Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сми­ре­ние мож­но стя­жать пос­ре­д­ством пос­лу­ша­ния. Че­ло­век, под­чи­ня­ю­щий свою во­лю ду­хов­но­му ру­ко­во­ди­те­лю сво­е­му, по­беж­да­ет гор­дость и при­об­ре­та­ет сми­ре­ние.

преп. Варсонофий

Без сми­ре­ния нель­зя быть уче­ни­ком Хрис­то­вым. Без сми­ре­ния серд­це че­ло­ве­ка не при­мет, не ус­во­ит се­бе Хрис­то­ва уче­ния. Сми­ре­ние серд­ца вну­ша­ет че­ло­ве­ку быть по­кор­ным во­ле Бо­жи­ей, при­ни­мать по­кор­но все, что Гос­по­ду угод­но бу­дет пос­лать че­ло­ве­ку на жиз­нен­ном пу­ти его, по­ко­рять свой ум, свое рас­суж­де­ние, свои хо­те­ния в пос­лу­ша­ние Хрис­то­во.

преп. Никон

Сми­рись пе­ред Бо­гом. Сми­ряй­ся по си­ле и пред людь­ми. Не за­зи­рай ни­ко­го. А прошт­ра­фишь­ся – сей­час кай­ся: Гос­по­ди, прос­ти! Гос­по­ди, по­ми­луй! Гос­по­ди, по­мо­ги!

преп. Анатолий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Исповедь у Старца обновляла и возрождала

Так отец Анатолий, по благословению отца Настоятеля, переселился в монастырь, в келью при больничной церкви Владимирской Божией Матери. Часто приходилось видеть такую картину: в монастыре полное затишье, не видно даже монахов, а Владимирская церковь открыта и полна народа. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительную боль от ущемления грыжи, боли в кровоточащих ногах.

Прием посетителей начинался с «обхода». Отец Анатолий выходил в сени и благословлял каждого посетителя. Многие приходили издалека только ради одного этого благословения святого старца. Он имел особенную манеру благословлять: крестил неторопливо, чинно, будто запечатлевал крестное знамение на богомольце, при этом удерживал некоторое время благословляющую руку около чела богомольца, и часто, прозревая и отгоняя недолжные помыслы, легонько ударял несколько раз по макушке пальцами, как некогда делал Старец Амвросий, приговаривая при этом: «...цок, цок, цок...» Иногда за это время Старцу можно было сказать несколько слов, задать вопрос. Иных же благословлял коротким быстрым знамением. Обходя посетителей, давал краткие ответы на задаваемые вопросы, а затем принимал некоторых для отдельной беседы у себя в келье.

Исповедь у Старца обновляла и возрождала. Совершая исповедь в келье, Преподобный обычно подводил посетителя к божнице, ставил на колени, давал читать вслух общее исповедание грехов, а после каждого исповедовал наедине. Во время исповеди он горячо молился за своих духовных чад. На исповеди преподобный Анатолий не оставлял на душе кающегося даже самых малых грехов и не разрешал, если видел нераскаянным даже малый помысл. После же исповеди давал наставления, всегда поражавшие точностью и прозорливостью.

В исповеди монашеской братии главное место занимало откровение помыслов. "Сосредоточенно, благоговейно подходили монахи один за другим к старцу. Они становились на колени, беря благословение, обменивались с ним в этот момент несколькими короткими фразами. Некоторые проходили быстро, другие немного задерживались. Чувствовалось, что старец действовал с отеческой любовью и властью. Иногда он употреблял внешние приемы. Например, ударял по лбу склоненного пред ним монаха, вероятно, отгоняя навязчивые приражения помыслов. Все отходили успокоенные, умиротворенные, утешенные. И это совершалось два раза в день: утром и вечером. Поистине, "житие" в Оптиной было беспечальное и действительно все монахи были ласково-умиленные, радостные или сосредоточенно-углубленные. Нужно видеть своими глазами результат откровения помыслов, чтобы понять его значение",— писал И. М. Концевич.

Духовные дары старца Анатолия

Прозорливость старца

Известно множество случаев прозорливости старца. Многим он предсказывал будущие события в их жизни: одному священнику предсказал место служения, инокине - то, что она поедет в Италию. Одна женщина пришла с сыном Димитрием, старец хотел благословить его иконой великомученика Димитрия Солунского, но вдруг сказал сам себе: «Нет, не то», - и благословил образом святителя Димитрия Донского, имя которого и носил мальчик.

Как он все, все понимает!

