Аудио-трансляция

Луч­шим ру­ко­во­д­ством бу­дет для вас чте­ние жи­тия свя­тых.

преп. Варсонофий

Ес­ли взять в раз­мыш­ле­ние один свой язык, то сколь­ко им про­из­не­се­но бы­ло зла – ху­лы на Бо­га, осуж­де­ния на ближ­них, ро­по­та, нас­ме­шек, ко­щу­н­ства, бол­тов­ни, бра­ни, бож­бы и про­чее и про­чее! И про­хо­дит ли в го­ду хо­тя один день, в ко­то­рый бы мы язы­ком сво­им не сог­ре­ши­ли, за­бы­вая о том, что за каж­дое празд­ное сло­во от­вет от­да­дим Бо­гу. По­се­му Гос­подь Бог, про­мыш­ля­ю­щий о на­шем ис­прав­ле­нии и спа­се­нии, и по­сы­ла­ет скор­би, от ко­то­рых че­ло­век не толь­ко празд­нос­ло­вить, но и дель­ное го­во­рить зат­руд­ня­ет­ся.

преп. Антоний

Поль­за на­ша бы­ва­ет не от ко­ли­че­ст­ва слов, а от ка­че­ст­ва. Иног­да и мно­го го­во­рит­ся, а слу­шать не­че­го, а в дру­гое вре­мя и од­но ус­лы­шишь сло­во, и оно ос­та­ет­ся на всю жизнь в па­мя­ти.

преп. Антоний

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Искушения

Нужно только не малодушествовать. Ведь без искуше­ний не проживешь: кто есть, иже поживет и не узрит смерти (Пс. 88, 49), т. е. искушения? Искушение дорого тем, что соделывает терпение, терпение — искусство. Не будь искушений, мы и остались бы невежами глупыми. Будем же обвинять в своих бедах себя, а не других... (преп. Анатолий).


...Скажите, пожалуйте, что сии попущения, отчасти опи­санные вами, на нас с тобою, неужели вы <мните>, без Божия мановения: воистину нам должно благодарить Премилосердого Господа, вся премудро об нас бедных строящего и врачующего тщеславием и гордостью недугующие души наша! Во утверждение же и утешение помещаю здесь святого Исаака Сирина от 35-го Слова: «...Путь Божий Крест повседневный есть, никтоже бо на небо взыде со ослабою. Сея бо путь вемы Господь и оканчивается. Иже всем сердцем издавшего себя Богови никогдаже хощет Бог беспечальна быти. Сие же есть Господне: пещися о истине, но и есть сего разумеется, яко от Бога промышляем есть, егда послет ему присно печали», а еще от 36-го Слова в конце: «Весть Господь, яко несть мощею в покое телесном сущим, пребыть в любви Его: и сего ради возбрани их от покоя и сласти того» и по ряду 37-го Слова: «Всякого человека пользует искушение. Аще бо Павла (апостола) пользует искушение, всяки уста заградятся и повинен бу­дет (весь) мир Богови. Подвижницы искушаются, да при­емлют богатству своему: слабшие да от вредящих охра­няют себя; спящие да на возбуждение уготовятся, и далече сущие да <приблизятся> Богу: свои же да со дерзновением вселятися». Итак, прочитавши сии богодухновенного мужа выражения, увещевающие нас ко благодушию и мужест­венному терпению! А посему вы обязана не только <не> малодушествовать, но и благодарить Всемилостивого Бога за все находящие скорби и неприятности, и с упованием просить от Господа терпения, и говорить слова святого пророка <Исаии>: «В скорби помянухом Тя Господи и в мале наказание Твое нам» (Ис. 26, 16) (преп. Лев).


Писаньице твое получил, из коего видно, что продол­жается у вас неустройство, но что делать — благодуше­ствуй, делай со своей стороны снисхождение сколько воз­можно, дабы не закралось у вас всепагубное злопомнение, и всячески попекись побеждать по заповеди Господни — бла­гим злое... Потерпите мало, и будет вам на пользу души вашей (преп. Лев).


Вы гадательствуете, что ваше <душевное> расстройство последовало не от удаления ли причащения Святых и Жи­вотворящих Таинств Тела и Крови Христовых. И сие не­оспоримо, это может быть, но причины также бывают от нашего нерадения и неуготовления к искушениям (преп. Лев).


