Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Страх Бо­жий при­об­ре­та­ет­ся ис­пол­не­ни­ем за­по­ве­дей Бо­жи­их, и что­бы де­лать все по со­вес­ти.

прп. Амвросий

От­че­го че­ло­век бы­ва­ет плох? – От­то­го, что за­бы­ва­ет, что над ним Бог.

прп. Амвросий

Жизнь, про­хо­ди­мая с не­у­ко­риз­нен­ною со­вес­тию и со сми­ре­ни­ем, дос­тав­ля­ет мир, спо­кой­ствие и ис­тин­ное счас­тие. А бо­га­т­ство, честь, сла­ва и вы­со­кое дос­то­и­н­ство не­ред­ко бы­ва­ют при­чи­ною мно­гих гре­хов, и не­на­деж­но это счас­тие.

прп. Макарий

Бог не оставит
и милость Свою явит К дню памяти преподобного Льва (Наголкина), старца Оптинского

Преп. Лев Оптинский

 

Дни памяти:
10 июля (обретение мощей),
24 октября (блаженная кончина),
24 октября (Собор Оптинских святых)

 

Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Преподобный Лев стал первым Оптинским старцем, родоначальником всех старцев Оптинских, наставником преподобного Макария1 и великого Оптинского старца преподобного Амвросия1 .

Старчество преподобного Льва в Оптиной пустыни продолжалось двенадцать лет. И все эти годы старчествования в Оптиной были наполнены гонениями, доносами, интригами. Старца переселяли из Иоанно-Предтеченского скита1 в монастырь, из одной кельи в другую, запрещали принимать страждущих, носить схиму, в которую он был пострижен келейно. Всё это преподобный Лев принимал с полным благодушием, и переходил на новое место с любимой иконой Владимирской Божией Матери (когда-то ею благословил его духовного наставника отца Феодора великий старец Паисий (Величковский)) и пением «Достойно есть».
«Я живу и хожу пред Богом моим, живу для ближних моих, откинув всякое лицемерие и страх мирского суда; – любил повторять старец, – я не боюсь никого, кроме Бога».

Чудеса, совершаемые преподобным Львом, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал старец.

Иеромонах Леонид (Кавелин, 1822‑1891)1 , будущий архимандрит, наместник Троице-Сергиевой лавры, писал, что простой люд говорил ему о старце:
«Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».

* * *

Преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии в семье мещанина Данилы Васильевича Наголкина и его жены Улиты Егоровны.

В молодости он служил приказчиком у болховского купца Сокольникова, торговавшего пенькою и конопляным маслом.

По торговым делам преподобный Лев объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрёл житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами.

* * *

В 1797 году преподобный в возрасте 29 лет оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии трудами которого обитель только начинала восстанавливаться после годов упадка. Лев Наголкин был очень смиренным послушником. Послушания были очень тяжёлыми, но делал Лев всё с лёгкостью, как будто не замечая усталость.

Он обладал богатырской силой и здоровьем. Однажды вдвоём с другим послушником за несколько часов выкопал большущий ров, который требовался для строительства здания. К слову сказать, в обители для этого дела хотели нанять более десятка человек.

В последующие 30 с лишним лет несколько раз приходилось будущему старцу переходить из одного монастыря в другой, то в поисках духоносного наставника, то желая укрыться от славы людской.

Так, в 1799 году, испытывая проблемы со здоровьем, он перешёл из Оптиной пустыни в Белобережскую пустынь Орловской епархии, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни), долгое время подвизавшийся на Святой Горе Афон.

В 1801 году послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, затем рукоположен в иеродиакона, в иеромонаха. Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания.

Однажды, когда отец Леонид только что вернулся с сенокоса, настоятель велел ему петь всенощную. Как был, усталый и голодный, отец Леонид пошёл на клирос и вдвоём с иноком пропел всю службу.

* * *

В 1804 году был избран братиями настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где Господь послал ему опытного духовного наставника, схимонаха Феодора, ученика великого старца Паисия Величковского. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда ещё отца Леонида, высшему монашескому деланию – умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе. Преподобный Лев стал его преданным учеником.

