Аудио-трансляция

Мы все пу­та­ем­ся: нель­зя ли как уст­ро­ить­ся в по­кое и на по­кое, и час­то ду­ма­ем: ес­ли бы не та­кое-то не­у­до­б­ство, и не та­кие-то обс­то­я­тель­ства, и не та­кой-то по­пе­реч­ный че­ло­век, то, мо­жет быть, бы­ло бы мне удоб­нее и по­кой­нее, а за­бы­ва­ем, что не­у­до­б­ства сии час­то ис­хо­дят изв­нутрь нас, как и злые по­мыш­ле­ния. Где ле­жат страс­ти, от­ту­да ис­хо­дят и все на­ши не­у­до­б­ства, не­ла­ди­цы, не­у­ря­ди­цы и не­уст­рой­ства. Но да уп­ра­зд­нит все сие При­ше­дый греш­ныя спас­ти, аще вос­хо­щем по­ка­ять­ся, сми­рить­ся и по­ко­рить­ся.

преп. Амвросий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

ГОРДОСТЬ

Гордость - причина многих падений

Избегай гордости, ибо она бывает причиной многих и лютых падений. Смиряйся, укоряй себя, считай себя последнейшей и хуже всех, не осуждай никого.Тогда и милость Божию получишь.

Гордость побеждается смирением

Пишешь, что почувствовала, что гордость в тебе есть. Это совершенная правда. Надо стараться истреблять ее и приучаться к смирению. Унывать не следует, а надо каяться в неисправлении, и стараться исправляться, и все больше и больше смиряться, чтобы считать себя всех грешнее, и никого не осуждать, и всякие скорби терпеть.


Господь да подаст тебе кротость, терпение, и смирение, и любовь к ближним. И сама этого у Господа проси и делами старайся обучаться этим добродетелям. А наипаче гордость побеждай, а то она губительница всего.


Пишешь, что гордость одолевает. Помоги Господи избавиться от нее и приобрести смирение. Надо наблюдать за собой и не допускать гордых помыслов, но скорее гнать их вон, и иметь смиренные мысли во всем, и просить в этом помощи у Господа.

Бог гордым противится

Параскеву да помилует Господь и от душевных страстей избавит. Пусть больше смиряется и не гордится, а то "гордым Бог противится"..


А то, что ты пороптала на м. игумению - нехорошо. Сердиться вообще нехорошо. "Гордым Господь противится".. Надо укорять себя, что подала вину. Тогда и ты будешь покойна, и они к тебе примирятся.

Возмущение происходит от гордости

Пишешь, что возмутилась на то, что написал тебе, чтобы смирялась. Если возмутилась, то это от гордости твоей. Надо не возмущаться, а сознаваться, и каяться, и себя укорять, и опять принуждать себя к смирению.

В основе грехов зазнания и осуждения лежит гордость

Грех зазнания похож на осуждение, ибо корень у них один - гордость.

Подозрительность есть следствие гордости, доводящей людей до сумасшествия

Очень жаль и теперешнюю вашу письмоводительницу Ольгу. Вы думаете видеть в ней сумасшествие. Но мне кажется, что она просто страдает сильною подозрительностию, которая есть следствие большого самолюбия и гордости. А известно, что гордость доводит людей и до сумасшествия. Следовало бы ей осознать свою немощь - подозрительность - и не доверять себе, и не следить за чужими поступками, каяться, и окаявать себя пред Богом, и смиряться. Полезно ей чаще прочитывать 9-е поучение преп. аввы Дорофея "О том, что не должно лгать".

Гордых может исцелить только Бог всемогущий

Гордая монахиня, бывшая сборщица, не хочет принимать ваших слов. - Ну и Бог с ней. У св. Лествичника написано, что гордых силен исцелить только Един Бог. А потому молитесь за нее, чтобы Сам Господь, имиже весть судьбами, вразумил и наставил ее на полезное и спасительное.


Спрашиваете меня грешного, как вам обходиться с м. Анною Смирновской. - При случае, когда она бывает в хорошем настроении духа, можете сказать, что, по учению преподобного аввы Дорофея, при всех возможных добрых делах за одно только мнение о себе душа неминуемо должна подвергнуться адским мучениям. Когда же она бывает расстроена, лучше к ней не подходить, потому что в это время, кроме дерзостей, ничего от нее не услышете. Да, кажется, я уже писал вам, что должно за нее усерднее так молиться Богу: "Устрой Господи о рабе твоей. полезное и спасительное по воле Твоей Святой". Так как, по замечанию св. Иоанна Лествичника, гордых силен исцелить только Бог Всемогущий.

