Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до раз и нав­сег­да по­кор­но под­чи­нить­ся тре­бо­ва­ни­ям Церк­ви, как бы они ни бы­ли стес­ни­тель­ны. Да вов­се они и не так труд­ны!

преп. Варсонофий

Кто соз­на­ет се­бя не­дос­той­ным греш­ни­ком, тот пла­чет о сво­их гре­хах. А соз­на­ю­щий свое не­дос­то­и­н­ство и пла­чу­щий о сво­их гре­хах не мо­жет под­вер­гать­ся гне­ву. Он бу­дет кро­ток по при­ме­ру Спа­си­те­ля, Ко­то­рый ска­зал: На­у­чи­те­ся от Ме­не, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем (Мф. 11, 29).

преп. Никон

Слиш­ком боль­шое нап­ря­же­ние вред­но. Мож­но по­те­рять си­лы нап­рас­но и обес­си­леть. На­до ог­ра­дить се­бя же­лез­ным коль­цом за­по­ве­дей. Каж­дое свое действие на­до со­вер­шать толь­ко пос­ле то­го, как про­ве­ришь, сог­лас­но ли с за­по­ве­дя­ми, со Свя­тым Пи­са­ни­ем. И да­же сло­ва на­до про­из­но­сить пос­ле то­го, как по­мо­лишь­ся и про­ве­ришь.

преп. Никон

<<предыдущая  оглавление

Схима

Не страшитесь восприять на себя великий образ схимы

Ваша превосходная вера и благоприятные ваши молитвы понудили нас, худейших, позабыть свое ничтожество и за послушание ответствовать. Вы изволите писать, что крайняя печаль непрестанно снедает вас, а причины предоставляете богословные: во-первых, что вас многие убеждают, дабы вы потщились восприять святый великий ангельский образ, то есть схиму, но боязнь устрашает ваше сердце при внятии чувств величества сана. Ежели кто из благоразумных и опытных старцев воспросит нас с тобою и скажет: мы наслышаны, матушка, что вы страшитесь восприять на себя великий образ схимы, дабы вам в будущем веке не было в осуждение в рассуждении ваших слабых сил и слабого произволения.


Но скажите же, пожалуйте, какой вы должны ответ воздать за настоящий восприятый вами образ и данные при оном обете? Можешь ли ты или могла оные исполнять своими естественными силами? Притом вникни, как велика разница в обетах схимнических и манательных пострижениях - воистину, мало обрящем разницы. Когда мы с тобою станем с осторожностью и со рассмотрением на вопросы старцев ответствовать, то обрящем малую разницу в данных обетах при пострижении в мантию против схимнического: как в мантию даешь обет сохранить себя в девстве до кончины жизни нашей и иметь нестяжание - сии два пункта вышеестественные, мы их без Божией помощи соблюсти не в силах, да и прочее все, если со смирением и терпением не будем прибегать к Премилосердому Господу, и просить, и молить Его всемогущей помощи, то мало может стоять против мысленного Амалика. Итак, мы, хотя непотребные, но советуем, - возвергни всю свою участь на помощь Всемогущего Господа, согласись на совет стариц и прочих благомыслящих лиц приять душеполезное таинство!


Вы рассудите, что уже вы лет отчасти пожилых, и в монастыре пожили время не малое, да и пословица есть - глас народа согласуется с гласом Божиим! Ежели сказать откровенно, м. Тавифе с Божией помощию годок-другой можно еще поискуситься и тогда на сие таинство решиться. В дополнение сего вы извольте прочитать Иоанна Лествичника, выписано моей рукой по батюшкину совету в 12-ти главках, и там увидите явственно, чтобы не отрицать Божественного звания и не извинять недостоинством, как ваша любовь. Извольте выслушать, что пишет о сем св. Симеон Фессалонитский (от главы 360-й) - на его писаниях подробных ныне вся Церковь утверждается: "Несовершенный образом сим да совершится, да несовершен и без совершеннейшаго отыдет тайно совершения образа сего. Вем бо и о сем множайших нерадящих, якоже убо и первее ко крещению косни бяху и погрешиши Ему. Но якоже не крестивыйся несть христианин - так и не совершившийся образом сим не будет монах». И еще о сем уразумеешь от учителей церкви, а паче от Василия и Григория, яже о крещении словеса их, ныне о образе сем тебе и покаянии да будут. «Не достигнет же монах быти на кончине своей, да бывает: велик бо есть сей дар, царска есть печать сия, второе есть крещение, от грехов очищает, подает благодать, вооружает и знаменает, отъемлет от врагов церкви, представляет, и друга сотворяет Его". Да вникнем, как нам св. Симеон архиепископ Фессалонитский советует не коснеть - восприять образ монашества, т.е. схиму, и не отлагать.