В 1808 году иеромонах Леонид был пострижен в схиму с именем Лев. Тогда же отец Лев оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение всё больше народу, и они стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря.

На Валааме они прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году.

* * *

В 1829 году вместе с шестью учениками, среди которых будущий святитель Игнатий (Брянчанинов), старец переходит в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни.

Сюда его давно звали и будущий святитель Киевский Филарет (Амфитеатров)1 , и настоятель преподобный Моисей1 , который, зная духовную опытность преподобного Льва, желал, чтобы в обители жил такой старец. Когда старец появился, преподобный Моисей поручил ему окормлять братию и богомольцев.

В 1834 году в Оптину прибыл и преподобный Макарий. Ещё иноком Площанской пустыни он познакомился с преподобным Львом и теперь пришёл под его духовное руководство. Он становится ближайшим учеником, сотаинником и помощником во время старчествования преподобного Льва.

* * *

В два часа после полуночи начиналось в келье преподобного Льва утреннее правило, далее ранняя обедня, вечернее, же, молитвенное правило начиналось с девятого часа, двенадцати избранных псалмов, с тремя канонами (Господу, Богородице и Агелу-хранителю), а также акафистом, положенным в этот день.

Старец всегда был очень внимателен к чтецам. Когда после вечерней скитской трапезы начиналось чтение Апостола и Евангелие (келейно), он всегда слушал чтение трепетно и достойно поправлял ошибки. Старец вырастил много прекрасных чтецов. Сам, тоже, любил почитать, в том числе Евангелие, а после прочтения, всегда разъяснял мудрость сказанного.

* * *

Душа старца была преисполнена великой любовью и жалостью к человечеству. Но действия его иногда были резки и стремительны.

И.М. Концевич, автор книги «Оптина пустынь и её время»1 и ученик Оптинских старцев, писал:
«Старца Льва нельзя обсуждать как обыкновенного человека, потому что он достиг той духовной высоты, когда подвижник действует, повинуясь голосу Божию. Вместо долгих уговоров, он иногда сразу выбивал у человека почву из-под ног и давал ему сознать и почувствовать свою несознательность и неправоту, и таким образом своим духовным скальпелем он вскрывал гнойник, образовавшийся в огрубевшем сердце человека. В результате лились слезы покаяния. Старец как психолог знал, каким способом достигнуть своей цели».

Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцеления. Приводили к нему многих бесноватых.

Победа над бесами, конечно, была одержана преподобным Львом только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слыхал от него слов нетерпения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляла его.

Преподобный Лев всё время творил Иисусову молитву, внешне пребывая с людьми, внутренне всегда пребывал с Богом. На вопрос своего ученика: «Батюшка! Как вы приобрели такие духовные дарования?» – преподобный ответил: «Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою».

* * *

Несмотря на то, что многим было понято, что преподобный Лев святой человек, Преосвященнейший Николай, епископ Калужский и Боровский, поддерживал недовольных завистников старца и начал запрещать принимать ему посетителей, а в 1836 году перевёл его из скита в монастырь, лишив братию духовного руководства.

Но страждущие всё равно находили место и время для встречи со старцем и никакие запреты не мешали святому исполнять свой долг – врачевать души и тела людей, а также наставлять их на истинный путь. Лишь в последние годы жизни старца благодаря заступничеству будущего святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, калужский владыка ослабил гнев.

* * *

Не без скорби приближался преподобный Лев к концу своей многотрудной жизни, о близости которого имел предчувствие. В июне 1841 года он посетил Тихонову пустынь, где по его благословению начала строиться трапеза.
«Не увижу я, видно, вашу новую трапезу, – говорил преподобный Лев, – едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду».

В сентябре 1841 года преподобный Лев начал заметно слабеть, врачей не принимал, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых.

28 сентября он был соборован и с этого дня стал готовиться к кончине. Прощался с приходившими к нему братиями, благословлял их, никого не оставляя без утешения. 9 октября, приобщившись Святых Таин, пожелал, чтобы пропели канон на исход души.

В субботу 11/24 октября старец благословил всех окружавших его и сказал: «Ныне со мною будет милость Божия». После этих слов он возвеселился духом и, хотя испытывал тяжкие телесные страдания, не мог скрыть своей радости, лицо его просветлело. С молитвой на устах старец предал свой дух Богу.

