному из скитских старцев-иноков, имени которого не назвал. Стоит сей инок-старец на правиле (в соборной келье) и видит, что вместо обычной лампады пред иконами возжено множество мелких свечей, копейки по три, а между ними шесть свечей больших, копеек по 15 и 20. Он никому об этом видении не сказал, а только открыл о. Амвросию. Последний сказал, что мелкие свечи знаменуют скитян, которые будут жить в Скиту после него, а крупные свечи знаменуют также скитян, но более совершенных по жизни, каких будет не более шести. Видение было во время вечернего правила.

От себя замечу, что во время переноса тела усопшего о. Анатолия (начальника Скита) из церкви Марии Египетской в Казанский собор 28 января 1894 года, одна из монахинь шамординских, придя в исступление, кричала: "Шесть монахов в Скиту сняли Батюшку с Креста!" Нет ли здесь некой таинственной связи?


Монастырский иеромонах и духовник о. Иларий передавал мне, что о. Лев, как-то однажды выразился, что придет время, когда Скит наш запустеет и в нем будут жить одни кошки. На вопрос мой: в каком смысле должно понимать – в прямом или иносказательном, о. Иларион сказал, что не знает. При этом были о. Борис, вратарь Скита и о. Пимен, бывший гостиник.


Есть еще один Скит на Белом море за Соловками, вроде нашего. Были бы и еще, только старчества нет в них. А у нас здесь благодать. Вот в монастыре завалены послушаниями, а сюда к нам не хотят. Не могут жить в Скиту. То, что для нас самое приятное – сидеть в своей келье, – того они не хотят...


... Как нам благодарить Тебя, Господи, что Ты оторвал нас от мира и привел сюда?


... Как нам благодарить Тебя, Господи, что Ты вселил нас здесь?


Ни на минуту не подумайте, что вы сами пришли сюда; если что-либо есть и было с вашей стороны, то это только то, что вы не противились.

ОСУЖДЕНИЕ БЛИЖНИХ

Надо себя недостойней всех считать

Вот теперь иная думает: "Я в церковь хожу, а вон та не ходит; ну какая же она! И та – вот что делает, на что уже это похоже?" – да так все машет, да машет ручкой, себя лучше других считает. Глядишь, и домахала до того, что упала ниже тех, кого осуждала.

Надо себя недостойнее всех считать – вот верный и единственный путь ко спасению, – и исполнение заповедей Господних.

Главное, что требуется от каждого человека - это никого не осуждать

Вот главное, что требуется от каждого человека: это никого не осуждать. Кажется просто, а начни исполнять – окажется трудно. Враг сильно нападает на человека и внушает ему помыслы осуждения. Господь говорит: "Прости", – а враг внушает: "Отомсти обидчику. Он тебя поносит и ты его поноси" и т.д. Не нужно слушать врага, необходимо бороться с ним.


Монахи, вообще вся наша братия, тоже люди, а раз люди, то есть обязательно свои страсти, пороки: один гордый, другой злой, третий блудник, и так далее, все эти люди пришли сюда в больницу лечиться кто от чего, и вылечиваются при помощи Божией. Я это говорю потому что вы будете видеть пороки братии, но надо стараться не осуждать, – это у нас девиз. Все люди немощны, у всех есть страсти, мы должны прощать.

Нельзя никого осуждать еще и потому, что враг может внушить нам то, чего нет в действительности

Ну вот, это диавол всегда так. Он иногда нам представляет взгляд брата совсем другим, не таким, какой он на самом деле. Тебе кажется, что брат посмотрел на тебя злобно, оскорбительно для тебя, а на самом деле этого вовсе нет. Так он может представить нам что-либо другое. Вот какой здесь был случай. Был здесь один иеромонах о. Венедикт и еще монах о. Арсений, монах хорошей жизни. Он почти не выходил из кельи, вследствие своей болезни, вел особую жизнь. Один раз о. Венедикт идет к себе в келью, а у крыльца о. Анатолия он видит стоит о. Арсений. Взгляд у него какой-то злобный, враждебный, под благословение не подходит. Отец Венедикт посмотрел на него и прошел мимо с великим удивлением.

