Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Кто име­ет дур­ное серд­це, не дол­жен от­ча­и­вать­ся, по­то­му что с по­мо­щию Бо­жи­ею че­ло­век мо­жет исп­ра­вить свое серд­це. Нуж­но толь­ко вни­ма­тель­но сле­дить за со­бою и не упус­кать слу­чая быть по­лез­ным ближ­ним, час­то отк­ры­вать­ся стар­цу и тво­рить по­силь­ную ми­лос­ты­ню. Это­го, ко­неч­но, нель­зя сде­лать вдруг, но Гос­подь дол­го­тер­пит.

преп. Амвросий

Что­бы че­ло­ве­ку исп­ра­вить се­бя, не на­до вдруг на­ле­гать, а как тя­нуть бар­ку: тя­ни-тя­ни-тя­ни, от­дай-от­дай! – Не все вдруг, а по­нем­но­гу.– Зна­ешь ро­жон на ко­раб­ле? Это та­кой шест, к ко­то­ро­му при­вя­за­ны все ве­рев­ки ко­раб­ля, и ес­ли тя­нут за не­го, то по­ти­хонь­ку и все тя­нет­ся, а ес­ли взять сра­зу, то все ис­пор­тишь от пот­ря­се­ния.

преп. Амвросий

Ка­кие бы ни бы­ли огор­че­ния, они по­доб­ны ма­лей­шей иск­ре, т.е. ес­ли плю­нешь – по­ту­шишь. Ес­ли же эту ма­лей­шую иск­ру бу­дешь раз­ду­вать, то про­и­зой­дет пла­мень и все доб­рое уст­ро­е­ние в че­ло­ве­ке ист­ре­бит, а раз­ду­ванье это сос­тав­ля­ет­ся от мно­го­мыс­лия, нап­ри­мер: „Серд­це мое под тя­же­лым крес­том; ис­тин­но горь­кая жизнь мо­на­шес­кая: все серд­це изор­ва­лось".

преп. Антоний

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

БЛАГОДАРЕНИЕ

Надо благодарить Бога и за то, что у нас есть

В Оптиной я был более свободен. Помните, как мы собирались в моей маленькой молельной, которая едва могла всех поместить? Кто располагался на диванчике, кто на стульях, а кто и на скамеечке. И беседовали мы иногда часа по 2 или 3, при мерцающем свете лампады перед Ликом Спасителя, кротко взиравшего на нас, а с полотна вырисовывалась белоснежная фигура ангела. Хорошо нам было! Отдыхали и вы и я душою. Но что делать, надо благодарить Бога и за то, что есть: если нет белого хлеба, то едят черный, а иногда и черствый, все лучше, чем ничего. Так и мы будем довольствоваться тем, что есть.

БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ

Благодать Божия всех призывает ко Христу

Благодать [Божия] действует и поныне. Иной совершенно отошел от Бога, только по списку значится православным. Он и в церковь не ходит и не причащается, но вдруг услышит такое призвание Божие и весь загорится. Этот божественный огонь сохранит он потом на всю жизнь. Такое явление бывает и в наше время.

Один англичанин, по имени Джемс, написал свою исповедь, в которой рассказывает, как обратился ко Христу. Был он совершенно неверующим, не признавал ни православия, ни англиканства, над всем кощунствовал. У Джемса был товарищ православный, глубоко верующий. Однажды англичанин шел по улице и вдруг встретил экипаж своего друга. Этот последний велел остановить лошадей и довести его. Они поехали. Но вот на пути часовня.

— Я зайду помолиться, – сказал Джемсу товарищ.

— Зайди, а я тебя здесь подожду.

— Да только ждать тебе придется, пожалуй, с полчаса пройдет, так как там сейчас читают акафист Божией Матери.

— А мне можно зайти? – спросил Джемс.

— Конечно, можно.