ГРЕХ

Без грехов прожить нельзя, но в них надо каяться

... если какие грехи тяготят твою душу, то надо исповедовать их духовному отцу и больше стараться не грешить так.


Если что не исповеданное есть на душе, то непременно надо исповедовать.


Не смущайся, если неисправность имеешь, но зазирай себя, и смиряйся, и к покаянию прибегай. "Сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит" .


Бог всегда простит тебя за то, что описываешь, поэтому и не ленись писать о своих недостатках и немощах. В чем не писал прощения, во всем Бог простит, и я прощаю. Смиряйся только, да проси у Бога прощение грехов, да старайся исправиться.


Грехи не надо забывать говорить, а надо все сказывать.


Хорошо видеть свои грехи и недостатки, а не исправления.


В прегрешениях Господь да простит. Молись Ему, и приноси покаяние во всех своих грехах, и старайся удерживаться от грехов. Имей страх Божий, помни, что все Господь видит, и знает, и за все воздает по делам нашим.


Если у тебя есть что на душе и тяготит ее, то не надо скрывать, а лучше смириться и покаяться, тогда и душе будет легче. Без искушений и греха нельзя прожить, но надо каяться, и Господь простит.


В грехах надо покаяние приносить да других не надо усуждать.


Если что неисповеданное имеешь из прежней жизни, то надо исповедать духовнику на исповеди, а то все будешь вспоминать оное.


Из рассказов же Анны о своей прежней греховной жизни и из ее строптивого характера можно видеть и причину, почему лукавый враг приразился к ней и возымел такую силу. Хорошо вы сделали, что поручили Анну под надзор строгой монахини, которая не дозволяет ей безчинствовать. И пусть эта монахиня внушает Анне, что рассказывать грехи прежней жизни должно только одному духовнику на исповеди, а отнюдь не всенародно.


Грех сам не войдет, если мы его не впустим. Напоминание себе о смерти удерживает от греха

Грех сам не войдет, если мы его не впустим, а что за удовольствие терпеть потом лютую брань бесовскую. Легче бороться в начале, чем потом, когда окрепнет грех. Не "завидуй согрешающим, которые в трудех человеческих несут, и с человеки не приемлют ран". Лучше держаться подальше от греха и соблазна напоминанием себе о смерти, после которой судом праведным определят, кому вечно радоваться, а кому безконечно рыдать. Будешь со страхом Божием заботиться о своем спасении, то не найдет на тебя внезапно день той - смерть.


От недолжных взглядов хранить себя надо, а помыслы надо отгонять. Господь да укрепит тебя в добродетели. Записывать погрешности Бог благословит.


Паше благословение посылаю. Господь да хранит ее Своею благодатию. Пусть и она хранит себя от поводов к греху. Одной можно бы и не ходить в лес.

Не будь в закоснении о грехах своих

Письмо твое получил, в котором ты описываешь свои немощи и погрешности. Отец щедрот и милости, Бог и Податель всяких утех вопиющим к Нему из глубины души: "Господи! Немощствует тело, немоществует и душа, Сам мя спаси, Спасе Человеколюбче, Сей вземляй грехи всего мира и немощи наши понесе". Будь, родная, уверена, что и все твои прегрешения вземлет на Себя. Только ты не будь в закоснении о грехах своих. И аз недостойный прощаю тя, чадо мое о Христе.

От грехов воздерживайся страхом

Необходимо себя понуждать на исполнение заповедей Божиих. Ты пишешь, что не можешь удержаться от грехов. Это неправда: когда знаешь, что за воровство в тюрьму сажают, то боишься воровать. Точно так же удерживайся страхом и от остальных грехов. Проси помощи у Бога. Вначале будет трудно бороться с грехом, а потом легко будет.

Где нет лжи, там нет греха

Касательно же помощи диакону можете сказать владыке, что деньги даны ему из благодетельских, а отнюдь не из монастырской суммы. Открыть же имя благодетельницы нельзя, потому что она этого не желает. В этих словах лжи нет, следовательно, и греха нет, потому что действительно вы благодетельствуете диакону и открыть своего имени не желаете - между прочим, и сохраните свою тайну.

