Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Де­ла­ние мо­на­шес­кое долж­но быть тай­ным. По­то­му и мо­лит­ва Ии­су­со­ва у свя­тых от­цев на­зы­ва­ет­ся „сок­ро­вен­ным де­ла­ни­ем". Да­же от са­мо­го се­бя на­до хра­нить в тай­не, не тру­бить, как ска­за­но в Еван­ге­лии, не толь­ко пе­ред дру­ги­ми, но и пе­ред са­мим со­бою.

преп. Никон

При­об­ре­те­ние внут­рен­ней мо­лит­вы не­об­хо­ди­мо. Без нее нель­зя вой­ти в Царство Не­бес­ное. Внеш­няя ум­ная мо­лит­ва не­дос­та­точ­на, ибо она бы­ва­ет и у че­ло­ве­ка, в ко­то­ром при­су­т­ству­ют страс­ти. Вот не­ко­то­рые и го­во­рят: „Ка­кой же смысл тво­рить мо­лит­ву? Ка­кая поль­за?" Ве­ли­кая! Ибо Гос­подь, да­яй мо­лит­ву мо­ля­ще­му­ся (1 Цар. 2, 9), даст че­ло­ве­ку мо­лит­ву или пе­ред са­мой смертью, или да­же пос­ле смер­ти... Толь­ко не на­до ее ос­тав­лять.

преп. Варсонофий

То­ми­тель­ное, час­то бе­зот­рад­ное сос­то­я­ние, пред­ва­ря­ю­щее по­лу­че­ние мо­лит­вы Ии­су­со­вой внут­рен­ней, не бы­ва­ет обя­за­тель­но с каж­дым. Ибо Царь мо­жет сра­зу обо­га­тить ни­ще­го. Но об­щий по­ря­док стя­жа­ния мо­лит­вы Ии­су­со­вой тот, что дос­ти­га­ют ее тру­да­ми и скор­бя­ми, в чис­ле ко­то­рых име­ет се­бе мес­то то­ми­тель­ное сос­то­я­ние ду­ха.

преп. Варсонофий

Страницы: <1234

Оптина Пустынь и выдающиеся деятели Русской Православной Церкви

Ниже приводится список посетивших в разное время Оптину Пустынь подвижников благочестия нашей Церкви, на которых оптинские старцы оказали благотворное влияние.

Архимандрит Даниил (Мусатов; 17/30 июня 1855). Ученик оптинских старцев, аскет, подвижник, педагог Калужской Духовной Семинарии, затем Киевской Духовной Академии.

Святитель Филарет (Дроздов, 19 нояб./2 дек. 1867), митрополит Московский и Коломенский. Величайший святитель XIX века. Покровитель издательского дела Оптиной Пустыни. В Оптиной не бывал, но по его приглашению оптинские старцы ездили к нему в Москву, их он очень почитал, особенно прпп. Макария и Антония.

Игумен Антоний (Бочков; 5/18 апр. 1872). Оптинский воспитанник, духовный писатель, собеседник свт. Игнатия (Брянчанинова), настоятель Череменецкого монастыря С.-Петербургской епархии. Инок высокой духовной жизни. Скончался во время эпидемии тифа в Москве, исполняя требы, пожертвовав собой на благо ближнего своего.

Схимонах Сергий (Яновский; 6/19 янв. 1876). Духовный сын прп. Герасима Аляскинского, первый правитель Русской Америки. Впоследствии губернатор Калуги. Духовный сын прп. Антония Оптинского. В Оптиной пустыни духовно окормлялась вся его семья.

Игумен Парфений (1878). Скончался в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, известный путешественник по Православному Востоку, духовный писатель. Оставил интересные воспоминания о своем посещении Оптиной.

Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов; 31 марта/13 апр. 1879), митрополит Московский и Коломенский. Просветитель Сибири и Америки. Приезжал в Оптину к прп. Амвросию Оптинскому.

Епископ Петр (Екатериновский; 27 мая/9 июня 1889), бывший Уфимский и Мензелинский. Аскет, духовный писатель. Несколько лет жил на покое в Оптиной Пустыни.

Иеросхимонах Герасим (Мартынов-Брагин; 16/29 июня 1898). Замечательный старец, юродивый, прозорливец, целитель, устроитель Никольской женской общины Медынского уезда Калужской губернии. Любил бывать в Оптиной Пустыни и общаться со старцами.

Епископ Михаил (Грибановский; 19 авг./1 сент. 1898) Таврический. Человек великой, святой души. Всех общавшихся с ним поражала необыкновенная искренность, сердечность, любовь, отзывчивость, простота, доступность. Глубокий знаток Св. Евангелия, благоговейнейший служитель Божественной Литургии. Оказывал исключительное, сильное впечатление на своих современников. Будучи инспектором С.-Петербургской Духовной Академии, увлек идеями восстановления патриаршества в России будущего Патриарха Тихона и митр. Антония (Храповицкого).