Они вошли в часовню. Джемс устремил взор на икону Божией Матери и вдруг упал без чувств. Его отвезли домой, привели в чувство. Придя в себя, Джемс сказал своему другу:

— Ах, если бы ты знал, что я видел; когда я внимательно смотрел на икону, то вдруг Сама Матерь Божия, как живая, отделилась от образа, подошла ко мне и возложила на мою голову Свой омофор. Не могу передать тебе, какая неземная радость охватила мою душу. Сам не знаю, что со мной сделалось, это все равно, как если бы слепому от рождения, ну хоть посредством операции, вернули зрение, и он не понял бы сразу, что такое свет. Отныне – я православный христианин.

Милосердный Господь взирает на душу человека, правда, Джемс смеялся над всем, но верно, в глубине души верил, и эта раздвоенность доставила ему мучение. И вот Бог помиловал его, и Сама Матерь Божия взяла на себя миссию привести его ко Христу.


Еще в Казани, когда я решил все бросить и окончательно подал прошение об увольнении, я отдавал одному сослуживцу прощальный последний визит перед самым отъездом. Еду на извозчике мимо одной церкви в честь Пресвятой Троицы, на стене была икона Спасителя во весь рост с распростертыми руками. Обыкновенно я всегда благоговейно перекрещусь и более ничего, прохожу мимо. На этот раз я ехал задумавшись и опустив голову.

Поднимаю голову и вдруг вижу эту самую икону, и мне будто кто-то прямо сказал в сердце: «теперь ты Мой». Христос, казалось, прямо говорил мне: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы...» (Мф. 11, 28). Никогда такого впечатления не было от той иконы, как тогда. Я умилился, слезы выступили на глазах. Извозчик давно проехал, а перед моими глазами все стоит эта икона. Это так мне врезалось в память на всю жизнь. Я это считаю своим долгом сообщить вам.Д.Н.

БЛАГОЧЕСТИЕ НАРУЖНОЕ

Наружное благочестие без внутреннего подвига не имеет цены

В монастырях учат бороться со страстями и искоренять их, а это самое важное, так как только наружное благочестие не имеет цены. Иной по наружности и благочестив – он ходит в церковь, пожалуй, поговеет, иногда и милостыню даст, – но все это он делает без участия сердца, а потому в случае какой-либо неудачи сразу отпадает от Бога, так как не носит в сердце своем Христа.

Различие между внешним благочестием и внутренней духовной жизнью

Старец Паисий (Величковский) делает такое сравнение между жизнью внутреннею, духовною, – и внешнею, почивающей на внешнем исполнении молитвенного правила, т.е. чтении Псалтири, канонов, тропарей, акафистов и т.д. Внешняя жизнь подобна кораблю, когда он находится у берега, привязанный веревками, и отдает городу привезенный им издали груз. Всякий, кто хочет, свободно, без всякого препятствия входит и исходит из него, видит все его положение, и что на нем есть, берет, что надо ему. Толпа праздного народа шумно и бесцельно толчется на берегу, движение, шум, беспорядок, полное отсутствие какой-либо разумной деятельности, словом – суета, обычная веку сему! Но вот этот же корабль, сложивши привезенный груз и наполнившись новыми товарами, отчалил от берега и направился в глубину моря. Вся суета и толпы народные остались на берегу, а корабль одинокий видится на поверхности необозримого моря. Один кормчий искусно правит его стремление. Идет он и спешит все далее и уже скрылся от взора народной толпы. Мир и люди остались далеко, а корабль царственно шествует в беспредельном просторе; бьет его волна и ветр кругом, но ему все нипочем.

Только лишь внешнее благочестие без желания спасения ведет к погибели души

Толстой, например, обладал огромным образованием, но потерял Христа – и погиб. [...] Церковью было сделано все для его спасения, но он не захотел спастись – и погиб. А когда-то он был благочестивым человеком, но, видно, это благочестие было только внешним.

БЛАЖЕНСТВО

Блаженство есть жизнь со Христом и исполнение Его Святых Заповедей

Жизнь есть блаженство. Как блаженство? Когда на каждом шагу скорби, болезни, неприятности. Жизнь есть блаженство, и не только оттого, что мы верим в блаженную жизнь (вечность), но и здесь, на земле, жизнь может быть блаженством, если жить с Христом, исполнять Его заповеди. Если человек не будет привязан к земным благам, но будет во всем полагаться на волю Божию, жить для Христа и во Христе, то жизнь еще и здесь на земле сделается блаженством. Сам Христос сказал, что есть девять врат для достижения блаженства. "Блажени милостивии,.. блажени чистии сердцем..." (Мф. 5, 7, 8), – они получат наивысшее блаженство.

