Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Же­ла­ю­щий стя­жать лю­бовь дол­жен от­ве­рг­нуть вся­кое злоб­ное и не­мир­ное по­мыш­ле­ние, не го­во­ря уже о де­лах и сло­вах, дол­жен про­щать всем оби­ды спра­вед­ли­вые и несп­ра­вед­ли­вые.

преп. Никон

От лас­ки у лю­дей бы­ва­ют сов­сем иные глаз­ки.

преп. Амвросий

Лю­бовь пок­ры­ва­ет все. И ес­ли кто де­ла­ет ближ­ним доб­ро по вле­че­нию серд­ца, а не дви­жи­мый толь­ко дол­гом, то та­ко­во­му ди­а­вол ме­шать не мо­жет, а где толь­ко по дол­гу, там он все-та­ки ста­ра­ет­ся по­ме­шать тем или дру­гим.

преп. Амвросий

По благословению Святителя К дню памяти святителя Филарета (Амфитеатрова),
митрополита Киевского и Галицкого,
основателя Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни

Свт. Филарет (Амфитеатров)

 

 

В 2019 году – 240 лет со дня рождения,
25 лет со дня обретения мощей

Дни памяти:
21 декабря/3 января (преставление),
23 мая/5 июня (Собор ростово-ярославских святых),
10 июня/23 июня (Собор сибирских и рязанских святых),
28 августа/10 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих)

 

 

 

Святитель Филарет (в миру – Феодор Георгиевич Амфитеатров, 1779-1857) – один из самых величайших подвижников за всю историю Русской Православной Церкви.

Феодор Амфитеатров родился в 1779 году в селе Высоком Орловской губернии в семье священника. Он родился очень слабеньким и почти слепым, но этот слабый младенец по средам и пятницам не принимал даже материнского молока.

В детские годы Феодор очень любил посещать храм. С шести лет он начал учиться грамоте. Первым учителем его был дед. На 10-м году жизни, в 1789 году, Феодор был принят сразу во 2-й класс Орловского духовного училища.

В 1795 году, как лучший ученик училища, он был переведен в богословский класс Севской семинарии, которую окончил в 1797 году.

В 1798 году он был пострижен в монашество с именем Филарета, в память святого праведного Филарета Милостивого, к которому Феодор Амфитеатров с детства имел особенное почтение.

В 1802 году он ректор Орловской семинарии, в 1804 – Оренбургской, в 1810 году – Тобольской семинарии; в 1814 году инспектор Петербургской Духовной академии и в этом же году – доктор богословия, в 1816 году – ректор Московской Духовной академии.

За время преподавания в Московской академии он из своих академических лекций составил полную систему Догматического Богословия. С этого времени между ним и ректором Петербургской Духовной академии Филаретом (Дроздовым, будущим Московским первосвятителем) «утвердилась та внутренняя искренняя духовная связь, которая во всю жизнь их продолжалась неизменно».

В 1817 году он архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря.

В 1819-м, на 41-м году жизни, архимандрит Филарет был назначен епископом Калужским. С этих пор начинается его епархиальная и общецерковная деятельность, длившаяся в течение 38 лет.

В 1825 году он – епископ Рязанский, в 1826 году – архиепископ. В 1828 году переведён на Казанскую кафедру, в 1836 году – на Ярославскую.

С 1837 года святитель Филарет – митрополит Киевский и Галицкий, со званием священно-архимандрита Киево-Печерской лавры.

«Мы знали его, – говорили о нём современники, – как доблестнейшего подвижника, умевшего притом и воспитывать подвижников».

Это человек, отмечали современники, совершенно необыкновенный во всех отношениях, необыкновенной доброты. Под атласом, шёлком, бархатом его облачения билось сердце великого аскета, великого молитвенника, нищелюбца, сиропитателя, богослова, человека, обладавшего многими боголюбезными христианскими добродетелями.

Служение его Церкви было беспримерным, богослужения величественными, жизнь безукоризненной.

Это был поистине Апостол – в своей неусыпной энергии, в молитве – Серафим, в делах – Херувим, в обхождении – Ангел, как заповедал святитель Димитрий Ростовский.