Митрополит Иоанникий (Руднев; 7/20 июня 1900) Киевский и Галицкий. Великий архипастырь, муж силы духовной, великий милостивец и благодетель. Приезжал в Оптину к прп. Амвросию.

Архиепископ Ювеналий (Половцев; 12/25 апр. 1904) Виленский и Литовский. Насельник скита Оптиной Пустыни, духовный сын прп. Макария Оптинского. После Оптиной Пустыни в разное время был членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, настоятелем Глинской пустыни, настоятелем Курской Коренной пустыни, наместником Александро-Невской Лавры, наместником Киево-Печерской Лавры и др. На всяком месте своего служения с большим духовным опытом и энергией устраивал монастырскую и церковную жизнь, запечатлевая на всем свет оптинского благочестия.

Архимандрит Мефодий (1906), знаменитый настоятель Псково-Печерского Успенского монастыря. Старец, один из любимых учеников прп. Амвросия Оптинского. Архим. Мефодий привил старчество в своем монастыре. Его духовным сыном был великий старец Псковских Печор прп. Симеон (Желнин; 5/18 янв. 1960).

Схимонах Иларион (1916). Автор нашумевшей на весь православный мир книги «На горах Кавказа», которая была издана на средства прмц. Великой Княгини Елисаветы по благословению прп. Варсонофия Оптинского, которому книга понравилась. Старец Варсонофий предупреждал, что читать ее надо с помощью опытного старца. Книга послужила поводом к появлению сильного церковного движения «имяславцев» и появлению серьезных разногласий в церковной среде из-за некоторой богословской неясности отдельных выражений. До сих пор не дана оценка книге соборным решением всей Церкви. Автор был связан с Оптиной через своего келейника схимонаха Венедикта, который одно время жил в Оптиной.

Игумен Герасим (31 июля/13 авг. 1918) Младший. Ученик юродивого старца Герасима, основатель и строитель скита прп. Сергия Радонежского недалеко от Калуги. Обители старца покровительствовала прмц. Великая Княгиня Елисавета. Замечательный старец. Часто навещал оптинских старцев. Посещение Сергиева скита описал В. П. Быков в книге «Тихие приюты».

Сщмч. Лаврентий (Князев; 24 окт./6 нояб. 1918) Балахнинский, викарий Нижегородской епархии. Новомученик (расстрелян), подвижник благочестия, духовный сын прп. Анатолия (Потапова).

Архиепископ Никон (Рождественский; 30 дек./12 янв. 1919), бывший Вологодский, член Государственного Совета. Духовный сын архим. Леонида (Кавелина), оптинского воспитанника. Духовный писатель, патриот, друг С. А. Нилуса.

Св. прав. Алексий Мечев (9/22 июня 1923). Московский старец-утешитель, прозорливец. Особый дар любви и сострадания к человеку. Имел огромную паству, за которую всего себя положил, и которая отвечала ему безграничной, беззаветной любовью. Оказал самое глубокое влияние на благочестие москвичей. Приезжал в Оптину, был духовно дружен с оптинскими старцами прп. Анатолием (Потаповым) и схииг. Феодосием (Поморцевым). Настоятель храма свт. Николая на Маросейке в Москве. На приходе была необыкновенно дружная огромная духовная семья.

Святой Патриарх Тихон (25 марта/7 апр. 1925) Московский и всея Руси. «Совесть» Русской Церкви, «самый добрый архиерей», мудрый управитель церковной жизни, исповедник, мученик. Существуют данные, что Патриарх во многих вопросах церковной политики прислушивался к мнению оптинского старца прп. Нектария, для чего за советом в Оптину посылался гонец.

Епископ Иона (Покровский; 7/20 окт. 1925) Ханькоуский, Китай. Великий организатор церковной жизни, особенно детских учреждений в русской колонии в Китае. Имел любовь к себе не только паствы, но и всего народа, включая китайцев и монголов. Будучи студентом и преподавателем Казанской Духовной Академии, часто приезжал в Оптину к своему духовному отцу прп. Анатолию (Потапову). Очень хотел вступить в братию Оптиной.

Свт. Макарий (Невский; 16 февр./1 марта 1926), бывший Московский. Великий святой, аскет, исповедник, великий молитвенник, патриот, ревнитель Православия, пользовался безграничной любовью верующего народа, апостол Алтая, великий миссионер. Перед октябрьским переворотом приезжал в Оптину и Шамордино («женский филиал» Оптиной), встречался со старцами. Его всегдашний завет (и предсмертный) — кто желает спастись, пусть читает письма оптинских старцев.

