Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Во вре­мя мо­лит­вы долж­но ста­рать­ся от­вер­гать вся­кие по­мыс­лы и, не об­ра­щая на них вни­ма­ния, про­дол­жать мо­лит­ву, ес­ли же сту­же­ние по­мыс­лов очень уси­лит­ся, то опять долж­но про­сить про­тив них Бо­жи­ей по­мо­щи.

преп. Амвросий

От блуд­ных по­мыс­лов сред­ства: сми­ре­ние, са­мо­у­ко­ре­ние, воз­дер­жа­ние, а па­че все­го – лю­бовь к ближ­ним – к сла­бым, не­мощ­ным, боль­ным, пле­нен­ным страс­тя­ми.

преп. Анатолий

Тяг­чай­шие бра­ни по­мыс­ла: блуд, уны­ние. На­до сми­рять­ся. Сми­ре­ние прив­ле­ка­ет по­мощь Бо­жию. Раст­ле­ва­ю­щее действие блуд­ных по­мыс­лов от ус­лаж­де­ния ими – на­дол­го отс­ту­па­ет бла­го­дать Бо­жия, прив­лечь ко­то­рую опять мож­но толь­ко по­ка­я­ни­ем иск­рен­ним и воз­дер­жа­ни­ем от этих по­мыс­лов.

преп. Никон

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

Мир и монастырь

Не следует отводить дочь от служения Богу

А Анне, когда мать ее взяла, пусть ей повинуется, видно, еще время не приидет для водворения во обитель - Бог хочет искусить ее желание. Пищу может употреблять по ее произволению, это да будет на ее совести, а скучать не надобно и лучше просить Бога, да сам он устроит о ней, како весть на пользу. Мать же ее из последствий увидит, добро ли сделала, взяв ее и отводя от служения Богу. Это то самое, что вводит дочь в скуку и в неустроении, не должно ли сокрушать ее сердце и служит ей наказанием. А ежели еще, сохрани Боже, впадет в какие-либо в пороки, то кто за нее даст ответ? Грамоте учиться ей, Господь да благословит.

Чтобы поработать Господу, постарайтесь развязать себя с миром

Чтобы вам быть спокойнее и удобнее поработать Господу Богу, постарайтесь развязать себя с миром, расстаться со своими людьми, от которых вы не токмо не получаете пользы, но еще находитесь в опасности дать за них Богу ответ, когда они в чем погрешат от вашего за ними недосмотра и невнимания. Когда вы от них будете свободны, то вам уже не будет нужды входить в их положение насчет раздела. Впрочем когда вражда поселилась в семействе, то лучше жить врозь: по их невежеству умиротворить трудно.

Опасайся пристрастия к миру

Пристрастия к миру опасайся, хотя он и льстит тебе спокойствием и утешением, они так кратковременны, что и не увидишь, как лишишься их, а наступит место раскаяния, тоска, уныние и никакого утешения. Ты говоришь, что желаешь быть в монастыре хоть последнейшею - исполняй же это: когда кто тебя укорит, помышляй, что ты последняя и достойна сего. Да даст тебе Господь по изволению твоему совершение добрых дел в поползновении твоем.


При желании оставить мир, полагайтесь на волю Божию,- не надейтесь на свои силы и на свой разум.


Писанием вашим извещаете меня о предпринятом супругою вашею путешествии в богоспасаемый град Киев для поклонения св. угодникам, а также и для искуса себя в жительстве обитающих горнего града путешественниц, желающих уневестить себя Небесному Жениху Христу. Намерение благое, да подаст Господь ей помощь Свою во исполнение намерения посвятить жизнь свою на служение Богу, оставя суету мира. Сие благо, но требует Божиего содействия, и помощи, и вашего тщания.


Вы, хотя и думаете о себе, что имеете твердое намерение к исполнению сего обета, но на оное не надейтесь, а более отдавайтесь в волю Божию и просите Его помощи. Вам еще неизвестны вражие козни и подсады: он старается людей смущать и искушать, что попущено Богом к нашему смирению, чтобы не надеялись на свои силы и на свой разум, но в сем, последнем, повиновались бы опытным и искусным людям, которые сами прошли деятельно путь сей, - но теперь для вас еще неясны мои слова.