...Заведенные нам искушения всячески преполезны, во-первых, потому, что приводят, хотя или нехотя, со смире­нием прибегать к покровительству и помощи Божией, прося о защищении, второе, обнадеживает, что мы хотя и от ничтожных ничтожнейшие и слабейшие всей твари, но име­ем скорби сообразно по Бозе жительствовавшим и во ис­кушениях предуспевшим и спасшимся, как за грехи наши попущены скорби ко очищению и смирению также, то, бла­гонадежней и упованием подкрепляемы, в пагубное отчая­ние не попущаемся... (преп. Лев).


...Где бы ты ни жила, нигде нельзя прожить без иску­шений, или чрез бесов, или чрез людей, или от собственных привычек, или от не укрощенного еще самолюбия. Не без причины сказано во Святом Евангелии: «нудится Цар­ствие Небесное, и нуждницы восхищают оное» (Ср.: Мф. 11, 12), и паки: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19), и: «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). А знаю, что в N. есть тебе что потерпеть... Будь благоразумна и старайся понести резкие и неуместные выходки, и получишь пользу душевную и духовную. В таких случаях поминай: «человек неискушен — неискусен» и паки: «яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я». Бесовские же искушения проявля­ются в разных смущениях и недоумениях, но все должно препобеждать верою и упованием и благой надеждою (преп. Амвросий).


Против других суждений имей и содержи в памяти Евангельское слово: «аще дело сие от человек, то разорится, аще ли же от Бога, разориться не может» (Ср.: Деян.5, 38—39). Сама видишь, что дело общины не разоряется, а, хотя с трудом и разными препятствиями, ма­ло-помалу устрояется, подтверждая святоотеческое слово: «всякому доброму делу или предшествует, или последует скорбное искушение» (преп. Амвросий).


Свобода существ разумных всегда испытывалась и досе­ле испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недо­умениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе' ли стремится, или еще при­гвожден к земному, чтобы человек-христианин чрез подоб­ные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся. Потому что без сми­рения все дела наши суетны, как единогласно утверждают и богоносные отцы (преп. Амвросий).


Как христианин в частности не может избежать и пребыть без искушения и испытаний, так бывает и с мона­стырскими обителями, не только с новыми, но и с старыми. Человеку дана от Бога свобода, и разум, и закон открове­ния, и свобода эта испытывается, как человек ее употребит. Свобода и ангелов испытывалась... Ежели на небе бывших испытывалась свобода, то кольми паче испытывается свобо­да и произволение на земле живущих (преп. Амвросий).


...Пишешь о расстроенном положении N. Что делать? Она неправа тем, что слишком заботится о внешнем. Но когда человек находится в искушении, надо потерпеть ему, как и самой тебе внушает благой помысл (преп. Амвросий).


...Не помню, чтобы я кого-либо видел без недоумения и недоразумения, потому что всех враг искушает и не хочет никого оставить в покое. Преподобный Макарий Египет­ский пишет, что Господь попускает лукавому врагу искушать христиан, чтобы не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно. Во-вторых, чтобы чрез искуше­ния смирялись и не высокоумствовали, чему, без борения и искушения вражеского, люди легко подвергаются. В-третьих, люди чрез искушения делаются более опытными и искус­ными и более твердыми. А прежде всего попускает Господь искушения, чтобы отделить боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудренных от горделивых и самолюбивых, как сказано в Евангелии: «не приидох воврещи мир на землю, но меч» (Мф. 10, 34) (преп. Амвросий).


...Из города Ливен приезжающие к нам часто повто­ряют слово, значение которого я не совсем ясно понимаю: «толкач муку покажет». Должно быть, когда толкут челове­ка-христианина, то и покажется, какая в нем мука, первой руки или второй, или третьей. И святой Иаков, брат Божий, пишет, что человек неискушен неискусен. В паремиях пре­подобным читается: «якоже злато в горниле искуси их» (Прем. 3, 6). Искушения неприятны, а полезны; да и по­даться от них некуда, по сказанному: «в мире скорбны будете» (Ин. 16, 33). Значит, в целом мире безскорбного места не найдешь; везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно (преп. Амвросий).