Об этом сохранилось много свидетельств, часть которых была использована Н.С.Лесковым в его повести «Мелочи архиерейской жизни».

В этой повести приводятся и слова, сказанные Государем Императором Николаем I:
«О церковном управлении много беспокоиться нечего: пока живы Филарет мудрый [Дроздов] да Филарет благочестивый [Амфитеатров], все будет хорошо».

* * *

В период пребывания Преосвященного Филарета на Калужской кафедре (1819–1825), он стремился воспитывать в своей пастве дух благочестия, ревностно относился к исполнению всех церковных богослужений и проповеди в храмах. Его беседы отличались ясностью и простотой изложения. Впоследствии эти беседы-толкования Евангелия от Матфея были напечатаны отдельной книжкой.

Калужский архипастырь уделял внимание и делу строительства, обновления и благоустройства церквей, причем требовал, чтобы деревянные храмы заменялись каменными. За период его епископства в Калужской епархии было построено 25 каменных церквей.

Принимал меры по улучшению материального состояния духовенства. Часто оказывал помощь нуждающимся духовным лицам из своих собственных средств.

Особым вниманием архиерея пользовались вдовы и сироты духовного сословия. Защищал он духовенство от притеснений помещиков и гражданских властей, а в случаях виновности лиц духовного звания он был к ним отечески строг и требователен. При поездках по епархии, а также в других удобных случаях старался экзаменовать и одновременно поучать церковнослужителей. И все это делалось с такой простотой, что никто не чувствовал себя униженным.

Святитель Филарет обратил внимание на состояние монастырской жизни епархии. Именно тогда Оптина пустынь, по словам архимандрита Леонида (Кавелина)1 , «нашла в нём нового на веки для неё незабвенного благодетеля»1 .

Чтобы обеспечить духовный рост Оптиной пустыни, святитель Филарет решил основать при ней Иоанно-Предтеченский скит1 . Традиции старчества и умной молитвы были положены в основание духовной жизни скита, а потом и всей обители.

Святитель Филарет поручил настоятелю Оптиной игумену Даниилу выбрать на пасеке удобное для него место.

«Преосвященный, любя, по собственному его выражению, от самой юности всею душею монашеское житие, – пишет архимандрит Леонид (Кавелин), – часто посещал монастыри вверенной ему епархии и обратил особенное внимание на пустынную обитель Оптину; в то время уже не было в живых приснопамятного её настоятеля отца Авраамия, но помощь Божия не оскудевала над возобновленною им обителью, ибо память сего добродетельного мужа не переставала и по кончине его поощрять честное братство к подвигам иноческим. Оптина пустынь по прежнему отличалась внутренним устройством и благолепием. Видя это, Боголюбивый Архипастырь с удовольствием посещал её и неизменно сохранял доверенность и расположение к бывшему при нём Игумену ее, отцу Даниилу.

Подобно Митрополиту Платону, Преосвященный Филарет особенно пленялся красотою места занимаемого пустынью и удобством, которое представляли ее лесистые окрестности к продолжению уединенного пустынного жития, по примеру древних св. отцов. В сердце Святителя родилась благочестивая мысль основать при Оптиной пустыне скит, как для того, чтобы доставить желающим средство к безмолвнейшему житию, так равно и для того, чтобы укрепить навсегда в духовном отношении любимую им обитель»1 .

Скит был устроен в 170 саженях к востоку от обители, для чего привлечены были туда братья-подвижники – преподобные Моисей1 и Антоний1 (Путиловы), подвизавшиеся до того в Рославльских лесах.

Святитель Филарет встретился и побеседовал с отцом Моисеем. После беседы он пригласил его в Оптину для строительства скита, а в июне 1821 года лично же утвердил план строительства скита, представленный ему отцом Моисеем и игуменом Даниилом.

После этого началось возведение первой келии и постройка домовой церкви во имя Собора святого Иоанна Предтечи Господня.

Освящение храма в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни святитель Филарет совершил в июне 1822 года и в том же году возвёл отца Моисея в сан иеродиакона и иеромонаха, назначив его духовником обители.