Когда же сподобит Господь вас прияти на себя «легкое Его бремя и благое иго» (Мф., XI, 30), тогда в действительности уразумеете и познаете силу и пользу моих слов, происходящую от отвержения своей воли и покорение оной другому, ради Бога и спасения своей души.

Желание оставить мир укрепляется житейскими испытаниями

Вы пишете, что по получении моего недостойного письма, много себя укоряли и окаявали. Вы, кажется, излишне себя уничтожаете и от сего во уныние и в тлетворную печаль впадаете, а посему прошу вас и молю, да потщитеся со благодушием, терпением и упованием продолжать дни жизни вашей и при том благодарить Премилостиваго Господа, что вам по Своему милосердию даровал таковые благоутешные чувства и попечения об убогих душах своих ко спасению. И при благодарных чувствах силен и всемогущ Великодаровитый Господь в конце благоназидательности устроить вашу участь и, по совершенной Его воле и милосердию, равно и детей ваших всячески устроить, только мы, по апостольскому завещанию, да с терпением течем на предлежащий вам подвиг ( Евр., XII, 1).


А что вам теперь представляется тяжестно и молвно продолжать в мире жительство и сего ради скучается много, что, кажется, на крылашках полетели бы в желаемое вами тихое пристанище; но, о прелюбезнейшие, да будет вам известно, что теперяшняя ваша сия жизнь послужит вам в предбудущее время в пользу, а, именно, ежели вас Господь по Своему милосердию удостоит в монастырях жительствовать, то по времени будут от общего врага и мысленные брани, будет наводить и воспоминать прежнюю жизнь и в приятности представлять. И вы теперь хорошенько поразмыслите, вкусите до сытости горести ее, тогда сим можете отражать мысли вражеские, смутить хотящие вся!

Молитва

Творить молитву необходимо со вниманием

А что вы чувствовали во время моления, по вашему мнению, противоположность в чувствах, то сие вы чувствовали, потому что, когда делали поклонения, тело было в движении и в нем ощущали скоктания и брань, потому что ум мало спомоществовал, равно и душевные силы от слабости мало спомоществовали. А когда вы одним умом внимали и душевно ум в молитву вперяли, то вам Всемилостивый Господь пречувствительно спомоществовал.

Не победив страстей, нельзя получить утешение от молитвы

Вы, вкусив по милосердию Божию сладость и утешение от молитвы, теперь не обретая себя в себе, смущаетесь, унываете, считаете себя виновницею сей потери, и ваше нерадение, - это истинная правда. Но я нахожу здесь Промысел Божий, отъявший от вас сие утешение. Не победив страстей, можно ли сохранить это богатство без вреда? И не дается ли оно вам к пользе вашей, дабы не впали в прелесть? Вы живете посреди мира и суеты, не можете смириться, а смирение от сего хранилище. Старайтесь во всяком случае о исполнении заповедей Христовых, и познавайте свою немощь, а познав оную, смиритесь, но не ищите награды за исполнение заповедей; лучше считайте себя должною исполнять оное, но недостойною награды. Ежели так себя будете умиротворять, то не лишитесь милости Божией. Когда же будете без делания заповедей на одну молитву надеяться, то нимало не преуспеете, о чем свидетельствует св. Макарий: «Аще смиренномудрием, простодушием и благостию украшены не будем, образ молитвы ничто же нас воспользует» (гл.13). Понуждайте себя непрестанно ко всякому благому делу и ко всем заповедям Господним, хотя бы для пребывающего в сердце греха и желания к творению того не было, то есть насилие делать себе к смирению пред всеми людьми и вменять себя худшей и меньшей всех. Подобным образом милостивой быти, благоуветливой, сострадательной, благой, елико возможно, насильно себя к тому принуждая, и так, ныне с насилием и нехотя творим сердцем, приобыкнем потом ко всякому делу благому.

Враг за сердечную молитву восстает на тебя, но ты не покоряйся!

Описанное тобою искушение происходит от диавольской зависти. В Добротолюбии в главах Марка Подвижника о мнящихся от дел оправдатися в главе 88-й сказано: «Егда увидит диавол, яко ум от сердца помолился, тогда велия злобные искушения наносит». Проще сказать, враг за сердечную молитву восстает на тебя и хочет отвратить от оной, но ты не покоряйся ему.


