Аудио-трансляция

За­бо­тить­ся о доб­ром вос­пи­та­нии де­тей и о приз­ре­нии ста­рых и не­мощ­ных – все это де­ло ми­лос­ти, за­по­ве­дан­ной нам, хрис­ти­а­нам, Гос­по­дом,– за что Он и наг­ра­ду обе­ща­ет ис­пол­нив­шим Его за­по­ве­ди, го­во­ря: Бла­же­ни ми­лос­ти­вии: яко тии по­ми­ло­ва­ни бу­дут (Мф. 5, 7). По­то­му же­лаю вам не ску­чать си­ми де­ла­ми ми­лос­ти, а мо­лить Гос­по­да о вра­зум­ле­нии, где, как и что ска­зать или как пос­ту­пить, и о по­мо­щи при­вес­ти в ис­пол­не­ние доб­рое де­ло, и за­тем по си­ле и воз­мож­нос­ти действо­вать.

преп. Иосиф

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

ПОМЫСЛЫ, СОМНЕНИЯ, МЕЧТАНИЯ

Для различения помыслов требуется великая мудрость

Охранять свою душу от помыслов – это трудное дело, значение которого даже непонятно людям мирским. Нередко говорят: да зачем охранять душу от помыслов? Ну, пришла мысль и ушла – что же бороться с нею? Очень они ошибаются. Мысль не просто приходит и уходит. Иная мысль может погубить душу человека, иной помысл заставляет человека вовсе повернуть на жизненном пути и пойти совсем в другом направлении.

Святые Отцы говорят, что есть помыслы от Бога, помыслы от себя, т.е. своего естества, и помыслы от бесов. Для того, чтобы различить, откуда приходят помыслы, внушаются ли они Богом или враждебной силой, или происходят от естества, требуется великая мудрость.

Начало падения - в помысле лукавом

Послужившие Христу воцарятся с Ним. Он им тоже "Свой". Теперь же особенно легко отпасть от Христа и подпасть под власть темной силы. Идешь по улице и видишь: в окне выставлена книга, трактующая, ну, хотя бы о Божественности Христа. Помысл говорит: зайди, купи книгу, прочти. Хорошо, если человек не поверил этому помыслу, если сообразил, что внушается ему эта мысль сатаной, что книга эта враждебна учению Св. Церкви. А другой, смотришь, зашел, купил книгу, прочел – да и повернул в другую сторону, отпал от Христа. Где начало его падения? В помысле лукавом. Да и Толстой, ни от помысла ли погиб? Ведь мог бы быть праведником.


Бесы могут знать, приняли ли мы их [мысли] или нет. Поэтому они делают так: внушают нам мысль и смотрят в лицо, желая по выражению лица узнать, как отнеслись мы к этим мыслям.

Гибель души человеческой тоже начинается с помысла

А мало ли других случаев, когда с помысла начинается гибель человеческой жизни? Вот, например, молодой человек любит девушку и начинает размышлять: «Мне она по душе, да и она, кажется, любит меня. Она рассчитывает выйти за меня замуж. Что же мне, жениться? Но тогда она мне будет в тягость. Я получаю такое-то содержание. Теперь оно идет на меня одного, а тогда, после женитьбы, придется долиться с нею. Я лучше обману ее, возьму от нее все, а ее брошу, как выжатый лимон». И если он еще усомнится в своем помысле, тут какой-нибудь советчик найдется, который скажет, что понятия о нравственности условны, церковные заповеди не обязательны, что жизнь дана для наслаждения, и надо брать от нее все, что она может дать; жизнь – борьба за существование. Надо жить для наслаждения и шагать через слабейших, не задумываясь приносить их в жертву для своего удовольствия...

Вот и кончено. Удобная философия найдена, и человек бессовестно пользуется доверчивостью другого лица, не задумываясь о предстоящих жертве страданиях.