Св. исп. Георгий Коссов (26 авг./8 сент. 1928), с. Спас-Чекряк Орловской губернии. Замечательный, удивительный старец, духовник С. А. и Е. А. Нилусов, талантливый организатор церковно-приходской жизни. Был очень любим народом. Его большой храм в глуши, который он сам чудом построил, посещали бесчисленные потоки паломников со всех концов страны. Духовный сын прп. Амвросия Оптинского.

Сщмч. Петр (Зверев; 25 янв./7 февр. 1929) Воронежский и Задонский. Великий архиерей, исповедник и новомученик (замучен на Соловках), часто посещал Оптину пустынь.

Протоиерей Михаил Прудников (21 авг./З окт. 1929), С.-Петербург, храм Спаса-на-водах. В миру капитан 1-го ранга, дважды совершил кругосветное плавание, был духовно близок к св. прав. Иоанну Кронштадтскому. Многие годы ежедневно служил Божественную Литургию. Не благословил генерала Д. А. Деникина на сопротивление большевикам, указав, что советская власть попущена Богом за грехи русского народа и народ должен испить эту чашу, после чего наступит прощение. Был другом прп. Анатолия (Потапова) Оптинского. Часто приезжал в Оптину. Участвовал в отпевании прп. Анатолия.

Епископ Михей (Алексеев; 3/16 фев. 1931), бывший Уфимский и Мензелинский. Воспитанник Оптиной, впоследствии вернулся на покой в Оптину. В миру был капитаном 1-го ранга. Его родной брат В. Ф. Алексеев был выдающимся физико-химиком.

Протоиерей Валентин Свенцицкий (7/20 окт. 1931). Выдающийся московский пастырь, знаменитый проповедник, духовный писатель, исповедник. Духовный сын прп. Анатолия (Потапова) Оптинского.

Протоиерей Владимир (Богданов, в монашестве Серафим; 28 окт./10 нояб. 1931). Благодатный старец, имел очень много духовных чад. Видный деятель катакомбной Церкви в Москве, духовный сын прп. Нектария Оптинского.

Пр. исп. Георгий (Лавров, 21 июня/4 июля 1932). Воспитанник Оптиной пустыни, настоятель Мещовского монастыря Калужской губернии, старец Даниловского монастыря. Был очень известен в Москве, имел огромное число духовных чад, особенно среди интеллигенции. Имел большой авторитет у многих виднейших иерархов Церкви, которые к нему относились, как к старцу.

Протоиерей Димитрий Иванов (4/17 марта 1933). Духовник Киевского Покровского женского монастыря. Замечательный пастырь, исповедник, духовный сын оптинских старцев. Умер от истощения и болезней сразу после освобождения из заключения.

Митрополит Трифон (князь Туркестанов; 1/14 июня 1934), бывший Дмитровский, викарий Московской епархии. Воспитанник Оптиной Пустыни (был послушником в Скиту), духовный сын прп. Амвросия Оптинского.

Схиархимандрит Захария (Егорченков; 2/15 июня 1936). Последний духовник Троице-Сергиевой Лавры перед ее закрытием. Бывал в Оптиной и имел с ней духовные связи.

Архимандрит Симеон (Холмогоров, в схиме Даниил; 27 авт./9 сент. 1937). Духовный сын схиархим. Гавриила (Зырянова). Стал глубоким инвалидом после тяжелого ранения в 1905 г. от пули террориста-семинариста. Известный старец Московского Даниловского монастыря. Расстрелян.

Иеромонах Андрей (Элъбсон; 14/27 сент. 1937). Духовный сын прп. Нектария Оптинского, видный участник катакомбной Церкви. Расстрелян.

Сщмч. Петр Петриков, иерей (15/28 сент. 1937). Духовный сын прп. Нектария Оптинского. Расстрелян.

Иеросхимонах Феодосий (Харитонов; 2/15 окт. 1937), святая гора Афон. Знаменитейший подвижник, почитался на всем Афоне, жил в самом ужасном месте Афона — на Каруле. Был преподавателем Казанской Духовной Академии, ректором Вологодской семинарии. Духовный сын прп. Анатолия (Потапова), по благословению которого уехал на Афон. Выдающийся молитвенник, творил непрестанно умно-сердечную Иисусову молитву.