Искушение это милостию и помощию Божией пройдет, только ты против вражеских помыслов не представляй доказательств, потому что, по слову Лествичника, враг злохитрый может с своей стороны представить тебе много возражений. Просто продолжай молиться, стараясь не внимать вражеским помыслам и презирать их, повторяя сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа. Св. Лествичник пишет: «Именем Иисуса бей ратников, - несть бо сильнее оружия ни на земли, ни на небеси».


Не врагам противопоставляй, а сама про себя думай, что Святейший Сын Божий во время Своей земной жизни с грешниками ел и жил, и не отрекся вечерять в дому Симона прокаженного, и дозволил явленной в городе блуднице прикасаться и лобызать Пречистые Свои нози. Ежели свет солнечный, проходя нечистые места, излучает многих и не повреждается, кольми паче великое милосердие Божие сильно потребит все нечистые грехи каждой христианской души кающейся. В ад пойдут только те, которые от гордости не захотят принести покаяние. Ежели Монасия, столько соделавший беззаконий и развративший многое множество людей, получил прощение, то додерзают все грешники кающиеся, тем более, что Монасия, окованный железными узами, как бы невольно каялся: не могши преклонить телесных колен, преклонял только колена сердца ( Ср. II Пар., XXXIII).


Словом, кратко сказать, ничего не отвечай врагам, а только молись и молись, призывая в помощь и милость сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир грешных спасти. А бестолковые толки вражеские, делать нечего, потерпи и понеси, - чрез это стяжевается опытность духовная. Знай и твердо помни.

Молитва Иисусова

Молитву Иисусову творите с духовною свободою, а не с отчаянием

Молитва Иисусова должна быть с духовною свободою творима, а не с отчаянием. Мысленно творить оную оставляйте, а устно сколько можно проходите со смирением.

Монастырь

Подготовка к поступлению в монастырь

Ежели только когда да дарует вам Премилосердый Господь твердое и единодушное упование и желание совершенно оставить мир и вся, яже в нем, и, по приглашению Самого Господа, отвержися себе и, взявши крест, последовать Его животворному жительству ( Ср. Мф., XVI, 24), да, кажется, обстоятельства ваших событий сближают к сему, то вы, ежели при содействии благодати решитесь на сие, извольте отписать к нам. По получении сего и мы при помощи Божией упросим благодателей, чтобы долги за вас заплатили, сколько вы означите. А для вашего жительства мы избираем монастырь девичий в Калуге, в коем наш архиерей престольное пребывание имеет и мать игумения Ангелина жития трезвенного и воздержанного, благоразумием одаренная, и нам отчасти знакома. Калуга расстоянием от нашей пустыньки на 60 верст, из нашего монастыря настоятель не поредку бывает, равно и за нужными покупками из братии посылаются. Однако, хотя вы и решительно вознамеритесь выехать из столицы, но мы советуем вам молвы до времени о себе не пускать. Спросите, кого следует, есть ли возможность высылать к вам в Калугу пенсию. А между тем, приехав к нам в Козельск, аще Господь восхощет и живы будем, лично нужное переговорим, и тем поутвержденное все будет.

Как убедить родителей позволить уйти в монастырь.
Молитва - средство духовного преуспеяния

Конечно, каждого будут развлекать от благочестивого пути единственного самоотвержения, на которое взывает тебя Отец Небесный, и не только развлекать, но и преследовать тебя будут, а, может быть, и угнетать. От тебя требуется терпение, долготерпение и великодушие. Итак, старайся доказать твое усердие к Богу не состязанием, но смирением, молчанием, кротостию и благоговением. Храни сердце твое, посвящая Богу, внимай и надейся, будь непоколебима произволением, и Всемогущий Бог о тебе устроит лучшее.


Если будет нужно, то употребляй и масло, только со всякую умеренностию. Ты еще не монахиня и не совершенно вступившая во образ монастырской жизни, хотя, впрочем, уже имя твое записано в число сих Богом мира и Отцем щедрот. Повторяю тебе, что должно, кажется, тебе претерпеть искушения от родственников, но будь готова, и Бог тебя не оставит. Убеждай их более благосклонностию отпустить тебя в монастырь.


Сохраняй и созерцай более молитвы, ибо они есть священнейшие средства к получению духовных успехов, всех даров Вышняго и сокровища преданности к Богу. Размышляй также о любви и милосердии к нам Господа Иисуса Христа, ибо ты хочешь вечно с Ним соединиться и царствовать в дому Отца Небесного. Во всем прочем тебя поручаю Божественному покрову, желая мира и спасения.