Английский философ Дарвин создал целую систему, по которой жизнь – борьба за существование, борьба сильных со слабыми, где побежденные обрекаются на гибель, а победители торжествуют. Это уже начало звериной философии, и веровавшие в нее люди не задумываются убить человека, оскорбить женщину, обокрасть близкого друга – и все это совершенно спокойно, с полным сознанием своего права на все эти преступления. И начало всего этого опять в помысле, которому поверили люди, в помысле, что нет ничего запретного, что Божественные заповеди не обязательны, а церковные постановления стеснительны.

Нельзя доверяться этим помыслам. Надо раз и навсегда подчиниться требованиям Церкви, как бы ни были они стеснительны, да вовсе они не так и трудны! Чего требует Церковь? Молись, когда надо – постись, это надо исполнять. Беседа (С) (66)

Помыслы не постоянны и часто противоречат друг другу

... Да, а завтра помысл скажет «уходи отсюда». Всегда так: то в огонь, то в воду, – старается закрутить, сбить с толку...


Да, это очень важно, что вы мне сказали об этом. Вот Промысл Божий. Господь знал, что вам нужно было это мне высказать, поэтому и привел вас теперь ко мне. Враг вас еще водит с целью отвлечь ваши мысли от монастыря. Бросает вас то в огонь, то в воду. То вынимает из монастыря под предлогом военной службы, то сбивает тщеславием. Не поддавайтесь. Не входите в разговор с ним, а отвечайте: «Почему ты знаешь? Как ты можешь знать?» А на помыслы о военщине отвечайте: «А может быть я умру до тех пор?». Вообще презирайте его, и он оставит вас, ибо он горд. Д.Н.

хульные помыслы

Еще же часто смущают его помыслы хульные и др. Иной приходит с заявлением, что он погиб, так как ему приходят в голову мысли, хулящие Бога, святых, таинства; а хула на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем.

Здесь много понимается превратно. Хулой на Духа Святого непростительной и ведущей к погибели называется упорное неверие и отрицание бытия Божия, несмотря на воочию совершающиеся чудеса, несмотря на множество фактов неопровержимо доказывающих существование Бога. Упорное отрицание и неверие являются хулой на Духа Божия; не прощается ни в сем веке, ни в будущем; и человек, умерший не покаявшись в своем неверии, погиб.

Примером такого нераскаявшегося хулителя является Л. Толстой, упорно отвергающий Церковь и не признающий Божественности Господа Иисуса Христа; что ему ни говорят и как ни доказывают неосновательность воззрений его. Если он умрет не покаявшись, он погиб. Если же перед смертью покается, он прощен будет.

Между тем, многие под хулой на Духа Святого разумеют дурные, скверные мысли, которые откуда-то являются в уме верующего человека; и считают такого человека погибшим. Глубоко ошибаются они. Разве можно сказать, что тот, кто верует в Бога, любит Его, надеется на Него, – мыслит хулу на Него? Очевидно, не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, – тогда весь он в руках диавола.

Еще так спрошу. Идете по дороге. Навстречу попадается пьяный мужик, который извергает страшнейшие ругательства. Что вам сделать нужно? Поскорее пробежать мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если что-нибудь у вас, помимо вашей воли, осталось в памяти, будет ли вас за это судить Бог, как за вашу хулу? Нет, не будет.

Иное было бы дело, если бы вы подошли к этому пьяному и стали бы ему говорить: "Вот хорошо, ну скажи еще что-нибудь, а теперь вот это...", – обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он говорит. В этом случае вы были бы осуждены вместе с ним.

Так и с помыслами, если вы стараетесь гнать их от себя, знайте, что вы не отвечаете за то, что они появились у вас, вы ошибочно приписываете их себе, – но они не ваши, а внушаются вам врагом. Только когда вы добровольно останавливаетесь на одной мысли, и вам она доставляет удовольствие, тогда вы виноваты и должны каяться в грехе этом.