Архиепископ Феодор (Поздеевский, в схиме Даниил; 10/23 окт. 1937), бывший епископ Волоколамский, викарий Московской епархии, знаменитый настоятель Московского Даниловского монастыря. Суровый аскет, выдающийся богослов, расстрелян. Строгий ревнитель Православия. Оказал большое влияние на ход церковной истории. Его воспитанниками были многие выдающиеся иерархи Церкви. Архиеп. Феодор был ближайшим и преданнейшим духовным сыном прп. Гавриила (Зырянова), который был оптинской школы. Под духовным руководством старца Гавриила оказались многие, впоследствии выдающиеся, иерархи РПЦ, студенты, преподаватели МДА, и особенно Казанской Духовной Академии. Это сщмч. Ювеналий (Масловский; 12/25 окт. 1937) архиеп. Рязанский (расстрелян); архиепископ сщмч. Гурий (Степанов; 1938), архиеп. Варлаам (Ряшенцев; 7/20 нояб. 1942), еп. Варнава (Беляев; 23 апр./6 мая 1963), еп. Герман (Ряшенцев; 2/15 сент. 1937), сщмч., и многие другие новомученики Русской Церкви.

Архимандрит Серафим (Батюков; 6/19 фев. 1942). Скончался в Сергиевом Посаде. Духовный сын прп. Нектария Оптинского. Часто приезжал и жил в Оптиной. После 1927 г. ушел в катакомбы.

Протоиерей Николай (Сангушко-Загоровский, в монашестве Серафим; 30 сент./13 окт. 1943). Исповедник, замечательный проповедник, Протоиерей Николай (Сангушко-Загоровский, в монашестве Серафим; 30 сент./13 окт. 1943).

Сщ. исп. Василий (Преображенский; 31 июля/13 авг. 1945) Кинешемский. Старец, аскет, молитвенник, выдающийся проповедник, исповедник (умер в ссылке), прозорливец, нищелюбец, нестяжатель.

Митрополит Евлогий (Георгиевский;26 июля/8 авг. 1946). Управляющий русскими западноевропейскими приходами, воссоединился с РПЦ. Выдающийся деятель церковной и политической жизни эмиграции в Европе. В детстве и юности посещал Оптину, беседовал с прп. Амвросием Оптинским, который и благословил его на священнический путь и обучение в Духовной Академии.

Протоиерей Митрофан (Серебрянский, в схиме Сергий, исп.; 5/18 апр. 1948). Известный духовник и верный сотрудник прмц. Великой Княгини Елисаветы. Отличался исключительным благочестием, был духоносным подвижником, прозорливцем, исповедником.

Архимандрит Тихон (Богуславец; 17/30 янв. 1950), г. Симферополь. Духовный сын оптинских старцев, духовник архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого; 29 мая/11 июня 1961), знаменитого исповедника и хирурга. Когда о. Тихон скончался, владыка Лука бросился на грудь умершего со слезами: «На кого ты меня оставил?»

Архиепископ Серафим (Соболев; 13/26 февр. 1950) Богучарский, Болгария. Аскет, отличался необыкновенной скромностью, мягкостью характера, искренним благочестием, молитвенник, замечательный богослов, борец за чистоту Православия, особенно против софианства и ереси экуменизма. Был духовным сыном прп. Анатолия (Потапова) Оптинского.

Протоиерей Александр Аваев (12/25 нояб. 1958), Польша. Оптинский воспитанник (несколько лет был послушником), старец, оставивший глубокую память в сердцах своей немалой польской паствы.

Блаженная Ольга Богданова-Бари (3/16 окт. 1960), С.-Петербург. Духовная дочь прав. Иоанна Кронштадтского и прп. Нектария Оптинского, которой достались многие игрушки ее старца. Старчествовала. Была очень почитаема.

Митрополит Вениамин (Федченков; 21 сент./4 окт. 1961), бывший Саратовский и Балашовский. Выдающийся иерарх Русской Церкви, богослов, духовный писатель, замечательный старец, выдающийся проповедник, сердечный человек, кроткий, смиренный, милостивый, молитвенный. Очень любил народ, и народ его незабвенно любил. Один из виднейших деятелей эмиграции до возвращения на Родину. Бывал в Оптиной, хорошо знал ее старцев. Современники его, духовно связанные с Оптиной, подчеркивали, что митр. Вениамин принадлежит несомненно к оптинской школе.

Епископ Стефан (Никитин; 15/28 апр. 1963) Калужский и Боровский. Скончался в конце Божественной Литургии на амвоне, произнося проповедь. Имел духовное общение со всеми последними оптинскими старцами и братией.

Игумен Никон (Воробьев; 25 авг./7 сент. 1963). Известный подвижник последнего времени, выдающийся духовник, ставший известным благодаря публикации его писем духовным чадам. Был близким духовным чадом оптинского иеросхим. Мелетия (Бармина).

Прп. Севастиан (Фомин; 16/19 апр. 1966), схиархимандрит. Великий старец, 5 лет был келейником у прп. Иосифа Оптинского и около 17 лет келейничал у прп. Нектария Оптинского. Исповедник. После освобождения был выслан на поселение в г. Караганду, где чудом основал приход. Прославился необыкновенно чутким отношением к пастве, мудростью, прозорливостью.