Если не принимают в монастырь - проси Господа: Он силен помочь

Писания твои от 8 и от 15 марта вместе с Дарьиным писанием получили. Она просила с первою почтою ответа, что ей делать. Игумения ее не принимает в обитель - что делать, когда ей Господь не возвещает.


Скажи ей, что мы никакой воли не имеем в этом, а писать к ней не только с первою почтою не могли, но и теперь время не имеем; передай ей сие, пусть просит Господа, - Он силен наставить ее, что делать.

У Господа «много званных, мало избранных» (Мф., XX, 16)

Чрез известного вам воронежского юношу писание ваше ко мне, худейшему, все исправно в свое время получил. Сей означенный вами вручитель точно имел ревность остаться у нас, но ревность, хотя и благая, однако Бог весть в какой конец произыдет, потому что он очень предприимчив и горяч, и, кажется, не основателен. Он вдруг очень расположился остаться у нас, ему так же скоро все у нас чрезмерно понравилось. Но горе! Что скоро же и усердие погасло. И паки реку, что един Господь весть, в какой конец его начало произыдет, начало его обыкновенное: «много званных, мало избранных» (Мф., XX, 16), по слову Божию. Мы и до последней минуты жизни сей должны трепетать искушений, не малодушествуя против оных, но смиренно умоляя Господа совершить начало нашего спасения. Сей юноша пробыл у нас 4 дня, отправился в Москву от нас. Мы не знаем совершенно, где он ныне.

О монастырских испытаниях

Извещаю вашу любовь, что известная вам девица Матрена, которая жила в работницах, поступила в Калужский девичий монастырь. На сих днях я получил от монахини, у которой она живет, письмо. Уведомляет, что с Матреною случаются припадки, и я не иначе рассуждаю, что оная монахиня из дворянок и очень строгая взыскательница, а Матрена смиренного характера - все молчала, внутренне страдала и довела себя до такового несчастия. Помолитесь о ней, а другим много не говорите.

О переходе в другой монастырь

Вы пишете и по своему неограниченному усердию и благорасположенной вере вопрошаете мою худость, что из-за повстречавшихся вам искушений во обитаемой вами святой обители вы намереваетесь дать место гневу и просите мою унылость, дабы я, скудоумный, утвердил ваше намерение. Я, находясь в крайней слабости и почти беспрерывных со многими занятиях, просил вашего по духу брата Михаила Иван., дабы написал к вашей любви мое соизволение, которое с сим вкупе и будете читать. Но только вдобавок извольте со благодушием долготерпеливо выслушать от моего непотребства некоторое пояснение, поелику в нашем монашеском звании святыми отцами ограничен переход из одного монастыря в другие монастыри и объяснены вины, ради которых позволено переходить и о коих подробно вам не в силах за слабостию объяснить, да и по вашему новоначалию совершенной нужды не полагаю, а только для сведения вам означил и мало что упомяну и вопрошу у вас.


Ежели вам попущена подобная скорбь, которой вы еще в мирской жизни были преследуемы, то есть, на вас клевету говорят, и злословят, и поносят, укоряют, а сердце твое лежит ко обители и к старице каковой-нибудь, к которой относишь и объясняешь накопляемые помыслы, - и сие должно полагать внутри покой, а извне попущена скорбь от врага, дабы расстраивать внутренний покой. Когда же такового чувства внутри не имеется, то необходимо за нужное почесть переменить место, и право имеешь изыскивать себе поудобнее к собранию своих чувств и ко спасению души своей.

Оставив монастырь, невозможно остаться мирной

Слава Премилосердому Господу, что Он даровал тебе чувство к возвращению в монастырь, совсем было поколебавшееся. Хотя бы ты в мире осталась, что же нам до этого: люди живут и в мире и мирны бывают, но ты, уже посвятив себя жизни монастырской и оставя ее, не могла бы быть мирною, да и в содержании сомнительно, чтобы братья тебя всегда содержали, может быть, они были усердны, но обстоятельства не сложились, ибо никак нельзя надеяться на человека, кроме Единаго Бога. Живя в обители, хотя и скудно, но удобнее к смирению, и лучше смиришься.