А что вы скорбите, что не благодушествуете, то сия немощь нам попущена, дабы мы прибегали к твердой страже и необуреваемому пристанищу - смирению. И от таковых прохваток да познаем свои немощи и ничтожество, и да укоряем себя и окаеваем, и да не велемудрствуем о себе, что будто уже достигли пристанища и необуреваемые прибыть возможем. До конца должно жить и все продолжать учиться, как достигнуть совершенства, но на сем свете совершенства не обретется, - только Премилосердый Господь един совершен есть среди труждающихся всечестно с простотою, беззлобием и смирением, вдавшихся в Его совершенную волю и промысл, хотя и при смерти сподобляет Своими щедротами в совершенство!

Терпение

Дом души - терпение

Вы пишете и сознаетесь, что вынуждены терпеть не токмо от единоутробной, но и от прислужниц. Хотя сии приключения, по-видимости, и выше ваших сил, но только вспомнит и то, что наша с тобою обязанность, призывая Всемогущего Господа, сие претерпевать и приобретать смирение, и сохранять, яко некое имение. О сем явственно пишет преподобный Илия Екдик в 62 главе: "Дом убо души есть терпение, обдержится бо в нем. Имение же - смирение, питается бо тем". И потому, чтобы от кого не попускалось прекословий или неправильных словооправданий, терпеливостию да пропускаем и примером своего благодушия да поучаем. «Обличи силою добродетелей твоих устен сопротивно учащих тебе, а не известословием словес твоих, но кротостию и тихостию твоих устен умолкнути сотвори, непокоривых бесстудие обличи благородием жития твоего и чувств бесстудных удержанием очию твоею».


С Божиею помощию да положимся, сколько возможно, потерпеть и со благодарением и благохвалением просить Премилосердаго и Всемогущего Господа, дабы Господь всесильною десницею даровал вам терпение переносить все неприятности. А кроме сих средств, избавиться невозможно ни от мысленного врага, ни от искушений попустительных для искусу душам. Я помню, что о сем в прошлом году в письме писал. А когда восхощешь, во утешение себе прочти главу 12-ю ко Евреям и обрящешь немалую отраду стесненной скорбьми своей душе. Да еще вас прошу и молю, яко сестру послушную, прочитать от соборного послания св. апостола Иакова главу 1-ю, и, прочитавши, Господь вам невидимо подаст чувство отрады плода послушания и образует вашу душу внутренним утешением. И тогда с радостью от 33-го псалма устами и сердцем возглаголешь: «Сей ниший возза,- и Господь услыша и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь. Блажен муж, иже уповает нань. Мнози скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их; ни едина от них сокрушится» ( Пс., XXXIII; 7-9; 20-21).


Да предприимем мужественно терпение и предоставим, что за наши грехи и нерадение Премилосердый Господь попустил нам сие, дабы мы, слабые, приучали себя к мужественному терпению и к благонадежному на Премилосердаго Господа Бога непостыдному упованию! И я вас могу твердо уверить, что, ежели вы сие со благодушием потерпите, то вам Всемилостивый Господь невидимо пошлет со усугублением!

«Блажени есте, егда поносят вам» ( Мф., V,11)

Вы, во-первых, пишете, что во время получения моего письма были возмущены духом против бесславных слухов, клевет на вас. Дочь моя, наша христианская обязанность неотложно требует по возможности сил наших находящее претерпевать и сим бессмертному нашему Создателю и Искупителю подражать. Сие во блаженствах упоминается так: «Блажени есте, егда поносят вас и изженут, и рекут всех зол глагол на вы лжуще мене ради. (И претерпевшие сия, ) радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф., V, 11-12). А что вас помысел побеждал мнительный, за который Премилосердый Господь да простит вас. Но только вы отселе должны положить начало не принимать таковых душетлительных помыслов, яко испытавшая на самом опыте лесть и тщету оных! Опять же следует быть поблагодушней с благодетельницей и при всяком свидании внутренно чувством и мыслию призывать помощь Всемогущего Господа, дабы даровал вам дух бодрости и разум к ответам и не принимать мнений душевредных от произносимых ею слов.