Свт. Иоанн (Максимович; 19 июня/2 июля 1966) Шанхайский и Сан-Францисский, архиерей РПЦЗ. Величайший из святых XX века, Христа ради юродивый, суровейший аскет, великий чудотворец, прозорливец. Боговдохновенный богослов. Ревностный миссионер. Собиратель Русского Зарубежья. Питатель бедных, нежный отец сирот. О посещении его Оптиной ничего не известно, но он имел с ней духовные связи. Его ближайший родственник М. А. Максимович, профессор биологии Московского Университета, посещал Оптину. С детства на него оказал огромное впечатление харьковский старец о. Николай Сангушко-Загоровский. И наконец, архиеп. Иоанн принял монашеский постриг в Сербии в монастыре, в местечке Мильково, где настоятелем был схиархим. Амвросий (Курганов; 15/28 окт. 1933). Отец Амвросий — оптинский воспитанник (был послушником), духовный сын прп. Анатолия (Потапова) Оптинского, который оказал большое влияние на духовную жизнь русских в Сербии, где он очень почитается и доныне. Постриженниками этого монастыря были многие видные деятели РПЦЗ. Среди них архиеп. Антоний (Синькевич), начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с 1937 по 1951 год; иером. Филипп (Гарднер) — специалист и знаток церковной педагогики; о. Савва (К. П. Струве), трудившийся на Пряшевской Руси в Карпатах.

Протоиерей Владимир Шамонин (20 нояб./З дек. 1967) из С.-Петербурга. Выдающийся пастырь, исповедник, имел удивительную, потрясающую кончину. Приезжал в Оптину.

Протоиерей Василий Шустин (24 июля/6 авг. 1968). Духовный сын св. прав. Иоанна Кронштадтского и прпп. Варсонофия и Нектария Оптинских, замечательный пастырь. Оставил интересные воспоминания. В течение 30 лет был настоятелем православного прихода в Алжире. Скончался в Каннах.

Митрополит Мануил (Лемешевский; 30 июля/12 авг. 1968) Куйбышевский и Сызранский. Сразу после революции в сане иеромонаха посетил Оптину. Впоследствии поддерживал тесные духовные связи с замечательным оптинцем иером. Даниилом (Фоминым; 12/25 июля 1953), скончавшимся в г. Сорочинске Оренбургской области. Отец Даниил оказал огромное влияние на будущего великого старца — митр. Иоанна (Снычева; 20 окт./2 нояб. 1995) С.-Петербургского и Ладожского, который и отпевал о. Даниила.

Игумен Никон (Воскресенский; 15/28 окт. 1968). Скончался в Успенском монастыре г. Псковские Печоры. В свое время был близок к Оптиной. Подвижник благочестия.

Архимандрит Борис (Холчев; 29 окт./11 нояб. 1971). Замечательный проповедник, был очень любим народом, духовный сын прп. Нектария Оптинского, близкий друг сщмч. Сергия Мечева. Последнюю, большую часть жизни служил в Фергане и Ташкенте.

Св. исп. Петр Чельцов, протоиерей (30 авг./12 сент. 1972), с. Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области. В молодости часто ездил в Оптину и усвоил многие традиции оптинских старцев. Сам замечательный старец, выдающийся пастырь, чудотворец.

Схимонах Иоасаф (Моисеев; 25.03/07.04 1976). Затворник, непрестанная Иисусова молитва. Духовный сын прп. Нектария Оптинского, исповедник, прозорливец. После освобождения из лагеря (в заключении провел около 16 лет) жил в г. Грязи Липецкой области.

Архиепископ Андрей (Рымаренко) 29 июня/12 июля 1978) Рокландский. Видный иерарх РПЦЗ. Основатель монастыря «Новое Дивеево» в США. До эмиграции служил в Киеве, был духовником катакомбных священников, духовный сын прп. Нектария Оптинского, читал ему отходную.

Схиархим. Амвросий (Иванов; 2/15 окт. 1979). Воспитанник Оптиной Пустыни. Скончался в возрасте около 100 лет, последние годы жизни служил в с. Балабанове Калужской области.

Схиигумен Павел (Драчев; 16/29 марта 1981), с. Черкассы Ефремовского района Тульской области. Скончался почти в столетнем возрасте. Вероятно, последний оптинский монах. Нес на себе дух великих оптинских старцев. Старец-утешитель, прозорливец, исповедник, затворник. У себя на приходе организовал общину, в основном состоявшую из монахинь Шамординского монастыря.