Борьба с помыслами

Прогонять помыслы, противиться им могут только святые, а нам от них надо бегством спасаться...


Сразу у вас нет своих сил бороться с помыслами, то будете призывать Господа Иисуса, и имя Его будет прогонять от нас помыслы. В грех они, как я уже сказал, поставиться не могут. Например, разве вы виноваты, что когда отворили дверь кельи, вас ветер охватил, и засыпало снегом. Никакой в этом вины нет. Но если вы видите, что вам не под силу идти по такой вьюге, то можно спастись только бегством, именно захлопнуть дверь. А другой, покрепче, он, пожалуй, и пойдет по этой вьюге. Но нам до таких далеко. Они могут, подобно Давиду, выходить на единоборство, но не с голыми руками. Заметьте, с чем вышел Давид на Голиафа? – С камнем. А что значит камень? «Камень же бе Христос» (1 Кор. 10, 4). Вдумайтесь-ка в это. Значит, и он не один вышел на борьбу, а с Камнем.


Иисусова молитва есть необходимейшее оружие в деле нашего спасения. Но кто берется за нее, должен ожидать искушений и приготовиться к борьбе внутренней, к борьбе с помыслами. Бесы не любят Иисусовой молитвы и всячески мстят человеку, бьющему их этим бичом. Они начинают нашептывать ему (конечно, не вещественными устами) всевозможные сомнения: а как это доказать? Какой смысл в этом? Это неправда, этому никто не верит, это обманы и т.д. Чем же бороться подвижнику с этими помыслами? Непринятием их? Но легко сказать – не принимать помыслов.

Выполнить это дело настолько нелегко, что борьбу с помыслами Господь принимает за мученичество.


Когда у вас бывают какие-либо, мечтания, то вы сами им не противоречьте и не отгоняйте, а просто возьмите, да в них «Камнем», а Камень есть Имя Христово, Иисусова молитва.


Там говорилось, что евреи, разъярившись на Господа, возвели Его на гору, «да быша Его низринули: Он же прошед посреде их, идяше" (Лк. 4, 29–30). Что же это значит? По отношению к Господу Иисусу смысл ясен, т.е., что иудеи до того разъярились на Него, что хотели Его сбросить с горы, но Он, пройдя среди них невредимо, пошел далее Своим путем. А по отношению к нам это имеет другой смысл, а именно: разъяренные евреи обозначают страстные помыслы, которые тщатся ввергнуть нас в бездну. Но ум наш проходит сквозь них невредимо и, пройдя, оставляет их сзади себя и идет все вперед и вперед, приближаясь к Горному Иерусалиму – Царству Небесному... Заметьте, не только проходит сквозь их, но идет и далее...


А вы выйдите на террасу, посидите, мирный вид на вас будет наводить молитвенное чувство. Стоит только взглянуть на нашу церковь... Помыслы отогнать не в вашей силе, а не принять – в вашей. Имя Иисусово отгоняет их. А иногда нарочно попускается помыслу беспокоить вас, надо терпеть помысл, не соглашаясь, однако, с ним...

Сомнения нужно презирать, а не рассматривать, и открывать их старцу (духовнику)

Когда беспокоят помыслы, или, смущают, или тревожат, то не надо входить в разговор с ними, а просто говорить: да будет воля Божия. Это очень успокаивает.


Откровение помыслов имеет великую силу и важность.

Даже тогда, когда нам кажется, что нечего открывать, то приди, прими благословение и скажи, что открывать ничего не имеешь, и это хорошо. Быть может враг уже хотел что-нибудь подстроить над тобой, а этими словами все разрушено.