Если когда-либо, то особенно теперь, тебе нужно поучаться в Евангельском слове Господнем: «будите мудри яко змия, и цели яко голубие» (Мф. 10, 16). По смыслу божественных толковников, мудрость змеи состоит в том, когда наносят удары телу ее, она всячески старается укры­вать главу свою. Так и всякий христианин, при нанесении ему скорбных ударов со стороны, должен блюсти главу свою духовную, т. е. веру и в Господа и в Его евангельское учение, которое возвещает всем хотящим спастись тесный и прискорбный путь. Но теснота эта и прискорбие скоро-преходящи, а воздаяние за них в будущей жизни нескончае­мо и райским наслаждением, и необъяснимою радостью, по сказанному: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1Кор. 2, 9). — Все это непрестанно должно обносить в уме, и в сердце, и в памяти, чтобы быть в состоянии мудрую борьбу со страстями и неприятностями совне ра­створять незлобием голубиным, повторяя себе те же слова, какие изрек на подобные случаи Искупитель наш и Изба­витель к Богу Отцу: «остави им грех сей, не ведят бо, что творят» (Ср.: Лк. 23, 34) (преп. Амвросий).


Искус вещь хорошая и самая полезная. Бывших во искусе и Апостол похваляет, глаголя: «искушени быша, скитающеся, лишены, скорбяще, озлоблены» (Ср.: Евр.11, 37). В заключение прибавляет: «ихже не бе достоин весь мир» (Евр.11, 38). Если и такие не избегли скорбных искуше­ний, ради пользы их душевной, то нам немощным никак не бедует отрекаться и избегать душеполезных искусов (преп. Амвросий).


Мужайся о Господе, и да крепится сердце твое в по­стигшем искушении обитель вашу. Читаем в псалмах: «мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165). Знаю, что ты от всего сердца любишь закон Божий. Поэтому крепись и мужайся против случившегося соблазна в обители. Правда, что не­легко понести подобный соблазн, как говорит о сем и свя­той апостол Павел: «кто соблазняется, и аз не разжизаюся» (2Кор. 11, 29). Хотя и трудно переносить подобные обстоятельства, но малодушествовать ни в каком случае не следует... А я слышу, что ты настолько предалась и преда­ешься безмерной печали, что несколько уже дней совсем не употребляешь пищи, так что и желудок твой стал ссыхать­ся. Это неблагоразумно и несогласно с волею Божиею предаваться такой вышемерной печали, когда имеем апос­тольскую заповедь «радоваться в различных искушениях» (Ср.: Иак.1, 2,), как пишет святой Иаков, брат Божий. То же самое сказано и у апостола Павла: «всегда радуй­тесь, непрестанно молитеся, о всем благодарите» (1 Фес. 5, 16—18). Сия бо есть воля Божия. И нам следует при­держиваться воли Божией, а противное отвергать и не пре­даваться оному. Ангел покаяния святому Ерму говорил, что печаль оскорбляет Духа Святаго и неприлична рабам Божиим, то есть печаль неуместная или вышемерная. А ты уже пресытилась печалью, пора и отложить оную и взяться за благонадежие. И простой опыт свидетельствует, что после сильной бури в море бывает велия тишина. Будем мы надеяться и ожидать подобного (преп. Амвросий).