* * *

Рассказывая о прошлом и настоящем Оптиной пустыни нынешний глава Калужской кафедры – митрополит Калужский и Боровский Климент, Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви в одном из своих интервью подчеркнул:
«Желая вернуть в жизнь всех слоёв общества сокровище православной духовности, святитель Филарет (Амфитеатров) во время пребывания на Калужской кафедре в 1819-1825 годах проявил особую заботу о возрождении в епархии древних аскетических традиций.

Русское монашество стало возвращаться к ним в конце XVIII века благодаря трудам преподобного Паисия Величковского. В соответствии с учением святых отцов подвижников преподобный Паисий считал, что основой монашеского жития является непрестанная молитва, чтение аскетических писаний, откровение помыслов, духовное руководство у опытного духовника. В управляемом им Нямецком и других монастырях было возрождено старчество. Возвращение преподобным Паисием святоотеческого предания об умной молитве в практику русских монастырей было очень важно для возрождения монашества в России после нескольких столетий почти полного забвения умного делания.

Святитель Филарет, который, как известно, был подлинным аскетом, для осуществления своих планов выбрал Оптину пустынь и основал при обители скит в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. В него он пригласил рославльского пустынника иеромонаха Моисея (Путилова) и других последователей преподобного Паисия Величковского: иеромонахов Льва (Наголкина)1 , Антония (Путилова, брата преподобного Моисея), Макария (Иванова)1 .

В скиту под их руководством впоследствии духовно возрастали преподобный Амвросий (Гренков)1 и другие ныне прославленные старцы.

Иоанно-Предтеченский скит, по образному выражению И.М. Концевича, был сердцем Оптиной пустыни, который создал её историческую славу»1 .

* * *

Ежегодно, пока руководил Калужской кафедрой, Преосвященный Филарет перед началом Великого поста в понедельник сырной недели уезжал из Калуги в Оптину пустынь, в устроенный им же самим скит, и возвращался оттуда в субботу вечером.

Во время посещений владыкой «своего скита» скитоначальник отец Моисей заменял ему келейника, считая за честь послужить архипастырю в его невзыскательных и несложных нуждах.

Когда в братия скита пыталась оказывать владыке архиерейские почести, он возражал:
«Митрополит там – в другом месте, а здесь, в ските, я просто инок».

* * *

В 1842 году святитель Филарет, уже будучи Киевским митрополитом, в последний раз посетил Оптину пустынь.

«От монастырского перевоза на реке Жиздре, – пишет архимандрит Леонид (Кавелин), – он изволил идти пешком и был встречен Игуменом и братиею соборне в облачении у врат входной башни (что разделяет на две половины корпус каменной гостиницы). Отсюда, по лестнице, ведущей на гору, взошел во св. врата и вступил ими в соборную церковь, при пении стихиры: "Днесь благодать Святаго Духа нас собра". После ектении и многолетия изволил благословлять по ряду всю братию. При чем, без сомнения, – видя, с каким благоговением и любовию собор иноческий стремился принять его Архипастырское благословение, Высокопреосвященный Владыка, обратясь к предстоящему Игумену, сказал ему: "О. Моисей! Веди всех их в Царство Небесное, – ни одного не оставляй".

Эти незабвенные слова глубоко напечатлелись на сердцах Оптинских иноков, и без сомнения долго будут передаваться от одного другому, как завет милостивого внимания и отеческой любви Высокопреосвященного Филарета к их обители и вообще к монашескому сану…

Многие из окрестных дворян, узнав о прибытии их бывшего Архипастыря, поспешили в Оптину пустынь получать его благословение. С благоговением заметили они, что чрез час с небольшим по прибытии Высокопреосвященнаго Филарета в обитель, во время молебствия в церкви, ниспослана благодать Божия на их пределы; именно после засухи, продолжавшейся почти месяц, пролился на землю благотворный дождь и оросил почерневшие поля, "а на земле сердец наших, – (прибавляют к сему замечанию Оптинские иноки), – благословением сего высокаго посетителя, излился дождь духовного утешения и радости"»1 .

* * *

Киево-Печерская лавра стала излюбленным местом пребывания святителя с первых же дней приезда в Киев. Поселившись в лавре, святитель Филарет занялся устройством внутренней жизни обители по правилам монашеского жития, установленного основателями лавры – преподобными Антонием и Феодосием Печерским.