Раба Божия Мария Михайловна рассказала о поразительном случае прозорливости Старца: «Племянница моя Татьяна Александровна А. рассталась с мужем своим, который уехал куда-то и пропал без вести. Она осталась со своим сыном мальчиком Димой. От мужа уже долго не было вестей, и она решила, что он не вернется никогда. По характеру своему она не могла жить без опоры, боялась одиночества и тосковала. Прошло много времени. Судьба свела ее с человеком, которого она полюбила и была счастлива с ним. Но этот человек вскоре умер. Горе ее было не по ее силам.

Она пришла ко мне в Оптину Пустынь, и я посоветовала ей пойти к батюшке отцу Анатолию. «Ну, зачем я пойду к нему? Что может сказать монах? Что он может понять в моем деле? Конечно, с его точки зрения, я преступница, нарушительница закона, чем может он меня утешить?» Но я продолжала настаивать, и Т. А. пошла к отцу Анатолию, а вернулась от него счастливая, сияющая. «Батюшка меня выслушал. Все понял, сказал, что Борис вернется (Борис - это муж ее). Этого, конечно, не может быть. Но Батюшка! Какой он добрый! Как он все, все понимает!» Это происходило зимой, а на Пасху того же года вернулся Борис».

Какая это икона?

Духовным чадом старца Анатолия был священник отец Андриан Рымаренко, впоследствии архиепископ Рокландский (США) Андрей. Перед принятием сана в 1921 году он приезжал к старцу Анатолию за благословением. Отец Анатолий сказал: «Тебе надо будет поступить на курсы». Отец Адриан имел высшее образование, но светское, поэтому ему пришлось перед рукоположением заниматься у профессоров богословия и держать специальный экзамен. Отец Адриан спрашивал у старца Анатолия благословения на приход в село Евлоши под Ромнами. Старец в благословение дал пасхальное яичко с изображением иконы Божией Матери и спросил: «Какая это икона?» Отец Адриан сказал: «Смоленская, кажется», а Батюшка ответил: «Нет, Иверская». Первый приход отца Адриана был в Ромнах, в храме, в котором был очень чтимый образ Иверской Божией Матери

Через три недели в свой дом войдешь

Однажды пришел к отцу Анатолию попавший в затруднительное положение крестьянин, оставшийся с семьей без крыши над головой, имея за душой лишь 50 рублей денег. Ему неоткуда было получить помощи. От горя он впал в отчаяние, по-деревенски закручинился и первым делом решил пропить эти деньги, оставить жену с ребятишками, а самому идти в Москву в работники. Но недаром говорят: утро вечера мудренее. Наутро первая мысль в голову: "Сходи к старцу Анатолию", да и только. И пошел. Подходит под благословение, старец благословляет, как будто в лоб два раза ударяет, и кладет благословение медленно, чинно, а крестьянин и говорит: "Погибаю я, батюшка, хоть совсем умирай".— "Что так?" — "Да вот, так и так... " — и все рассказал крестьянин старцу. Старец Анатолий еще раз благословил его и сказал: "Не падай духом, через три недели в свой дом войдешь". Так оно и случилось, помог ему Господь и дом построить, и другим человеком стать.

Слова отца Анатолия полностью подтвердились

Как часто порывы, по-видимому, благие, продиктованные лучшими намерениями, могут оказаться опасными. Особенно это случается в молодости, когда нет еще ни достаточного опыта, ни связанной с ним осторожности. Казалось бы, чего проще: поделись со старшими, поступи сообразно их совету, но самые простые решения тому, кто увлечен, кажутся не приводящими к цели. Молоденькая девушка, воодушевленная примером самоотверженного служения сестер милосердия, изо всех сил стремится на фронт. Идет Первая мировая...А для нее мечта о подвиге соединилась с мотивом личным: там, на фронте, он, тот, ради кого она готова оставить своих родных. Дорогой в Оптину, обдумывая предстоящий разговор со старцем, она со всей серьезностью подбирает доводы в пользу того, чтобы ехать. И как хорошо, что к батюшке она отправится без мамы: он, конечно же, поймет и благословит ее, а мать должна будет подчиниться слову старца. Ехала, и улыбалась своим мечтам. В приемной старца Анатолия народу видимо-невидимо. Кого тут только нет! Крестьяне и военные, сановитые дамы с заплаканными глазами и монашечки...Время-то какое! Война...