Христос всех призывает к блаженству. Вот теперь Пасха, и царские врата отверсты, но входить в них не может непосвященный, а только священники и диаконы; в двери же блаженства может войти каждый, кто только пожелает. Другое дело, как войти, а войти можно и должно.

СТЕПЕНИ БЛАЖЕНСТВА

И на земле, и на небе душа с каждым мгновением совершенствуется

Исполняющие по силам заповеди Господни еще здесь, на земле, переходят от силы в силу. Те же, которые сподобятся наследовать Царствие Небесное, будут переходить уже от славы в славу. Сегодня пелась песня: «...Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф!..». Что означает сия песня? Как могут взывать Херувимы, когда они бестелесные и не имеют ни легких, ни голоса? Это надо понимать духовно. Небесные Силы предстоят престолу Божию, постигают все большие и большие совершенства Божии и, углубляясь в них, проникаются сознанием, что Свят Господь Бог. Бог бесконечно совершенен, а потому сознание этих совершенств Божиих доступно не одним Ангелам, но и людям.

Еще здесь, на земле, человек трудится во славу Божию, начинает, насколько это, конечно, для него доступно, постигать совершенства Творца, сознает, что все в Господе благость и нет в Нем ни тени злобы, и чем больше очищает человек свою душу исполнением заповедей Христовых, тем более познает он Бога. Конечно, это познание сильно различается у людей, смотря по духовному преуспеянию каждого. Ведь и в обыденной жизни бывает так: кончив городское училище, идут в городскую гимназию учиться, затем в университет – и чем выше учебное заведение, тем больше знаний получает человек. Так и в духовной жизни.

Если кто сподобится Царствия Небесного, то, войдя в него, не думайте, что останешься таким, какой вошел. Душа с каждым мгновением совершенствуется, стремясь уподобиться Богу, но, разумеется, сделаться такой же совсем, как Господь, она не может – тварь никогда не сравнится с Творцом. Впрочем, и степени приближения к Богу между людьми [имеют] большое различие. Есть святые, подвизавшиеся в обители, они называются преподобными, т.е. в высшей степени подобные Богу. Но не только в Царствии Небесном жизнь не останавливается, но и в аду души грешников не остаются в одном и том же состоянии, они тоже изменяются каждое мгновение, только в худую сторону, их мучения все усиливаются, и так в бесконечность. Св. Писание говорит: «И дым мучения их восходит во веки веков» (Откр. 14, 11).

Каждый, смотря по своим заслугам, сподобляется разных степеней совершенствования

О, если бы нас всех Господь сподобил улучить рай небесный! Впрочем, нужно надеяться на это: отчаиваться – смертный грех. Разные есть степени блаженства, смотря по заслугам каждого: иные будут с херувимами, другие – с серафимами и т.д., а нам бы только быть в числе спасающихся.

Такие великие подвижники, как прп. Серафим, были серафимами по духу, и теперь наследовали их славу; конечно, не все могут достигнуть такой святости. Покойный батюшка о. Макарий говорил: "Такие светила, как прп. Антоний Великий, Макарий Египетский и прочие – были у Господа генералами, они и заняли генеральские места, мы же солдатики, и благо нам будет, если хоть самое последнее место займем среди спасающихся".

БЛУДНАЯ БРАНЬ

Эта страсть никого не щадит: ни старого, ни средних лет, ни молодого. Достаточно вспомнить преп. Иакова отшельника и 80-ти летнего Епископа, впадших в блуд...


... Блудная страсть и сребролюбие одинаково сильны, от них никто не застрахован, хотя конечно, каждому возрасту соответствует преимущественно одна страсть. У старых – обыкновенно скупость и сребролюбие, а у молодых блуд.