Согрешения очищаются терпением и упованием на Божию волю

К крайнему сожалению, вы так сделались нетерпеливы, злы и малодушны, как вы сами описываете свое положение. Жалеем очень. Просим и молим впредь на таковые вещи не дерзать, но внимать себе самой, своим немощам, душевным и телесным, и всячески стараться претерпевать находящие приключения, скорбные и неприятные, и вменять оные, что попущены за наши мысленные и чувственные поползновения и согрешения пред Богом, коими терпением со благодушием и упованием очищаются наши согрешения. Сам Спаситель наш Иисус Христос Своими пречистыми устами изрек во св. Своем Евангелии: "В терпении вашем стяжите (то есть обучите) души ваши" ( Лк., XXI, 19). Господь Премилостивый да вразумит, да просветит ваш смысл и разум к познанию истинного богомудрия и к творению Его святых животворящих заповедей.

Трезвение

Бодрствуй, трезвись и мужайся

Ваши худописанные строки прочитал и по слабости моего понятия внял, и за непонятные, ошибкою учиненные, вами проступки Премилосердый Господь да простит вас, и да вразумит, и просветит Своею благодатию и милосердием. Тако же прошу вас и молю со смирением бодрствуй, трезвись и мужайся и удаляйся от вин, уклоняющих к плоти и крови и ко всяким сладострастным движениям, и от находящих облаков и шумящей бури волнений, терзающих твой ум и чувства и хотящих погрузить в тину сладострастий твое благое произволение. Но мы, аще что помыслом и поползнено и от злого Спекулатора в себе увидим, но и тогда да восстав паки потечем с покаянием и умилением ко оживляющему мертвых, и восставляющему падших, и венчающих страждущих от таковых злых мучителей, и дарующему свободу и дары рассуждений против браней.

Тщеславие

Тщеславие лечится хранением совести и неутаиванием помыслов

Из писания вашего вижу, что оказываются плоды тщеславия, о чем прошу вас всевозможно попещися искоренить оное, а чем именно - в хранении совести и не утаивать мысль свою, что для вас послужит ко спасению.

Укорение

Терпение при укорениях приносит пользу

Хотя N вас довольно укоряет, и смиряет, и поносит, но, если вы при помощи Всемогущего да со благодушием будете переносить и ко своим грехам приписывать, то вам от сих произношений воспоследует польза значительная! Если же будете приходить в ожесточение и пагубнейшее отчаяние, то вы многого будете лишены. Во свидетельство вашей любви помещю св. Симеона Нового Богослова, главу 31-ю: «Бесчествуемый или досаждаемый и зело болезнует сердцем познаваем есть от сего, яко древнего змия обносит в недрах. Аще убо с молчанием претерпит или со многим смирением отвещати будет, немогуща сего и расслаблена содела. Аще где горестию противоречит или возглаголет с дерзостию, даде крепость змию яд излияти в сердце его и свирепо поедати внутренняя его, якоже отсюду на всяк день укрепляемому тому снедию творите исправление во благих и крепость окаянной его души и жити ему оттоле греху мертву же всеконечно быти правде».

Совет при укорениях на другого человека

И вот, предостопочтеннейшая о Господе сестра, известного мнимого старца ответные советы, согласующиеся с Божественным Писанием и преданиями святых отцев. Впредь при укорениях от другого человека прошу и молю от таковых язв предохранять себя, и, по преданию святых отец, себя укорять, и осуждать за свои недостатки. И это мне удивительно, как вас самомнение ослепило, и помрачило, и не дало вам ни мало. Вы, будучи, во-первых, не связаны супружеством, над собою всегдашним подчинением, во-вторых, не обременены обширным семейством детей и прислужницами разных нравов и знания, сами крайне тяготитесь не поредку в приемах. Итак, при помощи Всевышнего да положим благое начало нудиться ко творению заповедей Господних, которые только едины преданы Самим Спасителем для врачевания убогим душам нашим!