Да, сомнения все равно как блудные помыслы и хулы надо презирать, не обращать внимания на них. Презирайте их, и враг–диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения. А если будете входить с ними в разговоры, ибо все блудные помыслы, хулы и сомнения не ваши, то он закидает вас, завалит, убьет. Верующий человек, любящий Бога, не может хулить, а тем не менее замечает в себе две нити: и любит, и хулит. Очевидно, что есть еще какая-то сила злая, навивающая сомнения. Заметьте, ведь это – серафимский ум. Поэтому нисколько не удивительно, что он может возбудить, поднять сомнения, да еще какие. Не обращайте на них внимания. Сколько было искренних верующих людей, которые сильно пострадали от того, что принимали эти сомнения, рассматривали, рассуждали. Возьмите наших писателей, Белинского: какая разница у него в первой и второй половине его жизни. Лермонтов тоже был сильный ум, Тургенев и др... Поэтому надо презирать эти сомнения и хулы, и помыслы блудные, тогда сии вам нисколько не повредят, особенно, если будете еще открывать их старцу–наставнику. Но открывать их надо не подробно, иначе можно повредить и себе, и старцу. Особенно блудные помыслы засыпать, закрыть надо навозом эту смердящую яму, а не копаться в ней.


Эти помыслы вам в грех не поставятся, если вы не услаждались ими...


Конечно, исповедь – одно, откровение помыслов – другое. Свв. отцы пишут: когда не к кому обратиться, то избери себе единодушного брата и ему открывай свои помыслы. Помыслы можно открывать даже не имеющему священного сана...

ПОСЛУШАНИЕ

Послушание старцу

... Современное монашество все стремится исполнять во всем свою волю. Авва Дорофей говорит: «Я не знаю для монаха иного падения, как последование своей воле» . Теперь совершенно забыли происшествия подобные сему: Старец принимает ученика и испытывает его, сначала словами, а потом дает послушание: идти чуть ли не за 3 версты в египетскую пустыню, и вот эту сухую трость воткни в сухой песок, и ходи туда ежедневно два раза поливать, беря с собой воды из монастыря. Тот идет и втыкает, потом начинает ее поливать. И что-то долго он ее поливать ходил, кажется, более года. Конечно, диавол ему наводил помыслы: «Ну, смотри, не глуп ли твой Старец? Велел поливать сухую палку, воткнутую в раскаленный песок». А послушник отвечает: «Ладно, ладно, говори, что хочешь, а я все-таки буду поливать». Наконец, Старец говорит своему ученику: «Иди и пожни плоды своего послушания». – Тот идет, приходит на обычное место, где была воткнута трость, – на том месте прекрасный оазис: пальмы растут и ключ так и бьет из-под земли. Теперь это забыли, забыли даже про самое это время. Ничего не слушают. У нас еще ничего, слава Богу... А вот, что в других-то делается...


Не благословясь, ничего не следует делать. Если мирские люди в делах более или менее важных спрашивают совета у людей более опытных, то тем более инок должен пребывать в послушании.

Плоды послушания

Смирение можно стяжать посредством послушания. Человек, подчиняющий свою волю духовному руководителю своему, побеждает гордость и приобретает смирение. Оттого-то людям, особенно монахам, послушание необходимо. Известен следующий случай: в одном пустынном месте подвизался Старец. Однажды к нему пришел молодой инок, прося взять его на совместное жительство для обучения добродетелям. Старец согласился с условием, что инок будет ему беспрекословно повиноваться. Однажды Старец велел своему ученику взять сухую палку, воткнуть ее в землю на расстоянии пяти верст от их келий и каждый день ходить поливать ее. Инок все исполнял в точности. Каждый день поливал он эту палку и для этого ему приходилось идти десять верст по раскаленной солнцем пустыне с тяжелым ведром в руке. Дух зла, не переносящий смирения, начал соблазнять подвижника такими помыслами: что ты делаешь? Зачем слушаешь безумного Старца? Ты оставил монастырь, чтобы научиться высшим добродетелям, а он заставляет тебя исполнять нелепейшее, никому не нужное дело. Но инок не поддался этим искушениям, презрев в них козни врага, и продолжал безропотно нести свое послушание.