Злоба, гнев, раздражительность, блуд и другие душевные недуги – это такие гадины, которые ползут за человеком и в вечную жизнь. Отсюда цель жизни и заключается в том, чтобы здесь на земле раздавить этих гадов, чтобы очистить вполне свою душу и перед смертью сказать со Спасителем нашим: "Грядет бо сего мира князь, и во мне не имать ничесоже" (Ин. 14, 30). Душа грешная, не очищенная покаянием, не может быть в сообществе святых.


90-й псалом "Живый в помощи Вышняго" полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь.


Да, сомнения все равно как блудные помыслы и хулы надо презирать, не обращать внимания на них. Презирайте их, и враг–диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения. А если будете входить с ними в разговоры, ибо все блудные помыслы, хулы и сомнения не ваши, то он закидает вас, завалит, убьет... Поэтому надо презирать эти сомнения и хулы, и помыслы блудные, тогда сии вам нисколько не повредят, особенно, если будете еще открывать их старцу–наставнику. Но открывать их надо не подробно, иначе можно повредить и себе, и старцу. Особенно блудные помыслы – засыпать, закрыть надо навозом эту смердящую яму, а не копаться в ней.


Эти помыслы вам в грех не поставятся, если вы не услаждались ими...


Священное Писание говорит, что «ни блудники,.. ни пьяницы... Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9–10).


Святые отцы учат: со всякою страстию борись, но от блуда спасайся бегством... Да, а нам приходится почти от всякой страсти спасаться бегством. Под бегством здесь разумеется не буквально бегство: ощутил в себе блудную страсть – так и уходи из обители. Нет, под бегством разумеется имя Господа Иисуса; молитва Иисусова, ибо сказано: «камень прибежище заяцем»... (Пс. 103, 18). Под зайцами разумеются все робкие, слабые и смиренные, которые не могут бороться со страстями своими силами...

БОГАТСТВО ЗЕМНОЕ

Если человек далек от Бога, то никакое земное богатство не может принести ему истинного счастья

Кажется, ни в какой другой стране нет таких колоссальных богачей, как в Америке. В настоящее время, например, там славится миллионер Рокфеллер. Кроме всякого недвижимого имущества, денег у него целый миллиард. Ведь это 1000 миллионов. Вообразите себе 1000 сундуков и в каждом сундуке по миллиону, и около каждого сундука по солдату с ружьем, ведь целый полк солдат разместить придется. Рассуждая по-человечески, этому ли человеку не быть счастливым? А между тем, он несчастнейший человек в мире. У него неизлечимая болезнь желудка, в котором сделан треугольный клапан, куда золотыми зондами накачивается пища; остальные питательные соки втираются в тело. При этом он иногда испытывает такие мучительные боли, что жаждет умереть, думая, что в аду легче будет. Все время он проводит в том, что читает всевозможные газеты, желая узнать, не появилась ли какая-нибудь знаменитость в медицинском мире. И как скоро прочтет о какой-нибудь знаменитости, сейчас же сооружает корабль и посылает за ним. Но до сих пор облегчения ни от кого не получил.

Вам кажется странным, отчего я заговорил о Рокфеллере, какое вам до него дело? А заговорил я о нем, чтобы показать вам, что само по себе богатство не может принести человеку счастья. Радость бывает только о Господе, а если человек далек от Бога, то далек он от истинного счастья.

Не нужно желать себе богатсва, а нужно благодарить Бога за то, что имеем, т.к. не каждая душа умеет разумно с ним (с богатством) обращаться

Люди богатые часто забывают единое на потребу и все время проводят лишь в том, как бы удовлетворить свои бесчисленные прихоти.

Сохранилось одно древнее сказание: в некоем пустынном месте подвизался инок по имени Даниил. Однажды случилось ему зайти к одному рудокопу, именем Евлогий. Человек этот был бедный, но необычайно добрый. Свой дневной заработок он отдавал нуждающимся, дверь его убогой хижины открыта была для всех. Даниила он встретил радушно, чем мог – угостил.

— Как ты живешь? – спросил инок.

— Да слава Богу! Я о завтрашнем дне не забочусь, по слову Спасителя, и Господь никогда меня не оставляет. Он щедро посылает не только мне на потребу, но и на долю нищей братии.