Епископ Нектарий (Концевич; 24 янв./6 февр. 1983) Сиэтлинский. Виднейший иерарх РПЦЗ. В юности часто бывал в Оптиной, духовный сын прп. Нектария Оптинского. 6 февраля 1983 г. владыка мирно почил в своей келье, собираясь на позднюю Литургию. «В воскресенье владыка собирался приобщиться Святых Христовых Таин и, вернувшись домой, молитвенно к этому готовился. Встав утром, он собрался идти на позднюю Божественную литургию к 9.30 и вызвал автомобиль. Около 9.15 владыка сел на койку в своей келье и почил. Рядом с ним, на письменном столе, лежала служба святым Новомученикам. В соборе узнали о кончине епископа Сеаттлийского во время литургии. Архиепископ Антоний по окончании ранней литургии отслужил первую литию по усопшему. Затем правящий архиерей отправился на квартиру почившего владыки в сопровождении протодиакона и прислужников, и там была отслужена лития. Затем владыка Антоний вернулся в собор, и началась поздняя литургия. Во время ожидания окончания литургии у тела владыки Нектария был прочитан канон на исход души. После литургии в келье епископа Нектария собрались владыка Антоний, иереи Стефан Павленко и Петр Перекрестов, протодиакон Николай Поршников (ныне покойный) и чтец Владимир Красовский. Они приготовили тело к погребению, помазав его елеем с Гроба Господня и одев владыку в рубашку, в которой он погружался в Иордан, и подрясник. Тело было перенесено в собор, где владыка был облачен в светлое пасхальное облачение. В течение всего понедельника и вторника в собор приходили духовные чада и почитатели владыки помолиться о его упокоении.» (отрывок из книги: Корнилов А.А. Монах от Оптины до Платины. Жизнь епископа Сеаттлийского Нектария (Концевича) – Н. Новгород, 2008. С.75-76)

Иеросхим. Нектарий (Овчинников, 16 февр./1 марта 1988). Скончался в г. Ельце Воронежской области. Духовник мнигих мирян, прежде известный врач. Духовный сын архим. Бориса (Холчева).

Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков; 20 апр./3 мая 1990). Имел духовное общение с прп. Никоном Оптинским, которого глубоко почитал.

Протоиерей Василий Евдокимов (5/18 дек. 1990). Известный московский священник, исповедник, общался с прп. Нектарием Оптинским.

Протоиерей Василий Серебренников (17/30 дек. 1996), Москва. Замечательный священник, выдающийся духовник, благоговейнейший служитель. Духовный сын пр. исп. Георгия (Лаврова), духовник «последнего русского философа» А. Ф. Лосева (в монашестве Андроник; 1988).

Список подвижников Оптиной Пустыни, не названных в тексте:

Схимонах Иоанникий (Руфов; 30 апр./13 мая 1815). Отшельник.

Монах Феофан (Талунин; 15/28 июня 1819). Скит, пустынник из рославльских лесов. Нищета, исключительный постник. Однажды весь Великий пост ничего не ел, только один раз в неделю пил теплую воду с уксусом, и не спал, а ночи простаивал в молитве, привязав себя шнурами к стене, при этом исполнял ежедневное большое келейное правило и келейную службу, да еще 800 поклонов ежедневно. В смертный час на вопрос братии, не страшится ли, отвечал: «Я с радостью желаю разрешиться от сей жизни». И тут же скончался: занес руку для крестного знамения и предал дух свой Богу. По словам прп. Антония Оптинского, этот старец при жизни имел столь сияющее благодатию лицо, что не доставало духу смотреть прямо ему в глаза, а разве украдкою, как бы со стороны.

Архимандрит Даниил (2/15 июня 1835). Настоятель Оптиной пустыни, при нем был основан скит св. Иоанна Предтечи.

Иеромонах Геннадий (18/31 марта 1846). Был духовником Императора Александра I.

Иеросхимонах Иоанн (Малиновский; 4/17 сент. 1849). Скит. Ревностный поборник Православной Церкви, выступал против раскольников. Строгий подвижник. Духовный писатель, издал шесть книг.

Иеросхимонах Никон (Огиевский; 2/15 окт. 1850). Подвижник, равноангельной жизни, скит.

Монах Порфирий (Григоров; 15/28 марта 1851). Был келейником великого угодника Божия Георгия (Машурина, в монашестве Стратоник; 25 мая/7 июня 1835), Затворника Задонского монастыря. Отличался искренним благочестием, из офицеров-дворян.

Схимонах Вассиан (Гаврилов; 17/30 сент. 1851). Скит. Неподражаемый постник, строгий подвижник.

Схимонах Леонид (Бочаров, 4/17 дек. 1853). Скит, преуспевал во внутреннем делании, ученик прп. Льва Оптинского и схим. Феодора (Перехватова) Свирского.

Иеросхимонах Иов (Владимиров; 10/23 февр. 1861). Скит. Молчальник, духовник прп. Макария Оптинского.