Раз пришел он поливать свой сук и ужаснулся: на месте его раскинулся великолепный оазис. Финиковые пальмы высоко поднимались к небу, более нежные растения росли под ними, защищенные тенью пальм от палящих лучей солнца, а посреди оазиса был источник чистой, прозрачной воды. Вне себя от радости и удивления пришел инок к своему Старцу и воскликнул: "Отче, ты совершил чудо!" – и рассказал ему все подробно.

Выслушав его, Старец заметил: "Чадо, это не я совершил чудо, а ты своим послушанием. Знай: ничто так не приятно Богу, как полное послушание без рассуждений, т.к. оно дает человеку смирение, а это есть верх добродетелей. "Зане Бог гордым противится, смиренным же дает благодать" (1 Петр. 5, 5; Иак. 4, 6).

В молитвах и иных подвигах также необходимо послушание

В самих подвигах нужна большая осторожность. Приехал к нам в Скит один молодой человек, жаждущий спасения. Приходит к батюшке Амвросию, прося дать ему молитвенное правило.

— Кладите по 30 поклонов в день и хватит с вас, – сказал Батюшка.

— Если бы вы были не батюшка Амвросий, то я подумал бы, что вы надо мною смеетесь, – возразил пришедший, – я клал в миру по 1000 поклонов.

— Я думаю, вы пришли сюда не учить, а учиться, – заметил строго Старец, – кладите по 30 поклонов за послушание и довольно.

Выйдя от Батюшки, тот всем начал рассказывать, какое маленькое правило дал ему старец.

Проходит несколько дней, и молодой человек снова является к о. Амвросию.

— Ну, что скажете? – спросил Батюшка.

— Да, я хочу поговорить относительно данного мне вами правила: я не могу.

— А какое я вам дал правило? – спросил о. Амвросий. – (Батюшка вследствие массы посетителей иногда забывал).

— Класть по 30 поклонов.

— Ах, да, помню, вам мало?

— Нет, Батюшка, я пришел вас просить облегчить, ибо по 30 поклонов я класть не могу. Такая тоска и леность нападает, просто сил нет. Я удивляюсь, как это раньше я с легкость клал по 1000 поклонов, а теперь и 30 не могу.

— А потому что вам помогал враг.

— Как, враг помогал молиться?

— Да, потому что, совершая большое молитвенное правило, вы себя в душе превозносили, а всех других осуждали, считали всех погибшими, а только себя спасенным.

— Да, Батюшка, мне казалось, что большинство людей погибнут, а я благодарил Бога за свое спасение.

— Ну, вот видите, у вас были и гордость, и превозношение, и осуждение других, а врагу больше ничего не нужно!

Следовательно, как должно быть осторожным даже в молитвах и подвигах, которые нам кажутся спасительными.

Для внутреннего преображения кроме духовных подвигов необходимо и трудовое послушание

Когда я поступал в монастырь, то думал, что там только и делают, что стоят со вздетыми горе руками и молятся, а оказалось иначе... Мало труда молитвенного, необходим еще труд, который в монастыре называется послушанием: один в саду, другой в огороде, тот – в поварне, иной в квасоварне, некоторые занимаются в сапожном или портняжном ремесле и т.д. Это необходимо. Нужно терпеть и труд, и досаду от братий, чтобы, действительно, преобразиться.


Указать смиренно на не удобоисполнимость послушания можно, когда оно действительно таково, но настаивать на своем разумении нельзя, а следует взять на себя послушание с упованием на волю Божию и помощь.

Уклонение от послушания

Здесь вот что страшно: если монах уклоняется от послушания, не имея на то уважительных причин, то Господь посылает ему болезнь, и он уже поневоле не может исполнить то, о чем его просят. Да, здесь действует такой закон. Д.Н.

ПОСТ

От невоздержания всякое зло происходит...