Долго беседовал инок с рудокопом. На другой день при прощании дал он иноку пищи на дорогу. Умиленный душой и обрадованный возвращался Даниил в свою Пустынь, дорогою рассуждая про себя:

— Вот бы этому человеку богатство, сколько бы добра он сделал!

Придя в свою келью, инок стал умолять Спасителя послать рудокопу богатство. Во время горячей его молитвы Даниилу явился Господь и сказал:

— А ты ручаешься Мне за душу этого человека, что она не погибнет, получив богатство?

— Ручаюсь, Господи! – воскликнул инок.

— Хорошо, пусть будет по-твоему, – сказал Спаситель, и видение исчезло.

Вскоре после этого рудокоп Евлогий нашел богатейшие золотые россыпи; золото лежало большими слитками на поверхности. Призадумался Евлогий: как быть? Отправился он в селение, купил лошадку, затем перевез все золото в свою убогую хижину. На другой день он уже не принял тех нищих, которые по старой привычке толкнулись в его дверь. Через несколько времени он бросил свое дело и переехал в Константинополь. Здесь он стал вести роскошную жизнь и сделался известным даже императору. В великолепном дворце прежнего рудокопа часто задавались пиры на славу, но нищие и убогие уже ничего не получали от трапезы богача. Напротив, у него на дворе были злые собаки, которые не пускали туда никого постороннего.

Однажды к пустыннику Даниилу во время горячей молитвы опять явился Господь, но лик Его, обращенный на пустынника, был строг.

— Твои посты, молитвы и коленопреклонения неприятны Мне, т.к. душа Моего раба Евлогия погибает. Ты поручился Мне за него; верни же Мне теперь его душу!

В страхе и трепете упал Даниил на землю перед Господом, прося Его милости, и Господь повелел ему идти в Константинополь. Инок оставил свою пустыню и после трудного путешествия достиг великого города. Здесь он начал разыскивать Евлогия и узнал, что он теперь важный вельможа. Пришел к пышному дворцу, но его прогнали. Инок все же решил добиться свидания. И вот когда величественная колесница Евлогия остановилась у крыльца его, Даниил, пробравшись сквозь толпу, пал на колени пред вельможей, прося его выслушать; тот же приказал слугам скорее прогнать его. Тогда увидел инок, что ничем не может подействовать на Евлогия, и осталось единственное средство – молитва. И вот с горячими слезами и сокрушенною душею воззвал Даниил ко Господу, и был услышан. Случилось так, что Евлогий чем-то прогневил императора, и тот приговорил его к смертной казни. Бросив все, Евлогий обратился в бегство и после многих скитаний прибыл, наконец, на место своего прежнего жительства. И опять в поте лица стал он зарабатывать свой хлеб и вновь сделался сострадательным к бедным и несчастным. Когда Даниил узнал об этом, он возблагодарил Бога и воскликнул: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!" – и вскоре почил о Господе.

Подобный же случай был и у нас в Казани. Жил тут один офицер, необычайно набожный. Часто ходил он в монастырь молиться Богу и жертвовал на обитель сколько мог из своих скудных сбережений. То коврик принесет, то лампадочку, то кулич копеек за сорок в подарок кому-либо из братии. Все любили его и особенно радовался за него один из схимников монастыря. И вот начал этот схимник просить Господа послать офицеру богатство. Молитва была услышана. Понравился этот офицер дочери миллионера, и он на ней женился.

И вот произошла в нем резкая перемена. Он вышел в отставку, начал вести роскошную праздную жизнь и в монастырь уже больше не заглядывал, разве промчится мимо на своих рысаках вместе со своею супругою. Но по молитвам схимника Господь не допустил погибели раба Своего. Бывший офицер разорился и опять вернулся к своему прежнему образу жизни.

Отсюда следует, что не должно желать себе богатства, а надо благодарить Бога за то, что Он посылает. Имеете все необходимое – и будьте довольны. Господь никогда не оставит вас, детки мои, если вы будете стремиться по силе исполнять Его святые заповеди. Заповеди же Господни "тяжки не суть" (1 Ин. 5, 3). Да поможет нам Господь и Царица Небесная, Заступница и Помощница всех христиан.