Исповеданные грехи вспоминать не следует

Прежние грехи не вспоминай, но молись Богу, чтобы изъял их Господь из памяти твоей.


Духовнику надо во всем исповедоваться. А что исповедуешь, о том уж больше не вспоминай.

Грех по нерадению заслуживает большего осуждения, чем невольный грех

Конечно, надо всеми силами бегать и удаляться греха, ибо если мы будем сами по своему нерадению впадать в грехи, то заслужим только большего осуждения. А в случающихся невольно или по нашей немощи - да будем очищаться покаянием.

Непочтительное обхождение со старшими вменяется во грех

Дочь Пелагию да вразумит и смирит Господь. Надо уговаривать ее, чтобы она почтительно обходилась с родителями и со старшими, а то грех ей будет.

ГРЕХОВНОСТЬ

Перемена душевного состояния показывает нашу греховность

При перемене душевного состояния не дивись, это необходимо. Эта перемена греховность нашу показывает, и к бодрствованию побуждает, и к смирению приводит. Смущаться при сем никак не должно, но надо укорять себя и смиряться. Иногда и за тщеславие, и даже за мысленное осуждение других отнимается теплота от сердца.

Осознание своей греховности помогает обращать все неприятности на пользу своей души

Ухитряйся и все неблагоприятные условия жизни обращай на пользу своей души, а для этого необходимо иметь самоукорение и сознание всей своей греховности.

А ошибки покаянием заглаживать. Сознание своей греховности тоже полезно для души.

ДЕЛА ДОБРЫЕ

Что сделано было с доброй целию, то принесет благие плоды, с помощию Божиею.

Надо понуждать себя на все доброе и помнить, что основание добродетелей - во смирении

Пишешь, что 10-й уже месяц, как ты, с помощью Божию, определилась во Святую обитель и все никак не можешь привыкнуть к порядкам, и правилам, и обычаям монастырским. Проси себе помощи Божией на все дела и послушания, и почаще молитву Иисусову твори, и понуждай себя на все доброе: на молитву, чтение отеческих книг, и на послушание, и на всякие труды, не гордись, не завидуй и не ропщи, никого не задирай и не осуждай, не празднословь, без дела и нужды по кельям не ходи и подруг не заводи, во всем соблюдай простоту, кротость и смирение, и себя всегда во всем укоряй и осуждай, и считай хуже всех, и проси себе почаще: "Господи, даждь мне терпение, великодушие и кротость.


Вспомни то, что добрые дела снискиваются понуждением и многим терпением. И поэтому не унывай, а к исполнению себя понуждай, тогда и помощь получишь от Господа.


Недостаточно только говорить о страшной войне, о близком конце мира, надо подвигнуть себя к святому делу, ко всякому доброму делу... Ты скажешь, где же взять усердие к молитве - опять повторяю: от понуждения себя, молись больше и чаще, и усердие не замедлит к тебе придти, оно ведь недалеко - оно в твоем сердце, зарытое нерадением.


Каждое дело начинай и заканчивай молитвою и крестным знамением

Каждое дело начинай и заканчивай молитвою и крестным знамением. Сначала проси помощи, а после благодари Господа, что помог исполнить дело.

В начале всякое доброе дело трудно бывает

А что трудно, то в начале всякое доброе дело трудно бывает, а потом с Божиею помощию привыкаешь. Если привыкаешь каждые две недели ходить к матери-игумении, то так и делай, это хорошо.

Главное спасение - в добрых делах, а не в мантии

Относительно пострижения в тайную мантию. - Оставь пока об этом пещись. Главное спасение не в мантии, а в добрых делах. Будешь по силе понуждать себя к исправлению, тогда Господь, увидя твои труды и смирение, оставит все твои согрешения и сподобит в свое время мантии и христианской кончины. Успокойся, родная. Теки путем смирения и терпения.

Без скорби никакое доброе дело не обходится

Если эта послушница так нехорошо ведет себя, то надо тебе все это объяснить игумении. А дозволять ей так безчинствовать не следует. Матушка игумения как хочет, так и поступит. А если к игумении не допускают, то надо сказать благочинной. А сама потерпи и не обижайся, без скорби никакое доброе дело не обходится.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>