... Пост возбуждает к молитве...


... Мы познаем силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу: проходят ко мне на совет и на исповедь, – советую соблюдать Свв. посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста: не хочу, не могу и пр. Враг так возбуждает, не хочется ему, чтобы соблюдались Святые посты...


Она [церковь] предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а напротив, сохраняет его. Даже неверующие, только хорошие, врачи теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища, т.е., другими словами, прописывается пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни.

Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

— Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

— А что, если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

— Не умрете, – отвечаю, – а поправитесь.

И, действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные церковью посты, и теперь совершенно здорова, как говорится – «кровь с молоком».


Нужно есть до сыта, только не пресыщаться. Кушайте, сколько требуется вам, и не смущайтесь. Измерьте свою потребность. У всякого человека своя потребность: иному нужно 40 ложек, чтобы быть сытым, другому 20, а третьему, даже 10. Вот и вы измерьте свою потребность. Удобнее всего это сделать, измерив сколько требуется вам ложек пищи, чтобы быть сытым. А сколько другие едят, не смотрите, это их дело.

Пост духовный и телесный

Второе средство для получения спасения есть пост. [Первое – молитва. См. выше]. Пост бывает двоякий: внутренний и внешний. Первый есть воздержание зрения, слуха и всех наших чувств от всего скверного и нечистого, второй – воздержание от скоромной пищи. Тот и другой пост неразрывно связаны друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего. Приходит такой человек куда-нибудь в общество, например. А в разговорах там сплошь и рядом принимает участие в осуждении ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Наступает время ужина. Ему предлагают скоромную пищу: котлеты, поросеночка и т.д. Он длительно отказывается.

— Ну покушайте, – уговаривают хозяева, – ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

— Нет, в этом я стоик, – заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост.

Вот отчего так необходимо трезвение над собой и хранение своих мыслей и вообще всех чувств.


Как только начнется пост, так начнутся и искушения. Враг особенно нападает, так как это время покаяния – самое для него ненавистное.

ПОСТРИГ

У нас в монастыре такой обычай: после пострижения иноки обитают безвыходно четыре дня в храме, туда им и пищу приносят. Затем они исповедуются, причащаются Св. Таин и после литургии расходятся по своим кельям. Безвыходное пребывание в храме доставляет инокам, особенно внимательным, высокое духовное наслаждение. Спрашиваю я недавно постриженных, что они чувствовали, пребывая в храме. – "Было, – отвечают, радостное, восторженное чувство, но видений никаких не было". Тогда подошел ко мне один из иноков, облаченный в монашеский чин несколько лет тому назад. Инок этот с самого поступления в монастырь проводил жизнь строгую, был очень внимателен к своему внутреннему миру: – "Батюшка, – сказал он мне, – мне все хотелось, но не удавалось вам рассказать нечто из того, что я чувствовал после пострига. Однажды ночью я задремал, прислонясь к гробнице о. Моисея, и вдруг вижу: дивный сад, а в нем множество храмов с голубыми куполами. Вид всего этого был так необычайно величествен, что я невольно залюбовался. Плодов в саду не видел, не слышал и пения, но от созерцания сада и храмов моя душа исполнилась такой несказанной радости, такого блаженства, какого я никогда еще не испытывал. Вот уже несколько лет прошло с того времени, но и теперь, когда становится на душе тяжко, стоит только вспомнить об этом видении, чтобы успокоиться и благодушно перенести всякие скорби.

ПРАВЕДНИКИ

Есть праведность и святость. Спасенные и совершенные. Всякий святой есть и праведный, но не всякий праведный – святой. Не все могут достичь святости, но если стараются вести праведную жизнь, то получают спасение. О, если бы Господь сподобил всех нас спастись!