БОГОИСКАНИЕ

Многие искали Бога в явлениях природы. Красота и величие ее возвышают душу человека над мирской суетой и дает душе высокое наслаждение.

Необходимо еще в этой жизни ощутить Христа

Душа, алчущая оправдания Божия, подобно подсолнечнику, стремится, тянется к Богу, Источнику света, если же перестала искать Его, следовательно, такая душа гибнет. Необходимо в этой жизни ощутить Христа; кто не узрел Его здесь, тот не увидит Его и там, в будущей жизни. Но как увидеть Христа? Путь к этому возможен: непрестанная молитва Иисусова, которая одна способна вселить Христа в наши души.


Насколько важно для души человеческой хотя по временам отрываться от будничной обстановки и переноситься душой в иной, лучший мир, возносить свой ум и сердце к Богу, – сознавали не только святые и праведные люди, но и светские писатели. Тургенев, например, в своем произведении «Рудин» говорит, как сильно и благотворно влияет на душу беседа о Боге и вечности. «Рудин стоял у открытого окна и, вдохновленный общим сочувствием, говорил о том, что придает вечное значение временной жизни. Он говорил о Боге. Казалось, его устами говорило что-то высшее, для него самого неожиданное». Затем в том же романе Тургенев выводит другого героя, Покорского, собравшего около себя кружки учащей молодежи. «Поэзия и правда, – говорит Тургенев, – вот что влекло к Покорскому. Он вдыхал во всех огонь и силу. Собираются у него и говорят о Боге, о правде, о будущности человечества. А ночь летит, точно на крыльях. Ранним утром они расходятся, тронутые, веселые, честные, и даже звезды словно ближе стали. И эти беседы не прошли бесследно, даже для тех, которых жизнь опошлила потом. Случалось, что когда встречались прежние товарищи, – кажется, человек совсем жиром заплыл, но стоило только произнести имя Покорского, как все остатки благородства в нем зашевелятся, он весь загорался, точно ты в грязной и темной комнате раскупорил забытую склянку с духами».

Когда я был еще послушником, то часто вел беседу с двумя иноками из нашего Скита. Прошло уже много лет с тех пор. Один из иноков по-прежнему в Скиту, другой перешел в монастырь. Самые беседы они, конечно, позабыли, но общее аскетическое настроение осталось. Ведут они строгую внимательную жизнь.

Все лучшие люди всегда стремятся к Богу, Источнику истины. И писатели наши тоже искали Его, но не все нашли. Я уже говорил вам про Гоголя, которого историк Погодин направил в Оптину, где тот и возродился духовно – обрел Бога. Другой наш великий писатель Белинский, имевший высокую душу, тоже искал Бога, но не там, где нужно, гордость не позволила ему искать Его в Церкви, и Белинский погиб.

В 60-х годах, приблизительно в 1866–1867 году, я читал стихотворение одного американского писателя под заглавием «Песня Гаяваты» (Лонгфелло), в котором поэт говорит, что во все времена и лета человек был человеком, и даже варвар чувствовал спасающую руку Божию. Вообще, в этом стихотворении есть и много вздорного, но зато есть и верные высокие мысли, мысли о Боге. Поэзия и художество отрывают душу от житейских мелочей и доставляют человеку эстетическое наслаждение.

В XVIII веке, при распространении материалистического направления, создался такой взгляд на поэтов и художников, будто это ненужные люди – сидят и ничего не делают. Виктор Гюго в защиту сказал: «Взгляд на небо – это уже дело». Но есть художники внешние и внутренние. Внешний художник изображает на полотне то, что наполняет его душу, внутренний – созидает самую душу свою, делая ее, действительно, художественным произведением по красоте добродетелей, которыми она украшена. Монах – есть внутренний художник (я, конечно, говорю здесь о настоящем монаха, а не о таком, который только носит это название).


