Аудио-трансляция

Сми­ре­ние рож­да­ет­ся от ис­тин­но­го пос­лу­ша­ния и от­ло­же­ния са­мос­мыш­ле­ния, ког­да мы ни в чем не до­ве­ря­ем се­бе, но, во­лю свою и ра­зум от­се­кая, вве­ря­ем дру­гим, мо­гу­щим нас уп­ра­вить.

преп. Макарий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

БРАНЬ ПЛОТСКАЯ

Сестрам надо удаляться мужчин

Никогда не бери мужчин за руку, а то не уйти тебе от лютой бесовской плотской брани. У нас не принято даже между монахами брать друг друга за руку, а вам, как более немощным сосудам, тем более не должно прикасаться друг к дружке.


От мужчин старайся удаляться, лишнего не говори с ними, не смотри на них, около них старайся быть с молитвою. А если когда увлечешься мыслию, то приноси покаяние Господу. Отцу духовному про мысли не надо всегда говорить, а только когда будешь исповедоваться. А надо открывать все матушке, прося ее молитв. Также и Пресвятой Богородице молись с усердием.


От мужчин удаляйся и в мысли не имей их, а то это грешно.


Крайне остерегайся осязаний чужого тела, ибо многих до падений в смертный грех доводило одно даже воззрение.


Неполезно молодым послушницам сближаться со молодым священником.


А если вы подозреваете в какой сестре страстность, то можете, сначала помолившись поусерднее Господу, при случае сделать ей общее наставление, отнюдь не касаясь лиц. Например, в таком роде: "так и так поступать грешно, и мы всячески должны быть внимательны к своим движениям сердечным, ибо за все придется отвечать на страшном суде Божием".


В последнем письме своем от 15 января спрашиваете меня грешного, что отвечать благочинному, если он будет спрашивать, почему вы запретили некоторым сестрам брать благословение у нового священника. - Так как запрещение это было секретное и притом вы запретили брать у него благословение только некоторым молодым, да еще не каждый день, то пока можете дать ответ уклончивый. Сказать так: "Вообще монахини подходят под благословение к новому священнику. А если в иной день какая сестра и не подойдет к нему или по забывчивости, или по другой какой-либо причине, то на это не следовало бы ему обижаться. Ведь и к старому священнику не всегда все подходят под благословение". А с митрополитом когда-нибудь наедине можно бы поговорить и откровенно. Именно: "Неполезно молодым послушницам сближаться с молодым священником. Враг силен и всегда готов влагать дурные помыслы и производить страстные движения". И попросить митрополита сказать молодому священнику, чтобы он не имел претензий за то, что сестры не подходят к нему под благословение.

За смирение Господь подает облегчение в брани

Пишешь, что погибаешь от плотского волнения. Господь да сохранит и помилует тебя. Если страсти восстают, то надо противиться им, и молиться Богу, и просить у Него помощи, и осознавать немощь свою. Если и одолевают, и тогда не должно отчаиваться, но молись, кайся пред Богом, смиряйся, проси помощи у Господа, и сама старайся воздерживаться от страстей. Да не осуждай других. За смирение подаст Господь и облегчение в брани.

За осуждение ближних брань только больше бывает

Пишешь, что брань беспокоит. Терпи, больше смиряйся и не осуждай других. А то за осуждение только больше и бывает это.

ВЕРА

По вере вашей да будет вам

Господь сказал: "Царствие Божие внутри нас есть". Вопрошаешь о степенях - буди тебе в этом мерило совесть твоя и зеркало монашеское. Кто с верою открывает помыслы, тот получит пользу. По вере вашей да будет вам.


Да сподобит тебя Господь вкусить, яко благ Господь близ Он ко всем призывающим Его.. Смотри глубже духовными очами веры на Начальника веры - Иисуса Христа, что претерпел Он, будучи безгрешен.

ВОЛЯ БОЖИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

Только то полезно для нас, что согласно с волею Божиею

Пишешь, что брат не приехал со службы. Видно, так Богу угодно. Да теперь до весны вам и ехать неудобно к нам, лучше молись Богу у себя да во всех грехах кайся Ему и духовному отцу. А придет время, и у нас побываешь, если будет угодно Богу.


За отца Богу молись - лучше на волю Божию предаваться, на то, как Господь устроит.


О поездке в Петербург. - Если препятствия со стороны матушки не будет, то и мое благословение на это будет. Господь все устроит на пользу тебе.


...да укрепит тебя <Господь> в разуме и надежде творить Его святую волю по силе твоей. "Аще Господь Сам не созиждет дом души, то всуе трудится зиждущий".


Раз напомнила об Оптиной, и достаточно. Знаешь, как мирские понимают о монашестве. Скажут, что их учат, и последнее их желание к Оптиной можешь погаснуть. Самое верное средство - это молитва и преданность воле Божией, ибо Он о всех нас печется более, чем мы о себе сами.


Раба Евдокия пусть побольше надеется на Господа, а не на свои рассуждения, ибо все наше - ничто без Бога.


Желанию своему много не доверяйся, а полагайся на волю Божию, как Бог устроит. Потерпи, и это на пользу будет.