Мысленно повторяла все, что собиралась сказать батюшке, как вдруг приоткрылась дверь, и из кельи в приемную вышел старичок-монах, и прямо к ней: «А ну-ка иди ко мне». И куда только делась вся смелость: душа в пятки ушла. Улыбка у отца Анатолия ласковая, сам он - благость и добродушие, а девица наша словно дар речи потеряла от того, что поняла: батюшка видит ее насквозь. В келье молчание прервал отец Анатолий: «А ты почему маму не слушаешься?» - «Вот, что я тебе скажу: мать твоя лучше тебя знает, тебе на войне не место, там не одни солдаты, там и офицеры; это тебе не по характеру. Когда я был молод, я хотел быть монахом, а мать не пустила, не хотела, и я ушел в монастырь тогда, когда она умерла. Теперь ты вот что мне скажи: замуж хочешь?» Видя, что девушка молчит от того, что ее затея оказалась напрасна, старец продолжал: «Ты сейчас любишь его за красоту! Выходи за него замуж, когда почувствуешь, что жить без него не сможешь. Я знаю случай такой: муж был на войне, когда его убили. Жена в этот же час умирает дома. Вот тогда только и выходи».

Благословив гостью Казанской иконой Божией Матери, батюшка ободрил ее: «Когда приедешь в Петроград, не думай, что тебе нечего будет делать - будешь занята». Вот так, несколькими словами было остановлено ребячливое стремление, последствия которого могли быть непоправимыми. И, удивительно, ни разочарования, ни протеста, ни досады на батюшку, неожиданно принявшего сторону матери, девушка не чувствовала. Все растворила, заполнила собой исходившая от старца теплота. Пришло и новое, незнакомое прежде чувство: все подаст Господь в свое время, надо только иметь терпение и доверие к Его святому Промыслу. А слова отца Анатолия полностью подтвердились: по возвращении его посетительницы в столицу, ей тут же предложили работать в госпитале, а замуж она вышла за адъютанта штаба дивизии. Такое вот простое, но опытно пройденное, напоминание о важности родительского благословения.

Ищите девушке другого жениха

В другом случае Старец не благословил парню и девушке вступать в брак: «Бог не благословляет. Через время молодые пришли еще раз к Старцу просить благословения: «Бог не благословляет. Ищите девушке другого жениха». Но полюбившие друг друга парень и девушка пришли и в третий раз, упали в ноги. «Ну ладно, венчайтесь. И – вот вам мой подарок». Старец подал полотенце: на одном конце – праздничная вышивка, а на другом – узор черной ниткой. Обвенчались, пошли дети. Но тут нежданно пришло горе: чахотка враз унесла жизнь мужа. Осталась молодая вдова с сиротами, всю жизнь маялась

Благословляет...уступить жене

Душевная чистота отца Анатолия позволяла ему увидеть некоторые ситуации в несколько ином свете, чем это представлялось не только мирянам, но и священникам. Узнаваемая домашняя ситуация: муж трудится, не покладая рук, над строительством храма, спешит закончить быстрее, на радость людям, а дома немирно - супруга чинит препятствия, и всё недовольна его опозданиями - то обед простыл, то ужин передержала, и вся жизнь идет вразлад. Обращаются к батюшке с просьбой помолиться об умирении строптивого женского сердца. А батюшка, вопреки всем прогнозам, благословляет...уступить жене. Ведь, если распадется семья священника, не больший ли это будет вред для церкви, чем небольшая задержка строительства? За мотивом благим и внешне добрым старец в миг угадывает действие притаившегося в мудровании греха: к благому делу примешалось тщеславие, забота о том, чтобы показаться перед людьми, позабыв о самых близких...

Не терять надежды

К старцу Анатолию несколько раз приезжала замужняя женщина Ольга Петровна М., горевшая любовью к Господу, но имевшая при этом большую скорбь — ее муж был лютеранин. Все ее попытки склонить мужа к Православию были неудачны, из-за чего дружная семейная жизнь расстроилась. По этому поводу она просила совета и помощи старца Анатолия. Старец твердо сказал ей, чтобы та не настаивала и не уговаривала мужа, но сохраняла семейный мир и не теряла надежды. Муж действительно впоследствии сам принял Православие, не желая разлучаться с женою в вечной жизни. Скончался он православным, и жена похоронила его в Оптиной Пустыни; сама же поступила в Шамординский монастырь.

Дар исцелений

Как и все старцы, имел отец Анатолий великий дар исцелений, но совершал их прикровенно, посылая болящих, как правило, на источник преподобного Пафнутия близ Оптиной или на могилку старца Амвросия или посредством какой-нибудь вещи. Одна духовная дочь старца рассказывала, что однажды батюшка с ней послал грушу ее брату. Она удивлялась, почему именно младшему, а когда приехала, оказалось - он очень болен и врачи говорят, что надежды мало. Брат стал есть грушу по маленькому кусочку и вскоре выздоровел.. Другая духовная дочь рассказывала, как выздоровела, укрывшись подаренным батюшкой подрясником.