Иеродиакон Палладий (Иванов; 5/18 нояб. 1861). Строгий подвижник, ревнитель древних монашеских традиций, нищета.

Схимонах Карп (Алексеев; 13/26 марта 1866). Великий труженик. Молчалив, ласков, приветлив, кроток. «Карп слеп, но видит свет» (прп. Лев Оптинский). Его старческое лицо стало так благообразно и светло, как у невинного младенца, и видимо сияло благодатию Божией. Смиренный подвижник, который никогда не искал человеческой славы и всю жизнь провел в неизвестности.

Монах Андрей (Петровский; 23 янв./5 февр. 1867). Известный боевой генерал, помещик, проведший всю жизнь в сражениях. Последние годы жил в Оптиной Пустыни, принял здесь монашество, отличался глубоким смирением и благочестием.

Схимонах Иоанн (Ефремов; 30 марта/12 апр. 1867). Старец, мельник.

Схимонах Пахомий (Соловьев; 13/26 февр. 1877). Странник, блаженный, прозорливец, молчальник, молитвенник.

Послушник Елисей (Шувалов; 28 мая/10 июня 1877). Пустынник. Смирение, любовь ко всякой твари Божией.

Иеросхимонах Пимен (Пащенко; 1/14 сент. 1881). Духовник братии. Был всеми любим за кротость и смирение. Все замечания он принимал без всякого самооправдания, сложив смиренно на груди руки, просил молиться о нем. Имел редкое усердие к церковной службе.

Иеросхимонах Евфимий (Трунов; 24 марта/6 апр. 1886). Летописец Оптиной пустыни.

Иеросхимонах Флавиан (Маленков; 30 мая/12 июня 1890). Казначей, первый помощник прп. Исаакия I, строгий подвижник, имел острый и сильный практический ум.

Иеросхимонах Памва (Попов, 13/26 февр. 1891). Духовник, любовь к Богослужению. Смирение, кротость.

Схимонах Николай (Абрулах; 18/31 авг. 1893). Скит. Из турецких подданных, офицер, по одному преданию, бывший генерал-паша, командующий турецким флотом. Стал тайным христианином. Исповедник (был жестоко мучим за Христа). Проводил истинно святую жизнь. Сподобился неоднократно еще здесь, на земле, возноситься в райские селения (видения его записаны, опубликованы). Прп. Варсонофий и другие оптинские старцы свидетельствовали об истинности видений о. Николая и подтверждали его праведность.

Схимонах Борис (Иванов; 7/20 апр. 1898). Скит. Великий молитвенник и угодник, всегда пребывал в суровых подвигах, добрый, светлый и веселый, почил в глубокой старости. Скончался в день Св. Пасхи ночью. Братия видели, что душа его, подобно огненному столпу, возносилась на небо.

Архимандрит Досифей (Силаев; 31 марта/13 апр. 1900). Настоятель монастыря.

Иеросхимонах Мелхиседек (Разумов; 29 марта/11 апр. 1902). Великий старец, строгий затворник.

Монах Пахомий (Сабодаш; 9/22 марта 1908). Скит. Келейник старца Иосифа. Иисусова молитва, которую он творил даже в беспамятстве на смертном одре.

Схиигумен Марк (Чебыкин; 18/31 марта 1909). Мудрый старец.

Монах Еразм (Вытропский; 17/30 июля 1913). Летописец Оптиной пустыни, жизнь проводил в сокровенных подвигах и молитве.

Схиархимандрит Ксенофонт (Клюкин; 30 авг./12 окт. 1914). Настоятель Оптиной пустыни, святой подвижник, строгий монах.

Схиигумен Феодосий (Поморцев; 9/22 марта 1920). Мудрый старец святой жизни, последний скитоначальник.

Схимонах Иоиль (Токарев; 22 марта/4 апр. 1920). Скит. Внутреннее делание.

Схиархимандрит Агапит (Беловидов; 23 февр./8 марта 1922). Великий старец, духовный писатель, одна из самых сокровенных личностей Оптиной, духовник прп. Нектария Оптинского.

Монах Кирилл (Зленко; 19 июля/1 авг. 1932). Исповедник. Письмоводитель прп. Варсонофия Оптинского. Был у смертного ложа старца в Старо-Голутвине монастыре, после чего вернулся с гробом батюшки в Оптину. После разгона обители жил в г. Козельске с иером. Никоном (Беляевым), к которому был близок. Был в ссылке в Туркестане. Скончался в г. Белеве в день памяти прп. Серафима Саровского, как и С. А. Нилус.

Прп. Агапит (фон Таубе; 15/18 июля 1936). Барон из С.-Петербурга, исповедник, духовный сын прп. Нектария Оптинского, постриженик прп. Никона Оптинского, исповедника. Смиренный, молчаливый, всегда собранный и на всяком месте преданный воле Божией.