Вот и портрет схимонаха Бориса останется. Дивный это портрет, замечательно выражение лица его, полное любви и кротости. Останется он здесь молиться за меня, грешного. Был он из крепостных и часто говаривал: "Старые порядки лучше были, хотя от барина сильно попадало".

— Вот видите, о. Борис, попадало, а говорите, лучше было?

— Да я сам был виноват, бывало, уйду в Херсонскую губернию, объявит полиции, начнут искать и вернут этапным порядком. Ну, конечно, на съезжую. Сильно накажут. Я поправлюсь, да и опять уйду.

Уходил он, конечно, для молитвы, посещал святые обители, Христа искал и нашел Его.

— Теперь худо стало, – продолжал о. Борис, – потому что власти нет, всякий живет сам собою.

— Ну, про Оптину этого сказать нельзя, – возразил я.

— Еще бы, если бы в монастырях всякий жил по своей воле, то совсем была бы погибель.

О. Борис был необычайно смиренным и считал себя за последнего. Скончался он на Пасху в 1898 году.

Пришел я к нему, когда он лежал в больнице; по-видимому, Господь открыл ему время его кончины.

— Молись за меня, и братию попроси молиться в воскресенье и понедельник.

— Да, вся братия молится за вас, о. Борис, и я, конечно, обязательно буду за вас всегда молиться, а не только в воскресенье и понедельник.

О. Борис, как бы не слыша меня, повторил:

— Пусть молятся обо мне в воскресенье и понедельник.

Я не понял его. Утром во вторник я пришел навестить больного и узнал, что он уже скончался. Так и оправдались слова Старца: действительно, только в воскресенье и понедельник можно было за него молиться, как за живого, а во вторник – уже за усопшего. В час кончины о. Бориса одной Шамординской схимнице было видение. Идя к утрене, она увидела зарево на востоке, как раз по направлению Оптиной Пустыни. Вглядываясь в зарево, она увидела душу, быстро возносившуюся к небесам, так же, как св. Антоний Великий видел возносящуюся душу пустынника . Схимница рассказала о своем видении, но ей не поверили. Вскоре приехал вестовой из Оптиной к игумении Евфросинии с известием, что схимонах Борис скончался в четыре часа утра. Видение было как раз в это время.

ПРАЗДНИКИ ЦЕРКОВНЫЕ

Праздники церковные следует проводить благочестиво

Вот теперь праздники, но какая разница между тем, как празднуют эти святые дни в миру и в монастыре. Там служат врагу, здесь, в монастыре – служение Богу. В то время, как в миру беззакония достигают самого большого развития, в монастыре радость и мир о Господе! Торжественная служба умиляет душу и располагает ее сильнее восчувствовать всю беспредельную благость Господа, родившегося ныне от Безневестныя Девы Марии. У нас, например, даже сама природа располагает к тихой радости о Господе.


Сегодня праздник св. архангела Гавриила. В Православной Церкви всегда после большого праздника бывает празднование лицу, послужившему этому празднику. Архангел Гавриил благовествовал Деве зачатие, оттого после Благовещения празднуем архангелу Божию. 7-го января праздник, или собор, Иоанна Крестителя, крестившего Господа 6-го января. Почитайте эти церковные праздники. Сходите к ранней обедне, а если время не позволяет, то хоть зайдите в храм Божий до службы, приложитесь к иконам, поставьте свечечку, выньте просфорочку – и Господь малое примет за великое.

Пасха Христова

Нынче радостное время – Пасха. "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". Кто это сущие во гробех? Это все люди, грешники, раньше мертвые для Бога, но воскрешенные к новой жизни смертью Христа Спасителя.

Воскресения день,

Просветимся, людие,

Пасха, Господня Пасха,

От смерти бо к Жизни

И от земли к Небеси

Христос Бог нас приведе,

Победную поющия.

Что может быть восторженнее, радостнее этого канона? Где выражается больше радости?