Любовь, которая всё покрывает

У старца Анатолия, в отличие от других Оптинских старцев, не было учеников – продолжателей его старческого служения. Один из его келейников говорил: «Что это вы, Батюшка, все себе таких берете послушников – малограмотных? Отец Варнава – больной, я – неученый, некому будет вас заместить». Старец на эти слова засмеялся, но ничего не сказал...

Его келейниками были отец Варнава и отец Евстигней. Они отличались удивительной простотой и преданностью своему старцу. Быть келейником у старца – особый подвиг. Послушания продолжались «от зари до зари».

Отец Варнава рассказывал о трудностях келейного послушания у Старца: «Трудно было жить. Народу было множество. Все надо было успеть, а с четырех утра до 11 ночи все народ. Бывало, что не так – Батюшка проберет, но сейчас же и обласкает, а за чаем и конфетку или еще что даст, я беру и думаю: «Знаю, знаю, за что конфетку-то даешь!» Один раз готовились соборовать. Я что-то сделал не так. Он меня при всех и разбранил, да так, что в народе смущение было. А потом, когда кончился собор и все ушли, смотрю, Батюшка бежит ко мне из своей кельи, и я к нему навстречу тоже иду, и он подбежал да бух мне в ноги: «Прости, Бога ради!» Я тоже упал перед ним: так оба и лежим, и просим друг у друга прощения. Я смотрю, когда он встанет. Он встал и меня поднял, и стали мы пить чай. Батюшка был очень горяч. Я ему как-то сказал: «Батюшка, если бы не ваша любовь, которая все покрывает, я бы не прожил у вас и десяти дней».

Когда у отца Варнавы сильно разболелась нога, он не мог служить Батюшке. Решили, что Батюшка возьмет себе другого келейника. Тяжело было отцу Варнаве уходить от любимого Старца: «Перед тем как уйти, напал на меня плач. Льются у меня слезы, так вот и текут, а на душе светло и радостно. Бывало, поделаю что у него или пущу к нему кого – он занимается, а я брошусь на койку да в подушку и плачу. Когда с Батюшкой сижу за чаем, то все стараюсь не показать вида, что плачу. Уж не знаю, заметил он или нет».

Школа послушания у Старца

Школа послушания у Старца требовала терпения и отсечения своей воли. О плодах послушания Старцу его духовная дочь Анна Ивановна Шапошникова поведала такую историю: «Было это в октябре – холод страшный. Батюшка меня заставляет идти купаться в Пафнутьевский колодец. «Батюшка, да как же я пойду? Да мне от ваших слов только и то холодно становится. Как же я пойду в воду?» На другой день Батюшка опять посылает меня купаться, и я опять не решаюсь. На третий день вижу, что лицо у Батюшки совсем другое, суровое, он холоден со мною, и опять тот же вопрос о купании. Я испугалась и сейчас же согласилась: «Хорошо, Батюшка, я пойду». Тут же была моя знакомая дама, она попросила у Батюшки благословения и ей пойти искупаться со мною. «А не холодно тебе будет?» – сказал ей Батюшка. «Батюшка, да ведь она-то будет купаться, почему же мне-то холодно?» – «Ну, Бог благословит. Только смотри, не холодно ли тебе будет?» Пошли. Я надела на себя все теплое, и все-таки пока дошла, у меня нос совсем замерз. Пришли к колодцу... сошла в воду, и за молитвы Батюшки вода оказалась совсем теплая: я не только окунулась, но даже поплыла, и когда вышла, то не захотелось обтираться... Было совсем тепло. А дама едва окунет ноги в воду, как уже вся посинеет от холода, и я ее почти без чувств вытаскивала из воды. Так пыталась она несколько раз купаться и не могла. Когда я вернулась, Батюшка встретил меня сияющий и все благодарил за послушание».

Для него не было чужих – каждый был ближним

Старец будто орошал приходивших дождем благодати, близость к нему сама по себе утешала. Архимандрит Борис (Холчев) так передал свое переживание встречи со старцем Анатолием: «Батюшка Анатолий был необыкновенно прост и благостен. Всякий, подходящий к нему, испытывал счастье попасть как бы под золотой благодатный дождь. Само приближение человека к этому старцу уже как бы давало ему чудесную возможность очищения и утешения».

Старец Анатолий встречал незнакомого человека как родного. Для него не было чужих – каждый был ближним, каждая встреча для Старца была уникальна и неповторима. Посетители вспоминают о трепете и волнении преподобного Анатолия при общении даже с молодыми людьми. Старец старался никого не отпустить без какого-нибудь гостинца.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>