Аудио-трансляция

Ос­мот­рим­ся со тща­ни­ем, не за­пу­ты­ва­ем ли мы се­бя са­мо­лю­би­ем и са­мос­мыш­ле­ни­ем, не нуж­но ли нам, по апос­тольс­ко­му за­ве­ща­нию, от­ло­жи­ти вся­ку гор­дость и с тер­пе­ни­ем те­щи на пред­ле­жа­щий нам под­виг (ср.: Евр. 12, 1).

преп. Лев

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

ДЕЛАНИЕ ТЕЛЕСНОЕ

Добродетели, не требующие телесного труда

Пишешь, что великая милость от Господа обретается смирением, терпением и самоукорением - добродетелями, не требующими телесного труда.

ДЕНЬГИ

Душа может погибнуть через одно только пристрастие или сердечную привязанность к богатству.

От сребролюбия отставай, не привязывайся к деньгам

... еще о деньгах. Не деньги виноваты, а пристрастие к деньгам. Мало ли было царей и князей, которые жили в богатстве. Но, так как они не имели пристрастия к богатству, то и оказались в лике святых, о чем свидетельствуют их нетленные мощи. Можно жить и в крайней бедности и в то же время иметь пристрастие или сердечную привязанность к богатству - чрез это одно душа может погибнуть, если человек при жизни не раскается в этом грехе. Можно и наоборот, иметь деньги и не иметь к ним пристрастия, т.е. есть ли они, нет ли их, человек бывает равнодушен - тогда и деньги не помешают его спасению.


Что капитал лежит, надо укорять себя, но смущаться или унывать не надо. Ты человек и имеешь разные нужды, для которых необходимы и деньги. Не надо только сильно привязываться к ним.


Привыкай не иметь привязанности к деньгам.

Надо молиться за давшего тебе деньги

Если взяла деньги, то надо молиться за того, кто дал.

Монах может иметь деньги

Деньги, подаренные вам вашею благодетельницею, имейте у себя и пользуйтесь ими для своих нужд, "ничтоже сумняся".. Ведь другие же монахини имеют свои деньги, и никто к ним не придирается.

Монах не должен давать деньги мирским людям

Св. отцы запрещают монаху давать деньги мирским людям, хотя бы и родным, говоря, что это приносит им больше вреда, нежели пользы.

Не следует монахине говорить о собственных деньгах, а завещать их можно той обители, где Бог приведет скончаться

О ваших собственных деньгах, помнится мне, я уже писал вам, чтобы отнюдь никому не говорили. А можете написать записочку в таком роде: "Подаренные мне деньги такою-то игуменией после моей кончины должны остаться в той обители, где мне приведет Бог скончаться". Затем подпишите свое имя и вложите записку в процентные бумаги. После вашей кончины и возьмут их в обитель.

Тратить монастырские деньги на подарки своим крестникам нельзя

Вы пишете, что согласились на просьбу своего племянника с супругой быть восприемницей родившейся у них дочки. - Что ж? И хорошо сделали, что согласились. Вы желали бы посылать иногда своей крестнице какие-нибудь гостинцы. На это скажу вам так: если на эти гостинцы пойдут ваши собственные деньги, то можете посылать, если же потребуются монастырские деньги, то одобрить сего нельзя.

ДОЛГИ НЕВОЗВРАЩЕННЫЕ

Невозвращенные тебе долги вменяются тебе в милостыню от Господа

Про долги можно и не напоминать, особенно если знаешь, что те, кому дала, нуждаются. Это в милостыню тебе вменится от Господа.

ДУХОВНИК

Духовника осуждать не надо

Духовника старайся не осуждать. А если случится осудить, то можно ему и не признаваться, в чем именно осудила, если думаешь, что неприятно ему сие. Можно сказать, что осуждала или его, или вообще духовных отцов.

Сестры могут говорить духовнику обо всем, что их смущает

Хорошо вы поступаете, что тех больных сестер, которые открываются вам, что не могут показать больное место доктору, направляете в Москву к женщинам-врачам. А которые соглашаются у доктора лечиться, те пусть у него и лечатся. А на вопрос, каяться ли вообще в этом духовнику, скажу вам так: все, в чем только какая сестра сомневается, или смущается, или недоумевает - все это можно объяснять духовнику.


Пишете, что для двух тяжко больных сестер купили по коробке килек, и спрашиваете, как о сем каяться. - Так и скажите духовнику, как было сделано, т.е. что купили для тяжко больных сестер килек и разрешили в Великий Пяток покушать.

То, что говорит тебе духовник, не надо обсуждать с другими

Никакой пользы не будет тебе, если ты покажешь письма мои или поговоришь о них с м. игуменией. К чему это?

ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ

Душевное неспокойство происходит от маловерия

Письмо твое прочитал, с чувством сожалея, что живется тебе непокойно. Но, если посмотреть глубже в нашу жизнь земную, то тогда каждый удостоверится в том, что здесь всякие "туго": теснота, печаль, скорбь разнообразная... А покой там, идеже свет невечерний. Ведь ты христианка, да еще милостью Божией монахиня, и не только, но и обручница небесному жениху - Иисусу Христу. А ты маловерна к его словам, которые он тебе и всем подобным тебе вещает.