Идет он и только что начал заворачивать за церковь, ему навстречу с совершенно противоположной стороны идет о. Арсений. Лицо у него веселое, подходит он под благословение. О. Венедикт, еще больше удивляясь, спрашивает:

— Где ты был?

— У отца Тимона.

— Как? Я тебя сейчас видел около крыльца батюшки о. Анатолия.

— Это тебе померещилось. Сам видишь, откуда я иду.

Тогда о. Венедикт пошел за разрешением сего к батюшке о. Анатолию.

— Ну что же здесь удивительного? А еще ты иеромонах, а этого-то не знаешь? Это был, конечно, бес в образе о. Арсения, – сказал о. Анатолий.

Да, бывают такие случаи, об них в миру и понятия не имеют, а здесь, – они бывают и не подлежат сомнениям.

Ин суд человеческий, Ин суд Божий

Свт. Николай отличался великою ревностью по вере православной и любовью ко Господу и людям. Помните, как на соборе Святитель ударил Ария, будучи движим великою ревностью, а свв. отцы собора не видели душевных его движений и осудили его, и сняли с него омофор. А Божия Матерь оправдала его и возвратила Святителю его омофор.

ОТДЫХ ДУХОВНЫЙ

Но, положим, человек не поддался искусительной мысли, что будто Бога нет, он верует в Господа, – тогда враг искушает иным образом. «Отдохни, – говорит он, – ты устал. Ну, если не хочешь сойти с лестницы вниз, то, по крайней мере, посиди на ступеньках. Отдых необходим». Правда, отдых необходим не только для тела, но и для души, но какой отдых? Духовный, т.е. чтение Слова Божия, Житий святых и т.д. А враг внушает: «Сходи в театр, пьеса идет нравственная, прекрасная музыка; все это тебя развлечет». Действительно, пошел человек в театр и вынес, как ему кажется, хорошее впечатление.

Потом враг соблазнит пойти в гости, хотя там часто бывают безбожники, но что до этого? И в гости пошел, а там опять попалась афиша одного театрального представление и опять пошел в театр, да и вернулся к прежней плотской жизни, которую уже, было, оставил. Нет, такой отдых незаконен. Повторяю: – отдых нужен, и люди не только все молились. И в молитве должно быть рассуждение. Только отдых святых был безгрешен и позволял им после него с новыми силами приняться за подвиги. В Александрии жили две девицы: Марина и Кира, святою жизнью. Не довольствуясь этим, они продали все свое имение и ушли в пустынное место, где устроили себе пещеру и подвизались 49 дней в безмолвии и на 50-ый день выходили к людям для беседы и для того, чтобы поделиться с приходившими своей духовной премудростью.

Вот видите, святые не оставались все в подвиге, чтобы не надорваться.

Однажды св. апостол Иоанн Богослов на крыльце своего дома сидел с птичкой на руках. Проходивший человек удивился и сказал:

— Что ты делаешь? Словил птичку и гладишь?

Апостол ответил:

— Ты охотник, кажется, у тебя лук и стрелы, если перетянуть лук, что сделается с ним?

— Он оборвется, – был ответ.

— Так и человек не может упражняться только в духовном. Не выдержит – сорвется, – пояснил апостол Иоанн Богослов.

Надо все делать с рассуждением, а то бывает и ревность не по разуму.

ОТКАЗ ОТ «ИМЕНИЯ»

Все знают рассказ про Евангельского юношу. Подходит он ко Христу и спрашивает, как ему наследовать жизнь вечную? Господь отвечает, делай то-то и то-то. «Все это я исполнил», – говорит юноша. «А если хочешь быть совершенным, – возражает Христос, – продай свое имение и раздай все нищим». Эта заповедь Христа имеет глубокое значение. Имение, которое необходимо раздать, – это все то, что получили мы от мира. Его нужно взять от сердца, раздать, чтобы там не было ничего мирского, а был лишь один Христос. Убедительно прошу вас хранить свое сердце, пусть оно все принадлежит Господу, не допускайте туда никого, кроме духовного отца, да разве еще друга о Господе.