Нынче дни св. Пасхи, самого великого праздника Христианской Церкви, "праздников праздник и торжество есть торжеств". Каждый день церковь оглашается радостными песнями Пасхального канона. Помню, как восхищалась каноном матушка Евфросиния:

— Вот, – говорила она, – прошла моя жизнь, ничего не знаю за собой хорошего, с чем предстать перед престолом Божиим, а услышу пение "Воскресения день, просветимся, людие...", – и радостно и спокойно становится на душе. "От смерти бо к Жизни, и от земли к Небеси Христос Бог нас приведе"... Господь исполнил желание матушки Евфросинии и скончалась она на Пасху. Когда подняли гроб с ее иссохшим телом, хор запел "Воскресения день" вместо "Святый Боже", двери церкви широко раскрылись, и с улицы волною хлынул свет, и она ушла к вечному, незаходимому Свету.

Святки

"Днесь благодать Святаго Духа нас собра" – этими словами начинаются тропари, поющиеся в особо важных торжественных случаях.

Днесь благодать Святаго Духа нас собра, – скажем теперь и мы с вами, собравшись для духовной беседы. Бывало, так же собирались мы и в Оптиной, в моей маленькой молельне, при свете зеленой лампады. Только там круг слушателей был меньше; помню, располагались трое или четверо на диване, затем на стульях и на скамеечках всего на беседах бывало человек двенадцать, самое большее семнадцать. А теперь двадцать восемь собралось. О чем же беседуем мы с вами? С разных концов прибыли вы сюда: кто из Петрограда, кто из Москвы, из далекого Тамбова, и т.д. Все вы съехались, чтобы получить духовное утешение и отдохнуть здесь от житейской суеты. Не материальные расчеты руководили вами, когда из дальних мест стремились вы в нашу тихую обитель, эти святки, или святые дни вы проводите здесь, как должно, как учит наша святая Православная Церковь, посещаете храм Божий, молитесь, слушаете убогую беседу... А все вы знаете, как проводят святки в миру. Театры, балы, концерты, маскарады и т.п.


Своим пастырским словом свидетельствую вам, что вы совершили подвиг, приехав сюда из разных мест на великий праздник Рождества Христова. Верю твердо, что милосердый Господь вознаградит вас, как – не знаю, но не оставит вас ни в этой жизни, ни в будущей. Еще лет сорок-пятьдесят тому назад это время от Рождества Христова до Крещения называлось святыми днями. Это было на святых днях, – говорили. Теперь эти два слова сокращены в одно: "святки"... Что подразумевают под этим словом теперь? Обыкновенно период времени от Рождества до Крещения, но часто с этим понятием соединяется понятие о греховных удовольствиях, которых так много бывает именно в это время. Враг издевается над христианами, и время, в которое совершалась тайна нашего спасения, обращается во время совершения всевозможных пороков. Оттого-то и назвал я подвигом то, что вы оставили все мирские удовольствия – театры, балы, маскарады и пр. и приехали в нашу тихую обитель, чтобы провести эти дни в молитве, духовной беседе и удалении от мирской суеты. Здесь вы говели и приобщались Св. Таин.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Сегодня праздник, Введение во храм Пресвятыя Богородицы. В лице Божией Матери вошло в храм все человечество. И мы введены в храм, так как крещены во имя Христово, но этого мало: надо пребывать во храме, т.е. стремиться по силе нашей исполнять заповеди Христовы. А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная.

К празднику следует ожидать искушений

К празднику враг старается сделать неприятность. Кому удар, кому щелчок, всем старается что-нибудь преподнести для праздника. И чем живешь внимательнее к себе, строже, тем более и сильнее вооружается враг, и, в особенности, к празднику чем-нибудь да угостит. Всего надо ожидать, ко всему готовиться, но Господь милостив, да к празднику и подарки раздаются. И вы что-нибудь получите, только вы это заметите лет через 40, может быть. Тогда вы узнаете, какой дар Господь послал вам на этот праздник.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>