В какой монастырь больше зовут, в том мало толку бывает

О. Иоанникий пишет, что подавал прошение и ему отказали: велено позволить ему проситься в какой-либо из Новгородских монастырей. Все, узнав о том, весьма приглашали к себе. Мы ему советовали потерпеть в Лавре, - как Господь благосотворит пред нами, недостойными, о сем, ибо, где очень зовут, там проку мало бывает, что и из опытов довольно известно; а где умеренность, там и впоследствии оказывается благоприятнее.

Мысленная брань

Христианин всегда стоит на страже, оберегаясь волков мысленных

Как пишете вы, что ныне наступает время делания заповедей Христа, после коих уже следует упование. Христианин всегда стоит на страже, оберегаясь волков мысленных, а как придут, не беги их, - тогда-то надлежит имя Господа нашего Иисуса Христа призывать на помощь, бить крепко супостатов, стоять и не поддаваться. Прости Господа ради, коли что не по праву. К сему прибавлю, кто делает и чувствует по Бозе, тому и здесь не дурно и там хорошо. «Любя мя, возлюблен будет и Отцем Моим» (Ин., 14, 23), - говорит Спаситель. Кто же любим - тот, кто исполняет заповеди Христовы.

Надежда ( упование)

Если будем уповать на Бога, ничто не повредит нам

Всеобщий и всезлобный враг диавол, хотя и многие творит подлости нам, но ничто же успеет, ежели мы будем уповать на Бога, помня сие учение: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф., V, 11-12). И хотя есть нечто смущенное в нас, но Господь Всемогущий, поколе сохраняет мое ничтожество, впредь уповаю и вручаю Промыслу Его.

Уповающие на Бога никогда не остаются лишены Его даров. 
Не скорбите, Господь утешит во всем.

Я много о сем вам писал, чтобы терпели и великодушничали, равно и теперь о том же писать понуждаюсь. Если возложите всю свою надежду на Бога «сотворившего небо, землю, море и вся, яже в них» (Пс., CXLV, 6), - все, что хочете, получите себе и будете всесчастливы и блаженны. «Блажен, ему же Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего» (Пс., CXLV, 5). Господь самими делами показывал, колико уповающим на Него помогает: «Во время оно виде Иисус мног народ и милосердова о них, и исцели недужныя их. Поздне же бывашу, приступиша к нему ученицы Его, и глаголяще пусто есть место, и час уже многу, отпусти народы, да шедше в веси купить брашна себе. Иисус же рече им: не требуют отити: дадити вы им ясти. Они же глаголаша ему: не имамы зде токмо пять хлебов и две рыбе. Он же рече принесите ми их семо, и повелев народом возлещи на траве, и прием пять хлебов и обе рыбе, воззрел на небо, благослови и преломив даде ученикам хлебы, ученицы же народом, и ядоша вси, и насытишися: взяша избытку укруг, два на десять коша исполнь, ядущих же бе мужей яко пять тысящ, разве жен и детей» (Мф., XIV, 14-21). Сия история Евангельская что показала, как не то, что уповающие на Бога никогда не остаются лишены Его даров! Пять тысяч мужей, а, может быть, еще пять тысяч жен и детей толикого возложили надежду на Спасителя мира, что прибежали пешие в пустое место и никакой пищи с собою не взяли, неся с собою больных своих. Что же они получили от Того, на Кого надеялись. Не токмо всех больных их исцелил Господь, но и всех насытил благословенными хлебами и рыбами до преизбыточества. Ученики просили Его отпустить их, но Он не хотел их отпустить, прежде нежели больных исцелить и алчущих утолить. Преисполнено есть таковых примеров от Святого Писания и слово наше подтверждает сие пророческое изречение: «...На тя уповаша и не постыдешася», (Пс., XXI, 6). И сие единое апостольское наставление показывает истину: «Вера же не посрамит» ( Рим., V , 5). И паки прошу вас - не унывайте, да не умножится ваша боль, но уповайте на Бога и не оставляйте творить добрых дел. Человече, говорит Бог, ищи добродетели, и приложится тебе вся мира благая. Ты, вопиет Бог, ищи царствия Моего и добродетели, а Я даю тебе в придаток вся благая. «Ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф., VI, 33). Молю Господа, да вселится в сердце вашем надежда Божия святая и спасительная. Не скорбите, Господь вас утешит во всем.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>