Милость Божия буди с тобой, и да устроит Господь все по воле Своей, которой мы не должны противиться. Если совершится твое назначение, то прими сие как Божию волю, и со смирением покорись, и не скорби сильно. За послушание Господь не оставит тебя и Царица Небесная поможет тебе. А если ходатайство ваше владыко уважит и оставит тебя на месте своем, то паки благодари Господа. Отказаться разок можно, представляя свою немощь, а если настойчиво требуют, то уж противиться погрешительно. В прегрешениях да простит тебя Господь и чувство покаяния и сокрушения дарует тебе, что необходимо для спасения.


А что касается до слухов касательно перемещения вас в другой монастырь, то, во-первых, слухам этим не предавайте большого значения; ибо слухи чаще всего оказываются ложными. А, во-вторых, в деле этом предавайтесь воле Божией. Если владыка будет вам предлагать, можете просить его, чтобы вас оставили на прежнем месте. Если же, помимо предложения, последует определение св. Синода о вашем перемещении в другой монастырь, то и по неволе должно будет перебираться. Но да будет с вами св. воля Божия! Всеблагий Господь знает, что для вас полезнее. Так и устраивает.


Касательно ожидаемого вами перевода в Псковский монастырь я уже писал вам, чтобы более полагались на волю Божию, ибо только то бывает хорошо и полезно для нас, что бывает согласно с волею Божиею.


При всех житейских обстоятельствах надо вспоминать слова Спасителя: "да будет воля Твоя!"


Келейнице твоей да облегчит Господь болезнь. Если отпустят ее, то можно и в Москву съездить. А от звона отпрашиваться - это по ее воле. Если она не затрудняется этим делом, то не следует отказываться.


А что не дают мантии, то не расстраивайся этим - видно, нет еще воли Божией. Молись Богу, да старайся исправлять правило монастырское, тогда Господь и пострижения сподобит. А искать или просить - берегись, это не на пользу бывает.


Вы опасаетесь, как бы на его <вашего священника, о котором ходят недобрые слухи> место не явился подобный. Но, во-первых, должно помнить, что и все люди не без недостатков. А, во-вторых, так как вы находите неудобным объяснять о вашем священнике высшему начальству, то и должно в сем случае положиться на волю Божию и усерднее молиться Господу, чтобы послал вам доброго служителя Божия.


Разрушенное порохом здание Господь да поможет вам, матушка, возобновить. Думалось вам нынче пожить потише от забот. Но действительность почти никогда не сходится с нашими думами. Потому покойный наш бывший оптинский настоятель, муж мудрый, о. архимандрит Моисей имел обыкновение повторять слова: "да уж нигде не жилось так, как предполагалось". И еще, относительно обстоятельств своей жизни, говаривал: "хощу, якоже будет". Так и вы, вместе с своими думами, обносите в уме своем слова Господа нашего Иисуса Христа: "Да будет воля Твоя!"..

Отсечением своей воли достигается спокойствие

Учись во всем предаваться воле Божией и не желай, чтобы делалось по твоему желанию, а пусть делается, как делается, и покойна будешь.


Пашу да успокоит Господь от смущающих ее помыслов. Вразумляй ее на полезное. Наипаче пусть смиряется и волю свою отсекает.

ВОЗДЕРЖАНИЕ

За излишества и нарушение воздержания надо укорять себя

Еще пишешь, что воздержания нет. Приучай себя, а за излишества укоряй себя и смиряйся. За чаем лучше бы не петь, а если трудно воздержаться, то, что же делать, можно немного и попеть. Главное других не зазирай за это.


Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние.

ВРАГ

Где мир - там Бог, а где враг - там смущение.

Радость от врага не приносит душе мир

Пишешь, что, когда начинаешь молиться, приводишь себе на память грехи и оплакиваешь их. - Так и надо молиться. Затем иногда чувствуешь покой и радость и думаешь, что это от врага. - Но от врага, если и бывает радость, то, по замечанию св. отцев, нестройная, не сообщающая душе мир и тишину.

Рассеянность и мирская суетность - главные оружия врага

Враг нашего спасения бодренно сторожит за нами чем-либо воспрепятствовать вход нам в Райские обители. Главные оружия врага это суть рассеянность, многозаботливость о настоящем веке. Но кто захочет восхитить Царство Небесное, то для того "иго Христово благо, бремя Его легко есть" .

ВРЕМЯ СВОБОДНОЕ

Если есть время свободное, то читай из Псалтири по кафизме в день.


Свободное время одна проводи или за книгой, или за рукоделием.

ГНЕВ

Происшествие 23-ноября да будет обеим вам на пользу. Ты поступила правильно, хотя надо стараться говорить без гнева.

ГОВЕНИЕ

Прерывание говения - потеха врагу

Начав говение, не прерывай его, а то это нехорошо и врагу потеха. Старайся лучше приготавливаться, а если видишь, что не трудилась и в нерадении провела дни, то больше зазирай себя, укоряй, больше смиряйся, покаяние приноси, но не откладывай приобщаться, а то это нехорошо.

В отношении говения надо держаться прежнего порядка

Спрашиваете меня грешного, как вам поступить с молодыми сестрами относительно говения в сем посту, и прибавляете, что прежде и рясофорные, и послушницы - все говели. Скажу вам на это, матушка: держитесь прежнего порядка. Если по случаю работ нельзя говеть по целой неделе, то пусть говеют хоть по три дня, и не все вдруг. Тайны, пречистые и пренебесные, суть пища и питие душ человеческих. Не давайте же своим овечкам долго томиться гладом духовным.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>