На третий день, при огромном стечении народа, состоялось отпевание старца Льва. Погребен был преподобный близ Введенского собора1 , за приделом святителя Николая Чудотворца.

* * *

Преп. Макарий Оптинский

Иеромонах Макарий, верный ученик преподобного Льва и его преемник по старчеству, выразил общие чувства духовных чад старца:
«…Вы, верно, поскорбите о нашем сиротстве, но вместе и утешитесь духом о его покое, который он несомненно обрящет по милосердию Божию…. Нельзя сомневаться, чтобы он не удостоился получить милость от Господа, и, верно, будет ходатайствовать о нас грешных, странствующих в юдоли сей плачевной и боримых страстьми душевными и телесными».

Автор книги «Оптина пустынь» протоиерей Сергий Четвериков различал в жизни Оптиной пустыни три периода: весну при жизни преподобного Льва, лето при жизни преподобного Макария, плодоносную осень при жизни преподобного Амвросия.

Но старцы Лев и Амвросий жили в разные эпохи. При жизни преподобного Льва не было регулярного почтового и телеграфного сообщения, не было железных дорог, как позднее, во время жизни преподобного Амвросия.

Доступ к преподобного Льву часто был закрыт, и слава о нём не могла греметь повсеместно, а про старца Амвросия ещё при его жизни были сообщения в печати, и образ его сиял как солнце в духовной жизни России.

Но кто из них был выше, может судить только Господь. Одно мы знаем точно – преподобный Амвросий был достойным учеником и преемником преподобного Льва, первого Оптинского старца.

* * *

В 1996 году преподобный Лев был причислен к лику местночтимых святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года – Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви – прославлен для общецерковного почитания.

Мощи старца покоятся во Владимирском храме1 Оптиной пустыни.

* * *

Преп. Лев Оптинский

«Лицо его круглое, смугловатое, от подвигов бледное и благообразное, с выражением строгости и мужества, обрамлено было небольшою бородою, – такой словесный портрет преподобного Льва оставил нам игумен Антоний (Бочков). – Волосы на голове густые и длинные. Под старость они сделались настоящею львиною гривой, желто-седою, волнистою, и спускались гораздо ниже плеч.

Глаза небольшие, сероватые, смотрели прямо, не наблюдая за пришедшим и не догадываясь, что таится в его душе. С одного взгляда Старец знал, что привлекло к нему иного странника, прошедшего тысячи верст. Руки были очень стройны и красивы… Рост его был выше среднего. Походка красивая; мужественная и вместе с тем легкая мерная поступь показывала, что он легко носил своё довольно тяжёлое тело. Никакой сутуловатости и согбенности старческой не видно было в этом, утвердившемся в битвах духовных, воине Христовом».

Ныне мы видим преподобного Льва на иконах именно таким.
«Потщимся достойными сделатися любви Божией исполнением святых Его Заповедей», – эти слова на свитке в руках у Старца на святом его образе как благословение всем нам, кто обращается к преподобному Льву с молитвой о помощи.


Николай Головкин. «Со смирением повинуясь всеблагому Промыслу». См.: https://www.optina.ru/19_povinujas_promyslu/

Николай Головкин. «Сила Божия в немощи совершается». См.: https://www.optina.ru/19_sila_v_nemoschi/

Николай Головкин. «Здесь у нас в скиту – рай земной». См.: https://www.optina.ru/19_v_skitu_raj_zemnoj/

Архимандрит Леонид (Кавелин). Историческое описание Скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. См.: https://www.optina.ru/history/skete/history_skete_1/

Николай Головкин. По благословению Святителя. См.: https://www.optina.ru/19_po_blagosloveniju_svjatitelja/

Полное Житие преподобного Моисея Старца Оптинмкого. См.: https://www.optina.ru/starets/moisey_life_full/

И. М. Концевич. Оптина Пустынь и ее время. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995

Введенский собор Оптиной пустыни. См.: https://www.optina.ru/temples/

Николай Головкин. «Образ Твой, над Русью вознесённый». См.: https://www.optina.ru/19_obraz_nad_rusju/

Подготовил Николай Головкин