Когда бывает на сердце весело и покойно, то и без праздника бывает праздник на душе

Приношу вам мое поздравление со всерадостнейшим торжеством св. Пасхи Христовой. Да сподобит вас Господь встретить ее с радостию. А когда бывает на сердце весело и покойно, то и без праздника бывает праздник на душе. Такой сладчайшей радости и тишины желаю вам от души, а наконец желаю удостоиться и той велией и Святой Пасхи, которая, по скончании века сего, начнется во Царствии Небесном и будет праздноваться без скончания века, а сам праздник приветствую сим приветствием: "Христос Воскресе!

ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ

В жизни сей временной ничего постоянного нет

Не дивись тому, что иногда бывает благо, а иногда много и злого. Погода и то меняется, так и устроение человеческое. Надо при находящем на тебя устроении смиряться и укорять себя, а не людей. Понуждайся, и исправляйся, и проси у Бога помощи. А главное - не суди других.


Спрашиваешь, отчего на душе не всегда одинаково бывает. Но ведь и на небе не всегда одинаково: то ясно, то дождь, то холодно. А для нас душевные изменения полезны, они нас в смирении держат.


Написала ты, что иногда бывает отрадно на душе, а иногда нет. - Так и со всеми людьми бывает, потому что в теперешней временной жизни ничего постоянного нет.


Пишешь, что была в Зосимовой пустыни, искренно исповедалась и причастилась Св. Таин, почувствовала себя хорошо и подумала, что уж теперь не будешь разлениваться. Но вскоре после этого почувствовала сухость, холодность и проч. Спрашиваешь, неужели это произошло оттого, что подумала то и то? - Да, сухость и холодность произошли оттого, что допустила самонадеянные помыслы: "Теперь уже так не рассеюсь" и проч. Между прочим, скажу тебе, что в жизни сей временной ничего постоянного нет. Но, по словам преп. Макария Великого, как в видимой природе постоянно бывают изменения: то день - то ночь, то ясно - то пасмурно, то тепло - то холодно, - точно также происходит и с нашими душами. И потому, когда приходят холодность и рассеянность, смущаться этим не должно, а должно в это время более укорять себя пред Господом и смиряться, считая себя грешнейшею паче всех человек.


Что при разговоре чувствовала греховное движение в теле - то в этом Бог простит, каяться духовнику не надо, а вперед следи за собой, и при повторении подобного надо на исповеди открывать, но не смущайся, это бывает. Человек до самой смерти подвержен изменениям и в одном состоянии пребыть не может.

На душе бывает легко по Божией милости к нам

А то, что вчера было плохо, а нынче легко на душе, то это так и бывает. Но только не по нашим трудам, а по Божией Милости к нам, чтобы мы не унывали.

Познание своих недостатков есть начало духовной жизни

Слава Богу, что познаешь свои недостатки. Это есть начало здравия души.

С теми, кто не понимает духовной жизни надо держаться поотдаленьннее и посерьезнее

Написали вы о неладном устроении душевном м. А. - Очень жаль ее. Но что же делать? Как видно, она не понимает жизни духовной. Спрашиваете меня грешного, как с нею обходиться. - Как в последнее время обходились, так и продолжайте обходиться. Держите себя по отношению к ней несколько поотдаленнее, посерьезнее. Это для нее полезно.

ЖИЗНЬ ИНОЧЕСКАЯ И ЖИЗНЬ МИРСКАЯ

Мир - не монашеское место

Съездить к сестре в Воронеж Бог благословит, если отпустит м. игумения. А сколько у нее пожить - это смотря по твоему желанию, но все-таки долго не заживайся. Мир - не монашеское место.


Трудно тебе подавить мысль о мире, т. е. о родных. - Конечно, трудно, ну что же делать - нужна борьба. Таков тесный монашеский путь, который имеет свое начало на земле и оканчивается в Раю на небе.

Инок есть исполнитель христовых заповедей

Желаю и тебе от Бога новой ревности и нового усердия к прохождению иноческой жизни, к исполнению заповедей Христовых, ибо инок есть исполнитель Христовых заповедей.

Монашеский путь спасения - в безропотном терпении и покорении своей участи, надо быть усердной в молитве и послушании единственно ради Бога

Получше разбери-ка свою жизнь и сличи с той жизнею, которую ты обязана по обету монашества проходить. - Увидишь непременно, что ты живешь не в скорбях, а в прохладе. Одно безропотное терпение и покорение своей участи спасает нас слабых, а если и это последнее средство отвергнем, то не спасение, а погибель наследуем. Будь усердной к молитве и послушаниям не ради какой корысти, а единственно ради Бога. Тогда все дастся тебе, что теперь ты никак не можешь, тогда все это само придет к тебе.

Инок есть понудитель естества до самого гроба

...понуждение себя на всякую добродетель составляет отличительную черту инока. Инок есть понудитель естества до самого гроба, учат св. отцы. А уж когда лень придет и послушаешь ее, то после надо покаяние приносить да смирением дополнять упущенное.

ЖИЗНЬ УЕДИНЕННАЯ

Страстным св. отцы запрещают жить уединенно

Пишешь, что тебе одной лучше жить. - Это неправильно. Страстным св. отцы запрещают жить уединенно, а советуют жить с людьми и побеждать свои страсти смирением, терпением и прочими добродетелями. А живя одна, как ты это сделаешь? Господь да поможет тебе.

Одна жила, а к лучшему не переменилась, потому что уединение неполезно тебе. Страсти истребляются не в уединении, а среди людей - когда будешь смиряться пред всеми, слушаться, отвергать свою волю, считать себя хуже всех и терпеть оскорбления.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>