Он запретил отвлекать братию монастыря на полевые работы, постоянно наставлял её своими добрыми и мудрыми поучениями.

* * *

Великий воздержник и постник, великий чудотворец, творец Иисусовой молитвы, святитель Филарет вёл строго подвижническую жизнь, до конца своих дней оставался истинным монахом. Обладал даром исцеления. Удостоился многих благодатных откровений и видений.

На Киевской кафедре, которой руководил 20 лет, он пробыл до самой своей кончины.

В августе 1841 года святитель Филарет тайно принял схиму с именем Феодосий в честь преподобного Феодосия Киево-Печерского.

Стремясь к уединению, он летом большую часть времени проводил в Голосеевой пустыни, которая находилась недалеко от Киева. Здесь он вёл себя, как самый простой инок. На его средства в этой пустыни была устроена каменная церковь.

С 1855 года после тяжёлой болезни святитель Филарет стал часто подвергаться различным недугам, которые встречал как предвестники близкой кончины, но переносил их с терпением и благодушием и радовался приближению переселения в жизнь вечную.

1857 год он встретил на одре болезни. Болезнь по временам отпускала его, но не надолго. Последнюю литургию святитель Филарет совершил 6/19 декабря 1857 года. С этого времени он находился только в своих покоях, каждый день слушал Божественную литургию в домовой церкви и причащался святых Христовых Таин.

До самого момента кончины сознание не оставляло святителя Филарет. И он, находясь в очень тяжёлом состоянии, приказал пускать к нему всех приходящих без исключения, продолжал интересоваться делами и общественной жизнью, давал советы и указания.

21 декабря (3 января по н.с. 1858 года) 1857 года святитель Филарет блаженно почил о Господе. Лицо его запечатлело совершенное спокойствие праведника, с которым он предстал Богу.

* * *

Св. мощи свт. Филарета

23 октября 1994 года в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской лавры лаврская братия, по благословению митрополита Киевского Владимира, под руководством наместника обители архимандрита Павла обрела нетленные мощи святителя Филарета (Амфитеатрова) и перенесла в Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры, где они и почивают в настоящее время.

8 декабря 2005 года его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

При этом, это празднование видимо не было введено в обиход Украинской Православной Церкви, в которой в июне 2007 года было совершено его местное прославление.

18 апреля 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви направил материалы к общецерковной канонизации на рассмотрение Святейшего Патриарха, после чего 22 июня того же года последовало общецерковное прославление.

В 2010 году также стала совершаться память обретения мощей святителя Филарета и перенесение их в Дальние пещеры в 1994 году.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя святителя Филарета (Амфитеатрова) было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.


Каширина В.В. Архимандрит Леонид (Кавелин). На пути в монастырь. См.: https://www.optina.ru/19_na_puti_v_monastyr/

Архимандрит Леонид (Кавелин). Историческое описание Скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. См.: https://www.optina.ru/history/skete/history_skete_1/

Николай Головкин. «Здесь у нас в скиту – рай земной». См.: https://www.optina.ru/19_v_skitu_raj_zemnoj/

Архимандрит Леонид (Кавелин). Там же.

Полное Житие преподобного Моисея Старца Оптинмкого. См.: https://www.optina.ru/starets/moisey_life_full/

Николай Головкин. «Смиренных любит Бог и благодать Свою на них изливает». См.: https://www.optina.ru/19_pamyat_st_antonya/

Иеросхимонах Лев (Наголкин, 1768-1841). См.: https://www.optina.ru/starets/lev_life_full/

Иеросхимонах Макарий (Иванов, 1788-1860). См.: https://www.optina.ru/starets/makariy_life_full/

Иеросхимонах Амвросий (Гренков). См.: https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_life_full/

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Благодатная Оптина - вчера, сегодня, завтра. См.: http://rusderjavnaya.ru/news/blagodatnaja_optina_vchera_segodnja_zavtra/2017-02-18-3201

Архимандрит Леонид (Кавелин). Там же.

Подготовил Николай Головкин