Ты давно все желала скорбей, и попрания, и уничи­жения от людей в отдаленном известном месте, куда тебя помысл не перестает тянуть разными изветами. Но вместо этого тебе попущено терпеть досаждения и искушения от бесов в том самом месте, где живешь. Думаю, что тебе случилось это потому, что действовала ты вопреки сказан­ного в молитве Господней, в которой, во-первых, молимся так: «да будет воля Твоя», а потом в конце: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Не знаю, по­нимала ли ты смысл этих слов? Святой Исаак Сирин в 5-м Слове объясняет их так. Видимые скорби от людей, от обстоятельств и от болезней тела должно терпеть и пере­носить со смирением и благодарением, покоряясь всесвятой воле Божией. О душевных же искушениях должно молиться Господу, «чтобы не подвергнуться оным». Помо­лимся, говорит сей святой, не внити во искушение о вере. Помолимся не внити во мнении ума твоего, во искушения с бесом хулы и гордыни. Помолимся не внити по попущению Божию в явное искушение диаволово, злых ради помышле­ний, яже помыслил еси во уме твоем, их же ради и попущен еси (в сие искушение). Помолимся не отступити от тебе Ангелу целомудрия твоего, да не будеши ратован горящею бранию греха, и отлучатися от него (т. е. от Ангела). Помолимся не внити во искушение раздражения на кого-либо или во искушение двоедушия и сомнения, ими же душа возводится к великому затруднению. Искушения же (скорбные) телесные вседушне подъяти уготовляйся и все­ми удесы твоими пройди сквозь тех, и очи твои слез исполни, да не отступит храняй тя Ангел от тебя. Кроме бо иску­шений сих Промысл Божий не зрится, и еже к Богу дерзно­вение невозможно есть стяжать, и премудрости духа невоз­можно есть научиться, и божественному вожделению в душе твоей утвердиться невозможно есть. И еще сей свя­той прибавляет, глаголя: «и паки помолимся не внити во искушение явное диаволово за кичение твое, но за еже любити тебе Бога, да сила Его споспешествует тебе, и то­бою победит враги Своя, да искусится любы твоя к Богу, и прославится сила Его в терпении твоем...» (преп. Амвросий).


Покой обещан нам в будущем веке, а здесь на земле труд и искушение. «Блажен человек, иже претерпит искушение» (Иак.1, 12) (преп. Моисей).


Рассуждая о ваших теперешних искушениях, полагаю, что не без воли Божией попущены вам оные ко смирению, и так как вы не имели никаких внешних искушений и оскорб­лений, то сей духовный крест попущен вам к преуспеянию душевному... смиряйте себя и предавайтесь воле Божией. Он выше меры искушений не пошлет... (преп. Макарий).


А что тебя не жалуют — не смущайся. Искушение с этой стороны подошло. Но что подошло, то и отойдет. Толь­ко чему быть, того не миновать. Видишь, и родные пере­менились. Когда нужно смирить человека, то не только начальница, сестры, чужие, свои, даже, по слову Исаака Си­рина, вся тварь восстанет на такого человека. А ты еще говоришь, что хуже всех — и ленива, и сонлива, а вот делом стали смирять, мишура смиренномудрия твоего и сползла, и показала суть (преп. Анатолий).


Смирись, зазри себя в немощах и спеши с прошением о помощи к Богу. Бог прибегающих к Нему никогда не оста­вит через силу на искушения, особенно юную свою под­вижницу. Ведь Он, Человеколюбец, видит и очень знает, что ради Него, Святого, терпишь от диавола приражения страстей бесчестия, но ждет, чтобы видеть наше произво­ление, и томит нас. А для чего? Для того, чтобы мы, во-первых, осознали свою немощь и смирились, во-вторых, для того, чтобы, увидавши свое бессилие и приражения врага, обратились к Богу, Помощнику в скорбях, обретших ны зело, а третье и главное, чтобы мы, перешедши огнь и воду, сделались искусны. «Ибо муж неискушен — неискусен», по слову Божию (Ср.: Иак.1, 12). А тебя Бог желает сделать ис­кусною и попущает, чтобы Матушка тебя пробирала и вре­менем потрепала. Да, Д., это очень полезно. И от блудной страсти очень помогает. Святой Нил Синайский пишет: «Не отвергай усмарей (т. е. кожевников), аще бо и биюще попирают и растягающе строгают, но этим самым одеяние твое светло бывает» (преп. Анатолий).


Многие бури и ураганы потрясают атмосферу и на­носят различные крушения, а святой царь Давид изо всего извлекает хвалу Богу. И действия духов злобы поднебес­ных, подобно бурям, потрясают душу и сердца пребываю­щих на земле человеков. Нам немощным что теперь де­лать? Одно средство ближайшее и вернейшее — воздевать руки ко Господу Богу, подобно Моисею в пустыне, где напа­дала на него вражия сила Амаликова. Всевышним Богом прейдем стену искушений. С нами Бог. И бояться слишком не должно (преп. Моисей).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>