В дополнение, не соизволите ли и от нас, грешных, по вашей неограниченной вере благодушно выслушать совет, единственный полезный для души твоей. Первое - положи начало молиться за Авдот. Теор.; второе - при свидании понуди себя всячески со извинением поласковей обойтись с ней; третье - всячески старайся, простя поступок с вами, о нравственности ее и обхождении, как только возможно, с похвалою и добрым, и благоволительным благорасположением упоминать. И когда, при содействии Божией благодати за молитвы нашего всеобщего старца, батюшки отца Феодора, исполнишь наш недостойный совет, тогда ощутительно почувствуешь в душе плоды и во всех чувствах мир помыслов, радость, кротость, воздержание, долготерпение, сострадание и любовь ко всем! ( Ср. Гал., V, 22-23). Слава Всемилостивому Господу, что облегчил Своим милосердием и благостию от гнусной и преужасной брани.

Уныние

Средства борьбы с унынием

Приятные ваши строки мы, ничтожные, имели удовольствие получить и читать, из коих видим, что вас отягощает и обременяет уныние и расслабление, которые вас отвлекают от душеназидательных занятий, а особенно от церковно-священнодейственных служений...


Но, как вы еще млады и неопытны в таковых вражиих нападениях на нас, хотящих сими крепкими исполинами наши души, связавши и пленивши, ввергнуть в свой погибельный ров, дерзаю напомнить твоей любви, яко дочери духовной, завещание св. апостола Павла, пишущего ко ефеской Церкви, глава 6: «Несть наша брань в плоти и крови, но к началам, и ко властям, и к миродержателям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день злый, и ,вся содеявши, стати. Станете убо, препояшеся чресла ваши истиною, и оболкитеся в броню правды. И обувше нозе во уготование благовествования мира. Над всем же воспримите щит веры, в нем же возможете вся стрелы лукаваго разженыя угасити. И шлем спасения воспримиите, и меч духовный, иже есть глагол Божий. Всякою молитвою молением молящего на всяко время духом, и во всем бдяще во всяком терпении и молитве» ( Ефес., VI, 12-18).


Вникнем, о предостопочтеннейшая, что нам заповедует учитель вселенной, св. апостол Павел, который повелевает с терпением принуждать себя к молитве и к занятиям руками, в уме держать меч духовный, иже есть глагол Божий, то есть творить молитву Иисусову устами. С помощию десницы Всевышнего понудим себя к сему вышеозначенному. Тогда благодатию Божиею вспомоществуемся и укрепляемся, возможем все стрелы вражие разрушить! То есть все исчезнет: леность, уныние и нерадение.- И воссияет усердие и тщание ко всему. К чтению аппетит почувствуешь достодолжный! А что вспоминаете не поредку здешнее ваше пребывание и удовольственное провождение времени с приятностным утешением, то вспоминайте - и на Всемилостиваго Господа и Бога уповайте, Который един силен и милосерд.

Хранение чувств

Старайся хранить свои чувства, особенно зрение

Старайся хранить свои чувства, а особливо зрение и продолжай свое безропотно терпение со благодарением при находящих неприятностях. Когда с помощью Божиею будешь стараться благодушно переносить находящее искушение и будешь приписывать все оное своим грехам, а при получении в сердце скорбей «молиться, по заповеди Господней, за творящих вам напасть» (Мф., V, 44), - тогда явственно ощутить в сердце своем радость и утешение неизреченное, мир помыслов, любовь к Богу и ко всем, не токмо живущим с тобою, но и прочим.

Церковь

На службе отрада даруется от Господа

Вы пишете о своем внимании и желании получить в церкви отраду и утешение, но, пришедши домой, остаетесь без всякой отрады, - нам удивительно ваше малодушие. Разве вы не помните, что отрада от Господа даруется нам, иногда не ощущающим, по Его святой и неизреченной благодати, всегда туне, а не по заслугам нашим и мнимым желаниям!

Не оставлять церковную службу

Вам, матушка, советуем церковную службу достаивать и понуждать себя к оной; я, недостойный, подтверждаю ее благой совет, чтобы вам ходить и достаивать.

Во время шестопсалмия не следует креститься.

Что вам, согласно с истинными преданиями св. отец, заповедала м. во время шестопсалмия не креститься - сие советую вам хранить: и потому более сей завет должно наблюдать, что всецело согласен с божественным советом богодухновенных отцев наших. Если же кто вас спросит, почему вы не подражаете им, то благосклонно можете ответствовать, что сего истина требует: пусть посмотрит в Триоде Постной и в Уставе о сем, а более того заповедала всем старица.

Ярость

«Если кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет» ( Макарий Великий)

Хотя ваш поступок не похваляем, потому что св. Макарий Великий пишет: «Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет», но - что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество.

 

<<предыдущая  оглавление