Есть имение, которое и не нужно раздавать. Известный доктор и всесторонне образованный профессор Пирогов обладал обширной ученостью, пользовал его во славу Божию. Когда его спрашивали, как он может совместить исполнение своих обрядов и постановлений Православной Церкви со своей огромной практикой, он отвечал:

— Господь помогает мне, так как знания свои я употребляю во славу Господа моего Иисуса Христа.

От такого богатства, т.е. знаний, и отказываться не надо.

ОТПАДЕНИЕ ОТ ХРИСТА

В Евангелии от Матфея, 10 глава, 32 стих, сказано: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным». Какое высокое обетование! Если Христос исповедает кого пред Отцем Своим, то, следовательно, обещает рай. Исповедовать Христа можно многоразлично, во всяком звании и состоянии, от простолюдина и до царя, от мужичка до Самодержца. В настоящее время мало исповедников, многие, очень многие отпали от Христа, часто раздаются такие голоса: «Не все ли, равно как веровать; все спасутся: и магометане, и жиды, и язычники». Если спросят об этом вас, ответьте: «Спасутся ли они – не знаю, знаю только, что в Царствие Небесное вводит Господь и Спас наш Иисус Христос и Святая Православная Церковь. Те же, которые не войдут в Царствие, отосланы будут в ад на вечные муки».

ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ

Воспоминание о смерти и аде очень полезно для души. "Поминай последняя твоя, и вовеки не согрешиши" (Сир. 7, 39). Впрочем, и воспоминание райских сладостей тоже может предохранить человека от падений.


Молодость моя проходила шумно и весело. Денег было много, делай, что хочешь. Но вот однажды вижу я странный сон: Ясно, как наяву, входит ко мне какой-то Старец, подходит близко ко мне, берет за руку и, указывая на часы, стоявшие против моей кровати, спрашивает:

— Который теперь час?

— Половина седьмого, – отвечаю.

— Ровно через три года ты умрешь. – И вторично, спрашивает Старец:

— Который час?

— Половина седьмого.

— Через три года ты умрешь. – И опять спрашивает Старец:

— Который час?

— Половина седьмого, – отвечаю я уже с раздражением.

— Через три года ты умрешь.

Я проснулся, зажег огонь, посмотрел на часы. Было 35 минут седьмого, следовательно, явление Старца было как раз в половине седьмого. Я оделся, позвонил, велел подать самовар.

— Что это, Павел Иванович, сегодня так рано встать изволили? – сказал лакей.

— Да так, не хочется спать.

Налил себе чаю – не пьется; неужели мне жить осталось только три года? А там – смерть. Господи, как тяжело и страшно. Часов в 12 зашел ко мне один из товарищей:

— Знаешь новость: устраивается пикник, собирается большое общество, вот будет весело! Я хотел прямо и тебя записать, не спрашивая, но потом все-таки решил спросить, поедешь ли?

— А почем с человека?

— Пустяки, по 50 рублей.

— Если бы ты записал меня, не спросясь, то пришлось бы тебе и свои деньги заплатить!

— Как, с каких пор ты стал Плюшкиным?

— Я не стал Плюшкиным, но мне нездоровится. Голова сильно болит, не до пикника.

— Ах ты, бедный! Ну, конечно, больному человеку удовольствия не в удовольствия.

Он скоро ушел. С тех пор мысль о смерти не покидала меня. Я стал уклоняться от сообщества товарищей, избегать всяких развлечений. Впрочем, я не сразу порвал со всем.

Мир – это такое чудовище, что если повернуть круто – разорвет. И вот стал я постепенно освобождаться от уз мира, становилось все легче и легче, и, наконец, совсем освободился от него. Я перестал бывать у большинства моих прежних знакомых. Оставил 2–3 благочестивых семейства, где бывал изредка.

Прошло 3 года, наступило 17 сентября, памятный для меня день, в который я видел Старца. С раннего утра я уехал в один монастырь, исповедался и приобщился Св. Таин. После причастия стою в церкви и думаю: вот грохнусь! – но я не грохнулся.

Впрочем, слова Старца исполнились: я, действительно, умер в тот день, но умер для мира...

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>