Иеромонах Аифал (Панаев; 12/25 дек. 1936). Исповедник, возвращаясь из заключения в Белев, был избит бандитами в поезде и выброшен на ходу. По преданию, служащие железной дороги нашли его без сознания на железнодорожной насыпи, но его окровавленные уста еще шевелились, произнося Иисусову молитву. Так и умер, не приходя в сознание.

Прмч. Лаврентий (Левченко; 12/25 окт. 1937). Подвижник, мученик. Расстрелян.

Прмч. Викентий (Никольский; 28 нояб./11 дек. 1937). Сын сенатора из С.-Петербурга, духовный сын прп. Нектария Оптинского. Абсолютное послушание своему святому старцу, кротость, замечательный творец Иисусовой молитвы. Скончался в концлагере (Коми АССР).

Иеромонах Макарий (Чиликин; 18 апр./1 мая 1939). Духовник.

Прп. Рафаил (Шейченко; 6/19 июня 1957). Исповедник (20 лет концлагерей), молитвенник, имел дар слез. Чудотворец, известен случай воскрешения из мертвых двухлетнего младенца. Питатель нищих и сирот. Человек огромного, доброго и милостивого сердца. Служил и скончался в г. Козельске.

Иеросхимонах Мелетий (Бармин; 30 окт./12 нояб. 1959). Последний духовник шамординских сестер.

Иеросхимонах Макарий (Иноземцев; 29 апр./12 мая 1970). Родом из Козельска, был близок к Оптиной.

И многие другие явленные и неявленные подвижники. Среди тех, кто был близок к Оптиной пустыни, можно отметить:

Екатерина Поливанова (в монашестве Ефросиния; 29 авг./11 сент. 1859). Девица из высшего света, духовная дочь прп. Антония Оптинского, тонкая душа, праведница. Погребена в Оптиной.

Мария Михайловна Кавелина (23 авг./5 сент. 1860). Мать архим. Леонида (Кавелина), погребена в Оптиной Пустыни, праведница, имела блаженную кончину, духовная дочь прп. Макария Оптинского.

Дементий Кондратьев (14/27 марта 1865). Странник, удивительный человек, имевший всегда вид светлый и веселый.

Схимонахиня Амвросия (Ключарева; 25 авг./7 сент 1881). Помещица, приобретшая по благословению прп. Амвросия Оптинского с. Шамордино, что положило начало будущему женскому монастырю — Казанской Свято-Амвросиевской пустыни. Погребена в Оптиной.

Отроковица Любовь (Ключарева; 26 мая/8 июня 1883) и отроковица Вера (Ключарева; 4/17 июня 1883). Родные сестры, внучки схим. Амвросии (Ключаревой). Две светлые души, два светлых ангела, очень любимые прп. Амвросием Оптинским, предузнавшим их раннюю кончину. Погребены в Оптиной.

Елена Воронова (8/21 апр. 1916). С.-Петербург.

Монахиня Агния (Стародубцева; 4/17 марта 1976). Простота, смирение, любовь. Духовное чадо прп. Варсонофия Оптинского и прп. Севастиана Карагандинского. Иконописец. Погребена в Караганде.

Схимонахиня Лидия (Межекова; 12/25 янв. 1977). Духовная дочь прп. Никона Оптинского, прп. исп. Рафаила (Шейченко) и иеросхим. Мелетия (Бармина), праведница. Погребена в Калуге.

Схимонахиня Анастасия (Шевеленко; 1 марта/13 апр. 1977). Духовная дочь оптинских старцев прпп. Анатолия (Потапова), Нектария, Севастиана Карагандинского. Любовь к людям, юродство. Погребена в Караганде.

Монахиня Мария (Добромыслова; 18 июня/1 июля 1986). Духовная дочь прп. Никона Оптинского, прп. исп. Рафаила (Шейченко) и иеросхим. Мелетия (Бармина), праведница. Всю жизнь после закрытия Оптиной Пустыни собирала любые материалы по истории монастыря и духовное наследие старцев для потомков.

Монахиня Сергия (Клименко; 24 сент./7 окт. 1994). Исповедница, духоносная матушка, последние десятилетия своей жизни провела в Пюхтицком монастыре, там и погребена.

Статья «Благословенная Оптина» написана в 1997 году, в работе над которой автор (один оптинский иеромонах) использовал данные из опубликованных источников и мемуарных сведений, но не мог воспользоваться материалами архивов репрессивных органов. Эти документы стали доступны для исследователей лишь через несколько лет, поэтому некторые подробности бытования монастыря и биографий оптинских отцов в эпоху гонений остались нераскрытыми.

Восполнить эти пробелы мы попытались в статье «Испытание верности Богу».

 

<1234