Все ищут Бога. Вот и художники в области поэзии, живописи, особенно музыки, – все желают найти Бога. Да не так искали. Как искать Бога? – Соблюдением заповедей, особенно смирением, поступить в монастырь. А они не хотели соблюдать заповеди, особенно не хотели смиряться, хотели пройти как-либо переулками, поближе, покороче. О целомудрии они весьма скудного понятия. Вот, например, Байрон, Рафаэль, – развратнее его трудно было быть, а писал Мадонну. Знаете стихотворение Пушкина «Пророк», там он говорит: «В пустыне мрачной я влачился». Пустыня – это жизнь, он так понимал, что жизнь – пустыня. «Влачился», да прямо ползал всем телом. Далее: «И шестокрылый Серафим на перепутье мне явился». Здесь он, может быть, имел в виду себя: не знаю, явился ли ему он или нет. Затем Пушкин рисует картину посвящения ветхозаветного пророка. Кажется, говорится так, что он постиг и «херувимов горнее стремление, и гад морских подводный ход». Ангелы чисты, они только «горняя мудрствуют», а у нас есть и гад морских подводный ход. Эти два течения идут в нас параллельно. Но должно стараться только «горняя мудрствовать». Это не сразу достигается, а только ход гад морских будет все тише, и можно достигнуть того, что будет только одно горнее стремление, а те гады нырнут в бездну и исчезнут. Да, этого можно достигнуть. Вот я вам и говорю: смиряйтесь и смиряйтесь. Помоги вам, Господи.

БОГООТСТУПНИЧЕСТВО

Раньше христиан пытали, теперь многие и без мук отпадают от Христа

Были и такие [христиане], которые отрекались. Ужасен был вид кипящих котлов с раскаленным оловом, в которые бросали людей живьем, и те обращались в пепел, забивали гвозди под ногти, вытягивали жилы и вешали на них, строгали железными когтями тело, отсекали голову – эти и подобные казни смущали малодушных, и они отрекались. Нынче христиан не мучают на площадях, не предают торжественно сожжению, всюду открыты христианские храмы, в которых истово совершается богослужение – но, вот гнусное явление! – многие и без мук отпадают от Христа.


А что делается в миру? Много расплодилось всяких ересей и каждый стремится увлечь в свою веру: "У нас только истина, идите к нам", – кричат еретики; но не слушайте их. Теперь время всяким Ренанам, они оставили Христа и, страшно сказать, они стыдятся Его. Не стыдятся некоторые кланяться с распутной женщиной и с каким-нибудь пьяницей, а тут вдруг стыдятся Господа, чтобы не уронить себя в глазах неверующих. Но слово Христово останется неизменным. "Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми" (Мк. 8, 38). Забывают сии слова и стыдятся признаться, что они христиане.

Ныне иконы сохранились далеко не у всех. Их встретишь в квартирах священников, купцов, и то – старого времени, у мелких торговцев, но в домах, так называемых, интеллигентных людей икон не держат. Про одного толстовца рассказывают, что в переднем углу его квартиры висел портрет Толстого с зажженною перед ним лампадою. Когда его спросили, зачем это он сделал, он ответил: "Я преклоняюсь перед разумом Толстого". Вот Толстого не постыдился, а стыдится Христа.

А что скажет на это Христос на Страшном суде Своем? "Идите от Мене, проклятии, во огонь вечный" (Мф. 25, 41), – вот Его приговор.


Поистине, страшное время мы переживаем: бегают от Христа и стыдятся Его. Но Спаситель сказал: «Кто постыдится Меня и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38). А между тем, особенно люди богатые, стыдятся признаться, что они христиане. В богатом доме, например, слуга и говорит: «Пожалуйста, кушать». Все садятся за стол, но если кто-либо из гостей перекрестится или прочтет молитву перед принятием пищи, Боже, каким насмешкам только не подвергнется он! Послужит он непременно темой для разговора и острот, если это человек умный, какой-нибудь профессор, которого нельзя заподозрить в невежестве и отсталости, то его назовут фарисеем и т.п.

А еще не так давно, когда мне было лет шесть, Христа не стыдились. В домах, и богатых тоже, садясь за большие столы, читали сначала молитву, крестились, а прошло 60 лет – и все изменилось.

Вследствие равнодушия к Православной Церкви и ея обрядам людей образованных, а часто и простых, многие соблазняются и уходят в раскол, желая найти истину, и гибнут окончательно.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>